Поплечный портрет – Разновидности жанра портрет в изобразительном искусстве

Разновидности жанра портрет в изобразительном искусстве

Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

Посмотреть автопортрет

Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

Посмотреть аллегорический портрет

Военный портрет — разновидность парадного портрета — портрет в образе полководца.

Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.

Посмотреть групповой портрет

Детский портрет

Посмотреть детский портрет

Донаторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).
Донатор (от лат. donator — даритель) — заказчик, организатор и покровитель строительства католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.


На фото — Пьеро делла Франческа «Алтарь Монтефельтро». Справа, на коленях донатор — герцог Монтефельтро.

Жанровый портрет — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Посмотреть жанровый портрет

Женский портрет

Посмотреть женский портрет

Индивидуальный портрет — портрет, включающий одного персонажа.

Посмотреть индивидуальный портрет

Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Исторический портрет — портрет какого-либо исторического деятеля.

Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Посмотреть камерный портрет

Карикатура — (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — сатирический или юмористический портрет.

Колоссальный портрет — портрет огромных размеров (как правило в скульптуре).

Конный портрет — разновидность парадного портрета.

Посмотреть конный портрет

Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе».

Посмотреть костюмированный портрет

Коронационный портрет — торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост.

Ктиторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине.
Ктитор (от греч. κτήτωρ — собственник, основатель, создатель) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.

На фото — Ктитор Радивой с семьёй и митрополит Калевит с макетом церкви (Кремиковский монастырь).

Малоформатный и миниатюрный портреты — портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п.
Миниатюрный портрет может быть камерным или парадным, иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом портрете, изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения — миниатюра всегда носит более интимный характер.

Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа.

Посмотреть мифологический портрет

Мужской портрет

Посмотреть мужской портрет

Охотничий портрет

Парадный портрет, репрезентативный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.

Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

Посмотреть парадный портрет

Парный портрет — два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов.

Посмотреть парный портрет

Полупарадный портрет — разновидность парадного портрета, на котором портретируемый обычно изображен по пояс и с большим количеством аксессуаров.

Посмотреть полупарадный портрет

Портрет-картина — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Посмотреть портрет-картину

Портрет-прогулка — портрет гуляющего человека на фоне природы. Эта разновидность портрета возникла в Англии в XVIII веке и набрала популярность в эпоху сентиментализма.

Посмотреть портрет-прогулку

Трони (от нидерл. tronie — голова, лицо) — разновидность голландского портрета XVII века. Представляет собой поясной или поплечный портрет, часто изображавший анонимных моделей с необычным выражением лица или костюмом.

Семейный портрет

Посмотреть семейный портрет

Советский портрет — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремленность.

Посмертный портрет, ретроспективный портрет — портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором.

Тронный портрет — разновидность парадного портрета — торжественное изображение монарха, сидящего на троне.

Шарж — сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.

Посмотреть шаржи

Поскольку социальное положение портретируемого влияло на определённые методы подачи его образа, то иногда при классификации использовался сословный принцип:

  • купеческий портрет
  • крестьянский портрет
  • портрет духовного лица
  • шутовской портрет
  • портрет поэта

www.art-spb.ru

РАЗНОВИДНОСТИ ПОРТРЕТА »

 

 

 

Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира.
На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.
На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль.
Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.
Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д.
Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм,кубизм, поп арт и т.д.

Существуют различные классификации портрета:

Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

Аллегорический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.

Военный портрет — разновидность парадного портрета — портрет в образе полководца.

Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.

Детский портрет

Донаторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).
Донатор (от лат. donator — даритель) — заказчик, организатор и покровитель строительства католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

На фото — Пьеро делла Франческа «Алтарь Монтефельтро». Справа, на коленях донатор — герцог Монтефельтро.

Жанровый портрет — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Женский портрет

Индивидуальный портрет — портрет, включающий одного персонажа.

Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Исторический портрет — портрет какого-либо исторического деятеля.

Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Карикатура — (произошло от итал.caricare — преувеличивать) — сатирический или юмористический портрет.

Колоссальный портрет — портрет огромных размеров (как правило в скульптуре).

Конный портрет — разновидность парадного портрета.

Костюмированный портрет — портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Обычно в наименования таких портретов включаются слова «в виде» или «в образе».

Коронационный портрет — торжественное изображение монарха в день вступления на престол, в коронационных регалиях, обычно в полный рост.

Ктиторский портрет — разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине.
Ктитор (от греч. κτήτωρ — собственник, основатель, создатель) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.
На фото — Ктитор Радивой с семьёй и митрополит Калевит с макетом церкви (Кремиковский монастырь).

Малоформатный и миниатюрный портреты — портрет небольшого формата (до 20 см), обычно это акварель, тушь или тиражная графика: офорт, литография, ксилография и т.п.
Миниатюрный портрет может быть камерным или парадным, иметь сюжетную основу или не иметь таковой. Как и на большом портрете, изображённое лицо может помещаться на нейтральном, пейзажном фоне или в интерьере. И хотя миниатюрный портрет подчиняется тем же основным закономерностям развития и тем же эстетическим канонам, что и весь портретный жанр в целом, но, отличается от него как по существу художественного решения, так и своей областью приложения — миниатюра всегда носит более интимный характер.

Мифологический портрет — разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа.

Мужской портрет

Охотничий портрет

Парадный портрет, репрезентативный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.

Парный портрет — два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов.

Полупарадный портрет — разновидность парадного портрета, на котором портретируемый обычно изображен по пояс и с большим количеством аксессуаров.

Портрет-картина — портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Портрет-прогулка — портрет гуляющего человека на фоне природы. Эта разновидность портрета возникла в Англии в XVIII веке и набрала популярность в эпоху сентиментализма.

Посмертный портрет, ретроспективный портрет — портрет, сделанный после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям или полностью сочинённый автором.

Семейный портрет

Советский портрет — образ нового человека, строителя коммунизма, носителя таких качеств, как коллективизм, социалистический гуманизм, интернационализм, революционная целеустремленность.

Тронный портрет — разновидность парадного портрета — торжественное изображение монарха, сидящего на троне.

Шарж — сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.

Поскольку социальное положение портретируемого влияло на определённые методы подачи его образа, то иногда при классификации использовался сословный принцип:

  • купеческий портрет
  • крестьянский портрет
  • портрет духовного лица
  • шутовской портрет
  • портрет поэта

© Материал подготовлен студией ART-SPb

natblog.ru

Портрет, история портретного жанра

Портретная живопись и рисунок  рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером  человека, его  сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется  глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его  профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait — изображение) — жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном — чаще на нейтральном фоне.

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе» (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.

Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи — Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес — создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции — яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

iren-art.ru

Портрет. Часть I | Литературное обозрение

The portrait painter — Карл Шпицвег

Во все времена главным предметом искусства был человек. Искусство не может существовать без положительного героя, образца для подражания. В мировой живописи мы постоянно встречаемся с воплощением представлений о главных достоинствах личности. Только искусство в состоянии наглядно показать, каким может быть и должен быть человек. Не случайно ещё со времён античности в женских образах подчеркивалась, прежде всего, физическая красота, а в мужских интеллект и сила. Отражая уровень материальной, художественной и духовной культуры общества, искусство оказывает мощное влияние на развитие духовности, формирует господствующее представление об идеале человека. Яркие запоминающиеся образы героев своего времени оставила нам русская живопись. Художник всегда смотрит вперёд и видит дальше, чем его современности. Так искусство проецирует будущее в настоящее.

Искусство в целом, и портретное искусство в частности не только отражает развитие общества, оно помогает появлению нового человека и рассматривает его точки зрения идеала данной эпохи.

Портрет является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных жанров живописи и вместе с тем самым неоднозначным. Именно портрет предоставляет возможность рассуждать об образе человека, позволяет подобраться к мироощущению личности в различные эпохи.

Портрет (от французского portrait) — это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека. Портрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением).

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.

Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I— IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII веке в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи — Рембрандт, Д. Веласкес — создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова). Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов.

Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции — яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к своей модели.

Первая попытка изображения портрета насчитывает уже, по мнению ученых, ни много ни мало 27 тысяч лет. Обнаруженный во Франции, в пещере Вильоннер «Портрет» сделан мелом, но совершенно четко видны очертания лица: глаза, нос, рот.

«Портрет», возраст которого 27 тысяч лет

Но внешнее сходство — не единственное и, пожалуй, не самое главное свойство, присущее портрету. Настоящий портретист не ограничивается воспроизведением внешних черт своей модели, он стремится передать свойства ее характера, раскрыть ее внутренний, духовный мир. Очень важно также показать социальное положение портретируемого, создать типический образ представителя определенной эпохи.
Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н.э. Хотя исследователи назвали эти образы «придворными дамами», нам неведомо, кого пытались показать критские мастера — богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья.
Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными «Парижанка». Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.
Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях весьма относительно.

«Парижанка», фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.

Дамы в голубом фреска.

В Древней Греции и Древнем Риме станковой живописи не существовало, поэтому искусство портрета выразилось главным образом в скульптуре. Античные мастера создавали пластические образы поэтов, философов, военачальников и политиков. Этим произведениям свойственна идеализация, и в то же время среди них встречаются и очень точные по своей психологической характеристике образы.

Большой интерес представляют живописные портреты, созданные в Египте в I-IV веках н.э. По месту находки (гробницы Хавары севернее Каира и некрополи Фаюмского оазиса, при Птолемеях именовавшегося Арсиноей) их называют фаюмскими. Эти изображения выполняли ритуально-магические функции. Появились они в эпоху эллинизма, когда Древний Египет был захвачен римлянами. Эти портретные образы, выполненные на деревянных досках или на холсте, помещались вместе с мумией в гробницу усопшего.

На фаюмских портретах мы видим египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I-IV веках н.э. Из Древнего Рима в Египет пришел обычай хранить в доме написанные на деревянных дощечках портреты хозяев, а также скульптурные маски умерших родственников.

«Портрет молодого римлянина», начало III века н.э.

Фаюмские портреты I—III

 

Фаюмские портреты I—III

Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. Энкаустика — это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Подобная техника требовала особых приемов. На области щек, подбородка и носа краска накладывалась плотными слоями, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.

Среди самых известных порт

litobozrenie.com

Портрет в живописи. Виды портрета

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Портрет в живописи. Виды портрета человека. Презентацию подготовила: Татавцова Татьяна Александровна учитель ИЗО МБОУ «Школа № 135»

2 слайд Описание слайда:

Портрет- изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности . Портрет – это один из главных жанров живописи, скульптуры, графики, его смысл именно в том, чтобы воспроизвести индивидуальные качества конкретного человека. Название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту».

3 слайд Описание слайда:

акварельный ПОРТРЕТ карандашный ГРАВИРОВАННЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ (МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ) СКУЛЬПТУРНЫЙ РЕЛЬЕФНЫЙ (на медалях и монетах)

4 слайд Описание слайда:

Карандашный портрет Акварельный портрет Гравюра Живописный портрет (масло) Рельеф Скульптурный портрет

5 слайд Описание слайда:

ВИДЫ ПОРТРЕТА: Камерный; Психологический; Социальный; Парадный; Индивидуальный, двойной, групповой. Автопортрет

6 слайд Описание слайда:

Камерный портрет — портрет использующий поясное, погрудное или поплечное изображение. Фигура в камерном портрете обычно даётся на нейтральном фоне.

7 слайд Описание слайда:

Психологический портрет  призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.

8 слайд Описание слайда:

Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.

9 слайд Описание слайда:

Парадный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

10 слайд Описание слайда:

Индивидуальный, двойной, групповой.

11 слайд Описание слайда:

Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.

12 слайд Описание слайда:

По формату портреты различают: головные (оплечные) погрудные поясные по бедра поколенные во весь рост

13 слайд Описание слайда:

Головной портрет Погрудный портрет Поясной портрет Портрет по бедра Портрет во весь рост

14 слайд Описание слайда:

По повороту головы портреты бывают: в анфас (фр. en face, «с лица») в четверть поворота направо или налево вполоборота в три четверти в профиль

15 слайд Описание слайда:

Задание: Ваша задача — создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей. Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-433666

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Портрет основы. Композиция — PhotoStocks.info

Итак, мы с вами поняли, что такое портрет и узнали определяющие факторы, которые позволят нам снять не просто портрет, а настоящую художественную фотографию. Один из китов, на которых держится не только портрет, но и вся фотография в целом — это, конечно же, композиция. О ней и пойдет речь в этом уроке.

От рядового снимка к идеальной композиции

Если мы с вами возьмем среднестатистическую фотографию-портрет из интернета, то она будет выглядеть приблизительно следующим образом:

А теперь давайте попробуем проанализировать ее.

Наш взгляд «гуляет» по фотографии, не находя главного объекта съемки. С точки зрения логики должно быть понятно, что это человек, но взгляд за него не цепляется. Очень много деталей, которые перебивают логику взгляда, возникает хаотичность восприятия, и… вы просто пролистываете фотографию дальше, моментально забыв о ней.

Почему так происходит? Причины такого построения кадра идут от компактных камер: человек смотрит на экран и фокусирует изображение, как правило, на автомате по центру. При этом мы получаем много лишнего неинформативного пространства по бокам и сверху, которое, как правило, не несет никакой смысловой нагрузки.

В любой фотографии, в том числе, на портрете, должны быть смысловые центры, которые притягивают взгляд человека к себе. В композиции эти области наибольшего визуального интереса определяются классическим правилом третей и находятся на пересечении определенных линий (см. схему ниже):

Также можно располагать смысловой центр или объект съемки на самой линии, это также не будет ошибочным и будет смотреться органично и эффектно. Давайте рассмотрим самый простой пример. Сравним два снимка одного и того же человека, которые я сделал в студии:


Согласитесь, второй пример выглядит гораздо интереснее за счет того, что лицо (главный смысловой центр портрета) находится чуть выше центра, на линии согласно правилу третей. От этого изображение стало органичнее. Заметьте, мы убрали лишний «воздух» над головой и по бокам, но все же оставили на снимке некоторое его количество, чтобы взгляду не было тесно при изучении снимка. Кроме того, мы в большей степени включили во второй пример руки, которые уравновесили общую композицию снимка.

А вот еще один пример действия правила третей.

Романтическая пара молодоженов расположена справа на воображаемой линии сетки, а их лица находятся практически на пересечении линий, составляя идеальный визуальный акцент. Композиция уравновешена частью теплохода, стоящего на пристани — взгляд изучает его детали, столбики ограждения, но неизменно возвращается к главным героям снимка. Эта фотография является ступенью к следующему вопросу, который мы рассмотрим.

Направление взгляда

В любом портрете должно присутствовать ощущение направления. Его можно добиться, оставляя перед объектом съемки больше пространства, а сзади наоборот, меньше. Почему так? Такое расположение объекта съемки вызывает у нас ощущение движения и показывает его направление.

На фотографии ниже вы видите портрет девушки-мима, на котором работает вышеозначенное правило. Девушка смотрит в сторону, на кадре оставлено пространство, благодаря которому мы можем проследить ее взгляд и избежать статичности. Здесь же мы можем наблюдать, как работает L-образная композиция (см. раздел «Треугольная композиция») — шляпа, голова и туловище мима при переходе в руки действительно образовывают английскую букву L.

Сколько свободного пространства оставлять сзади — вопрос по большей части вкуса и опыта. Но даже если вы задумали композицию, где ваш объект находится практически в центре кадра, всегда оставляйте пространство для его взгляда.

Интересный факт!

Наш взгляд изучает фотографию всегда по одной траектории — из нижнего левого угла в верхний правый. Убедиться в этом можно, взяв любой глянцевый журнал и посмотрев фотографии, которые в нем представлены. Учитывайте это при создании композиции ваших снимков!

Треугольная композиция

Наиболее распространенная компоновка кадра в портрете основана на треугольнике. Заметить это несложно, особенно в индивидуальных портретах — голова служит вершиной треугольника, а плечи — его основанием. При правильном использовании руки также могут включаться в треугольник.

Кроме того, правило треугольника применимо и к групповым портретам: в центре располагается самый высокий человек, а рост остальных уменьшается к границам кадра.

Встречаются и другие фигуры в построении кадра: например, в виде букв C, V, T, L и S.

В каких случаях можно использовать наклонную ориентацию кадра?

Очень часто начинающие фотографы, видя как кто-то компонует кадр с использованием наклона камеры, проникаются уважением к приёму и начинают делать так же, не особо задумываясь о причинах такого построения кадра. Между тем, цель наклонной композиции — добавить больше динамики в снимок, усилить эффект движения. Статические позы в наклонном варианте порой смотрятся не очень выигрышно, создается впечатление, что герои падают, подпирают стенки.

Ниже пример удачного применения наклонной композиции — получившаяся диагональ позволяет взгляду эффектно скользить снизу мимо толпы фанатов к ярко освещенной певице и ее эмоционально поднятой вверх руке, отчего кадр смотрится живее.

Давайте теперь рассмотрим разные типы портрета и изучим, как использовать их главные визуальные центры.

Крупноплановый портрет (оплечный)

Глаза — зеркало души. Наверняка эта фраза знакома каждому. Когда мы рассматриваем крупноплановый портрет человека, то глаза — это первое, на что мы обращаем внимание. Именно они являются самой выразительной частью лица, главным смысловым центром композиции таких портретов. Поэтому согласно правилам мы должны кадрировать портрет таким образом, чтобы глаза оказались на одной из линий сетки по правилу третей. Например, так:

Однако здесь есть некоторый нюанс. Очень часто можно встретить много красивых портретов, где глаза находятся чуть ли не посередине, но при этом фотографии смотрятся красиво и не вызывают внутренних противоречий. Здесь уже стоит полагаться на себя, должна работать внутренняя интуиция (чуть ниже мы поговорим с вами об отступлениях от правил):

Чтобы глаза привлекали еще больше внимания, они должны быть резкими, поэтому фокусировка в портретах всегда осуществляется по глазам. Обязательно следите за этим!

В крупноплановых портретах композицию нередко можно эффектно дополнить, используя руки:

Как видно из примера, руки в этом портрета использованы в качестве нижнего основания композиционного треугольника, о котором мы с вами говорили ранее. В итоге — на снимке логичная и законченная композиция.

Не используйте руки бездумно, просто ради того, чтобы они присутствовали в кадре. Помните, что все основное внимание в любом случае должно быть сосредоточено на взгляде человека. Если вы сомневаетесь, включать ли руки в кадр, лучше не снимайте их.

Определение кадрирования оплечного портрета в его названии — в кадре находится лицо и область чуть ниже плеч. Не стоит резать плечи прямо у основания кадра, такое кадрирование смотрится не лучшим образом.

Интересный факт!

При съемке портрета на открытой диафрагме (до 4.0), вы получите более объемное изображение и сможете эффектно размыть задний план. Не забывайте, что на открытых диафрагмах работать сложнее — уделяйте повышенное внимание резкости глаз!

Погрудный, поясной и ростовой портреты

Главным визуальным центром в этих портретах является лицо человека — именно на нем должен строиться главный акцент, и вы должны выстраивать композицию кадра, исходя из этого факта.

Фотографируя портрет по грудь или по пояс, в композицию кадра мы включаем еще один важный элемент — руки. О них мы уже упомянули при обсуждении крупнопланового портрета, однако в поясных и ростовых руки играют гораздо большую роль в композиции, и от того, как вы их расположите, будет зависеть конечное восприятие вашей фотографии.

Более того, руки могут сыграть главную роль в портрете, оживляя позу человека и раскрывая какие-то черты его характера.

Что и как обрезаем?

Один из самых важных вопросов: как же нам скадрировать портрет, чтобы случайно не резануть чего лишнего? Давайте разбираться.

Погрудный портрет можно обрезать чуть выше уровня груди, оставляя пространство над головой человека и с обоих его боков.

Поясной портрет (или портрет в ¾) можно обрезать на уровне бедер, также оставляя небольшое пространство над головой модели и по бокам. Аналогичное применение свободного пространства касается и портретов в полный рост. Единственный нюанс — в ростовых портретах по правилам должно быть чуть больше пространства сверху, чем снизу.


Не следует обрезать фигуру по суставам: ровно на уровне пояса, по коленям, по икрам. То же самое с руками: не следует резать руки по локтям и кистям. Довольно частый вопрос — можно ли «резать» голову в кадре? Да, это можно сделать в целях создания оптимальной композиции, но будьте аккуратны — чтобы у края кадра не оставалось ненужных деталей.

Уравновешиваем композицию

Если при съемке крупноплановых портретов на открытом воздухе мы с вами можем использовать открытую диафрагму и эффектно размыть фон, то сделать это при съемке людей по пояс и в рост сложнее. Размещая людей на линиях согласно правилу третей, можно получить много пустого пространства, которое желательно уравновешивать. Это может быть все, что угодно — столбы, колонны, деревья, проходящие мимо люди, различные тени. Главное, чтобы ваша фотография приобрела интересный и законченный вид.

Ниже пример использования перспективы для уравновешивания композиции в ростовом портрете. Наш взгляд начинает со знакомства с героями фотографии и следует дальше, в конец тропинки, попутно изучая линии деревьев и полоски света. Таким образом, мы получили романтическое и объемное фото.

Групповой портрет

Как уже было сказано выше, классическая схема выстраивания групповых портретов основана на треугольнике, когда в центре располагается самый высокий человек, а остальные выстраиваются по обеим сторонам от него.

Однако, как говорят медики, случаи бывают разные, и мы с вами можем использовать другие интересные композиционные решения. Например, как видно на фотографии внизу, использован вариант V-образной композиции: герои располагаются по росту сверху вниз, а одного из участников я решил усадить на пол. Получилось несколько неожиданно, однако персонаж от этого не потерялся, а кадр в целом стал выглядеть любопытнее.

Точка съемки и нарушения правил

Мы с вами подходим к логическому завершению нашего урока и, конечно же, на десерт приготовлено все самое вкусное. Я не зря начал этот урок с правил, определений и тонкостей «как надо». Потому что для того, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Ни один опытный фотограф или художник не отступает от правил без причины.

Искусство (а мы ведь с вами говорим о портрете именно как об искусстве) не подразумевает шаблонность, иначе изо дня в день, из года в год мы бы с вами видели в альбомах и на просторах сети одно и то же. Прочитав эти строки ваша интуиция и видение моментально не разовьются, однако чем больше вы будете фотографировать и набивать руку, тем больше будет возникать желания экспериментировать.

В заголовке к этому разделу стоит фраза «точка съемки». Мне сначала хотелось поговорить об определенных стандартах, но, подумав, я решил, что точка съемки — это наиболее частое поле экспериментов среди фотографов.

Судите сами. «Стандартная» точка съемки крупнопланового портрета — на уровне носа; погрудного — на уровне шеи; поясного и ростового — на уровне груди. Но! Мы с вами можем фотографировать портрет и с более высоких точек, и в нужных случаях это не будет неправильным, а как часто можно видеть фотографа, снимающего модель с пола? И этот способ, между прочим, используют многие «модные» фотографы — снимая модель таким образом с помощью широкого угла можно в кадре удлинить ей ноги, что даст впечатляющий эффект.

К слову сказать, высокие точки съемки и использование широкого угла очень эффективны при съемке групповых портретов — получающиеся искажения концентрируют внимание на лицах (что нам и нужно!) и отвлекают внимание от заднего плана.

Следующий пример иллюстрирует не только неидеальную композицию, но и удачно пойманный момент. Успокаивая проказничающую дочку, папа отвернулся от камеры, а я поймал хитрый взгляд девочки и нажал кнопку затвора. Взгляд получился по центру, но, тем не менее, мы все равно получили отличный снимок — живой и интересный.

Ну а теперь, с новыми знаниями ваша очередь браться за дело!

Дополнительная литературу по теме урока

  1. Марк Клейгорн – Портретная фотография
  2. И. Варшавский – Общие советы по композиции (статья)
Загрузка…

photostocks.info

подробный обзор с полезными советами

Говоря условно, фотопортрет является одной из форм изображений человека. Качественно выполненный фотопортрет может передать большое количество информации о фотографируемом объекте — особенности его внешности, переживаемые эмоции, положение в обществе и т.д. Даже самый простой студийный портрет может раскрыть характер и глубину души человека, что особенно отчетливо проявляется в выражении лица и во взгляде. Хотя иногда для этого нужно знать, как вырезать человека из фотографии в фотошопе, иначе пресловутый фон может исказить впечатление

Хороший портрет передает настроение и характер модели

Не существует строгой классификации видов фотопортретов. В самом общем смысле все фотопортреты условно разделяют на групповые и индивидуальные. Если не привязываться к какому-либо конкретному основанию, можно обнаружить следующие виды фотопортретов.

  • Классический фотопортрет. Это плечевой или поясной портрет с классическими постановками освещения, стандартными позами и положениями рук.
  • Концептуальный фотопортрет. Фотографируемый объект предстает в неком образе, передающем замысел съемки.
  • Имиджевый фотопортрет. Отражает статус, характер деятельности, убеждения человека для передачи их публике. Востребован у политиков, руководителей, общественных деятелей. Демонстрирует человека в «лучшем свете».
  • Романтический фотопортрет. Используются соответствующие реквизиты для создания нежного, романтического образа.
  • Корпоративный фотопортрет. Представляет собой съемку сотрудников какой-либо компании, например, для постеров, рекламных буклетов и т.д.
  • «Fashion» фотопортрет. Применяется в модельном и шоу-бизнесе для создания портфолио, модных каталогов, журналов и т.д.
  • Репортажный фотопортрет. Используется при создании отчета о каком-то событии, явлении или человеке. Например, свадебная фотосессия — типичный вариант репортажной съемки.
  • Натурный фотопортрет. Фотосъемка производится на природе без использования дополнительных источников света.
  • Жанровй фотопортрет. Фотографирование человека в привычной обстановке или на рабочем месте.

Исходя из особенностей композиции и выбора плана съемки, можно условно выделить такие виды фотопортретов, как плечевой, поясной и фотопортрет в полный рост. Каждый их этих видов имеет свои специфические особенности и предъявляет к фотографу соблюдение определенных правил фотографирования.

Плечевой фотопортрет подразумевает съемку с близкого расстояния, когда в кадре оказываются только голова и плечи модели. Классический вариант постановки освещения в данном случае следующий. Объект находится на расстоянии 1,5 м от фона. По бокам от него и немного позади располагаются два источника света, направленные на фон. Фотограф стоит на расстоянии 2-3 метров от модели, слева от него находится софтбокс, направленный на объект съемки. Именно софтбокс позволяет создать мягкое и выгодное освещении на плечевом фотопортрете. Резкую светотень можно получить, используя мощную лампу накаливания.

При съемке плечевого портрета в кадре будут только голова и плечи модели

За счет возможности варьирования всевозможных ракурсов, поз, направлений взгляда, постановки осветительной техники и т.д. можно получить огромное количество различных вариантов плечевого фотопортрета. Хотя плечи и не являются главным элементом на подобной фотографии, все же они задают тон снимку. Если у модели достаточно массивные плечи, то они не будут выигрышно смотреться на портрете. В таком случае плечи целесообразно немного повернуть, чтобы сместить акцент к голове.

При создании плечевого портрета большое значение приобретает взгляд человека. Если объект смотрит прямо в камеру, это обеспечивает прямой контакт со зрителем и, конечно же, делает фотопортрет более эффектным. Для усиления результата можно применять кадрирование изображения. Например, это позволяет сделать редактор фотографий Домашняя Фотостудия. В меню программы вам необходимо выбрать раздел Изображение > Кадрирование.

Важную роль в подобном фотопортрете играет правильный макияж модели, в первую очередь, макияж глаз. Нужно помнить, что макияж должен быть подобран так, чтобы в полной мере соответствовать замыслу фотосъемки.

Поясной фотопортрет предполагает фотографирование объекта по пояс, не захватывая в кадр ноги и стопы модели. Этот вид портрета позволяет экспериментировать с различными позами и ракурсами, что особенно привлекает внимание зрителей.

Эта съемка предполагает фотографирование объекта по пояс

При создании поясного портрета важная роль отводиться настроению фотографируемого, которое очень четко проявляется в его мимике и позах. Ни в коем случае, не нужно просить своих моделей «расслабиться», гораздо эффективнее предложить переместить вес тела с одной ноги на другую.

Съемка поясного портрета предполагает использование 55-миллиметрового объектива для снижения риска оптических искажений. Главный источник света должен находиться под углом 45 градусов справа от объекта. Рекомендуют использовать зонт для рассеивания света по лицу, волосам и одежде модели. Результат будет намного лучше.

Фотопортрет в полный рост гораздо сложнее, по сравнению с поясными и плечевыми портретами. Обязательным условием является согласованное положение верхней части тела, правильная расстановка источников света. Человек должен принять не просто «правильную» позу, он должен чувствовать себя комфортно в ней. Объект можно развернуть в ту или иную сторону, чтобы создать более динамичную композицию. Хотя бы одна из рук должна быть чем-то занята, к примеру, ее можно положить на бедро, завести за спину, взять в руки какой-либо предмет и т.п. Немаловажным является установление зрительного контакта с камерой, что позволяет сделать фотопортрет более живым и выразительным.

При съемке фотопортрет в полный рост модель должна чувствовать себя уютно

Если условия позволяют, используйте для съемки длиннофокусную оптику и отдходите подальше от объекта. Чтобы полностью поместить в кадр силуэт человека, вам понадобится существенный угол съемки. Вы можете также делать снимки вблизи широкоугольным объективом, но он в значительной степени искажает геометрию изображения, например, укорачивает ноги, увеличивает размер головы и добавляет другие дефекты.

Постановка освещения в данном случае может быть разнообразной. Традиционно используется вариант, описанный для съемки плечевого фотопортрета. Основное условие — фотограф должен находиться на большем расстоянии от объекта. Оптимальная дистанция составляет около трех метров. Главный источник света — мощный софтбокс, расположенный слева от камеры и направленный на объект съемки.

Эти статьи могут вам понравится

Обработка фотографий в мультяшном стиле
Как изменить размер изображения без потери качества

homestudio.su

Поплечный портрет – Разновидности жанра портрет в изобразительном искусстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх