Портрет, как жанр изобразительного искусства
Портрет (по-французски, по-английски portrait, по-немецки Bildnis) — жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению образа конкретного человека или группы людей, показывающий индивидуальные черты человека. Портрет отражает внешность человека, его внутренний мир, передает социальный статус и принадлежность к эпохе. Техника рисования портрета отличалось в разные времена.
Портрет в античном искусстве
Первым появлением портрета можно считать женские лики, изображенные на фресках 16 века до н.э., найденные археологами на острове Крит. Искусство портрета в Древнем Риме и Древней Греции оставило большой след только в скульптуре. Мастерами были воссозданы идеализированные пластические образы элиты — политиков, военачальников, философов и поэтов.
Живописные портреты Древнего Египта служили для выполнения магических ритуалов. Изображения людей выполнялись на холсте или деревянных досках и отправлялись вместе в гробницу.
Портрет в эпоху средневековья
Искусство средневековья под влиянием церкви создавало религиозные образы. Портрет в живописи осмеливались делать немногие художники. Профиль дарителя часто изображали, обращенного к святому, Мадонне или Богу, с оформлением картины по церковным канонам, но образ дарителя имел второстепенное значение в композиции.
«Золотые» века портрета
Расцвет жанра живописи портрет начался в эпоху Возрождения, когда активная и сильная личность являлась важнейшим элементом эпохи. Художники создавали портреты, на которых люди и общий фон были отделены друг от друга. Только в 16 веке возникает гармония в живописи лица. Художники начинают использовать в живописи портреты маслом на холсте.
Взгляд живописи в эпоху Возрождения разделил портретный жанр на разные формы.
Портрет в русской живописи
Первооткрывателем портретного искусства считается парсуна – произведение портретной живописи, выполненное по традициям иконописи. Настоящий портрет, передающий сходство с изображаемым, появился в 18 веке. В советский период портрет-тип получил дальнейшее развитие, отражая народный характер в образах крестьян. В современной России в портретном жанре проявили себя Н. Сафронов и И.С. Глазунов.
В настоящее время живописные картины, портреты доступны каждому и являются хорошим подарком. Вы можете позировать художнику, а можете оставить фотографию, и опытный мастер сделает все без вас.
Согласитесь, приятно получить свой портрет, написанный профессиональным художником, или порадовать близкого человека таким необычным подарком.
Мы предлагаем вам воплотить эту мечту! Художники нашей галереи могут написать для вас портрет в разных стилях: от реалистичного изображения до фантазийного. Это может быть классическая и современная живопись, акварель, графика, шарж и т. д.
Смотрите примеры портретов наших художников и выбирайте художника, чьи работы вам наиболее близки!
Получить информацию можно по телефону +7 (383) 222-00-21 или +7 (953) 861-59-37
Нурлан Тайиров
Владимир Степанов
Бабичев Александр
Портрет — вечный жанр искусства
- org/Breadcrumb»>Главная >
- Интересно об искусстве >
- Портрет — вечный жанр искусства
Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост. На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль. Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.
Как правило, портрет изображает какого-либо человека либо группу людей, существующих или существовавших в реальности.
Это может быть живописное изображение, графика, гравюра, скульптура, фотография, полиграфия и в современном варианте — даже видео. В широком смылсе можно говорить о портрете в литературе и даже в косвенно в криминалистике ( например, словесный портрет).
Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика). Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д. Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм, кубизм, поп-арт и т.д.
История возникновения портрета
Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века.. Вместе с ростом живописного мастерства художники все более овладевают приемами реализма и постепенно начинают решать более глубокие и сложные художественные задачи. Усложняется композиция, формат и т. п.
На развитие жанра портрета значительно влияют представления о значимости человеческой личности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы.. Именно поэтому жанр находится в упадке в XX веке: человечество полно сомнений в себе, осмысляет свое существование. Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения и портрет XVII века, 2-й пол. XVIII века.
Многие искусствоведы пытались классифицировать виды портретов с разной степенью детализации. Можно выделить следующие крупные направления:
Парадный (а также к нему относят тронный, военный портреты) — призваны показать человека «во всей красе» — в максимально пышном и репрезентативном виде, со всеми регалиями и знаками власти и положения. Парадный портрет чаще показывает человека в полный рост, на коне, он явно позирует стоящим или сидящим. Такие портреты часто делались для фамильный галерей, и часто значительно приукрашивали действительность. В наше время появился поджанр политического портрета — как правило, они изображают лидеров страны, пишутся на заказ для размещения в общественных или государственных заведениях, и задача такого портрета — идеологическое воздействие.
Автопортрет — изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Часто художники изображают себя за работой, иногда вписывают как один из персонажей в групповые портреты, а также создают какой-то метафорический образ, могут выступать в костюме исторического героя и проч. Автопортреты художников, страдавших теми или иными заболеваниями, дают медикам уникальную возможность для исследования самовосприятия у людей с психологическими, психиатрическими или неврологическими нарушениями.
Для зрителя важно, как именно видит себя художник — автопортрет можент быть ключом к пониманию не только отдельных работ автора, но и всего творческого пути. Интересно, если живописец создает за свою жизнь не один, а несколько автопортретов — можно проследить, как менялось мировосприятие художника, техники письма, его отношение к себе, творчеству и в к жизни в целом.
Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей. Пик популярности группового портрета пришелся на XVII столетие, сегодня его нельзя назвать особо распространенным. Художник изображает одной обстановке целую группу людей, которые объединены по какому-то признаку: семья, коллеги по работе, друзья детства, одноклассники и т.п. Существует определенная иерархия в композиции группового портрета- важно, какая персона будет расположена на первом плане и в центре, кто позади, кто стоит, что сидит и прочие детали. Такие живописные картины нередко увековечивают портрет родителей с детьми, внуками и правнуками, сохраняя их образы для следующих поколений. Выделяются как вариант еще парные портреты, обычно это супруги. Как правило, антураж в групповом портрете всегда несет особую смысловую нагрузку — детали помогают подчеркнуть смысл происходящего.
Жанровый портрет — портрет, где портретируемый представлен в обычной для него обстановке, за работой, на природе и проч. Как правило, позы в таком портрете естественные, по смыслу задача такого портрета — выловить момент, наиболее характерный для персонажа, который поможет наиболее полно раскрыть его образ. В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.
Именно благодаря жанровым потретам, которые были популярны во все времена, но получили особое распространение в 18-19 веках, мы можем получать живые картинки ушедших эпох. Фотографии еще не было, и именно благодаря художникам мы можем получить мгновенные слепки непосредственной жизни. Именно жанровые потреты стали бесценным подспорьем в работе историков, архитекторов, исследователей моды. Мы видим не только характерные для того времени интерьеры, предметы быта, но и прически, одежду, украшения.
К сожалению, в наше время жанровый портет несколько сдал свои позиции благодаря активному наступлению фотографии и доступности разнообразных гаджетов с функцией камеры. Но тем не менее существуют замечательные современные художники, успешно работающие в этом жанре и создающие выразительные и характерные образы в стиле жанрового портрета.
Шарж — сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства выделяются наиболее характерные черты человека. Шаржи принято часто сравнивать с карикатурами, они в отличие от неё, не высмеивают недостатки героя, шаржи добродушны, заставляют людей улыбаться. Иногда выделяют близкий к шаржу жанр портрет-гротеск, но разница между ними весьма условная: шарж — это гротескный портрет с юмором. Шарж – это легкий жанр, он предполагает дружеские отношения, возможно даже некоторую фамильярность, он обычно создается быстро, в моменте. На пешеходных улицах больших городов можно встретить мастеров, которые за несколько минут создадут вам яркий дружеский шарж.
Жанр портрета сегодня
Бесспорно, в XX веке, с наступлением эры нефигуративного искусства и кризиса личности, жанр портрета находится в определенном упадке. В портрете меньше, чем в других жанрах, допустимы всякого рода вольности и отступления, что иной раз выдаётся за изысканность вкуса и творческое новаторство. Современный художник больше всего стремится к тому, чтобы устранить всякое подозрение, что он копирует действительность, он не портрет вот этого лица пишет, он синтезирует своё понятие о мире и живущем, он переводит язык вещей на язык четвёртого измерения, он выражает своё настроение по поводу случайного предмета.
Но тем не менее, интерес к портрету не исчез. Научиться рисовать портрет вы можете на наших мастер-классах по интуитивному портрету и занятия по портрету для продвинутых. Создание портрета — очень творческое и увлекательное занятие. Ознакомиться со всеми нашими мастер-классами можно здесь.
Поп-арт, повествующий о жанре портрета
Евгений Дик, Портрет 75 , 2022. Холст, акрил, 120 x 120 см.
Базевиан Делакапучиньер, Портрет PS118 В ночь , 2021. Холст, масло / акрил / спрей / тушь, 100 x 81 см.
Поп-автопортреты: Уорхол, Гамильтон и Яёи Кусама трех знаковых мастеров движения, а именно Энди Уорхола, Ричарда Гамильтона и Яёи Кусама. В частности, они отваживались и на описание собственного лица, экспериментируя с автопортретом, фигуративным явлением, которое хотя и утвердилось со времен средневековья, но достигло художественного достоинства лишь в эпоху Возрождения. Желая предложить сравнение образцов последнего типа художественного исследования, упомянутого выше, кажется необходимым упомянуть, в первую очередь, мастера поп-музыки par excellence, а именно Энди Уорхола, который не раз пытался его рука в выполнении автопортретов. Последнему художественному явлению американец посвятил себя с 19 в.


Лана Фрей, Хоуп , 2021. Холст, масло, 130 x 110 см.
Ирина Касцова, Кэти Перри , 2021. Холст, акрил, 100 х 100 см.
Поп-портреты: история художников Artmajeur продолжается… Помимо вышеупомянутых автопортретов, очень популярными в истории искусства, а также в современный мир, в котором, привыкнув к языку рекламы, мы, по меньшей мере, зависим от эффектных цветных изображений, обогащенных сообщениями и аллюзиями, подобными тем, что существуют в мире телевидения, кино, Интернета и социальных сетей. СМИ. На самом деле, если вкратце проследить историю поп-арта, то он зародился как раз в конце 19 века.40-е годы, период распространения потребительской ментальности, как «позитивистского» ответа на драмы Второй мировой войны, которые «переконвертировались» в навязчивое, поверхностное и вроде бы радостное желание жить, достижимое именно через производство, потребление и коммуникацию. . Современный контекст с его многочисленными драмами идеально вписывается в вышеупомянутый менталитет, который даже обогатился и значительно усложнился благодаря новым стратегиям производства, распространения и потребления товаров. Популярные портреты художников Artmajeur, таких как, например, портреты Оливии Кабальеро Гонсалес, Лоуренса Узана и Александра Пешо, находят свое место в этом чрезвычайно актуальном контексте.
Оливия Кабальеро Гонсалес,
Bi-sensual , 2022. Холст, масло, 100 x 81 см. Olivia Caballero González: Bi-sensual Фронтальное обрамление интригующего, гипнотического и в то же время завуалированно ироничного сюжета возвращает нас к языку рекламных объявлений, для которых главный герой произведения как бы эксцентричный отзыв. Тем не менее, мы очень ошибаемся, если думаем, что «легкомысленный» поп-арт никогда не занимал более «серьезной» позиции, поскольку в некоторых конкретных случаях это случалось. На самом деле, «мужественная» женщина Кабальеро могла быть и носительницей более сложного феминистского послания, раскрывая свое полное сходство с таким культовым и в то же время провокационным шедевром, как «Мороженое» Эвелин Акселл (19).64). Именно последняя картина озвучила идеалы бельгийского художника, который в то время открыто выступал за прогрессивную либерализацию женской сексуальности посредством искусства. Это сообщение было реализовано на холсте через изображение монохроматического женского лица, пойманного в тот момент, когда она полна решимости облизать красочный рожок мороженого, расположенного на столь же хроматически богатом и ярком фоне. Только что описанный образ, имеющий явный сексуальный подтекст, преследует цель противостоять идее о том, что женщин следует стыдить за их сексуальность, чтобы в том же ключе работа художника Artmajeur могла напомнить нам, что слабого пола не существует.
Лоуренс Узан, Губы , 1997 г. Холст, акрил, 30 x 30 см.
Лоуренс Узан: ГубыНарратив истории искусства настолько богат, что весьма вероятно встретить в настоящем «воспоминания» о том, что было. Однако сказанное следует интерпретировать положительно, так как современные произведения представляют собой своего рода культурную наслоение, где среди повторений можно обнаружить и явные эволюции человечества. В этом контексте кажется очевидным и отчасти очевидным, как характеристики поп-арта, очень близкие как потребительству двадцатого века, так и современному, повторяются в фигуративном исследовании нашего времени, хорошо иллюстрируемом картиной Узана 9.0003 Губы
. Именно эта последняя работа представляет собой сильную иконографическую связь с традицией вышеупомянутого движения, поскольку она особенно близка, хотя и совершенно уникальным и оригинальным образом, одному из самых знаковых предметов художественного исследования Тома Вессельмана.
Alexander S Peuchot, Janet , 2021. Холст, акрил/масло/пигменты/спрей, 121,9 x 91,4 см.
Alexander S Peuchot: Janet Обращаясь к культовому примеру поп-музыки Уорхола, начиная с двадцатого века главные герои шоу-бизнеса становились объектами художественных исследований; на самом деле, сам американский мастер также изображал звезд из мира музыки, таких как Элвис Пресли, Долли Партон, Мик Джаггер и Дебби Харри. Такая работа была результатом увлечения художника славой и массовой культурой, чья концепция повторения изображаемых сюжетов намекала именно на утрату идентичности, присущую самой массовой потребительской культуре. Произведения, вытекающие из этой концепции реальности, были сделаны из бульварных фотографий или рекламных кадров, которые Уорхол превращал в красочные шелкографии. Тот же подход к искусству просматривается в работе Джанет , картина, призванная перепрофилировать культовую обложку Rolling Stones, датированную 1993 годом, увековечивающую одноименную певицу в одних мешковатых джинсах и с грудью, прикрытой руками ее бывшего мужа Рене Элизондо. Этот образ, неизгладимо ставший частью лексикона поп-музыки, намекает на концепции, сформулированные в альбоме того же года, а именно на Джанет, направленном на представление провокационного исследования женского удовольствия и сексуальности, приобретенного теперь более зрелым и независимым женщина, достигшая большей уверенности в сексе, понимается также как радостная часть творческого процесса.
Портретная живопись в Европе эпохи Возрождения и Барокко | Эссе | The Metropolitan Museum of Art
Портрет обычно определяется как изображение конкретного человека, которого художник может встретить в жизни. Однако портрет не просто фиксирует чьи-то черты, но говорит что-то о том, кто он или она, предлагая яркое ощущение присутствия реального человека.
Традиции портретной живописи на Западе восходят к античности и особенно к Древней Греции и Риму, где в скульптуре и на монетах появлялись реалистичные изображения знатных мужчин и женщин. После многих столетий, когда общее изображение было нормой, в Европе в пятнадцатом веке снова начали появляться отличительные портретные сходства. Это изменение отразило новый рост интереса к повседневной жизни и индивидуальной идентичности, а также возрождение греко-римских обычаев. Таким образом, возрождение портретной живописи было важным проявлением Ренессанса в Европе.
Самые ранние портреты эпохи Возрождения не были сами по себе картинами, а скорее важными включениями в изображения христианских сюжетов.
Одна из отличительных черт европейского портрета — ощущение реальности, явное намерение изобразить неповторимый облик конкретного человека. Таким образом, каждый портрет предназначен для выражения индивидуальности, но, как признавал Эрвин Панофски, он также «стремится выявить то общее, что есть у натурщика с остальным человечеством» (цитируется по Shearer West, 24). Этот второй аспект портретной живописи проявляется в значительном консерватизме жанра: большинство портретов, созданных в Европе эпохи Возрождения и барокко, следуют одному из очень небольшого диапазона традиционных форматов. Вид в профиль, излюбленный на древних монетах, часто использовался в XV веке, например, на изображении Фра Филиппо Липпи женщины у окна, из которой заглядывает молодой человек (89)..15.19). Широкое распространение также получило лицо в три четверти, которое обеспечивает большее взаимодействие между натурщиком и зрителем. Петрус Кристус использовал этот формат в своем портрете картезианского монаха (49.7.19), который помещает натурщика в просто охарактеризованный интерьер с горизонтальным элементом, таким как подоконник внизу, и сиянием света на левом фоне. Итальянские художники на рубеже шестнадцатого века восприняли и усовершенствовали эту формулу. Например, знаменитый портрет Моны Лизы Леонардо да Винчи (ок. 1503–1505; Лувр, Париж) усиливает ощущение связи между натурщиком и зрителем, кладя руки на подоконник; загадочная улыбка отличается от идеального самообладания, которое можно увидеть где-либо еще.
Художники-маньеристы скорректировали эти условности, чтобы создать такие работы, как портрет молодого человека Бронзино (29.100.16), написанный в 1530-х годах: фигура снова появляется поясной, но выражение скорее отчужденное, чем безмятежное, любопытные предметы мебели заменяют барьер. вдоль нижней границы, а руки — правая, перебирающая страницы книги, и левая, прижатая к бедру, — предполагают мгновенное действие и браваду, а не спокойное достоинство. Рука в книге придает натурщикам вид ученой небрежности, как похожего, так и непохожего на модного молодого человека Бронзино: это встречается, например, в чувствительном портрете престарелого архиепископа Филиппо Арчинто Тициана, написанном в 1550-х годах (14.40.650). Рука на бедре часто появляется на портретах правителей или потенциальных правителей, как, например, в великолепном подобии Джеймса Стюарта Ван Дейка, написанном около 1635 года (89).
Традиционные аспекты портретной живописи гарантируют, что каждый пример будет иметь некоторое сходство с другим, и все же это общее сходство делает отличительные качества каждого из них более заметными. Иногда подчеркивается красота или манера поведения натурщика, как в миниатюрном портрете молодого человека Николаса Хиллиарда (35,89.4) с пышными кудрями и прямым взглядом. В других примерах пышный костюм подчеркивает богатство и модный вкус модели (51.194.1). Другие портреты предполагают профессию или интересы натурщика, включая имущество и атрибуты, которые характеризуют его, например, как писателя-гуманиста (19.73.120), опытного скульптора (46.31) или страстного проповедника (65. 117). В дополнение к этим довольно публичным аспектам личности портреты могут также указывать на внутреннюю психологию или душевное состояние натурщика. Намеки на личность особенно очевидны в изображениях XVII века менее возвышенных личностей, таких как рембрандтовский портрет мастера Германа Думера (29)..100.1), изображение Веласкеса его помощника Хуана де Пареха (1971.86) и соблазнительное подобие женщины Рубенса, которая, возможно, была его невесткой (1976.218).
Помимо записи внешности портреты выполняли различные социальные и практические функции в Европе эпохи Возрождения и барокко. Миниатюры дарили как памятные подарки, а портреты правителей утверждали свое величие в местах, где их не было. В придворной обстановке портреты часто имели дипломатическое значение. Например, Ян ван Эйк путешествовал, чтобы сделать портреты (теперь утерянные) потенциальных жен для своего покровителя Филиппа Доброго Бургундского, а Джироламо делла Роббиа сделал керамический портрет Франциска I (41. 100.245) для украшения резиденции одного из его товарищи по оружию. Портрет часто заказывали в знаменательный момент чьей-то жизни, например, при помолвке, свадьбе или повышении до должности. Создание портрета обычно предполагало простую договоренность между художником и меценатом, но художники работали и по собственной инициативе, особенно когда изображали друзей и семью (18,72; 19).81,238; 1994.7). Эти портреты иногда демонстрируют чувство привязанности, неформальности или экспериментирования, необычное для заказных работ. Наконец, художники запечатлели свои образы в автопортретах (49.7.25; 14.40.618), где они свободно преследовали свои цели, будь то претензия на высокий статус, демонстрация технического мастерства или откровенная саморефлексия.
Цитата
Сорабелла, Джин. «Портрет в эпоху Возрождения и барокко в Европе». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/port/hd_port. htm (август 2007 г.)
Дополнительное чтение
Великолепно, Ричард. Портрет . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1991.
.Поуп-Хеннесси, Джон. Портрет в стиле ренессанс . Нью-Йорк: Пантеон, 1966.
.Запад, Ширер. Портрет . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004.
.Дополнительные эссе Джин Сорабелла
- Сорабелла, Джин. «Паломничество в средневековой Европе». (апрель 2011 г.)
- Сорабелла, Джин. «Венецианский цвет и флорентийский дизайн». (октябрь 2002 г.)
- Сорабелла, Джин. «Искусство римских провинций, 1–500 г. н.э.» (май 2010 г.
)
- Сорабелла, Джин. «Обнаженная в барокко и более позднем искусстве». (январь 2008 г.)
- Сорабелла, Джин. «Обнаженная в Средние века и Возрождение». (январь 2008 г.)
- Сорабелла, Джин. «Обнаженная натура в западном искусстве и ее истоки в античности». (январь 2008 г.)
- Сорабелла, Джин. «Монашество в Западной средневековой Европе». (первоначально опубликовано в октябре 2001 г., последняя редакция в марте 2013 г.)
- Сорабелла, Джин.
«Дизайн интерьера в Англии, 1600–1800». (октябрь 2003 г.)
- Сорабелла, Джин. «Викинги (780–1100)». (октябрь 2002 г.)
- Сорабелла, Джин. «Рисование жизни Христа в средневековой и ренессансной Италии». (июнь 2008 г.)
- Сорабелла, Джин. «Рождение и младенчество Христа в итальянской живописи». (июнь 2008 г.)
- Сорабелла, Джин. «Распятие и Страсти Христовы в итальянской живописи». (июнь 2008 г.)
- Сорабелла, Джин. «Каролингское искусство».Портрет это жанр: «Портрéт» — происхождение и значение слова