Александр родченко произведения: Александр Родченко — 91 произведение

Александр Родченко — 91 произведение

Алекса́ндр Миха́йлович Ро́дченко (23 ноября (5 декабря) 1891 года, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) — русский советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР, один из представителей фотографии Нового ви́дения. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец — Михаил Михайлович Родченко (1852—1907), театральный бутафор. Мать — Ольга Евдокимовна Родченко (1865—1933), прачка. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище.

В 1911—1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников. В это же время вместе с Г. Б. Якуловым, В. Татлиным и другими он работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, открывшемся в бывшем Пассаже Сан-Галли, а с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. С 1916 начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах. В текстах-манифестах «Все — опыты» и «Линия» зафиксировал своё творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал своё творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.

В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919—1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5×5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (жёлтый, красный, синий).

Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями. Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

В конце 1919 Родченко стал членом Живскульптарха (комиссии при Наркомпросе РСФСР по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов РАБИСа. В 1920—1930 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора (в 1928 факультеты были объединены в один — Дерметфак). Он учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». В 1931 на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков — снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача», 1930; серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан», 1931 — послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

Александр Родченко. Старья не держим | Публикации

«Перед нами вставали видения нового мира, промышленности, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте и изменили само понятие искусства». Александр Родченко

Вот.

 

Совершенно неизвестные люди. Семейная фотография

Это замечательное семейное фото я сюда засунул только для того, чтобы сказать: «Никогда Александр Родченко (1891-1956) такого консерватизма бы не сделал!» Фото из семейного альбома в его исполнении выглядит так:

 

Лиля и Осип Брики

Потому что Родченко был новатор. А в этой фотке

 

Совершенно неизвестные люди. Семейная фотография

никакого новаторства нет. Хотя фотография, конечно, красивая. И люди хорошие.

Родченко, вообще, новаторство сделал главным содержанием искусства. В этом он тоже был новатором. Но начиналось у него все вполне традиционно – он родился от отца с матерью. Мама у него была питерской прачкой, папа – театральным бутафором. Маленький родченко постоянно торчал за кулисами и набирался там полезных впечатлений. Вскоре, в 1902 году, Родченки собрали вещи и переехали в Казань. Там было решено дать сыну твердую опору в жизни и приобщить его к зубоврачебному делу. Родченко пару лет проработал в технической протезной лаборатории казанской зубоврачебной школы, где его учили рвать тогдашним россиянам зубы и ставить на их место искусственную челюсть, на ночь бережно опускаемую в стакан с водой. На дальнейшую судьбу Родченко эта бесчеловечная практика никакого влияния не оказала.

Он-то очень хотел быть художником.

И в 1911 году поступил в местную художественную школу вольнослушателем. Там он познакомился с Варварой Степановой, в будущем одной из важных теток русского авангарда, на которой, как честный человек, со временем женился. В 1914 году они уехали в Москву, там Родченко пытался поступить в Строганы, но его не взяли. Тогда он стал учиться сам*.

Благодаря детским театрально-бутафорским впечатлениям за кулисами у папы Родченко, как он вспоминал потом, легко прошел мимо природы. Его недолгий ученический период протекал сначала в форме символизма, потом – кубизма. Родченко очень скоро оказался в самом пекле русского авангарда, где примкнул к Татлину и быстро перешел к самым радикальным формам самовыражения. Вот ранняя родченковская посткубистическая абстракция:

Танец. Беспредметная композиция

Самым же продвинутым, наверное, трендом в русском авангарде тогда был абстракционизм в форме супрематизма.

И Родченко занимается супрематизмом.

Беспредметная конструкция с живописными проекциями поверхностей сложной цветовой композиции

При этом его не особо парит все то утопическое социально-философское гонево, которое накрутил в супрематизме Малевич. Его волнуют вполне прикладные вещи – взаимодействие цветов друг с другом, сосуществование различных элементов в пространстве картины. Даже не в пространстве, а на плоскости. Родченко выдает работы целыми сериями, решающими одну конкретную задачу, обозначенную в названии.

Серия «Движение проектированных и окрашенных плоскостей». Композиция № 50

Серия «Концентрация цвета и форм». Композиция №65

Даже внутри не им придуманного направления Родченко становится локальным новатором. Например, цветом русский авангард – да и русское искусство в целом – интересовался не особо. Родченко – интересовался. Еще он смело добавил к традиционным орудиям живописного труда – кисти, мастихину, углю и пальцу – линейку и циркуль.

Беспредметная композиция N68

Серия «Плотность и вес». Беспредметная композиция №88 (66)

Ввел в качестве самостоятельных супрематических элементов точки и линии.

Композиция №17 (логотип в центре композиции №17 никакого отношения к композиции №17 не имеет)

Линии на зеленом

Самым же главным новаторством Родченко была концепция творчества как систематического новаторства, постоянного производства нового. Можно сказать, Родченко был прямо-таки олицетворением одного из главных смыслобразующих принципов авангардизма – если никто этого не делал, я должен это сделать. Чем-то это напоминает бесконечный протеизм Пикассо, только у того он исходил из стремления долбить реальность с разных сторон и испытывать ее устойчивость всякими новыми сильными средствами, а у Родченко изменчивость была следствием неистребимого желания использовать все потенциальные возможности. По этой же причине свое новаторство он производил в диких количествах**.

Еще одним следствием новаторского зуда было то, что Родченко постоянно мерился с главными авангардистами типа того же Малевича. Делает Малевич радикальную работу:

К. Малевич. Белое на белом

Родченко на нее отвечает:

Черное на черном

Только если Малевич репрезентирует еще один вариант полного конца в виде полной бесконечности, то Родченко волнует всего лишь проблема соотношения разных фактур одного цвета.

Не мог, конечно, Родченко пройти просто так и мимо главной работы того времени — «Черного квадрата». В 1921 году он достойно ответил на него целым триптихом.

Три цвета. Желтый. Красный. Синий

Если за «Черным квадратом» лежит достаточно весомая куча ассоциаций, смыслов и интерпретаций, и все это сильно духовное и символическое, и факт смерти искусства там трактуется как некий переход в иное существование, т. е. речь идет о событии религиозно-апокалиптического масштаба, то за «Тремя цветами» ничего этого не лежит и даже не стоит. Здесь все просто – помер, и все. Никаких символических и духовных интерпретаций эти три холста, закрашенные в основные цвета, не предполагают. Предельно плоские, совершенно атеистические и даже где-то по-хорошему грубые позитивистские работы. Хотя поговорить о них можно, и очень долго. Например, искусство ли это, и почему***.

Так что не надо думать, что Родченко был таким же плоским, приземленным и бескрылым матросом. Не надо. Были и у него крылья, летал и он, просто в других пространствах. Он ведь, Родченко, продолжал ту же авангардистскую логику редукционизма, в котором сильнейшим образом поучаствовал до этого сам Малевич. Т.е. логику поэтапного отъема от произведения искусства его неотъемлемых частей и характеристик. Малевич отъял у живописи живопись, но оставил литературу – интерпретации и смыслы. Родченко отобрал и это. Каждый раз казалось, что теперь-то уж искусство точно добито насмерть и сведено к нулю, но все время оказывалось, что там еще много чего осталось для последующих опытов радикалов-вивисекторов****. А «Три цвета» цвета сильно повлияли на раздумья ребят-минималистов в 50-60-е гг.

Собственно, был у Родченко в запасе еще один вариант очередного убийства живописи – щедрый он был человек. Где-то за год до репрезентации своего триптиха он сказал, что когда-нибудь будет просто сидеть, смотреть на загрунтованный холст и думать. Это уже что-то из области концептуализма. А вы – неумный. Видите, какие вещи придумывал.

В общем, понятно, что если человек изыскивает разные способы что-то угробить, то это значит, что оно ему сильно надоело. И хочется чего-то другого. Это другое было таким:

Овальная подвесная конструкция №1

Называлось оно – конструктивизм. В создании его Родченко поучаствовал активнейшим образом. Вот конструктивизм-то и добил традиционное искусство окончательно. Ну, так тогда казалось.

Основной удар был нанесен по главному носителю традиции – по станковой картине. Все эти холст, масло, рама были объявлены буржуазными. Как и интимно-индивидуальный способ потребления картины. Сам Родченко полностью запретил себе делать живопись в 1921 году и следовал этому запрету больше десяти лет. Отныне художник должен был делать полезные для людей вещи – это был постулат наиболее радикальных конструктивистов, называвших себя производственниками.

Конечно, такие вот висячие конструкции – постамент отсутствует как признак буржуазного станкового искусства – для пролетариата не очень полезны. Применить их в быту и на производстве он не сможет. Но они содержат в себе главные принципы, по которым будут созданы такие полезные вещи – рациональность, отсутствие декора, обнажение конструкции, лаконизм и простота форм, их взаимозаменяемость и унификация, эстетическая новизна, общий прогрессистский пафос. Такое наглядное концентрированное выражение идей конструктивизма.

Были и проекты реальных объектов-трансформеров. Они было предельно рациональны, но очень неудобны. Все эти штуки надо было в процессе юзания складывать-раскладывать, что, конечно, решало уже другую, но более важную задачу – воспитание такого бойкого, постоянно готового к мобилизации рационально направленных усилий населения.

Проект киоска

Интерьер рабочего клуба*****

Шахматный столик. Реконструкция

Правда, когда смотришь на служебно-вспомогательную изопродукцию, сопровождающую эти работы, возникает впечатление, что тоска по простому буржуазному станковому искусству у Родченко все-таки была – уж больно с любовью сделано.

Проект шахматного столика

До железа ничего разработанного Родченко, по-моему, не дошло. Да и не ставил он перед собой такой задачи – говорю же, идеи человек разрабатывал.

Между тем в начале 20-х гг. в среде радикалов было решено, что самым передовым искусством теперь является фотография. Она в этом смысле чем хороша? Она тиражна, т.е. это массовое, доступное для людей искусство. Она опирается на современные технологии, т.е. она прогрессивна. В ней отсутствует уникальность и рукотворность – характеристики все того же мерзейшего старинного искусства – т.е. она антибуржуазна. Кроме того, она недорога и быстра в производстве. И обладает мощным агитационно-мобилизующим эффектом. И вот эта сторона деятельности Родченко известна больше всего – снимал он много и, как всегда, был тут новатором.

Лестница

Прыжок с шестом

Самое главное, что он придумал – это крупный план, ракурс и монтаж. Ну, может, придумал не все он, но применил максимально эффектно и радикально.

Пионер-трубач

Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката

Кино-глаз

На этом поприще Родченко превратился в певца режима. В такого Лени Рифеншталь.

 

Спортсмены на Красной площади

Живая эмблема ГТО

Но, в отличие от нее, ему пришлось снимать не только аполлоническую сторону режима. Родченко же участвовал в той знаменитой поездке писателей по Беломорканалу. Хотя, черт его знает – для режима-то и эта сторона светлой была. Людей же исправляли.

Настилают полы в шлюзе

Работа под оркестр

Канал открыт

Тем временем за окном настал соцреализм. Родченко, до этого активно функционирующего артфункционера с должностями и постами, преподавателя, руководителя и т. д., практически отовсюду повыгоняли. Он потихоньку возвращается к живописи, но в выставках не участвует. Работает в стол.

Цирк

Наездница

Живопись эта, конечно, странная. Например, она – фигуративная. Прежнего Родченко напоминает только цветом. Но бог бы с ней, с фигуративностью. В конце концов, в 30-е гг. это был тренд, и даже злейший враг Малевич к ней вернулся. Самое главное, в ней нет рационалистического прогрессистского пафоса – посмотрите «Наездницу» — т.е. главного нерва искусства Родченко. А в 40-е гг. он выдает такие вот затейливо-нерациональные вещи:

Без названия

А уж эта штука 1944 года и вовсе загадочная:

Экспрессивный ритм

Это уже просто какой-то абстрактный экспрессионизм. Т.е. эта работа полностью противоположна всему предыдущему искусству Родченко – он же никогда ничего не искал в бессознательном, он все находил в голове. Ну, в сознании, в смысле. И, что еще удивительно, абстрактного экспрессионизма еще не было, Поллок, на которого это очень похоже, только подходил к своему методу. Т.е. в полном отрыве от мирового художественного процесса Родченко опять оказался впереди всех.

Теперь вы поняли, почему никогда он не сделал бы такую фотографию?

Совершенно неизвестные люди. Семейная фотография

БОНУС

Иллюстрация к поэме В. Маяковского «Про это»

Девушка с «лейкой»

Новый ЛЕФ

Портрет матери

«Даешь воду!»

Абстракция

Вот еще одна странная работа, 20-го года, между прочим. Что с ней делать, я не знаю.

Реклама ГУМа

 

* В 1916 году Родченко призвали в армию, и он несколько месяцев служил завхозом санитарного поезда. Поскольку это был короткий эпизод, лишь на время прервавший его жизнь в искусстве, я решил упомянуть его только здесь.

** На XIX Государственную выставку в 1920 году он и Степанова отправили одиннадцать тюков картин.

*** На днях Юра Альберт написал в фейсбуке «Как хорошо, оказывается, сказал Марсель Дюшан: «Сам ready-made не является искусством, искусством становится его обсуждение»»». Вот тут та же история.

**** После «Черного квадрата» Малевич сказал знаменитую свою фразу: «Я убил живопись». После «Трех цветов» критик Николай Тарабукин прочел доклад «Последняя картина написана». Философ Гройс утверждает, что смерть искусства – это основная тема искусства XX века. Так что все только начиналось.

***** Был сделан для советского павильона на Всемирной выставке декоративных искусств и промышленности в Париже в 1925 году. Антибуржуазный Родченко в этом своем интерьере вымазал пол сажей, чтобы посетители унесли ее на своих подошвах в буржуазные павильоны других стран, и там все перепачкали. На этой выставке было репрезентировано и получило свое название ар-деко – было что пачкать. Хороший дадаистский жест получился.

 

 


 

Фотошедевры Александра Родченко на выставке в Москве • Интерьер+Дизайн

Александр Родченко, Девушка с «Лейкой», 1934

Центр фотографии имени братьев Люмьер готовит выставку работ Александра Родченко из коллекции фонда Still Art, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми. В экспозицию войдут работы, начиная 1920–1930-х: знаменитые портреты художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ».


Новатор и авангардист Александр Михайлович Родченко (1891–1956)  начал фотографировать в 1924 году. Его экспериментальный подход навсегда изменил историю фотоискусства. Он снимал с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх), который стали называть «родченковским»; диагонально строил композиции, задающие динамику и ритм; внимательно снимал деталь и крупный план; применял двойную экспозицию. Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в «кажется никогда не виданную конструкцию», изменить привычный взгляд человека на окружающее.

Александр Родченко, Лиля Брик, 1924

Хрестоматийные произведения — портрет Лили Брик для плаката Ленгиза, снимки Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ» сопоставляются с портретами семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и их дочери Варвары. Отдельная часть экспозиции — архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), «Пионер – трубач» (1930) и «Пионерка» (1930).

Александр Родченко, Сбор на демонстрацию, 1928
Александр Родченко, Лестница, 1929Александр Родченко, Спортивный клуб «Динамо», 1935

Сокуратором выставки выступит внук Александра Родченко, Александр Лаврентьев. Будет представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах. Печать фотографий, вошедших в портфолио и предоставленных фондом Still Art, осуществлена Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора.

• Александр Родченко. Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, 24 января – 5 апреля 2020

Художник Родченко Александр Михайлович

5 декабря 1891 (Санкт-Петербург) — 3 ноября 1956 (Москва)

Живописец, график, дизайнер, сценограф, фотограф

Родился в семье театрального бутафора. В 1910–1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина. В 1914 переехал в Москву. Женился на В. Ф. Степановой. Продолжил обучение в Строгановском художественно-промышленном училище. В эти годы увлекся стилистикой модерна, придумывал декоративные виньетки. Однако уже в 1915 создавал графические композиции при помощи чертежных инструментов — циркуля и линейки. Увлекся коллажем. В 1916 вместе с Л. С. Поповой, В. Е. Татлиным, А. А. Экстер принял участие в футуристической выставке «Магазин» в Москве. В 1917 совместно с Татлиным и Г. Б. Якуловым оформил кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту: создал проекты осветительных приборов.

В 1918–1920 работал над пространственными конструкциями. С 1918 работал в отделе ИЗО Наркомпроса, в 1918–1926 преподавал в школе московского Пролеткульта. С 1920 — член президиума Инхука. Родченко — один из организаторов производственного факультета ВХУТЕМАСа, а затем ВХУТЕИНа. Был в этих институтах деканом металлообрабатывающего отделения.

В 1920-е работал вместе с В. В. Маяковским в области плаката и книги. В 1921 экспонировал свои работы на выставке «5 х 5 = 25». В 1925 участвовал в международной выставке декоративного искусства в Париже, где экспонировал оборудование рабочего клуба и был удостоен четырех серебряных медалей.

С начала 1920-х работал для театра. В 1920 создал эскизы костюмов для неосуществленной постановки А. М. Гана «Мы». В 1929 оформил спектакль «Клоп» по пьесе В. В. Маяковского в театре В. Мейерхольда. В 1931 — спектакль «Шестая мира» для Московского мюзик-холла. Сотрудничал в журналах «Леф» (1923–1925) и «Новый Леф» (1927–1928), где публиковались некоторые его статьи и фотографии. Активно заниматься фотографией Родченко стал с конца 1920-х.

В 1930 вступил в группу «Октябрь», куда входили Г.  Г. Клуцис и Эль Лисицкий. В 1930-х — 1940-х, в период гегемонии социалистического реализма, неоднократно подвергался нападкам. С 1935 вместе со Степановой оформлял фотоальбомы и журналы в издательстве «Изогиз». В начале 1940-х писал картины в духе абстрактного экспрессионизма.

Подробнее

В 1962 в Литературном музее в Москве состоялась ретроспективная выставка работ художника.

Родченко принадлежит к блистательным представителям новаторского направления 1920-х. В своем творчестве он стремился соединить технические задачи с художественными, по-новому осмыслить роль плаката и рекламы. Художественная эволюция Родченко была многогранной и вобрала в себя ранние символистские работы 1913, графические работы, выполненные в 1915 при помощи циркуля и линейки, абстрактную живопись второй половины 1910-х — начала 1920-х, подвешенные конструкции 1918–1921, фотографические работы 1920-х — 1930-х. Живопись Родченко, несмотря на ее несомненное новаторство, все же опиралась на различные источники: супрематизм К. С. Малевича и архитектоническую живопись Л. С. Поповой. Подлинной кульминацией творчества художника стали эксперименты с тремя измерениями — подвешенные конструкции. Вообще живопись, графика и пространственные объекты Родченко всегда были очень технологичны по методу. Любое его произведение — это своего рода лаборатория для художественного эксперимента.

Значительное место в творчестве Родченко занимает фотография, в которой он также выступил в роли новатора. Хотя первые фотоопыты были традиционны, именно благодаря им зритель знает лица многих знаменитых людей того времени: Маяковского, Осипа и Лили Брик, Кудешова, Асеева. В дальнейшем он первым в фотографии отказался от фронтального изображения и начал «играть» ракурсами фотокадра, заставляя зрителя по-иному взглянуть на привычный обыденный мир. Однако эти поиски самостоятельного изобразительного языка фотографии не мешали Родченко фиксировать помпезность физкультурных парадов и исчезающую прелесть старых московских площадей, позволяя в каждом кадре воплощать подлинный дух времени.

Работы Родченко находятся во многих музеях: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Художественном институте Чикаго, Музее Людвига в Кельне и других.

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Произведения Родченко и Степановой с размахом расселились в Музее личных коллекций

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Летом открылась новая экспозиция русских авангардистов.

Теперь постоянная экспозиция Александра Родченко и Варвары Степановой в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина занимает три музейных зала. Она пополнилась дарами семьи художников и работами, прежде хранившимися в запасниках.

Часть наследия Родченко — Степановой была передана в дар музею в 1992 году Варварой Александровной Родченко и Александром Николаевичем Лаврентьевым, а часть поступила из семьи совсем недавно.

Один из залов отведен позднему творчеству Родченко, который увлекался в 1930–1940-е годы темами спорта и цирка. В них сложно узнать былого Родченко-живописца: конструктивизм остался в прошлом, Родченко вернулся к экспрессионизму. Тема цирка, его волшебство и свобода, привлекала Родченко всегда. Едва купив свою первую камеру Leica, он отправился снимать в цирк, хотя главная его фотографическая серия на эту тему сложилась только в 1940 году. Однако в холстах конца 1930-х, возможно помимо воли автора, чувствуется не только восхищение особым миром арены. В картинах Акробатка на проволоке; Перед выходом и Романс. Клоун с собакой присутствует ощущение тревоги и царит довольно зловещая атмосфера. Несколько графических зарисовок тушью посвящены футболу. Родченко привлекал момент футбольной стычки, когда фигуры сплетаются в единый ком, из которого торчат руки и ноги спортсменов. В единственной картине маслом на эту тему тела футболистов слились в бурое месиво — образ, который оставляет тяжелое впечатление. Также в музее теперь можно увидеть картину Родченко Пространственная конструкция № 5 (1918/1974), реконструированную в 1990 году, которая вернулась в музей после выставки в Японии.

Собрание работ Варвары Степановой пополнилось графикой 1920-х годов. В нескольких эскизах мужских и женских фигур проявляется конструктивно-геометрический подход к изображению человека. Новые предметы, безусловно, усилили экспозицию, которую сам музей называет «крупнейшей коллекцией в мире». Жаль лишь, что в ней нет фотографий Родченко, демонстрирующих его всемирно известное амплуа. Ими, скорее всего, можно будет полюбоваться на открывающейся в конце ноября выставке В гостях у Родченко и Степановой. К 120-летию со дня рождения, где будут представлены не только произведения искусства, но и личные вещи, фотографии и многое другое.

Александр Родченко. На шаг впереди будущего

Радиослушатель. 1929 / ©A. Родченко – В. Степанова архив ©Музей «Московский Дом Фотографии»

Экспозиция, подготовленная к 125-летию со дня рождения художника и 20-летию самого музея, претендует на глобальный охват: живопись, фотография, дизайн, полиграфия, работы для театра и кино занимают три этажа музея. В организации выставки (кураторы — Ольга Свиблова и Александр Лаврентьев) приняло участие более десяти музеев: помимо МАММ, – Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ и другие.

То, что сделал Александр Родченко, и сегодня поражает своей смелостью. В какой бы сфере ни работал художник, он шел на шаг дальше, чем его коллеги. Уже в ранней беспредметной графике взял в руки циркуль и линейку — ранее неприемлемые даже для авангардистов. А чуть позже пытался соперничать с главным радикалом Казимиром Малевичем. Картина Черное на черном (1918) — это дерзкий ответ белым фигурам на белом Малевича, где Родченко противопоставляет «духовной живописи» основателя супрематизма материализм плоскости картины. В 1921 году конструктивисты и вовсе объявили живопись буржуазным явлением и посвятили себя производству вещей.

Похоронив живопись, Родченко делает объекты из простых геометрических форм, разворачивающихся в пространстве. Оригиналы не сохранились — на выставке их реконструкции, выполненные внуком художника Александром Лаврентьевым. Однако Родченко недолго делает абстрактные конструкции. Как и другие конструктивисты, он ищет применение своего таланта на благо миллионов. Работая в рекламе, плакате, дизайне, театре, кино, он воплощает в жизнь главную утопию авангарда — преображение старого мира.

К фотографии Родченко пришел не сразу. До того, как взять в руки фотоаппарат, он делал фотомонтажи. В фотографии же чуть ли не с первых шагов он начал изобретать новые приемы, главным из которых стал его неповторимый резкий ракурс. Если начальные опыты с портретами шли бок о бок с мировыми тенденциями, то в съемке архитектуры Родченко не было равных. Композицию кадра он строит с той же смелостью, что и в беспредметной картине. А шестерни и валы завода АМО, снятые крупным планом, превращались в абстракцию, предвосхищая гиперреализм. К ней стремились и снимки 1930-х. Участники спортивных маршей и парадов, выстроенные в строгие шеренги, мало отличались от заводских шестеренок. Последние работы Александра Родченко посвящены цирку и балету. Подвергнутый остракизму, он возвращается туда, откуда вышел, — к сцене. Для художника, чье детство прошло в театре, где его отец служил бутафором, сцена ассоциировалась с домом. Поздняя живопись Родченко кажется отступлением в прошлое к отринутой более десяти лет назад фигуративности, однако некоторые его композиции вплотную приближаются к абстрактному экспрессионизму. Акварель Кому это нужно? — Никому (1948) удивительно напоминает ранние картины Джексона Поллока, о существовании которого Родченко вряд ли мог знать.

Александр Родченко (СССР) — автор 11 работ (фотография)

Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) 1891 года в семье театрального бутафора. Учился в Казанской художественной школе (1910–1914) у Н.И. Фешина, затем поступил в московское Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. В 1916 году обосновался в Москве и познакомился с В.Ф. Степановой, которая стала его женой и соратницей по искусству. Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Испытав этапное воздействие супрематизма К.С. Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей, Концентрация цвета и форм, обе работы – 1918; серии Плотность и вес, Линиизм, обе работы – 1919) ещё более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 года он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля. Работа по декорации кафе «Питтореск» (1917; совместно с В.Е. Татлиным, Г.Б. Якуловым и др.; не сохранилась) обозначила переход к трехмерным пространственным формам – к ажурным подвесным композициям 1918–1921, известным по старым фото и современным реконструкциям. Здесь были заложены основы конструктивизма – стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего.

Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918–1921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920–1930 годах. С 1924 года, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты (Маяковский с псом Скотиком, 1924; Портрет матери, 1924; Н.Н. Асеев, 1927; и др.), равно как и репортажи (с парадов, строек и т.д.), — это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам, именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Сотрудничал в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино».

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва). Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В.Э. Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926–1928 годах работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов Ваша знакомая Л.В. Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б.В. Барнета, 1927; Альбидум С.С. Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С.П. Комарова, 1928.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.). С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

Умер в Москве 3 декабря 1956 года.

картин Родченко, биографии, идеи | TheArtStory

Краткое содержание Александра Родченко

Александр Родченко, пожалуй, самый выдающийся художник-авангардист, поставивший свое искусство на службу политической революции. В этом плане его карьера является образцом столкновения современного искусства и радикальной политики. Он проявил себя как довольно условный художник, но его встречи с русскими футуристами побудили его стать влиятельным основателем конструктивистского движения. И его приверженность русской революции впоследствии побудила его отказаться сначала от живописи, а затем от изобразительного искусства в целом, и вместо этого поставить свои навыки на службу промышленности и государству, создавая все, от рекламы до обложек книг.Работа его жизни была непрерывным экспериментом с необыкновенным набором средств массовой информации, от живописи и скульптуры до графического дизайна и фотографии. Однако позже в его карьере все более репрессивная политика, направленная против современных художников в России, заставила его вернуться к живописи.

Достижения

  • Искусство и мысль Родченко в 1910-е годы развивались чрезвычайно быстро. Он начинал как эстет, вдохновленный художниками в стиле модерн, такими как Обри Бердсли. Позже он стал футуристом.Он переваривал творчество Владимира Татлина и супрематизм Казимира Малевича. К концу десятилетия он был пионером конструктивизма. Это экспериментальное исследование элементов изобразительного и скульптурного искусства привело к созданию чисто абстрактных произведений искусства, которые отделяют компоненты каждого изображения — линию, форму, пространство, цвет, поверхность, текстуру и физическую основу произведения. Конструктивизм поощрял новый акцент на материальных и материальных аспектах искусства, а его экспериментальный дух поощрялся верой в то, что искусство должно соответствовать революционным преобразованиям, происходящим в то время в российской политике и обществе.
  • Приверженность Родченко ценностям Революции побудила его отказаться от живописи в 1921 году. Он принял более функциональный взгляд на искусство и художника и начал сотрудничать с поэтом Владимиром Маяковским в серии рекламных кампаний. Их работа не только привнесла современный дизайн в российскую рекламу, но и попыталась продать ценности революции вместе с продвигаемой продукцией. Этот особый союз современного дизайна, политики и коммерции иногда вдохновлял западных рекламодателей после падения Берлинской стены.
  • Фотография была важна для Родченко в 1920-х годах в его попытке найти новые медиа, более соответствующие его цели служения революции. Сначала он рассматривал его как источник уже существующих образов, используя его в монтаже картинок и текста, но позже он начал делать снимки сам и развил эстетику нестандартных углов, резко обрезанных композиций и резких контрастов света и тени. Его работа в области фотомонтажа и фотографии в конечном итоге внесла важный вклад в европейскую фотографию 1920-х годов.

Биография Александра Родченко

Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге, Россия, в семье рабочего. Его отец Михаил Родченко был декоратором театра, а мать Ольга — прачкой. Социальный статус семьи не давал больших возможностей для художественного воспитания талантливого Александра. До сих пор неясно, какое обучение (если оно вообще есть) Родченко мог получить в детстве. Семья переехала в Казань в 1905 году. Два года спустя Михаил скончался, но они смогли выделить часть скудных семейных средств на образование Александра.

Александр Родченко — Русская фотография

История русского конструктивизма во многом обязана творчеству художника и теоретика Александра Родченко (1891–1956). Будучи особенно плодовитым в 1920-е годы после русской революции, Родченко был глубоко убежден в объединении эстетики, политики и повседневной жизни. Он работал в средствах массовой информации — создавал рекламные объявления со смелым формалистическим визуальным языком, фотографии, отражающие новый философский подход художника к восприятию, и политически окрашенный дизайн театра для самого радикального театрального режиссера Москвы Всеволода Мейерхольда.

Александр Родченко родился в 1891 году в Санкт-Петербурге. В 14 лет он с семьей переехал в Казань, где поступил в Казанское художественное училище. Здесь он познакомился с художницей Варварой Степановой, с которой женится и будет работать всю оставшуюся жизнь. В 1914 году супруги переехали в Москву, где Родченко поступила на графическое отделение Строгановского училища прикладного искусства. В следующие полвека эстетическая практика Родченко будет быстро развиваться; Хотя он считает одними из первых своих источников вдохновения театральные рисунки в стиле модерн «Мир искусства» , к 1915 году Родченко занял место в московских футуристических кругах.В 1916 году экспонировал свои работы на выставке футуристов Magazin (store) в Москве, организованной Владимиром Татлиным. В течение следующих нескольких лет на Родченко большое влияние оказали супрематические произведения Казимира Малевича, который отказался от фигуративного изображения в своих новаторских картинах с плоскими цветовыми плоскостями, такими как Черный квадрат. В 1918 году Родченко создал вдохновленную Малевичем серию беспредметных картин, изображающих округлые формы на холсте, которые передают чувства динамизма, движения и полета.Его серия необъективных картин также проложит путь для его будущего вклада в область конструктивизма.

Дискуссии в ИНХУКе (Институте художественной культуры) в 1920 году, в которых участвовали Варвара Степанова, Владимир Татлин, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Владимир Штеренберг и другие, послужили катализатором серьезной преданности Родченко конструктивизму. Художники и теоретики ИНХУК работали над достижением консенсуса в отношении определяющих характеристик конструктивизма и того, как лучше всего применить их к искусству и культуре зарождающегося советского общества.Хотя работы этого периода эстетически напоминают беспредметные картины Малевича, они социально обоснованы, и художники считали, что их работы вдохновят их на большевистское мировоззрение. Осенью 1920 года Родченко начал преподавать принципы конструктивизма на курсах «Строительство» и «Графическое построение плоскости» во ВХУТЕМАСе (Высшие государственные художественно-технические студии) в Москве. Во время учебы в школе Родченко отворачивался от своей абстрактной беспредметной работы и начинал изучать области коллажа и фотографии.

В 1923 году Родченко объединился с самыми экспериментальными конструктивистскими теоретиками, художниками и дизайнерами того времени, чтобы основать журнал Left Front of Arts (LEF) . В статьях, произведениях искусства и стихах авторы исследовали способы, которыми искусство могло выражать большевистские идеи через формалистические принципы и продвигать новую социалистическую культуру. Родченко создавал обложки сначала с помощью фотомонтажа, а затем с помощью фотографии. Одним из самых успешных проектов Родченко, появившихся в LEF , был фотоколлаж 1923 года, который он специально разработал для сопровождения текста стихотворения Владимира Маяковского «Про это» (Об этом).Маяковский написал стихотворение своей музе и возлюбленной Лили Брик. Для проекта Родченко наклеил портрет Лили Брик, смотрящей прямо в камеру пронзительными глазами, поверх синего, гуашевого заголовка. На других страницах фотографии двух влюбленных сочетаются с часто удивительными или юмористическими сопоставлениями: сопровождая строчку «и снова / стены пылающей степи / кольцо и знак в ухе с двумя шагами», Родченко вставил лицо Лили Брик среди изображений вестерна. декаданс, такой как пара фокстрот, виски и сигары.

«Про Это» было одним из многих совместных проектов Маяковского и Родченко в области графических работ, особенно плодотворных в области рекламы. В 1923 году государственное рекламное агентство «Моссельпром» наняло эту дуэт для создания плакатов, рекламирующих спонсируемые государством предметы домашнего обихода, такие как столовое масло и хлеб. В каждом из этих плакатов слоган создал Маяковский, а коллаж — Родченко. Их сотрудничество распространилось даже на сферу букмекерства: примерно в 1924 году Родченко создал серию портретов Маяковского и включил их в коллаж для задней обложки книги Маяковского «» Разговор с налоговым инспектором о поэзии «».В коллаже создается впечатление, будто голова Маяковского превратилась в Землю, а вокруг него причудливо летают самолеты.

Портреты Родченко 1924 года с Маяковским и другими, такими как теоретики Осип Брик и Варвара Степанова, сыграли важную роль в его будущих экспериментах в области фотографии. Это были его самые первые однокадровые фотографии. Через фотографию Родченко адаптировал свое формальное художественное образование для журналистики. В 1925 году, через год после создания первых портретов, Родченко был нанят фотожурналистом в самые известные фото-журналы и газеты Советского Союза, в том числе «Огонек», «Экран рабочих газет» и «Тридста Дней» .Занимаясь в первую очередь фотографией, Родченко продолжал вводить новшества в области графического дизайна, в первую очередь с помощью таких произведений искусства, как плакат 1924 года к фильму Kino Glaz и плакат 1925 года к линкору Potemkin.

Событием 1925 года для Александра Родченко стала его четырехмесячная поездка в Париж. Родченко, наряду с Давидом Штеренбергом, Константином Мельниковым и другими, участвовали в Парижской международной выставке декоративного искусства и современной промышленности — выставки с павильонами, демонстрирующими работы зарубежных художников, а также в архитектуре, графическом дизайне и рекламе. Родченко предоставил модель рабочего клуба, состоящего из общего стола, книжной стойки, освещения и плакатов, которая продемонстрировала эффективное использование пространства, а также идеалы организации и продуктивности. Во время поездки в Париж Родченко также приобрел легкую 35-миллиметровую камеру Sept, которая позволяла ему делать фотографии с разных ракурсов и ракурсов, что имело решающее значение для определения его эстетической философии. Несмотря на эти успехи, Родченко выражал свой глубокий скептицизм по отношению к парижской жизни и культуре в своих почти ежедневных письмах, которые он писал Варваре Степановой.Некоторые из этих писем были опубликованы в издании Новый левый фронт искусств (Новые ЛЭФ), , выходившем с 1927 по 1928 год, для которого Родченко часто писал.

Вернувшись из Парижа и вооружившись своей легкой 35-мм камерой, Родченко начал серьезно экспериментировать с перспективами, ракурсами и ролью камеры в изменении восприятия. В своей фотосессии 1925 года «Дом на Мясницкой» Родченко сфотографировал свой многоквартирный дом как с высоты птичьего полета, так и с высоты птичьего полета. Статья Родченко «Направление современной фотографии» в августовском номере журнала Новые LEF за 1928 год объясняет философию его эстетической практики. Он писал, что «Чтобы научить человека видеть со всех точек зрения, необходимо фотографировать обычные, хорошо известные объекты с совершенно неожиданных точек зрения и в неожиданных положениях, а также фотографировать новые объекты с разных точек зрения, тем самым создавая полное представление о мире. предмет . . . Мы не видим то, на что смотрим.Мы не видим чудесных перспектив — ракурсов и расположения предметов ». (Родченко, Эксперименты для будущего, стр. 211–12.) Родченко считал, что его необычная манера запечатлеть мир может также раскрыть понимание структур, которые управляют реальностью и стимулируют социальное сознание. Его фотографии на Мясницкой улице в следующем году будут опубликованы в журнале « Советское кино ».

Участие Родченко в выставке 1928 г. Десять лет советской фотографии отражает его новаторский подход к области фотографии. Фотографии подавались на конкурсной основе, и жюри проходило в категориях художественная фотография, документальная фотография и секция науки и технологий. Родченко представил шесть фотографий, в том числе «Мать» и «Квартал Вхутема, вид сверху», но в категории фотожурналистики. Это решение отражало его «конструктивистскую позицию, отвергающую художественную, пикториалистскую фотографию в пользу технологической, утилитарной среды» (Вольф, «Контекст ранней советской фотожурналистики», 8).Фотография была плохо воспринята критиками, которые пренебрегли субъективным присутствием Родченко на фотографии. Тем не менее Родченко был награжден призом за изобретение нового жанра, «технической фотографии» — смешения документальной и художественной фотографии.

В том же году Альфред Х. Барр-младший, который в будущем станет директором-основателем Музея современного искусства, посетил Москву в рамках модернистского турне по Европе. Глубоко интересуясь русским конструктивизмом, Барр нанес визит Родченко и его жене Варваре Степановой. В осенней статье 1928 года для публикации Transition Барр писал о членах ЛЭФ, включая Родченко, «их дух рациональный, материалистический; их программа агрессивно утилитарная. Они презирают слово эстетический и избегают богемных значений слова «художественный». Для них теоретически противен романтический индивидуализм ». Барр вернется в Соединенные Штаты с впечатляющим количеством работ Родченко и его жены, которые войдут в будущую постоянную коллекцию Музея современного искусства и помогут укрепить их наследие в истории международного модернизма.

После визита Барра Родченко подтвердил свою позицию одного из лидеров авангардной фотографии, когда он стал директором фотоотдела группы October. В его состав вошли Борис Игнатович (впоследствии выступивший в роли режиссера), Б. Богдан, Л. Бать, А. Шишкин, Абрам Штеренберг, Елизар Лангман, Г. Йосса, Л. Смирнов и другие. Группа поделилась целью улучшить качество фотожурналистики и способствовать экспериментированию в фотографии. Родченко продолжал работать директором до его исключения в 1932 году; Партия полностью распустила организацию в течение следующих нескольких месяцев на фоне своих усилий по ликвидации независимых художественных организаций.

В течение следующего десятилетия Родченко отпал от благосклонности партийных чиновников, хотя он продолжал производить фотографии и графический дизайн для различных изданий, в первую очередь СССР в строительстве . Опубликован на международном уровне и переведен на английский, французский и немецкий языки, СССР в строительстве был разработан Родченко, Эль Лисицким и Варварой Степановой. Родченко сотрудничал со своей женой по многим выпускам журнала, таким как выпуск 1935 года о Казахстане и парашютном спорте, выпуск 1936 года об импорте древесины, выпуск 1938 года о канале Москва-Волга и выпуск 1940 года о Маяковском.

Во время кратковременной эвакуации в 1941 году из-за Второй мировой войны Родченко и его семья благополучно вернулись в Москву в сентябре 1942 года. Он продолжал работать над графическим дизайном, фотографией и театральными декорациями до своей смерти в 1956 году.

Цитируемые работы :

Лаврентьев Александр. Александр Родченко: Эксперименты на будущее: дневники, очерки, письма и другие сочинения. Нью-Йорк: Музей современного искусства, 2005.

Волк, Эрика. «Контекст советской фотожурналистики, 1923-1932 гг.»Журнал Зиммерли, 2004, т. 2. С. 106-117

»

Барр-младший, Альфред Х. «ЛЕФ и ​​советское искусство». Переход, осень 1928 г., вып. 14. С. 267-270

Александр Михайлович Родченко | Русский художник

Александр Михайлович Родченко , (родился 23 ноября [5 декабря по новому стилю] 1891 года, Санкт-Петербург, Россия — умер 3 декабря 1956 года, Москва, Россия), русский художник, скульптор, дизайнер и фотограф который был преданным лидером конструктивистского движения.

Родченко изучал искусство в Казанском художественном училище в Одессе с 1910 по 1914 год, а затем уехал в Москву, чтобы продолжить обучение в Императорском Центральном Строгановском художественно-промышленном училище (ныне Московский государственный художественно-промышленный университет им. Строганова). В 1916 году он стал жить с художницей Варварой Степановой, с которой познакомился в казанской школе и которая должна была стать его спутницей как в искусстве, так и в жизни. В том же году Родченко познакомился с Владимиром Татлиным, который пригласил его принять участие в выставке футуристического искусства «Магазин.Родченко вошел в художественный круг радикального московского авангарда и стал участвовать в их насыщенной творческой жизни.

С 1918 по 1922 год Родченко все больше работал в стиле конструктивизма: полностью абстрактном, сильно геометрическом стиле, который он рисовал с помощью линейки и циркуля. В 1918 году Родченко представил персональную выставку в Москве. В том же году он написал серию геометрических рисунков «черное на черном» в ответ на знаменитую картину « Белое на белом » его соперника Казимира Малевича.Этот дух соперничества со старшим поколением художников-авангардистов стал для Родченко важным творческим стимулом. Возглавляя группу молодых конструктивистов, он вел ожесточенную борьбу за «индустриальное искусство» над станковой живописью. Битву выиграли «индустриальные художники» в области теории (Родченко сменил Василия Кандинского на посту директора Института художественной культуры), а также в области преподавания и практики искусства. В 1919 году Родченко начал создавать трехмерные конструкции из дерева, металла и других материалов, снова используя геометрические формы в динамических композициях; некоторые из этих висячих скульптур, по сути, были мобильными.

В 1920-е годы он занялся другими видами искусства, в том числе фотографией; мебельный дизайн; оформление сцены и кинофильмов; плакат, книги и типографский дизайн. Он сотрудничал с поэтом Владимиром Маяковским над рядом проектов, в том числе над книгой Маяковского « Pro eto » (1923; «Об этом»; англ. Пер. That’s What ), для которой Родченко разработал дизайн книги и создал сопутствующие фотомонтажи. В течение 1927 и 1928 годов Родченко оформлял все 24 обложки для авангардного и левого политического издания Novy LEF («Новый LEF»).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Маргинализованный в том, что касается официального советского искусства — социалистического реализма, Родченко сосредоточил все свои новаторские и творческие способности на фотографии и сформировал с помощью своего особого стиля фотографические записи советской индустриализации и фотографической пропаганды. Он создавал четкие изображения с необычными — часто наклонными — углами и демонстрировал геометрическое влияние его конструктивистского фона.Его художественные фотографии были выставлены, а его работы фотожурналистов широко публиковались в конце 1920-х — начале 30-х годов. С 1920 года он также преподавал искусство и дизайн.

Он вернулся к живописи в конце 1930-х и создал абстрактные экспрессионистские работы в 1940-х. Начиная со своего назначения в 1920 году и на протяжении следующих десятилетий, он также занимал должность директора Большевистского правительства в Бюро музеев и в Фонде закупок, с помощью которого он помогал создавать публичные художественные музеи во всех российских регионах с коллекциями современных и современных произведений.

Люмьер »Архив блога» Родченко Александр

Александр Родченко — Поэт Владимир Маяковский, 1924

Серебряно-желатиновый принт — 9,5×7

Александр Родченко — Лили Брик, 1924

Серебряно-желатиновый принт — 7,5 x 9,5

Александр Родченко — Художник Александр Шевченко, 1924

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — художник и архитектор Александр Веснин, 1924 г.

Серебряно-желатиновая печать — 9.5×7

Александр Родченко — художник, продюсер, издатель Алексей Ган, 1924

Серебряно-желатиновая печать — 10×7,25

Александр Родченко — Художник и дизайнер Любовь Попова, 1924 г.

Серебряно-желатиновая печать — 9,75×6,25

Александр Родченко — Критик, Осип Брик, 1924

Серебряно-желатиновая печать — 9. 5 х 7

Александр Родченко — актер и продюсер Виталий Жемчужный, 1924

Серебряно-желатиновый принт — 10×6

Александр Родченко — Евгения Жемчужная, 1924

Серебряно-желатиновая печать — 10 x 7

Александр Родченко — Скульптор Антон Лавинский, 1924

Серебряно-желатиновая печать — 7.5×9,75

Александр Родченко — Писательница Эльза Триоле (сестра Лили Брик), 1924

Серебряно-желатиновая печать — 10×6,5

Александр Родченко — Режиссер-документалист Эстер Шуб, 1924

Серебряно-желатиновый принт — 9,5×6,75

Родченко Александр Сергеевич — Студент рабочего факультета, 1924 г.

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — Варвара Степанова, 1925 г.

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — В мастерской Родченко и Степновой, 1925 г.

Серебряно-желатиновая печать — 6.75×8,75

Александр Родченко — Режиссер Лев Кулешов, 1927

Серебряно-желатиновый принт — 9,5×7

Александр Родченко — Поэт Николай Асеев, 1927

Серебряно-желатиновый принт — 6×8,75

Александр Родченко — Варвара Степанова, 1928

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — Мать художника за столом, 1928 г.

Серебряно-желатиновый принт — 7×9.5

Родченко Александр — Студент Вхутема Иван Морозов, 1927 г.

Серебряно-желатиновый принт — 9,5×7

Родченко Александр — Студент Вхутема Иван Морозов, 1927 г.

Серебряно-желатиновый принт — 10×6

Родченко Александр Сергеевич — Водитель, 1929 г.

Серебряно-желатиновая печать — 6.5 х 8,5

Александр Родченко — Пионерка, 1930

Серебряно-желатиновый принт — 9,75 x 7

Александр Родченко — актриса Юлия Солнцева, продюсер Александр Довженко и поэт-футурист Алексей Крученых, 1930 г.

Серебряно-желатиновый принт — 6.5×8.75

Александр Родченко — профессор Борис Швецов, 1931 г.

Серебряно-желатиновая печать — 9.5×6,25

Александр Родченко — фотожурналист Вадим Ковригин на канале Москва-Волга, 1934 г.

Серебряно-желатиновый принт — 9.75×7

Александр Родченко — фотожурналист Георгий Петрусов, 1934 г.

Серебряно-желатиновый принт — 7×8,5

Александр Родченко — Полевые цветы, 1937

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — Пожарная лестница, 1925

Серебряно-желатиновый принт — 10 x 6.75

Александр Родченко — Балконы, 1925

Серебряно-желатиновая печать — 10×5

Александр Родченко — Дом Моссельпрома, 1925 г.

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — Колонны Музея Революции, Москва, 1926

Серебряно-желатиновый принт — 10×6. 25

Александр Родченко — Самозвери, 1926

Серебряно-желатиновая печать — 10×7,5

Александр Родченко — Лодки на Москве-реке, 1926

Серебряно-желатиновая печать — 8,5×7

Александр Родченко — Сосны, Пушкино, 1927

Серебряно-желатиновый принт — 10×6.5

Александр Родченко — Брянский вокзал, 1927

Серебряно-желатиновый принт — 9,5×7

Александр Родченко — Девушка-сигарета, Пушкинская площадь, 1927

Серебряно-желатиновая печать — 7×9

Родченко Александр — Курьер, 1928

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — Стекло и свет, 1928

Серебряно-желатиновая печать — 10 x 7

Александр Родченко — Двор, 1928

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — Демонстрационный сбор, 1928 г.

Серебряно-желатиновая печать — 7.5×9,5

Александр Родченко — Страж, Шуковская башня, 1927

Серебряно-желатиновая печать — 10 x 6.5

Александр Родченко — Шестерни, 1929

Серебряно-желатиновый принт — 5,75 x 9,75

Александр Родченко — Пионер с трубой, 1930

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — Поворот уличной автомобильной линии, 1932 г.

Серебряно-желатиновый принт — 7×8.5

Александр Родченко — Оркестр, Беломорканал, 1933

Серебряно-желатиновый принт — 6.5×8.65

Александр Родченко — Корабли в шлюзе, 1933

Александр Родченко — Девушка с Leica, 1934

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Александр Родченко — Водолаз, 1934 г.

Серебряно-желатиновая печать — 10×7

Родченко Александр — легкоатлеты, 1934 г.

Серебряно-желатиновая печать — 9.5x.75

Александр Родченко — Скачки, 1935

Серебряно-желатиновый принт — 6 x 8,75

Родченко Александр — СДК «Динамо», 1935 г.

Серебряно-желатиновый принт — 7 x 9

Александр Родченко — Гимнастика, 1936

Серебряно-желатиновый принт — 6.25×9

Александр Родченко — Мужская пирамида, 1936

Серебряно-желатиновая печать — 10×5

Лучшее за январь 2020: Александр Родченко: Коллекция Still Art Foundation

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку фотографий выдающегося русского художника-авангардиста Александра Родченко из коллекции фонда Still Art Foundation, созданного Елена и Михаил Карисаловы.На выставке будут представлены работы Родченко разных лет, от первых фотоэкспериментов 1920-х до конца 1930-х годов. На выставке будут представлены портреты друзей Родченко — художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов LEF и Novyi LEF , в том числе знакомый портрет Лили Брик, который использовался в рекламном плакате Ленинградской Отдел Госиздата, несколько фотографий Владимира Маяковского с первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой улице (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, на которой одна из линз в его очках заменена логотипом LEF. .На выставке также будут представлены семейные портреты: мамы Родченко, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фотоотчеты: легендарные балконы (1925), Пожарная лестница (1925), Лестница (1929), а также Pioneer с трубой (1930) и Pioneer Girl (1930).

Куратор выставки — внук Родченко Александр Лаврентьев, ведущий специалист его творчества.На выставке будут представлены 58 серебристо-желатиновых гравюр из двух альбомов из серии портфолио музея, изданных тиражом 35 экземпляров в 1994–1997 годах, собранные под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Фотографии, входящие в портфолио и представленные для выставки фондом Still Art Foundation, были напечатаны Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с его оригинальных негативов.

Александр Михайлович Родченко (1891–1956), один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плаката, кино и театра, начал фотографировать в 1924 году.Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства и повлиял не только на его современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Использование таких приемов, как стрельба с необычного ракурса (крайние точки обзора сверху или снизу), сразу получившее название «родченковский»; диагональное построение композиций, определяющих динамику и ритмичность фотографии; детализация и снимки крупным планом; Используя двойную экспозицию и тонкую работу с черно-белыми контрастами, Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить знакомую вещь в «невиданную ранее конструкцию», изменить привычный взгляд человека на мир и расширить возможности «видеть вещи».

Александр Родченко: Коллекция Still Art Foundation

24 января — 5 апреля 2020 г.

Братья Люмьер

Центр фотографии

Болотная набережная, 3. Корп. 1

Москва, Россия, 1119072

www.lumiere.ru

Александр Родченко Фотограф | Все о фото


Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге 23 ноября 1891 года и был одним из самых эклектичных художников, переживших русскую революцию.Скульптор, художник, фотограф и графический дизайнер, он является основателем движения «русский конструктивизм», а также имел большое влияние в фотографии и русском дизайне. В 1907 году, после смерти отца, его семья переехала в Казань. В 1910 году он поступил в Казанское художественное училище, где познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой. В 1914 году он переехал в Москву, где короткое время продолжил художественное обучение в Строгановском институте. В 1915 году с помощью циркуля и линейки он создал свои первые геометрические черно-белые рисунки. В 1916 году, представленный «Татлину» архитектором Виктором Весниным, Александр Родченко представит свои рисунки на выставке «Магазин» вместе с художниками Любовым Поповой, Александром Экстером и Иваном Клюне. На творчество Александра Родченко оказали влияние художники-новаторы-кубисты и футуристы.

В 1917 году он применил свои исследования футуризма к предметам повседневной жизни и спроектировал лампы для «Питторесского кафе», газетных киосков, зданий и т. Д. В то время он основал левое крыло «Синдиката художников».После русской революции, как и большинство русских художников-авангардистов, он станет членом нескольких официальных школ (Пролеткульт, Вхутемас), где станет учителем.

В 1919 году он представит свои картины «черное на черном» в ответ на серию Малевича «Белое на белом». Тогда же он начал экспериментировать с коллажами и фотомонтажами. В 1921 году он принимал участие в различных выставках, одна из которых называлась «5х5 = 25», где представила Монохромный триптих. Каждый холст представляет собой основной цвет: красный, желтый и синий. В конце выставки он подписал «Манифест продуктивиста», чтобы отказаться от станковой живописи и сосредоточиться на предметах повседневной жизни. В том же году, в марте, в Институте Инхук было создано движение «конструктивистов». Инициированный художниками, критиками и теоретиками, его целью было проведение «конкретных экспериментов в реальном мире».

С 1922 года он начал производить графический дизайн для фильмов, книг и политических рекламных щитов. В 1923 году он начал сотрудничать с различными редакторами и до 1925 года иллюстрировал обложку конструктивистского журнала LEF.Под влиянием немецких дадаистских фотомонтажей Родченко начал экспериментировать с фотографиями в 1923 году. Его первый фотомонтаж иллюстрировал стихотворение Маяковского «Об этом». С 1924 года он сосредоточился на фотографии. Он начал экспериментировать с новыми композициями и техниками. Его работа подчеркивала положение объекта и движение в пространстве в сочетании с диагональным обрамлением. Он также написал много портретов.

В 1925 году он отвечал за советский павильон на «Международной ярмарке промышленного и современного искусства» в Париже.В 1933 году по заказу российского журнала «СССР на Строк» ​​фотографировал строительство Балтийского канала. С 1934 по 1939 год Родченко и Степанова выпустили несколько фотоальбомов: «Пятнадцать лет советского кино, советская авиация, десять лет Узбекистана. «. Во время Второй мировой войны он, как и другие художники, бежал из Москвы и укрылся в Пермском крае, где будет производить патриотические билборды.

Александр Родченко — ARTPIL

Александр Родченко (русский, 1891–1956) был влиятельным деятелем русского авангарда и основателем конструктивистского движения.Работая художником, скульптором, фотографом и графическим дизайнером, на протяжении своей карьеры он продолжал экспериментировать с новыми медиа, раздвигать границы дизайна и устанавливать новую эстетику. Первоначально художник, он учился сначала в Казанском художественном училище в 1910–1914 годах, а затем в Строгоновском институте в Москве, где на него повлияло творчество Малевича. Однако в конечном итоге он отказался от этого материала после того, как в 1921 году создал серию монохромных изображений основных цветов, утверждая, что он довел живопись до ее логического завершения, и она больше не служит цели в современной жизни.

Родченко верил в ценность искусства в повседневной жизни и, как член группы продуктивистов, сосредоточился на производстве более популистских средств массовой информации, таких как плакаты, книги и фильмы, которые он часто использовал для продвижения большевистских политических идеалов. Фотография стала центральным направлением его работ, особенно фотомонтаж, и его работы были опубликованы в ряде советских газет и журналов. Он был широко успешным и знаменитым, а его принципы дизайна применялись даже к повседневным предметам, таким как одежда и мебель.

Несмотря на свою раннюю популярность у советского правительства, к 1930-м годам Родченко больше не пользовался поддержкой власть имущих. Когда к власти пришел Сталин, соцреализм стал доминирующей эстетикой эпохи, а формалистические идеалы Родченко стали считаться еретическими.

Александр родченко произведения: Александр Родченко — 91 произведение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх