Портрет как жанр изобразительного искусства: «Портрéт» — происхождение и значение слова

«Что такое портрет?» — Виртуальный Pусский музей

События «Виртуального Русского музея»

События виртуальных филиалов

Все события (архив)

   Человек является самым сложным и содержательным объектом изобразительного искусства. В живописи портрет – самостоятельный жанр, призванный не только достоверно отражать внешние черты человека, портретная живопись стремится показать характер человека, отразить его внутренний мир, передать его эмоциональное состояние. В видеоэкскурсии  «Что такое портрет?», подготовленной специалистом виртуального филиала г. Усть-Каменогорск Байгунусовой Олесей рассказывается о истории жанра, его видах и о основоположниках данного направления в русской живописи.

    Поделиться

    Подписаться на новости

    Я согласен с условиями подписки на новости

    Облако меток
    • #открытие_филиала
    • #лекция
    • #выставка
    • #виртуальная_выставка
    • #онлайн_выставка
    • #онлайн_мероприятие
    • #мультимедийная_выставка
    • #виртуальный_тур
    • #мастер-класс
    • #конкурс
    • #занятие
    • #фестиваль
    • #видеоконференция
    • #круглый_стол
    • #конференция
    • #семинар
    • #дошкольники
    • #школьники
    • #студенты
    • #семья
    • #серебряный_возраст
    • #инклюзия
    • #мультимедиа
    • #рабочая_встреча_ВФ
    • #Центр_мультимедиа
    • #Драмматика
    • #ночьмузеевВФРМ
    • #РусскомуМузею125лет
    • #РусскомуМузею120лет
    • #каталогиРМ
    • #Библионочь
    • #книгиГРМ2019
    • #игрыРМ
    • #фильмыРМ
    • #ночьискусствВФРМ
    • #Артефакт
    • #100лет_реставрацииГРМ
    • #ПетрI_350лет
    • #Антарктида200
    • #народное_искусство
    • #профессия_реставратор
    • #юбилей_РМ
    • #Юбилей_СПб

    «Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:

    1.

    2 Особенности жанра портрет

    В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека» [5].

    Портрет (англ., франц. portrait, нем. Bildnis) – жанр изобразительного искусства, показывающий одного человека или группу людей. Основным условием всякого портрета является передача индивидуального сходства, как внешнего, так и внутреннего [26]. Кроме того, изображая свою модель, художник наделяет ее типичными чертами, признаками эпохи и социальной среды[18].

    Чем же интересны портреты? Разглядывая изображения людей, которые жили несколько лет назад, а может даже и несколько веков, мы видим историю человечества. Ведь художники являются современниками тех, кого изображают, а значит, в точности передают ту эпоху, давая историкам много дополнительной информации. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Ведь, как говорилось ранее, мы можем узнать по ним не только внешний вид, но и заглянуть во внутренний мир человека [36].

    Первый вопрос, возникающий при разговоре о портретном искусстве, — это вопрос сходства модели и образа. И речь не идет о некритическом перенесении на полотно черт физического облика модели – для этого существует фотография. Отбор главного, характерного позволяет художнику выявить индивидуальное в портретируемом[27].

    Нередко качество живописного портрета зритель определяет только по наличию внешнего сходства изображения с оригиналом. Но портрет – не механический слепок лица, не бесстрастное воспроизведение черт: портрет есть художественный образ. В образе портретист выражает свое понимание модели, отношение к ней и на основе этого строит портретную концепцию – то есть не только показывает модель, воссоздавая ее внешний облик, но и высказывается по ее поводу.

    Хороший портрет объективен и правдив, в нем неизбежно содержится момент истинного знания об оригинале, но внешняя похожесть – лишь первый шаг на пути к этой истине[13].

    Академик Лихачёв пишет: «Иногда точка зрения, с которой подходят к произведению искусства, бывает явно недостаточна. Вот обычная „недостаточность“: портрет рассматривают только так: „похож“ он или не „похож“ на оригинал. Если не похож — это вообще не портрет, хотя это, может быть, прекрасное произведение искусства. А если просто „похож“? Достаточно ли этого? Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. Это знают и хорошие фотографы, стремящиеся ухватить подходящий момент для съемки, чтобы не было в лице напряженности, связанной обычно с ожиданием съемки, чтобы выражение лица было характерное, чтобы положение тела было свободным и индивидуальным, свойственным данному человеку.

    От такой „внутренней похожести“ многое зависит в том, чтобы портрет или фотография стали произведениями искусства. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции.

    Если вы привыкли отождествлять красоту портрета с красотой того, кто изображён на нём, и думаете, что не может быть особой, живописной или графической красоты портрета вне зависимости от красоты изображаемого лица, — вы ещё не можете понимать портретной живописи»[14]. Портретный жанр требует от художника свободного владения рисунком, живописными выразительными средствами, наличия яркого воображения и художественного вкуса, умения эмоционально «слышать», чувствовать своего героя, по существу, обладать способностями психолога, артиста, чтобы в портрете максимально выразить суть личности, ее внутренний стержень[10].

    Человек как объект живописи существенно отличается от живописного объекта натюрморта тем, что портретируемый — модель одухотворенная, интеллектуальная, со сложным внутренним миром, вызывающая совсем иные (чем натюрморт) эмоции у художника. Вместе с этим, человек должен изображаться по тем же живописным законам, что и предметы в натюрморте. Здесь требуются такие же навыки построения рисунка формы, умение прорабатывать тоновые отношения с помощью техники «гризайль» и, конечно, живописно раскрывать образ портретируемого, передавать все цветовые переливы оттенков света, воздушной среды и выражать общее настроение картины [35].

    «Важнейшей портретной проблемой для живописца (а также и скульптора, графика, литератора) является передача человеческого лица и его рук. Лицо и руки передают нам практически всю информацию о конкретном человеке. При этом в лице мы сосредотачиваем свой взгляд, прежде всего на глазах, а в руках — на пальцах. Недаром говорят, что глаза — зеркало души человека, а руки — зеркало его тела» [15]. В большинстве случаев понимание этого приводит к тому, что модель изображается с серьёзным выражением лица, лишь изредка — с небольшой улыбкой. Рот обычно нейтрален, и поэтому большая часть выражения лица передаётся через глаза и брови. Модель в портрете находится в особенной форме бытия — созерцании-мышлении, сосредоточенности, вбирании в себя мира, погружении в самого себя [6]. Человек освобождается от страсти, случайного настроения, погружён в мысли. На портрете человек обычно не действует, не говорит. «На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание. Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье и т.д.) — сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для портрета характерен одушевленный покой» [4]. Душа, как правило, передаётся через выражение глаз, через взгляд, устремлённый на зрителя. Конечно, это правило не непререкаемо, т.е. все зависит от задач, которые ставит перед собой художник. Портрет, как изображение человека – это не всегда попытка воссоздать облик портретируемого в среднем, характерном для него состоянии, может быть поставлена задача именно отразить некий критический момент для состояния модели. Также портрет может использоваться, как возможность отразить состояние самого художника, стать способом выражения некой концепции. Т.е. художник может использовать жанр портрета не столько для изучения модели, сколько для воплощения своей идеи, ввиду присущих этому жанру возможностей достижения психологической глубины, ясности символов, выразительности[2].

    Таким образом, композиционный строй живописной работы в жанре портрета основывается на общих законах организации композиции в произведениях изобразительного искусства и зависит от творческих задач, поставленных перед собой художником; в частности от того, направлена работа в большей степени на достижение портретного сходства, на решение композиционных или цвето-тоновых задач, или на воплощение некой концепции.

    При подготовке к выполнению практической части ВКР была выбрана работа в жанре портрет, и далее решался вопрос о том, какие из перечисленных задач будут основными при выполнении этой работы. В результате была сделана попытка создать живописные работы, основанные на принципах характерных для художников модерна.

    Краткий анализ портретов художников (Серов,

    Почему портреты очаровывали нас на протяжении тысячелетий

    Загрузка

    Искусство | История искусства

    (Изображение предоставлено Von der Heydt-Museum Wuppertal)

    Автор: Кэт Паунд, 7 февраля 2022 г.

    С древних времен и до наших дней портретная живопись поведала нам фундаментальные истины о человеке и личности, кем бы он ни был. Кэт Паунд исследует самые яркие образцы жанра.

    P

    Портрет занимает уникальное место в истории искусства. Глядя на то, кто и как был изображен, мы можем получить представление о социальной, культурной и политической истории, чего не может предложить ни один другой тип живописи. Тот факт, что он предлагает возможность общаться с людьми, которые были или являются живыми, дышащими людьми, такими же, как и мы, также делает его одним из самых доступных и популярных; это единственный жанр со своими собственными специализированными галереями, который послужил источником вдохновения для бесчисленных крупных выставок.

    Больше похоже на это:

    —         Тайная жизнь первых леди

    —          Частная жизнь шедевра пересечение портрета, биографии и истории. Это больше, чем произведение искусства; когда люди смотрят на портреты, они думают, что сталкиваются с этим человеком», — говорит Элисон Смит, главный куратор Национальной портретной галереи в Лондоне.

    Поразительный автопортрет Катарины ван Хемессен подчеркивает ее личность как художника. (Источник: Kunstmuseum Basel) к поминовению умерших. В 1-м и 2-м веках нашей эры в районе Фаюм в римском Египте были созданы удивительно натуралистичные портреты, которые появлялись на мумиях. Считается, что они, возможно, висели в домах людей при их жизни, а после смерти помещались над головой их мумии, чтобы облегчить их путешествие в загробную жизнь. В Древнем Риме портретная скульптура использовалась для увековечивания памяти умерших или празднования достижений живых. В обоих случаях обращалось внимание на происхождение человека, имевшее большое значение в римском обществе. Имперские портреты были ценным инструментом пропаганды. Размещенные в храмах имперского культа, они должны были внушать благоговение и подчинение.

    Хотя средневековых портретов сохранилось немного, те, что сохранились, служили тем же целям, что и портреты классических времен. Потрясающие мозаики в натуральную величину с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, датируемые 6 веком, представляют собой особенно эффектную демонстрацию силы.

    Отдельные портреты представителей средних слоев общества не появлялись до 15 века, а картина Яна ван Эйка «Женитьба Арнольфини» 1434 года была одной из самых известных. Один из первых стоячих двойных портретов в истории искусства. Реалистичные лица пары в сочетании с таинственной символикой, скрытой внутри картины, делают ее неизменно популярной среди посетителей лондонской Национальной галереи.

    Портрет королевы Елизаветы I, созданный в честь Армады, подчеркивает ее статус «королевы-девственницы» в жемчужном корсаже (Фото: Национальный морской музей). Это часто считалось результатом растущего чувства индивидуальности, стимулируемого растущим интересом к гуманизму, но Матиас Убл, куратор недавней выставки «Помни меня» в Рейксмузеуме, предостерегает от этой чрезмерно упрощенной точки зрения. «Было много факторов, которые способствовали расцвету портретной живописи в то время, — рассказывает Убл BBC Culture. «Это был период нововведений и встряски. Гуманизм стал очень важным, так что личность в некотором роде тоже, но это было еще не все. Рост городов сопровождался ростом торговой элиты, которая хотела отражать дворянство путем нарисовали их портрет».

    И хотя эти недавно разбогатевшие бизнесмены стремились продемонстрировать свой успех, были определенные ожидания, которые нужно было соблюдать ради приличия. «У вас еще есть церковь, у вас есть и цеховые уставы, и они должны придерживаться того, чего от них ожидает общество, будь то добродетельная женщина или хороший торговец», — говорит Убл.

    Этих хороших торговцев можно увидеть в «Портрете Георга Гизе» Ганса Гольбейна и «Портрете Якобса Снока» Яна Госсарта. Как и большинство торговцев той эпохи, они, вероятно, торговали самыми разными товарами. Однако любой намек на этот товар бросается в глаза его отсутствием, возможно, потому, что он был слишком тесно связан с ручным трудом. Вместо этого они решили показать себя роскошно одетыми и окруженными письмами, документами и письменными принадлежностями. Они хотели подчеркнуть статус и богатство.

    Хотя статус и богатство женщин были в равной степени очевидны в красивой одежде и украшениях, которые они носили на своих портретах, патриархальные ожидания заставляли их подчеркивать их красоту и добродетель, причем первое часто рассматривалось как физическое проявление последний. Даже такой могущественный человек, как королева Елизавета I, знал, что ее авторитет в немалой степени основывался на ее образе «королевы-девственницы», вышедшей замуж за Англию. На «Портрете Армады» неизвестного художника (в настоящее время выставленном в Королевском доме в Лондоне), написанном в честь поражения вторгшегося испанского флота, ее рука уверенно лежит на земном шаре. Ее лиф инкрустирован жемчугом, выращенным в море символом девственности. Заметными исключениями из этого правила были автопортреты женщин-художников, такие как « Автопортрет у мольберта» Катарины ван Хемессен 1548 года, на котором она изображает себя работающей над своим ремеслом. «Ее портрет — самый ранний из известных нам портретов, изображающий художницу, рисующую за мольбертом. Интересно, что это была художница, когда они были так редки», — отмечает Убл.

    Мощный «Автопортрет» Ван Гога в Соломенной шляпе представлен на выставке в Курто в Лондоне (Источник: Детройтский институт искусств, Bridgeman Images) создал иерархию жанров и поставил ее на второе место после исторической живописи. Предполагалось, что он задокументирует великое и хорошее и, таким образом, послужит аккомпанементом к самому высокому из всех жанров. Эта недавно отведенная роль портретной живописи лежала в основе формирования самых ранних портретных галерей, таких как Галерея выдающихся личностей Чарльза Уилсона Пила, которая открылась в Филадельфии в 1770-х годах, и в ней участвовали многие деятели, подписавшие Декларацию независимости. В 1856 году Национальная портретная галерея Великобритании представила первую работу, вошедшую в коллекцию, — портрет Уильяма Шекспира.

    Хотя эти галереи собирали только портреты тех, кого считали выдающимися, со всеми неизбежно связанными с этим классовыми, половыми и расовыми предубеждениями, за их стенами жанр становился все более разнообразным. По мере развития 19 века портретная живопись все больше ассоциировалась с растущей буржуазией. Многие писатели и критики высмеивали их предполагаемое тщеславие, но распространение этой формы портрета свидетельствовало о крупных социальных и политических изменениях, охвативших всю Западную Европу, когда средний класс приобретал больше власти и влияния, поскольку монархи были вынуждены склоняться перед властью. полномочия парламентов. Появление фотографии стало важным фактором демократизации того, кого можно изображать, но также изменило взгляды на роли людей в обществе. Сами художники сыграли важную роль в принятии решения о том, кто достоин изображения, при этом смело бросая вызов социальным условностям.

    Автопортрет, конечно, также был важной частью художественного выражения. Культовый «Автопортрет» Ван Гога с перевязанным ухом, написанный после того, как он отрезал себе часть уха после ссоры с Гогеном, является мощной демонстрацией его решимости продолжать рисовать, несмотря на травму. Он занимает центральное место на нынешней выставке его автопортретов в Курто.

    ‘Братство людей’

    Паула Модерзон-Беккер, недавно ставшая героем крупной ретроспективы в Schirn Kunsthalle во Франкфурте, также сделала себя знаменитым героем своих портретов, наряду с другими женщинами, детьми и местными жителями. крестьянство. Под влиянием портретов фаюмских мумий, которые она обнаружила в Париже около 1905, ее портреты имеют психологическую напряженность, редкую для изображений женщин того времени. Хотя ее выбор моделей был, по крайней мере, частично обусловлен удобством, она, тем не менее, относится к самым скромным предметам с величайшим достоинством. «Они были самыми бедными в обществе, и она придавала им вид вечности, почти святости», — говорит куратор Ингрид Пфайффер.

    Автопортрет в день шестой свадьбы Паулы Модерзон-Беккер. Художник не боялся бросать вызов условностям (Источник: Музей Паулы Модерзон-Беккер, Бремен)

    Почти пантеистическая любовь Модерзон-Беккер к природе проявляется во всех ее работах, в том числе в ее самой известной картине «Автопортрет на шестую годовщину свадьбы», написанной в 1906 году, где она изображена обнаженной до пояса. Хотя она кажется беременной, это не так. «Ее живот — символ плодородия, как человеческого, так и художественного», — говорит Пфайфер. Модерзон-Беккер прекрасно осознавала свой талант, но в то же время знала, что ее тематика означает, что работа никогда не будет выставлена ​​на обозрение. «Никто не видел этого при ее жизни, даже (ее муж) Отто. Она знала, что рисует что-то совершенно запретное», — говорит Пфайффер.

    Как и Модерзон-Беккер, художница 20-го века Элис Нил не боялась бросить вызов условностям. Отвергая абстрактный экспрессионизм, доминировавший в то время в мире искусства, она рассматривала портретную живопись как способ создания визуальной истории своей эпохи. Инстинктивно тяготея к тем, кто находится на обочине общества, она могла критиковать обстоятельства, в которых они оказались, при этом изображая их с достоинством. «Для нее это способ изменить общество», — говорит Люсия Агирре, куратор недавней выставки портретов Нила в музее Гуггенхайма в Бильбао.

    «У нее было особое сочувствие к своим натурщикам. Обычно она выбирала людей, которые ей действительно нравились, детей с улицы, активистов или ее друзей, которые были писателями-коммунистами. Этим людям есть что сказать ей», — объясняет Агирре. Нил особенно любила эмоциональную и физическую борьбу женщин, особенно обездоленных женщин, таких как она сама, и не уклонялась от табуированных тем, включая домашнее насилие над ее соседкой Пегги. «В 1949 году она сделала этот прекрасный портрет Пегги, и вы видите следы на ее лице, но в то же время она придает ей достоинство. В то время об этом просто не говорили», — говорит Агирре.

    Черный призывник (Джеймс Хантер) Элис Нил. В своих портретах Нил прославляет и увековечивает память героев (Источник: The Estate of Alice Neel, Bilbao, 2021)

    Хотя Нил не получила признания за свои новаторские портреты до относительно позднего периода своей карьеры, их документальный и демократический характер раскрывает сохраняющаяся актуальность портретной живописи, а также множество функций, которые могут выполнять портреты. Они отмечают, празднуют и показывают нам, кем мы были и кто мы сейчас.

    Прошлые практики коллекционирования в сочетании с тем фактом, что у многих выдающихся личностей никогда не было возможности рисовать или фотографироваться, означает, что портретные галереи никогда не могут надеяться быть полностью репрезентативными для национального прошлого, но чем ближе мы подходим к настоящему, тем более инклюзивным представление становится. «Наши критерии приема теперь намного шире. Они выходят за рамки политических, религиозных и юридических фигур. Это более демократично, и сегодня мы отмечаем различные формы достижений», — говорит Смит. И некоторые исторические предубеждения могут быть устранены.

    Национальная портретная галерея пытается решить проблему недостаточного представительства женщин, пока она закрыта на ремонт. В настоящее время проводятся исследования женщин, уже находящихся в коллекции, и будут сделаны новые приобретения. С таким огромным количеством портретов, на которых можно рисовать — в основной коллекции их 12 000, а в справочной коллекции около 400 000 — задача выбрать основные моменты — практически невыполнимая задача. Но когда его попросили сделать это, выбор Смита подчеркивал уникальную природу портретной живописи и причины, по которым она прочно удерживала воображение публики. Рисунок Ганса Гольбейна с изображением Генриха VII и Генриха VIII, подготовительный этюд к ныне утерянной картине, и «Портрет Елизаветы I в Дитчли» переносят нас на орбиту некоторых из самых знаменитых монархов в британской истории. Они также являются великолепными произведениями искусства сами по себе.

    Портрет Уильяма Шекспира и портрет сестер Бронте работы их брата Бранвелла, который также выбирает Смит, не являются. Тем не менее, они являются одними из самых популярных среди публики просто потому, что предлагают средство связи с такими любимыми литературными деятелями. «Автопортрет Лауры Найт с моделью» выбран, поскольку это «действительно ключевая работа по истории женщин в искусстве», в то время как из более современных заказов Смит выбирает портрет Малалы работы Ширин Нешат, который очень привлек внимание посетителей.

    «Обнаженная девушка с вазами для цветов» Паулы Модерсон-Беккер — типичный пример напряженной, вневременной портретной живописи художника (Источник: Von der Heydt-Museum Wuppertal)

    Шанс каждый год отмечаться на конкурсе BP Portrait Award, хотя в настоящее время это приостановлено, пока галерея закрыта. «Это очень популярно, потому что люди в этом шоу — обычные люди. Это может быть ваша сестра, ваш брат или какая-то модель, которую вы обнаружили на улице и которая показалась вам интересной», — говорит Смит.

    «Это общение между людьми. Если в прошлом это был знак ранга, статуса или знаменитости, то сейчас я думаю, что портретная живопись больше связана с экзистенциализмом. Она о психологии, о том, кто они и как они вписываются в общество. Это об идентичности», — говорит Смит. Будь то император, актер, активист или обычный человек на улице, это то, что мы все разделяем, и это объясняет, почему портретная живопись никогда не перестанет привлекать наше внимание.

    Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на наш Facebook или напишите нам на Twitter .

    И если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под номером под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

    ;

    История изобразительного искусства Портреты | США

    История искусства — это история портретной живописи. С самого начала в скульптурах и картинах изображались выдающиеся полководцы и полководцы, а также великие спортсмены. Они были удостоены чести выставить свои статуи на всеобщее обозрение в Древнем Египте, Греции и Риме.

     

    К 15 веку у меценатов возрос спрос на увековечение бюстов для демонстрации в своих домах. Больше не нужно было зарабатывать портрет — за деньги можно было получить портрет на заказ. В эпоху Возрождения больше внимания уделялось религиозному искусству, чем светскому, включая портреты, однако портреты покровителей можно найти на многих картинах. Многие папы были обожествлены маслом, а самый известный портрет того периода, Мона Лиза Леонардо да Винчи, очаровал и озадачил многих с тех пор, как он был впервые выставлен.

     

    В 16 веке искусственно вычурным стилем были созданы великолепные портреты аристократических покровителей художника. Художники Северного Возрождения предпочитали миниатюрные портреты на дереве, пергаменте или фарфоре, которые были достаточно малы, чтобы их мог носить их владелец: переносные портреты. В Америке эта «причуда» также прижилась.

     

    В XVII веке Рембрандта ван Рейна попросили нарисовать чиновников купеческих гильдий, больниц и милиции. Его картина «Компания капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурха» (широко известная как «Ночной дозор») остается одним из самых заметных групповых портретов всех времен.

     

    В конце 18 века Томас Гейнсборо и сэр Джошуа Рейнольдс, писавшие в Англии, прославились портретами представителей высшего общества. Джон Сингер Сарджент и Томас Икинс работали над портретами в Америке в тот же период.

     

    Художник всегда может использовать постоянный источник дохода; портретная живопись послужила средством для достижения этой цели для художников, обладающих даром быть портретистом. Однако времена меняются. С изобретением фотоаппарата в 1840 году у портретной живописи появился главный конкурент. Импрессионисты продолжили жанр среди членов общества, но многие сочли фотографию более быстрой и модной. Со временем рисовали только тех, кто не мог позволить себе фотографию. Теперь, когда почти у каждого есть смартфон в кармане, все изменилось! Художники рисуют портреты и по фотографиям.

     

    На заре 20 века появились новые направления в искусстве, которые угрожали портретной живописи еще больше, чем фотоаппарату. Кубизм сделал людей неузнаваемыми, а абстрактный экспрессионизм и минимализм устранили все фигуры. Портретная живопись казалась обреченной.

     

    Введите имя Энди Уорхола.

    Портрет как жанр изобразительного искусства: «Портрéт» — происхождение и значение слова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх