Описание внешности человека по методу словесного портрета
Особенности и принципы описания внешнего вида
Описание внешности человека в криминалистической практике и розыскном исследовании проводится как произвольным образом, так и при использовании специальной методики.
Определение 1Произвольное описание представляет собой описание, которое дает свидетель (очевидец). Для этого он применяет слова и выражения, которые присущи для обыденной речи.
Словесный портрет криминалистика рассматривает в рамках систематизированного описания, которое и использует метод составления словесного портрета. Основу подобного описания начал разрабатывать А. Бертильон в конце XIX века. Оно дает возможность дать единообразную характеристику элементам внешности, включая одинаковые приметы и одинаковое восприятие этого описания. Достижение единообразия происходит с помощью основных принципов описания внешнего вида, для чего:
- используется специальная (стандартизированная) терминология для описания, что способствует устранению разночтений системы признаков, обеспечивая принцип их единообразия и исключая неточности.
- соблюдается определенная последовательность описания, осуществляемого от общего к частному (сверху вниз). В первую очередь происходит характеристика фигуры в целом, а в дальнейшем специалист может описывать некоторые области тела (например, туловище, голову, руки и ноги, самые явные признаки анатомических элементов), а также особые приметы и функциональные признаки;
- предусматривать максимальную полноту описания, включающего все признаки, которые в совокупности дают возможность выделить определенную личность из числа окружающих;
- описывается человек в анфас и в правый профиль (в некоторых ситуациях в рост и с других сторон), при этом особые приметы могут быть описаны на правой или на левой стороне лица человека;
- описывается человек в нормальном (стандартном) положении головы и состоянии внешности;
- выделение при описании особых примет.
Описание внешнего облика и его составляющие
Метод словесного портрета используется в криминалистическом описание внешнего облика людей. Он включает описание признаком (анатомия, функциональные и сопутствующие признаки). Также в этом процессе происходит определение пола, возраста, национальности, рассматривается в целом фигура и голова.
Описание плеч происходит по следующим признакам: размер (узкие, средние, широкие), горизонтальное положение (приподнятое, горизонтальное, опущенное), особенности строения (выше или ниже по отношению друг к другу, очень широкие или узкие).
Грудь в соответствии с размером может быть широкая, средней ширины или узкая, по форме выпуклая или вогнутая. Другими признаками считается положение (выступающее, впалое), аспекты (наличие горба, «птичья грудь» и др.).
Спина по размеру может быть широкой, средней ширины или узкой, по контуру выпуклой, прямой или вогнутой. Также отмечаются ее особенности (наличие горба, сильно выступают лопатки и др.).
Размер рук описывается в целом, они могут быть короткими, средней длины, длинными, а также тонкими, средней толщины, толстыми. Кисти руки могут быть длинными, короткими; узкими или широкими. Также происходит описание пальцев, которые могут быть длинными, средней длины, короткими, включая форму и размер ногтей, их поверхность (ребристая, выпуклая, плоская). Ногти могут быть длинными и короткими. Для рук присущи свои особенности, в том числе мозоли, отсутствующие пальцы или суставы, обильное оволосение внешней части кистей и др.
При описании ног они рассматриваются в целом по размеру (тонкие, средней толщины, толстые; длинные, средней длины, короткие). В соответствии с формой они могут быть прямыми, «О»-образными, «Х»-образными. Для величины стопы характерен свой размер (длинные, средней длины, короткие; узкие, средней ширины, широкие). Среди особенностей можно выделить отсутствующие элементы (ногти, пальцы), утолщение суставов и срастание пальцев и др.
Описание головы в словесном портрете
Голова в целом обладает малым, средним или большим размером. Форма ее теменной части может быть плоской, куполообразной, яйцевидной. Относительно вертикали оценивается положение, который может быть выступающим, вертикальным или скошенным.
Волосы человека могут быть описаны в соответствии с обилием (редкость, густота), длиной (длинные, короткие, средней длины), типом (кудрявые, прямые, волнистые), цветом (светлый русый, русый, темный русый, черный, рыжий), лобной линией (прямой, дугообразной, волнистой, ломаной).
Описание лица человека, в первую очередь производится по пропорциям. Оно может быть узким, средней ширины, широким. Также рассматриваются следующие признаки: форма контура в анфас и профиль, полнота (полное, худое, среднее), цвет кожи (розовый, белый, смуглый).
Замечание 1Среди особенностей можно выделить наличие морщин, включая их выраженность и глубину; бороду, усы, веснушки и др.
Как правило, описание лба начинается с определения его размера (узкий, средний, широкий), контура (прямой, выпуклый, волнистый). В завершение определяются особенности (выпуклость, скошенность, сильно развитые лобные бугры и др.).
Брови могут быть описаны по размеру, обилию, контуру (прямой, дугообразный, волнистый, ломаный), положению в отношении горизонтали и взаиморасположению (скошены внутрь, наружу, сближенные, раздвинутые), особенности (кустистые, сросшиеся).
Глаза оцениваются по размеру открытых глазных щелей (большой, мелкий, средний), по контуру открытых глазных щелей (треугольный, щелевидный, круглый, овальный), по положению в глазницах глазных яблок (впалые, выпуклые, средней выпуклости), по взаиморасположению глаз (раздвинутые, близкие друг к другу). У глаз также оценивается цвет радужной оболочки, в соответствии с чем они могут быть темно и светло карими, зеленоватыми, светло-голубыми, голубыми и серыми. Производится описание положения верхнего неподвижного века (есть или нет нависание), верхнего подвижного века (закрытое, открытое), длины ресниц (длинные, короткие, средние), их формы (прямая, изогнутая), густота (редкие, густые, средние).
Замечание 2Среди особенностей глаз: они могут быть очень выпуклыми, сближенными.
Нос: оценивается в целом размер (узкий, средней ширины, широкий, короткий, средней длины, длинный), контур спинки (волнистый, вогнутый, прямой), форма кончика (закругленная, тупая, острая), положение основания носа по отношению к горизонтали (опущенный, приподнятый, горизонтальный), размер выреза ноздрей (большой, средний, малый), контур выреза ноздрей (щелевидный, треугольный, круглый, овальный), особенности (кривая спинка, раздвоенный кончик, закрытость ноздрей).
Рот: по размеру большой, средний, малый. По линии смыкания губ прямая, волнистая, ломаная, по положению углов в отношении горизонтали (приподнятые, опущенные, горизонтальные).
Губы описываются по высоте верхней губы (высокая, средняя, низкая), по ширине и контуру красной каймы (тонкие, средней толщины, толстые; ломаные, дугообразные, волнистые), по выступу (выступает верхняя или нижняя губа, вытянутость или общее выступание губ), по цвету (бледные, яркие).
Оценка зубов происходит по размеру (мелкий, среднего размера, крупный), по расстоянию между ними (редкое, частое), по взаиморасположению нижних и верхних зубов (выступание тех или других), по особенности (отсутствию определенных или всех зубов, почернению и пожелтению, наличию и виду протезов).
Подбородок: по размеру (широкий, средний, низкий, средней высоты, высокий, узкий), по контуру нижнего очертания (закругленные, прямоугольные, треугольные), по форме (треугольный, выпуклый, прямоугольный), по вертикальному положению (выступающий, скошенный, вертикальный), по особенностям (сильно скошенный или очень выступающий, наличие ямки или поперечной борозды и др.
).Ухо оценивается по размеру ушных раковин в целом (малый, средний, большой), контуру (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный), степени оттопыренности (общая или верхняя оттопыренность, общее прилежание). Также описывается форма поверхности завитка (плоская, выпуклая), размер мочки (большой, средний, малый, большой), ее контуры (треугольная, круглая, овальная, прямоугольная), форма ее поверхности (плоская, выпуклая, пересеченная).
Замечание 3Среди отдельных особенностей уха можно выделить его очень большой или малый размер, большую оттопыренность.
Шея: по размеру может быть короткой, средней длины и толщины, длинной, тонкой, толстой). Особенности шеи включают выраженность хрящей и гортани (наличие кадыка), расположение и степень выраженности морщин и др.
В дальнейшем словесный портрет содержит описание функциональных признаков внешности человека, включая сопутствующие признаки и элементы.
Значение и современные возможности использования метода «словесного портрета» в расследовании преступлений
Информация о внешнем облике человека издавна и традиционно используется для установления его личности.
Среди информации, получаемой от свидетелей и потерпевших об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, существенное место отводится показаниям о внешнем облике скрывшихся с места происшествия, разыскиваемых и без вести пропавших лиц. В таких случаях следователь имеет дело с потерпевшим, свидетелем, основу информации которых составляет личное восприятие людей, событий, обстоятельств, то есть с очевидцами. Полученная информация претерпевает воздействие различных факторов, относящихся как к условиям восприятия, так и к личности воспринимающего. Все это в совокупности определяет полноту и достоверность информации, которой располагает очевидец, ее содержание, в том числе и о внешности человека.
В криминалистике учеными определяется словесный портрет – как изображение лица, фигуры человека, созданные на основе мысленного образа автора (по памяти) [2, с. 309]. В современных условиях по словесным портретам составляют с помощью компьютерных программ портрет разыскиваемого лица, ранее, по словесным портретам художники рисовали портреты.
Методика «словесного портрета» способствует получению более точных и подробных показаний о внешности лица, часто при допросе того или иного лица о признаках внешности. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые другие «броские приметы». Используя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные приметы.
Методика «словесного портрета» также используется в процессе освидетельствования при описании телесных повреждений, накожных примет и других анатомических признаков, обнаруженных на теле освидетельствуемого.
Важна данная методика также и при розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц. В этом случае данные о внешности разыскиваемого используются для подготовки розыскных требований (ориентировок) с описанием признаков внешности, разыскиваемых по методу словесного портрета.
Составление «словесного портрета» довольно сложное, трудоемкое и ответственное мероприятие. Для составления «словесного портрета» необходимо как можно более точно и информативно получить имеющуюся информации от потерпевшего либо свидетеля, составить по предоставленным данным сводку-ориентировку разыскиваемого лица.
Сведения, полученные при допросе, могут быть положены в основы поиска лица. Важную роль при этом играют профессиональные навыки привлеченного специалиста и психологические особенности человека, который составляет образ другого человека.
Основой «словесного портрета» является мысленный образ разыскиваемого человека, который не всегда сохраняется в памяти человека, который пытается восстановить облик человека. Поэтому очень важно такое следственное действие, как допрос очевидца о чертах внешности подозреваемого, составление словесного портрета со слов очевидца, не откладывать, а выполнять в максимально короткие сроки [3, с.
Использование «словесного портрета» осуществляется в основном в ходе оперативно-розыскных мероприятия, направленных на активный поиск преступников по «горячим следам», а также для поиска пропавших без вести лиц [1, с. 77].
«Словесные портреты» дают возможность визуализировать внешний облик лиц, не известных к началу розыска. Однако, несмотря на наличие современных технологий, ориентировки по словесным портретам обладают не такой точностью как фотографии.
Следовательно, словесные портреты имеют оперативно-розыскное значение и не могут использоваться в качестве доказательств тождества личности.
В настоящее время в экспертно-криминалистических подразделениях используются автоматизированные информационно-поисковые системы «Портрет-поиск», «Каскад-поиск», которые предназначены для экспертного идентификации личности по изображению лица либо словесному портрету в режиме реального времени.
К сожалению, в следственной практике недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие следователя, оперуполномоченных и специалиста в процессе производства следственных действий по преступлениям, совершенных в условиях неочевидности. Данный вывод основан на личном опросе следователей.
Важнейшей задачей в повышении эффективности расследования и раскрытия преступлений является всесторонне применение и использование криминалистических средств и методов ко всем направления следственной, оперативной и экспертной практики:
- в ходе первоначального допроса потерпевших, свидетелей, очевидцев совершенного преступления привлекать специалиста в целях оказания квалифицированной помощи в осуществлении сбора и фиксации информации о внешнем облике разыскиваемого и составлении словесного портрета;
- в кратчайшие сроки с момента составления словесного портрета выносить отдельное поручение оперативному уполномоченному как инициатору изготовления субъективного портрета и обеспечивать контроль исполнения.
Сложно отрицать тот факт, что рисованный или композиционный субъективный портрет информативнее и удобнее для восприятия, нежели словесный портрет, ведь он дает полный наглядный образ человека, даже если в его облике нет особых отличительных черт: особых или броских примет.
Таким образом, для того чтобы составить «словесный портрет», который будет применен в ходе осуществления идентификации человека по признаку внешности, необходимо затратить достаточное количество времени и проявить профессионализм при его составлении.
Как сделать среднее фото для осмотра места преступления
Истинная цель среднего снимка — установить местонахождение конкретных улик.
Кассон Рейнольдс, MSCJ, CCSA, Police1 Соавтор
Пытаясь упростить этапы фотографирования места преступления, следователи, возможно, утратили истинное значение среднего снимка.
Многие следователи на месте преступления рассматривают фотографию среднего плана как фотографию между общим и крупным планом и никак иначе. Фотография среднего диапазона — это гораздо больше, и она требует большой предусмотрительности.
Эта фотография сделана на линии, параллельной линии между точкой отсчета и уликой, что позволяет зрителю увидеть истинное расстояние. (Фото/Кэссон Рейнольдс)Общая фотография легко определяется как фотография, на которой запечатлена вся сцена или ее часть. Фотография крупным планом легко определяется как фотография, на которой запечатлено только доказательство в масштабе и без него. Пока фотограф использует правильную композицию и следует трем основным правилам Робинсона в «Фотосъемке места преступления» Эдварда Робинсона — заполнить кадр, максимизировать глубину резкости и сохранить параллельность плоскости пленки — тогда фотография будет изображать то, что она предназначена для изображения. .
Что касается средней фотографии, следователь на месте преступления должен помнить, что ее истинное назначение – установить местонахождение конкретных улик. Как указывает Робинсон: «Средняя фотография — это фотография, составленная таким образом, чтобы показать только одно свидетельство на его относительном расстоянии от фиксированной детали сцены». Эти фотографии должны состоять из улики, фиксированного элемента и неискаженного или неперекошенного расстояния между ними.
Для того, чтобы среднесрочная фотография была правильно составлена, фотограф должен следовать основным правилам и конкретно определить фиксированный элемент (или точку отсчета) для конкретного предмета улики.
Заполнить рамкуПосле того, как фотограф выбрал улику и фиксированный элемент, он должен свести к минимуму неиспользуемое пространство и расположить улику на одной стороне фотографии, а фиксированный элемент — на противоположной. Это гарантирует, что фотограф заполнит кадр фотографии только необходимыми и основными деталями.
Это фото не имеет точки отсчета и не наполняет кадр какой-либо ценной информацией. Зритель не может определить, где вдоль стены находится предмет. (Фото/Кэссон Рейнольдс) Эта фотография заполняет кадр точкой отсчета (выходом) к вещественному доказательству. (Фото/Кэссон Рейнольдс) Максимальная глубина резкости Плоскость пленки не параллельна предмету улики, поэтому зритель не может увидеть истинное расстояние между дверной коробкой и предметом. (Фото/Кэссон Рейнольдс)Фотография должна быть четкой от переднего до заднего плана фотографии, чтобы гарантировать, что вся область изображения находится в фокусе и не искажает или не размывает какие-либо аспекты.
Держите плоскость пленки параллельнойЭтот аспект часто упускается из виду или неправильно понимается. Проведите воображаемую линию между уликой и конкретным фиксированным признаком.
Поместите плоскость пленки камеры, окуляр или ЖК-дисплей параллельно воображаемой линии.
заключениеСоблюдение основных правил гарантирует, что фотографии точно передают сцену, чтобы предоставить максимум информации для дальнейшего анализа.
АртикулРобинсон ЭМ. Фотосъемка места преступления, третье издание. Амстердам: Elsevier/Academic Press, 2016.
Об авторе
Кэссон Рейнольдс, MSCJ, CCSA, является инструктором/разработчиком в Академии юстиции Северной Каролины, которому поручено преподавать и разрабатывать курсы по углубленной криминалистике и расследованиям. Он является сертифицированным аналитиком места преступления Международной ассоциации идентификации, имеет степень магистра наук в области уголовного правосудия Бостонского университета и 14 лет был приведен к присяге в правоохранительных органах. Он является сопредседателем Учебного комитета отделения Северной Каролины Международной ассоциации идентификации и адъюнкт-профессором в Университете Северной Каролины в Уилмингтоне по программе для выпускников криминалистических наук. Он был признан экспертом в федеральных судах и судах штатов в области реконструкции места преступления, реконструкции стрельбы, анализа пятен крови, проявления и идентификации скрытых отпечатков, а также общих расследований на месте преступления.
10 основных шагов для обеспечения надлежащей криминалистической фотографии
Фотография часто изображается как искусство, хобби и, в основном, страсть. Криминалистическая фотография — это фотография с изюминкой! Это требует глаз судебного эксперта и сообразительности опытного фотографа, который лучше всех знает свою камеру!
«Фотография — это искусство наблюдения. Это имеет мало общего с вещами, которые вы видите, и все, что связано с тем, как вы их видите». – Эллиотт Эрвитт, известный американский фотограф-документалист.
Вопреки этому, криминалистическая фотография – это все, что можно увидеть, и идеальное изображение этого на фоторепродукции. Криминалистическая фотография — это вообще другой класс фотографии! Для этого нужно быть смелым, решительным, точным и, чаще всего, эмоционально непроницаемым! Итак, вот все, что вам нужно знать о шагах, чтобы обеспечить правильную и точную фотодокументацию.
1. Охрана места происшествияПервым и основным этапом любого судебно-медицинского расследования является обеспечение безопасности места преступления. Это соответствует принципу доктора Эдмонда Локара, согласно которому место преступления является важным вещественным доказательством. На нем есть многочисленные молчаливые улики, которые преступник мог оставить по незнанию. Таким образом, место происшествия должно быть сохранено и защищено от любого вмешательства, любое изменение/утеря существенных доказательств было бы шагом назад в передаче правосудия жертве(ам).
2. Оценка условийПеред съемкой места преступления фотограф-криминалист обязательно должен оценить существующие погодные и световые условия. Это позволило бы ему настроить ISO, диафрагму и другие параметры, чтобы максимально точно передать фотографию. Несчастье может обрушиться в любом месте, а значит, места преступления могут быть где угодно! Это может быть в помещении — внутри автомобиля или здания, или это может быть снаружи, или их комбинация. Таким образом, одна камера никогда не сможет заснять все места преступления.
3. Съемка места происшествияСудебно-медицинский фотограф должен быстро запечатлеть место преступления, прежде чем возникнет вероятность дальнейшего вторжения, которое может нарушить или исказить первоначальное состояние места происшествия. В идеале он должен начать проработку сцены снаружи (общая фотография) и перейти к фотографиям среднего и крупного плана. Часто судебному фотографу необходимо сделать несколько снимков, чтобы продемонстрировать положение каждой улики по отношению ко всей сцене. Кроме того, следует также захватить область над сценой, чтобы задокументировать другие доказательства или факторы окружающей среды.
4. Фотографирование потерпевшихЗатем делаются следующие снимки потерпевших, если таковые имеются. Судебным фотографам необходимо точно зафиксировать их местонахождение по отношению ко всему месту преступления, а также травмы, физическое состояние и т. д. фотограф должен сфотографировать свои травмы позже. Судебные фотографы используют цветные фильтры и специальное освещение, чтобы выделить состояние заживления и травмы, такие как шрамы, синяки и т. д.
6. Захват уликСудебному фотографу важно точно зафиксировать каждую улику, чтобы установить ее точное местонахождение. Это помогает установить связь улик с потерпевшим (потерпевшими), потерпевшего с местом преступления и так далее. Необходимо соблюдать осторожность, чтобы устранить искажения расстояния, делая фотографии из положения «прямо на» или «прямо над» под прямым углом. Каждое доказательство должно быть захвачено двумя способами: один со шкалой, чтобы указать размер, а другой без масштаба.
7. Маркеры уликМаркеры улик используются для обозначения улик на месте преступления, чтобы обеспечить большую ясность при поиске и анализе. Таким образом, судебные фотографы должны взять за правило делать фотографии как до, так и после размещения таких маркеров улик. Кадры «до» дают решающее представление о том, произошли ли какие-либо изменения в состоянии места преступления или нет?
8. Переснять для получения новых уликВ случае, если следователи в ходе осмотра отмечают новые улики, необходимо повторить вышеупомянутую серию выстрелов. Это также включает в себя снимки крупным планом всех улик, а также шкалу для указания размера.
9. Методы визуализации и освещенияСудебно-медицинские фотографы фиксируют мелкие улики, такие как следы шин и обуви, отпечатки пальцев, идентификационные номера транспортных средств (VIN), вмятины и другие мельчайшие улики, используя специальные методы освещения и визуализации. Ниже приведены некоторые из используемых методов:
• Макрообъективы — помогают фотографам-криминалистам делать очень крупные планы мелких элементов, таких как следы от инструментов или улики.
• Альтернативные источники света (ALS) – Источники света, такие как цветные фильтры, лазеры и синие или зеленые источники света, часто используются в криминалистической фотографии для освещения и обнаружения неясных доказательств, таких как скрытые отпечатки пальцев.
• Освещение под косым углом – Это включает фотографирование отпечатка или углубления с помощью фотовспышки, фонарика или любого другого ALS под малым углом, чтобы отбрасывать на них тени.
Поскольку искусственное освещение может в значительной степени изменить восприятие места преступления на фотографии, важно, чтобы судебный фотограф правильно документировал первоначальные условия освещения на месте происшествия. Только после того, как исходные условия будут захвачены, фотограф должен добавить искусственное освещение, чтобы компенсировать ограничения камеры в фотографировании видимого диапазона света.