Дополнительные цвета это: Что такое дополнительные цвета? — Кошкина Анна

Содержание

Контраст дополнительных цветов. Дополнительные цвета

Определение основных цветов зависит от того, как мы собираемся воспроизводить цвет. Цвета, видимые при расщеплении солнечного света с помощью призмы, иногда называют спектральными цветами. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

б

в

Рисунок 1.9 — Три типа цветов:

а — первичные цвета; б – вторичные цвета; в – третичные цвета

Цветовой круг получается на основе объединения основных — первичных, дополнительных — вторичных и третичных цветов. Первичными цветами являются красный, желтый и синий. Для того чтобы получить вторичные цвета, мы смешиваем один цвет с другим. Желтый и красный дают нам оранжевый, красный и синий — пурпурный, а синий и желтый — зеленый. А что такое третичные цвета? Просто берется первичный цвет и к нему добавляется соседний вторичный. Это означает, что существует шесть третичных цветов (по два цвета от каждого первичного цвета). (Рисунок 1.9)

Когда два или несколько цветов подходят «друг к другу», их называет комплиментарными или дополнящими друг друга цветами. Сформулируем более точное определение: если два цвета, будучи смешанными вместе, дают нейтрально-серый (краска/пигмент) или белый (свет) цвет, они называются дополняющими или комплиментарными цветами.

1.7 Название цветов и пигментов

Названия цветов классифицируются на три типа: собственно цветовые термины; наименования крася­щего пигмента, перенесенные на цвет; прилагательные от на­рицательных имен предметов с привлекательной запоминаю­щейся окраской.

Собственно цветовые термины — синий, зеле­ный, желтый — в современном языке других значений не имеют. Наименования по пигменту -кармин, охра, родамин — узкоспециальны и применяются только в профессиях, имеющих дело с красками. Названия по окраске предметов — сиреневый, лимонный, малиновый — характерны для разговорной речи, литературы, искусствоведения. Они очень образны, поскольку ука­занный в них цвет хранится в нашей памяти и его можно пред­ставить, но такие обозначения не обладают точностью, необ­ходимой в научном определении, и в науке не используются.

Любое «физическое» название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей. Сколько же цветов можно увидеть? Человеческий глаз способен различить около 200 цветовых тонов. В этом многообразии можно выделить 8 основных групп цветов: пурпурные, красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые.

Пурпурные цвета отличаются от красных тем, что содержат фиолетовый или синий оттенок, которого в красных нет. Вся группа называется по наименованию краски, которую в античности делали из морской улитки. Все цвета пурпурной группы очень интересны. Рубиновый – благородный темновато-красный цвет с синевой. Родаминовый близок к рубиновому, но имеет более заметный фиолетовый оттенок. Фуксиновый – происходит от названия растения, имеет очень яркий светлый красный цвет с некоторой внутренней голубизной.

Рисунок 1.10 — Хроматические цвета

Рисунок 1.11 — Пурпурные цвета

Красная группа охватывает все красные и носит различные названия: багровый, багряный, пунцовый, алый, коралловый, розовый, терракотовый и т. д.

Оранжевая, желтая и зеленая группы имеют много производных оттенков, обозначаемых по пигменту (желтая свинцо­вая, желтая цинковая, окись хрома), по природной окраске (апельсиновый, лимонный, травяная зелень), или без специаль­ных названий.

В голубой группе следует отметить циан голубой или бирюзовый цвет. В фиолетовой группе выделяется лиловый (светло-фиолетовый).

Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. При изучении цветовых ассоциаций следует принять именно такой дифферецированный взгляд на цвет. При этом окажется, что восприятие цвета гораздо устойчивее и определеннее, чем это принято считать. Самые сильные эмоции вызывают цвета человеческого тела и его отделяемых (хотя это далеко не всегда осознается). Так, никто не остается равнодушным к розовому — его или любят, или ненавидят. Тончайшие оттенки розового способны вызвать в нас разнообразные эмоции. Так же сильно и определенно действует красный и другие присущие человеку цвета.

Цветовой круг.

Цветовой спектр.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета составляют спектр (рис.4). Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Расположение цветов в цветовом круге очень удобно (рис.5). Оно позволяет наглядно объяснить многие закономерности в теории цвета. Если в круг вписать равносторонний треугольник, одним углом направленный к красному, то по углам будут лежать красный, синий, желтый. Эти три цвета невозможно получить смешением других, называются они основными . Смешивая основные цвета между собой попарно, мы получаем первичные производные (Пример: желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый, красный + синий = фиолетовый). Смешивая основные цвета с первичными производными, мы получаем вторичные производные (Пример: красный + оранжевый = красно – оранжевый, синий + зеленый = сине – зеленый, желтый + зеленый = желто – зеленый и т. д.).

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. Проходит граница между холодными и теплыми цветами через красный и зеленый цвета, которые можно причислить и к теплым и к холодным, в зависимости от их оттенка.

Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и все другие, в которых есть оттенки желтого. Теплые цвета напоминают цвета солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине – фиолетовые и цвета, имеющие оттенки синего. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем — то действительно холодным — льдом, снегом, водой и т.д.

В то же время деление это условно, т.к. холодный сине – зеленый цвет по сравнению с синим, будет теплее, а по сравнению с зеленым холоднее. Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может стать холодным.

Обычно все цвета разделяют на две группы.

Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого).

Это так называемые нейтральные (бесцветные цвета). Они отличаются между собой по светлоте, человеческий глаз способен различить около 300 оттенков.

К другой группе хроматических (цветных) цветов относятся цвета солнечного спектра и их производные. Это все цвета, кроме черного, белого, серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, бирюзовый и другие.

Цвета, которые невозможно получить при смешении других красок, называют основными (рис. 6). Желтый, красный, синий – основные цвета. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами (оранжевый, желтый, фиолетовый).

Проводя в цветовом круге диаметр через середину фиолетового цвета, напротив оранжевого расположен синий. Таким образом, можно определить пары цветов, которые условно называют дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого и других цветов. Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным у такого красного будет желто – зеленый.

Основные цвета: красный, желтый и синий

В традиционной цветовой теории именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Все остальные цвета получаются именно путем смешения этих.

Составные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета получаются путем попарного смешения основных цветов.

Производные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Эти цвета образуются путем смешения основного и рядом стоящего дополнительного цветов. Как раз эта палитра в основном и применяется при подборе цветов.

Дополнительные цвета, родственные цвета, дать определение, привести пример.

Дополнительные

Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными, при расположении рядом они усиливают яркость друг друга. Пары дополнительных цветов:

1. Красный – зеленый;

2. Желтый – фиолетовый;

3. Оранжево-красный.

Причем, каждому теплому оттенку дополнительным будет холодный.

Дополнительный к красному — зелено-голубой, к оранжевому — голубой зеленоватый, к желто- оранжеватому — голубой, к чисто желтому — синий, к жел­тому зеленоватому-фиолетовый, к желто-зеленому-пурпурный. Допол­нительные цвета взаимны. Это значит, что если к красному дополни­тельным является зелено-голубой, то к зелено-голубому дополнительным будет красный.

Это интересно!

Если мы разделим спектр на две части, например — на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета — красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, — то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, — то оставшиеся цвета — красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый — дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.

Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета «убивают» друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.

Затем он попрощался с хозяйкой и, еще раз напомнив о необходимости зайти вечером за мазью, направился домой.

Пациент попался странный, даже очень. С одной стороны, гематомы на его теле говорили о многочисленных переломах и возможных внутренних кровотечениях, но с другой, состояние больного было в норме. Пальпация также ничего особого не принесла – казалось, все у молодого человека в порядке. Удивляло расположение сердца больного. Судя по прослушиванию, оно было расположено не строго в центре грудины, как полагается, а было несколько смещено влево от срединной линии, что само по себе довольно удивительно, но не более того. О подобных казусах природы он часто читал в медицинском альманахе, правда, столкнуться за свою долгую практику пришлось впервые.

Но все эти ссадины и ушибы на теле пациента – ну не похожи они на последствия обычной драки! Если бы ему не рассказали о нападении на молодого человека, то он бы подумал, что повреждения вызваны падением с большой высоты, причем сквозь крону дерева. Нечто подобное он уже видел, когда сын Фарины, его соседки, полез в лесу на дерево, где обнаружил улей диких пчел, – медком хотел полакомиться, тогда тоже были царапины и ушибы по всему телу, ну и укусы, конечно. А у этого парня еще и капилляры в глазах полопались – странно! Но главное – поставить больного на ноги, а что там с ним случилось, пусть уж родня разбирается… или местный пристав.

Сергей с трудом разлепил веки и несколько минут пытался сфокусировать взгляд. Это ему не удалось – мешала пелена мути, делая очертания предметов расплывчатыми. Он хотел протереть глаза, но рука не слушалась, превратившись в неподъемную омертвевшую колоду. Сергей почувствовал, как внутри нарастает паника, и резко дернулся, пытаясь сесть, но тут же со стоном рухнул на подушку. Тело не слушалось, к тому же резкая вспышка боли в спине едва вновь не отправила его в пучину беспамятства.

Какое-то время он лежал неподвижно, ожидая, пока боль успокоится, и пытаясь понять, что с ним происходит. Он явно уже не в капсуле, но вот где? Сквозь застилавшую глаза пелену угадывались очертания какого-то помещения, уставленного непонятными предметами. Сергей попытался рассмотреть ближайший, но видел только серое расплывчатое пятно, располагавшееся сбоку от него. Ясно одно: он находится в каком-то помещении и лежит на кровати, а это значит, что его кто-то подобрал. Судя по ощущениям, кровать как кровать, даже с подушкой. Сергей поерзал, устраиваясь поудобнее, щекой ощущая шершавость материала и легкое покалывание вылезшего через наволочку кончика пера.

«Видимо, на этой планете все же есть колония, а компьютер не смог определить местонахождение корабля из-за поломки, – Сергей вздохнул. – Хотя, судя по той же подушке, технологии у местных жителей далеко не передовые, остается только надеяться, что тут есть передатчик дальсвязи».

Он вновь попытался шевельнуть рукой, и, к его большой радости, это удалось. Правда, рука была полностью онемевшая, словно он отлежал ее во сне, и двигалась с большим трудом. Сергей попытался пошевелить ногами, но резкая боль в правой лодыжке заставила его отказаться от этих попыток.

«Да, мне здорово досталось, – подумал он, стараясь больше не шевелиться без надобности. – Тогда онемение, скорее всего, связано с действием нанвитов, которые блокируют нервные окончания в особо поврежденных участках тела».

Словно в подтверждение его мыслей, боль в потревоженной ноге стала утихать, а взамен нее пришло знакомое онемение.

«Значит, остается только ждать, пока нанвиты закончат свою работу, ну или надеяться на мастерство местных врачей». Сергей закрыл глаза и погрузился в спасительный сон, больше похожий на забытье.

Грег, сидевший у крыльца на небольшой чурке и с унылым видом разглядывающий покосившийся табурет, который он решил починить, только усмехнулся. Зельдин найденыш с самого утра торчал возле старого трактора, стоявшего прямо за оградой, и на зов женщины совершенно не прореагировал. Если честно, то до сих пор так и не ясно, понимает ли он их вообще или нет, хотя, скорее, нет. Когда спрашиваешь – либо глупо улыбается, либо просто не реагирует. Необычный он какой-то, еще неделю назад лежал в постели, точно бесчувственная колода, а сейчас только что не бегает – зажило как на собаке. Грег вздохнул и покачал головой, припомнив, как удивлялся этому Табус: похоже, доктор так до конца и не поверил, что его пациент почти оправился от своих ран. По крайней мере, он до сих пор каждый вечер приходил к Зельде и чуть ли не по часу прослушивал и обстукивал ее названого сына, словно пытался найти некий невидимый с первого взгляда подвох. Серг стойко переносил все эти процедуры, хотя Грегу казалось, что изредка в глазах пациента зажигались насмешливые огоньки, будто найденыш в глубине души почему-то посмеивался над старым доктором.

– Грег, где Серг? – раздавшийся над самым ухом голос Зельды заставил задумавшегося Грега вздрогнуть от неожиданности и выпустить молоток, который он вертел в руках.

– Где-где, у трактора твой найденыш, – буркнул он, потирая ушибленное колено и подбирая инструмент с земли. – Любуется на металлолом, словно на картину в музее.

– Не называй его найденышем, – нахмурилась женщина. – Он Серг, мой сын.

– Зельда… – Грег бросил взгляд на нахмурившуюся подругу и, махнув рукой, взял гвоздь из стоявшей рядом коробки и одним точным ударом вогнал его в шатающуюся ножку табурета.

– Грег, – Зельда неожиданно ласково обняла мужчину за плечи, заставив того удивленно на нее посмотреть. – Грег, дорогой мой, я все ведь прекрасно понимаю, и… Серга не вернешь, но, знаешь… гляжу на парня, и сердцу легче как-то, душе спокойно.

– Зель… – Грег усмехнулся. – Не мели чепухи, он ведь не игрушка, немного оклемается и уйдет. У него, поди, своя семья, своя мать…

Грег согласно кивнул – действительно, сходство было. Он видел старую фотографию Серга и не мог с этим не согласиться. Найденыш тоже высокий, стройный, подтянутый, с черными как смоль волосами, и если его одеть в форму имперских аэронавтов, то сходство с фото будет практически полное. Правда, у сына Зельды лицо все же чуть более узкое и нос немного картошкой, а у незнакомца нос тонкий, прямой, с небольшой горбинкой, да и скулы пошире.

– Ладно, пойду его позову. – Грег отложил молоток и, поднявшись, направился к трактору.

«Надо же, трактор на паровой тяге или что-то подобное». Сергей вздохнул. Что-то похожее он видел только в земных музеях, да и то лишь в виде объемных проекций. Где же он все-таки оказался? Это явно не земная колония, ибо подобное технологическое падение даже представить себе трудно. Хотя, с другой стороны, космическая экспансия Земной Федерации насчитывает уже более пяти веков, и первые десятилетия после изобретения ныркового двигателя она проходила довольно сумбурно, так что некоторые старые колонии или их остатки находят до сих пор, но все равно… Сергей усмехнулся.

Во-первых, во всех найденных поселениях даже спустя столетия местные жители говорили на каком-нибудь из земных языков, а порой и на дикой их смеси – зачастую состав колониальных кораблей был многонациональным, – но все равно их можно было понять. Здесь же ничего знакомого – ни одного слова.

А ведь в вузе специально для подобных случаев вгоняли в мозг целую тучу полумертвых языков, так что в принципе он с легкостью мог говорить не только на английском, китайском или русском, но и на древнейшей латыни. Это частенько помогало при командировках в дальние колонии, где жители почему-то упорно отказывались использовать общепринятый лингвос. У здешних обитателей язык был абсолютно непонятным, довольно мелодичным, и порой складывалось впечатление, что они не говорят, а поют.

Во-вторых, волосы… он не знал, что у людей они могут быть разного цвета, как шерсть у кошек, а для местных жителей пестрота волос – норма. Прическу хозяйки разнообразили пряди трех цветов: коричневые, желтые и черные, да и приходящий к ней в гости мужчина мог похвастаться роскошной двухцветной бело-коричневой шевелюрой, а так люди как люди. Впрочем, из двух десятков известных человечеству инопланетных цивилизаций двенадцать принадлежат к гуманоидному типу, – видимо, он наткнулся на тринадцатую. И все равно – до чего же аборигены этой планеты похожи на людей!

Женщина, у которой он живет, невысокого роста, щупленькая, с миловидным лицом и густой гривой длинных волос, которые она собирает в роскошный хвост, спускающийся до пояса. Сколько ей лет, Сергей сказать не мог, хотя бы по той причине, что земными мерками тут мерить бессмысленно. Земная наука давно уже научилась отсрочивать старость, и человек в тридцать лет почти ничем не отличался от столетнего. Так что он мог сказать лишь одно – приютившая его хозяйка была еще не старой, как, впрочем, и приходивший к ней каждый день одноногий мужчина. Возможно, существовали еще и внутренние отличия, но их выявления – забота антропологов. Хотя, если судить по поведению старичка-доктора, который каждый раз его с интересом ощупывает и простукивает, какие-то отклонения от физиологии местных аборигенов у него, землянина, имеются. Конечно же, доктора наверняка удивило быстрое выздоровление пациента, но заметно, что местного эскулапа смущает что-то помимо этого. Знать бы только что? Сергей вздохнул и, наклонившись, помассировал колено. Нога до сих пор побаливает, да и онемение не проходит, что говорит о непрекращающейся работе нанвитов. Это несколько беспокоило Сергея и доставляло неудобство при ходьбе, заставляя слегка прихрамывать, но тут уж ничего не поделать.

1. В живописи синий, желтый и красный называются основными, так как смешивая другие краски нельзя получить их, а вот смешивая основные цвета можно получить остальные.
2. Если постепенно подмешивать в жёлтый чуть-чуть красного, и каждый чуть более красный оттенок располагать рядом с предыдущим замесом, делая плавный переход от жёлтого к красному, а потом так же подмешивать к красному синий и к синему жёлтый, получится цветовой круг:

*Нарисовать его идеально на компьютере довольно проблематично в силу того, что мониторы могут передавать не все цвета.
3. Цвета, противоположные на цветовом круге называются дополнительными. Их смешение в нужных пропорциях дает серый цвет.
4. Наше зрение устроенно так, что если глаз видит цвета в окружении какого-то яркого цвета, то зрение придает этим цветам оттенок дополнительного к яркому цвета (синеву к цветам на фоне оранжевого и т.д.). Поэтому нейтрально серый в окружении оранжевого будет казаться нам синим.

*Некоторые утверждают, что эффект лучше заметен, если фокусироваться на одном сером квадарте и при этом стараться отметить для себя, какого цвета боковое зрение воспринимает соседний серый квадрат (не знаю, насколько это корректно). Кто-то старается одновременно увидеть два серых квадрата и сравнить их. Кто-то, наоборот, старается закрыть все остальные цветные квадраты и наблюдать эффект только на одном.

5. Если один дополнительный цвет лежит рядом с другим, то они придают друг другу ещё больше «силы» и создают особенно сильный контраст.

Полный текст урока

Что такое дополнительные цвета обсуждается довольно часто, но в головах остается каша. Я постараюсь изложить это максимально просто и структурировано.

Что такое основные цвета

Жёлтый, красный и синий называются основными цветами.

Три цвета, которых в живописи достаточно, чтобы смешать другой нужный цвет. А вот из других красок жёлтый, красный и синий намешать не получится. Из них можно смешать все цвета, а вот их получить нельзя.

Это ограничение красок как материала. Теоретически можно было бы взять за основные другие цвета, например, красный, зелёный и синий. Так устроен монитор компьютера — все цвета на нём получаются из этих трёх. Но в красках к сожалению это не работает 🙁

Что такое цветовой круг

Цветовой круг это такая вот градация от жёлтого к жёлтому через все цвета радуги. Другими словами, это способ упорядочить все цвета.

Почему кому-то в голову пришло так их расположить? А вот почему: если взять основной жёлтый цвет, и начать кисточкой в него немного добавлять красного, то жёлтый будет всё более и более оранжевым, станет медно-оранжевым, а потом и вовсе пламенно-красным. Если в получившийся красный начать добавлять синий, то мы намешаем много разных фиолетовых цветов. А если в синие постепенно прибавлять жёлтый, то сначала получится цвет морской волны, а потом все более и более откровенный зелёный. И в итоге мы вернемся к жёлтому. Наверняка сначала кто-то намешал такой цветовой путь в виде полоски, а потом ему пришло в голову, что можно соединить её концы.

Что такое дополнительные цвета

И тут оказывается, что если взять и смешать цвета, которые находятся на круге строго на противоположной стороне, то получится не яркий сочный цвет, а серый.

Конечно это не так просто сделать, чтобы получить идеально серый серый надо соблюсти пропорции, но это можно сделать.

Например, жёлтый плюс фиолетовый получается серый. А жёлтый плюс синий — зелёный. А красный плюс зелёный — серый цвет.

Оптические иллюзии: яркий цвет как фон

Наш глаз работает так, что когда мы видим предмет очень яркого цвета, например фиолетовый, наш глаз словно думает: «Вау, настолько фиолетовый предмет, что все остальные предметы антифиолетовые». Поэтому если мы видим яркий фиолетовый окружающий пятнышко серого цвета, то этот серый нам кажется не серым, а слегка антифиолетовым. А какой цвет антифиолетовый? Это жёлтый, противоположный цвет на цветовом круге. И со всеми другими цветами окружающими этот яркий фиолетовый также происходит, в них добавляется чуток жёлтого.

Оптические иллюзии: вибрация цвета

А если мы возьмём два дополнительных цвета и положим их рядом, то наш глаз словно начнёт немного сходить с ума и метаться. «Ого-го-го, тут такой яркий красный и все цвета рядом с ним антикрасные, а тут такой яркий зеленый и рядом с ним все цвета антизелёные, вау-вау-вау!»

И тогда эти два дополнительных цвета как бы усиливают друг друга, и выглядят особенно ярко. Этот эффект и называется вибрацией цвета.

Взаимно-дополнительные цвета в живописи. | Рисуем вместе

Опубликовано 18 Мар 2013 в рубрике «Немного теории»

Термин «взаимно-дополнительные цвета» используется в искусствоведении очень часто. Однако, не всегда ясно, какие именно пары цветов можно считать взаимно-дополнительными.

Взаимно-дополнительные цвета часто путают с контрастными, поскольку и те, и другие находятся на противоположных концах диаметра цветового круга. Однако, разница есть.

Дело в том, что для нахождения контрастных сочетаний обычно используется цветовой круг Иттена:

Это 12-ступенчатый круг. В его основе лежат 3 основных цвета: красный, желтый и синий. Остальные цвета получаются при смешении 3-х основных.

  • Круг Иттена описывает физическое смешение цветов — например, при смешивании красок на палитре.

Однако, понятно, что эта модель несколько условна. Спектр непрерывен:

И при смешивании световых лучей основными цветами будут красный, синий и зеленый.

  • То, что происходит при оптическом смешивании световых лучей, лучше показывает не 12, а 10-ступенчатый цветовой круг. В нем к 7 цветам спектра будут добавлены желто-зеленый, зелено-голубой и пурпурный.

Чтобы найти взаимно-дополнительные пары цвета (другое название — комплиментарные цвета), необходимо провести диаметр через 10-ступенчатый цветовой круг (или через круг, показывающий спектр непрерывно, как на рисунке выше).

Известно, что при смешении этих противоположных цветов, образуется ахроматический цвет. В теории это белый, на практике — светло-серый.

Можно также найти взаимно-дополнительные цвета в лабораторных условиях — известно, что длины волн в каждой такой паре относятся друг к другу как 1:1,25.

По этому же принципу находятся взаимно-дополнительные пары в компьютерных программах.

И эти цветовые сочетания воспринимаются как очень гармоничные и приятные для глаза.

Это явление было открыто в XIX в. Германом Гельмгольцем, хотя художники использовали взаимно-дополнительные пары задолго до этого, находя гармонию интуитивно.

Давайте посмотрим, как эти сочетания работают на практике, на примере нескольких полотен любимых мной импрессионистов:

Огюст Ренуар. Лето.

Здесь использованы сразу 2 взаимно-дополнительные пары.  Хочу обратить ваше внимание вот на что: несмотря на то, что использованы не чистые цвета, а более приглушенные, разбеленные (что вообще очень характерно для импрессионистов), картина не выглядит блеклой.

Это происходит оттого, что взаимно-дополнительные цвета усиливают друг друга. Почему это происходит, я писала в курсе «Цветоведение«, сейчас же подробно останавливаться на этом моменте не буду.

Следующий пример «Сидящая танцовщица» Эдгара Дега:

Здесь цвет уже более активен, яркие цветовые акценты уравновешиваются высветленными и затененными тонами из той же гаммы.

Клод Моне. Голубой дом в Заандаме.

Также использованы 2 комплиментарные пары, причем в каждой из них один цвет взят в полную силу, а другой высветлен или затенен. Это позволяет избежать черезчур резкого контраста.

 

Камиль Писсарро. Пять часов утра.

Картина строится на сочетании всего 2-х  взаимно-дополнительных цветов и их разбеленных вариаций. Отсюда ощущение раннего утра — когда все цвета несколько сближены и ярко освещены. Если взять ту же гамму, но из затененного ряда — будет ощущение сумерек.

Как видите, живопись не требует огромного набора красок. Для построения гармоничного цветового ряда иногда достаточно всего 2-х цветов.

А вы можете привести примеры использования взаимно-дополнительных цветов в живописи?

Содержание

Вернуться на главную

 

 

3 удивительные причины использовать дополнительные цвета

Знаете ли вы, что у дополнительных цветов гораздо больше функций, чем думает большинство людей?

Лучшие сочетания цветов для вашего веб-сайта…

Включите JavaScript

Лучшие сочетания цветов для вашего веб-сайта

Как известно большинству людей, дополнительные цвета делают друг друга привлекательными. Поэтому они стратегически используются в дизайне. Возьмем, к примеру, логотип Firefox. Он использует дополнительные цвета оранжевый и синий, чтобы создать привлекательный вид.

Продолжайте читать, чтобы узнать еще 3 удивительные причины использовать дополнительные цвета. Но сначала: что такое дополнительные цвета?

Что такое дополнительные цвета в искусстве?

Дополнительные цвета — это цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга. Примеры дополнительных цветов: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Смешивание дополнительных цветов приводит к ненасыщенной или серой смеси.

На изображении выше вы видите, где каждый цвет находится на цветовом круге. Каждый цвет, который находится напротив любого цвета, является его дополнительным цветом.

Но дело в том, что цветов бывает много вариаций. Между каждым цветом есть немного другой цвет.

Это означает, что если один цвет слегка сдвинется, то и его совершенный дополнительный цвет тоже сдвинется.

Но, как всегда в теории цвета, нужно помнить кое-что.

Использование правильного цветового круга

Еще одна важная вещь, которую делают дополнительные цвета: нейтрализуют друг друга. Это означает, что при смешивании дополнительные цвета становятся серыми.

В то время как классические колеса красного, синего и желтого цветов обеспечивают наилучшие комплементарные пары , цветовое колесо голубого, пурпурного и желтого цветов обеспечивает наилучшие комплементарные пары , которые нейтрализуют друг друга.

Прочтите здесь все о различиях между RBY, CMY и RGB.

Взгляните на полученные смеси, когда мы смешиваем комплементарные компоненты цветового круга на основе RBY и цветового круга CMY:

Совершенно очевидно, что комплементарные компоненты CMY намного лучше нейтрализуют друг друга. Я советую использовать их, чтобы нейтрализовать ваши цвета.

Но используйте дополнения RBY, когда вы создаете свою иллюстрацию.

Давайте перейдем к трем удивительным причинам использования дополнительных цветов

1. Используя дополнительные цвета, вы можете контролировать насыщенность цвета

контроль насыщения. Больше нет необходимости использовать серую краску.

Если вам нужно напоминание об оттенке, насыщенности и значениях, вы можете прочитать эту статью.

, но короче:

  • Hue
    • Цветная группа (красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый, оранжевый)
  • Значение
    • Как свет или темный цвет
    1907070707065
  • Как свет или темный цвет. Насыщенность
    • Насколько ярким является цвет
    • Если цвет полностью насыщен, он серый. Если цвет насыщен на 100%, это самый чистый цвет.

Когда вы смешиваете дополнительные цвета, они компенсируют друг друга. Это означает, что если вы смешаете зеленый и фиолетовый (в соответствии с цветовым кругом CMY), получится серая смесь.

Серый — это компонент, необходимый для обесцвечивания цвета.

Итак, если вы хотите смешать, например, сиреневый, вы берете свой фиолетовый и добавляете немного зеленого (в соответствии с цветовым кругом на основе CMY).

Только не забудьте осветлить значение после смешивания дополнительных компонентов, так как сиреневый — светлый цвет.

Ключ в том, чтобы добавить нужное количество дополнительного цвета. Если вы добавите слишком много зеленого к фиолетовому, ваша смесь получится слишком серой.

Лучше добавлять понемногу, пока не получится нужный тон. Вы должны сбалансировать правильные суммы.

Помните: вы всегда можете обесцветить цвет, но не можете сделать его более насыщенным.

Почему важно контролировать насыщенность в живописи

Игра с насыщенностью имеет следующие преимущества:

  • Вы можете управлять спокойствием в своем искусстве с различными уровнями насыщенности
  • Вы можете использовать насыщенность для привлечения различных аудитории
    • Как правило, ненасыщенные цвета выглядят стильно, утонченно и минималистично. Они привлекают похожих людей
    • Насыщенные цвета часто привлекают детей (вспомните такие мультфильмы, как Губка Боб), популярны в поп-культуре (вспомните картины Энди Уорхола) и напоминают счастье

намного более ненасыщенным, чем можно было бы подумать. Поэтому знание того, как контролировать насыщенность, является ключом к реалистичному рисованию.

2. Дополнительные цвета позволяют отказаться от черной краски.

Для создания целостной картины достаточно 3-4 основных цвета + белый. Нет необходимости использовать черный цвет.

Черная краска используется для затемнения любого цвета. В то время как ценность картины — это самое важное, что нужно сделать правильно, вы можете полностью отказаться от черной краски.

Почему? Потому что вы можете получить разные уровни значений из цветов в вашей цветовой палитре.

Поскольку теперь мы знаем, что цвета обесцвечивают друг друга, мы можем использовать самую темную ненасыщенную смесь, которая будет темно-серой, и добавлять их к другим цветам для создания оттенков. (Оттенки = оттенок + черный).

Обычно это делается путем добавления синего ультрамарина (темно-синего) к темно-коричневому цвету, такому как жженая сиена или желтая охра, которые оба являются коричневыми.

Коричневые — это оттенки желтого, которые, согласно цветовому кругу CMY, при смешивании с синим создают серый цвет. Так как Ultramarine Blue и Burnt Sienna являются темными цветами, они создадут темно-серый цвет.

Попробуйте! Преимущество этого способа в том, что вам не нужно покупать дополнительный черный цвет.

Но имейте в виду, что вам все равно нужно создать достаточный контраст, чтобы рисунок хорошо читался. Чтобы осветлить значение, вам нужно использовать белую краску.

Сторонники чистоты акварели и приверженцы другого искусства

Некоторые ценители искусства любят говорить, что черный нельзя использовать, потому что технически это не цвет.
С другой стороны, я, как и многие другие, не согласен.

Я думаю, вы можете использовать черный, когда захотите. Но просто знайте, что вы можете исключить черный, используя только дополнительные цвета!

Если вам интересно научиться создавать собственные цветовые палитры, эта статья для вас.

3. Вы можете избежать плоских рисунков, используя дополнительные цвета в неожиданных местах

Цвет очень сильно влияет на восприятие картины. Не все эти цвета должны соответствовать реальности.

Когда вы используете дополнительный цвет в качестве тени или отражающего света, это придает картине гораздо больший интерес, чем если бы она была написана в соответствии с природой.

Возьмем, к примеру, художницу Анджелу Сун. Когда вы посмотрите на картину ниже, вы увидите, что она использовала области дополнительных цветов: желтый рядом с фиолетовым, синий рядом с оранжевым и т. д. в неожиданных местах.

Посмотреть этот пост в Instagram

Пост, которым поделилась Анжела Сунг (@angothemango)


Изучив ее работы, главное, что я заметил, это то, что все разные цвета, которые она использует, имеют что-то общее: они все близки по насыщенности и ценности.

Цветовые пятна настолько близки по насыщенности и тону, что не отвлекают. Вы замечаете это только тогда, когда обращаете внимание, а затем вас засасывает картина, которая заставляет вас восхищаться ею еще больше.

Таким образом, использование комплиментов не так просто, как дать персонажу желтые волосы и фиолетовую рубашку.

Маленькие точки дополнительных цветов в неожиданных местах превращают простую картину в удивительную картину.

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА: Дополнительные цвета помогут вам избежать грязного искусства

Существует множество различных цветовых кругов, каждый со своими плюсами и минусами.
Два основных цветовых круга: красный, зеленый, синий и голубой, пурпурный и желтый.

Чтобы создать идеальную цветовую палитру, дающую наиболее предсказуемые результаты, вы должны подобрать комплементарные компоненты, которые при смешивании дают истинно нейтральный серый цвет.

Это означает, что когда вы используете эти цвета для смешивания с другими цветами, вы знаете, каких цветов следует избегать, потому что это приведет к мутности (или обесцвечиванию) конечной смеси.

Благодаря этим знаниям ваши смеси будут очень надежными и предсказуемыми, что не приведет к грязному искусству.

Цветовая палитра для защиты от грязи

Идеальная цветовая палитра без грязи состоит из двух основных возможностей:

  • Возможность создания диапазона значений
  • Возможность управления насыщенностью

добиться истинно нейтральных оттенков в вашей палитре. Мы обнаружили, что голубой, пурпурный и желтый цвета создают наилучшие нейтральные цвета.

Вот что производят вторичные палитры на основе CMY:

  • Голубой + пурпурный = синий
  • Пурпурный + желтый = красный
  • Желтый + голубой = зеленый

Не только основные цвета CMY, но и самые насыщенные.

Поскольку оттенок, а не цвет (который также включает в себя насыщенность и значение) играет роль только в обесцвечивании, вам нужно беспокоиться только о том, как создать диапазон значений.

Для настройки значения необходимо добавить либо белый, либо черный. Технически белый и черный — это не цвета, это значения: это свет.

Но поскольку мы не можем рисовать светом, нам все равно нужно использовать черно-белую краску.

Как упоминалось ранее, вы также можете использовать синий ультрамарин с коричневой охрой, но, поскольку наша палитра ограничена голубым, пурпурным и желтым, мы не можем использовать эти готовые цвета.

У каждой дополняющей пары своя формула

Некоторые цвета сильнее других. Красный цвет намного сильнее голубого, потому что голубой по своей природе светлый цвет.

Если бы вы смешали их поровну, получившаяся смесь все равно имела бы сильный красный цвет.

Вот почему при обесцвечивании одного из этих цветов вам нужно меньшее количество сильного цвета и большее количество слабого.

Для обесцвечивания голубого и красного рекомендуется использовать следующую формулу:
85 % голубого + 15 % красного = серый

+ 50% зеленого = серый

Поскольку цвета почти никогда не бывают идеальными зелеными или идеальными синими, вам необходимо сбалансировать процент каждого дополнительного компонента, чтобы получить нужное количество серого.

В заключение

Итак, три четыре удивительных способа использования дополнительных цветов:

  1. Используя дополнительные цвета, вы можете управлять насыщенностью цвета
  2. Вы можете избежать плоских рисунков, используя дополнительные цвета в неожиданных местах
  3. Дополнительные цвета помогут вам избежать грязных рисунков

Когда мы говорим о дополнительных цветах, мы имеем в виду оттенки, а не обязательно цвета. Насыщенность и насыщенность цвета не имеют большого значения.

Это означает, что светло-синий и темно-оранжевый по-прежнему делают друг друга яркими. Они не обязательно должны быть равными по значению и насыщенности.

Наиболее часто задаваемые вопросы о дополнительных цветах

Что происходит, когда вы смешиваете дополнительные цвета?

При смешивании дополнительных цветов они нейтрализуют друг друга. Это означает, что при смешивании комплементарные компоненты становятся серыми.

Каковы примеры дополнительных цветов согласно RYB?

Следующие цветовые пары представляют собой дополнительные цвета, складывающие цветовое колесо RYB:

  • Красный и зеленый
  • Оранжевый и синий
  • Желтый и пурпурный ?

    Следующие пары цветов являются дополнительными цветами в соответствии с цветовым кругом CMY:

    • Желтый и синий
    • Красный и голубой
    • Пурпурный и зеленый

    Надеюсь, вам понравилась эта статья о способах использования дополнительных цветов. Увидимся на следующей неделе,

    ♡ Лора

    Дополнительные цвета для начинающих

    Автор: MarilynO / 10 комментариев

    8,9 тыс. акций

    Дополнительные цвета — это цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Если вы посмотрите на цветовой круг, противоположностью желтого является фиолетовый, поэтому фиолетовый является дополнением к желтому.

    То же самое относится и к другим цветам. Противоположностью или дополнением синего является оранжевый, а противоположностью или дополнением красного является зеленый.

    Это основы дополнительных цветов, но о них можно узнать гораздо больше, и эти знания помогут вам выбрать цвета для вашего произведения искусства и понять, как цвета взаимодействуют и усиливают друг друга.

    Если вы еще не читали мой пост о базовой теории цвета , возможно, вы захотите прочитать его, прежде чем читать о дополнительных цветах, чтобы получить преимущество. Если вы уже немного знакомы с теорией цвета, давайте углубимся в дополнительные цвета.

    Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы нажмете на ссылку и купите, я могу получить небольшую комиссию. Подробности см. в моей полной политике конфиденциальности   .

    Основные дополнительные цвета

    Если вы посмотрите на цветовой круг ниже, вы увидите, что желтый, синий и красный цвета, противоположные основным цветам, являются вторичными цветами, полученными из других основных цветов.

    Противоположностью желтому является фиолетовый (или фиолетовый, если вам больше нравится это название), представляющий собой комбинацию красного и синего. Противоположностью синему является оранжевый, представляющий собой сочетание желтого и красного. Противоположностью красному является зеленый, представляющий собой сочетание синего и желтого.

    Эти комбинированные основные цвета известны как вторичные цвета.

    Таким образом, комплементарность каждого основного цвета является вторичной цветовой комбинацией двух других основных цветов.

    Основные дополнительные цвета представляют собой комбинацию двух других основных цветов.

    Знаю, это немного сбивает с толку. Эта диаграмма может помочь вам увидеть это более ясно.

    Первичные дополнительные цвета — это цвета, расположенные напротив на цветовом круге и составленные из двух других цветов.

    Третичные цвета

    Наряду со вторичными цветами у нас также есть третичные цвета . Эти цвета представляют собой комбинацию одного основного и одного дополнительного цвета. Существует шесть третичных цветов.

    Например:

    Сочетание синего (первичного) и фиолетового или пурпурного (вторичного) даст вам сине-фиолетовый (третичный).

    Сочетание синего (первичного) и зеленого (вторичного) даст сине-зеленый (третичный).

    Сочетание желтого (первичного) и оранжевого (вторичного) даст вам желто-оранжевый (третичный).

    Сочетание желтого (первичного) и зеленого (вторичного) даст желто-зеленый (третичный).

    Комбинация красного (первичного) и фиолетового (вторичного) даст вам красно-фиолетовый (третичный).

    Сочетание красного (первичного) и оранжевого (вторичного) даст красно-оранжевый (третичный).

    Легче понять, если у вас есть собственный цветовой круг, на который можно ссылаться. Я использую этот цветовой круг и считаю его полезным.

    Цветовой круг

    Если у вас нет под рукой цветового круга, вы можете распечатать приведенный ниже или сделать снимок экрана, чтобы вам было на что ссылаться при прочтении этой статьи.

    Третичный цветовой круг

    Конечно, существуют различные оттенки, тона и оттенки всех этих цветов. Существуют тысячи цветов, и было бы нецелесообразно помещать их все в цветовой круг. Этот базовый цветовой круг — самый простой способ понять и увидеть, что дополнительные цвета расположены напротив друг друга на цветовом круге.

    Если вам интересно узнать больше об оттенках и оттенках, вы можете прочитать мой пост Оттенки, тона и оттенки .

    Использование дополнительных цветов

    Теперь, когда у вас есть некоторое представление о том, что такое дополнительные цвета, давайте посмотрим, как вы можете использовать дополнительные цвета в своей картине.

    Приглушение цвета его дополнением

    Начнем с того, что смешивание цвета с небольшим количеством его дополнения приглушит этот цвет.

    Например, если вы используете слишком яркий красный цвет, вы можете добавить немного зеленого, чтобы приглушить его. Чем больше зеленого вы добавите, тем тусклее станет красный. См. диаграмму ниже.

    Тонирование основных цветов с помощью дополнительных.

    Повышение яркости и контраста

    Дополнительные цвета также можно использовать для усиления яркости противоположного цвета на картине.

    Если вы нарисуете синие или желтые цветы на поле с зеленой травой, синие и желтые цвета будут сливаться с травой. Это потому, что зеленый цвет представляет собой сочетание синего и желтого, поэтому кажется, что зеленое поле поглощает цветы.

    Желтые цветы сливаются с зеленым полем.

    Однако, если вы нарисуете красные цветы на зеленом море, оба цвета станут более яркими из-за естественного контраста. Они « дополняют » друг друга.

    Красные цветы выглядят ярче среди зеленой травы.

    Используйте дополнительные цвета для затенения

    Используйте дополнительные цвета для затенения вашей картины. Смешайте немного комплемента с основной краской, чтобы получить естественный землистый оттенок. Чем больше дополнительного цвета вы смешиваете, тем темнее будет оттенок.

    Смешивайте эти цвета медленно. Помните, что если вы смешаете все три основных цвета (красный, желтый и синий) вместе в равных количествах, вы получите коричневый (или, как я люблю его называть, «художественную грязь»).

    Когда вы смешиваете цвет и его дополнительный цвет, вы, по сути, смешиваете все три основных цвета, поэтому начните с небольшого количества дополнительного цвета и доведите до желаемого цвета.

    Все три основных цвета, смешанные вместе, дают коричневый.

     

    Цветовой круг

    Цветовой круг — ценный инструмент художника. Приобретите цветовой круг и потренируйтесь смешивать дополнительные цвета.

    Дополнительные цвета это: Что такое дополнительные цвета? — Кошкина Анна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх