2) Самое основное (экспозиция ISO выдержка диафрагма).
Каждый, кто собрался заняться фотографией и понял, что качества и возможностей фото-мыльницы ему не хватает, приходит к тому, что пора покупать зеркалку. Но хорошая зеркалка, это еще не значит хорошие снимки сразу, что бы получилось «хорошо» нужно знать о таких понятиях как: экспозиция, выдержка, диафрагма ISO и др.
Можно в принципе снимать в автоматическом режиме, но качество на автомате будет хуже, хотя на первое время для тренировки, вполне достаточно. Для тех же, кто покупает серьезный аппарат, такого подхода как «достаточно», не достаточно, иначе можно просто обойтись компактом (более качественной мыльницей).
Основные понятия, от которых зависит изображение — это экспозиция, диафрагма, выдержка, ГРИП (глубина резкости), ИСО (светочувствительность пленки или матрицы).
Теперь подробнее.
Экспозиция.
Появление изображения на пленке или матрице является результатом воздействия света. Свет отраженный различными участками объекта имеет неодинаковую интенсивность, поэтому изображение, формируемое объективом, состоит из участков различной яркости.
Фотографическая пленка, как и современные матрицы, имеют светочувствительный слой, под действием света в нем образуется изображение. Если недодержать этот слой на свету, то объект не успеет «просветить» пленку или матрицу достаточно чтоб изображение было различимо, и фотография будет темной или черной. Если передержать, то фото будет одним большим светлым пятном. Задача заключается в том, чтобы пленка получила такое кол-во света, в результате действия которого возникло бы детальное изображение.
Первая слева нормальная, вторая недоэкспонирована, треться переэкспонирована.
Количество освещения или времени, в течение которого свет воздеиствует на пленку, на освещенность, называется экспозицией. Изменяя время воздействия света или освещенность, можно регулировать количество света поступающего в аппарат.
Выдержка ( или время экспонирования).
Время в течение которого свет падает на пленку (матрицу) или время в течении которого затвор фотоаппарата остается открытым называется выдержкой.
Регулируется выдержка в современных аппаратах, диском, расположенным в верхнем углу обычно, для удобства. В инструкции к камере пишут, где и как.
Головка выдержек на пленочной камере обычно имеет шкалу, маркированную цифрами. В цифровых или современных пленочных камерах, шкала выдержки показываются на электронном табло.1; 2; 4; 8; 15; 30; 60; 125; 250; 500; 1000 обозначающими доли секунды. 1000 соответствует 1/1000 секунды, 60 — 1\60сек. 1- 1сек. Так же можно устанавливать выдержки на несколько секунд, или в режим «пока не нажмете кнопку еще раз» (отожмете нажатую).
Диафрагма.
Количество поступающего в аппарат света можно регулировать, изменяя степень освещенности пленки (матрицы). Достигается путем изменения отверстия объектива или диафрагмы.
Диафрагма представляет собой заслонку, состоящую из нескольких лепестков образующих в центре объектива примерно круглое отверстие.
Диаметр отверстия регулируется. Регулировка шкалы диафрагмы на современных камерах расположена не на объективе, а в самом фотоаппарате, обычно тот же диск что регулирует выдержку или диск рядом. Она имеет стандартную шкалу значений. 1; 1.4; 2; 2.8; 4; 5.6; 8; 11; 16; 22 или обозначается так 1/2.8; 1/4; …… 1/11 и т.д. Каждое следующее больше предыдущего в 1.4 раза, поворот диска на одно деление от большего числа к меньшему соответствует увеличению площади отверстия объектива в 2 раза. То есть чем больше число, тем меньше площадь дырки диафрагмы. Например, при диафрагме 11 площадь меньше чем при диафрагме 8 и, следовательно, объектив пропускает в 2 раза меньше света. Обычно перед значениями диафрагмы ставится буква F.
Числа определяющие площадь отверстия называются значениями диафрагмы или просто диафрагмой..
Различие между значениями часто называют ступенями или шагами, например, меняя диафрагму с 11 на 4 мы увеличиваем(открываем отверстие) экспозицию на 3 ступени, шага. 11 — 8 — 5.6 – 4
При одном и том же значении диафрагмы любой объектив пропускает одинаковое количество света, но размер самого отверстия может быть разным в зависимости от фокусного расстояния объектива.
Чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше диаметр отверстия при одной и той же диафрагме. Но интенсивность света падающего на пленку или матрицу одна и та же.
Итак, величину экспозиции можно регулировать с помощью либо выдержки, либо диафрагмы.
Диафрагму важнее всего учитывать при постройке экспозиции в художественной фото т.к. она влияет на глубину резкости изображаемого пространства (ГРИП), об этом ниже. В съемке например спортивных сюжетов важнее всего выдержка т.к. нужно часто остановить движение.
Выбор правильной выдержки и диафрагмы.
В зависимости от съемок определенного сюжета, сочетания выдержки и диафрагмы различны, или малая выдержка при большой диафрагме или большая выдержка при малой диафрагме.
Малую выдержку применяют при съемках движущихся объектов, чем быстрее скорость объекта тем короче нужна выдержка иначе объект будет смазанным. Как на фото ниже.
Но чем меньше выдержка, тем меньше света попадает на пленку и необходимо увеличивать диафрагму для компенсации потери света или снимать со вспышкой или при очень ярком свете.
Однако малая диафрагма позволяет увеличить (ГРИП) глубину резкости изображаемого пространства или просто глубина резкости.
То есть, фокусируя объектив на предмете, находящимся на расстоянии 3м от аппарата мы получим резкое изображения этого предмета, однако в фокусе окажутся предметы ближе или дальше 3х метров от аппарата находящиеся за, или перед объектом съемки.
Глубина резкости.
Расстояние меж плоскостями (расстояние в пространстве), в которых расположены самые дальние и самые близкие объекты, воспроизводимые на пленке (на фото) с удовлетворительной резкостью называется глубиной резкости.
Глубина резкости зависит от диафрагмы, она тем больше чем меньше диаметр отверстия диафрагмы то есть чем больше числовое значение диафрагмы.
ГРИП зависит от величины диафрагмы и от расстояния на которое сфокусирован объектив. Фокусное расстояние объектива влияет на глубину резкости, постольку, поскольку одному и тому же значению диафрагмы, у объективов с разными фокусными расстояниями соответствуют отверстия различного диаметра.
При фокусировке на одно и тоже расстояние глубина резкости тем больше, чем меньше диаметр отверстия. см картинку ниже 50мм фокусное расстояние объектива, 1;2 1:8 1:16 диафрагмы, серым цветром глубина резкости. (Рис.1)
рис1
При одном и том же значении диафрагмы ГРИП тем меньше, чем больше фокусное расстояние объектива(поскольку абсолютныи диаметр отверстия больше)
рис2
рис3
Чтобы иметь возможность выбирать меньшую выдержку или исключать резкое изображение ненужных деталей на заднем плане кадра, необходима большая диафрагма. Но если задний план составляет важную часть снимка и должен быть резким, необходима большая выдержка и маленькая диафрагма.
При съемке плохо освещенного объекта может понадобиться и большая выдержка и большая диафрагма. Иногда требования величины выдержки и диафрагмы могут оказаться противоречивыми: для увеличения ГРИП необходима маленькая диафрагма , а чтобы изображение объекта оказалось не смазанным необходима малая выдержка. Если при этом объект плохо освещен, придется искать компромиссные решения.
ГРИП можно контролировать с помощью диафрагмы. Величина экспозиции при этом может оставаться неизменной за счет изменения выдержки.
Шкала выдержек и шкала диафрагм построены по принципу удвоения. Экспозиция при выдержке 1\125с и диафрагме 11 будет равно экспозиции при выдержке 1\60с и диафрагме 16 или экспозиции 1\250с и 8. Этот принцип называется закон взаимозаместимости и он лежит в основе грудуированых шкал экспонометров. Изменение экспозиции на 1 ступень означает либо ее увеличение, либо уменьшение в два раза.
В инструкции по использованию пленки например как правило, содержатся указания относительно выбора экспозиции. Сказано что при ярком освещении следует, снимать с выдержкой 1\125с при диафрагме 11. Однако закон взаимозаместимости позволяет, не изменяя экспозиции снимать с выдержкой 1\500с при диафрагме 5.6 и т.д.
В цифровых камерах, так же закон действует. Просто со встроенным экспонометром не думаю, что кто-то, высчитывает, просто покрутят экспонометр, подгонят выдержку под нужную диафрагму, скорректируют на свои вкус и снимают.
Экспонометр — это устройство для замера света и вычисления под конкретную освещенность нужной диафрагмы и выдержки, есть как встроенные так и автономные. Опытные фотографы часто уже на глаз знают, для какой погоды или какой освещенности, какие параметры экспопары подбирать.
На всех современных зеркалках, обычно стоит встроенный экспонометр и вы без труда покрутив выдержку и диафрагму с определенной точностью выставите правильную экспозицию, ну или запоров пару кадров научитесь. Выглядит в цифровои камере шкала экспонометра примерно так: Расположена на дисплее или в видоискателе, слева(обычно) значения выдержки и диафрагмы, далее шкала,в центре шкалы цифра 0 от центра шкалы влево или право появляются деления малой шкалы экспозиции, как на мобильнике при заряде батареики. Что бы экспозиция была верная нужно регулируя выдержку и диафрагму, свести деления к нулю.
Если деления выступают левее, то значит будет переэкспонировано, то есть засвечено, если правее то недоэкспонировано, будет темно. Хотя немного отклонения от нуля, это нормально, тут уже сами смотрите темнее вам нужно или светлее. Небольшие отклонения в экспозиции можно корректировать при проявке пленки или в LightRoom(е).
ISO
Так же важную роль в учете экспозиции играет ISO или светочувствительность пленки или матрицы. Пленка имеет фиксированое ISO, число обычно пишут на коробочке. Чем выше числовое значение ИСО тем чувствительнее матрица и тем меньше света требует для экспонирования. Однако на матрицах особенно на кропнутых не полноформатных, сильное завышение ИСО чревато появлением шумов. Стараитесь ставить как можно меньше, например стандартное, хорошее это 100, можно 200 тоже ничего, вот выше зависит от ситуации и фотокамеры, 600 фонит шумами. На пленке тоже появляется аналог шума — зернистость. Регулируется ISO в цифровой камере обычно отдельнои кнопкои, в инструкциях пишут как.
WB или баланс белого.
На цифровых камерах есть установки баланса белого. Тема цветопередачи в двух словах не передаваема, но вполне для начала, хватает знаний установок камеры под определенные условия. Когда снимаете цифровым аппаратом обязательно выставляйте White balance на значения подходящие освещению, обычно рисунками обозначено вспышка или лампочка или солнце, или в режим авто многие камеры вполне прилично выстраивают ББ. Если снимаете в формате RAW то потом в программах типа LightRoom можно корректировать баланс белого.
Не выставляя перед съемкои настроики баланса, фото получатся с оттенками не соответсвующими настоящему цвету, например трава с синевой или красноватая.
Статья пока что редактируется и дополняется.
photoart-design.ru
Диафрагма, выдержка, ISO
Фото видео студия «Бекар» — все виды профессиональной фото видео съёмки!
Напомню, в предыдущей статье мы рассмотрели основные виды и жанры фотографии с точки зрения профессиональной востребованности, творческого развития и коммерческого потенциала с одной целью: сузить границы фото пространства до одного — двух жанров, на которых Вы сможете остановить свой выбор, как профессионал. И если Вы начинающий фотограф или хотите таковым стать, и даже если Вы просто увлекаетесь фотографией, но не всегда довольны снимками, поверьте, есть смысл ознакомиться с первой статьёй данного курса (здесь).
В этой части курса вы узнаете о том, как формируется фото или видео изображение, почему свет является единственно главным изобразительным средством, как и на что в изображении влияет свет, какие параметры фото камеры и с какими последствиями позволяют регулировать интенсивность света.
Для профессионалов фото и видео съёмки эта информация однозначно покажется банальной, поэтому хочется напомнить: курс «Фотография как профессия» ориентирован в первую очередь на новичков, на людей, не отягощённых знаниями в этой области. Поэтому для начала давайте рассмотрим, из каких основных элементов состоит фото или видео камера и каким образом в этих аппаратах формируется фото или видео изображение. Итак: несмотря на наличие огромного количества деталей, электроники и механизмов, в фото и видеокамере за формирование изображения отвечают два узла: оптическая система и сенсор.
Именно проходя через объектив и попадая на матрицу, световой поток формирует изображение. О чём, в принципе, и говорит в переводе с греческого сам термин «фотография» — светопись, или техника рисования светом, или получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы. Вообще, хочется сказать о том, что всё, что мы видим вокруг себя, формируется потоком света, отражённого от тех объектов, на которые мы смотрим. У человека зрительный орган — глаз, состоит из хрусталика (та же самая оптическая система) и сетчатки, выполняющей роль светочувствительного сенсора. И зрение человека, и фото видео камеры, работают по одному принципу: световой поток, отражаясь от предметов, проходит через оптическую систему, преобразовывается, попадает на матрицу и фиксируется.
При этом ни для кого не является секретом тот факт, что если зайти с открытыми глазами, но в абсолютно тёмную комнату, мы вряд ли что-то увидим. И если сделать фотографию в абсолютно тёмной комнате, она получится абсолютно чёрной.
Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что свет, в любых его проявлениях, является единственно главным изобразительным средством фото и кино искусства. И именно от количества и качества светового потока зависит, наверное, 90% качества самого фотоснимка. Помимо того, что световой поток формирует фото или видео изображение как таковое, благодаря свету на объектах съёмки образуются тени, которые помимо решения каких-то конкретных художественных задач придают фотографии или кинокадру в первую очередь объём. Например: на первой фотографии мы наблюдаем полное отсутствие теней, и если этот снимок не сопоставить со вторым, кажется, что всё хорошо…
На второй фотографии на лице модели видны тени, и уже теперь становится ясно, что данный снимок выглядит более объёмным по сравнению с первым.
Третий снимок в примитивной форме демонстрирует использование тени в решении какой-то художественной задачи.
Значение света и тени в фотографии больше, чем в кино. Во-первых потому, что в кинематографе то, что нельзя сказать светом и тенью, можно досказать диалогами или динамикой кадра, во-вторых, кино позволяет рассказать историю в течении всей продолжительности фильма, а фотография в этом смысле ограничена одним мгновением. В одном снимке фотографу необходимо передать зрителю всю ту информацию, которая соответствует его миропониманию и художественному замыслу.
Значению света и тени, изучению световых схем и световых характеристик оптики посвящён раздел нашего сайта «Как хорошо фотографировать или снимать видео?«, а сейчас мы продолжим говорить о том, какие регулируемые параметры фото видео камеры и, что самое главное, как способны влиять на количество света, формирующего изображение.
Итак, Вы в очередной раз взяли в руки камеру, и терзаясь сомнением, в каком режиме будете снимать (в ручном или автоматическом), выбираете автоматический. Если именно эта фотосессия для Вас очень важна, и Вы до конца не уверены в своих знаниях, Вы сделали правильный выбор. Но если же Вам абсолютно некуда торопиться и Вы не несёте никакой финансовой ответственности за эти фотографии перед заказчиком, переключайтесь на ручной режим. Тем более учитывая тему курса «Фотография как профессия» и общепризнанную тенденцию профессиональных фотографов работать в ручном режиме. Так вот: помимо наличия или отсутствия тени интенсивность света влияет на общую экспозицию снимка. Согласно фото слэнгу, фотография может получиться или недосвеченной,
Недоэкспонированная фотография
или пересвеченной.
Переэкспонированная фотография
В первом случае, света, поступившего на матрицу было мало, во-втором — слишком много. При этом огромное количество деталей фотографии (складки одежды, морщинки на лице, какие-то другие элементы) практически безвозвратно пропадают в светлых тонах пересвеченного снимка, и в тёмных тонах недосвеченного снимка. Забегая чуть вперёд хочу сразу отметить тот факт, что программными средствами недосвет проще исправить и привести в надлежащий вид, чем пересвет. То есть сильно пересвеченная фотография однозначно перемещается в корзину, а из недосвеченной можно вытянуть какие-то детали.
Как же можно регулировать экспозицию в ручном режиме?
Вариантов три: диафрагма, выдержка и ISO.
Что такое диафрагма?
Диафрагма — это элемент оптической системы (объектива), позволяющий посредством уменьшения или увеличения относительного отверстия регулировать количество поступающего света.
Алгоритм работы простой: меньше отверстие — меньше света, больше отверстие — больше света. При этом нужно просто запомнить, что чем меньше числовое значение, тем больше относительное отверстие. То есть при диафрагме 1.4 отверстие будет больше, чем при диафрагме 16.
Любители арифметических изысканий могут найти информацию, почему именно такими дробными значениями выражается диафрагма, и даже могут провести параллель между значениями диафрагмы и лунным циклом. Вам это не нужно. Мне недавно неволей пришлось побывать на мастер-классе кино-оператора из какой-то очередной московской киноакадемии, так вот он начал свою лекцию именно с объяснения того, через сколько ступеней, в какой пропорции регулируется диафрагма и выдержка, какая зависимость между этими значениями и системой линейных координат и много чего ещё наговорил, так и не ответив на вопрос одного из слушателей, на что именно в киноизображении влияют эти параметры. Меня хватило ровно на 10 минут.
Возвращаясь к нашей теме: чтобы избежать пересвета в кадре диафрагму можно прикрыть, увеличив числовое значение, а при недостаточной освещённости приоткрыть, уменьшив числовое значение.
Экспозиционно уравновешенная фотография
Что делать если диафрагма открыта полностью, а снимок получается недосвеченным (тёмным)?.
На помощь приходит выдержка. В отличии от диафрагмы, регулирующей интенсивность света в количественном выражении, выдержка регулирует количество света во временном выражении. Например, если водопроводный кран в первом случае приоткрыть слегка и оставить открытым на 20 секунд, из него выльется столько же воды, как если мы его откроем полностью на 5 секунд.
После прохождения объектива пучок света попадает на зеркало (или шторку), расположенную непосредственно в камере перед матрицей. Когда мы нажимаем кнопку затвора, мы поднимаем зеркало, позволяя световому потоку попасть на светочувствительный сенсор.
Именно время, когда зеркало позволяет свету попасть на матрицу, называется выдержкой. И как временная характеристика, измеряется в секундах. Чем дольше зеркало открыто, тем больше света попадает на сенсор. В отличии от диафрагмы зависимость между значением выдержки и количеством света прямая. То есть, например, значение выдержки 1/250 означает, что зеркало будет открыто в течении 1/250 доли секунды, а значение 5 — зеркало будет открыто в течении 5 секунд. Возвращаясь к вопросу что делать? Если диафрагма открыта полностью, а света недостаточно, можно увеличить выдержку. И наоборот: если света слишком много и диафрагма закрыта полностью, необходимо выдержку уменьшить.
Далее я расскажу о особенностях работы выдержки и диафрагмы и о том, как необходимо расставлять приоритеты при регулировке этих параметров для достижения конкретных художественных задач.
У нас остался ещё один параметр, позволяющий чаще всего из недоэкспонированного (недосвеченного) снимка, сделать фотографию с нормальной экспозицией. Это ISO, или светочувствительность матрицы. Раньше этот параметр имел непосредственное отношение к фото или киноплёнке и зависел от качества светочувствительного слоя, а сейчас, учитывая, что роль плёнки выполняет матрица, этот параметр сохранился за ней. И стал он программным. Фото матрица имеет определённый диапазон светочувствительности, и изменяя значение ISO, вы позволяете матрице поглощать то количество света, которое соответствует данному значению ISO. Измеряется эта величина в единицах, от 100 и до нескольких тысяч, в зависимости от модели фото камеры. Если при равных значениях выдержки и диафрагмы увеличивать ISO, будет видно, как фотография становится светлее, и наоборот — при уменьшении ISO светочувствительность матрицы уменьшается, снимок становится темнее.
К регулировке ISO в сторону увеличения фотографы прибегают в крайнем случае. Главный недостаток увеличения светочувствительности матрицы заключается в том, что на фотографиях появляются так называемые артефакты в виде цифрового шума.
Понятно, что можно частично избавиться от шума программными средствами, иногда наличие шумов может быть оправдано художественным замыслом и придать снимку какой-то винтажный вид, но всё же стандартным значением светочувствительности матрицы считается 200 единиц. А цифровой шум для достижения творческого замысла можно также добавить программным способом, но только на качественный, нормально экспонированный снимок.
И только если вы не можете по причинам, о которых я скажу далее, изменить настройки диафрагмы и выдержки, и у вас нет возможности в данный момент использовать дополнительное освещение, только тогда есть смысл увеличить ISO.
Теперь о главном по порядку: на что же влияет изменение диафрагмы в ту или иную сторону помимо количества поступающего света? В первую очередь, на глубину резкости, или как ещё принято говорить в профессиональной среде, на ГРИП — глубину резкости изображаемого пространства. На глубину резкости изображаемого пространства помимо расстояния до объекта съёмки и фокусного расстояния объектива влияет именно значение диафрагмы. И зависимость эта прямо пропорциональная. При остальных соответствующих условиях открытие диафрагмы уменьшает глубину резкости, закрытие диафрагмы глубину резкости увеличивает. Если Вы хотите, чтобы в фокусе находился только объект съёмки, а все остальные детали снимка перед ним и после него были художественно размыты, помимо изменения расстояния до объекта Вам необходимо максимально открыть диафрагму.
В этом случае экспозицию снимка необходимо корректировать выдержкой, ISO или дополнительным источником света. Аналогично дело обстоит и с большой глубиной резкости. Чтобы наибольшее количество деталей снимка вдоль оптической оси оставались в резкости, диафрагма должна быть максимально закрыта, а избыток или недостаток света компенсируются также выдержкой, ISO или дополнительным источником света.
Данный режим фото съёмки, при котором значение диафрагмы первостепенно, получил название съёмка с приоритетом диафрагмы. На практике он может использоваться вручную, о чём я сказал выше, или автоматически. Во всех современных зеркальных фотокамерах на диске управления есть маркировка Av, обозначающая именно съёмку с приоритетом диафрагмы в автоматическом режиме. В этом случае Вам достаточно самостоятельно установить необходимое значение диафрагмы, а значение выдержки будет регулироваться исходя из значений экспозамера. Недостаточно света — выдержка увеличится, много света — выдержка уменьшится. Значение диафрагмы будет оставаться таким, каким вы его установили.
Далее: на что в фотографии влияет изменение выдержки? В первую очередь, на резкость изображаемых объектов. Чем меньше выдержка, тем больше шансов сделать чёткий, не размытый снимок. Чем больше выдержка, тем снимок становится более размытым. Даже если в объективе неодушевлённый статичный предмет. В этом случае размытие фотографии даёт ваше не абсолютно статичное положение — еле заметное шатание корпуса, еле заметная тряска рук.
Напрашивается следующий вывод: во-первых, если вам необходимо снимать динамичные сцены, спортивные мероприятия, движущиеся объекты, величина выдержки в этом случае должна быть минимальна, дабы избежать размытия. Только если ваш художественный замысел не подразумевает наличия в кадре за движущимся объектом так называемого шлейфа. Во-вторых, при съёмке ночного неба, ночных улиц и всего, что можно сфотографировать ночью без использования дополнительного освещения, Вы устанавливаете необходимо большую выдержку, но при этом используете штатив. Штатив исключает возможность вибрации фото камеры, и тем самым позволяет уменьшить в кадре количество размытых объектов до минимума.
По аналогии с режимом приоритета диафрагмы существует режим приоритета выдержки. Он также может быть ручным и автоматическим (на диске управления камерой он обозначен символом Tv) и используется по такому же принципу: для Вас в данный момент не имеет значения величина диафрагмы и Вам не нужно контролировать глубину резкости? Тогда в зависимости от конкретной задачи Вы устанавливаете необходимое значение выдержки и если в ручном режиме — то самостоятельно экспонируете кадр диафрагмой, а если включите режим Tv — диафрагмой будет управлять фотокамера в зависимости от показателей экспонометра.
Про негативное влияние изменения ISO я уже сказал ранее, поэтому давайте подытожим:
и диафрагма, и выдержка, и ISO позволяют менять общую экспозицию кадра, но одновременно с этим диафрагма даёт возможность контролировать глубину резкости, выдержка влияет на чёткость снимка, а ISO добавляет в фотографию цифровой шум.
Если Вы хотите стать профессиональным фотографом, не забывайте: в фотографии свет является главным изобразительным средством, поэтому грамотно регулируя интенсивность светового потока диафрагмой, выдержкой или светочувствительностью, Вы сможете создавать экспозиционно уравновешенные фотографии с сохранением всех необходимых деталей в светлых и тёмных тонах и без ущерба для художественного замысла снимка.
Фотографируйте всех, всё и всегда!
Статьи по теме:
Введение: виды и жанры фотографии
© Студия Бекар. Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.
bekarstudio.ru
Ликбез: выдержка, диафрагма, чувствительность. Видеоурок Ивана Диденко
Представляем вашему вниманию небольшой ликбез про выдержку, диафрагму и чувствительность. Не пересказывая азбучные истины про то, что обозначают эти параметры, хочу поделиться опытом и нюансами, которыми об этих терминах обладаю.
Начнем с самого понятного – выдержки. Это скорость работы затвора, который подает на матрицу больше или меньше света. С ней выдержкой всё просто – она не должны быть длиннее величины фокусного расстояния вашего объектива в мм. То есть, для объектива 50 мм выдержку длиннее 1/50 выcтавлять неправильно – будет высока вероятность появления эффекта «смаза». Понятно, что при должном умении, можно будет снять достойно и с 1/25 с, при наличии, к тому же, стабилизаторов в камере и объективе, но всё же упомянутое правило для съемки с рук нужно иметь ввиду.
Что касается максимально короткой выдержки, которая сейчас в большинстве камер – 1/8000 c, то она позволяет «заморозить» практически любое движение. И более короткая выдержка понадобится, пожалуй, в очень редких случаях. Таким образом, выдержка является довольно простым способом контроля количества света и позволяет компенсировать работу двух других параметров: диафрагмы и чувствительности.
Поговорим о чувствительности. До последнего времени действовало правило – чем меньше её значение, тем лучше. Еще 10 лет назад максимально допустимой чувствительностью было 400-600, а 800 и больше – было заоблачным. Теперь всё изменилось: вполне рабочими ISO в большинстве камер являются значения 1600-3200. Стоит сказать, что увеличение рабочего ISO весьма благотворно сказывается на удобстве съёмки. Например, можно использовать менее светосильную и, соответственно, более дешевую оптику или можно ставить более короткую выдержку. Вы становитесь более свободным при съемке ночью.
И самый загадочный параметр – диафрагма. Это устройство в объективе, которым можно открывать или закрывать отверстие, регулируя количество света, попадающего на матрицу. Диафрагма максимальным образом влияет на характер и качество изображения. На характер, поскольку от значения диафрагмы зависит степень размытия за снимаемым объектом, ведь, снимая, вы всегда решаете для себя: отделить фон от объекта или сделать все объекты в кадре максимально резкими. Стоить помнить, что как на самых малых(открытая), так и на самых больших (закрытая) значениях диафрагмы, вы сильно теряете в качестве, особенно в случае недорогих объективов. Поэтому в момент съемки для получения максимального оптического качества, стоит придерживаться средних значений диафрагмы: 4, 5,6, 8… С другой стороны, муар, туман в кадре на полностью открытой диафрагме возможно использовать в качестве художественного эффекта – в портретной съемке это может выглядеть как некая романтическая дымка или блики. Поэтому некоторые недостатки можно использовать как преимущество, когда это нужно.
Самое важное, что все три перечисленных параметра являются полностью взаимозависимыми, взаимокомпенсируемыми. 1 ступень выдержки по количеству света равна 1 ступени диафрагмы и равна 1 ступени чувствительности. То есть изменение чувствительности на ступень требует компенсации либо выдержкой, либо диафрагмой. Поэтому мастерство фотографа – держать это трио параметров и успевать перед тем, как сделать кадр, просчитать, что в нём для вас важнее, какой эффект вы хотите получить. Это не так сложно, но требует определенного навыка для прогнозирования ситуации.
Снимая в ручном режиме, вы не исправляете ошибки камеры. Нет. Камера может сама снимать довольно пристойно. К тому же, снимая в RAW, вы впоследствии сможете поправить снимок постообработкой. Но снимая в ручном режиме, вы можете и должны направить камеру в то творческое русло, которое вам нужно.
Поэтому повторяю свою рекомендацию – снимайте в ручном режиме.
photowebexpo.ru
Что такое выдержка и диафрагма фотоаппарата
Если человек использует фотоаппарат, что бы просто запечатлеть картинку, то и разбираться в принципе создания творческой фотографии особенно не будет. Но со временем приходит желание разобраться в механизмах получения снимка, что бы управлять этим процессом. И если даже в фотокамере есть много автоматических настроек, то их применение не очевидно и это может заставить фотографов самим изучить правила создания красивых фотографий и управлять этими правилами.
Основными параметрами в настройке фотоаппарата являются диафрагма, выдержка и чувствительность ISO.Выдержка фотоаппарата определяет время воздействия света (время открытия затвора) на матрицу. Изменяя это время, можно изменить количество света, доходящего до матрицы. Обозначается в фотокамере в секундах и долях секунды.
Диафрагма, расположенная в объективе фотокамеры, регулирует размеры отверстия, через которое проходит световой поток, и этим изменяет количество света, попадающего на матрицу.
Каждый в отдельности, но эти параметры одновременно влияют на поток света, регулируя таким образом экспозицию. Другими словами выдержка и диафрагма влияют на яркость полученного снимка, светлым он получится или затемненым. При нормальной экспозиции (при правильно настроенных выдержке и диафрагме) на полученом фото будут видны все полутона и главный объект съемки получится с нужной яркостью.
Творческие настройки диафрагмы
Но настройки и выдержки и диафрагмы фотоаппарата влияют так же и на художественную сторону фотографии.
Главное свойство диафрагмы, влияющее на сам снимок, это то, что с ее помощью можно регулировать глубину резкости снимаемых объектов. Глубина резкости показывает расстояние между границами, объекты в которых находятся в фокусе и расположены вглубь пространства на разном расстоянии от объектива. И вот для получения хороших планов, особенно на удалении, нужно увеличить глубину резкости используемого пространства (ГРИП). У зеркальных фотокамер может быть репетир диафрагмы, который позволяет оценить качество будущего снимка при разных значениях, не делая снимок.
Фото с разными значениями диафрагмы (разный ГРИП)
Именно настройкой диафрагмы можно добиться размытого фона при съемке объекта, или сделать все в резкости при съемке пейзажа.
Настройка выдержки фотоаппарата
Выдержку нужно правильно настраивать при съемке движущихся объектов. Вы все видели фотографии, например, воды, когда один снимок фиксирует каждую каплю, а на другом течение реки или водопад зафиксированы как единое движение.
Разная выдержка и разный вид воды
То есть использованы настройки в этих случаях с разной выдержкой, в первом случае короткая выдержка (несколько миллисекунд), а во втором — длинная выдержка (несколько секунд).
При съемках движения в таких ситуациях как спортивные соревнования, игры детей нужно выставлять короткую выдержку. При таких выдержках нужно хорошее освещение, большая диафрагма и высокочувствительный сенсор.Устройство диафрагмы
Сначала можно сказать об ирисовой диафрагме, состоящей из нескольких лепестков (3-20). Такая диафрагма, если полностью открыта, то формирует кольцо. А не полностью открытая диафрагма образует многоугольник. Такой многоугольник можно увидеть на снимке в виде бликов от источников света, которые не попали в глубину резкости.
В зеркальных камерах используется прыгающая диафрагма. После всех настроек фотограф нажимает кнопку, и диафрагма скачкообразно закрывается до установленного значения.
Диафрагма приводится в действие специальным приводом.
Как настроить выдержку и диафрагму
Как вывод можно кратко сказать, что диафрагма и выдержка фотокамеры (экспопара) влияют на экспозицию, от значения которой зависит яркость (освещенность) объекта на снимке. Значение экспозиции нужно выбрать одно и отталкиваясь от этого значения выбирать диафрагму и выдержку фотоаппарата.
Диафрагма влияет на резкость картинки и, что главное, на глубину резкости. И это значение зависит от того, что вы хотите увидеть на снимке. Или это будет выделяться один объект по резкости на фоне других или нужна хорошая резкость всех объектов на снимке. Затем подстраиваете выдержку для нужной экспозиции.
Но значение выдержки также может влиять на качество снимка движущегося объекта. И если вы хотите, что бы все увидели, например, движение авто, то и выдержка будет больше, а если нужна четкость, то выдержка будет малой.
И если нужно убрать дрожание рук, также нужно уменьшить выдержку. Но если и диафрагма, и выдержка выбраны для нормального отображения объекта на снимке, то, как обеспечить экспозицию? Нужно регулировать светочувствительность ISO. Только помните, что при большой светочувствительности могут появляться шумы на фотографии, ведь будут усиливаться вместе с сигналом и помехи в виде зернистости. Особенно такие шумы видны на темных участках. Вот взаимными настройками этих параметров и нужно добиться оптимального качества фотографии.
Для простоты настройки в фотокамерах есть режимы «приоритета выдержки» и «приоритета диафрагмы». В этих режимах пользователь настраивает один из параметров, соответственно названию режима, а фотоаппарат автоматически подстраивает другой параметр для нужного значения экспозиции.
Как настроить нужные параметры на фотокамере.
Подробнее об экспозиции.
Информация по режимам камеры, где используются выдержка и диафрагма.
vybrat-tekhniku.ru
Выдержка и диафрагма. Управление экспозицией
В данной статье рассмотрены такие основные понятия, как выдержка и диафрагма. Также приведена таблица экспозиций, пользуясь которой легко выбрать правильную величину диафрагмы при заданной выдержке и наоборот, которые соответствуют правильной экспозиции.
На картинке сверху представлено значение выдержки, а справа значение диафрагмы. В большинстве камер экспозицию можно регулировать изменением как диафрагмы, так и выдержки. В первом случае регулируется интенсивность света, проходящего через объектив, или освещенность фотоматериала, во втором время воздействия света на светочувствительный эмульсионный слой фотографического материала (в случае, если фотоаппарат пленочный). Однако изменяя выдержку и диафрагму, можно не только обеспечить правильную экспозицию но и контролировать глубину резкости и перемещение объекта съемки.
Для начала несколько общих определений: Выдержка — интервал времени, в течение которого свет воздействует на участок светочувствительного материала для сообщения ему определённой экспозиции. Время экспонирования — интервал времени, в течение которого затвор фотоаппарата открыт для получения кадра (экспонирования кадра), то есть в течение которого свет воздействует на светочувствительный материал в пределах всего поля изображения. Диафрагма — устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять светосилу объектива — соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта, а также устанавливать необходимую глубину резкости.
На данном рисунке показано уменьшение 8-ми лепестковой диафрагмы. Слева полностью открытая.
Шкала выдержек
Во многих современных фотоаппаратах используется стандартная шкала выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем:
- 8000 (1/8000 c)
- 4000 (1/4000 c)
- 2000 (1/2000 c)
- 1000 (1/1000 c)
- 500 (1/500 с)
- 250 (1/250 с)
- 125 (1/125 с)
- 60 (1/60 с)
- 30 (1/30 с)
- 15 (1/15 с)
- 8 (1/8 с)
- 4 (1/4 с)
- 2 (1/2 с)
- 1 с
- 2 с
Значения диафрагмы
Стандартные значения диафрагмы (относительного отверстия)основаны на увеличении или уменьшении освещённости оптического изображения в два раза: 1/0,7; 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64. Числа, указываемые на объективе или устанавливаемые на камере (5,6; 8; 11..) называются диафрагменными числами.
Управление экспозицией
Кольцо управления диафрагмой калибровано таким образом, что при закрытии диафрагмы до следующего значения освещенность пленки уменьшается в два раза. Аналогично калибрована головка выдержек, т.ее между соседними значениями выдержки сохраняется соотношение 2:1. Пользуясь таблицей экспозиций, представленной ниже, можно найти, что для данных условий освещения правильная экспозиция обеспечивается при выдержке 1/60 с и диафрагме 1:5,6. Установив на фотоаппарате эти значении, получим правильно экспонированный диапозитив. Но оказывается, что и правильно экспонированный диапозитив можно получить при выдержке 1/125 с и диафрагме 1:4 или 1/30 с и 1:8, т.е. при любом эквивалентном сочетании.
Таблица соотношения выдержки и диафрагмы
Выдержка, с | Диафрагма, значение |
1/500 | 1:2 |
1/250 | 1:2.8 |
1/125 | 1:4 |
1/60 | 1:5.6 |
1/30 | 1:8 |
1/15 | 1:11 |
1/8 | 1:16 |
Соотношение между выдержкой и величиной диафрагмы, соответствующее правильной экспозиции. Приведенная схема показывает, что для каждой величины «закрытия» диафрагмы, длительность экспонирования, т.е. выдержка, должна удваиваться, чтобы получить постоянное значение экспозиции. Выбор одной из возможных комбинаций диафрагма-выдержка должен производиться с учетом природы объекта съемки, а также авторской интерпретации сюжета. Дело в том, что от выбора выдержки будет зависеть качество передачи любого вида перемещения объекта, а от выбора диафрагмы – глубина резко изображаемого пространства.
Управление передачей движения и глубиной резкости
Для оптимального выбора скорости затвора следует проанализировать, как на снимке будет передано движение объекта съемки. Предположим, например, что объектом съемки является автомобиль, который перемещается поперек поля зрения со скоростью около 100км/ч и съемка производится с выдержкой 1/30 с. За время, в течение которого шторки затвора будут открыты, автомобиль проедет почти 1м, и в результате на пленке его изображение будет смазанным. Если уменьшить выдержку до 1/500 с, автомобиль переместиться всего на 5 см, и результирующее изображение окажется более резким. Необходимость использования малых выдержек возникает при спортивной фотосъемке, когда необходимо «заморозить» движение. Малые выдержки приходиться применять и при быстром перемещении камеры, например при съемке из движущегося автомобиля или поезда. И даже в тех случаях, когда съемка производиться неподвижной камерой, лучше фотографировать с малой выдержкой, чтобы исключить неизбежное небольшое смещение камеры при нажатии спусковой кнопки. Изменение диафрагмы при фотосъемке в первую очередь влияет на глубину резко изображаемого пространства, т.е на расстояние между ближайшими к аппарату и самыми дальними от него предметами, в пределах которого детали сюжета кажутся на снимке одинаково резкими. Чем меньше диаметр действующего отверстия объектива, тем больше глубина резкости. При фотосъемке многих сюжетов большая глубина резкости, т.е. очень резкая передача деталей как на переднем, так и на заднем плане, является чрезвычайно важной. Например, при пейзажной фотосъемке фотограф может строить свою композицию так, чтобы резким на снимке получился покров из цветов или других интересных деталей, находящихся близко от камеры, и одновременно был четко передан задний план. Применение небольшой диафрагмы даст уверенность, что и то и другое будет настолько резким, насколько это возможно. В тех случаях, когда требуется четко передать лишь основной объект съемки и отделить его от фона, который мешает восприятию главной детали, или же выделить какую либо деталь снимка, необходима небольшая глубина резкости. Малая глубина резкости достигается применением большого относительного отверстия объектива.
Из вышесказанного следует, что одновременно осуществить «остановку» движения предмета и получить большую глубину резкого изображаемого пространства практически невозможно, так как, чтобы получить нормально экспонированный кадр для выполнения первого требования, необходима малая выдержка и, следовательно, большое значение диафрагмы, а для выполнения второго – малые значения диафрагмы и, следовательно большие выдержки. В подобной ситуации приходится идти на компромисс, используя средние скорости затвора и диафрагмы, при этом ни одно из требований полностью не удовлетворяются.
fototimes.ru
Выдержка, диафрагма и чувствительность. Основы экспозиции » ФотоДилер
Прежде чем написать что такое выдержка и диафрагма, небольшое отступление. Для каждого кадра требуется определённое количество света (экспозиция). В фотоаппарате есть три возможности дозировать световой поток: диафрагма, выдержка и чувствительность. Чувствительность используется лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму. Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и диафрагма – это эффективные художественные инструменты. Сперва их надо понять, а со временем и опытом придёт лёгкость применения. Опытный фотограф использует эти инструменты на уровне подсознания. Итак..
(diaphragma – перегородка, греч.), в английском «апертура» (aperture, англ.)
Диафрагма – элемент конструкции объектива, отвечающий за диаметр отверстия пропускающего свет на светочувствительную поверхность (плёнку, либо матрицу).
Для простого понимания диафрагмы — приведу аналогию с окном. Чем шире открыты ставни окна, тем больше света проходит через окно.
Диафрагма обозначается так f/2.8 или f:2.8, определяется как отношение фокусного расстояния к диаметру входного отверстия объектива. Очень часто путаются понятия открытой, большой диафрагмы (f/2.8) и большого диафрагменного числа f/16. Чем меньше число в обозначении диафрагмы, тем больше она открыта.
Меняя F на одно значение, количество света попадающего в камеру меняется в 2 раза. Это называется ступенью экспозиции. Любые изменения (по шкалам фотоаппарата) экспозиции происходят с шагом в 1 ступень. Для точности ступень делят на трети, если это необходимо.
Диафрагма – очень мощный визуальный инструмент. Максимально открытая диафрагма даёт очень маленькую ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства). Малый ГРИП визуально выделяет объект на размытом фоне.
Для получения большой ГРИП используется максимально закрытая диафрагма. Чтобы получить большую глубину резкости в кадре, используйте диафрагменное число 8 и больше. Однако, играя величиной диафрагмы, помните, что приближаясь к крайним значениям диафрагмы есть следующие опасности. При открытой – наихудшие показания резкости, а при закрытой вся пыль на матрице будет видна на кадре (для цифровых фотоаппаратов).
Большая глубина резкости подходит больше для пейзажной фотографии, когда зрителю будет интересно рассмотреть все детали фотографии.
большая глубина резкости, фон чёткий | малая глубина резкости, фон размыт |
Выдержка – интервал времени на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент.
Снова поможет аналогия с открытым окном. Чем дольше открыты створки, тем больше света пройдёт.
Выдержка всегда измеряется в секундах и миллисекундах. Обозначается как: 1/200, в камере отображается только знаменатель: 200. Если выдержка секунда или длиннее, обозначается так 2″ т.е. 2 секунды.
Минимальная выдержка при съёмки с рук (для получения резкого кадра) не постоянна и зависит от фокусного расстояния. Зависимость обратная, т.е. для 300 мм лучше использовать выдержки короче 1/300.
Длинная выдержка подчёркивает движение объектов. Например, проводка – при длинной выдержке, 1/60 и длиннее, камера следует за объектом, таким образом фон размывается, а объект остаётся резким. Текущая вода на длинной выдержке превращается в замороженные фигуры.
Очень короткие выдержки, использую для остановки мгновения, такого как брызги упавшей капли или полёт пули.
короткая выдержка, движение лопастей почти заморожено | длинная выдержка, движение машин размыто |
Чувствительность – это чисто техническое понятие, обозначающее чувствительность матрицы (или плёнки) к свету. Представьте загорающих людей на пляже. Тот у кого кожа более чувствительная загорит быстрее, т.е. ему надо меньше света для этого. Другому же наоборот, надо больше света, чтобы загореть, потому, что у него низкая чувствительность.
Чувствительность напрямую связана с количеством шумов. Чем больше ISO тем больше шумов, а у плёнки размер зерна. Почему? Чисто технически, вообще это тема расширенной статьи.
При ISO 100 сигнал снимается с матрицы без усиления, при 200 – усиливается в 2 раза и так далее. При любом усилении появляются помехи и искажения и чем больше усиление, тем больше побочных эффектов. Они и называются шумами.
Интенсивность шумов разная на разных камерах. При минимальном ISO шумы не видны и так же менее проявляются при обработке фотографии. Начиная с ISO 600 почти все камеры достаточно сильно шумят и для получения качественного кадра надо использовать программы для шумоподавления.
Вместе значения выдержки и диафрагмы – образуют экспозиционную пару (оптимальное, правильное для данных условий освещения сочетание выдержки и диафрагмы). Экспопара определяет экспозицию кадра. Раньше для определения использовали экспонометры, которые определяли выдержку исходя из количества света и диафрагмы. Раньше использовался экспонометр как отдельное устройство, сегодня он встроен практически в каждую камеру.
В каждом зеркальном фотоаппарате присутствуют режимы приоритета выдержки и диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы, выбирается диафрагма, а камера анализируя уровень света, подбирает выдержку. Все наоборот в режиме приоритета выдержки. Почти всегда я использую приоритет диафрагмы, он даёт возможность работы с глубиной резкости. Если же есть необходимость снимать движение, я использую режим приоритета выдержки.
Надеюсь это информация будет Вам полезна. Продолжение следует!
P.S.Комментарии приветствуются.
photodealer.ru
Диафрагма и выдержка в фотографии. Экспозиция.
Две эти настройки — два краеугольных камня фотографической техники.
Выдержка (чем больше выдержка, тем больше экспозиция) с диафрагмой (чем шире раскрыта диафрагма, тем экспозиция также становиться больше) — два базовых понятия, без которых в последующих уроках фотографии не обойтись.
В этой статье постараюсь объяснить: чем же они являются, и как и в каких случаях используются — своими словами. Так — как понимал и понимаю и использую это я — в своей работе.
Выдержка
Что такое — выдержка? Для того чтобы ответить на этот вопрос — необходимо немного пояснить — как устроен фотоаппарат. В фотоаппарате — между объективом и светочувствительной матрицей (или пленкой) — расположен затвор — устройство, которое при нажатии на кнопку сьемки — на долю секунды открывает доступ свету — к матрице. Если речь идет о цифровом фотоаппарате — то информация от каждого освещенного элемента матрицы — передается потом в процессор фотоаппарата, и после (в обработанном виде) — на флэш-карту. Чем ярче свет попадает на матрицу — тем ярче вы увидите его на будущей фотографии. Но не только яркость света заставляет фотографию быть яркой… но еще и то время, которое свет успевает воздействовать на светочувствительную поверхность матрицы!
Чем больше экспозиция — тем ярче снимок! Это необходимо запомнить. Типичная выдержка 1/500 секунды.
Соответственно, если вокруг темно — выдержку необходимо увеличивать (чтобы хоть что-то разглядеть в кадре, и задать величину выдержки, например, в размере 1/250 секунды), а если светло — уменьшать (например, до 1/1000 секунды), чтобы кадр не превратился в одно белое поле…
Правда, при съемке в темноте — существенно портит жизнь то неудобство — что при слишком большой выдержке — изображение будет «смазанным», потому что держать фотоаппарат неподвижно целую секунду, или даже например 1/100 секунды — не так то просто… А неподвижность фотоаппарата во время экспозиции — просто жизненно необходима для четких снимков! В таких случаях (в темноте, когда выдержка слишком велика) — используют штатив.
И несколько слов об использовании выдержки в художественной фотографии: большая (длинная) выдержка используется для «смазывания» изображения в художественных целях: можно смазать как весь кадр, так и его отдельные элементы, но об этом будет рассказано позже, в соответствующей статье. Малая же выдержка — способствует тому, чтобы даже быстро движущийся объект остался бы четким.
Диафрагма объектива фотоаппарата
Диафрагма фотоаппарата (а точнее говоря — его объектива) — также называемая относительным отверстием, это характеристика величины отверстия для пропуска света в объективе, и его числовое значение. Чем больше диафрагма, тем больше света попадет на матрицу фотоаппарата, и тем проще вам будет снимать без штатива в условиях недостаточной освещенности.
На объективах, обычно, пишут значения минимальной и максимальной диафрагмы, либо минимальную диафрагму при разных положениях зума. Например если на объективе написано «1/3,5 — 1/5,6» — и фокусное расстояние 18мм — 58мм, то это будет означать, что в том случае — когда объектив находится в положении 18мм, максимальная диафрагма будет 1/3,5, а в положении 58мм — 1/5,6. Теоретически идеальный объектив мог бы иметь максимальную диафрагму 1/1, что означало бы — что в объектив входит максимальное количество света (без потерь), но таких объективов не существует. Также часто дробь в начале числа диафрагмы — не указывается, что, бывает, приводит к путанице — какая диафрагма «больше», а какая — «меньше»!
Чем темнее на улице, тем больше стоит «открывать» диафрагму, т.к. при этом можно будет поставить более короткую выдержку, и не так сильно боятся смазанного снимка.
Однако при использовании широко открытой диафрагмы — хорошо заметно — что не весь кадр будет резким, а отчетливо проявится эффект «глубины резкости изображаемого пространства» (он же ГРИП ), то есть резким будет только то, на что Вы сфокусируетесь! Часто это используется для придания фотографии «художественности» — например, при съемке портрета, чтобы фон был размытым, а лицо — четким. Подробнее — о использовании ГРИП в художественной фотографии — я описываю в статье о глубине резкости.
В заключении следует заметить, что яркость изображения снимка зависит не только от экспозиции, но и от чувствительности матрицы фотоаппарата. При одинаковой экспозиции (при одинаковой выдержке и диафрагме) но при разных значениях чувствительности (ISO) матрицы, кадр может быть ярче или темнее. Но об этом — в другой статье.
creazon.ru