Что такое контраст: Приём контраста в литературе, что такое контраст, примеры в произведениях

Приём контраста в литературе, что такое контраст, примеры в произведениях

Контраст – это важный художественный приём, который основан на резком противопоставлении друг другу событий, явлений, характеров героев книги. Он часто используется авторами при формировании сложной системы образов в литературных произведениях. Художественный приём, основанный на противопоставлении образов, событий, явлений, характеров – один из способов восприятия писателем действительности.

Что такое прием контраста в литературе

Многие лингвисты уделяли особое внимание изучению контраста как основного принципаорганизации сюжета. Его психологическим механизмом всерьёз ещё заинтересовался А. А. Потебня – учёный-словесник 19 века, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, талантливый литературовед, философ, языковед.

Контрастность в литературе стала предметом изучения многих специалистов. К примеру, В. А. Ларин чётко подметил роль контрастной смены тональности отдельных эпизодов «Судьбы человека» – рассказа М. А. Шолохова. В.В. Одинцов подробно рассматривал значение подобного художественного приёма в построении сцены «Ночь в Отрадном» (это композиционно важная сцена произведения Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Виды контраста

Контраст в литературе – многогранное определение.Существуют перечисленные ниже виды этого стилистического приёма:

контраст (противопоставление) характеров. Он чаще всего используется в произведениях крупной формы. Контраст в литературе предусматривает примеры совершенно разнообразные. Довольно часто встречается противопоставление антагониста протагонисту (профессор Мориарти – Шерлок Холмс, Волан-де Морт – Гарри Поттер). Антигерою может противопоставляться носитель истины. Так происходит в произведении «Преступление и наказание». В романе Ф. М. Достоевского совершавшему убийство старухи-процентщицы противопоставлен Порфирий Петрович, умный и проницательный следователь. Автор может преследовать цель противопоставить характер одного персонажа личным качествам другого и в тех произведениях, где центральное место отводится любовной коллизии. Яркий тому пример – книга «Любовник леди Чаттерлей». В этом произведении характеры главной героини и её супруга представляют собой резкую противоположность;

контраст (противопоставление) внешнего и внутреннего, формы и содержания. В большинстве случаев он проявляется в противопоставлении внешности литературного персонажа его складу характера, желаниям. Такой прием контраст оказался довольно популярным у писателей. В частности, главный герой романа О. Уайльда «Дориан Грей» замечательно хорош внешне. Но за красотой этого персонажа скрывается уродливая душа страшного старика;

контраст в названии произведений. В художественной литературе существует множество ярких примеров такого стилистического приёма. Это произведения «Война и мир», «Преступление и наказание», «Живой труп», «Красное и белое»;

противопоставление ожидаемого действительному, истинному. На подобном примере строятся все антиутопии. В подобных произведениях картина идеального мира в реальности оказывается далёкой от идеала. Так, в книге О. Хаксли «О, дивный новый мир» достижение «общества всеобщего счастья» оказывается невозможным;

контраст символов. Порой образы-символы также противопоставляются друг другу. В книге «Война и мир» представлены два описания одного и того же дерева (образ дуба, который ещё не проснулся после зимнего «сна», и могучего дуба-великана, покрытого густой листвой).

Роль контраста в произведениях

Основные функции такого художественного приема, как контраст, – текстообразующая и стилеобразующая. Его использование может способствовать реализации разнообразных стилевых черт – образности, субъективности, динамизма.

В стихотворении

Антитезы и оксюмороны способствуют усилению эмоциональности художественной речи в поэзии. Они помогают полнее передать всю сложность чувств, испытываемых автором произведения. С помощью оксюморонов и антитезы раскрывается единство противоположностей.

Противопоставление в стихотворении С.А. Есенина зачастую строится на контрасте эмоциональных лексем. Яркие тому примеры – выражения «плачет и смеется», «грустная радость».

Идейно-тематическое содержание стихотворения «Среди миров» И. Анненского раскрывается через эмоциональный контраст тьмы и света:

Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя. Не потому, что б я ее любил,
А потому, что мне темно с другими.

Контраст и в стихотворении Н. Рубцова «На озере» играет большую боль. Противопоставление воплощено в фразе «Чёрного лебедя белым!»

Хотите получать уведомления о новых записях в нашем блоге?

Подпишитесь на регулярную рассылку, оставив свой email в поле ниже

В повести

Контраст – основной стилистический прием в повести «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина. В этом произведении противопоставляются житейское и романтическое, «маскарадный» аристократизм и очарование простых крестьянских девушек. Законодательницей моды в «Барышне-крестьянке» является старая гувернантка мисс Жаксон. Цвет лица носительницы черт английского аристократизма – очень важная для писателя деталь. Недаром А. С. Пушкин несколько раз заостряет на ней внимание читателя. Великий писатель не случайно столь безжалостно ироничен по отношению к героине. За неестественной, искусственной бледностью мисс Жаксон явственно угадывается стремление скрыть истинное лицо.

Смуглая барышня Лиза противопоставлена набеленной, чопорной гувернантке. Цвет лица – деталь, которая объединяет главную героиню повести с крестьянскими девушками, проводящими долгие часы за работой на сенокосе. Прием резкого противопоставления использован и в описании одежды. На свидание к молодому барину, Алексею Берестову, барышня Лиза отправилась в невзрачном сарафане тёмных цветовых тонов. Этот незатейливый наряд из дешёвой китайки (как и смуглый цвет лица) словно бы приблизил героиню к народной среде.

Портреты всех героев «Повестей Белкина» отличаются глубоким психологизмом. Это справедливо и по отношению к «Барышне-крестьянке» с её «водевильной» фабулой (недоразумениями, переодеваниями, счастливой развязкой). Портреты главных героев художественного произведения характеризуются правдивостью и глубиной. Приведём один простой пример. При первой встрече с Алексеем Берестовым барышня-крестьянка «притворялась полуиспуганной, полузастенчивой». В этой фразе отражено сложное психологическое состояние Лизы, в котором угадываются сразу три оттенка:

  • испуг;

  • притворство;

  • застенчивость.

Стеснение и испуг отразились на лице главной героини, оказались запечатлёнными в её жестах, позе. Но от взгляда читателя не скрылось и не замеченное Алексеем Берестовым лукавство, притаившееся в глубине красивых глаз притворщицы.

В романе

Произведение Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» давно успело стать одним из бестселлеров американской литературы. В этом романе повествуется о событиях, происходящих в южных штатах США в период гражданской войны. Характер эгоистичной Скарлетт О’Хара противопоставлен бескорыстному, добросердечному поведению Мелани Гамильтон Уилкс.

Главный герой произведения «Над пропастью во ржи», в свою очередь, оказывается в конфронтации со всем миром. Характер персонажа (Холдена Колфилда) противопоставлен мироустройству в целом.

Прием контраста в творчестве Л. Н. Толстого

Контраст в литературно-художественных произведениях Льва Николаевича Толстого заслуживает особого внимания. Этот стилистический приём активно использовался автором в тексте «Войны и мира», «Севастопольских рассказах».

Художественная литература Толстого – произведения, в которых контраст позволяет глубже понять творческий замысел автора. В своих литературных трудах знаменитый писатель широко использовал антитезу. Это выразительное средство (стилистическая фигура контраста в ораторской или художественной речи) предусматривает резкое противопоставление понятий, состояний или образов.

Обратите внимание! Антитеза, как правило, предусматривает сравнение двух противоположных явлений, присущих разным предметам.

Контраст – художественный прием, который был использован Л. Толстым и в произведении «После бала». Произведение не случайно называется именно так. Чудовищное событие, которое сильно повлияло на дальнейшую судьбу главного героя, произошло после роскошного, шумного бала.

При построении рассказа большая роль уделяется приему антитезы. В произведении дано контрастное описание сцен танцев на балу и истязания солдата (с большим количеством противопоставляющих деталей). Без эпизода наказания беглого татарина картина бала, преисполненная восторженных чувств и грациозности, утратила бы всякий смысл. В свою очередь, сцена избиения солдата не показалась бы главному герою такой отталкивающей и уродливой, если бы ей не предшествовал блистательный бал. Чем более радостным и праздничным юноша видел окружающий мир в начале повествования, тем более трагичным стало его прозрение. Литературный контраст – стилистический приём, при помощи которого Л. Толстой показал неприглядность поведения и жёстокость взглядов некоторых представителей высшего общества.

Хорошая книга начинается с грамотно продуманной аннотации

Конечно же, разительный контраст и другие стилистические приёмы сделают ваш авторский стиль уникальным и запоминающимся. Но не стоит забывать и о значении хорошей аннотации к книге. Текст, написанный специалистами ЛитРес: Самиздат, поможет привлечь внимание читателей к вашему произведению. На издательской платформе представлены и другие ценные для начинающего автора услуги (редактура и корректура текста, помощь «персонального помощника», верстка электронной книги).

Опубликовать свою книгу

Другие статьи в нашем блоге:

Как написать книгу

Что такое символ в литературе

Что такое звукоподражание

Чем отзыв отличается от рецензии?

Контраст как прием | Пиши.

про

Пиши .про для писателей

  1. Сайт для писателей
  2. Теория
  3. Контраст как прием

  Теория

16 Июля

12 минут на чтение


Содержание:

  • Виды контраста (противопоставлений) в литературе

В теории литературы контраст – это художественный прием создания образов, основанный на резком противопоставлении друг другу явлений, событий, персон, характеров. Контраст часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении.

Виды контраста (противопоставлений) в литературе:

  1. Противопоставление (контраст) характеров.Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Шерлоку Холмсу – профессор Мориарти, Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, преступнику Родиону Раскольникову противопоставлен следователь Порфирий Петрович, эгоистичной Скарлетт О’Хара – бескорыстная, добросердечная Мелани Гамильтон Уилкс, ленивому Обломову – деятельный Штольц. В произведениях, где центральное место отведено любовной коллизии, тоже можно встретить противопоставление характеров: в «Любовнике леди Чаттерлей» Дэвида Лоуренса характер главной героини Констанции Рейд противостоит характеру супруга. В романе «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Джерома Дэвида Сэлинджера главный герой Холден Колфилд находится в конфронтации со всем миром, его характер противопоставлен не характеру другого персонажа, а самому мироустройству.
  2. Противопоставление (контраст) формы и содержания, внешнего – внутреннему. Наиболее ёмко такая форма контраста проявляется в противопоставлении внешности героя его внутреннему содержанию – характеру, складу личности,  его желаниям и целям. Это довольно распространенный прием: прекрасное оказывается ужасным. Одним из самых ярких примеров противопоставления такого рода оказывается Дориан Грей –главный герой романа Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея», блестящий красавец, душу которого характеризует портрет, изображающий страшного старика. Так же красив и ужасен Жорж Дюруа – герой романа «Милый друг» Ги де Мопассана; и уже упомянутая Скарлетт О’Хара – героиня «Унесенных ветром» Марграет Митчелл, и Серсея Ланнистер – из «Песни льда и пламени» Джона Мартина. Однако бывает, что подобный тип контраста срабатывает наоборот: непривлекательный герой оказывается носителем истины, добродетели, нравственных ценностей и т.д. Например, в трилогии «Миллениум» Стига Ларсена («Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем», «Девушка, которая взрывала воздушные замки») Лисбет Саландр – барышня со всеми признаками асоциальной личности неожиданно становится супергероем.
    На этом же приеме создается образ Сирано де Бержерака – героя одноименной драмы Эдмона Ростана – это мужчина непривлекательной внешности, но смелый, бескорыстный, обладающий добрым сердцем и мощным поэтическим талантом.
  3. Противопоставление (контраст) в названиях произведений:
    Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями. Примеры использования: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.
  4. Противопоставление (контраст) мнимого, ожидаемого, декларируемого – истинному, действительному. На этом приеме построены все антиутопии: изображение идеального мира, в котором всё, вопреки ожиданиям, далеко от идеала и даже наоборот – несет угрозу обитателям. Так, в романе «О, дивный новый мир» Олдаса Хаксли «общество всеобщего счастья» так и не удается достичь, несмотря на повсеместное употребление сомы и другие прелести жизни без моральных запретов. Нарисованный очаг в каморке Папы Карло – создает эффект двойного контраста. Во-первых, читатель ожидает, что очаг должен быть настоящим, а он оказывается нарисованным. Во-вторых, картина с изображением очага оказывается ширмой, скрывающей дверь в новый счастливый мир.
  5. Противопоставление (контраст) символов. Образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана:

Л.Н.Толстой «Война и мир» Встреча князя Андрея Болконского с дубом

«… На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы.

Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков — где попало. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей. — Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая…
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» — подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему.


«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

Поделитесь с друзьями