Фрагментарный портрет: Фрагментарный портрет прекрасного внимательного девочка-подростка Стоковое Изображение

Портрет императрицы Екатерины II — Виртуальный Pусский музей

Торелли С.

1712, Болонья – 1780, Санкт-Петербург

Между 1763 и 1766


Этот коронационный портрет Екатерины Великой выполнен венецианским живописцем Cтефано Торелли. Мастер приехал в Россию в 1762 году. Приверженец декоративного рококо, он быстро и в равной степени талантливо писал портреты и пышные аллегорические композиции, расписывал плафоны и стены дворцов. 

Екатерина изображена в роскошном платье из гладкой серебряной парчи с вышитыми золотой нитью накладными орлами, императорской мантии, с державой и скипетром, лентой и бриллиантовой цепью ордена Св. Андрея Первозванного. На подушке — три царские короны Российской империи, соответствующие титулу императрицы — Казанская, Астраханская и Сибирская. Голову императрицы венчает большая императорская корона.

Этот шедевр мирового ювелирного искусства был изготовлен придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II в 1762 году в рекордно короткий срок – всего за два месяца.

Мастера сумели создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом. Сверкание бриллиантового кружева Позье подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов) – один из семи исторических камней Алмазного фонда России.

В картинах Торелли почти нет прямых линий – здесь все состоит из прихотливых изгибов, рокайльных завитков, все тяготеет к формам круга и овала. Изысканность блеклых гамм, оживленных позолотой, капризная асимметрия орнамента – бесконечных арабесок, растительных мотивов, развевающихся лент, нежно ниспадающие линии и складки – черты, в полной мере проявившиеся в живописи этого портрета.

Екатерина осталась довольна работой. Почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии – несколько часов. Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Эскиз (?) портрета в рост, исполненный в зеркальном отражении, – Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева; видоизмененная копия работы А. П. Антропова (1766) – ГРМ.
Портрет неоднократно копировался (фрагментарно).

Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь.

Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики «просвещённого абсолютизма», но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768-1774; 1787-1792) и Швецией (1788-1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос.
Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге «Династия Романовых». 2017. С. 229.

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Музей AZ представил выставку «Лики / Лица / Морды» в Мраморном дворце Русского музея

Московский частный Музей AZ впервые представил выставку в Государственном Русском музее. 29 января 2022 года в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге открылся выставочный проект «Лики / Лица / Морды», в котором показаны портреты художников-шестидесятников и современных авторов, среди которых Анатолий Зверев, Олег Целков, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг, Владимир Немухин, Гриша Брускин, Сергей Шутов и другие.

Анатолий Зверев. Автопортрет в шляпе. Конец 1950-х. Бумага, тушь. Музей AZ

Анатолий Зверев. Портрет Полины Лобачевской. 1958. Бумага, масло. Музей AZ

Анатолий Зверев. Портрет Лили. 1957. Бумага, гуашь. Музей AZ

Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1969. Картон, масло. Музей AZ

Эдуард Зеленин. Композиция «Голова». Из серии «Головы». 1986-1989. Холст, масло. Музей AZ

Олег Целков. Коллекционер и коллекция. 1989. Холст, масло. Музей AZ

Леонид Пурыгин. Автопортрет в парадной форме генералиссимуса. 1989. Холст, масло. Музей AZ

Наталия Турнова. Запредельное (из серии «Страсти»). 2014. Холст, масло. Музей AZ

Глеб Богомолов. Фрагментарный портрет античного героя. 2001. Холст, смешанная техника. Музей AZ

Михаил Шемякин. Святой Христофор. 1976. Холст, масло. Музей AZ

Михаил Шемякин. Метафизический портрет. 1981 год. Холст, масло. 193х126. Музей AZ

Сергей Шутов. Остров (Автопортрет). 1983 год. Холст, масло, папье-маше, карандаш, смешанная техника. 60х50. Музей AZ

Гриша Брускин. Космический портрет. 2020. Армированный гипс. 75х55х12. Музей AZ

Владимир Немухин. Валет-гитарист. 1992. Бумага, гуашь. 111х91. Музей AZ

Эдуард Штейнберг. Автопортрет. 1961. Картон, масло. 74,6х49,7. Музей AZ

Выставка «Лики / Лица / Морды» исследует метаморфозы портретного жанра во второй половине XX и начале XXI века и приурочена к 90-летию Анатолия Зверева (1931–1986). В 2021 году этот арт-проект был осуществлен в Музее AZ, где прошёл с большим успехом.

Но новое пространство диктует свои законы: для Мраморного дворца Русского музея был создан новый дизайн-проект, придуманы новые экспозиционные и постановочные решения. В Петербурге Музей AZ представил существенно расширенную экспозицию: в нее вошли портреты и автопортреты Анатолия Зверева, а список художников пополнился тремя яркими именами — Глеб Богомолов, Эдуард Зеленин и Игорь Ворошилов.

В экспозицию вошли лучшие работы художников Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Владимира Янкилевского, Олега Целкова, Михаила Шемякина, Льва Кропивницкого, Марлена Шпиндлера, Бориса Свешникова, Эдуарда Штейнберга, Леонида Пурыгина, Ивана Лубенникова, Сергея Шутова, Натальи Нестеровой, Леонида Ротаря, Наталии Турновой, Гриши Брускина, Глеба Богомолова, Эдуарда Зеленина и Игоря Ворошилова. Также на выставке показаны фотопортреты этих авторов, сделанные Анатолием Брусиловским и Игорем Пальминым.

Смысловым стержнем выставки ее куратор Полина Лобачевская выбрала «ряд волшебных изменений милого лица». Эти известные строки Афанасия Фета принадлежат жанру интимной лирики. Однако материал экспозиции, наоборот, драматизирует тему портрета.

«Варвары предпочитали изображать Морды — и веселей, и чтобы силы враждебные отпугнуть. Христиане взялись за Лики — ведь главным предметом изображения стали сцены из Ветхого и Нового Заветов. В эпоху Возрождения художники достигли вершин мастерства, которое все более и более утверждало величайшее достижение христианской культуры — несомненную ценность человеческой личности, созданной по образу и подобию Господа Бога. И постепенно в изображениях ликов святых стали проступать черты современников и соседей творцов. Главным для великих художников был свет, и свет этот был божественным и превращал Лица в Лики. Но грянул век двадцатый. И столкнулись в нем и Лики, и Лица, и Морды. В литературе и в живописи, да и в нашей повседневной жизни мы с волнением наблюдали, как лица превращались в морды, «но все же, все же, все же» иногда — в лики.

Лики, Лица и Морды посмотрят в глаза друг другу и зрителям в веке двадцать первом», – рассказывает арт-директор Музея AZ, автор и куратор выставки Полина Лобачевская о концепции проекта.

Директор Музея AZ Наталия Опалева отметила, что возможность создать выставку, посвященную искусству портрета ХХ и ХХI веков в стенах Русского музея, имеет для нее лично, и для музея особое значение: «Русский музей всегда был для меня главным символом Петербурга и русской культуры в целом, поэтому сейчас и для меня лично, и для нашего музея радость и большая честь показать в Мраморном дворце более 90 работ из коллекции Музея AZ и моего собрания».

Выставка «Лики / Лица / Морды» — хорошее начало для знакомства петербургских зрителей с Музеем АZ, считает заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский: «Лицо» в искусстве шестидесятников и семидесятников предстает и в традиционном «портретном» плане, с акцентом на психологизме, эмоциональном состоянии, и в торжестве гротеска.

У выставки «Лики / Лица / Морды» есть своя драматургия, которая, уверен, завладеет вниманием зрителей».

«Мы рады, что именно Государственный Русский музей впервые знакомит петербургского зрителя с Музеем AZ, — говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. — Сегодня уже вырисовывается масштабная задача, которую в перспективе ставит перед собой музей. Это попытка собственной репрезентации искусства 1960-80-х годов как целостного явления художественной культуры».

Выставка завершит работу 10 марта.

Музей Анатолия Зверева (Музей AZ) был открыт в 2015 году, и за это время успел заслужить репутацию активной, ищущей, современной музейной институции. Музей нацелен не только на собирательство и популяризацию творчества Зверева. Коллекция постоянно обогащается за счет приобретения произведений мастеров, сыгравших важную роль в художественной жизни второй половины ХХ века.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.

editor

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.

Из коллекции Гарвардского художественного музея Фрагмент женского портрета

Фото © Президент и члены Гарвардского колледжа
    Идентификация и создание
    Номер объекта
    1946.44
    Титул
    Фрагментарный женский портрет
    Классификация
    Картины
    Тип работы
    картина
    Дата
    Вторая половина 2 века н. э.
    мест
    Место создания: Древний и византийский мир, Африка, Фаюм (Египет)
    Период
    Римско-имперский период, середина
    Культура
    Роман
    Постоянная ссылка
    https://hvrd.art/o/291670
    Местоположение
    Уровень 3, комната 3600, Университетская исследовательская галерея
    Посмотрите расположение этого объекта на нашей интерактивной карте
    Физические характеристики
    Средний
    Опора: импортная европейская липа (Tilia europaea) Связующее: пчелиный воск Пигменты: свинцовые белила, красная и желтая охры, сажа, натроярозит, египетский синий
    .
    Размеры
    13,97 см (5 1/2 дюйма)
    Происхождение
    Миссис А. Кингсли Портер, подарок; в Художественный музей Фогга, 1946 г.
    Приобретение и права
    Кредитная линия
    Гарвардские художественные музеи/Музей Артура М. Саклера, дар миссис А. Кингсли Портер
    Год вступления
    1946
    Номер объекта
    1946.44
    Отдел
    Искусство Азии и Средиземноморья
    Контакт
    am_asianmediterranean@harvard. edu
    Гарвардские художественные музеи поощряют использование изображений, найденных на этом веб-сайте, в личных некоммерческих целях, в том числе в образовательных и научных целях. Чтобы запросить файл этого изображения в более высоком разрешении, отправьте онлайн-запрос.
    Описания
    Описание
    Несмотря на то, что портрет трудно охарактеризовать из-за фрагментарности, он изображает молодую женщину. Женщина смотрит вперед большими карими глазами, изящно обрамленными густыми ресницами. Черно-каштановые волосы фигуры разделены пробором в центре и убраны назад с ее лица с видимыми рядами узора в виде елочки, нарисованного густым темным пигментом, чтобы предложить плетеные ряды.
    История выставки

    32Q: 3620 University Study Gallery , Гарвардские художественные музеи, Кембридж, 16. 11.2014 — 13.02.2015

    Погребальные портреты из римского Египта: лицом вперед , Гарвардские художественные музеи, Кембридж, 27.08.2022 — 30.12.2022

    Связанные работы

    Эта запись была проверена куратором, но может быть неполной. Наши записи часто пересматриваются и дополняются. Для получения дополнительной информации обращайтесь в Отдел искусства Азии и Средиземноморья по адресу [email protected]

    Фрагмент портретной головы Антиноя

    CC0 Обозначение общественного достояния

    Действия с изображениями

    Об этой работе

    На этом портрете изображен Антиной (ок. 111–130 гг.), молодой любовник императора Адриана (годы правления 117–38). Его характерные черты лица включают овальное лицо, гладкий цвет лица, миндалевидные глаза и полные губы, а также характерную прическу из густых волнистых прядей, расходящихся от макушки головы. Эта скульптура является фрагментом большего целого, и в течение многих лет было неясно, какую форму приняла первоначальная, неповрежденная работа. Недавние исследования показывают, что когда-то он принадлежал бюсту Антиноя в натуральную величину, который в настоящее время находится в Палаццо Альтемпс в Риме.

    Статус

    На просмотре, Галерея 152

    Отдел

    Искусство Древнего Средиземноморья и Византии

    Культура

    Древнеримский

    Титул

    Фрагмент портретной головы Антиноя

    Место

    Италия (объект сделан в)

    Дата

    130 г. н.э. – 138 г. н.э.

    Средний

    Мрамор

    Размеры

    31,7 × 31 × 17 см (12 1/2 × 12 × 6 1/2 дюйма)

    Кредитная линия

    Подарок миссис Чарльз Л. Хатчинсон

    Справочный номер

    1924. 979

    Манифест IIIF Международная структура взаимодействия изображений (IIIF) представляет собой набор открытых стандартов, обеспечивающих широкий доступ к цифровым медиа из библиотек, архивов, музеев и других культурных учреждений по всему миру.

    Узнать больше.

    https://api.artic.edu/api/v1/artworks/13852/manifest.json

    Расширенная информация об этом произведении

    • Фрэнк Б. Тарбелл, «Мраморная голова Антиноя, принадлежащая мистеру Чарльзу Л. Хатчинсону из Чикаго», «Искусство в Америке», II (1913), стр. 68–71.
    • Художественный институт Чикаго, «Back Matter», Бюллетень Художественного института Чикаго, том. 23, нет. 1 (январь 1929 г. ), с. 12.
    • «Городские просторы: Генри Гельдцалер», Brutus (Burutasu) 50 (15 сентября 1982 г.), с. 48 (ил.).
    • «La Casa delle Collezioni (Дом коллекций)», Domus (август – сентябрь 1983 г.), стр. 34–35 (илл.).
    • Корнелиус К. Вермель III, «Римские имперские лица в Северной Америке», Celator 17, 12 (декабрь 2003 г.), с. 30.
    • Корнелиус К. Вермель III, «Лица Империи», Celator 19, 12 (декабрь 2005 г.), с. 24, рис. 4.
    • Карен Б. Александр, «От гипса к камню: древнее искусство в Художественном институте Чикаго», Карен Манчестер, Переосмысление прошлого: сбор и представление древностей в Художественном институте Чикаго (Чикаго: Художественный институт Чикаго ; Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2012), с. 31, рис. 15.
    • Карен Манчестер, « Кат. 9 Фрагмент портретной головы Антиноя: Кураторская запись », в Римском искусстве в Художественном институте Чикаго (Художественный институт Чикаго, 2016).
    • Рэйчел К. Сабино и Джон Твилли, при участии Лоренцо Лаззарини, «Cat. 9 Фрагмент портретной головы Антиноя: технический отчет», в журнале «Римское искусство» в Художественном институте Чикаго (Художественный институт Чикаго, 2016).
    • Эшли Арико и Элизабет Бендж, « Новый взгляд на лица из прошлого» », Чикагский институт искусств ARTicle, 14 марта 2019 г.
    • Элизабет Бендж, « Антиной 2.0: новое лицо старого фаворита, » Художественный институт Чикаго ARTicle, 3 августа 2020 г.

    • Художественный институт Чикаго, скульптура из классической коллекции, галерея 101A, 1 сентября 1987 г. — 31 августа 1988 г., без кат.
    • Художественный институт Чикаго, Мечта Чикаго, сокровище мира: Художественный институт, 1893–2007 гг., 1 ноября 1993 г. – янв. 9, 1994, нет в кат.
    • Художественный институт Чикаго, Смерть на Ниле, 15 марта – апр. 17, 2008, без кат.
    • Художественный институт Чикаго, Галереи древнего искусства, Галерея 156, 20 апреля 1994 г. — 6 февраля 2012 г.
    • Художественный институт Чикаго, Боги и гламур: Галереи греческого, римского и византийского искусства Марии и Михаила Джахариса , Галерея 152, 11 ноября 2012 г.
      Фрагментарный портрет: Фрагментарный портрет прекрасного внимательного девочка-подростка Стоковое Изображение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх