Самые известные портреты: женский, детский, мужской; зарубежных и русских художников

Самые известные русские художники-портретисты и их портреты с названиями — «Лермонтов»

Великие русские художники-портретисты
Портреты самых известных русских художников
Самые дорогие портреты русских художников

Портретная живопись на Руси появилась еще в эпоху Средневековья и ограничивалась в основном писанием икон, хотя есть и более ранние произведения от XI и XII веков. Первые портреты конкретных людей стали появляться лишь в XVII веке, однако многие из них не дошли до нашего времени. Поэтому мы рассмотрим известных живописцев XVIII – XX веков, чьи работы сегодня представлены в государственных и частных коллекциях и высоко ценятся на аукционах.

Великие русские художники-портретисты

Начнем рассмотрение списка известных русских художников с Боровиковcкого и Кипренского, трудившихся в XVIII – начале XIX веков.

Владимир Боровиковский начинал свою живопись с иконописи, однако после переезда в Санкт-Петербург быстро прославился на весь город своими прекрасными портретами.

Его заметила сама Екатерина II, поэтому художнику позировала не только она, но многие знатные особы и целые семейства. В те годы набирал моду сентиментализм, который в исполнении Боровиковского умело сочетался с академической живописью. В результате этого акцент смещался со статуса на индивидуальность героя, на передачу его чувств и внутреннего мира через плавность линий, мягкость переходов, органично подобранный фон. Яркими примерами его портретов являются «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», потрет М. Лопухиной, портрет Павла I и другие.

В. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». 1794 г.

Знатные особы заметили и талантливого Ореста Кипренского. Они пригласили его работать при дворе великой княгини Екатерины Павловны, а затем при поддержке императрицы помогли совершить поездку за рубеж для знакомства с работами известных мастеров. Кипренский рисовал не только богатых персон, но и запечатлел популярных современников, благодаря чему сохранились прекрасные портреты Пушкина, Жуковского, Давыдова, Трубецкого и многих других выдающихся людей.

Его трудами на свет появились и портреты многих участников Отечественной войны 1812 года.

О. Кипренский. Портрет А. Пушкина. 1827 г.

В XIX веке трудилась целая плеяда талантливых русских художников, среди которых такие известные мастера, как Репин, Васнецов, Суриков, Брюллов, Перов и другие. Каждый из них внес в русскую портретную живопись что-то свое, что способствовало расцвету этого жанра.

Карл Брюллов стал основателем романтического портрета, так как он уделял большое внимание не статусу героя или передаче его портретного сходства, а его психологическому образу. Благодаря особому колориту, передаче эмоций и подбору подходящего интерьера художнику удавалось знакомить зрителя с характером и интересами героя.

К.П. Брюллов. «Всадница». 1832 г.

Василий Перов работал над неким социально-психологическим портретом, демонстрируя духовный мир через разнообразные чувства моделей. Критики отмечали, что художнику удалось добиться невероятной правдивости в своей портретной живописи и чего-то неизменного, что никогда не выйдет из моды. Перов написал множество портретов известных русских писателей, ученых, деятельных персон. Многие из них художник писал по заданию Павла Третьякова, и они выходили столь удачно, что образы различных известных русских представителей культуры, искусства или науки слились с теми, что созданы умелой рукой талантливого Перова.

В. Перов. Портрет Ф. Достоевского. 1872 г.

Блестящими портретами известных людей порадовал зрителей и известный живописец Илья Репин. Он создал столь огромную серию великолепных портретов своих современников, что превзошел в этом остальных портретистов. Если одни художники сосредотачивались на чувствах своих моделей, другие на их характере, то Репин пытался изобразить каждого известного человека как творчески мыслящую личность. И этот живой пытливый ум читается во взгляде многих его героев, среди которых были такие известные люди, как Толстой, Шишкин, Пирогов и Мусоргский.

И. Репин. Портрет писателя Л. Толстого. 1887 г.

Интеллигенцию изображали и такие художники, как Крамской, Маковский, Васнецов или Суриков.

Иван Крамской использовал особый глухой фон, который позволял зрителю сосредоточиться только на чертах лица изображенной персоны и не рассматривать ненужные детали. Константин Маковский, напротив, окружал каждого героя изобилием деталей, а самого его изображал идеальным в роскошной обстановке. Критикам такой подход не нравился, однако заказчики нисколько не были против такой идеализации и платили художнику огромные деньги. Для Виктора Васнецова и Василия Сурикова портретная живопись основной не была, тем не менее, они подарили миру множество прекрасных работ.

К. Маковский. Портрет В. Волконской. 1884 г.

В XX веке яркие портреты представили общественности Коровин, Серов, Богданов-Бельский, Нестеров и многие другие. В этот период в портретной живописи начинается уход от академической школы и развиваются разнообразные живописные стили. Так, Константин Коровин и Валентин Серов в числе первых создали картины в стиле импрессионизма. Портрет хористки Коровина даже сняли с выставки, посчитав слишком вызывающим и непонятным, однако позже он был признан подлинным шедевром, равно как и «Девочка с персиками» Серова.

У Зинаиды Серебряковой импрессионистская манера письма наложилась на умение подмечать все красивое. Ее модели выглядели хрупкими и женственными, что значительно выделяло ее работы среди других.

З. Серебрякова. Портрет О. Лансере. 1910 г.

У Бориса Кустодиева к импрессионизму добавился модерн: помимо характерных для импрессионистов широких мазков он использовал прием разворота героя на три четверти к зрителю и размещения его в углу комнаты.

Б. Кустодиев. Портрет Ю. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908 г.

Константин Сомов изобрел так называемый ретроспективный портрет, при котором он изображал модель в нарядах или обстановке прошлых столетий.

К. Сомов. Портрет Е.П. Носовой. 1911 г.

Портреты самых известных русских художников

Рассмотрим ряд известных работ именитых русских портретистов, которые высоко оценили зрители и коллеги по цеху.

У Владимира Боровиковского назовем несколько чувственных портретов женщин: портрет сестёр А. Г. и В.Г. Гагариных, портрет М.И. Лопухиной и портрет Е.А. Нарышкиной. Все три работы написаны художником в течение пяти лет и стали отправной точкой для его сентиментальных портретов. В них на первое место выдвигается женственность, мягкость и чувственность девушек вместо их высокого положения в обществе, что подчеркивается спокойным гармоничным фоном, плавными линиями и мягкими переходами одного оттенка в другой. Такой подход был оригинальным для своего времени и быстро сделал художника знаменитым.

Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802 г.

У Кипренского есть такие широко известные произведения как «Бедная Лиза», портрет В.А. Жуковского, портрет отца А.К. Швальбе, упомянутый выше портрет А.С. Пушкина и автопортрет 1828 года. Расскажем подробнее о последнем. В автопортрете Кипренский изобразил себя в характерной для него манере романтизма. Мы видим на нем восточный халат, на которые тогда была мода, некоторую небрежность в прическе и рубашке и целую гамму чувств на лице. Это и любезная полуулыбка, и проницательность ко всему происходящему, и некоторая тревога за будущее. Интересно, что за несколько лет до этого в 1820 году художник написал более строгий автопортрет по заказу галереи Уффици, расположенной во Флоренции (старейшая и наиболее известная в Европе галерея). Фактически Кипренский стал одним из первых русских художников, чья работа украсила знаменитую галерею. Рассматриваемый нами автопортрет от 1828 года тоже не остался незамеченным, так как в 1870 году его приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков. Работа и поныне находится в Третьяковской галерее.

О. Кипренский. Автопортрет. 1828 г.

У Карла Брюллова помимо упомянутой выше картины «Всадница» есть замечательные портреты знаменитого баснописца И.А. Крылова, княгини М.А. Бек и картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». О последних расскажем подробнее, так как они стали судьбоносными в жизни художника.

К. Брюллов. «Итальянское утро». 1823 г.

Жанровый портрет «Итальянское утро» с изображением полуобнаженной умывающейся девушки сделал Брюллова известным и столь понравился Обществу поощрения художников, что оно преподнесло его императору Николаю I и его супруге.

Императорская чета наградила мастера бриллиантовым перстнем и заказала парную к ней картину. Однако вторая работа под названием «Итальянский полдень» привела к обратному эффекту: коллеги по живописи обвинили художника в том, что он отошел от академических эталонов красоты и осмелился рисовать пышнотелую девицу. Брюллов в ответ на такое неприятие разорвал связи с обществом художников и заявил, что картина — не статуя, и в ней вполне допустимо приближаться к тем формам, которые реалистичны и больше нравятся нам.

К. Брюллов. «Итальянский полдень». 1827 г.

Среди многочисленных удачных портретов Перова мы в качестве примера возьмем портрет Островского. Эту картину считают одной из лучших не только среди работ художника, но и в русской портретной живописи в целом. Перов любил творчество Островского и запечатлел его без пафоса и прикрас таким, каким нередко видел. Великий драматург предстает перед зрителем в домашней одежде без эффектного фона или красивых атрибутов.

Это помогает сосредоточиться на его пытливом взгляде, проницательности и глубоких эмоциях. Портрет быстро стал известным, переместился в Третьяковскую галерею и позже неоднократно печатался на марках.

В. Перов. Портрет А.Н. Островского. 1871 г.

Как мы отметили ранее, Илья Репин создал огромную галерею портретов популярных современников. Среди них особенно отметим портрет Мусоргского, ставший одной из известнейших работ именитого русского художника. Это единственный портрет, который был создан при жизни Мусоргского, ушедшего из жизни всего в 42 года. Нашего современника может удивить, почему великий композитор изображен с красным носом в халате и всклокоченными волосами. Но это вполне объяснимо, так как Репин спешно писал его портрет в больнице за несколько дней до кончины композитора. Художник не отступил от своих принципов реализма и показал великую личность во всей полноте и многогранности. С одной стороны, мы видим изможденного алкоголизмом, неприятием общества и болезнью человека, с другой сильного человека с ясным и пытливым взглядом.

И. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881 г.

У Кустодиева не менее популярен портрет Федора Шаляпина, ставший одним из лучших в портретной живописи мастера. Несмотря на то, что художник на момент написания портрета был прикован к инвалидному креслу, он не отказался от идеи написать большой двухметровый холст. Чтобы воплотить ее в жизнь, Кустодиеву приходилось работать над отдельными частями портрета в положении полулежа и использовать специальные устройства для наклона холста. Жанровый портрет полностью отражал народный дух оперного певца и так понравился ему, что Шаляпин высокого ценил его и бережно хранил в своем доме. Кустодиев же сделал уменьшенную авторскую копию и представлял ее на выставках. Позже обе работы были переданы в музеи, где и хранятся сегодня.

Б. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922 г.

Еще одним популярным портретом стала картина Сомова «Дама в голубом». Игорь Грабарь даже называл ее «Джокондой современности», настолько точно образ женщины отражал характер Серебряного века. Современники художника были одновременно и захвачены жизнью, и испытывали грусть от недоверия к ней. Особенностью портрета стали не только противоречивые чувства дамы, но и ее странный наряд из предыдущих веков. Картину быстро заметили на выставке «Мир искусства», однако в Третьяковскую галерею она попала только благодаря В. Серову, так как другие Члены Совета галереи не хотели голосовать за странную работу.

К. Сомов. «Дама в голубом». 1897–1900 гг.

Самые дорогие портреты русских художников

Посмотрим, искусство каких русских художников особенно ценится на крупных аукционах в последнее время. Мы рассмотрим несколько наиболее крупных уходов портретов в период с 2000 по 2020 годы.

Первую тройку самых дорогих портретов открывают образы женщин. Дороже всего оценили образ актрисы кабаре, запечатленной художницей Тамарой де Лемпицки в работе Portrait de Marjorie Ferry. Эта работа была выставлена в аукционном доме Christie`s в 2020 году и ушла с молотка за 21 млн долларов (16,3 млн фунтов стерлингов).

Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.

На втором месте оказался портрет «Шокко» художника Алексея Явленского. Картина была представлена на аукционе Sotheby`s в 2008 году и ушла за 18,6 млн долларов.

А. Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)». Около 1910 г.

Замыкает тройку портрет Марии Цетлиной, созданный Валентином Серовым. Это великолепная работа попала на аукцион Christie`s в 2014 году из музея и, конечно, вызвала ажиотаж среди покупателей. Ее охотно купили за 14,5 млн долларов (9,3 млн фунтов). Подробнее о трех описанных картинах вы можете почитать в статье о самых известных женских портретах.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

На четвертом месте расположился портрет «Маленький ковбой», созданный известным русских художником Николаем Фешиным. Эта работа поступила на аукцион MacDougall`s в 2010 году из галереи Stendahl Лос-Анджелеса. Холст считается одним из самых блестящих портретов художника, в котором Фешину удалось создать целостный и колористически изящный образ маленького ковбоя. Так как за полгода до этого картина уже уходила с аукциона William Doyle за 500 тыс. евро, на MacDougall ее выставили по стартовой цене 500-700 тыс. фунтов. Однако один из телефонных покупателей так горячился, что нередко прибавлял сразу по полмиллиона фунтов. В итоге жарких торгов цена взлетела до рекордных 7 млн фунтов (10,9 млн долларов), что стало сенсационной продажей. После этого Фешин оказался в десятке самых дорогих продаж картин в категории русской живописи. На февраль 2021 года он переместился на 13 место, но по-прежнему обгоняет своего учителя Илью Репина.

Н.И. Фешин. «Маленький ковбой». 1940 г.

Еще один портрет, проданный за миллионы долларов, принадлежит талантливому русскому художнику Юрию Анненкову. Живописец создавал картины в своей оригинальной манере, используя самые разные приемы, смешивая стили и направления так, что даже критики не могли предугадать его следующей работы. Именно эта оригинальность и живописная смелость привели его к славе и узнаваемости его картин, особенно портретов. В 2014 году на торги аукционного дома Christie`s попал один из таких ярких портретов, созданный в смешанных стилях. На картине запечатлен А.Н. Тихонов, а сама она экспонировалась на международной выставке в Венеции в 1924 году. С аукциона портрет ушел за 6,2 млн долларов (4 млн фунтов).

Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.

Портреты известных русских художников можно перечислять еще долго, ведь в этом жанре работали не только портретисты, но и пробовали себя практически все именитые мастера живописи. Одни из них писали популярных современников и знатных особ, другие искали и создавали свой образ женщины через женские портреты, а третьи не менее увлеченно писали самих себя. Благодаря этому зритель сегодня может найти в русском портрете большое разнообразие образов, эмоций, идей и художественных приемов.


7 работ Валентина Серова и их история

Публикации раздела Музеи

Аудиоверсия: 7 работ Валентина Серова и их история

В Петербурге в начале ХХ века Валентин Серов был одним из самых известных и модных художников. Клиенты записывались в очередь, чтобы заказать у него портрет. Живописец требовал от каждого множества сеансов — иногда до сотни, тщательно продумывал образ и его детали и практически никогда не повторял собственные приемы, которые обычно упрощают работу художникам. Свой любимый жанр Серов называл «Портрет Портретыч», однако создавал и жанровые полотна, и театральные декорации, и иллюстрации для книг. Про свои картины он говорил: «Я хочу писать отрадное». Смотрите на знаменитые работы известного художника и читайте, как они появились.

«Девочка с персиками»

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Валентин Серов создал «Девочку с персиками» в усадьбе Абрамцево — имении Саввы Мамонтова. Серов, как и многие другие художники — участники «Абрамцевского кружка», часто гостил там. На картине изображена дочь мецената — Вера Мамонтова. Над полотном Серов работал почти два месяца: начал летом, а закончил в сентябре. Все это время Вера Мамонтова позировала ему по несколько часов в день.

Исследователи называют «Девочку с персиками» одним из первых российских полотен с чертами импрессионизма. Художник тонко выписал лицо Веры Мамонтовой, а вот ее блузу, скатерть с персиками и задний план картины передал более крупными мазками. Серов использовал чистые цвета, накладывая их вплотную друг к другу, чтобы передать оттенки мебели, предметов и стен. А пейзаж за окном и вовсе изобразил схематично и условно.

Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров.

Вера Мамонтова стала моделью не только для Валентина Серова: ее писали на своих полотнах Илья Репин, Михаил Врубель и Виктор Васнецов, который объяснял это так: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию».

«Девушка, освещенная солнцем»

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На одной из самых «отрадных» картин Серова изображена его кузина Мария Симонович. Художник писал ее в усадьбе Домотканово, в старом саду под липами. Он просил двоюродную сестру во время сеансов вспоминать приятное, сидеть неподвижно и сохранять одно и то же выражение лица.

Это полотно — также одна из импрессионистских работ Валентина Серова. Художник планировал написать его именно в саду, где свет и тень создают переливы красок. Он прорабатывал блики мелкими цветными мазками — можно заметить, как живописец «собрал» из разных оттенков светлую блузку Марии Симонович. Картину почти сразу же выкупил за большие деньги Павел Третьяков, и на первой выставке она уже висела с табличкой «Собственность Третьякова».

Когда мы пришли в ту комнату, где она висела, и остановились у «Девушки, освещенной солнцем», он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся…»

Портрет Николая II

Валентин Серов. Портрет Николая II. 1900-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

К концу XIX века Валентин Серов стал знаменитым и модным в Петербурге художником. Заказчики портретов записывались к нему в очередь. Среди них были и члены императорской семьи: Серов писал великих князей Михаила Александровича и Павла Александровича, императоров Александра III и Николая II.

В 1900 году художник закончил домашний портрет Николая II, царь хотел подарить его императрице Александре Федоровне. Полотно Серов написал всего за два сеанса. Сначала работа не ладилась и живописец никак не мог сделать удачный набросок. Потом Николай, утомившись, присел за стол — этот момент и «схватил» Валентин Серов. Он сразу же создал копию картины, потому что императрице портрет не понравился: она была в комнате во время сеансов и давала художнику советы. В один момент Серов предложил Александре Федоровне самой закончить картину. Она вышла, а художник продолжил работать.

Парадные портреты знати в ту эпоху были полны роскошных атрибутов — изящные одеяния, знаки отличия, торжественные интерьеры. Николай же изображен в своей повседневной одежде — тужурке лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет выглядит эскизом: он написан крупными мазками, цветовые переходы грубоваты, фигуру императора окружает контур, а фон обозначен условно — неясная серая поверхность. В этом была задумка Валентина Серова: изобразить не возвышенный образ императора-небожителя, а человека, которому присущи обычные, «земные» качества.

Читайте также:

  • 5000 картин, 10 томов книг и бесконечные путешествия: история Николая Рериха
  • Очереди в мастерскую, неземные краски и сделка с дьяволом
  • Тест: какое место на карте изобразил художник?

«Выезд Екатерины II на соколиную охоту»

Валентин Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1900-х годах Валентин Серов вместе с другими участниками художественного объединения «Мир искусства» иллюстрировал издание «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Это был уже третий том, он рассказывал о ритуалах конца XVII — начала XVIII века. Серов сделал иллюстрации, посвященные Петру I, Петру II и цесаревне Елизавете Петровне, а также Екатерине II.

Художник использовал для рисунков разные приемы и подходы. Сцена охоты Петра II полна динамики: мчатся лошади, несется борзая, взвивается стая птиц на дальнем фоне. Уравновешивают головокружительную гонку лишь фигуры крестьян, которые почтительно замерли. Художник обозначил множество мелких деталей: детали туалета и богатое убранство лошадей, церквушку на фоне и даже кудрявую шерсть собаки. А вот иллюстрация «Выезд Екатерины на соколиную охоту» более спокойна, царский охотничий кортеж полон величавости. Серов написал его плавными широкими мазками, оставил много воздуха и передал атмосферу раннего вечера, когда только начинает смеркаться. Он не уделял особого внимания элементам императорских нарядов и конской сбруи. Это не азартная гонка, а лишь ритуальная прогулка для императрицы преклонных лет.

Анна Павлова в балете «Сильфиды»

Валентин Серов. Анна Павлова в балете «Сильфиды». 1909. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Афишу для Русских сезонов Сергея Дягилева Валентин Серов создал в 1909 году. Это были первые балетные Сезоны, Дягилев ставил в столице «Сильфиды». Анна Павлова на тот момент была уже известной танцовщицей, а афиша с ее изображением стала не менее знаменитой работой — ее расклеили по всему Парижу. Участник Русских сезонов Лаврентий Новиков вспоминал: «Портрет Павловой работы Серова вызвал более откликов в печати, чем сама Павлова».

Балерина позировала художнику 11 сеансов. Ей приходилось замирать в одной позиции, чтобы он мог уловить движение. В итоге Серов нарисовал Павлову всего несколькими штрихами — в натуральную величину, мелом на холсте, покрытом синей краской. Легкий рисунок олицетворял легендарную виртуозную технику балерины, с которой она «порхала» по театральным сценам. Современники сравнивали Павлову с пушинкой и облаком, танцующим осенним листком и даже языками пламени.

…Каким прелестным, каким благородным казался этот огромный синий лист с рисунком порхающей «Жизели» среди крикливых ярмарочных реклам парижских улиц. Как напоминает он мне теперь прошлогоднюю весну, наши «триумфы», как отвечал он благородному успеху русского искусства в столице мира.

«Похищение Европы»

Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1907 году Валентин Серов путешествовал по Греции вместе с Львом Бакстом. Художники побывали на острове Крит, изучали фрагменты древнего Кносского дворца и его фресок. У Серова родилась идея создать полотно на античный сюжет, и он выбрал греческий миф о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Европу, а после увез на Крит и женился на ней.

Первые наброски к будущему полотну художник создал еще в Греции: зарисовал быков, везущих повозки. Однако натуру для героев полотна пришлось искать еще долго — в Испании, Италии и Франции, где Серов побывал позже. В итальянской деревушке Орвиетто живописец отыскал мощного быка, в парижской мастерской художника Николая Досекина — натурщицу, а из Биарицца привез эскизы с изображением морских волн.

Серов закончил картину в 1910 году. Он переписывал ее несколько раз, дорабатывая композицию и выбирая цвета. Декоративное панно создано в стиле модернизма: минимум деталей, схематичное изображение, цветовые контрасты без тонких переходов. Художник выбрал для полотна коричневые и синие оттенки — в сочетании с черным это классическая гамма древнегреческих фресок.

Портрет княгини Щербатовой

Валентин Серов. Портрет княгини Щербатовой. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1911 году князь Сергей Щербатов заказал Серову портрет своей супруги — Полины Щербатовой. Княгиня была статной красивой женщиной, и художник делал к портрету множество набросков в разных интерьерах, предлагая княгине позировать то стоя, то сидя. Наконец удачный ракурс был найден: Полина Щербатова стояла у старинной вазы екатерининских времен.

Как вспоминал позже князь: «…красиво сливалась вся гамма красок платья, золотых волос, белоснежных плеч и рук, нежного румянца лица, нитей жемчугов и вазы нежно-абрикосового тона с золотом. Все вместе было восхитительно красиво. Равно как и поющие линии фигуры в этой позе». Валентин Серов сделал набросок углем.

Однако портрет остался незаконченным. В назначенный день в княжеский особняк позвонил сын художника Антон Серов и сообщил: «Валентин Александрович очень извиняется, что быть не может, но… он умер».

Живописец умер дома — от внезапного приступа стенокардии. Ему было всего 46 лет.


Автор: Диана Тесленко

Теги:

ПередвижникиРеализмПортретыИнтересные фактыХудожникиЖивописьМузеиПубликации раздела Музеи

Ещё

10 самых известных портретных картин

Портретная живопись широко считается самой сложной формой живописи, так как она требует высокой точности для изображения человеческого тела с предельным уровнем детализации.

Портреты сфокусированы на одном или нескольких человеческих объектах, при этом основной акцент делается на верхнюю часть тела. Некоторые из самых известных художников в истории обладали уникальной способностью улавливать суть человеческих эмоций в одном портрете.

Многие художники всесторонне изучали анатомию человека, стараясь понять нюансы каждой мельчайшей смены выражения лица.

Художники-портретисты со всего мира оттачивали свои навыки рисования, стремясь усовершенствовать искусство портретной живописи, включая такие имена, как Леонардо да Винчи и Рембрандт.

Вот 10 самых известных когда-либо написанных портретов.

1.

Мона Лиза – да Винчи

«Мона Лиза» — одна из самых известных картин всех времен и, безусловно, самая известная работа художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в жанре портрета. Картина также известна как «Портрет Лизы Герардини» и была написана где-то между 1503 и 1519 годами.во Флоренции, Италия.

Да Винчи написал эту работу маслом на деревянных панелях, и она широко известна за исключительный уровень детализации, а также любопытное выражение лица субъекта.

Многие искусствоведы и энтузиасты находят особенно любопытной личность этой женщины, а также отмечают, что ее глаза, кажется, обладают сверхъестественной способностью следовать за зрителем, где бы он ни находился.

Читайте также: Известные картины в Лувре

Возможно, наиболее заметным элементом Моны Лизы, по крайней мере, среди опытных художников, которые прекрасно понимают сложность создания реалистичных изображений, является высокий уровень детализации женских рук. , которые кажутся реалистичными до такой степени, что могут быть почти фотографиями.

Мона Лиза сейчас находится в Лувре в Париже, Франция, и каждый год привлекает огромное количество любителей искусства, чтобы увидеть ее лично.

2.

Девушка с жемчужной серьгой – Вермеер

Один из самых известных портретов всех времен был написан в 1665 году голландским художником Йоханнесом Вермеером. Картина написана маслом, и на ней изображена молодая девушка, которая смотрит на зрителя с пленительным выражением лица, которое вызывает любопытство у всех, кто имеет удовольствие видеть эту работу.

Картина хорошо известна своим поразительным уровнем реализма и тем, как Вермеер улавливает тонкие вариации между светом и тьмой.

Искусствоведы и энтузиасты отмечают, что глаза девушки — одна из самых интересных частей работы, так как они устремлены на зрителя одновременно игриво и предвкушающе.

Красота и черты лица девушки еще больше привлекают внимание, поскольку фон, окружающий ее присутствие, представляет собой сплошную черную бездну.

Эта картина считается величайшим достижением Вермеера и давно известна как один из величайших портретов всех времен.

3.

Las Meninas – Diego Velázquez

В то время работа Диего Веласкеса под названием Las Meninas заслужила репутацию одного из самых красивых произведений искусства Испании XVII века. В работе Веласкеса изображена пятилетняя Маргарита Тереза, известная дочь короля Испании Филиппа IV и Марианы Австрийской.

Картина содержит ошеломляющий уровень детализации, который позволяет заглянуть в Веласкеса и его намерение не оставить без внимания ни один аспект на всем гигантском холсте размером 10 футов 5 дюймов на 9 футов 1 дюйм.

На картине изображена сцена из повседневной жизни королевской семьи вместе с другими персонажами, которые участвуют в различных действиях, что создает ощущение действия и волнения — небольшой взгляд на жизнь королевской семьи, которую внешний мир никогда бы не получилось без помощи художника.

Веласкес также вписывается в картину в темной нише с левой стороны холста, почти незаметно наблюдая за элегантным невидимым моментом в королевском дворце.

В то время как Мариана явно находится в центре внимания работы, одним из элементов портрета является то, что зритель, кажется, находится в той же точке зрения, что и король и королева, поскольку их можно увидеть в отражении маленького зеркала на заднем плане.

4.

Две Фриды – Freda Kahlo

Легендарная мексиканская художница Фреда Кало известна своими картинами, отражающими сущность местного прошлого страны и постоянно растущее европейское влияние начала 1900-х годов.

Работа Кало под названием «Две Фриды» — странное, но заставляющее задуматься изображение двойственной природы того самого общества, в котором она и другие мексиканцы живут в это время. Картина была написана в 1939 году и изображает две версии Кало, которые сидят элегантно, но сбивающе с толку.

Слева зритель видит изображение Кало в стилистическом платье европейского покроя, которое было распространено среди представителей высшего сословия Мексики в то время и также служило символом богатства и достатка.

Кало, изображенная справа, одета в гораздо более традиционное мексиканское платье, в котором немного больше цвета, чем в ярко-белом платье ее противоположности.

Говорят, что портрет изображает явный контраст между страной, раздираемой на части наступающим европейским влиянием того времени, но все еще цепляющейся за сущность мексиканского наследия. Мы ясно видим, где находится сердце Кало, поскольку ее европейская версия изображена с разрывающимся сердцем, в то время как Фрида справа показывает живое и здоровое сердце.

5.

Портрет Адели Блох-Бауэр I – Густав Климт

Немногие портреты предлагают столько ярких красок и символизма, как картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I».

Работа была завершена в 1907 г. и показывает жену Фердинанда Блох-Бауэра, который был известным бизнесменом в начале 20-го века в Австрии.

Картина была также известна как «Золотая женщина» из-за высокого уровня золотых тонов на всей картине, которые кажутся ошеломляющими многим любителям искусства и критикам. Работа предлагает широкий спектр различных способов, которыми свет играет на поверхности золота с его различными характеристиками мерцания и блеска.

Эта работа приобрела дополнительную славу и известность после того, как была украдена немцами во время Второй мировой войны. Спустя годы семья Адель боролась с австрийским правительством в суде, чтобы вернуть себе права на картину.

6.

Мать Уистлера – Джеймс Макнейл Уистлер

Среди самых известных портретных картин в американской истории, а также во всем мире – работа Джеймса Макнейла Уистлера «Мать Уистлера». Написанная в 1871 году, работа изображает мать художника, которая запечатлена в состоянии траура, когда она изображена во всем черном и с мрачным выражением на стареющем лице.

Картина известна способностью художника изображать такие глубокие чувства через профиль своего персонажа, в данном случае, его матери.

Работа имеет различные уровни затемнения от светло-серого до глубокого черного. Многие искусствоведы отмечают, что картина предлагает уникальный уровень реализма, который редко изображается в такой мрачной, меланхоличной манере.

7.

Портрет мадам X – Джон Сингер Сарджент

Джон Сингер Сарджент был американским художником, прославившимся своими чрезвычайно реалистичными работами во второй половине XIXвек. Его работа под названием «Портрет мадам X» покорила сердца любителей искусства во всем мире своей утонченной красотой, но многие официальные лица и критики того времени отмечали, что работа была слишком провокационной, чтобы быть столь высоко оцененной во Франции 1884 года.

Сарджент нарисовал портрет своей соотечественницы-экспатрианта Вирджинии Амели Авеньо Готро, которая была женой успешного банкира во Франции. Работа вызвала бурю негодования среди консервативных членов французского общества того времени, что даже вынудило Сарджента бежать из страны и укрыться в Лондоне.

С тех пор искусствоведы и энтузиасты внимательно наблюдали за картиной и признавали ее за невероятный уровень реализма, а также способность художника изобразить такую ​​красивую женщину в центре внимания, несмотря на то, что ее окружала такая подавляющая тьма. фигура.

8.

Портрет Арнольфини – Ян ван Эйк

Известный как один из самых известных портретов в истории, на котором изображена супружеская пара. панель, которая была довольно популярна в то время.

Картина хорошо известна высоким уровнем детализации и четкостью вплоть до мельчайших деталей. Считается, что на картине изображена пара итальянских торговцев в их богатом доме.

Муж с благочестивым выражением лица нежно держит руку своей беременной жены. Ван Эйк смог наложить картину таким образом, чтобы получить глубокие уровни различных тонов и цветов, которые привлекли внимание зрителя.

Способность художника запечатлеть пару таким образом, что кажется, что он идеально изображает разные уровни измерений, поскольку и мужчина, и его жена обладают замечательным уровнем реализма, который простирается глубоко на задний план.

9.

Портрет Пабло Пикассо – Хуана Гриса

Немногие портреты исторически известны как своим качеством, так и сюжетом. Работа Хуана Гриса под названием «Портрет Пабло Пикассо» является одной из таких работ, поскольку она изображает легендарного испанского художника в непринужденной позе, которая предлагает зрителю дразнящий образ, включающий более глубокие уровни цвета и светового контраста.

Эта картина, законченная в 1912 году, считается одной из самых известных картин Гри, который, как говорят, был близким другом Пикассо.

Изящные геометрические формы картины привлекают внимание к различным уровням света и тому, как тьма растворяется в различных элементах, создавая непринужденный образ знаменитого художника.

10.

Американская готика – Грант Вуд

Картина Гранта Вуда «Американская готика» известна как одно из самых знаковых произведений американского искусства, поскольку на ней изображены две торжественные фигуры, стоящие перед скромным фермерским домом.

Окрашен в 1930, работа является очевидным свидетельством жестокости, которую народ Соединенных Штатов был вынужден терпеть во время Великой депрессии 1920-х годов. Это прекрасный пример искусства соцреализма. На картине Вуда изображен дом с уникальным дизайном, который предлагал то, что Вуд считал архитектурным обликом в готическом стиле.

После разработки чертежей дома Вуд использовал своего дантиста и сестру как торжественных отца и дочь, усердно стоявших перед своим фермерским домом.

Работа отражает трудолюбивый американский дух, которым жители страны очень гордятся. Работа Вуда мгновенно стала классикой и с тех пор стала одним из самых знаковых произведений искусства в американской культуре.


Надеемся, вам понравился наш список известных портретов!

Список известных портретов | Популярные картины в жанре портрета

Искусство искусства«Не думайте о том, чтобы заниматься искусством, просто сделайте это. Пусть все остальные решают, хорошо это или плохо, любят они это или ненавидят. Пока они решают, делайте еще больше искусства». — Энди Уорхол

List of Time Raste Trapt , указанный в рейтинге голосов пользователей с изображениями произведений искусства, если они доступны. Популярные портреты в этом списке считаются одними из самых узнаваемых произведений искусства на планете, так что сэкономьте себе на поездке в музей и посмотрите на это произведение искусства, не выходя из собственного дома. Портрет — чрезвычайно важный жанр в мире искусства, поэтому неудивительно, что некоторые из самых узнаваемых работ относятся к жанру портрета. Вы можете найти дополнительную информацию об этих известных картинах, нажав на названия произведений.

Все, от Моны Лизы до Матери Уистлера, представлено в этом списке, так что проголосуйте ниже.

Этот список отвечает на вопросы: «Каковы примеры портретов?» и «Какие портреты самые известные?»


  • 1

    39

    Голосование

    Фото

    :

    Metaweb (FB) /

    Общественный домен

    The Metaweb (FB) /

    . да Винчи, который был признан «самым известным, самым посещаемым, самым написанным, самым воспетым, самым пародируемым произведением искусства в мире». Картина, предположительно являющаяся портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо, написана маслом на панели из белого ломбардского тополя и, как полагают, была написана между 1503 и 1506 годами. Леонардо, возможно, продолжал работать над ней до самого конца. как 1517 год. Он был приобретен королем Франции Франциском I и теперь является собственностью Французской Республики и находится в постоянной экспозиции в Лувре в Париже с 179 года.7. The subject’s expression, which is …more

    • Artist: Leonardo da Vinci
    • Subject: Lisa del Giocondo
    • Genres (Art): Portrait
    • Art Form: Painting
    • Период / Движение: Итальянский ренессанс, Ренессанс
  • 2

    37

    Голосование

    ФОТО

    :

    MetawEB). 0003

    «Девушка с жемчужной серёжкой» — картина маслом голландского художника 17-го века Йоханнеса Вермеера. Это трон девушки с платком и жемчужной сережкой. Картина находится в коллекции Маурицхейса в Гааге с 1902 года. Золотой век Голландии

  • 3

    8

    VOTES

    Photo

    :

    Metaweb (FB) /

    Public domain

    • Artist: John Singer Sargent
    • Subject: Elizabeth Ebsworth Swinton
    • Genres (Искусство): Портрет
    • Форма искусства: Живопись
  • 4

    8

    .

    Самые известные портреты: женский, детский, мужской; зарубежных и русских художников
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Пролистать наверх