Для чего нужен цветовой круг: Для чего нужен цветовой круг и как его использовать?

Для чего нужен цветовой круг и как его использовать?

  • ВСЕ
  • Рисование
  • Советы художника
  • История искусств
  • Живопись
  • Рисунок
  • Цветоведение
  • Поэтапное рисование
  • Вдохновение
  • О художниках
  • Ученики
  • Композиция
  • Абстракция
  • Книги

03. 07.2019 18:37

   Художники и дизайнеры, а также люди творческих профессий, связанных с изобразительностью — фотографы, стилисты, декораторы и прочие, часто ссылаются на работу с цветовым кругом. Иногда его называют цветовое колесо или замкнутый спектр.

Начинающие живописцы чаще просто игнорируют этот инструмент, предпочитая намешивать и сопоставлять цвета на картине “так, как вижу” или опираясь на собственный вкус. О теории цвета написаны сотни книг, в каждой из них работа с цветовым кругом — основная часть. На этом основывается колористика, цветоведение для художников и дизайнеров, простые цветовые схемы — подсказки и выкраски.

   В целом, цветовой круг помогает подобрать цветовые гармонии и контрасты для живописи или дизайна, структурирует цвета в картине и подчиняет оттенки цвета логике, соответствующей законам цветовосприятия человека (то, как человек видит и воспринимает цвета и оттенки). Разумеется, это целая наука, которую не вместить и в несколько статей. Здесь же я покажу простейшие возможности цветового круга, применительно к живописи, дизайну и иллюстрации. Для современного визуального художника они критически важны и нужны, ведь грамотное и уверенное владение цветом делает картины и проекты не только профессионально грамотными, но и востребованными покупателями и заказчиками.
  Цветовые круги бывают разные, но все они построены по одному принципу: цвета спектра находятся в определённой последовательности и соответствуют точному положению друг относительно друга. Разница — в количестве цветов в цветовом круге (бывают 12-, 24-частные и более), в визуализации количества составляющих цвет оттенков (например, классический цветовой круг Иттена содержит механически смешанные цвета, а цветовой круг Шугаева — пропорционально-количественные выкраски смешиваемых цветов) и дополнения (вынесенные отдельно первичные и вторичные цвета, добавление шкал светлоты цветовых оттенков — изменение цвета не только путём смешения с чистыми, спектральными, но и с чёрным и белым = высветление и затемнение).

Удобнее всего начинать с 12-частного цветового круга Иттена. С него и начнём наш разбор.

Все цвета спектра чистые, хроматические.
   То есть это цвета, полученные путём смешивания основных (первичных) цветов друг с другом в разных пропорциях. Я уже писала о свойствах цвета подробно в статье —

https://jotto8.ru/blog/osnovnye-harakteristiki-tsveta-shpargalka-po-zhivopisi . Можно писать только ими, не используя или мало используя ахроматические цвета (чёрный, серый и белый). Такая живопись будет выглядеть ярко, весело, декоративно, но не совсем реалистично. Но ведь это не самое важное для творческой задумки.
  Чаще всего художники используют гармонию первичных цветов для такой живописи — это сочетание жёлтого, красного и синего цветов. Особенно удачно такая цветовая гармония применяется в дизайне полиграфии и орнаментике, а также в разработке детской одежды и игрушек.
  В цветовом круге — это цвета, образующие правильный треугольник. Смещая такой треугольник в стороны можно получить красивую гармонию разных контрастных чистых цветов.

Выявление насыщенности цвета (замутнение) и светлоты (затемнение и высветление).

   Добавляя к любому оттенку цвета спектра чёрный или белый, а также разные оттенки серого в самых разнообразных вариациях и пропорциях, можно получить множество оттенков, основанных на одном доминирующем цвете. Например, как в “Красной мебели” Фалька — оттенки красного, замутнённые и затемнённые/высветленные https://ic.pics.livejournal.com/mio_89/44862551/6811/6811_900.jpg . Небольшие вкрапления соседних цветов цветового круга в основной допустимы — это придаст картине некоторую затейливость, прихотливость, избавит от чрезмерной цветовой строгости. Но эти оттенки не должны быть излишне активны. Монохроматическая гармония цветов особо любима в дизайне.
https://i2.wp.com/dizaynlab.ru/wp-content/uploads/2017/5/sochetanie-cvetov-v-interere-kuhni-na-chto-vlijaet_44.jpg
  Определить качество цветового замеса можно, приложив выкраску сложного цвета к наиболее близкому чистому цвету спектра.
Этим приёмом пользуются при копировании картин.

Дополнительные цвета или гармония контрастных цветов.
  Лежащие друг напротив друга контрастные цвета образуют пары взаимодополнительных цветов. На их основе создаётся гармония контрастных цветовых оттенков. Помимо прямых — красный/зелёный, жёлтый/фиолетовый, синий/оранжевый — можно выбрать изысканные сочетания лилового и жёлто-оранжевого, голубого и оранжево-красного или пурпурного и жёлто-зелёного. Чем больше секторов в цветовом круге и чем дальше от первичных и вторичных цветов выбранные пары, тем более сложные и интересные цветовые гармонии можно получить.
https://kvartblog.ru/blog/uroki-dizayna-kak-podobrat-sochetanie-tsvetov-dlya-interiera/ .
  Такую гармонию ещё называют полярной. Основное её условие — прямая, соединяющая противоположные цвета, обязательно должна проходить через центр цветового круга.

Цветовые гармонии, полученные на основе цветового круга.


  Помимо вышеперечисленных, при помощи цветового круга можно получить и другие гармонии 2, 3 и 4 цветов. Для этого следует соединить цвета спектра друг с другом при помощи хорды, треугольника или четырёхугольника. Рассмотрим это подробнее. Здесь удобнее использовать цветовой круг Шугаева (кстати, он отличается от традиционного цветового круга ещё и расположением цветов — напротив жёлтого здесь находится синий, а не фиолетовый), чтобы точно понимать, сколько цвета в процентном соотношении примешивать для получения оттенка.

Вариант 1. Родственная гармония цветов.
   Для неё выбираем в круге Шугаева 2 цвета, лежащие через один: например, 11 и 13, 3 и 5, 19 и 21. Для более богатых оттенков, добавляем несколько ахроматических цветов (я взяла белый, чёрный и 2 серых). Колера удобнее намешивать в отдельных баночках, чтобы краски было достаточно для полноценной живописи: макнул кисточку в банку с колером одним, другим и домешал на палитре нужные оттенки. Можно использовать и лаконичные 2 цвета без подмесов, для графических и декоративных работ это возможно.

Вариант 2. Родственно-контрастная гармония.

   Выбираем в цветовом круге Шугаева два цвета, расположенные через 5 цветовых тонов друг от друга. Например, 22 и 4, 6 и 12, 15 и 21 и т.д.. Также, используем разбел, затемнение или замутнение по желанию. Заметьте, в каждом из примеров мы сравниваем только цветовые тона оттенков, а их в свою очередь, изменяем по желанию по светлоте и насыщенности.
  В этой гармонии цвета объединены одним общим оттенком, в моём случае, жёлтым и разнятся примесью зелёного и красного, соответственно. Для такой цветовой гармонии не стоит выбирать чистые, первичные цвета: жёлтый (1), красный (7), синий (13) и вторичный зелёный, который здесь представлен как один из основных цветов (19). Такие сочетания цветов излишне категоричны, предсказуемы и просты.

Вариант 3. Гармония цветов по прямоугольному треугольнику.
   В круге Шугаева берём 2 цвета через пять, соединяем их хордой. Из одного из концов хорды выстраиваем перпендикулярный к хорде отрезок. Он укажет на третий цвет гармонии. Таким образом, для данной цветовой гармонии будут выбраны цвета: 22, 4, 16 или 16, 4, 10 и другие.
  Также, старайтесь выбирать вторичные и третичные цвета спектра для более изысканных и интересных сочетаний цветов.

  Также, можно рассчитать гармонию цветов по цветовому квадрату. Об этой и других схемах мы подробно говорим на новом курсе рисования “КОЛОРИСТИКА. Как грамотно решать творческие задачи при помощи цвета”. Разумеется, вся теория подкрепляется практическими упражнениями.

   Это далеко не все возможности использования цветового круга и только малая часть получения гармонических цветовых сочетаний. В отдельной статье на эту тему я продолжу рассказывать о теории гармонизации цветов — эта тема очень обширна и многопланова. Надеюсь, теперь вы с радостью заведёте себе рабочий цветовой круг, а то и не один, и будете им эффективно пользоваться. У меня такие подсказки есть в каждой рабочей зоне.
  Конечно, можно купить уже готовый цветовой круг для художников и дизайнеров или скачать его из интернета и распечатать, но лучше и эффективнее его изготовить самим. Во-первых, у вас будет по настоящему точные и правильные оттенки цвета (дефекты печати и качество полиграфии бывает разным), а во-вторых, вручную натренируетесь смешивать нужные цвета и оттенки и равномерно наносить их на поверхность бумаги. Это очень важное, интересное и полезное упражнение для начинающего живописца и практикующего иллюстратора. И не важно, работаете вы в цифре или в реальном материале.

  Удачи в применении полученных знаний!

Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:

1. Поставьте «лайк».

2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.

3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂


как устроен и для чего нужен

В статье рассказывается:    

  1. Понятие цветового круга Иттена
  2. Теория цвета по Иттену
  3. Кому нужен цветовой круг Иттена
  4. Подходы к использованию цветового круга Иттена
  5. Получение цветов из круга Иттена
  6. Стоит ли самому рисовать круг Иттена
  7. Онлайн-сервисы для подбора цвета

Цветовой круг Иттена – это инструмент для тех, кто работает с цветами. Это не обязательно дизайнеры (хотя и они тоже), им пользуются блогеры, CMM-щики, веб-разработчики и т. д. Цветовой круг помогает подобрать наиболее сочетающиеся оттенки и, соответственно, избежать использования максимально негармоничных.

Использовать круг Иттена можно по-разному, для этого применяется несколько популярных схем. В нашей статье мы расскажем, какие это подходы, разберем структуру самого круга и поговорим, какие существуют цифровые инструменты для этих задач.

Понятие цветового круга Иттена

Иоганнес Иттен — швейцарский художник и теоретик искусства. Начиная с 1919 года, его местом работы являлся Браухаус. Это легендарная школа конструирования и строительства, подарившая всему миру множество архитектурных и дизайнерских новшеств. В частности, учебный курс о цвете, форме и фактуре материла, который как раз и создал Иттен. Стоит отметить, что одним из коллег этого деятеля был Василий Кандинский.

Понятие цветового круга Иттена

Иттен придерживался крайне прогрессивных взглядов относительно своего времени. По его мнению, художник не должен обращать внимания на ограничения, которые создают традиции. Интересным фактом является и то, что Иттен начинал свои лекции с дыхательных упражнений и медитаций.

Художник написал книгу «Искусство цвета», в которой он изложил свое понимание гармонии цвета, цветового конструирования и контраста. В качестве инструмента колористического конструирования он предложил использовать цветовой круг.

При этом Иттен не являлся создателем этого круга. Однако именно он смог успешно объединить существующие наработки и улучшить их. Тем самым мировое сообщество получило инструмент, который по сей день используется стилистами, дизайнерами, фотографами и иллюстраторами.

Желтый, красный и синий — именно эти цвета являются основными в системе Иттена. Они располагаются в центральной части круга и вписываются в треугольник. Вокруг них размещены ещё 3 треугольника, которые представляют собой цвета, получаемые вследствие смешения основных. Таким образом, если смешать два основных цвета, вы получите один из составных цветов:

  • фиолетовый;
  • зелёный;
  • оранжевый.

Их принято называть цветами второго порядка.

После этого идёт внешний круг, состоящий из двенадцати цветов. В нем располагаются оттенки второго и третьего порядков, а также основные.

Цвета третьего порядка формируются за счет смешения основных и составных оттенков. В результате вы можете увидеть:

  • жёлто-зелёный;
  • сине-зелёный;
  • сине-фиолетовый;
  • красно-оранжевый;
  • жёлто-оранжевый;
  • красно-фиолетовый.

В конечном итоге образуется большой круг, состоящий из 12 цветов, очерёдность которых повторяет порядок оттенков в естественном спектре. По мнению автора, данная система должна позволить художнику точно отображать цвета в памяти.

Теория цвета по Иттену

Теория цвета по Иттену

По теории Иттена цвет является субъективно воспринимаемым свойством. Проще говоря, один и тот же цвет может вызывать разные ассоциации, эмоции и мысли у разных людей. Восприятие цвета уникально настолько, насколько уникален каждый отдельно взятый человек.

Теоретик считал, что лучший способ восприятия цветов — сравнение. Однако один и тот же цвет будет создавать разный эффект в зависимости от того, с чем мы его сравниваем. Например, жёлтый на белом фоне ощущается как мягкий и тёмный оттенок, в то время как на чёрном он будет восприниматься ярче и насыщеннее.

Происходит это из-за того, что окружение оказывает влияние на оттенок. Если стоит задача выделить желтый на белом фоне, то для него потребуется гораздо больше пространства, чем в случае с чёрным задним планом.

Иными словами, цвета взаимодействуют между собой. По этой причине следует рассматривать палитру целиком. В противном случае вы можете неправильно рассчитать результат.

Кому нужен цветовой круг Иттена

С помощью круга Иттена и цветовых гармоний специалист может добиться баланса в сочетании оттенков и создать приятную картинку. Причем данной схемой пользуются не только художники, но и многие другие представители творческих профессий:

  • Веб-дизайнеры — для выстраивания гармоничных комбинаций цветов и расстановки акцентов в интерфейсах сайтов и приложений.
  • Графические дизайнеры — в целях создания неповторимого стиля бренда.
  • Иллюстраторы — чтобы определить основные и вспомогательные оттенки.
  • Дизайнеры интерьера — при создании приятных сочетаний цветов и расстановке акцентов в интерьере.
  • Фэшн-дизайнеры — для подбора эффектной цветовой гаммы новых коллекций.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 15453

Таким образом, цветовой круг Иттена представляет собой простой и одновременно полезный инструмент, которым активно пользуются самые разные специалисты.

Подходы к использованию цветового круга Иттена

Существует масса техник, позволяющих создавать приятные сочетания цветов при помощи круга Иттена. Перечислим самые полезные и популярные методы.

Комплементарное сочетание

В этом случае используются два наиболее контрастных тона, которые находятся друг напротив друга. Альтернативное название таких оттенков — комплементарные или дополнительные цвета.

Данный способ полезен в том случае, если перед вами стоит задача создания выразительного акцента. Один цвет определяется как основной, а второй применяется не так часто. Это позволяет выделить те или иные объекты на общем фоне.

Комплементарное сочетание

Классическая триада

Во многих случаях нет никакой необходимости сильно выделять объекты при помощи контраста и расставления акцентов. Тогда специалист может применить другой прием. Речь идёт о так называемом принципе триады, который имеет несколько вариаций.

При использовании классической триады специалист определяется с основным цветом и подбирает к нему два дополнительных тона. Они должны быть разными, но при этом гармоничными.

Чтобы создать комбинацию в таком сочетании, применяют равносторонний треугольник. Три цвета располагаются по разным его углам и тем самым формируют сбалансированную гамму.

Аналоговая триада

Эта разновидность триады допускает использование более трёх оттенков. Однако в таком сочетании нельзя применять яркие или резкие контрасты, поэтому выбираются те цвета, которые расположены рядом друг с другом на круге Иттена. В этом случае комбинация получается наиболее сдержанной и спокойной.

Интенсив «Путь в IT» поможет:

  • За 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков.
  • Понять, что действительно ждет IT-индустрию в ближайшие 10 лет.
  • Узнать как по шагам c нуля выйти на доход в 200 000 ₽ в IT.

При регистрации вы получите в подарок:

«Колесо компетенций»

Тест, в котором вы оцениваете свои качества и узнаете, какая профессия в IT подходит именно вам

«Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру»

Собрали 7 типичных ошибок, четвертую должен знать каждый!

Тест «Есть ли у вас синдром самозванца?»

Мини-тест из 11 вопросов поможет вам увидеть своего внутреннего критика

Хотите сделать первый шаг и погрузиться в мир информационных технологий? Регистрируйтесь и смотрите интенсив:

Только до 31 октября

Осталось 17 мест

Контрастная триада

В качестве основы выступает комплементарное сочетание, но вместо дополнительного цвета берутся два других, которые находятся рядом на цветовой схеме. В результате вы получите своеобразный равнобедренный треугольник. Такой способ отличается тем, что позволяет использовать контрасты. Однако они не будут столь резкими, как при выборе дополнительных тонов.

Тетрада

Иногда специалисту не хватает двух или трёх цветов. В таком случае можно воспользоваться принципом триады, который обладает достаточно широким спектром. Квадрат позволяет выбрать 4 разных, но очень гармоничных цвета.

Прямоугольник

Ещё один способ подбора четырёх цветов, который часто применяется в сфере дизайна. При помощи прямоугольника вы можете определить 4 цвета, которые будут менее контрастными, чем в случае с предыдущим методом. Принцип прост: подбираются две комплиментарные пары, схожие друг с другом по своим оттенкам.

Получение цветов из круга Иттена

Круг включает в себя лишь 12 цветов, тогда как специалист должен уметь работать с огромным количеством оттенков. Изобретенный Иттеном метод является ориентиром, а не готовым решением. Однако область его применения может быть расширена.

Представим, что вам необходим комплементарный цвет к бирюзовому. Он отсутствует в схеме Иттена. При этом вы знаете, что он расположен между зелёным и голубым, а значит, искомый цвет будет находиться как можно дальше от их границ. Самая дальняя точка — граница между красным и красно-оранжевым. Следовательно, смешав эти два цвета, вы получите комплементарный бирюзовому результат.

Дизайнер занимается определением конкретных оттенков бирюзового и красно-оранжевого.

Следует понимать, что насыщенность и яркость очень важны для создания приятного изображения. Скажем, красный может быть очень насыщенным, представляя собой розовый. Если же снизить его яркость, то вы получите бордовый. Все эти параметры оказывают непосредственное влияние на восприятие объектов.

Стоит ли самому рисовать круг Иттена

Для создания круга можно использовать компьютер. Однако в таком случае цветопередача будет не столь реалистичной, как при ручном подборе. Вам понадобятся краски, лист ватмана и достаточно свободного времени. Начните с создания контура треугольника, который должен быть равносторонним. На вершине фигуры необходимо расположить желтый цвет, в левом нижнем углу — синий, а в правом — красный.

Вершины треугольника выступают в качестве точек для дальнейшего начертания контуров окружности. Вам необходимо построить на их основе шестиугольник, подобрав правильные места для цветов второго порядка (оранжевый, зелёный, фиолетовый).

Во внешней части ранее начерченного радиуса постройте второй. При этом он должен находиться на некотором расстоянии, но иметь центр в той же самой точке. В результате вы получите линию, которую следует разделить на 12 равных частей.

Теперь вам необходимо закрасить базовые тона в появившихся местах. Затем определите дополнительные цвета, а оставшиеся между ними промежутки закрасьте оттенками третьего уровня.

Онлайн-сервисы для подбора цвета

Для быстрого обнаружения нужных оттенков и цветов можно воспользоваться специальными онлайн-сервисами. Рассмотрим бесплатные инструменты, для применения которых вам не обязательно проходить регистрацию:

Paletton

Paletton — англоязычный сервис, оказывающий помощь в подборе оттенков из базовых цветовых сочетаний.

Преимущества:

  • Настройка насыщенности и светлоты.
  • Демонстрация вариантов дизайна страницы.
  • Формирование своих собственных цветовых схем.
  • Регулировка важнейших параметров: оттенок, насыщенность, яркость и контраст.
  • Отображение информации о цветовых режимах — RGB, LAB.
  • Экспорт цветовой гаммы для веб-сайта в формате кода.
Paletton

Adobe Color

Adobe Color — отличный инструмент, который регулярно модернизируется и снабжается полезными функциями.

Преимущества:

  • Сохранение палитры в «облаке» для дальнейшего использования в сервисах Adobe.
  • Регулировка яркости и любых параметров цветового режима — RGB, LAB, HSB, CMYK.
  • Наличие инструмента, который позволяет подобрать контрастность фона, текст и графические элементы.
  • Интерфейс Adobe Color

ColorScheme

ColorScheme — русскоязычный сервис, функционал которого напоминает Paletton.

Преимущества:

  • Проверка цветовой гаммы.
  • Регулировка насыщенности, яркости и контрастности.
  • Демонстрация основных и вторичных цветов.
  • Функция случайного подбора оттенков.
  • Сохранение в формате PNG, таблицы стилей, палитры или HTML.
  • Возможность использования людьми с ограниченными возможностями.

getColor

getColor — отличный онлайн-сервис, позволяющий в считанные минуты найти нужное сочетание.

Преимущества:

  • Регулировка тона, насыщенности и яркости.
  • Продвинутое оформление инструмента.
  • 4 комбинации цвета по Иттену на выбор.
  • Простое управление.
  • Возможность скопировать номер оттенка.

В теории Иттена можно найти массу полезной информации. К примеру, как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты, как связаны форма и цвет и т. д. Кроме этого, рекомендуем почитать о том, как работать с формой объектов.

Иттен не заставлял студентов заучивать чисто технические приемы. Он учил раскрывать свою интуицию и следовать за ней. Художник делал это с помощью ряда интересных упражнений, реализующих творческие задатки человека.

Круг Иттена и цветовые сочетания – необходимые составляющие работы специалистов из творческих сфер. Данный инструмент используют как начинающие художники, так и профессионалы. Кроме того, благодаря применению цветового круга вы улучшите свои навыки и через некоторое время сможете подбирать приятные сочетания без схемы.

Продвижение блога — Генератор продаж

Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Поделиться статьей

Цветовой круг — Chromaflo Technologies

Цветовой круг — это визуальное представление основных цветов и того, как они комбинируются для создания всех других видимых цветов.

Цветовой круг полезен для понимания взаимосвязей между цветами в искусстве, планировании дизайна и цветовых схемах. Обратите внимание, что черный и белый не отображаются на колесе, но играют роль в цветовом пространстве и характеристиках цвета.

Основные цвета

Основные цвета: красный, желтый и синий. Их называют «первичными» (первыми), потому что эти цвета не основаны ни на каких других цветах. Эти три цвета можно комбинировать, чтобы получить любой из других цветов спектра. Смешивание пигментов трех основных цветов дает коричневый цвет.

Дополнительные цвета

Первичный цвет, расположенный непосредственно напротив вторичного цвета на колесе, называется его «противоположным» или «дополнительным» цветом. Эти цвета оказывают интересное влияние друг на друга, как мы обсудим позже. Обратите внимание, что каждая дополнительная пара состоит из одного теплого и одного холодного цветов. Дополнительные цветовые группы:

  • Красный и зеленый
  • Синий и оранжевый
  • Желтый и фиолетовый

Дополнительные цвета

Есть три дополнительных цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Они создаются путем смешивания равных количеств двух основных цветов. Вторичные цвета появляются между двумя основными цветами, составляющими этот вторичный цвет.

  • Оранжевый = красный + желтый
  • Зеленый = Синий + Желтый
  • Фиолетовый = Красный + Синий

Третичные цвета

Третичные (третьи) цвета являются третьим уровнем смешанных цветов RYB и состоят из шести цветов. Они образуются путем смешивания вторичного цвета с одним из основных цветов, прилегающих к нему на круге. Все цвета от чистого красного до чистого желтого называются «теплыми». Все цвета от желто-зеленого до красно-фиолетового называются «холодными». Третичные цвета включают:

  • Сине-зеленый
  • Красно-оранжевый
  • Желто-оранжевый
  • Желто-зеленый
  • Красно-фиолетовый
  • сине-фиолетовый

Цветовой круг в лакокрасочной промышленности

В лакокрасочной промышленности цветовой круг используется, чтобы помочь дизайнерам и потребителям понять цвет достаточно хорошо, чтобы создавать цветовые схемы для дома и бизнеса. Хотя это представление цвета не используется химиками напрямую для формулировки конкретных цветов, оно очень полезно для тех, кто планирует цветовые схемы.

Правила цветового круга

Вот несколько простых правил использования этого представления цвета для создания тем. Но, как и в случае с любым набором цветовых правил, эти правила верны в большинстве случаев, но не всегда. С практикой вы научитесь доверять своему глазу, решая, какие цвета действительно сочетаются друг с другом.

  • Все красные сочетаются
  • Все блюзы сочетаются друг с другом
  • Вся зелень сочетается
  • Мягкие апельсины создают ощущение тепла
  • Желтый хорошо сочетается с зеленью и апельсинами
  • Зеленый можно использовать как нейтральный цвет
  • Фиолетовый хорошо сочетается с зеленым
  • Серые и нейтральные оттенки хорошо смотрятся вместе

Цветовой круг упрощает выбор цвета. Это потрясающий инструмент, который значительно упрощает планирование цветовой схемы.

цветовой круг | Определение, искусство и факты

цветовой круг

Посмотреть все носители

Связанные темы:
цвет круговая диаграмма

Просмотреть все связанные материалы →

Цветовой круг , диаграмма, используемая в изобразительном искусстве для представления цветов видимого спектра и их взаимосвязей. Цвета систематически расположены по кругу, причем каждый оттенок обычно попадает в одну из трех категорий: первичный, вторичный или промежуточный. В таких областях, как живопись, мода, кино и дизайн, художники используют цветовой круг для составления цветовых схем и визуализации того, как цвета появляются рядом друг с другом.

Существует несколько цветовых кругов, каждый из которых представляет свою цветовую систему. Цветовые системы основаны на трех основных цветах, из которых могут быть получены все остальные цвета в системе. Набор цветов, полученных из основных цветов, известен как цветовая гамма. Хотя учащихся начальной школы обычно учат, что основными цветами являются красный, желтый и синий, на самом деле не существует установленного стандарта основных цветов; любые три цвета могут быть назначены в качестве основных цветов для создания цветовой системы. Однако есть наборы основных цветов, которые более эффективны, т. е. создают более обширную цветовую гамму, чем другие. Наиболее известными из них являются субтрактивная цветовая система и аддитивная цветовая система.

Традиционный цветовой круг художников является одним из примеров субтрактивной цветовой системы. Его основными цветами являются красный, желтый и синий (поэтому его также называют цветовой моделью RYB по первой букве каждого основного цвета). Цвета называются первичными, потому что они не могут быть созданы путем комбинирования других оттенков. Любые два из трех основных цветов могут быть смешаны для получения вторичных цветов: зеленого (сочетания желтого и синего), оранжевого (желтого и красного) и фиолетового (синего и красного). Смешивание основного цвета с соседним вторичным цветом дает промежуточный цвет. В этой модели промежуточными цветами являются ярко-красный (красно-оранжевый), янтарный (желто-оранжевый), шартрез (желто-зеленый), бирюзовый (сине-зеленый), индиго (сине-фиолетовый) и пурпурный (красно-фиолетовый). .

Если объединить все цвета цветовой модели RYB, теоретически получится черный цвет. Это связано с тем, что красители, такие как пигменты или красители, избирательно поглощают и отражают свет для создания цвета. Например, желтый пигмент поглощает синие и фиолетовые волны, отражая при этом желтые, зеленые и красные волны. Синий пигмент поглощает преимущественно желтые, оранжевые и красные длины волн. Если смешать желтый и синий пигменты, получится зеленый цвет, так как это единственный спектральный компонент, который не сильно поглощается ни одним из пигментов. В некотором смысле желтый и синий пигменты отбирают цвет друг у друга, оставляя только зеленый цвет; следовательно, цветовая модель RYB также называется вычитающей цветовой системой.

Цифровые художники и те, кто работает с цветным светом, используют цветовую модель RGB, аддитивную цветовую систему, названную в честь ее основных цветов: красного, зеленого и синего. Цветовая модель RGB имеет более широкую цветовую гамму, чем RYB, и работает так же, как человеческий глаз обнаруживает свет — путем сложения длин волн красного, зеленого или синего вместе для создания всех других видимых цветов. Таким образом, в современной теории цвета она считается более точной, чем цветовая модель RYB. Аддитивное смешение можно физически продемонстрировать с помощью трех слайд-проекторов, оснащенных фильтрами, так что один проектор излучает луч насыщенного красного света на белый экран, другой — луч насыщенного синего света, а третий — луч насыщенного зеленого света. Аддитивное смешивание происходит, когда лучи перекрываются (и, таким образом, складываются вместе). Там, где красный и зеленый лучи перекрываются, получается желтый. Если добавить больше красного света или уменьшить интенсивность зеленого света, световая смесь станет оранжевой. Цифровые дисплеи, излучающие свет, такие как компьютерные мониторы или телевизоры, используют цветовую модель RGB для создания изображений.

Расположение цветов на цветовом круге указывает на важные визуальные отношения. Цвета похожего оттенка сгруппированы вместе с теплыми цветами (такими как красный, ярко-красный, оранжевый, янтарный и желтый) с одной стороны и холодными цветами (включая зеленый, бирюзовый, синий и фиолетовый) с другой. Цвета, расположенные рядом на колесе, называются аналогичными цветами и часто используются в картинах, чтобы вызвать настроение, или в дизайне, чтобы создать ощущение сплоченности и гармонии. Цвета, прямо противоположные друг другу, такие как красный и зеленый на колесе RYB, называются дополнительными цветами. Если смотреть рядом, два дополнительных цвета будут казаться ярче и ярче, чем сами по себе или рядом с аналогичным оттенком. Дополнительный цвет основного цвета всегда будет вторичным цветом, и наоборот. Дополнением к промежуточному цвету всегда будет другой промежуточный цвет.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Исаак Ньютон был первым, кто расположил цвета в виде колеса; иллюстрация впервые появилась в его книге 1704 года « Оптика ». Во время своих знаменитых экспериментов с призмой Ньютон обнаружил, что при преломлении солнечного света на стену белый свет состоит из семи видимых цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, индиго и фиолетового. Затем он организовал семь оттенков в колесо в том порядке, в котором они появлялись.

После Оптика другие ученые, художники и писатели составили собственные цветовые круги и теории, в том числе английский энтомолог Мозес Харрис, чей цветовой круг в Естественная система цветов (1766) показывает множество цвета, полученные из красного, желтого и синего; и немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете, который утверждал в Theory of Colors (1810), что цвет является результатом взаимодействия света и тьмы, хотя современная физика не принимает эту теорию.

Для чего нужен цветовой круг: Для чего нужен цветовой круг и как его использовать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх