Цветовые контрасты по Иттену. Часть 3: t_nadja — LiveJournal
5.Контраст по насыщенности.Слова «контраст насыщения» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными.
Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость.
Рисунки 38-41 дают представление о тончайших возможностях контраста по насыщенности в хроматических модуляциях.
Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях:
1.Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер.
2.Чистый цвет можно смешать с чёрным.
3.Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета.
4.Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов.
Примеры, указанные у Иттена:
Жорж де ла Тур «Новорождённый», Музей г.Ренн
Анри Матисс «Пион», Музей современного искусства Нью-Йорк
Поль Клее «Волшебная рыба», Филадельфия, Музеё искусств
6.Контраст по площади цветовых пятен.
Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность — противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».
Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости.
Для того, чтобы определить яркость или светлоту того или иного цвета, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне средней светлоты.
По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить системой следующих соотношений:
жёлтый: 9
оранжевый: 8
красный: 6
фиолетовый: 3
синий: 4
зелёный: 6
Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:
жёлтый: 3
оранжевый: 4
красный: 6
фиолетовый: 9
синий: 8
зелёный: 6
Или:
жёлтый:оранжевый = 3:4
жёлтый:красный = 3:6
жёлтый:фиолетовый = 3:9
жёлтый:синий = 3:8
жёлтый:красный:синий = 3:6:8
оранжевый:фиолетовый:зелёный = 4:9:6
» />
Как показано на рисунке 42-44, для гармоничных соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:
жёлтый:фиолетовый = 1/4:3/4
оранжевый:синий = 1/3:2/3
красный:зелёный = 1/2:1/2
На рисунке 45 представлен круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках. Представленная здесь система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в максимальной их яркости. При её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых площадей. Оба фактора — и яркость, и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой.
На рисунке 46 красный и зелёный цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зелёный как комплиментарные (дополнительные) цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство.
На рисунке 47 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зелёный по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать очень ярко.
Примеры, указанные у Иттена:
Если в композиции, основанной на контрасте светлого и тёмного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого яркого пятна на его плече с общим объёмом головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа.
Рембрандт «Мужчина с золотым шлемом»
В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, жёлтого и синего цвета держат общие размеры полотен.
Пит Мондриан. Композиция А
А у Брейгеля, в его картине «Падение Икара», контрастное сопоставление сине-зелёноватого-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря, выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины.
Питер Брейгель «Пейзаж с падением Икара»
Согласование размеров цветовых плоскостей по меньшей мере столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком.
Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс. Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его яркостью и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов.
Цветовые контрасты — презентация онлайн
Похожие презентации:
Классический фотоальбом
Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов
Проект по технологии. Подставка под горячее
Гармоничные сочетания цветов
Иероним Босх
Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства
Кинофильмы и мультфильмы о Снегурочке
Стиль рококо в архитектуре
История русского кинематографа
Основы композиции. Правила и ошибки композиции
1. Цветовые контрасты
Существуют различные типы цветовыхконтрастов. В цветовой композиции
художественного произведения лучше
использовать какой-либо один тип. Все
остальные контрастные соотношения
должны быть второстепенными или
вовсе не использоваться.
3. Наиболее характерны следующие цветовые контрасты:
контраст по цвету;• контраст светлого и темного;
• контраст хроматических и
ахроматических цветов;
• контраст холодного и теплого;
• контраст дополнительных цветов;
• симультанный контраст;
• контраст по насыщенности;
• контраст по площади цветовых пятен.
4. Контраст цветовых сопоставлений
Наиболее выраженным цветовымконтрастом обладают желтый, красный и
синий цвета.
Он создает впечатление пестроты, силы,
решительности.
По мере удаления выбранных цветов от
основных трех интенсивность цветового
контраста ослабевает.
На нем основано народное искусство
различных стран.

5. Контраст цветовых сопоставлений
6. Контраст светлого и темного
Белый и черный цвет являютсянаиболее выразительным средством
для обозначения света и тени.
Существует один максимально белый
и один максимально черный цвет,
между которыми – бесконечное число
светлых и темных оттенков серого.
7. Контраст светлого и темного
8. Контраст холодного и теплого.
Двумя полюсами контраста тепла ихолода являются красно-оранжевый
(самый теплый) и сине-зеленый (самый
холодный).
• Промежуточные цвета могут быть
холодными или теплыми в зависимости
от того, контрастируют ли они с более
теплым или холодными тонами.
• Использование этого контраста
достигает совершенной красоты, только
при отсутствии различий в светлоте и
темноте использованных цветов.
9. Контраст холодного и теплого.
10. Контраст дополнительных цветов
Два цвета являются дополнительными, если
при смешении дают нейтральный серочерный цвет.

Они противоположны друг другу, но
одновременно нуждаются один в другом.
Дополнительные цвета, в их
пропорционально правильном
соотношении, придают произведению
статически прочную основу взаимодействия.
При этом каждая пара дополнительных
цветов обладает и другими особенностями
(пара желто-фиолетовый – контраст
светлого и темного, красно-оранжевый –
сине-зеленый — контраст холодного и
теплого).
11. Контраст дополнительных цветов
12. Симультанный (одновременный) контраст
– явление, при котором нашглаз при восприятии какого-либо цвета
требует его дополнительного цвета, и
если таково нет, одновременно
порождает его сам.
• Симультанно порожденные цвета – лишь
ощущение и реально не существуют,
они вызывают чувство живой вибрации от
непрерывно меняющейся интенсивности
цветовых ощущений.
13. Симультанный
14. Контраст цветового насыщения
Противоположность между цветаминасыщенными, яркими и блеклыми,
затемненными.

Цвета могут быть осветлены или
затемнены разными способами,
которые придают им разные
возможности.
Действие этого контраста
относительно: цвет может показаться
ярким рядом с блеклым тоном, и
блеклым – рядом с более ярким.
15. Контраст цветового насыщения
16. Контраст цветового распространения
Характеризует размерные соотношения между
цветовыми плоскостями. Его суть –
противопоставление «много – мало», «большой –
маленький».
При этом необходимо учитывать яркость или
светлоту того или иного цвета, так как яркость и
размер цветовой плоскости и определяют силу
воздействия цвета.
Исключительная особенность этого контраста –
его способность изменять и усиливать проявления
всех других контрастов.
Так, если в композиции, основанной на контрасте
светлого и темного, большая темная часть
контрастирует с меньшей светлой, то благодаря
этому противопоставлению произведение может
приобрести особо углубленный смысл.

17. Контраст цветового распространения
Что касается холодных и тёплых цветов
одинаковой светлоты, то тёплые цвета
будут выступать вперёд, а холодные
стремиться в глубину.
Если встречается контраст светлого и
тёмного, то ощущения глубины будут
или увеличиваться благодаря цвету,
или нейтрализуются, или же будут
действовать в обратном направлении.
ощущения в восприятии цвета: яркие цвета
будут выступать вперёд по сравнению с
одинаково светлыми, но притуплёнными
цветами. Как только к этому контрасту
прибавляется контраст светлого и тёмного
или холодного и тёплого, впечатление
глубины снова изменяется.
Контраст распространения или контраст
размеров цветовых плоскостей играет
большую роль в создании впечатления
глубины.
English Русский Правила
Цветовые контрасты Йоханнеса Иттена
Color Worqx
- Обзор теории цвета
- Основы цвета
- Цветовые системы
- Цветовой круг
- Дополнительные цвета
- Изображения после
- Комбинации цветов
- Цвет и контраст
- Контрасты Иттена
- Пропорция и интенсивность
- Контраст и доминирование
- Тени и оттенки
- Исследования цвета
- Выбор палитры
РЕКЛАМА
Йоханнес Иттен был одним из первых, кто определил и определил стратегии удачных цветовых комбинаций. В ходе своего исследования он разработал семь методологий согласования цветов с использованием контрастных свойств оттенка. Эти контрасты добавляют другие вариации интенсивности соответствующих оттенков; т. е. контрасты могут быть получены за счет светлого, умеренного или темного значения.
Контраст насыщенности
Контраст формируется за счет сопоставления светлых и темных значений и их относительной насыщенности.
Контраст светлого и темного
Контраст формируется за счет сопоставления светлых и темных значений. Это может быть монохромная композиция.
Контрастность расширения
Также известен как контраст пропорций. Контраст формируется путем присвоения пропорциональных размеров поля по отношению к визуальному весу цвета.
Контрастность дополнений
Контраст образуется за счет сопоставления цветового круга или перцептивных противоположностей.
Одновременный контраст
Контраст образуется, когда границы между цветами перцептивно вибрируют. Некоторые интересные иллюзии достигаются с помощью этого контраста.
Контраст оттенка
Контраст образуется за счет сопоставления разных оттенков. Чем больше расстояние между оттенками на цветовом круге, тем больше контраст.
Контраст оттенков — основные цвета
Контраст образуется за счет сопоставления основных оттенков.
Контраст теплого и прохладного
Контраст формируется путем сопоставления оттенков, считающихся «теплыми» или «холодными».
Продолжить обучение, вид: Пропорция и интенсивность
«Цвет — это жизнь, ибо мир без красок кажется нам мертвым». — Йоханнес ИттенИттен и другие наставники по цвету
Музей Баухауса на ИттенЙоханнес Иттен на сайте artist.org
Альберс на сайте artist.org
Рекомендуемые книги
Искусство цвета: субъективный опыт и объективное обоснование цвета
Элементы цвета: трактат о цветовой системе Иоганна Иттена на основе его книги «Искусство цвета»
Дизайн и форма: базовый курс в Баухаузе и позже, исправленное издание
Теория цвета — контрасты цветов
Статья Владимира Лондона, преподавателя Академии акварели
Когда дело доходит до контрастов, нам нужно исследовать оттенок, значения, температуру цветов и то, как они влияют друг на друга
В противоречии с гармонией, мы также необходимо изучить контраст, который является «отчетливой разницей». Йоханнес Иттен предложил семь видов цветового контраста:
- Контраст оттенка
- Светло-темный контраст
- Холодно-теплый контраст
- Дополнительный контраст
- Одновременный контраст
- Контраст насыщенности
- Контраст расширения
Контрастность оттенка
Контрастность оттенка – это разница между «базовым цветом». Первичная триада (желтый, красный и синий) имеет самую сильную разницу между оттенками. Контраст между вторичными оттенками слабее, а контраст между третичными оттенками тем более. Контраст оттенков в акварели имеет огромное значение. Вы можете обнаружить, что детское и народное творчество имеют очень сильный цветовой контраст. Требуется время, чтобы развить хороший вкус в классическом искусстве и научиться видеть красоту в более сложных цветовых нюансах. Профессиональные живописцы и графики могут использовать сильные различия в оттенках, чтобы вызвать эмоции и рассказать историю своим искусством.
Светло-темный контраст
Светло-темный контраст относится к различиям в значениях различных цветов. Пожалуй, этот контраст является самым важным в европейском и азиатском искусстве.
Чтобы получить представление об измерении тональных значений, мы можем разделить диапазон от белого до черного на 12 равных шагов. На этой шкале чистый желтый цвет занял бы третью ступеньку; желто-оранжевый четвертый, пятый шаг будет соответствовать желто-зеленому, оранжевому и красно-оранжевому; шестой шаг разделяется красным и зеленым цветами; сине-зеленый — седьмой; красно-фиолетовый, синий и сине-фиолетовый находятся в восьмой ступени; а самый темный цвет — фиолетовый, занимающий девятую ступень. Наибольший светлый и темный контраст наблюдается между самым светлым желтым и самым темным фиолетовым цветом, в то время как цвета с одинаковым шагом, такие как красный и зеленый, например, имеют наименьшую тональную разницу.
Градация из 12 ступеней также говорит нам о том, что не существует таких вещей, как чистый темно-желтый или насыщенный голубой. После третьего шага, чтобы сделать желтый темнее, его нужно смягчить, добавив более темные цвета или дополнительный фиолетовый. Поэтому его оттенки не могут быть чисто желтыми. Точно так же оттенки не могут иметь высокую насыщенность. Разбавление синего для получения более светлого оттенка сделает его бледным и тусклым. То же самое касается красного; он может быть ярким только в темноте. Старые Мастера знали это. Чтобы добиться яркого и насыщенного красного цвета, Рембрандт окружил его темными красками. Красный будет казаться сияющим и светлым только в отличие от очень темных значений, но он будет выглядеть темным на желтом фоне. Желтая композиция должна быть светлой, поскольку оттенкам желтого не хватает чистоты.
Холодно-теплый контраст
Холодно-теплый контраст — это разница между «температурой» цветов. Самый сильный температурный контраст между красно-оранжевым и сине-зеленым. Цвета, расположенные рядом друг с другом, например красно-фиолетовый и фиолетовый или желтый и желто-зеленый, будут иметь самый слабый холодно-теплый контраст. Такие контрасты очень важны в пейзажной живописи. Холодное голубое небо становится теплее ближе к горизонту: задний план в воздушной перспективе всегда холоднее среднего и переднего планов. Таким образом, температура цветов помогает описать расстояния в акварели. Холодно-теплый контраст также можно использовать для различения света и тени. На улице свет может быть теплым, а тени отражают холодное голубое небо. Наоборот, в помещении, где холодный свет через окно освещает предметы, а тени от них теплые.
Дополнительный контраст
Дополнительный контраст — это разница между противоположными цветами на цветовом круге. Для получения красивых хроматических оттенков серого следует использовать дополнительные цвета. Чем меньше пигментов будет в серой смеси, тем лучше она будет смотреться. Слой остекления с дополнительным цветом также приглушит чистый цвет.
Одновременный контраст
Поскольку человеческий мозг ищет баланс, он создает одновременных контрастов , когда дополнительный цвет отсутствует. Например, нейтральный серый цвет на желтом фоне будет казаться человеческому глазу немного фиолетовым, а серый на фиолетовом — желтоватым. То же самое относится не только к серым, но и к другим цветам, причем сдвиг идет в сторону дополнительных цветов.
Контраст насыщенности
Контраст насыщенности – это разница между чистым цветом и его более темными оттенками и более светлыми оттенками. Существует корреляция между насыщенностью (или цветностью) и яркостью цвета. Это напрямую влияет на его гамму или цветовой диапазон. Когда контраст светло-темно увеличивается, контраст насыщения уменьшается, и наоборот. Очень разбавленный цвет будет иметь небольшой диапазон цветности, в то время как большой диапазон цветности можно получить только путем добавления дополнительного цвета или серого без разбавления или затемнения цвета.
Контраст расширения
Контраст расширения касается относительной доли областей, которые должны быть заполнены разными цветами, чтобы эти цвета выглядели сбалансированными.
9 – желтый
8 – оранжевый
6 – красный и зеленый
4 – синий
3 – фиолетовый
Для чтобы насыщенный желтый и фиолетовый были в равновесии, желтый должен занимать на произведении в три раза меньше места, чтобы не затмевать фиолетовый, потому что насыщенный желтый визуально в три раза сильнее фиолетового.
Согласно шкале Гёте, гармонические соотношения площадей, заполненных дополнительными цветами, должны быть следующими:
желтый : фиолетовый = 1/4 : 3/4
оранжевый : синий = 1/3 : 2/3
красный : зеленый = 1/2 : 1/2
Тот же принцип можно использовать для нахождения соотношений для оставшихся цветовых комбинаций. Например, пары с желтым в них:
желтый : оранжевый = 3/7 : 4/7
желтый : красный = 1/3 : 2/3
желтый : синий = 3/11 : 8/11
желтый : зеленый = 1/3 : 2/3
Когда дело доходит до применения теории цвета в акварели, нас больше всего интересуют две вещи:
- как сочетание различных цветов создает различные визуальные эффекты
- как добиться таких эффектов путем смешивания акварельных пигментов
Существует три основных способа смешивания красок и достижения визуальных эффектов в акварели:
- Механическое смешивание влажных красок на палитре или непосредственно на бумаге (мокрым по мокрому)
- Оптическое остекление путем наложения полупрозрачных слоев (мокрое по сухому)
- Наложение различных красок друг на друга без наложения (штриховка, сухая кисть и ретушь)
Я объясню эту тему более подробно в статьях «Техника акварельной живописи».