Авторское право в сша: Авторское право США — особенности

Содержание

США вывели из-под санкций против России сделки с авторскими правами — РБК

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 12 октября
EUR ЦБ: 62,35 (+1,55) Инвестиции, 11 окт, 16:08

Курс доллара на 12 октября
USD ЦБ: 63,68 (+1,37) Инвестиции, 11 окт, 16:08

Песков назвал жестом внимания передачу пальто Путина президенту ОАЭ Политика, 13:25

Собаки взаперти: что такое безответственное обращение с животным Партнерский проект, 13:18

Военная операция на Украине. Главное Политика, 13:10

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

В Санкт-Петербурге приняли закон о приостановке реновации Недвижимость, 13:10

Хорватский футболист объяснил страхом сомнения Боснии по игре с Россией Спорт, 13:08

В Москве социальные выплаты увеличат на 10% с 2023 года Город, 12:56

Вузы назвали число новых иностранных студентов на фоне военной операции Общество, 12:55

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

Топ-5 премиальных автомобилей по числу штрафов за нарушение ПДД Партнерский проект, 12:55

Чем может быть опасен сегодня коучинг: 4 совета, как в этом разобраться Pro, 12:44

Власти Днепропетровской области сообщили о новом ударе по инфраструктуре Политика, 12:42

Минспорт выпустит за границу только сборные без подлежащих мобилизации Спорт, 12:41

«Деловые Линии» расширят логистические проекты в Татарстане Пресс-релиз, 12:40

Актуальные данные о коронавирусе в России и мире. Инфографики Общество, 12:39

Песков рассказал, что президент ОАЭ донес до Путина позицию Украины Политика, 12:38

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Согласно новой лицензии, российским гражданам и организациям разрешается подавать заявки, получать и оспаривать права на интеллектуальную собственность, включая патенты и товарные знаки

Фото: Mark Humphrey / AP

Минфин США издал генеральную лицензию, которая исключает из-под действия антироссийских санкций сделки, связанные с интеллектуальной собственностью, в том числе с патентами, товарными знаками, авторскими правами.

Согласно документу, разрешаются подача заявления на получение патента, товарного знака, авторского права или другой формы интеллектуальной собственности, их непосредственное получение и продление действия прав. Кроме того, под действие генеральной лицензии подпадает подача заявления и судебное разбирательство в случае нарушения прав на интеллектуальную собственность.

Документ при этом не отменяет ограничений, в соответствии с которыми попавшие под санкции институты России не могут открывать или пользоваться корреспондентскими счетами, включая Центробанк, Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Минфин.

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

США и раньше выпускали генеральные лицензии, смягчающие действие санкций, введенных после начала операции на Украине. Так, еще в конце февраля Минфин включил в список товаров, на которые не распространяются санкции, органические и неорганические удобрения, семена, продукты, бутилированную воду, корма для животных, пищевые добавки и витамины, медицинские препараты и оборудование. После публикации этой лицензии США вводили новые санкции против России, поэтому 24 марта Минфин выпустил уточняющую лицензию, в которой говорилось в том числе, что операции с товарами из списка запрещены, если в них каким-либо образом будут участвовать ЦБ, ФНБ, Минфин России или другие подсанкционные институты.

В начале апреля США выпустили лицензию, которая разрешила российским гражданам и попавшим под санкции компаниям пользоваться коммуникационными сервисами, включая мессенджеры, социальные сети и хранилища файлов. Под послабления попали в том числе платные версии Zoom и Dropbox.

Кроме того, США вывели из-под действия санкций телекоммуникационное и интернет-оборудование.

Политика в отношении DMCA | Juniper Networks

Сообщение о нарушении авторских прав и прав на товарные знаки

Juniper Networks, Inc. уважает права на интеллектуальную собственность других лиц и ожидает, что пользователи ее веб-сайтов или веб-сайтов ее филиалов (совместно именуемых «Сервисы») будут поступать таким же образом. Мы будем отвечать на уведомления о предполагаемом нарушении авторских прав в соответствии с применимым законодательством. В соответствующих обстоятельствах и по своему усмотрению мы можем, помимо использования других средств правовой защиты, прекращать, приостанавливать и/или ограничивать доступ к учетной записи/профилю или возможность доступа, посещения и/или использования Сервисов пользователями, нарушающими права на интеллектуальную собственность других лиц, а также принять решение об исключении, удалении, стирании или запрете на доступ к контенту, который, как считается, нарушает права.

Политика в отношении DMCA и нарушение авторских прав

Если у вас есть основания полагать, что ваш контент был скопирован и/или доступен в Сервисах таким образом, что это представляет собой нарушение авторских прав, или что Сервисы содержат ссылки на другой веб-сайт или иные упоминания о таковом, приложение, пункт назначения или услугу, которые включают в себя контент или деятельность, нарушающие ваши авторские права, вы можете уведомить нас об этом, отправив документ по почте США первым классом или по электронной почте, содержащий следующую информацию (в соответствии с требованиями Закона об ограничении ответственности за нарушение авторских прав в Интернете (раздел 512 титула 17 Свода законов США) в рамках Закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA)), текст которого можно найти на веб-сайте Бюро авторского права США, нашему агенту по защите авторских прав (далее — «Агент DMCA»), указанному ниже:

  • Укажите защищенную авторским правом работу, права на которую, по вашему утверждению, были нарушены или, если одно уведомление распространяется на несколько работ, защищенных авторским правом и размещенных в Сервисах, предоставьте репрезентативный список таких работ в Сервисах.
  • Укажите материал, который, по вашему утверждению, нарушает права (или является предметом правонарушающей деятельности) и который должен быть удален или доступ к которому должен быть запрещен, и предоставьте информацию, разумно достаточную для того, чтобы мы могли найти этот материал, в том числе, как минимум, URL-адрес ссылки, отображаемой в Сервисах там, где такой материал можно найти.
  • Предоставьте свое полное наименование юридического лица и электронную или физическую подпись.
  • Предоставьте информацию, разумно достаточную для того, чтобы мы могли связаться с вами (в том числе имя, почтовый адрес, номер телефона и, при наличии, адрес электронной почты).
  • Приложите заявление о том, что вы добросовестно предполагаете, что использование защищенной авторским правом работы в порядке, на который подается жалоба, не разрешается владельцем авторского права, его агентом или законом, например, со следующим текстом: «Настоящим заявляю, что я добросовестно предполагаю, что оспариваемое использование защищенного авторским правом материала не разрешается владельцем авторского права, его агентом или законом (например, в качестве добросовестного использования)».
  • Приложите заявление о том, что информация, содержащаяся в уведомлении, является точной, и, под угрозой наказания за лжесвидетельство, укажите, что сторона, подавшая жалобу, уполномочена действовать от имени владельца исключительного права, которое предположительно нарушено, например, со следующим текстом: «Настоящим заявляю, что информация, содержащаяся в этом Уведомлении, является точной и что я, под угрозой наказания за лжесвидетельство, являюсь владельцем или уполномочен действовать в интересах владельца, авторского права или исключительного права в соответствии с авторским правом, которое предположительно нарушено».
  • Отправьте все заполненные документы Агенту DMCA компании Juniper следующим образом:

Агент DMCA
[email protected]
408-745-2000

1133 Innovation Way
Sunnyvale, CA 94089

Если все требования раздела 512(c)(3) DMCA не будут соблюдены, ваше Уведомление DMCA может не иметь силы. Агент DMCA компании Juniper не будет отвечать на какие-либо сообщения, кроме уведомлений о нарушении прав. Для получения информации по другим вопросам посетите страницу «Свяжитесь с нами».

Важно. Содержащиеся в уведомлении недостоверные заверения о том, что контент или деятельность являются правонарушающими, нарушают закон DMCA и могут возложить на вас ответственность за ущерб (включая компенсацию расходов и затрат на оказание юридической помощи). Согласно решению судов перед отправкой уведомления вы должны учесть средства защиты, ограничения или исключения в отношении авторских прав. Соответственно, если вы не уверены, что контент, размещенный в наших Сервисах, нарушает ваши авторские права, мы рекомендуем вам сначала обратиться к адвокату. Кроме того, перед отправкой уведомления определите, действительно ли контент, в отношении которого вы отправляете уведомление, размещен в наших Сервисах.

Лица, совершившие нарушения неоднократно

Согласно своей политике в соответствующих обстоятельствах компания Juniper приостанавливает доступ и/или удаляет учетные записи пользователей, которые неоднократно нарушали авторские права других лиц или неоднократно обвинялись в этом. Кроме того, компания Juniper может по своему усмотрению приостановить и/или удалить учетные записи пользователей, которые были признаны участниками правонарушающей деятельности, или по иным схожим причинам.

Политика в отношении товарных знаков

Чтобы направить уведомление о предполагаемом нарушении в отношении товарных знаков, вам нужно предоставить нам следующую информацию:

  • Укажите товарный знак, права в отношении которого были нарушены. Предоставьте описание товарного знака в стране/странах, где он зарегистрирован, регистрационные номера товарного знака, категорию/категории товарного знака и ссылку (или снимок экрана) на регистрацию товарного знака.
  • Укажите материал, который, по вашему утверждению, нарушает авторские права (или является предметом правонарушающей деятельности) и который должен быть удален или доступ к которому должен быть запрещен, и предоставьте информацию, разумно достаточную для того, чтобы мы могли найти этот материал, в том числе, как минимум, URL-адрес ссылки, отображаемой в Сервисах там, где такой товарный знак можно найти.
  • Предоставьте свое полное наименование юридического лица и электронную или физическую подпись.
  • Предоставьте информацию, разумно достаточную для того, чтобы мы могли связаться с вами (в том числе имя, почтовый адрес, номер телефона и, при наличии, адрес электронной почты).
  • Приложите заявление о том, что вы добросовестно предполагаете, что использование товарного знака в порядке, на который подается жалоба, не разрешается владельцем товарного знака, его агентом или законом, например, со следующим текстом: «Настоящим заявляю, что я добросовестно предполагаю, что оспариваемое использование товарного знака не разрешается владельцем товарного знака, его агентом или законом».
  • Приложите заявление о том, что информация, содержащаяся в уведомлении, является точной, и, под угрозой наказания за лжесвидетельство, укажите, что сторона, подавшая жалобу, уполномочена действовать от имени владельца исключительного права, которое предположительно нарушено, например, со следующим текстом: «Настоящим заявляю, что информация, содержащаяся в этом Уведомлении, является точной и что я, под угрозой наказания за лжесвидетельство, являюсь владельцем или уполномочен действовать в интересах владельца, товарного знака или исключительного права в соответствии с торговым знаком, право на который предположительно нарушено».
  • Приложите следующее заявление: «Я понимаю и соглашаюсь, что копия этого уведомления может быть передана пользователю, который опубликовал контент, предположительно нарушающий права».
  • Отправьте все заполненные документы Агенту DMCA компании Juniper следующим образом:

Отправьте это уведомление со всеми заполненными документами по адресу [email protected].  В качестве альтернативы вы можете отправить уведомление следующим образом:

Агент по товарным знакам
[email protected]
408-745-2000

1133 Innovation Way
Sunnyvale, CA 94089

Ответные меры компании Juniper на уведомления о предполагаемом нарушении прав на товарные знаки могут включать в себя удаление или ограничение доступа к материалу, предположительно нарушающему права.

Время от времени компания Juniper может вносить изменения в настоящую Политику в отношении товарных знаков. Мы будем размещать ее самую актуальную версию на нашем веб-сайте.
 

Шрифт как объект авторского права в России и США

А. Киселева

Статья опубликована в журнале «Авторское право и Смежные права» №5, 2015

За последние сто лет окружающий мир кардинально изменился. Скорость и масштабы таких изменений потрясают воображение. Начиная с открытия космического пространства и заканчивая интернет-технологиями и робототехникой, новые объекты для изучения, новые сферы деятельности появляются со скоростью, растущей в геометрической прогрессии. Все эти новшества так или иначе связаны с интеллектуальной деятельностью человека. За последнее время, в связи с ускорением и усложнением общественных отношений, появилось множество объектов интеллектуальной собственности, ранее не существовавших или не рассматриваемых в качестве таковых.

Нормы интеллектуальной собственности появились и существуют для достижения баланса интересов правообладателей и общества. С одной стороны, необходимо, чтобы затраченный создателями интеллектуальный труд поощрялся, иначе не будет достаточной инициативы для культурного и экономического развития. С другой стороны, общество должно рано или поздно иметь доступ к культурным ценностям, произведениям искусства. Кроме того, зачастую скорость развития отрасли зависит от доступности работ другим авторам (это наглядно видно на примере открытых лицензий на программы для ЭВМ), что позволяет совершенствовать авторам ранее созданные работы другого автора. Если рассматривать данный вопрос под призмой экономического анализа права, можно говорить о том, что объектом интеллектуальных прав тот или иной вид деятельности становится тогда, когда государству экономически невыгодно оставлять такой объект за рамками правового поля.

С развитием Интернета и компьютерных технологий шрифты (Существует множество понятий шрифтов, применяемых в различные эпохи в различных ситуациях. В настоящей статье шрифт рассматривается как набор символов для письма, созданных художником, как компьютерный файл, воспроизводящий шрифт и/или как набор металлических литер, используемых в типографской печати. Если не указано иное или не следует из контекста, шрифт следует понимать как набор символов для письма, созданных художником) стали именно таким объектом. Однако так было не всегда. С момента создания книгопечатного станка Иоганном Гуттенбергом в XV веке до создания печатной машинки в начале XIX века процесс создания шрифтов был очень затратным и долгим. И, что более важно, его копирование занимало столько же средств и времени, сколько и создание.

Как указывает Блейк Фрай (Blake Fry. Why typefaces proliferate without copyright protection), для создания одного размерного ряда шрифта в семье шрифтов (например, Times New Roman 14 в семье шрифтов Times New Roman) требовалось около 800 часов работы уникального специалиста, сочетающего навыки кузнеца, скульптора, резца по металлу, который создавал шрифт в виде металлических литер. Приоритетное значение здесь имел не столько дизайн шрифта и не работа художника, сколько эти уникальные навыки специалиста, а также средства, затраченные на создание шрифта. Копировать шрифт было абсолютно невыгодно, так как для этого требовалось потратить столько же ресурсов, найти такого же уникального специалиста. Соответственно, у государства не было интереса в предоставлении правовой охраны шрифтам. Не появился он и с созданием печатной машинки, так как процесс копирования все так же был слишком затратным. Однако информационные технологии совершенно изменили отрасль шрифтов. Теперь создание шрифта требует скорее уникальных творческих способностей, нежели практических навыков и большого количества времени. Если раньше шрифты создавались в основном крупными корпорациями, у которых для этого имелись достаточные ресурсы, теперь шрифт может создать практически любой пользователь компьютерных программ, для этого предназначенных (например, Font Creator, FontForge). Скопировать такой шрифт может неограниченное количество лиц в силу его открытости и простоты копирования. Кроме того, незаконно использовать шрифт теперь можно анонимно. Если ранее рынок шрифтов был узок, и все участники рынка знали друг друга, а в случае нарушения могли использовать негосударственные рыночные регуляторы (например, прекратить сотрудничество с таким участником, распространить информацию о его нарушении, тем самым испортив его репутацию), то анонимность не позволяет использовать внеправовые механизмы регулирования.

Стоит отметить, что сейчас шрифты приобретают все большее самостоятельное значение. Шрифты используются в рекламе, в дизайне веб-сайтов, книг, журналов, в навигации городского пространства и во многих других отраслях. Например, в рекламе важно выбрать подходящий шрифт, удовлетворяющий ее целям (яркий, но не кричащий), способный создать необходимые эмоции и вызвать определенные ассоциации у потребителя (совершенно разные шрифты могут быть использованы в рекламе духов и, например, циркового представления). Различные шрифты выбираются для создания интерфейса веб-сайта, для создания самого веб-продукта. Так, всем известны написания поисковых систем Yandex и Google. Они привлекают внимание и стали популярны в том числе за счет своего шрифта. Создатель шрифта для Yandex, например, так описывает шрифт: «Фирменный шрифт Яндекса — это узкий гротеск, отличающийся открытой формой знаков и небольшим радиусом скруглений. Динамичные распределения толщин в круглых буквах отлично сочетаются со статичностью прямых знаков <…> Гарнитура подходит для написания названий сервисов, коротких слоганов и пояснений» (А. Лебедев. Фирменный шрифт Яндекса). Это указывает на то, что каждый шрифт имеет свои особенные элементы, разработан и предназначен для использования в определенных ситуациях, и именно от творческих способностей художника-дизайнера зависит возможность создания подходящего шрифта.

Государственные и муниципальные органы уделяют особое внимание навигации городского пространства и метро, разрабатывают единые стандарты оформления вывесок, где шрифт имеет особое значение. Даже простые пользователи не ограничиваются стандартным набором шрифтов, представляемых операционными системами, ведь сфера креативной деятельности любого пользователя Интернета неограниченна. Все это указывает на то, что шрифт как результат творческого труда его создателя должен рассматриваться самостоятельным объектом авторского права.

В большинстве стран мира, в том числе в России, шрифту предоставляется правовая охрана в качестве объекта авторских прав. Например, в Германии в 1981 году признали, что шрифты могут охраняться нормами авторского права, в Англии ‒ с 1989 года (Erik Shultz. The Law on Fonts and Typefaces). Существует на международном уровне «Венское соглашение об охране шрифтов и их международном признании», заключенное 12 июня 1973 года (Vienna Agreement for the Protection and their International Deposit). К сожалению, соглашение не вступило в силу, так как только одна страна его признала и ратифицировала. Большинство государств не рассматривают шрифты напрямую как объект авторских прав, они скорее не исключают их из общего открытого перечня. Отдельную позицию по поводу охраноспособности шрифтов занимают Соединенные Штаты Америки, где в 1976 Служба по авторскому праву заключила, что шрифты не должны рассматриваться в качестве объектов авторского права (Jacqueline D Lipton. To © or not to ©? Copyright and Innovation in the Digital Typeface Industry). Это решение было в дальнейшем поддержано судебной практикой (Eltra Corp. vs Ringer, 579 F.2d 294 (4th Cir. 1978). Такой порядок вещей вызывает недоумение у специалистов в области дизайна шрифтов, а также у представителей юридической профессии. Конечно, это не означает, что в США шрифт совсем не подлежит правовой охране. Так, в качестве произведения рассматривается компьютерная программа, которая позволяет вывести, воспроизвести на экране шрифт. Это было установлено Службой по авторскому праву в 1992 году и закреплено в решении по делу Adobe Systems, Inc. vs Southern Software, Inc., вынесенном 30 января 1998 года, на которое ссылается Жаклин Д. Липтон в своей о работе об охраноспособности шрифтов (Jacqueline D Lipton. To © or not to ©? Copyright and Innovation in the Digital Typeface Industry). Решение было принято в пользу истца, тем самым создав прецедент охраны способа воспроизведения шрифта с помощью программы для ЭВМ. Однако совершенно очевидно, что такой способ охраны не является достаточно эффективным. Как известно, авторским правом охраняется описание программы, а не идея, заложенная в ней. То есть, изменив описание, можно добиться сравнимого результата ‒ одинакового или похожего шрифта. Кроме того, для использования шрифта не всегда необходима компьютерная программа (например, использование на рекламном плакате, нарисованном от руки), скопировать можно сам шрифт, не затрагивая при этом программу. Поэтому вопрос предоставления правовой охраны шрифтам в США остается открытым. Почему же одна из самых прогрессивных правовых систем остается настолько консервативной в данном вопросе? Как это ни удивительно для прецедентной системы права, именно законодательство в США устанавливает такое ограничение. Закон об авторском праве США от 1976 года предусматривает, что в качестве объектов авторского права следует рассматривать в том числе произведения изобразительного, графического искусства, а также скульптуры, которые включают следующее: «Двухмерные и трехмерные произведения изобразительного, графического искусства, а также скульптуры… Такие произведения должны включать их форму и выражение, но не их полезные и функциональные свойства; дизайн объекта, имеющего полезность и практическую применимость, как определено в настоящей статье, должен признаваться и охраняться авторским правом, только если такой дизайн содержит художественные, графические или скульптурные элементы, которые могут быть определены и существовать отдельно от практически применимых аспектов такого объекта» (Закон США об авторском праве).

Любой шрифт будет функционален и практически применим, так как он прежде всего является набором знаков для коммуникации. Если он не выполняет своего назначения, он перестает быть шрифтом. Однако такой набор знаков может иметь оригинальные черты за пределами формы букв, например, толщину, яркость, насыщенность, расстояние между букв, масштаб, он может быть закругленным, витиеватым или прямым, графичным. Но все это не может существовать отдельно от формы букв. В свое время Служба по авторскому праву США установила, что художественные элементы функционального, практически применимого объекта охраняются авторским правом только если такие элементы физически отделимы от самого объекта (Jacqueline D Lipton. To © or not to ©? Copyright and Innovation in the Digital Typeface Industry). Именно поэтому шрифт в США не охраняется нормами авторского права. Главным доводом законодателя и правоприменителей в данном случае является предполагаемая сложность и дороговизна использования шрифтов пользователями, если шрифты будут признаны объектами авторского права. И это справедливо, ведь в таком случае обычный пользователь будет нарушать исключительные права, не являясь заинтересованным в художественной составляющей шрифта, ему нужно будет использовать его функциональность. Однако здесь есть свои контраргументы. В настоящее время существует множество открытых шрифтов, распространяемых свободно и безвозмездно, они предоставляют широкий выбор для пользовательских нужд. Если пользователю их недостаточно, значит, его интересует уже не функция шрифта, а его художественная составляющая. Такими пользователями как раз и являются создатели шрифтов, рекламные и дизайнерские агентства, одним словом, предприниматели, которые используют шрифт в коммерческих целях. Это может являться квалифицирующим признаком использования шрифта как объекта авторского права. Кроме того, в США существует эффективная доктрина «добросовестного использования» (англ. fair use), которая также может быть использована для возможности использования шрифтов пользователями в некоммерческих целях, если будет расширен перечень видов добросовестного использования, перечисленных в ст. 107 Закона об авторском праве США (Закон США об авторском праве) или будут сформированы соответствующие судебные прецеденты.

Таким образом, на текущий момент шрифт в США не подлежит правовой охране сам по себе в силу того, что функциональные характеристики шрифта физически не отделимы от его художественных элементов. Объектом авторского права признается только программа для ЭВМ, воспроизводящая шрифт на экран компьютера.

Обратимся теперь к российскому опыту правового регулирования отрасли шрифтов. Гражданский кодекс РФ прямо не закрепляет, что шрифты подлежат правовой охране. Однако ст. 1259 Гражданского кодекса РФ содержит открытый перечень объектов авторского права, что позволяет к таковым отнести и шрифты, если они выражены в объективной форме, носят творческий характер и не выражают идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, открытия, факты, не являются решениями технических, организационных или иных задач, языками программировани (Часть IV Гражданского кодекса РФ. Пункт 5 ст. 1259). Более того, поименованными в ст. 1259 ГК РФ объектами авторского права являются произведения графики и дизайна, к которым можно отнести и шрифты. Как справедливо замечает Р.Н. Юрьев: «Несомненно, что шрифт представляет собой произведение графики, причём как в отношении конкретной буквы, так и в отношении набора литер в целом. Поскольку понятие «дизайна» в законодательстве не раскрыто, а словоупотребление его ещё не имеет устоявшегося значения, и под ним можно понимать как порядок расстановки мебели в помещении, так и внешний вид любой вещи, можно признать шрифт также «произведением дизайна»…» (Юрьев Р.Н. Шрифт как объект авторского права). Таким образом, российское законодательство не содержит ограничений для охраны шрифта нормами авторского права.

Не менее важно рассмотреть отечественную судебную практику по данном вопросу. Судебных решений, касающихся признания шрифтов объектами авторского права, на настоящий момент вынесено немного. Наиболее важным судебным актом по вопросу охраноспособности шрифта как отдельного объекта авторского права является постановление Суда по интеллектуальным правам от 12 декабря 2014 года № С01–1268/2014 по делу № А40–20099/2014. В данном деле истец ООО НПО «Паратайп» обратилось в суд с исковым требованием к ответчику о запрете использовать шрифт «Родченко» (Rodchenko), в том числе при выпуске книг, распространять экземпляры книги и взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на произведение. Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования, запретив использовать шрифт и распространять книги с его использованием, а также взыскав частичную компенсацию. Суд апелляционной инстанции оставил решение в силе. Вышестоящие суды, в том числе Суд по интеллектуальным правам (далее – СИП), оставили решение в силе. Интерес представляют мотивировочные части судебных актов апелляционной и кассационной инстанций. СИП не рассматривал вопрос охраноспособности шрифта как объекта авторского права, он только сослался на нормы, где перечислены объекты авторского права, и по умолчанию стал рассматривать шрифт как произведение. Больший интерес представляет акт апелляционной инстанции.

«В апреле 2002 года Сафаев Т.И. в порядке выполнения служебных обязанностей по вышеуказанному трудовому договору создал и передал истцу как своему работодателю разработанный шрифт под названием «Родченко» (Rodchenko). Так, вышеуказанный шрифт представляет собой совокупность единых по стилистике изображений всех знаков латинского и кириллического алфавитов (в нескольких вариантах), необходимых для написания текстов. Шрифт потребовал для своего создания индивидуальной умственной деятельности, направленной на выражение эстетических представлений о внешнем виде букв и других знаков, является оригинальным произведением творчества автора Сафаева Т.И., а именно: произведением графики. Таким образом вышеуказанный шрифт в порядке ст. ст. 6 и 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст. 1259 ГК РФ является охраняемым объектом авторского права» (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2014 года № 09АП-32019/2014-ГК). Таким образом, суд апелляционной инстанции отнес шрифт к поименованным в ГК РФ объектам авторского права – произведениям графики. Не сумев обосновать, что шрифт не является объектом авторского права, в кассационной инстанции ответчик оспаривал постановление апелляции по другому основанию: ответчиком «было использовано не произведение (шрифт) в целом, а лишь отдельные элементы (знаки), которые представляют собой несущественную, неохраняемую часть произведения. По мнению заявителя кассационной жалобы, шрифт может являться объектом исключительных прав только в том случае, если он представляет собой полную совокупность всех символов и знаков, исполненных в едином стиле. <…> Поэтому, как полагает ответчик, использование отдельных знаков на обложке книги нельзя признать нарушением исключительных прав на произведение (шрифт) в целом» (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2014 № С01–1268/2014 по делу № А40–20099/2014). СИП не согласился с такими доводами: «…авторские права распространяются, в том числе на часть произведения, если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в какой-либо объективной форме <…> судам надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Ответчик, заявляя об отсутствии творческого характера использованной им части шрифта, не обосновал данный довод. Незаконное использование части произведения (шрифта), являющейся самостоятельным объектом гражданского оборота, означает нарушение исключительного права на само произведение, поскольку использование части произведения ‒ это фактически способ использования этого произведения» (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2014 № С01–1268/2014 по делу № А40–20099/2014).

Кроме того, СИП указал: «Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что элементы шрифта в отдельности не отражают творческого характера деятельности по их созданию по причине простоты и неотличимости от знаков другого шрифта, носит противоречивый характер, так как именно творческий характер, по мнению суда, обусловил применение ответчиком шрифта при оформлении обложки спорной книги» (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2014 № С01–1268/2014 по делу № А40–20099/2014). Таким образом, в указанном деле были рассмотрены два важнейших вопроса: является ли шрифт объектом авторского права в Российской Федерации и считается ли нарушением исключительных прав использование лишь части знаков шрифта (то есть признается ли часть символов шрифта отдельным объектом авторского права). На оба вопроса можно ответить утвердительно.

Подводя итоги, можно утверждать, что мировое сообщество, за некоторым исключением, признает шрифт объектом авторского права. Это вызвано в том числе тем, что в эпоху Интернета копирование и незаконное использование шрифтов стало проще, дешевле и безопаснее (в силу анонимности). Все это требует установления в законодательстве механизмов защиты прав создателей шрифтов, а также закрепления этих механизмов судебной практикой. Российское право отвечает вызовам времени, признавая шрифт объектом авторского права. Право США, будучи наиболее прогрессивным и гибким, в данном вопросе уступает большинству современных правопорядков, рассматривая объектом авторского права лишь компьютерную программу, воспроизводящую шрифт. При этом в США производится самое большое количество наиболее востребованных шрифтов. Поэтому остается надеяться, что за создателями шрифтов в США будет закреплен такой же объем прав, как и за создателями шрифтов в остальном мире.

Обратная связь:

Закон США об авторском праве

Эта публикация содержит текст Раздела 17 Кодекса США , включая все поправки, принятые Конгрессом до 27 декабря 2020 г. Он включает Закон об авторском праве 1976 г. и все последующие поправки к авторскому праву. закон; Закон о защите полупроводниковых микросхем от 1984 г. с поправками; и Закон о защите конструкции корпуса судна с поправками. Бюро регистрации авторских прав отвечает за регистрацию заявлений об интеллектуальной собственности во всех трех случаях.

Закон США об авторском праве содержится в главах с 1 по 8, с 10 по 12 и с 14 по 15 Раздела 17 Кодекса США . Закон об авторском праве 1976 г., обеспечивающий основу для действующего законодательства об авторском праве, был принят 19 октября 1976 г. под названием Pub. Л. № 94-553, 90 стат. 2541. Закон 1976 г. представляет собой комплексный пересмотр закона об авторском праве в Разделе 17.

В этом издании добавлено законодательство об авторском праве, принятое с момента выхода последнего печатного издания циркуляра в июне 2020 г.: положения Закона о сводных ассигнованиях 2021 г., в которые добавлен раздел 2319.C к Разделу 18, Кодекса США , касающемуся уголовных наказаний за нарушение авторских прав, и новой главы 15 к Разделу 17, Закона об альтернативе авторских прав в защите мелких исков (CASE) от 2020 года. Этот закон был подписан в декабре. 2020.

Закон США об авторском праве, май 2021 г. [размер 6 МБ]

Печатные копии Циркуляра 92 можно найти в Книжном магазине правительства США GPO.


Предисловие

Предисловие: Поправки к Разделу 17 с 1976

Главы

Раздел 17 Кодекса США

Глава 1:
Предмет и объем авторского права
Глава 2:
Право собственности и передача авторских прав
Глава 3:
Срок действия авторского права
Глава 4:
Уведомление об авторских правах, депозит и регистрация
Глава 5:
Нарушение авторских прав и средства правовой защиты
Глава 6:
Импорт и экспорт
Глава 7:
Бюро регистрации авторских прав
Глава 8:
Судебные разбирательства судей по авторским правам
Глава 9:
Защита полупроводниковых микросхем
Глава 10:
Цифровые устройства звукозаписи и носители
Глава 11:
Звукозаписи и музыкальные клипы
Глава 12:
Системы защиты авторских прав и управления
Глава 13:
Защита оригинальных образцов
Глава 14:
Несанкционированное использование Pre-1972 Звукозаписи
Глава 15:
Авторские права Мелкие претензии

Приложения

Переходные и соответствующие законодательные положения

Приложение A:
Закон об авторском праве 1976 г.
Приложение Б:
Закон об авторском праве в цифровую эпоху от 1998 г.
Приложение C:
Закон о реформе авторских отчислений и распространения от 2004 г.
Приложение D:
Закон о расширении и повторной авторизации спутникового домашнего просмотра от 2004 г.
Приложение Е:
Поправки к Закону об охране интеллектуальной собственности и судах от 2004 г.
Приложение F:
Закон о приоритизации ресурсов и организации интеллектуальной собственности от 2008 г.
Приложение G:
Закон о расширении спутникового телевидения и локализации от 2010 г.
Приложение H:
Закон об открытии потребительского выбора и конкуренции в области беспроводной связи
Приложение I:
Закон о повторной авторизации STELA от 2014 г.
Приложение J:
Закон об осуществлении Марракешского договора
Приложение К:
Закон Оррина Г. Хэтча и Боба Гудлатта о модернизации музыки
Приложение L:
Закон о защите и продвижении сообщества спутникового телевидения от 2019 г., Раздел X Закона о дополнительных консолидированных ассигнованиях, 2020 г.
Приложение М:
Альтернатива авторскому праву в Законе о защите мелких исков от 2020 г.

 

Связанные

Кодекс США Положения
Приложение N:
Раздел 18 — Преступления и уголовные Процедура, Кодекс США
Приложение О:
Раздел 28 — Судебная власть и судебная власть Процедура, код США
Приложение P:
Раздел 44 — Государственная печать и Документы, код США

Связанные международные положения

Приложение Q:
Осуществление Бернской конвенции Закон 1988 г.
Приложение R:
Закон о соглашениях Уругвайского раунда 1994 г.
Приложение S:
ГАТТ/Торговые аспекты Права интеллектуальной собственности (TRIPs) Соглашение, Часть II
Приложение Т:
Определение «Работы Бернской конвенции»

Что такое авторское право? | Бюро регистрации авторских прав США

Авторское право – это вид интеллектуальной собственности, который защищает оригинальные произведения авторства как только автор фиксирует произведение в материальной форме выражения . В авторском праве существует множество различных виды произведений, в том числе картины, фотографии, иллюстрации, музыкальные произведения, звукозаписи, компьютерные программы, книги, стихи, посты в блогах, фильмы, архитектурные произведения, пьесы и многое другое!


Авторское право – оригинальность и фиксация

Оригинальные произведения

Произведения являются оригинальными, если они независимо созданы автором-человеком и имеют минимальную степень творчества. Самостоятельное создание просто означает, что вы создаете его сами, не копируя. Верховный суд постановил, что для того, чтобы произведение было творческим, в нем должна быть «искра» и «небольшая доля» творчества. Однако есть некоторые вещи, которые не являются творческими, например: заголовки, имена, короткие фразы и слоганы; знакомые символы или рисунки; простые вариации типографского орнамента, надписей или окраски; а также простое перечисление ингредиентов или содержимого. И всегда помните, что авторское право защищает самовыражение, и никогда идеи, процедуры, методы, системы, процессы, концепции, принципы или открытия.

Фиксированные произведения

Произведение считается зафиксированным, когда оно запечатлено (либо автором, либо с разрешения автора) в достаточно постоянный носитель, так что произведение может восприниматься, воспроизводиться или сообщаться в течение более короткое время. Например, произведение фиксируется, когда вы его записываете или записываете.


«Конгресс должен иметь власть . . . Для продвижения прогресса наук и полезных искусств, путем обеспечения в течение ограниченного времени авторам и изобретателям исключительное право на их соответствующие сочинения и Открытия».

— Конституция США

Статья I, Раздел 8


Авторское право является частью законодательства США с основание нации. Конгресс принял первый федеральный закон об авторском праве в 1790 году, и обновлял его на протяжении многих лет, чтобы сохранить в ногу со временем. Наша хронология авторских прав объясняет больше истории авторского права.

Кто является владельцем авторских прав?

Каждый является владельцем авторских прав . Как только вы создаете оригинальное произведение и исправляете его, например, фотографируете, пишете стихотворение или блог или записываете новую песню, вы становитесь автором и владельцем.

Компании, организации и другие лица, помимо создателя произведения, также могут быть владельцами авторских прав. Закон об авторском праве допускает право собственности через «произведения, сделанные по найму», что устанавливает, что произведения, созданные работником в рамках работы по найму, принадлежат работодателю. Доктрина работы, выполняемой по найму, также применяется к определенным отношениям с независимыми подрядчиками для определенных типов работ по заказу.

Право собственности на авторские права также может исходить из договоров, таких как уступки прав, или из других видов передачи, таких как завещания и завещания.


Какие права предоставляет авторское право?

Закон об авторском праве США предоставляет владельцам авторских прав следующие исключительные права:

  • Воспроизводить произведение в виде копий или фонограмм.
  • Подготовить производные работы на основе работы.
  • Распространять среди публики копии или фонограммы произведения путем продажи или иной передачи права собственности либо путем сдачи внаем, аренды или предоставления во временное пользование.
  • Публично исполнять произведение, если это литературное, музыкальное, драматическое или хореографическое произведение; пантомима; или кинофильм или другое аудиовизуальное произведение.
  • Публично демонстрировать произведение, если это литературное, музыкальное, драматическое или хореографическое произведение; пантомима; или живописное, графическое или скульптурное произведение. Это право также распространяется на отдельные изображения кинофильма или другого аудиовизуального произведения.
  • Публично исполнять произведение посредством цифровой аудиопередачи, если произведение представляет собой звукозапись.

Авторское право также предоставляет правообладателю право уполномочивать других на осуществление этих исключительных прав с учетом определенных установленных законом ограничений.


Как долго действует защита авторских прав?

Срок охраны авторских прав зависит от того, когда произведение было создано. Согласно действующему законодательству, произведения, созданные 1 января 1978 года или позднее, имеют срок действия авторского права в течение жизни автора плюс семьдесят лет после смерти автора. Если произведение является совместным произведением, срок составляет семьдесят лет после смерти последнего из оставшихся в живых авторов. Для произведений, созданных по найму, а также анонимных или псевдонимных произведений защита авторских прав составляет 95 лет с момента публикации или 120 лет с момента создания, в зависимости от того, что короче. Работы, созданные до 19 лет78 имеют другой таймфрейм. Узнайте больше о сроке действия авторских прав в нашем Циркуляре о сроках действия авторских прав .


Когда я могу использовать работы, которые не принадлежат мне?

Соглашения, исключения и ограничения

Важно знать, что мы все также являемся пользователями авторских прав . Когда мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку или используем видеоигры или программное обеспечение, мы используем произведения, защищенные авторским правом.

Таким образом, даже если вы не являетесь владельцем произведения, вы все равно можете его использовать. В дополнение к покупке или лицензированию произведений (или иному способу получения разрешения на использование произведения) вы также можете использовать одно из исключений и ограничений Закона об авторском праве или полагаться на произведения, находящиеся в общественном достоянии.

Исключения и ограничения Закона об авторском праве, содержащиеся в разделах 107-122, включают добросовестное использование, «доктрину первой продажи», некоторые репродукции библиотеками и архивами, определенные представления и показы, передачи программ вещания по кабелю и спутнику, и это лишь некоторые из них. Заинтересованы в дополнительной информации о добросовестном использовании? Взгляните на наш индекс добросовестного использования. Полный список исключений из защиты авторских прав можно найти в главе 1 раздела 17 Свода законов США.

Вы также можете использовать произведения, находящиеся в общественном достоянии. Произведениями, находящимися в общественном достоянии, являются те, которые никогда не охранялись авторским правом (например, факты или открытия), или произведения, срок охраны которых закончился либо потому, что он истек, либо владелец не выполнил ранее требуемую формальность. В настоящее время все до 1926 произведений в США находятся в общественном достоянии, поскольку срок действия авторских прав на эти произведения истек.


Что такое регистрация авторских прав?

Авторское право возникает автоматически в оригинальном авторском произведении, как только оно зафиксировано, но владелец авторского права может принять меры для усиления защиты. Самый важный шаг – регистрация работы. Регистрация произведения не является обязательной, но для произведений в США регистрация (или отказ) необходима для защиты исключительных прав авторского права посредством судебного разбирательства. Своевременная регистрация также позволяет владельцам авторских прав добиваться определенных видов денежной компенсации за ущерб и оплаты услуг адвокатов в случае возникновения судебного процесса, а также обеспечивать презумпцию правильности информации в свидетельстве о регистрации.

Регистрация авторских прав также приносит пользу обществу в целом. Это облегчает рынок лицензирования, позволяя людям находить информацию об авторских правах, и предоставляет общественности уведомление о том, что кто-то требует защиты авторских прав. Он также содержит записи о творчестве этой нации.

В США есть только одно место для регистрации претензий на авторские права: Бюро регистрации авторских прав. Для получения дополнительной информации о преимуществах и процедурах регистрации см. наш Регистрация авторских прав Циркуляр.


А как насчет других прав интеллектуальной собственности?

Патенты и товарные знаки являются другими видами интеллектуальной собственности, которые могут охватывать произведения и рассматриваются отдельно от права на авторское право. Например, патенты, выдаваемые государством, защищают определенные изобретения или открытия, образцы промышленных изделий и сорта растений. Закон о товарных знаках, с другой стороны, защищает слова, имена, символы или средства, используемые в торговле товарами или услугами, чтобы указать источник товаров и отличить их от товаров или услуг других. Для получения дополнительной информации об этих других типах интеллектуальной собственности ознакомьтесь с информацией о патентах и ​​товарных знаках Ведомства США по патентам и товарным знакам.


Что делать, если произошла смена владельца?

Запись документов

Бюро регистрации авторских прав также ведет учет документов, связанных с авторским правом. Это известно как запись и означает, что Управление просматривает и принимает документы, а также ведет учет документов, предоставляемых людьми. Запись относится к трем разным видам документов: передаче прав собственности, другим документам, касающимся авторских прав, и уведомлениям о прекращении действия, которые авторы или их наследники используют при прекращении действия определенных передач или лицензий.


Что такое обязательное лицензирование?

Государственные лицензии являются одними из ограничений Закона об авторском праве. Они касаются определенного использования музыкальных композиций, звукозаписей, а также кабельных и спутниковых программ. Для получения исчерпывающей информации о музыкальных композициях и звукозаписях у нас есть ряд полезных ресурсов, таких как наши циркуляры и наша специальная страница Закона о модернизации музыки. Для получения информации об использовании кабельного и спутникового телевидения посетите нашу страницу Отдела лицензирования.


Готовы к дополнительной информации?

Для получения более общей информации об авторском праве см. нашу серию видеороликов Learning Engine. Вы можете узнать о регистрации своих заявлений об авторских правах, в том числе о некоторых наших заявках на несколько распространенных типов работ, на нашей странице «Вовлекайте свое творчество». Если вам нужна более подробная информация об авторском праве, мы приглашаем вас прочитать наши циркуляры или часто задаваемые вопросы. Чтобы получить более подробное руководство, воспользуйтесь нашим Компендиумом практик Бюро регистрации авторских прав США, третье издание. Компендиум — это руководство Управления по административным вопросам, касающееся Закона об авторском праве, а также наших правил и практики. Он инструктирует сотрудников агентства относительно их уставных обязанностей и предоставляет экспертные рекомендации заявителям на авторские права, специалистам-практикам, ученым, судам и представителям широкой общественности в отношении институциональной практики и связанных с ними принципов права.

Мы здесь, чтобы помочь!

Веб-сайт Бюро регистрации авторских прав, copyright.gov, является исчерпывающим источником информации об авторских правах. Если вам нужна дополнительная помощь, Служба общественной информации готова помочь. Вы можете связаться с нами через Интернет, позвонить по телефону (202) 707-3000 или 1-877-476-0778 (звонок бесплатный) или посетить офис в Вашингтоне, округ Колумбия, в здании Библиотеки Конгресса в Мэдисоне. Персонал доступен с понедельника по пятницу с 8:30 до 17:00, кроме государственных праздников. Хотите узнать больше об Бюро регистрации авторских прав и о том, чем мы занимаемся? Посетите нашу обзорную страницу, где вы сможете узнать, как мы помогаем населению с 1870 года.

авторское право | Векс | Закон США

Авторское право — это исключительное законное право воспроизводить, публиковать, продавать или распространять содержание и форму чего-либо.

Обзор — Закон США об авторском праве

Закон США об авторском праве (кодифицированный в 17 U. S.C. §§ 101–810) — это федеральный закон, защищающий труды авторов. Обратите внимание, что достижения в области технологий привели к постоянно расширяющемуся пониманию слова «письма». Закон об авторском праве теперь распространяется на архитектурный дизайн, программное обеспечение, графику, кинофильмы, звукозаписи и многое другое. Все авторские произведения, зафиксированные в материальном носителе выражения и находящиеся в пределах объекта авторского права, считались подпадающими под исключительную юрисдикцию Закона об авторском праве, независимо от того, было ли произведение создано до или после этой даты и было ли оно опубликовано или неопубликовано.

В соответствии с § 102 охрана авторских прав существует в отношении оригинальных авторских работ, зафиксированных на любом материальном носителе выражения, с помощью которого они могут быть восприняты, воспроизведены или иным образом переданы либо непосредственно, либо с помощью машины или устройства.

Производные работы

В соответствии с § 106 владелец авторских прав имеет исключительное право воспроизводить, распространять, исполнять, отображать, лицензировать и создавать производные работы на основе работы, защищенной авторским правом.

Ярмарка

В соответствии с § 107 исключительные права владельца авторских прав подлежат ограничению в соответствии с доктриной «добросовестного использования». Добросовестное использование произведения, защищенного авторским правом, в таких целях, как критика, комментарии, новостные репортажи, обучение, стипендия или исследование, не является нарушением авторских прав. Чтобы определить, квалифицируется ли конкретное использование как добросовестное использование, суды применяют многофакторный тест баланса из § 107. концепция, принцип или открытие. Например, если книга написана с описанием новой системы бухгалтерского учета, защита авторских прав распространяется только на авторское описание системы бухгалтерского учета; он не защищает саму систему. Это мнение было выражено в деле Бейкер против Селдена, 101 U.S. 99 (1879 г.).

В дополнение к тому, что произведение было создано независимо автором, для того чтобы оно могло претендовать на защиту авторских прав, произведение также должно демонстрировать минимум оригинальности. В деле Feist Publications против Rural Telephone Service, 499 U.S. 340 (1991) Верховный суд постановил, что произведение должно иметь «некоторую минимальную степень творчества». Таким образом, простой алфавитный список данных не защищен, но другие исходные аспекты работы (макет страницы, дизайн, формат или даже конкретный выбор точек данных) могут быть защищены. Это подчеркивает идею о том, что сама информация не защищена авторским правом, а только ее конкретные схемы или представления.

Регистрация авторских прав

В соответствии с Законом об авторском праве 1976 года регистрация авторских прав является добровольной и может осуществляться в любое время в течение срока действия охраны. См. § 408. Хотя регистрация произведения в Бюро регистрации авторских прав не является предварительным условием для защиты, в соответствии с § 411 иск о нарушении авторских прав не может быть возбужден до тех пор, пока авторское право не будет официально зарегистрировано в Бюро регистрации авторских прав.

Требование о депонировании

Депонирование копий в Бюро регистрации авторских прав для использования Библиотекой Конгресса является отдельным требованием от регистрации. В соответствии с § 407 несоблюдение требования о депозите в течение трех месяцев после публикации защищенного произведения может привести к административному штрафу. Реестр авторских прав может освободить определенные категории материалов от требований о депонировании.

Уведомление об авторских правах

В 1989 году США присоединились к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. В соответствии с требованиями Бернской конвенции уведомление об авторских правах больше не является условием охраны произведений, опубликованных после 1 марта 1989 года. Это изменение требования об уведомлении применяется только к копиям произведений, публично распространяемых после 1 марта 1989 года.

Однако отсутствие уведомления может быть существенным фактором при определении достоинств защиты от невиновного нарушения. См. § 401(d).

Бернская конвенция также изменила правило, сделав регистрацию авторских прав предварительным условием для подачи иска о нарушении прав. В отношении произведений, происходящих из страны-участницы Бернской конвенции, иск о нарушении прав может быть инициирован без регистрации произведения в Бюро регистрации авторских прав США. Однако для произведений американского происхождения по-прежнему требуется регистрация до подачи иска.

Федеральным агентством, ответственным за исполнение закона, является Бюро регистрации авторских прав Библиотеки Конгресса. См. § 701 закона. Его положения содержатся в частях 201–204 раздела 37 Свода федеральных правил.

Федеральный материал
Конституция США и федеральные законы
  • Закон США об авторском праве
  • Аннотированная конституция CRS
Постановления Федерального агентства
  • Свод федеральных постановлений: 37 CFR, глава.
    Авторское право в сша: Авторское право США — особенности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх