Экспокоррекция. Что это?
от Александр Максимов
Наверняка всякий фотограф, просматривая папку с отснятым материалом обращает внимание, что часть снимков имеют нормальную плотность, т.е. экспонированы нормально, а часть кадров бывает темной или наоборот светлой. Причем без разницы, в какой экспонометрической программе велась съемка.
Особенно это имеет место если съемка была разноплановая, с верхней и нижней точек, с разным по направлению освещениеми с разными фокусными расстояниями объектива.
Пару слов о том, отчего так получается. При съемке автоматика фотоаппарата производит замер яркостей в кадре в нескольких точках. Затем этот результат как бы суммируется и выдается некое средневзвешенное значение.
В качестве эталонной яркости, которой калибруется встроенный экспонометр фотоаппарата используется некий средне -серый цвет, т.
В результате экспонометр фотоаппарата представляет весь набор яркостей в кадре как яркость соответствующую 18% серого. Иными словами фотоаппарат «не знает», что снег должен быть белым, а свежевспаханное поле – черным. Он упорно будет передавать их как серые по тональности.
Результат экспозамера будет зависеть от набора яркостей в поле зрения фотоаппарата. Например, больше светлых или наоборот больше темных объектов будет в нашем кадре.
Например если съемка ведется с нижней точки, и в кадре много яркого неба, то снимок, скорее всего, получится темнее. Если мы снимаем с верхней точки и в кадре большую площадь занимают объекты переднего плана, то есть вероятность что снимок будет светлее, чем нам хотелось бы.
Для достижения нужного результата фотограф должен подсказывать камере, что же мы хотим получить на снимке, какая яркость объектов в кадре нас устроит.
И для этой задачи есть очень удобный инструмент-кнопка экспокоррекции.
Расположена она в камерах «Никон» рядом с кнопкой «спуск»
В «Кэноне» она находится на задней стенке корпуса
В некоторых моделях фотоаппаратов управление экспокоррекцией выполнено в виде диска.
У фотографов в ходу есть шутка, мол, где в фотоаппарате находится кнопка «шедевр». А если всерьез, то среди всего огромного количества функций, которые имеет современный фотоаппарат, именно кнопка управления экспоррекцией может претендовать на такое почетное звание, благодаря богатым возможностям, которые можно реализовать с ее помощью.
Включить управление экспокоррекцией очень просто. Жмем кнопку на корпусе фотоаппарата обозначенную значком «+ -».
На дисплее или на мониторе фотоаппарата ( в зависимости от модели) появится индикатор экспокоррекции. Удерживая поджатой кнопку, вращаем диск управления и наблюдаем, как изменяется экспозиция снимка, т. е выдержка и диафрагма.
[ads_row][ads_col col=”cell”]-1[/ads_col][ads_col col=”cell”]0,0[/ads_col][ads_col col=”cell”]+1[/ads_col][/ads_row]
Если вы считаете что кадры, которые записывает фотоаппарат темные, значит есть смысл задать положительную экспокоррекцию, вращая диск в сторону « +». И наоборот, если нужно «проявить» детали в светах и вообще сделать кадр темнее, то вносим отрицательную экспокоррекцию, вращая диск в сторону «-».
Шкала экспокоррекции разделена делениями в 1 ступень. И еще для тонкой настройки каждая ступень разделена на 3 деления равных 0,3 ступени.
Величину вносимой поправки экспозиции контролируем визуально по монитору и по гистограмме. Для каждого сюжета в тех или иных световых условиях эта величина должна определяться индивидуально.
Умея грамотно пользоваться экспокоррекцией, можно добиться не только верно экспонированных кадров, без пересветов или наоборот провалов в тенях. Еще вы сможете решать творческие задачи. Например выявить максимум деталей в тенях или в светах.
В качестве примера приведу один снимок. Голубое небо с облаками в момент съемки пронизывали солнечные лучи.
На первый дубле сделанном без экспокоррекции начисто отсуствовало небо. Его яркость относительно переднего плана была слишком велика и небо ушло в область пересветки. Поэтому для следуюшего дубля была сделана отрицательная экспокоррекция величиной -1,3 ступени. В результате этого «проявилось» небо с лучами, что заметно оживило кадр. Постобработкой была немного поднята яркость в тенях переднего плана.
Важное уточнение. Экспокоррекция не будет работать в режиме «AUTO», тот который отмечен зеленой пиктограммой фотоаппарата.
Если ранее не пользовались этой настройкой, то непременно поэкспериментируйте с ней. Постепенно, с опытом, умение быстро находить нужную величину экспокоррекции войдет в привычку, и по ходу съемки вы будете делать это почти автоматически. Ну и обязательно будете вознаграждены верно экспонированными кадрами.
Рубрики Советы фотографу, СтатьиНачинающему фотолюбителю
Человек и камера видят мир по-разному
Чем человек отличается от фотоаппарата и почему многие сцены на фотографии выходят не такими, как в жизни?
Композиция
Композиция – это искусство располагать различные элементы изображения наиболее гармоничным образом, отвечающим творческому замыслу автора и позволяющим ему в самой полной мере донести до зрителя свои мысли и чувства.
Свет
Свет – сердце фотографии. Фотоаппарат не видит изображения. Для него не существует ни линий, ни форм, ни фактуры. Плёнка или цифровой сенсор восприимчивы только к потоку фотонов большей или меньшей интенсивности, спроецированному на них объективом.
Как научиться фотографировать
Как бы старательно мы не искали оправдания собственным неудачам во внешнем мире, истинная причина неудач – это почти всегда мы сами. Самое трудное – осознать этот неприятный факт. Он неприятен, поскольку задевает наше самолюбие, но вместе с тем он развязывает нам руки.
Основные настройки фотоаппарата
Два наиболее важных параметра, которые вы должны уметь настраивать, это экспокоррекция и баланс белого. Эти настройки имеются у всех камер – разница лишь в удобстве работы с ними.
Экспозиция: теория
Экспозиция в фотографии. Что такое выдержка, диафрагма и ISO. Режимы определения экспозиции и способы экспозамера. Экспокоррекция.
Баланс белого
Баланс белого нужен для того, чтобы сообщить камере, какой из объектов съёмки при данных условиях освещения должен выйти на фотографии нейтрального тона, т. е. белым или серым, а камера, в свою очередь, смещает все остальные цвета так, чтобы цветовой баланс (отношения между цветами) остался неизменным.
Фокусное расстояние и перспектива
В зависимости от фокусного расстояния и, соответственно, угла обзора, выделяют три основные группы объективов: нормальные (или стандартные), длиннофокусные (телеобъективы) и короткофокусные (широкоугольные).
Глубина резкости
Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это расстояние между самым близким и самым далёким объектом снимаемой сцены, которые воспринимаются на фотографии как резкие. Всё, что лежит ближе или дальше зоны ГРИП оказывается в той или иной степени размытым.
Выдержка
Художественное использование выдержки в фотографии. Как движение объектов и камеры влияет на снимки при различных скоростях затвора.
Резкость
Получить резкий снимок просто. Для этого нужны лишь аккуратность и регулярная практика. Получить красивый снимок неизмеримо сложнее. Тут понадобится воображение, развить которое не каждый способен.
Выбор цифрового фотоаппарата
Вы решились на покупку цифрового фотоаппарата? Поздравляю! Это один из лучших способов пробить зияющую брешь в семейном бюджете. Отговаривать вас, скорее всего, бесполезно, поэтому я просто расскажу вам о том, как выбрать цифровой фотоаппарат так, чтобы он нанёс вам минимальный финансовый и психологический урон.
Перейти к полному списку статей
Компенсация экспозиции — превратите свою камеру в генератор экспозиции Genius
Написал Майк Смит
Если вы новичок в фотографии, вам может быть интересно, какой смысл использовать приоритет выдержки или приоритет диафрагмы вместо автоматического режима, в конце концов, они в основном делают то же самое, когда камера выбирает правильный экспозиции для вашей фотографии… но есть настройка, которая превращает эти полуавтоматические режимы в мегарежимы с наддувом!!
Компенсация экспозиции — это настройка, позволяющая изменить то, что камера считает правильным. Если ваша фотография слишком темная, вы можете сделать ее ярче, а если она слишком яркая, вы можете мгновенно затемнить ее. В настоящее время большинство хороших камер имеют специальный диск компенсации экспозиции для легкого доступа.
Я использую компенсацию экспозиции для 95% своих фотографий, и при использовании в сочетании с полуавтоматическими режимами вы можете очень быстро настроить параметры, чтобы они не мешали вам наслаждаться фотографией.
Вот мое видео, объясняющее компенсацию экспозиции
Что такое компенсация экспозиции?
Компенсация экспозиции — это способ сообщить камере, что вы не совсем согласны с настройками, которые она дает для данной сцены. Это дает вам возможность быстро осветлить или затемнить фотографию, прежде чем вы ее сделаете.
Как получить доступ к компенсации экспозиции
На камерах Sony, а также на камерах Fuji она представлена в виде циферблата с цифрами + и -. Для обеих этих марок он расположен на правом плече корпуса камеры и легко доступен… хотя в A7iv и A7siii они убрали цифры с циферблата и сделали его полностью настраиваемым циферблатом вместо единицы.
Регулятор компенсации экспозиции
В камерах Nikon и Canon, а также в камерах Panasonic эта функция выполняется с помощью кнопки +/-. Я не очень понимаю это, так как это неотъемлемая часть фотографии и действительно должен быть легко доступен, чтобы ускорить процесс.
Кнопка компенсации экспозиции
Когда использовать компенсацию экспозиции
Для работы компенсации экспозиции требуется одна или несколько основных настроек, которыми должна управлять камера, а именно диафрагма, выдержка и ISO.
Это связано с тем, что когда вы поворачиваете диск компенсации экспозиции, он изменяет одну из этих трех настроек для изменения экспозиции камеры.
Почему не работает в ручном режиме
Если все три ваши основные настройки контролируются вами, это iso, диафрагма и выдержка. У вашей камеры нет настроек, которыми она управляет, поэтому вращение диска компенсации экспозиции ничего не даст, когда вы находитесь в ручном режиме с ручным ISO.
Как я уже говорил ранее, вашей камере нужна одна из трех основных настроек, которыми она будет управлять, поэтому, когда вы поворачиваете диск компенсации экспозиции, она меняет эту настройку.
Почему компенсация экспозиции так хороша
Компенсация экспозиции намного лучше в сочетании с приоритетом диафрагмы, чем, скажем, в ручном режиме, потому что автоматизированная система в камере обеспечивает большую часть пути с экспозицией, а затем вы просто настраиваете настройки с помощью диска компенсации экспозиции, чтобы сделать фотографию такой, какой вы хотите ее видеть.
Таким образом, вы позволяете камере делать всю тяжелую работу с большими изменениями, а затем корректируете настройки с помощью диска компенсации экспозиции
Пример того, как я использую компенсацию экспозиции
Если я снимаю сцену и настройки хорошие как они есть. Я мог бы обернуться и увидеть еще лучшую сцену в другом направлении.
При повороте камеры она автоматически меняет настройки на оптимальную, по ее мнению, экспозицию, но, допустим, в кадре много темных участков, как на фотографии пещеры ниже; камера сделает снимок ярче, чтобы попытаться сбалансировать экспозицию. В этом случае уменьшение экспозиции путем нажатия диска компенсации экспозиции на цифры — поможет получить контроль над экспозицией.
Темная пещера с переэкспонированными бликами
Компенсация экспозиции установлена на -1,6 для защиты светлых участков
С другой стороны, если вы повернете камеру и в кадре будет много яркого неба, изображение будет затемнено, чтобы попытаться сбалансировать экспозицию, но вы можете этого не захотеть. В этом случае вам нужно будет вставить компенсацию экспозиции в цифры +, чтобы осветлить экспозицию до того места, где вы хотите.
Авто ISO также можно отрегулировать с компенсацией экспозиции
Одним из способов использования диска компенсации экспозиции в ручном режиме является установка ISO на автоматический режим. Затем это дает камере контроль над ISO. Когда вы меняете компенсацию экспозиции, камера изменит ваш ISO, чтобы внести те изменения, которые вы хотите.
Отрицательные цифры с компенсацией экспозиции затемняют изображение с Auto ISO
Plus Figures с компенсацией экспозиции сделают вашу фотографию ярче с автоматическим ISO
Заключение
При использовании диска компенсации экспозиции в сочетании с режимом приоритета диафрагмы (A, Av) вы получаете большой контроль над настройками и камерой, одновременно пользуясь автоматическими настройками, предлагаемыми современными камерами. Таким образом, вы можете выйти и наслаждаться своей фотографией вместо того, чтобы расстраиваться из-за того, что настройки не подходят для того, что вы фотографируете.
Если вам понравилась эта статья и вы хотите узнать больше о том, как выбрать правильную настройку диафрагмы для пейзажа, который перед вами, попробуйте следующий пост, нажав здесь или на изображении ниже. В нем я покажу вам различные значения диафрагмы, которые вы можете использовать, чтобы получить максимальную отдачу от вашей камеры.
Нажмите здесь, чтобы узнать, как лучше всего использовать настройки диафрагмы для пейзажной фотографии
Майк Смит
Что такое компенсация экспозиции? • Гид Гиггстера
фотографияэкспозиция
Внутри вашей камеры находится экспонометр. Если вы снимаете в ручном режиме, вы будете использовать показания экспонометра для установки значений треугольника экспозиции. И если вы снимаете в программном режиме, приоритете диафрагмы или приоритете выдержки, ваша камера будет использовать показания экспонометра, чтобы выбрать диафрагму, выдержку и ISO, чтобы получить правильную экспозицию.
Но что, если, несмотря на все ваши усилия по установке надлежащего режима замера экспозиции для снимаемой сцены, экспонометр вашей камеры все еще не дает результата, позволяющего экспонировать ваши фотографии так, как вам хотелось бы? Это не так уж плохо, если вы снимаете в ручном режиме, потому что вы можете сознательно настроить экспозицию так, чтобы она была больше или меньше того, что показывает измеритель. Но если вы снимаете в любом из полуавтоматических режимов, ваши фотографии будут переэкспонированы или недоэкспонированы. Введите компенсацию экспозиции:
- Компенсация экспозиции — это настройка камеры, которая позволяет указать камере изменить экспозицию на заданное количество ступеней.
- Большинство камер позволяют вводить компенсацию экспозиции на 3 ступени больше или меньше с шагом 1/3 ступени. Например, вы можете установить компенсацию экспозиции на +0,6, чтобы камера экспонировала на 0,6 ступени больше, чем показывает ее измеритель.
- Известно, что некоторые камеры постоянно немного пере- или недоэкспонируют, и в этом случае вы можете просто установить и забыть компенсацию экспозиции, чтобы компенсировать это.
Я постоянно использую компенсацию экспозиции. Например, когда я снимаю на улице и условия освещения постоянно меняются, мне нравится снимать с приоритетом диафрагмы. Я устанавливаю нужную диафрагму, камера решает, какие должны быть выдержка и ISO. Теперь все, что мне нужно сделать, это сосредоточиться на снимке и композиции, и единственный параметр, который мне нужно время от времени настраивать, — это компенсация экспозиции, если я замечаю, что некоторые кадры переэкспонированы или недоэкспонированы.
Как установить компенсацию экспозиции?
Вот как установить компенсацию экспозиции для вашей камеры:
Камеры Sony
Камеры Sony имеют специальный диск только для компенсации экспозиции, что очень приятно, если вы спросите меня! Просто поверните диск, чтобы установить положительную или отрицательную компенсацию экспозиции:
Фото Дэниела Корпая, бесплатное использованиеКамеры Nikon
Камеры Nikon имеют кнопку, которая выглядит как обложка этого поста (со знаком +/-). Просто удерживайте эту кнопку, прокручивая главный диск, чтобы установить компенсацию экспозиции:
Фотокамеры Canon
Как и в случае с фотокамерами Nikon, нажмите и удерживайте кнопку компенсации экспозиции, а затем наберите нужную настройку компенсации экспозиции с помощью основного диска. Вы увидите изменение настройки компенсации экспозиции на мониторе вашей камеры.
Фото автора Kaique Rocha, бесплатное использованиеЧто насчет компенсации экспозиции при съемке со вспышкой?
Теперь, когда вы понимаете, что такое компенсация экспозиции, вам может быть интересно, что такое компенсация экспозиции при съемке со вспышкой. Все просто: если вы снимаете со вспышками в режиме TTL (через объектив), камера снова принимает решение за вас, чтобы вы попытались правильно экспонировать сцену, выбрав мощность вспышки. И еще раз, если ваша камера ошибается и говорит вспышке использовать слишком высокую или слишком низкую мощность, вы можете использовать компенсацию экспозиции вспышки, чтобы компенсировать это.