Жанровый портрет в фотографии: особенности
Портрет как жанр изобразительного искусства и скульптуры известен с незапамятных времен. Самое интересное заключается в том, что существует также жанровый портрет как разновидность самого жанра. Именно о ней мы поговорим в данном материале, сделав акцент на фотографии, поскольку данное подразделение появилось уже на стыке изобразительного искусства и, собственно, фотографии.
Определение
На самом деле грань между просто портретом и жанровой его разновидностью достаточно условна. Просто изображение человека без каких-либо событий на заднем плане можно смело относить к жанру портрета в целом. А вот появление на заднем плане деталей или других людей, имеющих какое-либо, хотя бы небольшое, отношение к происходящему на переднем, уже можно назвать жанровым портретом. Поэтому, очевидно, многие произведения, заведомо являющиеся представителями портретного искусства, можно с такой же легкостью причислить к жанровой его разновидности. Таким образом, особенности жанрового портрета – это соотнесение персонажа или нескольких на переднем плане с окружением.
Фотография
Жанровый портрет в фотографии определяется аналогично. Если фон или задний план не имеет истории, связанной с передним, на котором располагается человек или несколько, то, очевидно, это просто портрет. Однако любая, самая незначительная связь, а то и просто намек на нее, автоматически переносит фотографию в разряд жанрового портрета, естественно, при условии, что на переднем плане наблюдается один или несколько человек.
Жанровый портрет, как, впрочем, и жанровая живопись, похож на своеобразное зеркало, в котором люди видят себя, постигая то, кем они на самом деле являются. Истоки понятия восходят к изображению сцен обыденной жизни, то есть чуть ли не к временам наскальных рисунков. Впоследствии подобное искусство проявлялось в наглядном представлении праздников и других мероприятий, происшествий и т. п. Все это примеры классической жанровой живописи. Понятие с появлением фотографии, а затем и проявления ее как отдельного искусства среди изящных его форм, перекочевало в нее, сформировав здесь собственные законы. Именно этим канонам теперь и следуют фотографы, снимающие жанровый портрет.
Самым главным законом при создании таких снимков стало требование наличия сюжета. Тематикой зачастую являются события повседневной жизни, случайные сцены из контекста обыденности, социальная и бытовая среда людей. Таким образом, основным отличием портрета от жанровой его разновидности можно назвать отсутствие процесса, действия или намека на него.
Съемка
При съемке жанрового портрета следует быть внимательным к отвлечению внимания от персонажа на детали окружения, поскольку с этим можно легко переборщить. С одной стороны, окружение должно дополнять образ модели, с другой – его не должно быть так много, чтобы внимание отвлекалось. Именно с этой трудностью и будет сталкиваться фотограф, затеявший заняться жанровым портретом.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что грань между портретной съемкой и жанровой очень тонка и зачастую просто неуловима. Однако всегда в последней можно уловить оттенок действия, сюжета, который может быть завуалирован, но не может отсутствовать. Это и делает жанровый портрет таким интересным, раздвигая рамки изящных искусств до отображения быта человека, давая возможность ценителю увидеть себя, рассмотреть свою жизнь под новым, возможно, совершенно непривычным углом. Пофилософствовать вместе с создателем изображения и уйти с выставки немного другим. Понять себя лучше, а значит, приблизиться еще на пару шагов к совершенству, для чего, видимо, и существует искусство.
24.02.2016 Жанровый портрет — это разновидность обычного фотопортрета, в котором основной упор делается не на самого человека, а на его действия и позы,а все остальное отодвигается на второй план. Жанровый портрет напоминает кино. Тут человек гармонично вписывается в ситуацию или окружение, имеет свою историю. В жанровом портрете много внимания уделяется идее и сюжету, декорациям и обстановке, и это отличает жанровый портрет от портрета как такового. Это съемка в обычной естественной обстановке. Главную роль играет настроение фотографа и то, что он хочет запечатлеть на снимке. В жанровом потрете обязательно есть человек, изображенный в привычных для него обстоятельствах и условиях. Окружающая обстановка помогает лучше передать не только индивидуальные черты, но и особенности характера, настроение и эмоции, социальную среду и быт (чаще всего это передается за счет декораций и антуража). Фотографируемый человек всегда гармонично вписан в какую-то ситуацию, и зрители видят фотографию с историей, оставшейся за пределами кадра. В качестве удачных примеров можно привести портрет кузнеца в кузнице, который сделан в момент работы, когда он выковывает новый меч. Или же можно вспомнить стенгазеты с передовиками производства, которые были популярны в Советском Союзе. Люди на этих фотографиях были увлечены рабочим процессом, они выглядят характерно, а все эмоции и настроения отражены в их позах, мимике. Фотограф: Макс Дарт Зачастую профессия оставляет в образе человека настолько явный отпечаток, что невозможно за ним рассмотреть бытовую или социальную среду, в которой этот человек живет. Жанровый портрет нужно рассматривать не только как часть фотоискусства, но и как создание бытовых картин и настоящих жизненных эпизодов. Это новый и интересный взгляд и на жизнь человека, и на его поведение, и на его характер. Можно выделить два направления. Первое из них показывает простоту и спокойствие, умиротворение и тишину. Второе направление, наоборот, полна эмоциями, движением, страстью и активностью. Спокойное состояние отражается очень легко в портрете, а вот стремительное движение передать крайне сложно, поэтому и название — «жанровый портрет» — достаточно условно. Создавая такую фотографию нужно быть и фотографом, и режиссером. Мы имеем дело с постановочной съемкой, которая призвана отразить правдивость сюжета максимально точно. Жанровый портрет довольно сложный вид фотоискусства. На снимке фотограф изображает действительность, замеченная в жизни, а не выдуманная. Эпизоды, которые подходят для этого жанра, возникают не часто и нужно быть всегда готовым к съемке. Такой портрет можно сделать в любом месте. Это может быть и обсуждение важных вопросов, и домашние разговоры за ужином, и какой-то момент на производстве, и ситуация в парке или улице города. Важно быть готовым в любой момент поймать удачный кадр. Фотограф: Yuri Pritisk Повторить мгновение не удастся. И часто наиболее удачные кадры получаются самым случайным образом, когда фотограф еле-еле успел щелкнуть затвором фотоаппарата. Отразить можно разные эмоции: трагические, юмористические, радость, печаль, тоску, удивление, испуг, волнение или вдохновение. Эмоция может быть в виде кокетства или грусти, злости или наглости, быть обычной улыбкой или слезами. Фотографу важно передать наиболее полное проявление человека в конкретно взятой ситуации. Конечно, на фотографии будут как незамеченные детали, так и хорошо видимые. Жанровый портрет интересен тем, что имеет не так много деталей, которые, однако, максимально раскрывают правдивость жизненных ситуаций. Интересные публикации на сайте | 30.08.2016 Портрет (фотопортрет) — один из самых распространенных и самых сложных жанров современного фотоискусства, пришедший из живописи и позаимствовавший множество ее художественных приемов. Фотография-портрет должна передавать не только черты лица человека, но настроение, эмоции, внутренний мир и окружающую среду одновременно, заглянуть не только в прошлое и будущее, но и остаться в настоящем. Хороший художник-фотограф должен быть немного психологом и уметь подмечать и отражать на одном единственном кадре типичные черты характера человека, детали не только физические, но и духовные. Ограничение во времени съемки портретаРаньше, когда фотография как вид искусства только зарождалась, фотографы работали с длинными экспозициями, и люди должны были сидеть неподвижно перед камерой довольно долгое время. Благодаря этому снимок получался «глубже» — отображались черты характера, но терялось ощущение мимолетности момента, легкости. Сегодня с развитием технологий кадры получаются за мгновения, и на них необходимо совместить и «сиюсекундный» момент жизни, и наиболее типичные черты, которые позволяют узнать данного конкретного человека. В отличие от живописного художника, который имеет много времени для знакомства с моделью, чей портрет он пишет, фотограф крайне ограничен в сроках. За более короткий период времени фотограф должен увидеть не только психологический образ человека, его внешние и внутренние особенности, найти наиболее характерные позы для портрета и выражения, но и составить композицию из света, теней, фона и окружения, подчеркивая индивидуальность и уникальность момента. Особенности и разновидности фотопортретаЦентром любого портрета является человек, а все другие объекты и предметы имеют лишь второстепенное значение, помогающее восприятию и пониманию главного героя. Не важно, в какой обстановке сфотографирован человек: в бытовой (студийный или художественный портрет), вовремя каких-либо событий, соревнований (репортажный). Главное остается главным — отражение индивидуальности героя снимка, неповторимых черт человека, его характера. Все события, обстановка, окружающая среда лишь дополняют представления и ощущения зрителей. Студийный портрет в современном фотоискусстве занимает примерно половину жанра. Вторая половина отдана репортажному портрету, хорошо зарекомендовавшему себя в различных статьях, очерках, репортажах и журналистике. Основное различие состоит в том, что у фотографа в студии есть больше возможностей преобразить внешность человека, а при репортажной съемке важно умение запечатлеть момент, наиболее полно отображающий происходящее в эмоциях. Фотограф: Дмитрий Агеев Для создания наиболее точного портрета, фотограф часто использует такие художественные приемы, как создание фона, игру света и тени, определенное расположение фотоаппарата и технические параметры съемки: резкость и прочие настройки, оптику, а также положение человека и его позу. Интересные публикации на сайте |
Художник
Студия; Настоящая аллегория | Введение В изобразительном искусстве термин « жанр » относится к к другому «типу» или «категории», к которой относится картина. могут быть классифицированы. Довольно запутанно одно и то же слово появляется во фразе «Жанровая живопись», которая сама по себе является разновидностью живописи, в частности, картин бытовых сцен. Установленная картина жанры: Пейзаж , Портрет , Жанр-сцены , История и Натюрморт . На протяжении веков споры гневался на относительную ценность и важность этих живописных категорий, и существует ли среди них естественная иерархия. Академический Иерархия жанров Этот метод ранжирования картин по
«тип» был установлен вслед за итальянским
Ренессанс великих европейских академий, таких как Академия
искусства в Риме, Академия
искусств во Флоренции, Французская академия
в Париже и Королевской академии
В Лондоне. Felibien расположил жанры следующим образом: (1) Историческая живопись ; (2) Портрет ; (3) Жанровая живопись ; (4) Пейзажи ; (5) Натюрморт . |
| Эта рейтинговая система основана на традициях
греческого и римского искусства, сложившегося в эпоху флорентийского
Ренессанс — использовался академиями как основа для присуждения премий.
и стипендии, а также места на своих выставках (Салонах). Это также
оказало значительное влияние на воспринимаемую денежную стоимость произведения искусства,
в торговых залах аукционных домов. Почему были картины Рейтинг? По заветам академического
искусства эта так называемая «иерархия жанров» была оправдана тем, что
в нем отразилась присущая нравственная сила каждого жанра. Исполнитель
мог бы передать моральное послание гораздо более четко через историю
картину, портрет или жанровую картину, а не пейзаж или натюрморт
жизнь. Кроме того, следуя традициям классической античности,
Итальянское Возрождение считало, что высшая форма искусства – это изобразительное искусство.
изображение человеческого облика — в фигуративной скульптуре, фигуре
рисование и рисование фигур.
Таким образом, пейзажи и натюрморты, не требующие человеческих фигур,
рассматривается как меньше жанров. Наконец, система академического рейтинга отражала
отображаемое значение каждой категории. История живописи была самой крупной и самой
подходящий жанр для публичного показа, за которым следуют портреты, жанровые произведения
и пейзажи, в то время как натюрморты, как правило, были самыми маленькими
и выполнен только для внутреннего просмотра. Споры Академическая рейтинговая система вызвала значительный споры и недовольство среди художников и школ. Начнем с того, что он сопровождался ряд других правил, которые диктовали, как должны были быть написаны картины. Например, тема картины, макет, композиция, цветовая гамма и отделка тщательно регулировалась академиями, чтобы укрепить систему эстетика, ради которой они стоял. Художники, не соблюдающие эти условности, сочли это крайне трудно сделать карьеру художника. Их, например, исключили. из парижского салона и из любого списка «рекомендованных художников» на официальные преподавательские должности или на любые официальные комиссии. Во-вторых, настойчивость академий
о ранжировании картины в соответствии с ее способностью передавать «моральное послание».
ввел в практику совершенно нехудожественный элемент искусства.
|
Исторические картины История картина , высшая категория, иногда называемая «большой жанр». — обозначал картины, которые изображали назидательные или этически возвышающие сообщение, установленное в историческом, религиозном, аллегорическом или мифологическом контексте. На протяжении веков наиболее распространенными образцами этого жанра были религиозные живописи, что неудивительно, поскольку церковь была главным казначей. Примеры исторической живописи включают: Аллегория
«Хорошее и плохое правительство » (1338–1339) Амброджо Лоренцетти; в Скровеньи
Фрески часовни в Падуе (1304–1313 гг.) работы Джотто; Битва
Сан-Романо (1438-55) Паоло Уччелло; Последний
Ужин (1495-98) Леонардо да Винчи; Генезис фреска (1508-11) Микеланджело; Юпитер
и Ио (1533 г. Портрет Портрет искусство , второй по величине жанр, включающий в себя в основном живопись героических личностей для всеобщего обозрения, хотя это поддавался также мелкомасштабной частной портретной живописи, а также автопортретам. известных портретов эпохи Возрождения включают: Портрет Арнольфини (1434) Яна ван Эйка; Портрет
«Девушка » (1470) Петруса Кристуса; Старый
Мужчина с мальчиком (1490) Доменико Гирландайо; Дож
Леонардо Лоредан (1504) Джованни Беллини; Мона
Лиза (1503) Леонардо; и Портрет
Бальдассаре Кастильоне (1515) Рафаэля. Портреты 17 века см. Смеющийся кавалер (1624) Франса Хальса; Портрет шестого января (1654) и The Syndics Гильдии суконщиков (1662) Рембрандта; Портрет Папы Иннокентия X (1650) Веласкеса; и Девушка с жемчужной сережкой (1666) работы Яна Вермеера; подробнее см. также Барочные портреты (1600-1700). О портретах 18 века см.: Рококо. и неоклассические портреты (1760-1850). Для 19портретная живопись ХХ века, см.: Портреты: Девятнадцатый век. Века, а также импрессионистов Портреты (1870-1930). Портреты ХХ века см.: Мальчик. с трубкой (1905) и Плач Женщина (1937) Пабло Пикассо. Подробнее см.: Портреты. Пикассо (1900-44). См. Также: Экспрессионист
Портреты, такие как Портрет
Хуана Гриса (1915) Модильяни; и Портрет
Мадлен Кастен (1928) Хаима Сутина. | |
Жанровые картины Жанровая живопись касались повседневных сцен, населенных обычными людьми, хотя они
может включать пейзаж. В то время как история и портретные снимки были идеально
крупные (и выставленные на всеобщее обозрение) жанровые произведения представляли собой мелкомасштабные картины.
для домашнего просмотра. Голландцы
Реалистическая школа жанровой живописи, возглавляемая Яном Вермеером, была высшей
представитель этого жанра: см., в частности, Доярка (1658), Маленькая
Улица (1658), Юная
Женщина с кувшином для воды (1662), Женщина
Удержание равновесия (1662-3), Женщина
с жемчужным ожерельем (1662) и Кружевница (1670). Во Франции выдающиеся художники жанра барокко в том числе: Жорж де Латур и братья Ленэн (Антуан, Луи, Матье). За ними последовал Жан-Антуан Ватто (1684-1721), отмеченный за его Паломничество до Cythera (1717), а также Жан Шарден (1699-1779), Франсуа Буше (1703-70), Жан-Батист Грез (1725-1805) и Жан Оноре Фрагонар (1732-1806). В Англии ведущим жанровым художником был Уильям Хогарт. (1697-1764), известен такими работами, как «Прогресс повесы», (1735) и «Женитьба». а-ля Мод (1743). Образец жанровой живописи XIX века
по работам типа: A
Похороны в Орнанс (1850) Гюстава Курбе; День Дерби (1856-8)
В. П. Фрит; The Gleaners (1857) Милле; Ла
Grenouillere (1869) Моне; Строгальные станки (1875 г.)
Кайботт; Танцевальный класс (1873-5) и Любительница абсента (1876) Дега; Танец
в Мулен де ла Галетт (1876) и Luncheon
лодочной вечеринки (1880-1881) Ренуара; А
Бар в Фоли-Бержер (1882) Мане; Купальщицы
в Аньере (1884) и воскресенье
«День на Гранд-Жатт » (1886) Жоржа Сёра; В
Мулен Руж (1892) Тулуз-Лотрека; Игроки в карты (1893)
Поль Сезанн; Зеленая блузка (1919) и Терраса в Верноне (1939) Пьера Боннара. Пейзажи Пейзаж картина , четвертая категория, обозначала картины, главная тема которых представляло собой изображение живописного вида (сельская местность, морской пейзаж, реки, горы, городской пейзаж и т.д.) сам по себе . Ландшафт не требовал людей, а пейзаж с людьми можно отнести к жанровой картине, если Художник в основном занимался изображением человеческих действий. Только этот жанр взлетел в конце 18 века как топографическое упражнение. это не было до прибытия Констебла и Тернера — и влияние Индустриального Революция — вот декорации сам по себе стал популярным искусством форма. Важные школы включены: Английский Пейзажная живопись (1700-1900), Барбизон Школа (1830-75) и импрессионизм Пейзажная живопись (1860-1920). Известный
пейзажные картины включают: Вход в Гранд-канал, Венеция (1741) Бернардо Беллотто; Телега для сена (1821) Джона Констебла;
Снежная буря: Пароход у устья гавани (1842) Тернера; Вилле
д’Авре (около 1867 г. Натюрморты Неподвижный
Жизненная картина считалась наименее возвышающей из всех
жанры. Как правило, это касалось представления таких объектов, как
как цветы, фрукты, продукты питания, а также кухонные и столовые принадлежности.
Также могут быть включены животные и люди. Школа голландского языка
Реализм был высшим представителем искусства натюрморта. Его достижения,
включая тонкое внедрение христианской морали в произведения «Ванитас
живописи», представлены картины таких художников, как:
Франс Снайдерс, Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф, Сэмюэл
Хогстратен, Ян Давидс де Хем и Рэйчел Рюйш. |
Жанр в художественной живописи: история, особенности и примеры картин в портретном жанре
Особый жанр изобразительного искусства, посвященный передаче образа человека, называется портретом. Пройдя сквозь глубь веков, направление не потеряло, а значительно увеличило свою востребованность. О безграничных возможностях портретной съемки мы и поговорим в этой статье.
Особенности жанра
Портрет в переводе с французского означает «передавать», «изображать». Чаще всего мы называем портретом изображение одного человека (или двух, максимум трех человек) на холсте или листе бумаги. Художник может применять различные стили, визуальные приемы, различные инструменты и личную эмпатию для создания портретов, прочно удерживающих внимание значительной аудитории.
Портреты различаются по композиции, размеру, ракурсу. Они могут быть:
- рост;
- нагрудный;
- половинная длина;
- поколений.
По месту позирования различают портреты анфас, в профиль или с поворотом головы на три четверти влево или вправо. Последний ракурс традиционно воспринимается как самый загадочный.
История портрета
Древнейший элемент портретного жанра был найден при раскопках недалеко от города Ангулем во Франции. На нем мелом изображается контур человеческого лица с обозначением всех необходимых деталей. Эта находка позволяет сделать вывод, что жанр портрета уже существовал 27 тысячелетий назад. Позднее изображения человеческих профилей были найдены в пещерах Италии и на Балканах.
Расцвету портретного жанра в живописи предшествовал скульптурный период, когда широко практиковались лепные изображения лиц. Чем позже археологические находки, тем очевиднее, насколько совершенствовалось искусство копирования характерных черт человека. В значительной степени развитию портретного жанра послужили религиозные обряды, в частности, египетские традиции погребения знатных людей. Портреты и маски умерших символизировали их божественное предназначение, а процесс их создания основывался на изучении мельчайших штрихов человеческого лица, чтобы изображение было максимально похоже на оригинал.
Жанровые вариации
Создание портрета требует от художника не только соблюдения законов жанра, но и реализации собственных идей. Так сказывается пресловутый творческий подход и рождаются шедевры, единственным неоспоримым условием которых является сходство с прототипом. Портретная живопись открыта для экспериментов и поощряет использование новейших технологий. При этом, наряду с современными вариациями, продолжают быть актуальными стили, пришедшие к нам из далекого прошлого.
Нестареющая классика — портрет масляными красками на холсте. Теплота и оригинальность этого направления сочетаются с умением органично передать личную атмосферу. Созерцая работы известных художников, мы как бы лично присутствуем рядом с позирующим, имеем возможность прикоснуться к его вещам, воочию оценить окружающее… Такая сопричастность обеспечивает неизменность стиля в современном обществе.
Интересная техника создания портретов растиранием краски практически сухой кистью. В результате изображение создается из мягких плавных линий. Такие портреты смотрятся очень гармонично и выразительно.
Направление исторических портретов используется в различных государствах и может считаться вечным. В разные периоды вожди эпохи стремились запечатлеть себя в запоминающемся образе для последующих поколений. Ответвлением этого типа можно считать парадные портреты, созданные в подчеркнуто бравурных традициях.
Нотки театральности и вымышленные детали свойственны костюмированному портрету, получившему популярность в Новое время благодаря умению прочувствовать ту или иную эпоху, раздвинуть границы привычного существования, воплотить тот или иной образ в короткий период , перенося его в бесконечное пространство.