Виды портретов в фотографии – Портретная съемка при естественном освещении.

Портретная съемка при естественном освещении.

Работа в жанре портретной фотографии сложная и одновременно очень интересная. Чтобы сделать хорошие снимки, фотографу недостаточно просто владеть основными приемами работы с фототехникой, нужно также учитывать массу важнейших факторов: освещение, построение композиции кадра с участием человека, фон, направление взгляда модели и, конечно же, особенности ее внешности. И тогда, при совокупности всех этих факторов, у фотографа появляется реальный шанс предложить свою фотографию на фотоконкурс и занять призовое место.

Для того чтобы на снимках передать характер и настроение модели, а главное, подчеркнуть ее красоту и скрыть недостатки, нужно знать некоторые правила съемки в жанре портрет.

Виды портретной фотографии

Итак, для начала вам стоит знать, что портрет может быть

    ·Крупным планом (также называется «головной портрет») — в кадр включена голова и плечи модели. Снимают такой портрет с уровня подбородка модели.

    ·Полуростовой (в эту группу включены «погрудный» и «поясной» портреты). Во время съемки камера располагается на уровне глаз модели.

    ·Общий план (человек запечатлен на снимке в полный рост). Для наилучшего результата стоит снимать с уровня груди модели.

Что касается того, как модель повернута к камере, разделяют портреты в анфас, в профиль, портрет «три четверти» и портрет «с затылка» (т.е. видна небольшая часть лица модели).

Вы можете снимать, когда человек позирует вам или когда он занят привычным для себя делом. Кстати, такой способ съемки хорош для работы с непрофессиональными моделями, которые зачастую не знают, как себя вести перед камерой.

В среде фотографов, хоть и условно, как в любом виде искусства, принято разделять

    1.Собственно потрет – это изображение модели на фоне, который не несет информационной нагрузки. Акцент делается на самом человеке, его внешности, положении тела и эмоции.

    2. Жанровый портрет — это изображение, которое «рассказывает» зрителю историю о человеке, о событии, образе жизни. Здесь локация несет информационную нагрузку – дает зрителю дополнительные сведения для понимания образа. Жанровый портрет может быть постановочным или созданным в естественных условиях. Например, если вы снимаете врача в операционной или школьника в учебном классе – это естественные условия для жанрового портрета. Если ваша модель одета по моде 20-х годов и позирует на улочках старого Парижа – это постановочный жанровый портрет.

    3.Репортажный портрет. Здесь название говорит само за себя: вы ловите момент и снимаете портрет человека, который занят своими делами.

Объектив и фокусное расстояние

Прежде чем говорить о выборе объектива для работы над портретом, стоит сказать, что хороший снимок можно сделать практически любой оптикой, если знать особенности работы с нею и предупредить все возможные ошибки заранее. Это значит, что новичку не обязательно дополнительно приобретать дорогую технику, полагая, что только она подходит для работы над портретом. Ведь на самом деле нет объектива только для портрета, который бы совершенно не подходил для других жанров.

Чаще других для портретной съемки профессионалы используют объектив с фокусным расстоянием 85 мм. Это позволяет находиться на достаточном расстоянии от модели, чтобы избежать появления искажений черт лица, а также сохранить зону комфорта модели, дать ей почувствовать себя свободнее в процессе съемки. В целом объективы с фокусным расстоянием от 85 до 135 мм позволяют создавать хорошо детализированные снимки крупным планом.

Для съемки полуростовых портретов, а также для работы в небольшом помещении, хорошо подходят объективы с фокусным расстоянием 50 мм.

Широкоугольный объектив — фокусное расстояние 18 – 30 мм — можно применять, когда вы снимаете, например, портрет в интерьере или ростовой портрет. Чтобы не получить искажений картинки, следует оставить фону около 50% площади кадра. Также важно помнить, что нельзя размещать модель близко к краю кадра: свойства широкоугольной оптики таковы, что на снимке вы можете получить искаженные пропорции тела модели – центральная часть кадра будет казаться как бы увеличенной. По этой же причине широкоугольник не применяют для съемки крупным планом и полуростовых портретов.

Какую бы оптику вы не использовали, помните, что не желательно слишком приближать объектив к человеку: это неминуемо приведет к искажению пропорций. Например, нос будет казаться слишком большим, а ноги слишком длинными и неестественно тонкими. Согласитесь, такой снимок скорее напоминает дружеский шарж, чем профессиональный портрет.

Настройки камеры

Чаще всего для работы над портретом используют широко открытую диафрагму. Это позволяет за счет малой ГРИП создать красиво размытый фон (эффект боке), который не уводит внимание зрителя от модели, а также получить больше света на матрицу, если приходится работать при недостаточном освещении. Именно поэтому наиболее приемлемыми для съемки портретов считаются светосильные объективы

(минимальное значение диафрагменного числа которых f 1,8 – 2,8). Но когда в кадре несколько человек (групповой портрет), стоит прикрыть диафрагму до f4,5 – 6, чтобы все участники съемки попали в зону резкости.

При работе с открытой диафрагмой удобно снимать в режиме приоритета диафрагмы («А» — на камерах Nikon, «Av» — на камерах Canon). В таком режиме вам придется регулировать число f вручную, а нужное значение выдержки камера подберет автоматически, ориентируясь на показания экспонометра.

Когда диафрагма максимально открыта, вы можете смело работать на достаточно короткой выдержке. Это исключает появление смазов на снимке, а также дает возможность зафиксировать малейшие изменения мимики и позы модели – поймать интересные кадры.

ЗначениеISO лучше сохранить минимальным (т.е. ISO100), это позволит избежать появления шумов на снимке. Но если вы работаете в помещении, когда света недостаточно – поднимайте ISO только до тех пределов, когда ваша камера сохраняет качественное изображение.

Чтобы определить максимальное значение светочувствительности, при котором качество снимка вас еще устраивает, предварительно проведите небольшой тест для своей камеры. Для этого в условиях недостаточного освещения сделайте ряд снимков, каждый раз увеличивая значение ISO на одну ступень: 100, 200, 400 и т.д. Затем изучите полученные изображения на компьютере. Некоторые камеры дают шумы уже на ISO400. При этом другие модели техники позволяют работать даже на значении ISO1600 и выше.

Баланс белого проще всего корректировать в графическом редакторе в процессе постобработки снимков. Но для этого вам нужно снимать в режиме RAW (так называемый «сырой файл»). Если вы все-таки хотите снять в JPEG, то выставьте автоматический баланс белого – он зачастую корректно справляется со своей задачей.

Самая главная деталь портрета – это глаза модели, поэтому они обязательно должны быть в фокусе, иначе снимок окажется просто испорченным. Выставьте в меню камеры покадровую фокусировку по одной точке. Наводите резкость по глазам модели, независимо от того, направлен взгляд в камеру или нет. Если вы снимаете человека в пол-оборота, то фокусируйтесь на тот глаз, который ближе к камере. Когда вы работаете на малой ГРИП, то область подбородка или ушей может оказаться менее резкой, чем глаза – не стоит огорчаться, это нормальная практика при съемке портрета.

Корректные настройки режима измерения экспозиции (экспозамера) очень важны для портретной съемки. Матричный экспозамер подходит для работы над групповым портретом, а также над индивидуальным, если фон достаточно светлый. Когда фон темный, лучше использовать точечный замер и ориентироваться по лицу модели (лоб или область щек), чтобы оно было в достаточной мере проэкспонировано.

Освещение

Снимать на улице лучше всего в режимное время: утром или вечером. Мягкий свет и плавные тени создадут неповторимый объемный рисунок, особенно если вы правильно выставите экспозицию, не потеряв детали в светах и тенях. Также, планируя фотосессию, вам стоит учитывать, что в утреннее время свет голубоватый и более холодный, а в вечернее — более теплый благодаря присутствию оранжевых тонов.

В полдень, когда солнце расположено над моделью, вы получите на снимке жесткие тени под глазами и носом – это вряд ли украсит вашу модель, которая к тому же будет прищуривать глаза от слишком яркого солнца. Если вы вынуждены снимать днем, попробуйте использовать следующие приемы:

    1.Переместите модель в тень. Так вы добьетесь более мягкого освещения. Однако следите, чтобы на лицо не падали яркие световые пятна через крону дерева.

    2.Используйте отражатель, чтобы подсветить лицо и добавить блики в глаза модели. Располагайте отражатель напротив солнца, ловя блики и меняя их направление на нужное вам. В качестве отражателя может выступать белая бумага или серебристая фольга. Что касается отражателей с золотистой поверхностью, то они заметно изменяют цветовую температуру снимка. Если это входит в ваши творческие планы – работайте с золотом.

    3.Попробуйте использовать белую ткань как барьер между моделью и солнечными лучами (для такого приема вам понадобится помощь ассистента).

    4.Используйте заполняющую вспышку.

Существует несколько схем освещения, которые успешно используются при работе над портретом на открытом воздухе. Однако это не значит, что вы должны безоговорочно придерживаться конкретной схемы: если вам удается делать интересные кадры, нарушая правила – поступайте интуитивно.

    1. «Петля» — на снимке вы заметите небольшую тень от носа на щеке модели, которая не пересекается с тенью от щеки. Источник света (солнце) находится сбоку за плечом модели и немного выше уровня ее глаз. Угол падения света равен приблизительно 35-45 градусов. Используйте отражатель, чтобы немного подсветить лицо. Держите отражатель на уровне газ модели или чуть выше, чтобы избежать неестественной подсветки снизу вверх. Однако если солнце слишком высоко, тени станут некрасивыми и жесткими – это испортит кадр. Такой тип освещения подходит для большинства ситуаций портретной съемки. Например, утончает черты модели с полным лицом.

    2. «Бабочка» — если освещение правильное, то под носом модели заметна тень, по форме напоминающая бабочку. Это фронтальное освещение, т.е. солнце находится прямо над фотографом и выше уровня глаз модели. Хорошо, если у вас есть возможность использовать отражатель: дайте его в руки модели — получится небольшая подсветка снизу. Такая схема освещения отлично работает, когда вы хотите скрыть морщинки на лице модели; когда стремитесь смягчить слишком выраженные скулы человека или сделать гармоничнее худое лицо. Для людей с круглым лицом лучше выбирать другое освещение.

    3.«Разделенный свет». Из названия становится ясно, что свет делит лицо модели на две половины: одна из них освещена хорошо, другая остается в тени. Чтобы получить такой светотеневой рисунок, расположите камеру под углом 90 градусов к солнцу, модель при этом освещается сбоку, например, слева. В таком случае на правую щеку не должны падать лучи. Разделенный свет удачно смотрится при любом типе лица модели. Часто схема используется для мужских портретов, а также жанровых портретов для усиления драматического эффекта.

    4.«Свет Рембрандта» — это довольно сложная схема освещения. Она воспроизводит свето-теневой рисунок картин знаменитого художника (отсюда и получила свое название). Для этой схемы характерно появление светового треугольника на щеке модели, который возникает в результате пересечения тени от носа и щеки. При этом в глазах должны отражаться блики от источника света. Итак, солнце выше головы модели, свет падает сбоку, но при этом модель слегка отворачивается от него, пока на щеке не проявится нужная тень от носа. Если вы снимаете в помещении со светом от окна, то нижнюю его часть закройте непрозрачной материей – так вы получите верхний боковой свет. Такая схема подходит не каждой модели: если нос маленький, а переносица выражена слабо, свет Рембрандта сделает такое лицо совершенно плоским.

Помимо световых схем, существуют 2 типа освещения: теневой и световой полуоборот. Так любая схема может воспроизводиться вместе с одним из типов освещения. Например, свет Рембрандта со световым полуоборотом или петля с теневым полуоборотом.

    1.Световой полуоборот. Модель повернута к камере немного боком, и видимая фотографу часть лица освещается больше, соответственно меньшая часть лица оказывается в тени. Необходимо помнить, что такой тип освещения делает лицо модели визуально шире. Поэтому световой полуоборот не подходит людям с круглым и полным лицом, зато прекрасно подчеркивает черты худого и овального лица

    2.Теневой полуоборот. Этот тип освещения противоположен первому: модель находится в пол-оборота к камере, при этом та часть лица, что ближе к камере оказывается в тени (т.е. модель как бы поворачивается в сторону источника света). Такой тип освещения подходит модели с любой формой лица.

Как работать с заполняющей вспышкой

Как мы уже говорили, заполняющая вспышка нужна, чтобы при работе на улице, когда фон очень яркий, лицо модели не оказалось недоэкспонированным. Для дополнительного освещения лица можно использовать встроенную вспышку.

    1.Переключите камеру в программный режим.

    2.Откройте встроенную вспышку.

    3.Сделайте снимок с необходимыми вам настройками. Автоматика сама произведет компенсацию экспозиции с учетом работы вспышки.

    4.Если результат не полностью устраивает вас, попробуйте вручную установить компенсацию вспышки или отойти/подойти к снимаемому объекту.

Портрет в контровом освещении

При контровом свете можно создать очень интересные портреты – нежные, романтичные, с мягким фоном и золотой пеленой. Поэтому повозиться с техническими сложностями исполнения такого снимка однозначно стоит.

    1.Работайте в контровом свете, когда лучи солнца падают под небольшим углом (солнце почти на горизонте).

    2.Прежде всего, чтобы лицо модели не казалось темным, используйте заполняющую вспышку или отражатели. Заполняющий свет также поможет убрать с лица лишние тени.

    3.Используйте точечный замер экспозиции, ориентируясь по лицу модели.

    4.Воспользуйтесь функцией брекетинга, чтобы позднее выбрать снимок, на котором удачнее проработаны детали и в светах и в тенях.

    5.Используйте бленду, чтобы сократить количество бликов в кадре.

    6.Экспериментируйте с точкой съемки, выбирая вариант, при котором ваша оптика даст наилучший результат.

    7.От бликов и малой контрастности снимка вам полностью избавиться не удастся. Но ведь такого необычного эффекта и добиваются фотографы, снимая в контровом свете.

Композиция кадра в портретной фотографии

Композиция портретной фотографии требует учета классических правил построения кадра, таких как правило третей, правило диагоналей и пр., а также позы модели и даже фона.

Очень важно правильно кадрировать снимок. Ни в коем случае не «режьте» снимок по суставам модели (локти, колени, кисти рук и стопы ног) — такое изображение даже интуитивно будет казаться негармоничным.

Если модель не смотрит в объектив, оставьте пространство по направлению ее взгляда, чтобы он не упирался в край снимка. Чтобы снимок крупным планом смотрелся лучше, снимайте немного сверху. Во-первых, так на портрете не будут бросаться в глаза ноздри человека, а во-вторых, для полных моделей – это способ визуально сделать лицо более овальным и скрыть второй подбородок.

Выбор фона для съемки портрета

Самое простое и важное правило выбора фона – уберите все лишнее из кадра, чтобы потом не пришлось возиться в процессе обработки изображения. Это касается как лишних объектов (прохожих, машин, построек, урн), так и элементарного мусора (веток, бумажек и пр.).

Следите, чтобы непосредственно за моделью не было столбов и деревьев. Если избавиться от мешающих деталей невозможно:

    1.Просто переместите модель или смените ракурс.

    2.Снимайте крупным планом – заполняйте весь кадр изображением модели.

    3.Попробуйте сделать портрет с верхней точки (встаньте на табурет или попросите модель присесть), тогда фоном станет, например, газон.

    4.Сделайте портрет с нижнего ракурса, чтобы фоном стало небо.

    5.Сделайте фон слишком темным или слишком светлым, чтобы скрыть лишние детали. Для того чтобы добиться такого эффекта, должна возникнуть разница в освещении, при этом точечный замер экспозиции обязательно производиться по человеку. Например, поставьте человека в проем двери, за которой плохо освещенное помещение – фон окажется темным. Если вы сами переместитесь в эту темную комнату, а модель останется в проеме двери – фон будет светлым, а детали неразличимы.

Продумайте фон заранее, чтобы в процессе съемки не выяснилось, что вы снимаете модель в зеленом платье на фоне таких же зеленых деревьев; или что пестрый фон привлекает внимания больше, чем человек на портрете. По этой же причине не стоит снимать, например, на зеленом фоне девушку в красном платье – дисгармония цветов не добавит снимку художественности.

Если вы хотите получить однотонный фон, можно использовать стену или натянуть ткань нужного цвета. При этом чтобы текстура фона не просматривалась и не отвлекала внимания, учитывайте простую закономерность: чем дальше модель от фона, тем больше он размывается при широко открытой диафрагме.

С помощью изменения цвета фона можно скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть ее достоинства:

    1.Если модели нечего скрывать в своей фигуре – можно использовать контрастный фон. Например, темная одежда – светлый фон и наоборот – так вы акцентируете внимание на фигуре.

    2.Если модель хочет скрыть полноту, то снимайте ее в темной одежде на темном фоне. Таким образом вы сместите акцент внимания на лицо.

В статье используются фотографии с официальных сайтов Canon и Tamron

photofeast.ru

Совершенствуем знания • Урок №6. Съемка уличного портрета. Часть 2

Продолжение первой части урока №6. В части первой вы узнали: компоненты портрета, опорные точки уличного портрета — идея и качество.

 

В части 2 мы продолжим рассказывать об опорных точках — композиции, стиле, передаче эмоций и ретуши портрета. В конце урока, после традиционного задания, небольшой, но очень полезный бонус.


3. Композиция в уличном портрете


Важность композиции в уличном портрете сложно переоценить, так как она играет ключевую роль в изящном воплощении любой идеи. Проблема заключается в том, что в наши дни познания среднего фотолюбителя о композиции заканчивается на понятиях золотого сечения, правила третей и, в лучшем случае, на равновесии кадра. Об этих правилах мы рассказывали вам в наших предыдущих уроках. Но этого недостаточно.

 

Правило третей


Поскольку композиция изначально всё-таки художественный термин, её использование будет удобно сравнить с белым листом бумаги. Можно представить, что каждый раз, когда вы хотите сделать портретную фотографию, перед вами есть белый лист бумаги, и исключительно от ваших умений зависит то, как вы его наполните, и какой в конечном итоге получите результат. В классическом понимании построения кадра фигурируют такие термины как равновесие, напряжение, динамический ряд и т.д. Однако сейчас перед нами не стоит задача разбираться в фундаментальных принципах визуального воздействия изображения на зрителя, поэтому я постараюсь объяснить вам основы портретной композиции простым языком.


Композицию принято разделать на:

  • линейную;
  • цветовую;
  • композицию, построенную светом.

Линейная композиция отвечает за видимые направляющие линий, а так же за расположение всех объектов на снимке.
Цветовая композиция отвечает за сочетания цветов, и насыщенности. На ней мы подробнее остановимся, когда будем говорить о стилях портрета. Композиция света – это, понятное дело, наполнение фотографии светом. Данная тема слишком спорна и велика, потому в этом уроке мы ее пропустим.


Сконцентрируемся сейчас на линейной композиции, потому что именно её обычно имеют в виду, произнося вслух это звучное определение. И если мы говорим о портрете, то его построение можно разложить на следующие части:


Формат кадра. Горизонтальный или вертикальный. Его выбор влияет на выбор всех остальных параметров. Дело в том, что в жизни, что человек больше привык видеть в горизонтальном положении, а портрет в классическом виде должен быть вертикальным. Какой формат лучше? Дам простой совет – смотрите по обстоятельствам и по мере того, какие детали вы хотите разместить на своём портрете.

 


Вид плана. В портрете принято разделять его так: в полный рост, по колено, поясной, по грудь, плечевой, ну и крупный. Есть много критериев его выбора, но пока запомните такое наставление – никогда не обрезайте портреты в
суставах. Этот конфуз обычно делает портретную фотографию грубой и неряшливой.

 

Точка съёмки (ракурс). Может быть диагональной, фронтальной, с уровня глаз, выше или ниже этого уровня, совсем сверху — под 90 градусов. Выбор ракурса достаточно важен, так как он задаёт внешний вид вашей модели, определяет попадания в кадр остальных элементов портрета, фон и т.д.


Положение модели на снимке. Где располагается ваша модель в кадре. Центр, верх, низ, сетка трети и т.д. Тут важно всегда помнить о равновесии кадра. Этому мы посвятили достаточно времени в предыдущих уроках.


Поза модели. От позы напрямую зависит динамичность и передача смысла в вашем портрете. Есть на эту тему множество композиционных правил и заготовок конкретных позиций, которые будут смотреться эффектно. Но кроме всего прочего, есть ещё такие понятия как психологический портрет и преображение модели. Психологический портрет подразумевает под собой передачу истинного характера человека, работа с его индивидуальностью. Эта работа достаточно тонкая и во многом зависит от умения фотографа работать с портретируемым.

А можно создать человеку и просто желаемый образ. К примеру, поднятый чуточку вверх подбородок показывает в человеке чувство гордости и величия, а сильно опущенный делает его покорным. Наклон головы немного в сторону показывает человека более расслабленным. А, допустим, небольшой поворот и наклон головы модели к переднему плечу сделает её лицо немного уже, а более выразительный взгляд добавит женственности (если конечно ваша модель женщина). Подобные мелочи и нюансы помогают фотографу создать желаемый образ в портрете или дополнительно подчеркнуть особенности характера.
Я отношу эти техники не только к психологии портрета, но и к композиции, поскольку регулируются они все-таки положением человека или отдельных частей его тела в кадре.
Помимо создания образа и передачи характера модели существуют ещё всевозможные хитрости преображения внешности человека без помощи Photoshop. Например, небольшой поворот тела портретируемого способен сократить видимую линию между плечами и сделать его фигуру более стройной. Или точка съёмки, взятая чуть выше лица, может убрать некрасивые ноздри, скрыть двойной подбородок. При желании также возможно визуально уменьшить нос, увеличить рост — одним словом, показать человека в лучшем его облике.
Всё это подпольные штучки портретного ремесла, украденные современными фотографами ещё у бородатых художников давно минувших лет, однако это не мешает им оказывать всё тот же чудесный эффект на зрителя.

 

Так или иначе, отнесем эти техники к композиции кадра.


Фон. Его задача подчёркивать идею и выразительность портрета. Он может быть текстурный (кирпичная стена, дерево), осенний, пафосный, детский, городской и ещё тысяча различных вариаций. Всё от задумки и от стиля, если он есть. Главное чтобы он не был «от балды» и на нём не было всяких проколов вроде кучи посторонних объектов и деревьев торчащих из головы.

 


Объекты на заднем плане. Подбираем по цветам, стилю, общей задумке, а так же другим правилам композиции.

 

Объекты на переднем плане. Иногда можно добавить их осознанно (листья деревьев или ещё что-то), а случайных объектов, само собой, следует избегать.


Дополнительные объекты действия. Может быть сигарета, шляпа, стул, автомат, свадебный букет, мобильный телефон и всё что угодно. Зависит от стиля, идеи, а также находчивости самого фотографа. Дополнительные объекты ощутимо влияют на жизненность, динамичность и разнообразие портретов, напрямую участвуют в композиции кадра.

Направление взгляда. Очень важная составляющая композиции, так как от взгляда зависит не только смысл фотографии, но и равновесие кадра, а также построение невидимых линий, по которым потом двигается глаз зрителя.


Перспектива. Как не странно эта подруга тоже иногда играет роль в портретной фотографии, хотя в классическом портретном варианте мы изначально предполагаем фотосъёмку с определёнными значениями фокусных расстояний. Тут всё дело в том, что иногда можно умышленно делать портреты и на широкоугольный объектив, чтобы раздвинуть перспективу и вытянуть пространство. Такой приём обычно хорошо работает при фотосъёмке романтичных сюжетов.
Ну и, конечно, не стоит забывать об особенностях фотосъёмки группового портрета и возможных ошибках из-
за неверно выбранного фокусного расстояния.


На этом всё. Только что мы рассмотрели основные зоны, в которых фотограф может применить законы построения портретной композиции. Такие вещи как стиль окружающей обстановки, одежда, макияж, волосы, и т.д. мы кратко затронем дальше в этом уроке.


Сейчас я хочу дать вам три практических приёма линейной композиции, которыми обычно пользуюсь я сам. Про них несложно вспомнить в повседневной фотографии, и в то же время они способны значительно улучшить ваши уличные портреты:


1 правило. Правило треугольников. Подразумевает, что треугольные формы в портрете оказывают особое влияние на зрительное восприятие, делая фотографию более динамичной. Отчасти этот эффект появляется из-за иллюзорного создания трёхмерной позиции. Это правило одинаково эффективно может использоваться при съёмке самых разных портретов, как одиночных, так и групповых. В создании треугольных форм могут участвовать локти, взаимодействие модели с внешними объектами, положения людей и всё, что только может сгодиться для этой цели.

 


2 правило. Правило диагонали. Подразумевает, что диагональное расположение модели или других объектов на снимке делает его более выразительным и динамичным. Доказательство его работы приведено на примерах:

 

 


Используйте данное правило чаще — помимо всего прочего оно делает снимок более нестандартным, а значит особенным.


3 правило. Правило смещения главного объекта. Подразумевает смещение главного объекта или главных линий (в нашем случае это человек или его лицо) относительно самых простых для восприятия опорных точек снимка. Проще говоря, если вы фотографируете не прямой, симметричный портрет, то НЕ размещайте вашу модель строго в центре кадра, не наводите горизонт по центру, не ставьте по центру вертикальных линий. Также, старайтесь избегать попадания сюжетно важных элементов в дальние углы вашего снимка. Я бы мог посоветовать вам пользоваться правилом третей, располагать глаза на сетки трети и прочее, однако это правило далеко не всегда бывает уместным и иногда просто не нужно в принципе. Достаточно небольшого смещения. Посмотрите на работы известных мировых фотографов, с применением 3-го приёма:


Знаменитый фотограф Kurt Iswarienko


Фотограф и художник из Германии Katja Mayer



Американский фотограф Yu Tsai, работает в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе



Фотограф Andrew MacPherson – родом из Англии.



Американский режиссер и фотограф Patrick Hoelck из Лос-Анджелеса


Говоря простым языком, такое смещение позволяет зрителю «цепляться» взглядом за фотографию и дольше задерживать на ней внимание. И не смотря на всеобщие споры о существовании чётких законов и правил композиции, я могу с полной уверенностью вам сказать, что они есть. Но я не буду утверждать, что получить хороший портретный снимок можно следуя только каким-то шаблонам построения кадра. Рассматривайте композицию с такой стороны.
Есть законы придания динамичности, законы симметрии, законы равновесия и много ещё чего, однако это не шаблоны построения хорошей фотографии, а ингредиенты, сочетая которые можно хорошую фотографию создать.


Формально выразительные фотоснимки принято разделять на построенные по правилам композиции и построенные с нарушением этих правил.


Понять фразу «нарушение правил» можно по-разному. Видите ли в чём дело, если фотограф не «приручил» и должным образом не освоил жесткие принципы, рамки и механизмы построения снимка, едва ли он с успехом сможет сознательно их обойти.


Так называемое «нарушение правил композиции» ведёт к успеху и получению неповторимых работ только в том случае, если человек отчётливо понимает особенности зрительного восприятия, передачу динамики через линии и образы, законы баланса и равновесия. Этому приему мы посвятили один из наших предыдущих уроков.


Помимо всего прочего, большую роль в композиции играет и хорошее чувство вкуса, которое может быть либо врожденным, либо приобретенным, т.е. развивается само, по мере накопления опыта, либо может быть развито фотографом сознательно. Значительных успехов в последнем случае можно добиться путём всё того же анализа работ других фотографов, контрастной практики и поиска действенных источников вдохновения.
Это все, что я хотел вам дать на данном этапе по композиции нестудийного портрета.

4. Стиль и цветовые схемы

Очень неочевидный на первый взгляд компонент в портретной фотографии, и в то же время знать о его существовании вам непременно стоит уже на раннем этапе. Стиль уличного портрета – достаточно широкое понятие. Он может быть строгий, деловой, гламурный, деревенский, сексуальный или любой другой. Чётких классификаций здесь нет, т.к. это не информация из справочника для юного фотолюбителя. Стили имеют скорее авторское разделение, и каждый в силах найти здесь что-то новое, интересное.


Особенность стилей заключается в том, что понимание и правильное использование их в портрете сильно облегчает жизнь фотографу. И если вы проводите фотосет желая сделать фотографии в каком-то определённом стиле — это даёт вашим работам дополнительное преимущество, так как вы автоматически добавляете своему портрету большую художественную ценность.


Под словом стиль в уличном портрете я подразумеваю гармоничное сочетание всех его составляющих в рамках поставленной идеи. Стиль регулируется:


1) Цветовой композицией и общим оттенком.

 

Как ни прискорбно, и как ни странно бы это не звучало, но большинство фотолюбителей даже понятия не имеют о чём здесь идёт речь, и уж тем более, как это относится к реальной практике. Цифровая фотография – это мир красок! И говорить о техниках и линейной композиции, не учитывая цветовую сторону фотоискусства, сравнимо с ездой в спортивном автомобиле на первой передаче.


С помощью цветовой композиции вы сможете:
— Подчеркнуть идею. Вы можете использовать в своём портрете более мягкие тона красок, или усилить акцент на конкретных оттенках, выделить один цвет, сделать изображение сепия, в общем, подчеркнуть свою идею цветом.
— Создать образ. Тоже самое — образ можно подчеркнуть определенным подбором цвета одежды, макияжа, выбором элементов на фоне или дополнительными аксессуарами.
— Изменить визуальную перспективу и отношение равновесия. Цвет может напрямую менять восприятие картинки и с этим тоже желательно считаться. Например, тёплые оттенки цветов (жёлтый, красный) мы воспринимаем «ближе» (они как бы приближаются к зрителю, «выпячиваются» из снимка), а холодные вроде синего наоборот отдаляются. 
— Сделать снимок более выразительным. Часто в уличном портрете бывает так, что более выразительным портрет может сделать либо его полное обесцвечивание (монохромное изображение), либо наоборот придание большой сочности цвету. Пару слов о втором. Под термином «Сочность» я имею ввиду яркость и насыщенность цветовой гаммы получаемого портрета. Это важно во многих случаях. Просто посмотрите на два примера приведённых чуть ниже, и я думаю, в моих дальнейших красноречивых разъяснениях эта тема просто не будет нуждаться.

 

Кроме того, искусно подбирая цвета по сочетаемости или контрасту, вы можете значительно повысить привлекательность своего портрета, создав цветовые акценты или наоборот мягкое равновесие. Подбираются они примерно так:
  • элемент на заднем плане – аксессуар на модели
  • цветовая гамма заднего плана – одежда модели
  • аксессуар – макияж
  • и т.д.

Чтобы лучше понимать правила работы с цветом, полезно будет знать о возможных этапах его корректировки. Сами цвета на модели и фоне – подбираются фотографом до того, как снимок был сделан.


Оттенки и насыщенность – могут регулироваться на трёх стадиях:
1. Во время фотосъёмки. Корректируется параметрами экспозиции, балансом белого, заготовленными установками и цветовыми схемами в фотоаппарате.
2. Во время сохранения фотографии из сырого негатива RAW. На этой стадии мы можем выполнять правильную обработку без потери качества снимка. Прежде чем получить готовую фотографию Jpeg, очень рекомендуется активно поработать над такими параметрами, как баланс белого, уровень контраста и насыщенности. Можно углубить тёмные тона или вытянуть пересвеченные участки, поработать над шумом и резкостью. Такая обработка всегда идёт на пользу фотографии, и этим пользуются практически все современные фотографы. Однако, здесь тоже есть свои тонкости. Неумелая обработка обычно только портит снимок и фотография «до», выглядит реально лучше, чем «после». Потому, если вы решили корректировать цвета фотографии, делайте это с умом. Методика тыкать и крутить всё подряд навряд ли приведёт вас к желаемому результату.
3. коррекция перед выводом снимков в печать. Сейчас, в эпоху цифровой фотографии, мы стали редко переводить свои фотографии на бумагу, и многие совершенно забыли о том, что у наших мониторов совершенно другая передача цвета, нежели у печатающего устройства. По данной причине ваши фотографии нуждаются в цветовой корректировке прежде, чем вы нажмёте заветную кнопку «печать». Особенно это касается портерных фотографий. Такими цветокорректировками обычно заморачиваются свадебные фотографы, так как их работы всё-таки встречаются с принтером достаточно часто. И если уж вы умеете делать красивые уличные портреты, то рано или поздно вам захочется их «материализовать» — вывести с цифрового носителя (например, для подарка или на стену комнаты).

Вот вы и немного познакомились с цветовой составляющей уличного портрета и сможете учитывать это в своей повседневной практике. 


2) Вашей моделью и дополнительными атрибутами.

 

Говоря о портретируемом человеке, с точки зрения стиля, я подразумеваю гармонию в таких вещах как:
Идея – модель
Модель – идея


Иными словами, либо модель должна подходить под вашу идею (если творите вы), либо вам необходимо создавать образ, наиболее подходящий портретируемому человеку. Что это значит? Здесь я хочу уберечь вас от достаточно частой ошибки начинающих фотолюбителей, когда они пытаются придать одной модели совершенно не подходящий ей образ. Например, открыто сексуальный образ. Поймите меня правильно. Некоторым девушкам гораздо больше идёт
их естественность, — смех, или игра с детьми, и это будет делать их на порядок привлекательнее, чем яркие тени, искушенный взгляд и чулки в сетку. Иногда просто ведь до смешного доходит! Также, если вы задумали фотосессию в стиле гангстер, счастливая семья, гонщик, …, то вам следует подобрать человека, подходящей внешности и фактуры.


Если вы придумывайте идею вместе с тем человеком, которого собираетесь фотографировать, то подбирайте образ конкретно под него. Например, некоторым больше идёт деловой образ, в то время как другие выглядят куда выигрышней в роли отца счастливого семейства. Есть люди, которые хорошо смотрятся в самых различных образах.

 

Для усиления созданного вами образа можете пользоваться всеми инструментами, которые мы уже разобрали в данном уроке. Важно! Вам следует понимать, что всё сказанное о модели совершенно не призывает вас становиться психологом или имиджмейкером. Я призываю вас просто следовать здравому смыслу в постановочных фотосессиях уличного портрета и как минимум обращать внимания на то, что компоненты в связке «идея – модель» всегда влияют друг на друга. Этого будет достаточно.


3) Фоном, образующим смысл.

 

Мы уже говорили о нём с точки зрения линий. Теперь поговорим о смысловом значении. Под фоном понимается весь задний план и вся окружающая обстановка. Фон является ключевым фактором в создании стиля. Дело в том, что абсолютно все детали фона, даже мелкие, размытые, едва различимые, напрямую влияют на портрет, визуально задавая общий стиль фотографии и играют не менее значимую роль, чем атрибуты одежды или аксессуары.

Фон воздействует своей цветовой гаммой, направленностью линий, их количеством, силуэтами, а также, бликами, огоньками и т.п. Посмотрите на эти работы, и вам сразу станет ясно, как фон и окружающая обстановка помогают выдержать нужный стиль, усилить выразительность образа.

 


Обратите внимание на слабо очерченные линии и цвета на заднем плане – они практически не заметны, и их очень сложно разобрать. Хотя в то же время, фон отчётливо задаёт настроение этому снимку и подсказывает нам, что фотография была сделана где-то в парке рядом с фонтаном. А теперь представьте, что на фоне бы пестрели разноцветные ларьки или автобусная остановка обклеенная объявлениями?


Итак, можно смело заключить, что хорошо проработанный стиль в нестудийных портретах зачастую является залогом большого количества «лайков» и зачётных комментариев даже в том случае, если фотография не добирает по другим аспектам вроде композиции или идеи.


Как использовать стиль в повседневной фотографии? Просто возьмите на заметку все перечисленные рекомендации, и старайтесь применить их в каждой своей портретной фотографии — тогда эти знания быстро перейдут в навык. При этом совсем не обязательно ходить со списком в руках и не пропускать ни одной мелочи – всё придёт с опытом, если практиковать. Чем точнее вы будете выдерживать стиль, следуя вашему творческому замыслу, тем более «вкусными» и изысканными будут ваши работы! 

5. Жизнь в портрете


Не сомневаюсь, сейчас любой из вас умеет снимать гораздо более интересные портреты, нежели те, что можно увидеть в наших паспортах. И это хорошо, значит ваши работы уже живые! Более того, я искренне надеюсь, что после прочтения данного урока ваши работы уже никогда не будут похожи на эту:

 


А посему, я могу быть совершенно спокоен за присутствие в ваших нестудийных портретах жизни, выразительности и эмоциональности!

Компонент «Жизнь» в портрете можно понимать по-разному:


1) естественная эмоция (непостановочный снимок)

 

Естественная эмоция и непостановочный снимок – это то, что советуют многие фотографы при съёмке портретов. Станьте невидимкой, фотографируйте естественную эмоцию! Это хороший совет, однако, он далеко не всегда применим, так как подразумевает под собой, что ваш портретируемый не подозревает о фотосъёмке и ведёт себя естественно. Такой момент редко выдаётся и он больше характерен для репортажных портретов. Поэтому я не буду категорично советовать пользоваться этим приёмом в уличных портретах – я скорее отнесу его к отдельному направлению нестудийной портретной фотографии. Однако же, может вам понравилось именно это направление – вы вполне можете работать в нем, делая «жизненные» портреты. А кто-то из вас наверняка уже давно уже практикует «охоту на эмоции». Поистине, благодатное направление для создания самых трогательных и необычных снимков.

 

 

Фотографируя людей за работой в офисе, за уборкой сена, в ожидании гола на футбольном матче – в этом направлении можно натворить множество удивительных работ! Это неизбежно выделит вас из основной массы фотолюбителей, поскольку мало кто серьезно и основательно работает в этом жанре. По крайней мере, мне не так часто встречаются хорошие «жизненные портреты».

 

2) правильно переданная эмоция (искренняя постановка)

 

Не секрет, что в знакомой и полностью безопасной для нас окружающей обстановке мы ведём себя очень естественно. Однако как только на горизонте вырисовывается человек с фотоаппаратом в руках и просит нас улыбнуться в камеру… Всё! Наше естественное обаяние и харизма мигом вылетают в трубу! Лицо становится неестественным, зажатым и не особенно фотогеничным. Во многом, конечно, это зависит от портретируемого – опытная модель или актриса не испытывает сильных проблем с эмоциями и естественностью перед камерой. Но не меньше зависит и от фотографа!

 


Для хорошей передачи эмоции и для создания более естественных образов обычно советуют рассказать анекдот, историю, наладить хороший контакт общения и как можно сильнее отвлечь портретируемого от процесса фотосъёмки. Это здорово, и это действительно работает! Для начинающего и не уверенного фотографа этот совет абсолютно бесполезен. Это всё равно, что сказать: чтобы получить хорошие снимки фотографируй хорошо! Или что-то в этом роде. В большинстве случаев фотограф и сам достаточно сильно зажат в процессе фотосъёмки, зажат в идеях, в общении. Чем менее знакомый человек участвует в качестве модели – тем хуже. Подсказать, как повернуться, какую изобразить позу, какую эмоцию, не говоря уже об отвлечении от процесса фотосъёмки и раскрепощении зажатости модели для новичка с зеркалкой в руках очень тяжело. Ему бы кто помог. Единственный способ научится свободно работать с моделью, уметь раскрепощать её эмоции, вызывать в человеке искренность, глубину чувств, и т.п. – это активная практика.

Вам следуют уяснить простой закон – ваше творчество, ваши идеи, ваши навыки и способность уверенно себя чувствовать в процессе фотосъёмки смогут раскрыться полностью только тогда, когда вы будете фотографировать исключительно ради удовольствия. Не ради результата и не ради того, чтобы показать себя первоклассным фотографом, а ради самого процесса. Запомните: когда вы будете ловить кайф от того что делаете, если начнёте играть в эту игру не ради того, чтобы выиграть, а ради того, чтобы просто поиграть – вот тогда ваши дела действительно пойдут в гору, и проблем, вроде работы с моделью, раскованностью и естественными фотографиями у вас просто не будет!

Ещё один практический совет, призванный облегчить вам жизнь: во время фотосессии берите с собой напарника или ассистента – он не напряжён сам и может снять общее напряжение своим присутствием, подкинуть интересные идеи и просто сделать фотосет интереснее. 


3) динамика за счёт действия

 

Это по сути то же самое, что и случайный портрет – наша модель находится в движении — в действии. Однако в этом случае портрет является постановочным, а не случайным, и действие производится умышленно для создания более динамичного снимка. Иными словами, если хотите сделать свою портретную фотографию более живой – добавьте действие непосредственно в момент съёмки.

 


Взмах волос, пожимание плечами, прыжок, резкий поворот с размахом платья или даже ветер от вентилятора, который развивает длинные волосы девушки, приводя их в движение. Любое уместно совершенное действие, непосредственно
в момент спуска затвора, может добавить динамики и жизни в вашу портретную фотографию. Это сильный приём и нередко применяется фотографами на практике.


Только один момент – не забывайте при такой фотосъёмке устанавливать короткую выдержку и правильно наводить фокусировку. Не позволяйте плохой технической подготовке помешать воплощению ваших великих творческих идей в жизнь! 

 


6. Портретная ретушь


На различных форумах, в социальных сетях, в статьях и критиках вы наверняка встречали резкое расхождение мнений, где одни выступали в поддержку обязательной постобработки фотографий, а другие уверяли, что истинное фотомастерство не нуждается в фотошопе. Взгляды и тех и других не совсем корректно отражают реальность современной фотографии, что, само собой, ведёт к неспособности людей трезво оценить качество той или иной работы.

Так что придётся как-то рассеять этот туман и поселить ясность в ваши головы. Я приведу три класса обработки Photoshop, которые наиболее часто используются фотографами. Ретушь портретной фотографии и использование Photoshop будет просто разделить на:

  • лёгкий;
  • художественный;
  • и дибильный (уж извините, но иначе не назовешь) стиль обработки.

Пойдём по порядку:

Лёгкий стиль — говоря о портрете, сюда можно отнести скрытую портретную ретушь. Иными словами это такая обработка – которая не вызывает в голове зрителя реакции «Это фотошоп!» К ней относятся такие скрытые элементы как: корректировка цветов в допустимых значениях, кадрирование, подведение глаз, губ модели, создание выразительных зрачков и т.д. Этот фотошоп не заметен неискушенному взгляду и в то же время оказывает достаточно сильный положительный эффект. И я вас уверяю – такая обработка бывает полезной почти всегда!

Если вы посмотрите на работы известных фотографов (журналы, портфолио, выставки и т.д.), то в большинстве случаев сможете обнаружить там легальный фотошоп! Конечно, есть особые ценители, умудрённые опытом классики, и другие замороченные фотографы, которые предпочитают не обрабатывать фотографии вовсе. Их в расчёт не берём. Ведь у каждого есть своё мнение и свои причуды. Некоторые до сих пор продолжают снимать на плёнку – это не значит, что вам нужно обязательно их слушать и тоже фотографировать на плёночный фотоаппарат. Если вас интересуют не высокие материи, а просто хороший уличный портрет, то знайте — в нём легальный фотошоп полностью одобряется и приветствуется!

Художественный стиль – это тот вид обработки фотографий, который по-другому можно назвать ещё художественным. Фотошоп здесь очевиден, однако работа выполнена изящно, качественно, и скорее вызывает одобрение, чем негатив. Сюда относятся все работы художественной обрисовки, различные коллажи, обложки фильмов, журналов, обои для рабочего стола и прочее. В целом — это графика, скрещенная с фотографией.

Если вы не лесной житель и не «Робинзон» с дикого острова, то наверняка встречали в интернете десятки подобных работ. К этому направлению я бы отнёс ещё и гламурную обработку (лицо с обложки), так как в этих случаях очень часто фотошопа бывает больше, чем самой фотографии.

Ничего плохого в таком направлении обработки нет – это просто свой стиль искусства и он имеет право на жизнь.

Дибильный фотошоп – это особенно весёлое направление обработки фотографий! Сюда можно отнести обработку, сделанную забавы ради. Вставленные лица, изменённый фон, соединение различных объектов в смешные коллажи и т.д. Эти работы выходят небрежными, но часто над ними можно от души посмеяться. Гораздо трагичнее, когда фотограф делает неумелую обработку в фотошопе не забавы ради, а на полном серьёзе, и относит свою работу к фотохудожественным или к легальному стилю. Такие работы мы обычно называем: «Галимый фотошоп», «Перефотошоп», «Безвкусица», «Жесть» и т.д.

Не удивительно, что после опубликование таких работ на всеобщее обозрение автор разочаровывается, получая целый букет негативных комментариев и насмешек. В лучшем случае, приличных. Я не буду приводить здесь примеры таких обработок – думаю, вы и так понимаете, о чём идёт речь.

Вот вам совет – развивайте чувство вкуса, навыки работы в программе, и всё у вас будет отлично!

Теперь, когда мы разложили все по полочкам, у вас должно быть чёткое и ясное понимание границ обработки фотографий, и вы можете смело включать её в свою повседневную практику.


И что делать со всем, что вы узнали? Молча удивиться? Я думаю, что лучше всего перечитать ещё разок-другой и обдумать прочитанное. Анализируйте, применяйте на практике и улучшайте свои результаты!  


Практическое задание по уроку №6:

Проведите четыре портретных фотосессии за четыре недели (по одной в неделю) с разными людьми. Первая – с хорошим другом/подругой или родственником. Вторая – со знакомой девушкой/парнем/мужчиной/женщиной. Третья – с менее знакомыми людьми. Четвёртая – со знакомыми ваших знакомых, которых вы сами едва знаете. Порядок должен быть именно таким.

И обязательно чередуйте от сессии к сессии пол ваших портретируемых, потому что даже очень опытные фотографы, которые привыкли фотографировать только красивых девушек, испытывают потом заминки в работе с мужчинами. Часто бывает и такое, что фотографы привыкшие фотографировать людей в парах или группами (свадебные, например) испытывают трудности в работе «один на один». Поэтому чередуйте!

И чем менее знакомые люди к вам приходят, тем более смелые идеи выдвигайте для своих фотосессий. Это может быть сложно, однако, если фотография вам в радость и вы хотите быть больше чем просто человек с фотокамерой, то эти задания покажутся вам крайне увлекательными.

Когда проведёте четыре фотосета, возьмите хорошего друга или родственника и проведите пятый фотосет с ним. Вы удивитесь тому, насколько изменится ваша техника, манера поведения, изобретательность. Ваши фотографии станут другими!

За эти четыре фотосессии вы получите больше опыта, чем может получить любой фотолюбитель, фотографирующий время от времени кого попало за несколько лет.

И ещё такой тонкий момент – не нужно относиться к фотографии серьёзно. Подобная болезнь обычно проявляется у фотографов, которые начинают проводить платные фото сессии. 


БОНУС к уроку №6

Вам, кто осилил этот сложный урок и дочитавшим до этого места, в качестве бонуса — небольшой пример работы лёгкого Photoshop — «Изящная портретная ретушь за 9 минут».

Итак:

Первые 3 минуты – работа с глазами. Откройте выбранный портрет в программе Photoshop, и сделайте следующие действия на боковой панели:

Создайте новый слой – дубликат основного слоя — выбор «слой 1» — приближение к глазу.

Первое что требуется – убрать лишнюю красноту на глазах. Для этого используем инструмент «Штамп» Он работает по принципу замены цвета (зажимаете кнопку Alt, проводите мышкой для снятия пробы с нормального участка глаза и ретушируете красноту). Выполняете такие действия, пока не уберёте все лишние капилляры.

Параметры штампа устанавливайте как на примере: Мягкая кисть, непрозрачность 20%, нажим 100%, все слои. При выполнении этой операции будьте аккуратнее на краях глаза и в области рядом со зрачком. После того как закончили с обоими глазами установите не прозрачность слоя 90-95 % для того, чтобы капилляры всё-таки чуточку виднелись и глаза выглядели естественно. 

Теперь поработаем над выразительностью и объёмом глаз. Создайте новый слой, выберете мягкую кисть, установите режим «Мягкий свет» (4 прямоугольник), цвет кисти – чёрный, а непрозрачность 4-6%. Проведите кистью по внутренним краям глаза, чтобы немного их затемнить и добавить объём.

Установив непрозрачность кисти 6%, и выбрав чёрный цвет кисти, обведите края зрачка, чтобы придать ему больше выразительности. Там где тёмные участки были больше – усильте акцент. Там где меньше – достаточно провести один раз. Будьте аккуратнее в этом процессе.

Теперь переключите кисть на белый цвет и 2-3% непрозрачности – осветлите ей радужную оболочку глаза. Поскольку глаз человека имеет объёмное строение, то его зрачок имеет одновременно более светлые (где отражается свет) и более тёмные области. Они обычно находятся друг напротив друга. Нужно осветлить наиболее светлые области белой кистью, а тёмные можно ещё затемнить, используя чёрную.

Так же можно поработать над самой точкой зрачка. С помощью этой операции вы делаете глаз более ясным, объёмным и отчётливым. Теперь установите непрозрачность слоя от 70% до 95%, чтобы сделать свет более естественным.

Потом выберете инструмент «Резкость», установите интенсивность от 20% до 50% и проведите по линии ресниц для того, чтобы сделать их более чёткими.

На вид все эти операции могут выглядеть замысловато, однако на деле они крайне просты и после некоторой практики на них не требуется более 3-х минут.

Ещё 6 минут – работа с кожей. Для устранения мелких дефектов на коже вам потребуется «Восстанавливающая кисть».

Выбираете её, подгоняете под размер дефектов и взяв пробу с нормального участка (зажатый Alt + левая кнопка мыши) переносите этот клочок на проблемный участок. Берите пробу максимально близко к проблемному участку. Как вы можете заметить на данном примере, я удалял веснушки и хотя их достаточно много, у меня ушло на это чуть больше 5-ти минут. Тут главное быстро кликать мышкой и поменьше заморачиваться.

Итого 9 минут – итог вы видите на экране.

Плюс к этим операциям можно по вкусу добавить корректировку губ, замену цвета глаз и корректировку оттенка кожи. Однако я специально дал вам минимальную схему ретуши и обозначил её «за 9 минут», т.к. большинство фотолюбителей не используют обработку только по двум причинам:
1. Это сложно
2. Это долго

Этим они похожи на первоклассников перед прививкой – придумают сотни оправданий лишь бы не делать или отложить на потом, хотя на самом деле всё очень даже легко и не больно.

Схема, которую я вам представил, призвана убедить вас в этом, и пробудить интерес к преображению своих фотографий через лёгкий Photoshop, поскольку:
1. Это НЕ сложно
2. Это НЕ долго

Главное помните – если вы не часто работали с этой программой, то с первого раза у вас обязательно получится полная ерунда. Постарайтесь в этом случае немного запастись терпением – уже с четвёртого раза практически у всех начинает получаться отлично.

Успехов и всего вам фотографического! 

dphotoworld.net

Разновидности фотопортетов

Четкую классификацию фотопортретов определить сложно. В самом общем случае фотопортреты можно разделить на индивидуальные и групповые. Индивидуальные тоже можно разделить на виды. Постараюсь выделить самые основные.

1. Классический фотопортрет.

Это обычный поясной или плечевой портрет. На таком портрете наблюдатель может увидеть естественную позу человека. Как мне кажется, свет и поза являются главными составляющими такого портрета, потому что они должны подчеркнуть достоинства человека и скрыть недостатки.

2. Имиджевый фотопортрет.

Главная цель этого вида портрета — показать статус человека, его деятельность. Данный вид особо популярен среди общественных деятелей или руководителей.

3. Beauty (бьюти) фотопортрет.

На сегодняшний день достаточно популярный вид фотопортрета. Обычно фотографии такого плана используются в рекламе (чаще всего в рекламе косметических средств), также они используются в журналах. Яркий необычный макияж — основная составляющая таких фотографий.

4. Концептуальный фотопортрет.

Данный вид фотопортрета показывает нам человека в каком-либо образе. С помощью такой фотографии вы сможете сообщить что-то или рассказать некую историю. Здесь все зависит от вас, от вашей задумки. Такая съемка требует большой подготовки, чтобы смотря на фотографию можно было понять, что вы хотели ею сказать. В процесс съемки нужно вложить все свое воображение и креативность. Данный вид портрета мне наиболее интересен, потому что такая съемка очень хорошо помогает раскрыть себя.

5. Романтический фотопортрет.

Задача такого портрета — создать нежный, романтический образ. Для этого потребуется соответствующий реквизит. Например, чтобы создать такой образ, девушкам потребуется красивое платье, макияж, прическа. Следует подумать о месте проведения съемки. Это может быть, например, парк или кафе.

6. Репортажный фотопортрет.

Чаще всего такой вид портрета используется для создания отчета о человеке или о каком-то событии. Самым популярным вариантом такого портрета является свадебный фотопортрет.

7. Жанровый фотопортрет.

Жанровый портрет показывает нам не только эмоции человека, но и его действия. Действия могут быть различны. В качестве примера могу привести съемку человека на рабочем месте.

8. Натурный фотопортрет.

Такой портрет снимается на природе. Задача фотографа — постараться отразить сущность человека, применяя природный свет.

Предыдущая страница

Следующая страница

Наверх

students.vologda-uni.ru

Портрет как жанр фотографии. | ДРУГ ФОТОАППАРАТ

Продолжаем рассматривать жанры фотографии  среди них – портрет в фотографии

Центром изображения портрета в фотографии является человек. Другие объекты, элементы изображения имеют вспомогательное значение, они только оттеняют изображение главного героя снимка, помогают его восприятию.

Главное в портрете — отражение индивидуальных, неповторимых черт конкретного человека, его характера.

Герой снимка может фотографироваться либо в естественной, бытовой обстановке (тогда это будет жанровый портрет), или во время каких-либо событий (репортажный портрет). Во всех этих случаях обстановка или событие не являются главной целью снимка, его сюжетным центром. Они лишь дополняют представление о человеке.

Портрет в фотографии может быть как бы выхваченным из жизни мгновением, но может быть и постановочным, статичным.

Портрет отличается теми же выразительными особенностями, как и сам герой снимка. В этом смысле они подобны.

Исходя из этого подобия, в фотографии  существуют две тенденции, два подхода в изображении человека:

— точно отразить внешний облик человека, как отражает зеркало;

— основной упор сделать на отражении внутреннего мира человека, его своеобразия.

Если передача внешнего сходства для современной фотографической техники не является проблемой, современный фотоаппарат может точно передать внешний облик человека.Кстати, современные фотографы нередко грешат именно этим. Но вот показать внутренний мир человека … тут уже нужно быть художником, а может быть и психологом, т.к. фотоаппарат фиксирует только краткий миг бытия, а за ним зритель должен увидеть развитие, цельный образ .

Какими изобразительными средствами пользуется фотограф для того, чтобы создать тот образ человека, который ему представляется? Это такие средства, как:

— создание соответствующей обстановки в кадре, фона;

— положение человека, его поза;

— место расположения фотоаппарата (точка съемки) ;

— технические параметры съемки – соответствующая оптика фотоаппарата, глубина резкости, постановка освещения.

Для построения композиции снимка необходимо использовать все средства для выделения главного в снимке, которые рассматривались ранее. Все принципы фотокомпозиции относятся и к портрету тоже.

Как фотограф организует съемку своей модели, чтобы получить выразительный портрет в фотографии?

Прежде чес снимать человека, настоящий фотограф-художник должен изучить героя своей фотографии, насколько это возможно.

Хорошо снимать друзей, которых давно знаешь, представляешь характер человека, его особенности, привычки. Тогда исходя из своего представления о человеке намечаешь, как ты его будешь снимать, в каком ключе – веселым, солнечным или наоборот, задумчивым, грустным. И стремишься создать соответствующее настроение в кадре.

А вот, посмотрите видео с прекрасной музыкой:

Поделиться в соц. сетях

Об авторе

Я живу в г Новосибирске. Образование высшее — НГТУ, физикотехнический факультет. В настоящее время на пенсии. Семья: жена, две дочери, две внучки. Работал в последнее время в электронной промышленности в ОКБ по разработке и производству приборов ночного видения. Люблю музыку- классику, джаз, оперу, балет. Главное увлечение — любительская фотография.

makal47.ru

Психологический портрет. Какие тайны личности раскрывает ?

Психологический портрет— это особое направление в искусстве фотографии, открывающее самые потаенные черты личности человека. Фотохудожники используют его как портретный жанр, который способен отразить всю полноту внутреннего мира, показать переживания, чувства, заглянуть в мельчайшие уголки души. Этим жанром пользовались великие художники, оставшиеся вне времени и вне моды – Ренуар, Рембрандт.

Психологический портрет – особый вид искусства
Психологический портрет. Какие тайны личности раскрывает ?
 
Психологический портрет. Какие тайны личности раскрывает ?
 

Подобные фото сегодня стоят очень дорого, поскольку это особый мир искусства, который раньше был доступен только величайшим мастерам, избранным. Когда мы смотрим на старинные портреты, понимаем, что через них мастер мог выразить надежды человека, силу его личности, характер и даже положение в обществе. Современные мастера, владеющие этим видом фотоискусства, становятся знаменитыми и очень востребованными, поскольку передают больше, чем можно запечатлеть на обычном фото – движения души.

Психологический портрет. Какие тайны личности раскрывает ?
 
Психологический портрет. Какие тайны личности раскрывает ?
 

Мастер, использующий портретный снимок, сродни психологу, открывающий зрителям и самому человеку его тип темперамента, глубоко спрятанные комплексы, тайны внутреннего мира. Этот сложный вид искусства предполагает не только сильное внешнее сходство с реальным персонажем, но и то, насколько одухотворенным, выразительным, живым, искренним получится фотоснимок. Этого достигнуть тем более непросто, что многие люди теряются перед объективом и становятся зажатыми.

Но хороший фотограф использует все возможные приемы, чтобы раскрепостить человека, расположить его к себе, сделать съемки комфортными. Нужно обладать большим талантом, чтобы раскрыть в портретном фотоснимке самые характерные черты. Для этого нужно обладать и навыками интересного собеседника, и психологическими способностями, и желанием открыть истину.

Именно такие самородки сформировали и передали своим ученикам базовые принципы, которые присущи психологическому портрету. На нем могут быть запечатлены и открыты не только сиюминутные эмоции, но и способность к поступкам в той или иной ситуации. В психологии это достигается путем длительных бесед, изучения личности, тестов.

Психологический портрет. Какие тайны личности раскрывает ?
 
Психологический портрет. Какие тайны личности раскрывает ?
 
Принципы психологического портрета

Именно благодаря творчеству таких фотографов и были сформированы принципы, на которых базируется современный психологический портрет. В современном мире этот термин также используется в психологии и означает полную характеристику человека в виде описания особенностей, черт характера человека и возможных его поступков в определенных ситуациях. Поэтому фотохудожника можно назвать также хирургом человеческой души.

Необычный жанр портретного снимка – тот же тест, который открывает способности, интеллект, самосознание, нацеленность на результат или, наоборот, усталость и инертность. Это особенно видно, когда фотохудожники делают портреты известных актеров, звезд кино, театра, политиков, музыкантов. Внешность этих людей известна всему миру.

Но только настоящий мастер сможет передать те черты личности, которые неизвестны широкому кругу людей. Это и есть проявление гения, особой одаренности человека, который работает в жанре психологического фотопортрета. Именно он может должным образом раскрыть самые тайные струнки душ сильных мира сего, самых известных людей поколения.

Психологический фотоснимок как способ познать себя

Настоящий художник очень часто является пророком. Только истинный талант может дать возможность человеку узнать себя с совершенно другой стороны. Как психолог после прохождения и анализа тестов дает своему пациенту рекомендации, так умело сделанная фотография может дать возможность взглянуть на себя абсолютно по-другому.

После того, как человек видит себя на портрете, он смотрит на черты своей личности, как будто портрет сделан через увеличительное стекло и может понять то, чего раньше не замечал. В этом и есть сила искусства.

В статье использованы фотографии известного фотографа Алексея Никишина

из сери психологический портрет

www.i-foto-graf.com

Как использовать направление взгляда в портретной фотографии

Сбалансированный состав в фотографии имеет решающее значение. И когда дело доходит до портретов, один из самых простых способов добиться баланса заключается в использовании направления взгляда. Этот простой приём может существенно повлиять на снимок.

При составлении портрета в соответствии с «правилом третей» или «золотой середины», объект съёмки оказывается слева либо справа от центра кадра. Совет: после того, как вы определитесь с основной композицией, попросите модель направить взгляд в сторону «пустующего» пространства в кадре.

Портрет будет выглядеть примерно так: 

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииСмотри вперед. Автор фото: PortraitsBySam 

Обратите внимание, что этот приём лучше всего работает, когда пространство не перегружено элементами. Композиционный вес ему придаёт взгляд субъекта съёмки.

Вот еще ряд примеров, в которых эффективно используется направленный взгляд. Иногда пустующие две трети кадра интересно смотрятся с добавлением какого-нибудь элемента (падающий лист, железнодорожные пути), но взгляд в этом направлении играет решающую роль:

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииОжидание. Автор фото: Эди В 

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииАвтор фото: Мальвина Фролова 

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииКонец осени. Автор фото: Джейк Олсон 

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииОлеся. Автор фото: Михаил Науменко 

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииМак Эмбун. Автор фото: Заид Исхак  

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииПервый снег. Автор фото: DesiArt Kuleshova  

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииГде ж любовь. Автор фото: stephano you hong lin  

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииПраведный путь. Автор фото: Сергей Паришков 

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииИзабелла Рахбек. Автор фото: Infinitive Studios 

Конечно, отступление от этого правила, как и от любого другого, может обернуться удачей. Нужно лишь понять, что транслирует ваша композиция.

Если субъект смотрит в сторону, противоположную большей части снимка, это может говорить о безразличии. Если при этом отсутствует достаточный вес в пустой области кадра, то взгляд способен значительно нарушить баланс.

А вот отличный пример того, как это правило нарушается. Огни в фоновом режиме заполняют пустые две трети кадра, а взгляд балерины, направленный в противоположную сторону, говорит о ее настроении, что и постарался передать фотограф:

Как использовать направление взгляда в портретной фотографииБалерина ночью. Автор фото: Даниэль Ахчиев   

 

cameralabs.org

Виды портретов в фотографии – Портретная съемка при естественном освещении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх