Что такое виньетирование?
Виньетирование, выражаясь простыми терминами, — это затемнение углов изображения по сравнению с центром. Оно может быть вызвано либо оптикой, либо намеренно добавлено при постобработке, чтобы привлечь взгляд зрителя к центру изображения. В зависимости от типа и причины виньетирование может быть постепенным или резким.
Существует несколько причин оптического виньетирования — оно может получаться естественным образом во всех объективах или может быть вызвано или увеличено/усилено из-за использования внешних инструментов (фильтров, держателей фильтров и бленд объективов). В нашей статье профессиональный фотограф Назим Мансуров (Nasim Mansurov) подробно рассказывает о каждом типе виньетирования.
1) Типы виньетирования
Некоторые типы виньетирования естественным образом вызваны оптическим дизайном линз, другие могут возникать при использовании сторонних аксессуаров, таких как фильтры и удлиненные бленды, а некоторые искусственно добавляются фотографом в постобработке.
1.1) Оптическое виньетирование
Оптическое виньетирование естественным образом встречается во всех линзах. В зависимости от оптического дизайна и конструкции объектива на одних объективах оно может быть довольно сильным, а на других едва заметным. Тем не менее, виньетирование происходит на большинстве современных объективов, особенно на фиксированных с большими значениями диафрагмы. Для этого есть две причины. Во-первых, в самых широких диафрагмах свет, который попадает в объектив, частично блокируется его оправой, как показано на следующей диаграмме:
Оптическое виньетирование. Входной зрачок. Легенда: Оптическая ось, Периферийные световые лучи, Центральные световые лучи, Плоскость изображения
Из-за длины оправы объектива и ее относительного размера передней и задней оправы периферийные световые лучи, которые распространяются под крайними углами, частично блокируются. В результате яркость света, который достигает плоскости изображения под такими углами, естественным образом уменьшается в направлении краев кадра. Такое виньетирование в основном проявляется при больших значениях диафрагмы, поскольку именно оправа объектива блокирует периферийный свет с передней и задней ее сторон.
Обратите особое внимание на входной зрачок в приведенном выше примере. Как видите, он круглый в центре, но принимает другую форму в углах, которую некоторые называют «кошачьим глазом».
Выше приведено сравнение боке между 4 разными объективами Nikkor 50 мм. Поскольку кадрирование было взято с одной и той же части изображения, это хороший пример оптического виньетирования в действии. Как видите, все линзы по-разному отображают блики в углах. На форму влияет физический размер передних и задних элементов, длина оправы объектива и размер диафрагмы.
Во-вторых, когда свет проходит через любой объектив, световые лучи на его периферии распространяются дольше, чем в центре. Это особенно заметно на широкоугольных и сверхширокоугольных объективах. К тому времени, когда лучи достигнут датчика цифровой камеры, на изображениях будет больше виньетирования.
1.2) Пиксельное виньетирование
Цифровые камеры также страдают от пиксельного виньетирования. По сравнению с оптическим виньетированием этот тип применим только к датчикам изображения. Поскольку цифровые датчики плоские, все их пиксели одинаково построены и направлены. На пиксели в центре датчика световые лучи падают под углом 90 градусов, в то время как на пиксели в углу — под небольшим. Из-за этого датчики в углах будут получать немного меньше света по сравнению с центром, и получится пиксельное виньетирование. Оно не может быть устранено путем диафрагмирования, поскольку зависит от угла, под которым свет достигает отдельных пикселей на цифровом датчике.
1.3) Механическое/вспомогательное виньетирование
Из-за встречающихся предельных углов, при которых свет попадает в объектив, особенно на сверхширокоугольных, производители часто конструируют объективы с небольшим зазором, чтобы можно было устанавливать различные аксессуары, такие как фильтры и бленды. Бленды всегда намного больше, чем передний элемент объектива. Идея состоит в том, чтобы блокировать яркие источники света от попадания в объектив под предельными углами для предотвращения бликов, ореолов и снижения контраста из-за внутренних отражений, без блокирования необходимого света, что, очевидно, приведет к виньетированию. Производители поэтому внимательно следят за размерами бленды объективов и за тем, чтобы они были достаточно большими, чтобы пропускать свет без виньетирования. Всегда следует использовать те бленды, которые рекомендуются производителем.
Поскольку бленды для объективов изготавливаются под конкретный объектив, они обычно не являются источником виньетирования. В большинстве случаев оно вызывается фильтрами, держателями фильтров и другими инструментами сторонних производителей. Большинство производителей проектируют свои объективы для размещения одного фильтра, независимо от того, используются ли они для защиты или в других целях.
Для уменьшения виньетирования необходимо использовать специальное широкоугольное кольцо. Если держатель фильтра прикреплен к другому фильтру, виньетирование становится очень жестким, что требует дальнейшего кадрирования. И если система фильтров слишком толстая, с виньетированием все может быть очень плохо, как в примере ниже.
NIKON D800E + 28-300 мм f/3,5-5,6 при 28 мм, ISO 200, 1/250, f/8,0
В приведенном выше случае, единственный способ уменьшить виньетирование — использовать более тонкие держатели фильтров, которые не слишком сильно выступают.
Чтобы уменьшить механическое виньетирование, рекомендуется использовать поставляемые изготовителем бленды, тонкие кольца и адаптеры для крепления фильтров большего размера.
1.4) Искусственное виньетирование
В некоторых случаях эффект виньетирования может отвлекать внимание зрителя от углов кадра к центру изображения. Фактически, некоторые фотографы склонны оставлять оптическое виньетирование на изображениях, в то время как другие специально добавляют виньетирование или усиливают его эффект во время постобработки. Ниже пример виньетирования, которое было специально добавлено, чтобы привлечь внимание к основному объекту в кадре.
NIKON D800E + 80-400 мм f/4,5-5,6 @ 400 мм, ISO 100, 1/250, f/5,6
2) Уменьшение виньетирования в камере
Некоторые современные производители предлагают сокращение виньетирования непосредственно в камере. Например, и Nikon, и Canon обладают данными, специфичными для объектива, предварительно загруженные в прошивку камеры, чтобы уменьшить виньетирование и другие аберрации объектива. Хотя эта функция, безусловно, полезна для изображений JPEG, они практически не влияют на изображения RAW. Собственные, специфичные для производителя данные, которые записываются в файлы RAW, к сожалению, удаляются сторонними инструментами (Lightroom, Aperture и Photoshop). Чтобы сохранить специфичные для камеры настройки управления виньетированием, необходимо использовать предоставленные производителем инструменты постобработки, такие как Capture NX, чтобы считывать данные заголовка и применять их к изображениям RAW при импорте.
Заключение: виньетировать или нет?
Выбор зависит от того, является ли это оптическим виньетированием или виньетированием, вызванным использованием аксессуаров. При фотографировании живых существ и другой жизни Назим Мансуров часто оставляет оптическое виньетирование на изображениях для большей глубины. В некоторых случаях, иногда стоит намеренно добавить виньетирование, чтобы привлечь внимание зрителя к объекту в кадре. Однако для пейзажной и архитектурной фотографии Назим в основном избавляется от него, поскольку нужно, чтобы зритель сосредоточился на всем изображении, а не на его частях.
Виньетирование | это… Что такое Виньетирование?
Завиньетированная фотография
Виньети́рование — затемнение изображения по краям кадра (в фотографии и оптике). Виньетирование (фр. vignette — заставка) — ослабление проходящего под углом по отношению к оптической оси потока лучей в оптической системе. Приводит к постепенному падению яркости изображения от центра к краям, соответственно больше всего заметно по углам кадра. Термин применяется и к затемнению части изображения из-за различных преград на пути света.
Виньетирования коэффициент — величина, количественно характеризующая падение освещённости изображения, создаваемого оптической системой. Равен отношению величин телесных углов или площадей поперечных сечений пучков света, образующих изображения точек на краю поля изображения и в центре.
Существующие методы цифровой обработки изображений позволяют частично компенсировать виньетирование.
В лазерных оптических системах виньетирование, как правило, приводит к уменьшению мощности, изменению формы и сечения пучка, а также может вызывать дифракционное рассеяние на виньетирующих апертурах.
Виньетирование в фотографии
Виньетирование, как правило, характерно для широкоугольных объективов, телеобъективов, а также для оптических систем с большой светосилой. При уменьшении относительного отверстия (диафрагмы) в оптической системе, эффект виньетирования снижается или же пропадает вовсе.
В цифровой фотографии с момента выпуска объективов предназначенных для кропнутых камер, виньетирование появляется в случае, если надеть на полноформатную камеру объектив предназначенный для кропнутых камер, как результат, мы получим сильное виньетирование из-за разницы в углах обзора.
На широкоугольных объективах виньетирование может появляться в случае использования фильтров, поэтому для широкоугольных линз рекомендуется покупать фильтры с тонкой оправой.
Нежелательное виньетирование можно частично или полностью убрать при редактировании фотографий или же автоматически. Например, в камерах Кэнон для этого есть функция коррекции периферийного освещения. Виньетирование, образовавшееся из-за фильтра или использования объективов предназначенных для кропнутых камер на полноформатных камерах, убрать не получится.
Очень часто виньетирование используют в художественных целях.
Виньетирование как художественный приём
В век развития цифровой техники, когда обработка изображений посредством компьютерных программ доступна многим, виньетирование как художественный приём становится достаточно популярным явлением. Любой творчески настроенный фотохудожник либо экспериментировал с этим приемом, либо использовал его в своих работах.
Затемнение или осветление краев кадра несет определенную художественную нагрузку: искусственным образом отвлекает зрителя от несущественных деталей, фокусируя его внимание на нужных объектах фотоснимка создавая изобразительный акцент.
Изобразительный акцент с помощью виньетирования легко смещается с второстепенных предметов на сцену, которую художник желает выделить, подчеркнуть и привлечь тем самым внимание зрителей к той или иной сцене.
Фотохудожник может использовать виньетирование для достижения своего творческого замысла, расставляя световые акценты на нужных ему деталях, предметах или героях в кадре. Особенностью приёма является то, что он сравнительно прост в применении, но при этом достаточно эффективен в достижении выразительности.
Стоит отметить, что если общепринятым понятием виньетирование признано считать затемнение кадра по краям, то в художественном приёме виньетирования можно не только затемнять края кадра, но и осветлять (в плёночной фотографии применяли вньетирование при печати снимков с негатива), а также выборочно на поле кадра менять освещённость отдельно взятых деталей.
Однако наличие виньетирования не всегда означает, что фотограф использовал его умышленно, как художественный приём. Например, ломография — отдельное течение в фотографии, где виньетирование является общепринятым, и является следствием использования дешёвой фототехники, с плохими оптическими характеристиками.
Примечания
- Что такое виньетирование? «Про фото»
- БСЭ. Статья «Виньетирование».
- Виньетирование // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е.
А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
- Виньетирования коэффициент // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
Виньетирование объектива Canon (Light Fall-off)
Что такое виньетирование объектива (или ослабление света)?
Как видно из примера на картинке выше, виньетирование (или ослабление света) — это эффект, вызванный тем, что больше света достигает центра изображения, чем краев. Существует несколько видов виньетирования…
Механическое или физическое виньетирование вызвано физическим препятствием
предотвращение попадания света в поле зрения объектива на датчик изображения камеры.
Механическое виньетирование, пожалуй, самая простая для понимания форма виньетирования.
Физическое препятствие может быть вызвано оправой объектива, фильтром, блендой объектива (неправильно сконструированной или смещенной). — или что-то еще на пути — препятствующее попаданию света на объектив.
Попробуйте посмотреть в видоискатель и заблокировать попадание света на край объектива (можно использовать руку).
Эффект механического виньетирования обычно представляет собой сильное темное круглое затемнение, наиболее заметное в углах изображения.
и он исчезает, когда объектив закрывается (уже диафрагма).
Это самая простая для понимания форма виньетирования.
Оптическое виньетирование вызвано попаданием света в апертуру объектива под большим углом — внутреннее физическое препятствие.
Этот эффект часто замечается на изображениях, снятых широкоугольными объективами с широкой апертурой и широко открытой диафрагмой.
Даже у многих лучших объективов есть оптическое виньетирование.
Свет, попадающий на объектив прямо спереди, беспрепятственно проходит через апертуру.
в то время как свет, попадающий на объектив под сильным углом, частично блокируется диафрагмой.
Баскетбольный мяч проходит через кольцо (отверстие) намного легче, если он падает прямо в него (по сильно дугообразному или макаемому). чем если бы он шел прямо сбоку (под острым углом — без дуги).
Закрытие объектива уменьшает или устраняет оптическое виньетирование.
Пиксельное виньетирование — еще одна потенциальная причина затемнения краев изображения. Датчик изображения состоит из миллионов фотонных ям, которые измеряют/записывают падающий на них свет. Фотоколодцы, хотя и очень маленькие, имеют глубину. Так же, как солнце позднего дня не попадает на дно вашей мусорной корзины, свет, падающий на датчик под большим углом, может не попасть на дно фотонных ям. Самые сильные световые углы будут обнаружены на краях изображения. Как сообщается, большинство производителей компенсируют виньетирование пикселей в алгоритмах своих сенсоров. Кроме того, более новые конструкции датчиков могут демонстрировать меньшее количество оптического виньетирования.
Плохо ли виньетирование объектива?
Не обязательно.
На самом деле, разработчики объективов могут целенаправленно использовать виньетирование для улучшения других свойств объектива, таких как контрастность и резкость. И многие фотографы хотят использовать виньетирование на своих изображениях для эффекта — и могут даже добавить его во время цифровой постобработки.
Более темная граница изображения притягивает взгляд зрителя к объекту и иногда придает изображению желаемый вид.
Я предпочитаю, чтобы мои объективы не вызывали виньетирования, так как его легко добавить позже в Photoshop.
если я действительно хочу добавить его.
Конечно, хочется идеальной резкости, идеального контраста… тоже.
Так что, увы, виньетирование часто неизбежно.
В этих случаях Photoshop (или другая подобная программа) может удалить виньетирование во время постобработки.
Может ли Canon разрабатывать объективы без виньетирования?
Да. По крайней мере, они могли создавать объективы с очень незначительным виньетированием.
Однако никто из нас не хотел бы нести их, так как они были бы намного больше и тяжелее.
Или у них может быть очень узкая апертура — в этом случае вы можете просто закрыть объектив, который у вас есть.
Разберитесь со своими линзами
Если у вас есть полное представление о ваших линзах, вы будете в лучшем положении, чтобы использовать их наиболее эффективно. Поймите, когда вы обмениваете глубину резкости (узкая диафрагма) на скорость затвора, размытие фона и виньетирование.
Что такое виньетирование — Photoh
Изображение, сделанное Сарой Дж. По
Виньетирование — это когда края фотографии затемняются и постепенно отступают к центру. Обычно это наиболее заметно в углах и может снизить общую яркость и насыщенность фотографии. Это стилистическая особенность, которую одни фотографы любят, а другие ненавидят — она очень противоречивая.
Виньетирование появляется на фотографиях в различных формах и может быть как случайным признаком, так и преднамеренно добавленным во время постобработки.
Существует 4 вида виньетирования: механическое, оптическое, естественное и преднамеренное:
1) Механическое виньетирование может быть вызвано установкой нескольких объективов друг на друга, фильтрами для объективов, более длинными, чем необходимо, блендами или удлинителями объектива. Уменьшение диафрагмы на несколько ступеней (или уменьшение значения числа f) может помочь обойти это.
2) Оптическое виньетирование вызвано физическими размерами некоторых типов линз, которые имеют тенденцию быть немного толще по краям. Чем больше элементов или кусочков стекла внутри объектива, тем меньше света может проникнуть, что уменьшает количество света, попадающего на матрицу камеры. Этот тип виньетирования представляет собой дисторсию объектива, но обычно объективы с очень широкой диафрагмой, такие как f2,8 или f1,4, с меньшей вероятностью создают оптическое виньетирование.
3) Естественное виньетирование возникает, как следует из названия, естественным образом на изображении и возникает при более широких фокусных расстояниях. Многие современные камеры предназначены для противодействия этому, но более старые модели, такие как Holgas, не могут делать это так же эффективно.
4) Преднамеренное виньетирование является наиболее распространенным типом виньетирования, встречающимся в современной фотографии. Фотографы предпочитают добавлять виньетки с помощью программного обеспечения для редактирования после того, как фотография сделана. Некоторым фотографам нравится использовать определенные действия или предустановки, чтобы применяемое виньетирование было одинаковым для всего набора фотографий. Виньетки часто можно увидеть во многих фильтрах приложений для смартфонов, некоторые из которых более тонкие, чем другие.
Когда лучше удалить или использовать виньетирование?
Это зависит от образа, которого вы пытаетесь достичь. Добавляя виньетку, взгляд зрителя будет притягиваться к центру кадра и к объекту/ам, что идеально подходит для придания портретам драматичности и усиления тонов на черно-белых фотографиях. Иногда виньетирование белое, а не черное, но эффект тот же. Кроме того, поскольку фотографии в старом стиле имели много естественного виньетирования, некоторые люди предпочитают использовать преднамеренные виньетки, чтобы придать своим фотографиям винтажный вид.
Изображение, сделанное Reissuotokset
Однако можно легко злоупотребить эффектами виньетирования, и во многих ситуациях вам следует исправлять виньетирование на изображениях во время редактирования, а не воспроизводить его. Ненужный эффект виньетирования может отвлекать внимание от основного объекта таким образом, что это выглядит очень искусственно, как на фотографии ниже.
Изображение сделано Питером Бамертом
Другим примером являются изображения со сплошным цветным фоном, потому что при просмотре этих изображений на экране создается эффект полос, когда цвет виден в виде колец вокруг внешней части изображения.
Если механическое виньетирование неизбежно в условиях съемки, его можно исправить на этапе постобработки, выбрав вкладку коррекции объектива в Adobe Camera Raw или Lightroom (та же функция используется для исправления искажений объектива).