Что такое динамика в искусстве. Основы композиции
МАОУ Гимназия №13 г. Томск
Основы композиции
Статика и динамика
Составил учитель ИЗО
Лукина И.Н.
- Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета.
Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они необходимы для передачи художественной выразительности картины
Средства композиции .
Передача ритма, движения и покоя Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность
Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов.
А. РЫЛОВ. В голубом просторе
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные. Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения.
а – мячик спокойно лежит на книге,
б – медленное движение мячика,
в – быстрое движение мячика,
г – мячик укатился
Правило передачи движения: – если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным; – эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом; – для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
Н. РЕРИХ. Заморские гости
В. СЕРОВ. Похищение Европы
кажется, что конь остановился на полном ходу. Край листа не дает ему возможность продолжить движение
А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Медный всадник». Тушь, акварель
- Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане
Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.
Правило передачи покоя:
– если на картине отсутствуют диагональные направления;
– если перед движущимся объектом нет свободного пространства
– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной
Сравните рисунки и объясните, в каком из них вы ощущаете больше движения и почему.
Задание: Выполнить на альбомном листе 2 композиции – статика и динамика
Инструкционная карта
Статика и динамика в композиции
Вначале небольшое вступление. Что же такое композиция?
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое
целое — завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.
Для того чтобы лучше передать в фотографии идею, используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точку и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительные и другие контрасты.
Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести : передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Более подробно мы рассмотрим передачу движения (динамики)
и покоя (статики).
СТАТИКА
Вначале рассмотрим, что характерно для статической композиции,
и посмотрим на примере, как добиться этого в своей работе.
Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Для статичной композиции выбираются предметы, близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строится на нюансах, сближенных в цвете: сложные, земляные, коричневые.
Итак, для начала отбираем предметы, которые будем использовать,
и рисуем схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:
Поэтому и мы возьмем их за основу. Для своего натюрморта выбираем три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:
Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально
и находятся в состоянии покоя.
Теперь нам необходимо определиться с тональностью предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный и полутон.
и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки и поиграв немного с цветами, останавливаемся на таком варианте:
Теперь, исходя из этой схемы, выстраиваем свой натюрморт. Фотографируем, и вот что у нас получается:
Но наше видение не совсем подходит под нужные нам свойства.
Необходимо добиться большей обобщенности предметов, чтобы они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенными. Эти задачи можно решить с помощью света.
Используем комбинированное освещение — сочетание направленного
и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика. После пары кадров и экспериментов со светом удается добиться желаемого результата. Немного обработки в Фотошопе, и вот результат:
Как видим, нам удалось создать статический натюрморт по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе.
ДИНАМИКА
Теперь переходим к динамической композиции. Динамика — это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение
в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах — контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.
Для наглядности возьмем те же самые предметы, только чашку заменим на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, выстраиваем композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая схема:
Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтобы передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:
Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры. Смотрим, что у нас получилось, и что нужно изменить
Так, расположение вроде бы удачное, но вот из-за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково. Можно использовать цветной фонарик, чтобы подчеркнуть форму и сделать предметы контрастными по цвету. Экспериментируем с синим светом, выбираем наиболее удачный кадр, немного дорабатываем его в Фотошопе,
и вот результат:
Теперь все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга — динамичны, можно сказать — контрастны: блюдце стоит, а чашка лежит. Цвета более чем контрастны. То же касается и тона.
Отдельно о фоне. Фон играет немаловажную роль. И в статике,
и в динамике, и в любой композиции.
Фон в статике следует подбирать более нейтральный, в той же цветовой гамме, что и предметы. Если это драпировка из ткани, то складки лучше располагать либо по вертикали, либо по горизонтали. В статичной композиции фон играет роль объединяющего элемента.
Фон в динамике, наоборот, зачастую следует выбирать более контрастным по отношению к предметам. Но если предметы сами по себе довольно яркие
и насыщенные по цветам, то фон можно выбрать и просто темный, чтобы подчеркнуть яркость предметов, и тем самым создать дополнительный контраст.
Складки в драпировках в динамичной композиции лучше располагать по диагонали, или по движению предметов. Это усилит ощущение динамики.
Здравствуйте, дорогие читатели моего блога. Сегодня, поговорим о статике и динамике в композиции . В прошлый раз я рассказывал о симметрии в композиции . Знания таких правил способствует удачному построению композиции в живописи и в других видах искусства.
Статика
СТА?ТИКА, СТАТИ?ЧНОСТЬ (лат. staticus, от греч. statos — «стоящий») — в изобразительном искусстве — качество покоя, равновесия зрительных сил (см. конструкция; стиль; уравновешивание). В большинстве случаев соответствует симметричным композициям с метрической структурой, свойственным искусству Классицизма. Противоположные качества — динамичность, асимметрия, ритмичность, свойственные стилю Барокко (сравн. экспрессия).
Яндекс. Словари› Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства
По схемам построения и характеру трактовки композиционные решения бывают двух видов : статичные и динамичные. Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности.
Композиции, построенные в ритмичном сочетании, основой служат цвет и линия, соотношение ширины и расстояний между ними. Такие работы можно отнести к статичным композициям.
Помимо статичности самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее.
Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и т. д. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. Композиция, которая стремится к изменению со расположения своих элементов, является динамичной.
Динамика
ДИНА?МИКА (от греч. dynamis — «сила») — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В динамичных композициях, элементы располагаются по диагональным осям или свободно распологаются на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии. Можно наблюдать смещение контуров по отношению цветовых пятен. Цветовое решение в динамических произведениях может быть ярко выраженным и более эмоциональным.
К динамичным относятся:
треугольник и параллелограмм, стоящие на короткой стороне, эллипс, шар,пирамида, параллелепипед, стоящий на своей узкой грани и т. д.
Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое — завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.
Можно выделить следующие композиционные правила: 1. Передачи движения (динамики) 2. Покоя (статики) 3. Золотого сечения (одной трети).
Мы рассмотрим только два типа композиции динамичную и статичную. 1. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции.
Рассмотрим пример: Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения.
Теперь переходим к динамичной композиции. 2. Динамика, это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах — контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.
Чем больше в фотографических снимках динамичности — тем большее влияние они оказывают на зрителя: в них много движения, жизни, драматизма. Давайте вместе проследим, что же необходимо предпринять, чтобы ваши фотоработы, а речь пойдет о пейзажах, были полны динамики.
Всегда нас привлекают фотографии, в которых запечатлены какие-то особенные моменты из жизни, в которых автор завладевает нашим вниманием, заставляя нас задержать взгляд зрителя на своей работе. Здесь срабатывает эффект «что такое», когда мы впервые видим что-то новое, необычное, оригинальное.
Посещая различные известные фотосайты, разглядывая представленные там работы, можно найти множество похожих друг на друга фотографий с изображением картин природы. Хотя на них будут представлены виды различных местностей, они всё же по своему чаще всего будут скучны и однообразны по своему содержанию. В наиболее же удачных снимках всегда запечатлено нечто уникальное, мимо которого вы бы никогда не прошли, попадись оно вам в реальной жизни. Иными словами снимки, которыми восхищаются буквально, все полны как раз тем, что мы называем динамичностью.
Что такое динамика в фотографическом пейзаже?
Так какими же чертами обладают снимки ландшафта, которые мы называем динамичными?
К примеру, мы снимаем морской прилив или легкое волнение на море. Чтобы передать динамизм этого явления природы, можно, предварительно настроив камеру так, как это вам необходимо по условиям освещенности и всего прочего, установить ее на штатив и сделать не один, а сразу серию снимков. И тогда в итоге все волны, снятые в движении, спроецировавшись на одном кадре, как бы смешаются между собой, и на фотографии мы получим динамичное и живое их изображение. Если обратиться к Википедии, одному из самых популярных источников информации, то там мы можем найти интересующий нас материал по вопросу динамики в изображении пейзажа, однако это всего лишь личное мнение одного из специалистов в этой области.
Позволим себе высказать и наши собственные мысли по этому вопросу.
Отображение неуёмной и великой энергии природы, бесконечно меняющейся и преображающейся — вот что такое, на наш взгляд, динамика в изображении пейзажа. Глядя на динамичные снимки, мы словно наблюдаем эффект 3D, поскольку эти снимки необычайно глубоки и ёмки по своему содержанию. Они как бы выходят за рамки привычного плоского изображения, обретают объем. Впервые термин «Динамичное изображение пейзажей» можно встретить у Галена Ровелла (Galen Rowell), Этот замечательный фотограф-пейзажис именно так охарактеризовал свои работы, созданные в начале 70-х годов XX-го столетия.
Конечно, и другие мастера фотопейзажа делали в то время интересные с точки зрения динамики снимки, но именно благодаря Ровеллу термин «динамичный пейзаж» вышел в жизнь и стал часто употребим. Он стал своеобразной визитной карточкой этого мастера, его отличительной чертой. Динамический пейзаж даже отождествляться с его творчеством.
Динамическая композиция
Как и в других жанрах изобразительного искусства, основой любой хорошей фотоработы является композиция. Независимо от того, динамический сюжет изображен на ней, или какой то другой.Именно удачная композиция заставляет нас остановить на снимке свое внимание и удерживать его достаточно долго.
Легко поддаются созданию динамические пейзажи, сюжеты которых связанны с образом моря. В них великолепно сочетаются все элементы, присущие динамичному снимку, а именно:
- Нисходящие и восходящие линии;
- Удачно разработанная перспектива;
- Зрительно привлекательные объекты первого плана.
- Интересное и эффектное расположение линии горизонта, а также запоминающийся фон пейзажа.
- Яркое цветовое и световое решение снимка;
- Гармоничное сочетание цветов, определяющих основную цветовую гамму и виньетирование.
- Визуализация движения.
Чаще всего фотомастеру редко удаётся достигнуть сочетания всех этих элементов в одной работе. В реальной жизни качества, присущие динамизму, встречаются постоянно. В любой фотографии, на которой изображен природный ландшафт, хоть один компонент, но найдешь обязательно. А уж если несколько — так это можно считать удачей. Успехом автора работы.
Мы не ставим своей целью дать чёткие инструкции по созданию хороших фоторабот. Ведь фотография — один из видов искусства, а в искусстве, как известно всё держится на мелочах. Чтобы замечать эти мелочи и, благодаря им, создавать произведения фотоискусства необходим божий дар, творческий подход автора к созданию снимков, и конечно же — труд, труд и ещё раз труд, обеспечивающий постепенное накопление ценнейшего практического опыта. Поэтому данные нами рекомендации по созданию качественных динамичных снимков могут только помочь вам определить тот путь, по которому вы должны идти сами к вершинам оттачивания вашего неповторимого почерка, техники и мастерства.
Теперь хотелось бы подробней остановиться на каждом из элементов, способствующих созданию динамическогопейзажного снимка.
Восходящие и нисходящие линии в динамическом пейзаже
Первое, что способствует привлечению внимания зрителя к фотоснимку, это использование в фотоработе сходящихся, восходящих и нисходящих линий.
Сходящиеся линии издавна применялись художниками в живописи и графике для создания ощущения глубины пространства (это называется линейной перспективой) в двухмерном изображении.
Поэтому мастера фотографии часто используют сюжеты с изображением причалов, рек, дорог. Несмотря на некоторую шаблонность в изображении данных объектов, нужно уметь правильно пользоваться приемом помещения данных объектов в композицию снимка при изображении пейзажа. Так следует помнить, что восходящие линии помогают удержать внимание зрителя на фотографии, привлекая к ней особое внимание.
Например, фотография пристани включает в себя как нисходящие, так и восходящие линии. Обратите внимание на то, как устремляются в небо четкие и прямые линии пристани, а линии облаков в это же время устремлены вниз. Мы можем наблюдать, как все линии на таком снимке сходятся на линии горизонта, благодаря чему точка схода этих линий становится объектом нашего пристального внимания. Тут можно порекомендовать снимать рукотворные линии с целью научиться искать более тонкие линии в природе. Да, действительно пристань является композиционным центром всей картины, равно как и источником основных линий, однако можно пронаблюдать здесь и ряд других линий, образованных с помощью воды, холмов, облаков. Так в отражении воды мы видим тёмные линии, помогающие направить наш взгляд в центральную часть фотографии.
За что платят фотографу? За его свежий взгляд на действительность, за его способность открыть нам то, что мы не можем сами разглядеть в реальной жизни и, к тому же, не имеем на это достаточно времени. Именно поэтому фотограф должен показывать мир в необычайном свете. Стремясь к данной цели, постарайтесь найти необходимый ракурс для съёмки. Так фотоработы, сделанные в условиях, когда во время съёмки вы лежите на земле, в грязи или в снегу, получаются, как правило, более динамичными. Особенно ярко это проявляется при съёмке с использованием ультра-широкоугольного объектива, благодаря чему мы замечаем на фото даже самые мелкие направляющие линии. При съемке того же объекта с уровня глаз эти линии просматриваться уже не будут.
Интересные снимки получаются при съемке с верхней точки. Если влезть на дерево, или встать на плечи приятеля, вы получите возможность отыскать интересную перспективу. Особенно великолепны, как правило, фотографии сделанные таким образом с использованием телеобъектива.
Передний план
На переднем плане динамических снимков хорошо расположить значимые, сильные элементы композиции. Они будут выгодно дополнять восприятие всего снимка. Взять, к примеру, фотографию, на которой изображен закат или рассвет. Обычно в природе этот момент очень красив — розовые или даже красные облака, пронизывающие их прямые солнечные лучи. Всё это довольно красиво получается и на фотографиях. Но, согласитесь, зрителя не привлечет изображение, если так можно выразиться, «заката в чистом виде» — то есть только облаков на небе. Тут ещё что-то нужно ввести в композицию.
Динамической фотографии необходим интересный передний план. Задача это важная и порой достаточно сложная для фотографа. Элемент переднего плана делает композицию завершенной. Вот поэтому и нужно найти что-то такое, что заполнило бы передний план вашего снимка. Если этот объект будет правильно подобран и введен в плоскость кадра, то динамичность снимка намного возрастет, и вы сделаете ещё один шажок к успеху.
Взаимосвязь элементов переднего и заднего планов
В кино есть роли первого плана и второго плана. В фильме весь сюжет строится на взаимоотношении главных героев картины. Но если бы главных героев не оттеняли персонажи второго плана, то образы, созданные ими, не были бы так ярки и выразительны. Так же и элементы композиции в динамическом пейзаже. Элементы переднего и заднего планов взаимно влияют друг на друга, взаимодействуют между собой. Например, если на заднем плане пейзажа закат в горах, то на переднем плане хорошо будет смотреться или блики солнца, играющие на потоке горной речки, или развал красивых камней.
Цветовая гамма
Важную роль в создании красивого и композиционно гармоничного кадра несомненно играет и цветовая гамма. Любые природные цвета естественно смотрятся при естественном освещении. Если уж вы хотите сделать цвета очень яркими, то их нужно уметь правильно сбалансировать. А в случае, когда нужного баланса ярких цветов достичь не удается, то лучше такой цвет просто исключить из кадра. Некоторые начинающие фотографы часто намеренно вводят в снимок различные яркие световые или цветовые пятна. Но это создает излишнюю пестроту и не всегда хорошо смотрится. Вот поэтому в динамической композиции кадра должен быть правильный цветовой баланс. А большого числа оттенков лучше избегать.
Виньетирование
Виньетирование можно назвать блокировкой видения. На виньетированных снимках зритель первым делом обращает внимание на главный элемент в композиции кадра. Концентрации внимания в этом случае хорошо помогают темные края снимка. Если вы посмотрите такие фотографии, вы заметите этот эффект визуального акцента. Виньетирование можно делать разными способами. Например, при помощи специального фильтра или при обработке в графических редакторах. Это позволяют делать многие, даже простенькие программы. Например, в обрамлении темных краев виньетированного кадра хорошо смотрится одинокое белое облако на нежно голубом небе.
Передача движения
Движение — не всегда обязательный элемент динамического пейзажа. Но иногда весьма желательный. Движение можно передавать путем размытия какого либо объекта, элемента композиции. Размытие достигается путем применения длительных выдержек. Если в режиме приоритета диафрагмы снять поток воды, то вода получится как бы замороженной, остановившейся во времени. Например, если сфотографировать на длиной выдержке какой-нибудь огромный валун, который лежит в бурном потоке неглубокой горной реки, то этот статичный темный объект в центре снимка будет активно акцентировать внимание не движущуюся воду. И это придаст снимку дополнительную динамику. Тут хорошо сработает и широкая цветовая гамма — вода, камень, небо, растительность на берегах реки… Фактура поверхности камня сделает его доминантой в этой композиции. Тут также можно применить и небольшое виньетирование.
Черно-белый динамический пейзаж
Может ли динамический пейзаж быть монохромным, черно-белым? А почем нет? Конечно, может. Таких снимков у классиков фотоискусства множество. Черно-белая фотография прекрасно передает контраст, выгодно подчеркивает движение и динамику. Но отсутствие цвета в фотографии нужно научиться чем-то компенсировать. Для этого нам придется чуть серьезнее поработать над другими выразительными средствами динамического пейзажа. Об этих выразительных средствах мы сегодня уже говорили. А с помощью черного и белого цветов и их оттенков нужно научиться передавать фактуру и текстуру снимаемых объектов. В таких снимках огромное значение имеет главный элемент композиции.
Черно-белых динамических пейзажей создано много. Все они наполнены движением. Достаточно посмотреть различные фотосайты, и вы их увидите. Поищите, например прекрасные снимки Hengki Koentjoro или Mitch Dobrowner. Работы этих авторов просто завораживают. У них стоит поучиться.
Могут ли быть привлекательными нединамические пейзажи?
Конечно, могут! Отличнейшие снимки природы и вообще пейзажей могут у вас получиться, даже если вы не последуете ни одной из наших сегодняшних рекомендаций. Динамика в фотографическом пейзаже — это всего-навсего лишь один из множества способов передач состояния природы, окружающей среды. Статичные, спокойные фотографии тоже очень красивы и гармоничны. Так как фотография в принципе ограничена своей двухмерностью, эффект статичности тут добивается путем применения совершенно других правил. В этом случае работают совсем другие законы, нежели в передаче динамики. Но — статика в пейзаже — это уже тема для отдельного разговора, для отдельной статьи.
На основе материалов с сайта:
что это, статистика, динамика, законы, виды, приемы передачи движения
Применение статики и динамики в композиции помогает художнику решать творческие вопросы, касающиеся поиска средств для передачи деятельности основных героев на своем полотне.
Оглавление
- Понятие и законы композиции
- Частные законы композиции
- Виды композиций
- Статичность в картине
- Динамика в композиции
- Приемы передачи движения
Понятие и законы композиции
Это составление, сочинение, изобретение. В изобразительном искусстве – грамотное распределение изображаемых объектов, фигур на полотне.
“Композиция – конструкция для смысла”. Н. Н. Волков (график и теоретик искусства, один из представителей московской школы живописи).
![]()
Композиции фигур в статике и динамике подчиняются двум законам – универсальному и частному.
Универсальные законы композиции приведены в таблице.
Закон | Описание |
Подчиненность идейному замыслу | Построение фигур в картине вокруг главного объекта, действия. Все детали служат главной цели – раскрыть идейный замысел автора |
Жизненность | Изображение движения в пространстве, но не символично застывшей фигуры (в статике), а замершей лишь на секунду, в моменте (динамика) |
Контраст (важнейший из законов) | Сочетание противоположностей для выразительности произведения и воздействия на зрителя |
Новизна | Взгляд художника на привычные вещи под другим углом. Проявляется в цвете, форме или в непривычном соединении каких-либо элементов |
Целостность | Элементы располагаются на изображении таким образом, что они воспринимаются как единое цело.![]() |
Частные законы композиции
Частные законы – это равновесие и воздействие. Но им подчиняются не все виды искусства.
Закон равновесия – баланс между всеми элементами относительно центра. Уравновесить композицию помогают два приема:
- Симметрия – изображение предмета в центре картины или помещение двух фигур слева и справа. В таком случае правая и левая части будут абсолютно равнозначны, что придает картине статику и спокойствие.
- Асимметрия – схема, при которой правая и левая части картины различны между собой. Такой прием популярен у всех художников, так как оживляет полотно, придавая изображению динамику.
Асимметрии достигают при помощи уравновешивания большого объекта несколькими маленькими фигурами. Второй способ – изображение обширного пространства с одной стороны (например, моря), а с другой – объекта на переднем плане (например, дерева).
Также используется метод “рычага”, что означает добавление маленькой фигуры на некотором расстоянии от большой. Чем больше расстояние между объектами, тем сильнее притягивает к себе взгляды маленький объект.
Закон воздействия – неоднородность изобразительного поля. Она проявляется в ощущении пространства. Например, если объект располагается близко к центру, то воспринимается лежащим как-будто в глубине. Если находится с краю, это придает ему некоторую плоскость. Это закон применяют как в статике, так и в динамике.
Виды композиций
Композиции можно разделить на 4 вида:
- Пространственные. Для этого вида главную роль играет размер пространства. Используется для театрализованных постановок, интерьеров помещений, выставок и ландшафтов. Бывают открытого типа (парки, сады) или закрытого (залы для выставок, архитектурный ансамбль).
- Объемные – композиции, находящиеся в трехмерном пространстве, будучи при этом цельным и выделяющимся на окружающем фоне объектом (скульптура, памятник, декоративно-прикладное искусство).
- Фронтально-объемные – рельефные композиции на плоскости (барельеф, глиптика, горельеф).
- Фронтальные. Изображение на плоскости (фотографии или картины). Имитация объема за счет технических приемов (свет, тень,контраст и т. д.).
Статичность в картине
Статика − неплохое решение для изобразительного искусства. Это символ устойчивости, неподвижности. Статика в картине передает зрителю ощущение некоторого спокойствия. В таких изображениях все строится на вертикали или горизонтали. В основном соответствует симметричным композициям с метрической структурой.
Чаще статика в изображениях олицетворяет момент торжественности, спокойствия, умиротворения или уюта домашней обстановки.
Для передачи таких ощущений используются схожие по форме и массе объекты, подбирается специальная палитра цветов.
Затем идет разделение полотна на части:
- светлая;
- полутон;
- темная.
Для цельности изображения корректируют композицию игрой света. Применяют комбинированное освещение. Например, луч фонаря или рассеянный свет, заполняющий все пространство.
Нарисованные на полотне объекты, находящиеся в статике, изображены в светлых и сложных тонах. Несмотря на то, что они, находясь по центру, перекрывают друг друга, их объединяет свет, оставляя впечатление покоя.
Динамика в композиции
“Динамика” от греч. dynamis (сила). Динамика − абсолютная противоположность статике. Когда автор изображает кого-то в движении (человек, животное, птица, машина, влияние стихий на природу), смело разрушая симметрию, зритель улавливает совершенно другое настроение, эмоциональную окраску.
Для изображения динамики объекты выстраиваются по диагонали или асимметрично.
В правильно продуманной композиции художник, невидимой рукой руководит процессом, направляя взгляд зрителя с одного элемента на другой.
Если в картине присутствует динамика, тогда в глаза бросается контраст форм, тона, фактуры. Используются при этом открытые, спектральные цвета.
Приемы передачи движения
Для передачи движения (динамики) в композиции, авторы используют некоторые приемы:
- Диагональная линия – зачастую, направленная из верхнего правого угла в левый нижний. При этом сама линия может быть как прямой, так и s-образной.
- Дисбаланс − лучший способ показать динамику, устремленность, нестабильность. Отличительная черта – перегружена только одна часть картины, которая перетягивает на себя больше внимания.
Статика и динамика – важнейшие приемы, без овладения которыми невозможно создание художественной композиции. Только овладев ими, автор сможет представить зрителю полноценную картину.
Можете ли вы дополнить статью полезной информацией, посоветовав литературу или лекции по применению динамики и статике в изобразительном искусстве? Напишите об этом в комментариях и не забудьте поделиться статьей в социальных сетях, сохраните ее в закладках!
Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.
Композиция. Статика и динамика.
Динамика в изображении.
Источники:
- https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/kompozitsija
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Композиция_(изобразительное_искусство)
- https://wiki.fenix.help/literatura/kompozitsiya-eto
- https://infourok.ru/lekciya-po-kompozicii-teoriya-i-vidi-kompozicii-osnovnie-ponyatiya-487238.html
- Л. Б. Альберти, трактат «Три книги о живописи» (1435-1436)
ЧТО ТАКОЕ ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ | Раскрашенный холст
Опубликовано 15.09.2013 21:41:09 by Sharon Griffes Tarr — 1 Comment
Темы: Инструкция
Студенты-художники должны научиться переключать свое восприятие с органической реальности предмета на несубъективные элементы дизайна, чтобы их работы стали интересными и жизненно важными. . Это проблема, с которой сталкиваются все новички, и поэтому их картины часто выглядят плоскими и в целом неинтересными. Им не хватает визуальной и эмоциональной привлекательности, которая привлекает человеческий глаз и мозг.
В своих предыдущих статьях о нотанах я упоминал драму и динамическую композицию. Эти желаемые элементы искусства создаются по-разному. В то время как один сосредотачивается на ценности, другой воплощает движение или поток картины, созданный неравномерным обращением с пространством. Однако каждый из них создает энергию, которая захватывает взгляд и направляет его через произведение искусства.
«Антиквариат», 11х14, холст, масло, пленэр, $550.
ЧТО ТАКОЕ ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Концепция инь и ян в композиции, используемая в нотане (два значения света и тьмы), создает драму за счет баланса противоположных светлых и темных контрастов. Драма привлекательна для человеческого глаза, поскольку она придает загадочность и открытия нашим произведениям. Мы могли бы думать об этом больше как о свете и тени, и тогда мы можем увидеть, как этот баланс добавляет «постановку» к в противном случае унылому, повседневному, заурядному предмету. Правило тридцати футов для привлечения внимания требует драматических контрастов и превосходной композиции. Вместе нет ничего, что кричало бы громче «Эй! Посмотри на МЕНЯ» через всю комнату.
Когда картина привлекает внимание зрителя, в ней должно быть что-то, что визуально развлекает с близкого расстояния. Это что-то, в первую очередь, представляет собой динамическую композицию, основанную на идее движения и энергии. Картина, созданная таким образом, вызовет интерес и привлечет внимание зрителя. В предмете, составленном таким образом, нет ничего статичного или скучного.
Неровность – это визуальное украшение для глаз.
Элементы, используемые для создания эффектов движения и энергии (напряжения) в искусстве, включают в себя обработку линий, форм, соотношений размеров и краев, а также градацию тонов и цветов. Каждый из этих элементов играет очень важную роль в создание визуального движения.
В приведенном выше разделе «Антиквариат» обратите внимание на использование нотана, создавшего драматизм благодаря контрасту светлого и темного, теплого и холодного. И наоборот, драма нотана использовалась в сочетании с инь и ян диагональных, горизонтальных и вертикальных линий (разной ширины, длины и цвета) на протяжении всей картины. Использование этих направленных линий, а также неправильное соотношение формы и размера — все это взаимодействует, заставляя глаз двигаться вверх, вниз, поперек и спереди назад в картинной плоскости… это динамизм в действии.
При планировании картины ищите способы создать напряжение. Простое эмпирическое правило, которое помогает установить это, состоит в том, чтобы помнить, что все линии, формы и края должны отличаться друг от друга. Думайте о холсте как о пространстве. Вы должны спросить себя, как можно разделить это пространство на интересные формы? Независимо от того, используем ли мы толстые и тонкие линии, геометрические фигуры, неровные края или градуированные формы значений / цветов, динамизм создается за счет вариаций. Другими словами, чем больше вариаций, тем больше интерес. Неравномерность — визуальное украшение для глаз.
&&&&&
Чтобы прочитать соответствующие статьи об использовании слова notan, см. записи блога за февраль 2013 г., указанные в архивном списке (нижняя левая панель на этой странице блога).
Arts Dynamics
Все, что связано с искусством, предпринимательством, образованием
Узнайте больше здесь
Привет, я Эми.
Я учу владельцев онлайн-бизнеса создавать
5 фигур + месяцы курсов, которые вдохновляют на жизнь, которую они хотят, невиданный опыт, счастливые чувства, красивые бабочки
Здесь для вас, на каждом шагу
Привет, друг, мы рады, что ты здесь. Это дом Arts Dynamics, глобального учебного сообщества для предпринимателей в сфере искусства, лидеров культуры и творческих педагогов, которые хотят вывести свой художественный бизнес и карьеру на новый уровень.
Мы работали с сотнями профессионалов в области искусства из культурных и творческих индустрий, помогая им прояснить свое видение, воплотить это видение в действие и на основе этого узнать, как получать постоянный доход в Интернете, занимаясь любимым делом. Короче говоря, мы помогаем вам соединить точки в вашем художественном бизнесе и соединить цифровое с физическим. И не только это, мы также предоставляем вам индивидуальный путь, основанный на ваших увлечениях, целях и талантах, чтобы вы могли увеличить свое влияние, больше опираясь на то, кто вы есть.
Профессионалы искусства действительно могут добиться реального роста и успеха в бизнесе. Вы можете одновременно быть целеустремленным, сердечным и прибыльным. Независимо от того, на каком этапе вы находитесь, стартап, масштабирование, уровень инвестора или даже полномасштабная художественная организация, мы обеспечим вас.
// Софи Марин, основатель Arts Dynamics
👉 Получите бесплатную оценочную карту Clarity & Direction и получите бесплатный отчет с инструкциями по началу работы.
Возьмите оценочную карту ясности и направления
«Только что сделал Ясность и Направление Оценочную карту! Большой!Просто и быстро. Очень четко показывает, где требуется внимание».
Джереми Карпентер — Оперный солист и наставник
Подкаст
Еженедельные занятия, посвященные предпринимательству в сфере искусства, с основательницей Софи Марин
Пригласи меня на подкаст
Решения для бизнеса
Мы предлагаем индивидуальные онлайн-курсы, живые семинары и тренинги для вашей организации.
Связаться с Софи (в) artsdynamics.com
Mastermind
Онлайн Mastermind с виртуальными классами, приглашенными экспертами, еженедельными групповыми тренировками и поддержкой.
Список ожидания
Клиенты включают Мы можем вам помочь четырьмя способами:ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ПОДКАСТ, где вы узнаете советы и идеи по развитию своего художественного бренда и бизнеса
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ПОЧТА с полезными ресурсами, вдохновляющими историями сообщества и последними новостями от Arts Dynamics.

ЧЛЕНСТВО — Мастерство маркетинга, которое поможет вам создать свой бренд, продвигать и продавать свои художественные / творческие работы.
МАСТЕРМАЙН — пройдите путь от фрилансера/индивидуального креативщика до стартапа и постройте процветающий художественный бизнес с еженедельными коучингами, VIP-днями и многим другим.
По мере того, как вы развиваетесь, развивается и ваш бизнес. Мы здесь, чтобы оказать вам поддержку, необходимую для стратегического, но легкого роста.
УЧИТЬ БОЛЬШЕ
Привет, я Софи Марин, основательница Arts Dynamics. Я до сих пор помню, когда мой мир перевернулся и все стало на свои места в результате того, что я потратил всего 20 минут своего времени. В тот момент я был уставшим, измученным, расстроенным и подавленным, управляя моей недавно основанной лондонской продюсерской компанией From Sweden Productions, в то же время манипулируя семьей с маленькими детьми. Я уже собирался сдаться, борьба была настоящей, когда решение появилось у всех на виду. Внезапно все это обрело смысл, и прошлое, и настоящее, и будущее, и с тех пор я не оглядывался назад. Итак, что случилось, и какое отношение это имеет к вам?
Я расскажу вам больше через секунду. Во-первых, я хотел бы спросить вас: вы когда-нибудь замечали, что отраслевые эксперты, известные модели для подражания знаменитостей, влиятельные лица и наставники часто дают противоречивые советы и рекомендации о том, как добиться успеха в качестве художника и предпринимателя? Это потому, что у всех нас есть естественный способ существования и действия, связанный с тем, кто мы есть как человеческие существа.
Стратегия, которая действительно хорошо работает для одного человека, может иметь прямо противоположный эффект для кого-то другого. Что мы также не принимаем во внимание, так это то, на какой стадии они находятся в финансовом отношении; фриланс-музыкант/художник по сравнению с творческим стартапом, который работает не по найму и является единственным источником дохода, имеют потребности, отличные от устоявшегося художественного бизнеса с командой, которая проводит для них рекламные акции. Не говоря уже об инвесторах в сфере Music/ArtsTech, которые ищут что-то совершенно другое.
Подробнее об этой истории скоро…
Анна Лундквист, джазовый музыкант
«Мне посчастливилось, что пару лет назад Софи Марин вела курс по цифровому маркетингу, и с тех пор у меня совершенно другая направленность и другое понимание моего предпринимательства в целом. . Ее глубоко укоренившиеся знания и искренне заинтересованный и вдохновляющий тон действительно придавали мне энергии, а также давали мне правильное руководство, когда я застрял между разными частями моей работы в качестве предприимчивого культурного работника. Думаю, я уже рекомендовала ее всем, кого знаю!
Уилл Рид, каллиграф, автор книг и боевых искусств
«Я присоединился к ADEM (The Mastermind) в качестве члена-основателя, потому что как художник я хотел иметь возможность думать как предприниматель, а как предприниматель я хотел думать как художник! Это были два языка, которым нужна была не только платформа, но и сообщество, чтобы овладеть ими, и вот оно!»
Слушатель курса «Искусство динамики», художник/художник
«Благодаря посещению курса «Искусство динамики» мне удалось продать больше картин».
Роман Манжосов, тренер по экспрессии и международный преподаватель бальных танцев
«Когда я пришел в АДЕМ, это было непростое время. Моя компания несколько месяцев была на карантине, моя преподавательская работа была отменена, и я только что расстался со своими деловыми партнерами. И я почувствовал, что я точно не «технарь». Сейчас я создатель вдохновленной группы «Пространство Танцующих Людей», у меня много онлайн-коучинга, курсов, но больше всего я Уверен! готов к любым вызовам в моей жизни!Софи очень помогает со структурой, с пониманием организационных и финансовых процессов.Каждый инструмент очень практичен.Все знания, которые вы можете использовать.Еще одна удивительная вещь-это наше общество.В одном месте вы можете увидеть так много творческих умы, ранимые сердца и разумное отношение. Arts Dynamics — место для людей искусства, которые хотят взять на себя ответственность за свою жизнь без каких-либо оправданий, но со знанием дела и поддержкой».
Нужна помощь в развитии вашего артистического бизнеса и карьеры?
Вы обратились по адресу.
Возможно, вы посещали одну из наших коуч-сессий, мастер-классов, семинаров, курсов или программ и после этого хотели бы получить дополнительную поддержку?
Или вы занимаетесь этим сами и хотели бы присоединиться к сообществу с единомышленниками, которые помогут вам со стратегиями, инструментами и тренингами, необходимыми для масштабирования?
В Mastermind вы получите доступ к нашему пути к успеху наших прибыльных рекламных акций, доступ к которому вы можете получить круглосуточно и без выходных, чтобы отслеживать свои успехи. В дополнение к этому вы получаете еженедельные коучинги с вопросами и ответами, онлайн-сессии совместной работы, ежеквартальные семинары для планирования предстоящих 3 месяцев и многое другое.
ПРИВЕСТИ МЕНЯ К ВДОХНОВИТЕЛЮ
Я представляю организацию, можем ли мы нанять вас для обучения наших членов?
Что отличает Arts Dynamics от других педагогов в этой области?
Я студент, мне подходит?
Каково ваше определение предпринимательства в сфере искусства?
Подкаст Arts Dynamics Да, присылайте мне новые выпуски по электронной почте! Я хочу получать еженедельные электронные письма с интервью с экспертами, творческими беседами, мини-планами действий, будущими тенденциями, интимными закулисными секретами наших запусков и МНОГОЕ ДРУГИМ, доставляемыми в мой почтовый ящик для еженедельной дозы предпринимательского вдохновения.