Жанровый портрет: Жанровый портрет • Praguetakeaway

Жанровый портрет в фотографии: особенности

Портрет как жанр изобразительного искусства и скульптуры известен с незапамятных времен. Самое интересное заключается в том, что существует также жанровый портрет как разновидность самого жанра. Именно о ней мы поговорим в данном материале, сделав акцент на фотографии, поскольку данное подразделение появилось уже на стыке изобразительного искусства и, собственно, фотографии.

Определение

На самом деле грань между просто портретом и жанровой его разновидностью достаточно условна. Просто изображение человека без каких-либо событий на заднем плане можно смело относить к жанру портрета в целом. А вот появление на заднем плане деталей или других людей, имеющих какое-либо, хотя бы небольшое, отношение к происходящему на переднем, уже можно назвать жанровым портретом. Поэтому, очевидно, многие произведения, заведомо являющиеся представителями портретного искусства, можно с такой же легкостью причислить к жанровой его разновидности. Таким образом, особенности жанрового портрета – это соотнесение персонажа или нескольких на переднем плане с окружением.

Фотография

Жанровый портрет в фотографии определяется аналогично. Если фон или задний план не имеет истории, связанной с передним, на котором располагается человек или несколько, то, очевидно, это просто портрет. Однако любая, самая незначительная связь, а то и просто намек на нее, автоматически переносит фотографию в разряд жанрового портрета, естественно, при условии, что на переднем плане наблюдается один или несколько человек.

Жанровый портрет, как, впрочем, и жанровая живопись, похож на своеобразное зеркало, в котором люди видят себя, постигая то, кем они на самом деле являются. Истоки понятия восходят к изображению сцен обыденной жизни, то есть чуть ли не к временам наскальных рисунков. Впоследствии подобное искусство проявлялось в наглядном представлении праздников и других мероприятий, происшествий и т. п. Все это примеры классической жанровой живописи. Понятие с появлением фотографии, а затем и проявления ее как отдельного искусства среди изящных его форм, перекочевало в нее, сформировав здесь собственные законы. Именно этим канонам теперь и следуют фотографы, снимающие жанровый портрет.

Самым главным законом при создании таких снимков стало требование наличия сюжета. Тематикой зачастую являются события повседневной жизни, случайные сцены из контекста обыденности, социальная и бытовая среда людей. Таким образом, основным отличием портрета от жанровой его разновидности можно назвать отсутствие процесса, действия или намека на него.

Съемка

При съемке жанрового портрета следует быть внимательным к отвлечению внимания от персонажа на детали окружения, поскольку с этим можно легко переборщить. С одной стороны, окружение должно дополнять образ модели, с другой – его не должно быть так много, чтобы внимание отвлекалось. Именно с этой трудностью и будет сталкиваться фотограф, затеявший заняться жанровым портретом.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что грань между портретной съемкой и жанровой очень тонка и зачастую просто неуловима. Однако всегда в последней можно уловить оттенок действия, сюжета, который может быть завуалирован, но не может отсутствовать. Это и делает жанровый портрет таким интересным, раздвигая рамки изящных искусств до отображения быта человека, давая возможность ценителю увидеть себя, рассмотреть свою жизнь под новым, возможно, совершенно непривычным углом. Пофилософствовать вместе с создателем изображения и уйти с выставки немного другим. Понять себя лучше, а значит, приблизиться еще на пару шагов к совершенству, для чего, видимо, и существует искусство.

Жанровый портрет в фотографии. Фотография жанровая и репортажная. Нестандартные жанры фотографии

И скульптуры известен с незапамятных времен. Самое интересное заключается в том, что существует также жанровый портрет как разновидность самого жанра. Именно о ней мы поговорим в данном материале, сделав акцент на фотографии, поскольку данное подразделение появилось уже на стыке изобразительного искусства и, собственно, фотографии.

Определение

На самом деле грань между просто портретом и жанровой его разновидностью достаточно условна. Просто изображение человека без каких-либо событий на заднем плане можно смело относить к жанру портрета в целом. А вот появление на заднем плане деталей или других людей, имеющих какое-либо, хотя бы небольшое, отношение к происходящему на переднем, уже можно назвать жанровым портретом. Поэтому, очевидно, многие произведения, заведомо являющиеся представителями портретного искусства, можно с такой же легкостью причислить к жанровой его разновидности. Таким образом, особенности жанрового портрета — это соотнесение персонажа или нескольких на переднем плане с окружением.

Фотография

Жанровый портрет в фотографии определяется аналогично. Если фон или задний план не имеет истории, связанной с передним, на котором располагается человек или несколько, то, очевидно, это просто портрет. Однако любая, самая незначительная связь, а то и просто намек на нее, автоматически переносит фотографию в разряд жанрового портрета, естественно, при условии, что на переднем плане наблюдается один или несколько человек.

Жанровый портрет, как, впрочем, и жанровая живопись, похож на своеобразное зеркало, в котором люди видят себя, постигая то, кем они на самом деле являются. Истоки понятия восходят к изображению сцен обыденной жизни, то есть чуть ли не к временам наскальных рисунков. Впоследствии подобное искусство проявлялось в наглядном представлении праздников и других мероприятий, происшествий и т. п. Все это примеры классической жанровой живописи. Понятие с появлением фотографии, а затем и проявления ее как отдельного искусства среди изящных его форм, перекочевало в нее, сформировав здесь собственные законы. Именно этим канонам теперь и следуют фотографы, снимающие жанровый портрет.

Самым главным законом при создании таких снимков стало требование наличия сюжета. Тематикой зачастую являются события повседневной жизни, случайные сцены из контекста обыденности, социальная и бытовая среда людей. Таким образом, основным отличием портрета от жанровой его разновидности можно назвать отсутствие процесса, действия или намека на него.

Съемка

При съемке жанрового портрета следует быть внимательным к отвлечению внимания от персонажа на детали окружения, поскольку с этим можно легко переборщить. С одной стороны, окружение должно дополнять образ модели, с другой — его не должно быть так много, чтобы внимание отвлекалось. Именно с этой трудностью и будет сталкиваться фотограф, затеявший заняться жанровым портретом.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что грань между портретной съемкой и жанровой очень тонка и зачастую просто неуловима. Однако всегда в последней можно уловить оттенок действия, сюжета, который может быть завуалирован, но не может отсутствовать. Это и делает жанровый портрет таким интересным, раздвигая рамки изящных искусств до отображения быта человека, давая возможность ценителю увидеть себя, рассмотреть свою жизнь под новым, возможно, совершенно непривычным углом. Пофилософствовать вместе с создателем изображения и уйти с выставки немного другим. Понять себя лучше, а значит, приблизиться еще на пару шагов к совершенству, для чего, видимо, и существует искусство.

29 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоялся мастер-класс Сергея Шандина, посвящённый жанровой фотографии. Вместе с участниками он попытался попытался найти отличия жанровой фотографии от журналистики и других видов фотографии.

По мнению Сергея Шандина, жанровой фотографии присущи три главных критерия:

Документальность, наличие истории и сюжета (то есть — что показано?), форма и композиция (как показано?). На каждой составляющей жанровой фотографии Сергей остановился подробнее. Приводим фрагменты его выступления.

О документальности жанровой фотографии

Когда мы говорим о делении фотографии на жанры, мы должны понимать, что есть определенные условности, — рассказал Сергей Шандин. — У фотографии есть характерная черта, которая отличает ее от других видов искусства, от живописи, например. Авторская манера, выбор композиции и цветовой гаммы, — всё это свойственно и живописи. Но почему человек берт в руки не кисть и краски, а именно фотоаппарат?

Главные составляющие жанровой фотографии: документальность, наличие истории и правильная композиция. Фото Сергея Шандина

В жанровой фотографии главное то, что все эти элементы можно обобщить. Фотографии свойственна документальность. Глядя на фотографию, мы можем сказать: «Да, это было». Остановленное время, актуальность, истинность момента — вот те черты, которые отличают фотографию от других видов искусства.

Жанровая фотография: возможна ли постановка?

Фотография может не обладать документальностью, если фотограф сделал постановочный снимок. В качестве примера можно привести работы Робера Дуано. Он часто прибегал к постановке, приглашал актеров и друзей, которые играли определенную сценку. Если мы не называем фотографию документом, то, по большому счету, нет разницы: постановочная фотография или нет. Если же фотограф просто создает ситуацию, не претендуя на документальность, то постановка возможна.

Робер Дуано часто прибегал к постановочной фотографии, заранее договариваясь с актерами и прохожими. Такая фотография тоже является жанровой, но лишена документальности.

Также, фотография может не содержать в себе события или истории. Она может не обладать сюжетной и композиционной фотографией. Если же все эти черты есть, мы можем назвать фотографию жанровой.

Фотограф выбирает сюжет, чтобы представить его зрителям

В фотожурналистике фотограф исследует некое явление и пропускает его через себя. Это понятие гораздо шире, ем жанровая фотография. Для жанровой фотографии важно наличие сюжета. Кстати, фотография может создавать сюжет, которого нет. Если сюжет возникает в фотографии, хотя в жизни его не было, возникает история. Фотография в таких случаях создает реальность, которой не было. Перед фотографом развёрнут целый мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Он должен так выбрать элементы и героев, которых хочет показать в кадре, чтобы фотография представляла собой историю. Поэтому так важна композиция. Она должна быть хорошей, потому что она определяет восприятие кадра. Если композиция не очень удачная, зрители не поймут сюжетную часть фотографии.

Взгляду фотографа предстаёт весь мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Фото Сергея Шандина

Гораздо важнее границы между тем, документ это или нет. В любой фотографии всегда присутствует сам фотограф. Он определенным образом влияет на ситуацию. Уже одно его появление влияет на ситуацию и определяет поведение людей, попадающих в кадр. Поэтому ни одна фотография не может быть на сто процентов объективной и документальной. Уже только своим присутствием фотограф привносит элемент поставки.

В жанровой фотографии всегда есть история

Важно не только что показано, но и как то показано. Любое событие можно показать интересно, а можно показать не интересно. Критерии интересной фотографии довольно субъективны. Для понимания одних работ нужно знать историю искусств, для других -нет. Померить линейкой степень красоты невозможно. Андре Кертеш, к примеру, преуспел в создании и сюжетной фотографии, и той фотографии, в которой важна форма.

Одна из важнейших составляющих жанровой фотографии — форма. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Мы смотрим на кадр и говорим, что это красиво. Фотограф Трент Парк снимает самые обыкновенные сюжеты, но подмечает сочетание удивительных элементов.

Часто в таких работах может быть очень слабо обозначен и выражен сюжет. Зато богатство форм — мы смотрим на фотографию и просто говорим, что это красиво. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Сложение элементов в некую фигуру, абстрактную. Форма определяет в этом случае возникновение сюжета.

Фотография тоже пытается искать новые выразительные средства. С течением времени выразительные средства менялись несколько раз.

Ещё один интересный фотограф — Трент Парк. Он снимает, по большей части, самые обыкновенные сюжеты, но показывает их так, что мы удивляемся.

Где искать сюжеты?

Большинство хороших фотографов, известных мне, используют одну тактику. Они заранее решают, что хотят снять. Фотограф должен идти на прогулку с определенным намерением поснимать что-либо.

В жанровой фотографии важно уметь «рассчитать» картинку и дождаться нужного момента. Фото Анри Картье Брессона

Истории можно найти везде. Ваше намерение определяет соответствующее оборудование, которое вам нужно взять с собой. Важно знать места, в которых вы можете снять то, что задумали. Можно найти место, в котором возникает ситуация, «предвидеть» интересный кадр и ждать подходящего момента. Съёмка «из засады» — один из методов жанровой фотографии.

Жанровая фотография: в чём отличия от репортажа?

Репортаж — это когда вы чётко знаете, что будет событие и снимаете его. Если вы снимаете бегущую через дорогу бабушку — это не репортаж, это жанровая фотография, или стрит-фотография. Спортивная фотография — это тоже репортаж.

Выводы

Лучший способ для создания жанровый фотографий — вжиться в ситуацию, в событие, в лица и наладить прочный эмоциональный контакт с героями. Нужно время, чтобы прочувствовать ситуацию. Идеально, если у вас есть достаточно времени для того, чтобы дождаться такого настроения.

Фотография показывает простые вещи так, что нам на них интересно смотреть. Во время съёмок фотографы зачастую не понимают, что делают. Важно потом, из отснятого материала выбрать одну картинку из сотни. Можно в любом изображении найти подстрочник. Фотография должна говорить со зрителем на простом понятном визуальном языке. Сколько смотрящих, столько и ассоциаций. Не нужно мешать зрителю увидеть что-то своё.

В изобразительном искусстве как самостоятельный жанр развивался на протяжении столетий под влиянием двух основных факторов. Первый, чисто технический — прогресс изобразительных навыков художника (изучение анатомии человека, владение законами композиции и т. д.). Второй, более значимый фактор, повлиявший на развитие портрета, носил философский характер и выражался в развитии представлений о значимости человеческой личности и её индивидуальности. Именно те вехи в истории, когда вера в возможности человека достигала наибольших вершин, когда к художникам приходило понимание действенной и преобразующей силы человека, считаются периодами расцвета портрета (римский скульптурный портрет, эпоха Возрождения, XVII и вторая половина XVIII веков).

Портрет в изобразительном искусстве — это изображение какого-либо человека или группы людей, существующих сейчас или существовавших ранее, посредством создания визуальных характеристик модели.

Воспроизведение чего-то черта в черту. Если ранее в европейской культуре этот термин объединял в себе изобразительное воспроизведение любого объекта (человеческие образы, животный и растительный мир), то начиная с Андре Фелибьена термин стал употребляться исключительно для изображения конкретного человека (или группы людей). При этом, вопреки сложившемуся стереотипу, портрет — это не обязательно голова в кадре или на холсте. Это может быть человек, изображённый как общим планом (стоящий в полный рост или сидящий на чём-то), так и средним и крупным планом .

Главная особенность портрета заключается в его репрезентативности — соответствии изображаемых характеристик человеческого образа с характеристиками реального человека. Функции портрета, указанные в интернет-источниках, на мой взгляд слегка мрачноваты: религиозные, погребальные, мемориальные. Возможно в живописи эти функции и являются доминирующими при создании портрета, но коль речь идёт о фото портрете, эти функции мы оставим за рамками статьи и поговорим о портрете, как об одном из жанров фотографии.

Как жанр фотографии , портрет включает в себя несколько поджанров, которые отличаются друг от друга в первую очередь формой повествования. Что это значит, мы сейчас выясним. Начнём с самой простой формы повествования — констатация, или документальный портрет.

Данная форма повествования подразумевает полное соответствие образа и модели, не включающее в себя никаких иносказательных элементов и не требующее расшифровки. Такой портрет является констатацией самого факта существования человека или группы людей и не раскрывает образ жизни человека, его пристрастия, увлечения, род деятельности или эмоции, которые он испытывает в данный момент. Ярким примером может служить семейная фотосессия , детская фотосессия , автопортрет (селфи ), фотография на документы . Эти фото портреты однообразны. Такие снимки выполняют в первую очередь функцию напоминания и составляют большую часть семейных фотоальбомов. Оставить память о ком-то для кого-то. В большинстве своём по закону жанра такие фото портреты делаются анфас или в три четверти , взгляд модели направлен в объектив или прямо по направлению головы.

Следующая форма повествования, метафорическая, подразумевает смысловую и сюжетную взаимосвязь модели с окружающим его (её, их) миром вещей, природой, архитектурой или другими людьми.

Такой фото портрет уже перестаёт быть просто документальным и обретает черты художественной фотографии , отражающей творческое видение фотографа как художника. Метафорический фото портрет уже способен передать зрителю не только больший объём визуальной информации о человеке, но и донести до него чувственную и эмоциональную начинку снимка, которую захотел воспроизвести фотохудожник .

Многообразие — вот главная особенность метафорического портрета. В одежде — один образ, во взгляде — другой образ, в жестах — третий и т. д. Многообразием образов, доступных для воспроизведения фотохудожником, отличается свадебный портрет . На фоне всей торжественности мероприятия свадебный фотограф может обыграть в фотографиях и радость молодожёнов, и сомнение в их глазах, и минуты нервного напряжения и т.д. И если повествовательный портрет по своей сути является максимально лаконичным, то художественный портрет подразумевает полноценную работу фотографа с композицией кадра, со светом и тенью.

Третий вид повествования в портретной фотографии ещё существует, но теряет популярность с каждым днём. Это аллегория. Художественное представление человека в виде конкретного образа — мифологического, исторического, театрального, литературного или другого путём достоверного копирования.

Создаваться такой портрет может как в реальных условиях (костюмирование, гримирование, подбор определённого интерьера), так и методом цифрового фотомонтажа.

Но и в том и в другом случае, на мой взгляд, это костюмированное шоу может быть интересно для детей в рамках развлекательной фотографии, учитывая огромное количество современных супер-героев и прочих мультипликационных персонажей, а взрослый аллегорический фото портрет не представляет абсолютно никакой художественной ценности и не является достойным экспонатом выставочных залов.

В заключении хочется сказать следующее: несмотря на то, что портрет является самостоятельным жанром фотографии, он легко может существовать в рамках одной художественной конструкции бок о бок с другими жанрами. Уличный портрет , репортажный портрет , художественный портрет — все эти слияния жанров объединяет одна художественная задача — запечатлеть в фотографии значимую индивидуальность человеческой личности. А в какой повествовательной форме выполнена эта фотография, этот вопрос, наверное, через десятки лет уже не будет иметь для зрителя большого значения.

Статьи

24.02.2016

Жанровый портрет — это разновидность обычного фотопортрета, в котором основной упор делается не на самого человека, а на его действия и позы,а все остальное отодвигается на второй план.

Жанровый портрет напоминает кино. Тут человек гармонично вписывается в ситуацию или окружение, имеет свою историю. В жанровом портрете много внимания уделяется идее и сюжету, декорациям и обстановке, и это отличает жанровый портрет от портрета как такового.

Это съемка в обычной естественной обстановке. Главную роль играет настроение фотографа и то, что он хочет запечатлеть на снимке.

В жанровом потрете обязательно есть человек, изображенный в привычных для него обстоятельствах и условиях.

Окружающая обстановка помогает лучше передать не только индивидуальные черты, но и особенности характера, настроение и эмоции, социальную среду и быт (чаще всего это передается за счет декораций и антуража). Фотографируемый человек всегда гармонично вписан в какую-то ситуацию, и зрители видят фотографию с историей, оставшейся за пределами кадра.

В качестве удачных примеров можно привести портрет кузнеца в кузнице, который сделан в момент работы, когда он выковывает новый меч. Или же можно вспомнить стенгазеты с передовиками производства, которые были популярны в Советском Союзе. Люди на этих фотографиях были увлечены рабочим процессом, они выглядят характерно, а все эмоции и настроения отражены в их позах, мимике.

Фотограф: Макс Дарт

Зачастую профессия оставляет в образе человека настолько явный отпечаток, что невозможно за ним рассмотреть бытовую или социальную среду, в которой этот человек живет.

Люди на таких фотографиях обычно смотрятся честными и открытыми.

Жанровый портрет нужно рассматривать не только как часть фотоискусства, но и как создание бытовых картин и настоящих жизненных эпизодов. Это новый и интересный взгляд и на жизнь человека, и на его поведение, и на его характер.

Можно выделить два направления. Первое из них показывает простоту и спокойствие, умиротворение и тишину. Второе направление, наоборот, полна эмоциями, движением, страстью и активностью.

Спокойное состояние отражается очень легко в портрете, а вот стремительное движение передать крайне сложно, поэтому и название — «жанровый портрет» — достаточно условно.

Создавая такую фотографию нужно быть и фотографом, и режиссером. Мы имеем дело с постановочной съемкой, которая призвана отразить правдивость сюжета максимально точно.

Жанровый портрет довольно сложный вид фотоискусства. На снимке фотограф изображает действительность, замеченная в жизни, а не выдуманная. Эпизоды, которые подходят для этого жанра, возникают не часто и нужно быть всегда готовым к съемке.

Важно не помешать естественному ходу событий и фотографировать «скрытой камерой». Лучше будет заранее договориться с человеком и выбрать наиболее удачное место для съемки.

Такой портрет можно сделать в любом месте. Это может быть и обсуждение важных вопросов, и домашние разговоры за ужином, и какой-то момент на производстве, и ситуация в парке или улице города. Важно быть готовым в любой момент поймать удачный кадр.

Фотограф: Yuri Pritisk

Повторить мгновение не удастся. И часто наиболее удачные кадры получаются самым случайным образом, когда фотограф еле-еле успел щелкнуть затвором фотоаппарата.

Отразить можно разные эмоции: трагические, юмористические, радость, печаль, тоску, удивление, испуг, волнение или вдохновение. Эмоция может быть в виде кокетства или грусти, злости или наглости, быть обычной улыбкой или слезами. Фотографу важно передать наиболее полное проявление человека в конкретно взятой ситуации.

Конечно, на фотографии будут как незамеченные детали, так и хорошо видимые. Это естественно, поскольку у фотографа не хватит времени и не будет возможности расставить все так, как удобно и нужно. Мы делаем упор не только и не столько на правильность обстановки и ее гармоничность, сколько на кульминационный момент в эмоциях и чувствах. Бывает и такое, что фотографу становится все равно, что попадет в кадр помимо человека.

Жанровый портрет интересен тем, что имеет не так много деталей, которые, однако, максимально раскрывают правдивость жизненных ситуаций.

Интересные публикации на сайте

30.08.2016

Портрет (фотопортрет) — один из самых распространенных и самых сложных жанров современного фотоискусства, пришедший из живописи и позаимствовавший множество ее художественных приемов. Фотография-портрет должна передавать не только черты лица человека, но настроение, эмоции, внутренний мир и окружающую среду одновременно, заглянуть не только в прошлое и будущее, но и остаться в настоящем.

Хороший художник-фотограф должен быть немного психологом и уметь подмечать и отражать на одном единственном кадре типичные черты характера человека, детали не только физические, но и духовные. И в этом состоит основная сложность.

Ограничение во времени съемки портрета

Раньше, когда фотография как вид искусства только зарождалась, фотографы работали с длинными экспозициями, и люди должны были сидеть неподвижно перед камерой довольно долгое время.

Благодаря этому снимок получался «глубже» — отображались черты характера, но терялось ощущение мимолетности момента, легкости. Сегодня с развитием технологий кадры получаются за мгновения, и на них необходимо совместить и «сиюсекундный» момент жизни, и наиболее типичные черты, которые позволяют узнать данного конкретного человека.

В отличие от живописного художника, который имеет много времени для знакомства с моделью, чей портрет он пишет, фотограф крайне ограничен в сроках. За более короткий период времени фотограф должен увидеть не только психологический образ человека, его внешние и внутренние особенности, найти наиболее характерные позы для портрета и выражения, но и составить композицию из света, теней, фона и окружения, подчеркивая индивидуальность и уникальность момента.

Особенности и разновидности фотопортрета

Центром любого портрета является человек, а все другие объекты и предметы имеют лишь второстепенное значение, помогающее восприятию и пониманию главного героя.

Не важно, в какой обстановке сфотографирован человек: в бытовой (студийный или художественный портрет), вовремя каких-либо событий, соревнований (репортажный). Главное остается главным — отражение индивидуальности героя снимка, неповторимых черт человека, его характера. Все события, обстановка, окружающая среда лишь дополняют представления и ощущения зрителей.

Студийный портрет в современном фотоискусстве занимает примерно половину жанра. Вторая половина отдана репортажному портрету, хорошо зарекомендовавшему себя в различных статьях, очерках, репортажах и журналистике. Основное различие состоит в том, что у фотографа в студии есть больше возможностей преобразить внешность человека, а при репортажной съемке важно умение запечатлеть момент, наиболее полно отображающий происходящее в эмоциях.

Фотограф: Дмитрий Агеев

Для создания наиболее точного портрета, фотограф часто использует такие художественные приемы, как создание фона, игру света и тени, определенное расположение фотоаппарата и технические параметры съемки: резкость и прочие настройки, оптику, а также положение человека и его позу.

Интересные публикации на сайте

История, Портреты, Жанры, Пейзажи, Натюрморты

Художник Студия; Настоящая аллегория
(1855) Великолепная жанровая картина
Гюстава Курбе, антисалонного,
антиакадемического лидера французского реализма.

Введение

В изобразительном искусстве термин « жанр » относится к к другому «типу» или «категории», к которой относится картина. могут быть классифицированы. Довольно запутанно одно и то же слово появляется во фразе «Жанровая живопись», которая сама по себе является разновидностью живописи, в частности, картин бытовых сцен. Установленная картина жанры: Пейзаж , Портрет , Жанр-сцены , История и Натюрморт . На протяжении веков споры гневался на относительную ценность и важность этих живописных категорий, и существует ли среди них естественная иерархия.

Академический Иерархия жанров

Этот метод ранжирования картин по «тип» был установлен вслед за итальянским Ренессанс великих европейских академий, таких как Академия искусства в Риме, Академия искусств во Флоренции, Французская академия в Париже и Королевской академии В Лондоне. Впервые о нем было объявлено в 1669 г., искусствовед Андре Фелибьен, секретарь Французской академии.

Felibien расположил жанры следующим образом: (1) Историческая живопись ; (2) Портрет ; (3) Жанровая живопись ; (4) Пейзажи ; (5) Натюрморт .


Владимирка (Дорога во Владимир)
(1892) Третьяковская галерея. Типичный
широкий горизонт русский пейзаж
Исаака Левитана.


Букет цветов (1884)
Третьяковская галерея, Москва.
Потрясающий натюрморт
Ивана Крамского.

Эта рейтинговая система основана на традициях греческого и римского искусства, сложившегося в эпоху флорентийского Ренессанс — использовался академиями как основа для присуждения премий. и стипендии, а также места на своих выставках (Салонах). Это также оказало значительное влияние на воспринимаемую денежную стоимость произведения искусства, в торговых залах аукционных домов.

Почему были картины Рейтинг?

По заветам академического искусства эта так называемая «иерархия жанров» была оправдана тем, что в нем отразилась присущая нравственная сила каждого жанра. Исполнитель мог бы передать моральное послание гораздо более четко через историю картину, портрет или жанровую картину, а не пейзаж или натюрморт жизнь. Кроме того, следуя традициям классической античности, Итальянское Возрождение считало, что высшая форма искусства – это изобразительное искусство. изображение человеческого облика — в фигуративной скульптуре, фигуре рисование и рисование фигур. Таким образом, пейзажи и натюрморты, не требующие человеческих фигур, рассматривается как меньше жанров. Наконец, система академического рейтинга отражала отображаемое значение каждой категории. История живописи была самой крупной и самой подходящий жанр для публичного показа, за которым следуют портреты, жанровые произведения и пейзажи, в то время как натюрморты, как правило, были самыми маленькими и выполнен только для внутреннего просмотра.

Споры

Академическая рейтинговая система вызвала значительный споры и недовольство среди художников и школ.

Начнем с того, что он сопровождался ряд других правил, которые диктовали, как должны были быть написаны картины. Например, тема картины, макет, композиция, цветовая гамма и отделка тщательно регулировалась академиями, чтобы укрепить систему эстетика, ради которой они стоял. Художники, не соблюдающие эти условности, сочли это крайне трудно сделать карьеру художника. Их, например, исключили. из парижского салона и из любого списка «рекомендованных художников» на официальные преподавательские должности или на любые официальные комиссии.

Во-вторых, настойчивость академий о ранжировании картины в соответствии с ее способностью передавать «моральное послание». ввел в практику совершенно нехудожественный элемент искусства. В результате предпочтение отдавалось посредственным историческим картинам. обработка выдающихся пейзажей и жанровых картин. Еще хуже, вся система не поощряла эксперименты и инновации, предпочитая вместо этого соответствие и повторение. Позднее, в течение 19век, вся академическая система постепенно приобрела дурную славу как блестящая (но неконформные) художники, такие как Мане, Моне и Сезанн, были исключены из парижского Салона , в то время как работы меньших деятелей выставлялись. (Примечание: художники-импрессионисты почти не создавали исторических картин.) Споры были таковы, что в 1863 году французский император Наполеон III организовал «альтернативный» салон, известный как Салон des Refusés — выставлять работы, отвергнутые Французской академией.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для получения дополнительной информации о разработке живописи, скульптуры и других изобразительных искусств см. : История искусства (с 800 г. до н.э.).

Исторические картины

История картина , высшая категория, иногда называемая «большой жанр». — обозначал картины, которые изображали назидательные или этически возвышающие сообщение, установленное в историческом, религиозном, аллегорическом или мифологическом контексте. На протяжении веков наиболее распространенными образцами этого жанра были религиозные живописи, что неудивительно, поскольку церковь была главным казначей.

Примеры исторической живописи включают: Аллегория «Хорошее и плохое правительство » (1338–1339) Амброджо Лоренцетти; в Скровеньи Фрески часовни в Падуе (1304–1313 гг.) работы Джотто; Битва Сан-Романо (1438-55) Паоло Уччелло; Последний Ужин (1495-98) Леонардо да Винчи; Генезис фреска (1508-11) Микеланджело; Юпитер и Ио (1533 г. ) Корреджо; и Ужин в Эммаусе (1601) Караваджо. Картины современной истории включают картинки как: Смерть Марата (1793) и Присяга Гораций (1785) Жака-Луи Давида; Полночь Поездка Пола Ревира (1931) Гранта Вуда; и Герника (1937) Пабло Пикассо.

Портрет

Портрет искусство , второй по величине жанр, включающий в себя в основном живопись героических личностей для всеобщего обозрения, хотя это поддавался также мелкомасштабной частной портретной живописи, а также автопортретам.

известных портретов эпохи Возрождения включают: Портрет Арнольфини (1434) Яна ван Эйка; Портрет «Девушка » (1470) Петруса Кристуса; Старый Мужчина с мальчиком (1490) Доменико Гирландайо; Дож Леонардо Лоредан (1504) Джованни Беллини; Мона Лиза (1503) Леонардо; и Портрет Бальдассаре Кастильоне (1515) Рафаэля.

Портреты 17 века см. Смеющийся кавалер (1624) Франса Хальса; Портрет шестого января (1654) и The Syndics Гильдии суконщиков (1662) Рембрандта; Портрет Папы Иннокентия X (1650) Веласкеса; и Девушка с жемчужной сережкой (1666) работы Яна Вермеера; подробнее см. также Барочные портреты (1600-1700).

О портретах 18 века см.: Рококо. и неоклассические портреты (1760-1850). Для 19портретная живопись ХХ века, см.: Портреты: Девятнадцатый век. Века, а также импрессионистов Портреты (1870-1930).

Портреты ХХ века см.: Мальчик. с трубкой (1905) и Плач Женщина (1937) Пабло Пикассо. Подробнее см.: Портреты. Пикассо (1900-44).

См. Также: Экспрессионист Портреты, такие как Портрет Хуана Гриса (1915) Модильяни; и Портрет Мадлен Кастен (1928) Хаима Сутина. Для полуабстрактного работа см.: Сидячая Женщина (1944) Виллема де Кунинга. Для примеров современности портреты см.: Мистер и миссис Кларк (1970) Дэвида Хокни, а также как серия портретов знаменитостей в стиле поп-арт Энди Уорхола, выполненных методом шелкографии.

Жанровые картины

Жанровая живопись касались повседневных сцен, населенных обычными людьми, хотя они может включать пейзаж. В то время как история и портретные снимки были идеально крупные (и выставленные на всеобщее обозрение) жанровые произведения представляли собой мелкомасштабные картины. для домашнего просмотра. Голландцы Реалистическая школа жанровой живописи, возглавляемая Яном Вермеером, была высшей представитель этого жанра: см., в частности, Доярка (1658), Маленькая Улица (1658), Юная Женщина с кувшином для воды (1662), Женщина Удержание равновесия (1662-3), Женщина с жемчужным ожерельем (1662) и Кружевница (1670).

Во Франции выдающиеся художники жанра барокко в том числе: Жорж де Латур и братья Ленэн (Антуан, Луи, Матье). За ними последовал Жан-Антуан Ватто (1684-1721), отмеченный за его Паломничество до Cythera (1717), а также Жан Шарден (1699-1779), Франсуа Буше (1703-70), Жан-Батист Грез (1725-1805) и Жан Оноре Фрагонар (1732-1806). В Англии ведущим жанровым художником был Уильям Хогарт. (1697-1764), известен такими работами, как «Прогресс повесы», (1735) и «Женитьба». а-ля Мод (1743).

Образец жанровой живописи XIX века по работам типа: A Похороны в Орнанс (1850) Гюстава Курбе; День Дерби (1856-8) В. П. Фрит; The Gleaners (1857) Милле; Ла Grenouillere (1869) Моне; Строгальные станки (1875 г.) Кайботт; Танцевальный класс (1873-5) и Любительница абсента (1876) Дега; Танец в Мулен де ла Галетт (1876) и Luncheon лодочной вечеринки (1880-1881) Ренуара; А Бар в Фоли-Бержер (1882) Мане; Купальщицы в Аньере (1884) и воскресенье «День на Гранд-Жатт » (1886) Жоржа Сёра; В Мулен Руж (1892) Тулуз-Лотрека; Игроки в карты (1893) Поль Сезанн; Зеленая блузка (1919) и Терраса в Верноне (1939) Пьера Боннара.

Пейзажи

Пейзаж картина , четвертая категория, обозначала картины, главная тема которых представляло собой изображение живописного вида (сельская местность, морской пейзаж, реки, горы, городской пейзаж и т.д.) сам по себе . Ландшафт не требовал людей, а пейзаж с людьми можно отнести к жанровой картине, если Художник в основном занимался изображением человеческих действий. Только этот жанр взлетел в конце 18 века как топографическое упражнение. это не было до прибытия Констебла и Тернера — и влияние Индустриального Революция — вот декорации сам по себе стал популярным искусством форма. Важные школы включены: Английский Пейзажная живопись (1700-1900), Барбизон Школа (1830-75) и импрессионизм Пейзажная живопись (1860-1920).

Известный пейзажные картины включают: Вход в Гранд-канал, Венеция (1741) Бернардо Беллотто; Телега для сена (1821) Джона Констебла; Снежная буря: Пароход у устья гавани (1842) Тернера; Вилле д’Авре (около 1867 г. ) Коро; Впечатление Восход (1873), Мак Поле Аржантёй (1873), Вода Лилии серия (1897-1926), Вода Lily Pond: Green Harmony (1899) Клода Моне; Мисти Утро (1874) и Снег в Лувесьене (1878 г.) Альфреда Сислея; Красный Крыши (1877 г.) Камиллы Писсаро; и знаменитая серия Сезанна из Мон Картины Сент-Виктуар (1882-1906).

Натюрморты

Неподвижный Жизненная картина считалась наименее возвышающей из всех жанры. Как правило, это касалось представления таких объектов, как как цветы, фрукты, продукты питания, а также кухонные и столовые принадлежности. Также могут быть включены животные и люди. Школа голландского языка Реализм был высшим представителем искусства натюрморта. Его достижения, включая тонкое внедрение христианской морали в произведения «Ванитас живописи», представлены картины таких художников, как: Франс Снайдерс, Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф, Сэмюэл Хогстратен, Ян Давидс де Хем и Рэйчел Рюйш. За пределами Голландии, ведущими художниками-натюрмортами были Франсиско де Сурбаран, Хуан Санчес. Котан, Жан Шарден, Поль Сезанн, Анри Фантен-Латур, Жорж Брак, Хуан Грис, Джорджио Моранди и Иван Крамской.

Жанр в художественной живописи: история, особенности и примеры картин в портретном жанре

Особый жанр изобразительного искусства, посвященный передаче образа человека, называется портретом. Пройдя сквозь глубь веков, направление не потеряло, а значительно увеличило свою востребованность. О безграничных возможностях портретной съемки мы и поговорим в этой статье.

Особенности жанра

Портрет в переводе с французского означает «передавать», «изображать». Чаще всего мы называем портретом изображение одного человека (или двух, максимум трех человек) на холсте или листе бумаги. Художник может применять различные стили, визуальные приемы, различные инструменты и личную эмпатию для создания портретов, прочно удерживающих внимание значительной аудитории.

Портреты различаются по композиции, размеру, ракурсу. Они могут быть:

  • рост;
  • нагрудный;
  • половинная длина;
  • поколений.

По месту позирования различают портреты анфас, в профиль или с поворотом головы на три четверти влево или вправо. Последний ракурс традиционно воспринимается как самый загадочный.

История портрета

Древнейший элемент портретного жанра был найден при раскопках недалеко от города Ангулем во Франции. На нем мелом изображается контур человеческого лица с обозначением всех необходимых деталей. Эта находка позволяет сделать вывод, что жанр портрета уже существовал 27 тысячелетий назад. Позднее изображения человеческих профилей были найдены в пещерах Италии и на Балканах.

Расцвету портретного жанра в живописи предшествовал скульптурный период, когда широко практиковались лепные изображения лиц. Чем позже археологические находки, тем очевиднее, насколько совершенствовалось искусство копирования характерных черт человека. В значительной степени развитию портретного жанра послужили религиозные обряды, в частности, египетские традиции погребения знатных людей. Портреты и маски умерших символизировали их божественное предназначение, а процесс их создания основывался на изучении мельчайших штрихов человеческого лица, чтобы изображение было максимально похоже на оригинал.

Жанровые вариации

Создание портрета требует от художника не только соблюдения законов жанра, но и реализации собственных идей. Так сказывается пресловутый творческий подход и рождаются шедевры, единственным неоспоримым условием которых является сходство с прототипом. Портретная живопись открыта для экспериментов и поощряет использование новейших технологий. При этом, наряду с современными вариациями, продолжают быть актуальными стили, пришедшие к нам из далекого прошлого.

Нестареющая классика — портрет масляными красками на холсте. Теплота и оригинальность этого направления сочетаются с умением органично передать личную атмосферу. Созерцая работы известных художников, мы как бы лично присутствуем рядом с позирующим, имеем возможность прикоснуться к его вещам, воочию оценить окружающее… Такая сопричастность обеспечивает неизменность стиля в современном обществе.

Интересная техника создания портретов растиранием краски практически сухой кистью. В результате изображение создается из мягких плавных линий. Такие портреты смотрятся очень гармонично и выразительно.

Направление исторических портретов используется в различных государствах и может считаться вечным. В разные периоды вожди эпохи стремились запечатлеть себя в запоминающемся образе для последующих поколений. Ответвлением этого типа можно считать парадные портреты, созданные в подчеркнуто бравурных традициях.

Нотки театральности и вымышленные детали свойственны костюмированному портрету, получившему популярность в Новое время благодаря умению прочувствовать ту или иную эпоху, раздвинуть границы привычного существования, воплотить тот или иной образ в короткий период , перенося его в бесконечное пространство.

Жанровый портрет: Жанровый портрет • Praguetakeaway

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх