«Классические» ошибки в восприятии православного богослужения: pretre_philippe — LiveJournal
Весьма уместная статья диакона Андрея Глущенко, он же anglusЯ от себя еще дополню кое-что.
Помимо «мирОМ Господу помолимся», вообще есть какая-то странная закономерность, что там, где в греческом тексте стоит предлог «В» (εν), славянский перевод почему-то ставит творительный падеж вместо предложного. Еще один пример из этой же серии: «Двери, двери, премудростиЮ вонмем». Это вообще никак не вразумительно по смыслу, поскольку просто какой-то набор слов получается. А ведь тоже самое здесь, что с «мирОМ» — «В ПРЕМУДРОСТИ вонмем» (εν σοφία πρόσχομεν), то есть будем внимать в премудрости (премудро), тому, что следует дальше – Символу Веры. А можно и вообще этот предлог «в» опустить, и тогда будет просто – будем внимать премудрости, как предлагал о. Павел Флоренский. Я лично, если служу один, без диакона, давно уже не возглашаю «премудростиЮ».
А еще в заупокойной молитве: «Покой их, Господи, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне…» «Злачное место», понятное дело, какой оттенок имеет в современном русском языке! Но в оригинале – «в месте зеленом», то есть там, где много растительности. Это, разумеется, всего лишь поэтический образ, но есть неплохой эквивалент этого слова – «в месте отрадном».
Еще классическое место в 50-м псалме: «И грех мой предо мною есть выну». Часто понимают прямо «выну да раскрою», типа исповедаю! И вот загадка: почему в одних случаях в славянском яз. употребляется «выну», а в других случаях «всегда»? Не возглашается же священником «Благословен Бог наш, выну, ныне и присно и во веки веков»! Так почему бы не заменить во всех подобных случаях это «выну» на «всегда», если уж оставаться даже в классических рамках ЦСЯ как он есть?
А в приведенном примере диак. Андрея с ирмосом 8-й песни воскресного канона в дореформенном тексте звучало гораздо проще и лучше, как это и сохранено у старобрядцев: «Из пламене преподобным росу источи и праведнаго жертву и воды попали» (аорист вместо позднейшего перфекта). Если оставаться в рамках современного варианта, то «с водою», конечно, единственный возможный вариант.
Ну и еще о. диакон забыл упомянуть евангельский отрывок из Луки (8, 12) из притчи о сеятеле, где в славянском тексте, когда Иисус уже объясняет апостолам эту притчу, звучит про тех, у кого посеянное при дороге тут же похищается лукавым: «Да не веровавше спасутся». Как обычно, это калька с древнегреческого ινα μη πιστέυσαντες σωθωσιν. Но отрицание здесь относится к глаголу, а не предшествующему ему деепричастию, поэтому получается: «да уверовав, НЕ спасутся». Еп. Кассиан: «чтобы, уверовав, не были спасены». Синодальный перевод: «Чтобы они не уверовали и не спаслись». Но здесь, как и во многих других случаях, непонимание славянского и неслышание читаемого скорее предохраняет от подобных казусов восприятия…
Но все эти рассуждения даже в данных рамках, не реформирования, а простой замены отдельных слов и фраз, остаются на официальном общецерковном уровне по-прежнему невостребованными. Прям уж так это трудно — переиздать служебники, утвердив соответствующие поправки? Пока за все 20 последних лет на моей памяти был исправлен лишь один-единственный диалог диакона и священника по окончании Херувимской… Неужели только на это и хватило синодальную Богослужебную комиссию — изменить самую незначительную деталь из всех прочих?
P.S.: Из личного опыта. Несколько лет, включая первые годы, уже будучи в сане, я, читая в каноне Андрея Критского «Закон изнеможе, празднует Евангелие», был уверен, что закон ВЗ потерял силу, а Евангелие торжествует, вытеснив тот ветхий закон! И даже в первый год служения в проповеди об этом сказал! А потом пришлось узнать, что «празднует» значит «бездействует»… Отсюда — «праздность».
Божественная Литургия
На Божественной литургии, или Евхаристии, воспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части — проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, воспоминается Рождество Спасителя. В это же время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великую радость испытывают души усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников, и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение».
На литургии оглашенных песнью «Единородный Сыне» изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.
Во время малого входа с Евангелием, изображающего выход Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу» совершается поясной поклон. При пении «Трисвятого» — три поясных поклона.
При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение Апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.
Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с приклоненной головой.
На литургии верных великий вход символизирует выход Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.
Пение Херувимской песни при открытых царских вратах совершается в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в преуготовленных и переносимых Святых Дарах.
Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко гробу Его.
По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с приклоненной головой и при словах «И всех вас, православных христиан» говорить про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». В конце поминовения надлежит говорить про себя: «Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем».
Слова «Двери, двери» перед пением Символа веры (см. стр. 43) в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова «Премудростию вонмем» (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры. Пение Символа веры совершается всем народом. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.
При возглашениях священника «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…» следует полагать поясные поклоны. В это время воспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.
Во время совершения самого таинства святой Евхаристии — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особым вниманием и по окончании пения «Тебе поем…» при словах «и молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш» надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключается все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.
Во время пения «Достойно есть» (см. стр. 44) (или другой священной песни в честь Богородицы — задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.
После «Достойно есть» или заменяющего его задостойника полагается поклон. При словах «И всех, и вся» совершается поясной поклон.
В начале общенародного пения молитвы Господней «Отче наш» (см. стр. 43) следует изобразить на себе крестное знамение и положить поклон.
При возгласе священника «Святая святым» земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время воспоминается Тайная Вечеря и последняя беседа Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.
По отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, что означает явление Господа Иисуса Христа по Воскресении Своем, при возглашении «Со страхом Божиим и верою приступите» полагается земной поклон.
К святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним богослужением, прочитать три канона (Спасителю, Божией Матери и Ангелу хранителю) и последование ко святому Причащению, попоститься не менее трех дней (о мере поста можно посоветоваться со священником) и ничего не есть и не пить начиная с двенадцати часов ночи.
Перед причащением руки сложи крестообразно на груди (правую на левую). Возле чаши не крестись, чтобы случайно не толкнуть ее. Подходи к чаше с великим благоговением и страхом Божиим, четко и внятно произноси свое имя и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй низ чаши. Затем отойди к столику запить Причастие теплотой. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар святого Причащения: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!». После причащения выслушай (или прочитай) со вниманием благодарственные молитвы. Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.
При последнем явлении Святых Даров, изображающем вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника «Всегда, ныне и присно и во веки веков» полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников — поясной поклон с крестным знамением.
По окончании литургии подойди приложись ко кресту, который дает священник. После целования креста поцелуй руку священника.
Жизнь с открытыми и закрытыми дверями
Мысли из ежедневного чтения Библии на сегодня – 2 мая 2017 г.
By Shana Schutte
Начало мудрости таково: Приобретайте мудрость. Хотя это стоило всего, что у вас есть, обретите понимание. Притчи 4:7
Может быть, вы слышали, как кто-то говорит, что они доверяют Богу, что если Он хочет, чтобы они что-то сделали, Он откроет дверь, но если Он не хочет, чтобы они это сделали, Он закроет дверь. Так они планируют принять решение сделать то или иное, пойти туда или сюда.
Конечно, жизнь при открытых и закрытых дверях иногда может быть менее настойчивым способом жить своей верой и, следовательно, менее пугающим. В 1 Коринфянам 16:9 Павел сказал, что перед ним открылась «эффективная дверь» для служения. А в Деяниях 16:6 он говорит о закрытой двери. Поработав с галатийскими церквями, он решил отправиться в провинцию Азия. Однако он сказал, что ему «запрещено» Святым Духом. Как бы ни пришло это запрещение, оно пришло в виде закрытой двери. Хотя Бог направляет нас через открытые и закрытые двери, неразумно принимать каждое решение, основываясь на открытых или закрытых дверях.
». . . сатана принимает вид ангела света» (2 Коринфянам 11:14).
Однажды я помолился и попросил Бога дать мне инструменты и деньги, необходимые для развития христианского служения. В течение недели кто-то случайно пересек мне дорогу и предложил помочь с планом и предоставить столь необходимые финансовые ресурсы. Это было именно то, что я искал, поэтому я, естественно, воспринял это как Божью открытую дверь. В конце концов, я молился, и . . . тада! Там был ответ! Эта «открытая дверь» обернулась катастрофой, которая причинила боль мне и другим, кто работал со мной. После этого испытания я убежден, что Бог позволил этому человеку в моей жизни развить мою проницательность. С тех пор Он напомнил мне несколько уроков об открытых и закрытых дверях. Я призываю вас помнить об этом, когда вы следуете Божьей воле для своей жизни.
Когда вы видите открытую дверь, которая выглядит именно так, как вам нужно или чего вы хотите, не спешите. Бог — джентльмен. Он не напористый. Он ведет тех, кто принадлежит Ему. По этим причинам вам не нужно паниковать или торопиться принимать решение по поводу любой открытой двери.
Обязательно молитесь над открытой дверью и ищите мудрости в Слове Божьем. Подчините свою волю Его. Вы также можете обратиться за мудрым советом, чтобы убедиться, что делаете правильный выбор. Иногда другие могут видеть то, чего не можем мы, потому что наши желания заставляют нас упускать важную информацию.
Наконец, помните, что не нужно бояться принимать решения. Наоборот, вы можете двигаться вперед с уверенностью, зная, что Бог будет вести вас. Вы также можете быть уверены, что даже если вы собьетесь с пути, Он верен, чтобы учить вас и использовать это для Своей славы и вашего блага. Вы никогда не сможете вырваться из Его рук.
«Обратитесь ли вы направо или налево, ваши уши будут слышать голос позади вас, говорящий: «Вот путь; ходите в нем» (Исайя 30:21).
Молитва
Помоги мне всегда смиренно подчиняться Твоему руководству и дай мне мудрость, необходимую мне, чтобы распознать Твою волю. Аминь.
Приложение
Вы стоите перед открытой дверью? Примените то, что вы сегодня узнали, на практике.
Дополнительная литература
Екклесиаст 7:12; Притчи 23:23; 1 Иоанна 4:1; Филиппийцам 1:9-10
Опубликуйте сегодня
Не всякая открытая дверь — хорошая дверь. #Охотники за Мудростью #Открытые Двери
Ресурс поклонения
4-минутное музыкальное видео — Citizen Way: I Will Если вы благословлены этими ежедневными молитвами, пожалуйста, с молитвой рассмотрите возможность сделать пожертвование в поддержку ресурсов Wisdom Hunters. Мы доверяем Господу в Его обеспечении. Узнайте, как помочь. Наше бесплатное приложение Apple Наш бесплатный подкаст «Охотники за мудростью» Наше бесплатное приложение для Android
Как молиться, когда двери открыты • Познание Бога и Его путей
Нужно ли нам просить у Бога мудрости, когда путь вперед кажется очевидным?
Если мы доверяем Богу и проявляем настойчивость, рано или поздно Он выполнит свои обещания. Мы подходим к поворотному моменту, когда наши надежды приближаются к своему осуществлению. Компания, в которой вы всегда хотели работать, дает вам собеседование. Человек, к которому у вас романтический интерес, соглашается на свидание. Дорогостоящая вещь, которую вы давно хотели приобрести, поступила в продажу, и вы накопили достаточно, чтобы купить ее. Университет, в который вы хотели бы поступить, принимает ваше заявление.
В такие моменты кому нужно молиться об этом? Кому нужна особая мудрость? Путь кажется свободным. И мы можем бояться, что Бог сообщит что-то, чего мы не хотим слышать.
Но когда Дэвид дошел до столь долгожданного поворотного момента, у него был другой подход.
Когда открываются двери
Переломным моментом для него стал случай, когда царь Саул погиб в бою. В течение многих лет безумно ревнивый царь пытался убить Давида. Внезапно в стране образовался вакуум власти. Кто станет следующим королем? Давид был известным героем сражений, человеком, который убил Голиафа, человеком, который как военачальник одерживал победы, куда бы он ни повернулся. Когда он вернулся с битвы, женщины запели: «Саул поразил тысячи, Давид — десятки тысяч».
Еще важнее то, что за много лет до этого поворота событий пророк Самуил помазал его маслом, чтобы он стал царем. В этот благоприятный момент, насколько естественным было бы для Давида полагаться на собственную мудрость и следовать своим личным желаниям.
Но у Дэвида был лучший подход.
Даже если следующий шаг кажется очевидным, обратитесь к Богу
Вторая книга Царств 2:1–4 говорит:
«После этого Давид вопросил Господа: идти ли мне в какой-либо из городов Иудеи?» И сказал ему Господь: «Взойдите». Давид сказал: «Куда мне идти?» Он сказал: «В Хеврон». вдова Навала из Кармила. И привел Давид людей своих, которые были с ним, всех с домом своим, и поселились они в городах Хеврона. И пришли Иудеи, и помазали там Давида в цари над домом Иуды».
Вывод из этой истории таков: когда наступают поворотные моменты, которых желает наше сердце, мы все равно должны просить у Бога мудрости, прежде чем двигаться вперед. Нам нужна мудрость Господа в таких вопросах, как что делать, как делать и когда делать.
В случае Давида не было ничего удивительного в том, что открыл Бог. Идти в Иудею имело смысл, потому что Давид был из колена Иуды; народ, вероятно, стал бы искать нового вождя; и они с большей вероятностью выберут кого-то из присутствующих. Кроме того, имело смысл переехать в Хеврон, потому что это был главный город.
Вопросы и ответы
Еще один вывод из этой истории — то, что она открывает относительно Божьих ответов на вопросы. Бог лаконично ответил на вопросы Давида и остановился. Он дал два ответа, каждый из которых состоял из двух слов (на английском языке).
Давид: «Пойти ли мне в какой-нибудь из городов Иудеи?»
Господь: «Поднимись».
Давид: «К кому мне идти?»
Господь: «В Хеврон».
Конечно, в разное время и в разных ситуациях Бог действует по-разному, но здесь он хотя бы не дал много пошаговых инструкций. Он был готов сказать Давиду, в какой город ему следует переехать, но не сказал этого, пока Давид в своем втором вопросе не задал конкретный вопрос. И это был конец того, что Бог хотел открыть.
Урок для нас таков: молитесь конкретно о мудрости. Начните с самого начала, не делая никаких предположений. Тогда запросите подробности. Таким образом, вы идете, подчиняясь Господу, и признаете его правление. В свое время он расскажет вам столько мудрости, сколько хочет, чтобы вы знали.
Когда мы не можем ждать
Конечно, во многих ситуациях, если мы не чувствуем, что Бог сообщил нам дальнейшую мудрость, мы не можем ждать. Мы должны решить и действовать. Если это так, молитесь о мудрости, а затем принимайте решение, которое кажется лучшим в свете того, что вы знаете о воле Бога, и той мудрости, которая у вас уже есть.
Не удивляйтесь, если Бог не будет вести с вами беседу в ответ на ваши вопросы. Он поделится с вами своей мудростью так, как лучше для вас, в наилучшее время. Доверься ему и наберись терпения.
Сколько бы времени это ни заняло, в конце концов, научившись искать мудрости у Бога, вы сможете больше узнать Бога и больше доверять Ему.