Экспонометр это – Как работает экспонометр

сфера применения и как пользоваться

Здравствуйте! С вами на связи, Тимур Мустаев. Друзья, как часто у вас возникали проблемы с экспозицией? Думаю, у всех бывало. И нередко из-за этого был упущен отличный кадр! Помимо композиции, экспопараметры – наш хлеб насущный.

Обязательно для фотографа знать их специфику и уметь работать с ними. Думаете, у меня возникают сложности с настройками фотокамеры? А вот и нет. Сегодня я расскажу вам и постараемся понять, что такое экспонометр.

Факты из мира фототехники

Фото- или просто экспонометр – это инструмент фотографической техники для верного определения экспозиционных показателей, то есть светочувствительности, диафрагмы, выдержки и, дополнительно, баланса белого.

Конкретная ситуация требует от фотографа бдительности и индивидуального подхода к экспозиции. Через объектив камера сама замеряет количество поступающего света и на авто выдает соответствующие “рекомендации” по съемке.

Не всегда эти советы подходят на 100%, вот почему нужно уметь работать самостоятельно, то есть в ручном режиме.

Флешметр и экспонометр это одно и тоже и нужен он для оценки освещенности в сложных условиях.

Будь то естественный или импульсный свет в студиях, флешметр сможет точно определить основные параметры. Он приобретается отдельно. И кстати, может стоить дорого, но это вполне оправдано, так как выполняет, по истине, важную работу.

Что же он делает? Обычно измерение фототехникой осуществляется через усреднение полученных значений. Проще говоря, начинает доминировать серый тон на всем изображении, хоть и реальность была другой.

Так фотоаппарат пытается привести к середине все, что видит, в особенности это касается очень насыщенных, с широким диапазоном света сюжетов: полуденное солнце, снежные пейзажи, черный объект и т.д.

Камера просто не может адекватно оценить все разнообразие яркости, поэтому-то флешметр будет кстати. Он действует так – определяет экспозицию в зависимости от падающего света или/и отраженного, корректирует ее.

Некоторые, более дорогие модели, способны помнить результаты измерений, сравнивать с ними новые и высчитывать нечто среднее, а также отклонения.

На других приборах и вовсе можно, держа нажатой кнопку, вести постоянное измерение около разных частей предмета или с нескольких его сторон, при этом наблюдая за изменениями. Еще более удобно, если есть возможность узнать значение в отдельной области, в тенях к примеру.

Применение экспонометра

Вот мы и разобрались с новым термином. Возникает логичный вопрос: если все же покупать внешний экспонометр, то как пользоваться им?

Все просто. Возьмите флешметр, включите и расположите у нужного объекта. Если при этом вы его повернете в сторону к световому источнику, то как раз сможете определить количество падающего света.

Считается, что этот вариант более точен, нежели оценка по отраженному свету (прибор направлен к предмету), так как производится замер всего поступающего света, со всех сторон.

Экспопараметры приводятся к средней величине, но цвета (особенно это было бы заметно по белому или черному) не становятся серыми, как в случае внутреннего экспонометра, они отображаются адекватно.

При фотосъемке на улице, без искусственного освещения, на устройстве сразу же выставите ИСО. Чтобы не усложнять себе жизнь дальнейшим редактированием “непокорной” экспозиции, купол флешметра направьте на камеру.

Как и главный объект фото, он должен получать тот же по качеству и количеству свет. Желательно, для этого подойти близко к объекту, иначе придется довольствоваться результатами с погрешностью. Естественная поправка будет требоваться, если на объектив одет светофильтр. Даже ультрафиолетовый фильтр частично снижает интенсивность света, не говоря о градиентных и поляризационных.

Аналогично используется флешметр в фотостудиях, где автор сталкивается с импульсным светом. Здесь устанавливаются нужные параметры на камере и устройстве. Замеры производятся отдельно для каждого источника, допустим, сначала для рисующего, затем для заполняющего и моделирующего.

И в конце еще раз, одновременно для всех видов света. Чуть изменились настройки – новое измерение, поменяли положения света – то же самое, замеряем снова.

Шкала на экспонометре показывает ступени, небольшое их изменение влияет на всю картину. Если вы выставили диафрагму 9, а на устройстве величина показана другая, то в зависимости от нее меняйте f, уменьшайте или увеличивайте.

Ну что друзья, теперь вы знаете еще об одном приборе облегчающий жизнь фотографу. А как хорошо вы владеете своим фотоаппаратом? Знаете ли обо всех его преимуществах и функциях? Если вы знаете не все о своей зеркалке, тогда курс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0» или «Моя первая ЗЕРКАЛКА» именно для вас. Видеокурс построен таким образом, что вы узнаете о преимуществах и функциях своей фотокамеры постепенно. Очень рекомендую к обучению.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для пользователей зеркального фотоаппарата NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для пользователей зеркального фотоаппарата CANON.

До свидания, читатели! На моем блоге всегда интересно и много новой информации, полезной каждому фотографу. Заходите, делитесь и подписывайтесь!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

fotorika.ru

Экспонометр — это… Что такое Экспонометр?

Экспоно́метр (лат. expono

) — прибор, приспособление или таблица для вычисления параметров экспозиции (времени выдержки и числа диафрагмы) в фотографии и кинематографе.

Классификация экспонометров по устройству

Табличные

Представляют из себя таблицу, в которой описаны условия съёмки и соответствующие им параметры. Практический смысл имеют только при условии достаточно большой фотографической широты применяемого фотоматериала. Применяются также в форме установки экспозиции по символам погоды на шкальных фотоаппаратах («Смена-Символ», «Смена-8М», «Агат-18»).

Оптические

Экспонометр визуальный — сравнение яркости изображения в видоискателе с эталонной лампой

Приборы, в которых основным сравнивающим элементом является глаз человека.

В свою очередь, их можно разделить на:

  • Считывание времени выдержки или числа диафрагмы производится визуальным сравнением яркости соответствующих цифр с яркостью оптического клина переменной плотности. Основной недостаток — зависимость чувствительности глаза от общей окружающей освещённости, что может приводить к большим погрешностям. Сейчас практически не используются («Оптэк»).
  • Уравнивание яркости двух полей сравнения, одно от измеряемой сцены или источника света, второе — от эталонной лампы. Находит применение в системах копирования изображений.

Фотоэлектронные

Поток света воспринимается электронным фотоэлементом, и необходимое значение считывается со шкалы по отклонению стрелки или с цифрового индикатора.

В свою очередь, их можно разделить на:

Селеновые

Приборы, использующие фотодиоды на основе селенового фотоэлемента, — не требуют источника питания (необходимая ЭДС вырабатывается фотоэлементом), имеют наиболее простую электрическую схему, но обладают невысокой чувствительностью и необратимо деградируют при воздействии слишком яркого светового потока (увеличивается погрешность) и от времени. Конструктивно можно выделить:

  • Экспонометры в виде самостоятельного изделия — серия «Ленинград-1, −2, −4, −7, −8, −10».
  • Съёмные экспонометры — приставки к фотоаппаратам («Leica М3 lightmeter»).
  • Встроенные несопряжённые экспонометры фотоаппаратов «Киев-3,-4», семейств «Зенит-Е» и «Зенит-11», «ФЭД-4» и «ФЭД-5».
  • Встроенные сопряжённые экспонометрические устройства полуавтоматических и автоматических фотоаппаратов «Восход», «Зенит-4», «Киев-10», «ФЭД-10» и «ФЭД-11» («ФЭД-Атлас»).
  • Селеновый экспонометр «Ленинград-8»

  • Съёмный сопряжённый по выдержке селеновый экспонометр «Leica M3 lightmeter»

  • Фотоаппарат «Зенит-Е» со встроенным несопряжённым селеновым экспонометром

  • Полуавтоматический фотоаппарат «Восход» с сопряжённым экспонометрическим устройством на селеновом фотоэлементе

Фоторезисторные

Приборы, использующие сернисто-кадмиевые (CdS) фоторезисторы в качестве датчика, а в некоторых случаях фотодиоды в режиме обратного тока. Простейшая схема такого экспонометра строится по мостовому принципу, и сопротивление датчика сравнивается с эталонными, переключаемыми калькулятором выдержки и диафрагмы. Индикатором служит гальванометр, показывающий направление вращения калькулятора выдержек. Большее распространение получили более сложные схемы с активными элементами (транзисторами), в качестве индикатора для повышения механической надёжности стали применяться светодиоды, а калькулятор связан обычно с переменным резистором. Имеют наилучшую чувствительность и линейность характеристики, низкое потребление. Нуждаются в источнике питания. Конструктивно можно выделить:

  • Фотоэкспонометр «Ленинград-6»

  • Съёмный экспонометр «Asahi Pentax Meter» установленный на камеру «Pentax SV» (Япония, 1962)

  • «Эликон-35СМ». Фоторезистор расположен на оправе объектива

Цифровые

Содержат обычно такой же датчик, как и фоторезисторные, однако сигнал с него оцифровывается и обрабатывается в дальнейшем микропроцессорным устройством. Отличаются большей гибкостью и диапазоном возможностей измерения, но существенно большим потреблением энергии от батарей.

Приборы, измеряющие освещённость (количество света, падающего на объект) или яркость (количество отражённого от объекта света), причём яркомеры делятся по углу замера на приборы, имеющие большой угол замера (около 45 градусов), и узконаправленные — спотметры (англ. spot — пятно) с углом около 1 градуса, и считаются наиболее профессиональными.

Схожие приборы

Современный цифровой экспонометр фирмы Minolta (Япония) Автоматический экспонометр, извлечённый из 8-мм кинокамеры.
Слева — фоторезистор, в центре — гальванометр, справа — привод диафрагмы.

Сходный с экспонометром прибор — флешметр используется для измерения освещённости при съёмке с использованием вспышки. Флэшметры могут измерять как падающий, так и отражённый свет. Так как выдержка при съёмке со вспышкой оказывает мало влияния на количество света, попадающего к светочувствительному материалу, по флешметру определяют только значение диафрагмы. Выдержка обычно устанавливается на значение выдержки синхронизации, которая определяется конструктивными особенностями затвора.

Более универсальный прибор — мультиметр — вобравший в себя возможности, а также способный их сочетать, от экспонометра и флэшметра — работать, соответственно, при постоянном, импульсном, а также смешанном освещении.[3]

Литература

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Экспонометр Википедия

Фотоэкспонометр, экспоно́метр (лат. expono) — фотометрическое устройство для инструментального измерения фотографической экспозиции и определения правильных экспозиционных параметров (времени выдержки и числа диафрагмы). Кроме того, большинство экспонометров позволяют определять контраст освещения снимаемой сцены, что имеет немаловажное значение в профессиональной киносъёмке[1]. До конца 1950-х годов чаще всего использовалось название экспози́метр. Все экспонометры, предназначенные для измерения экспозиции в плёночной фотографии и кинематографе, пригодны для измерения экспозиции в цифровой фотографии, поскольку условные значения светочувствительности цифровых фотоаппаратов выбраны в соответствии с сенситометрическими параметрами желатиносеребряных светочувствительных материалов[2].

В современных камерах экспонометр составляет основу экспозиционной автоматики, устанавливающей экспопараметры без участия человека. В телевизионных и видеокамерах экспозиционные параметры регулируются на основе оценки постоянной составляющей видеосигнала, а цепи, измеряющие её, выполняют функцию экспонометра[3].

Фотоэлектрический селеновый экспонометр «Ленинград-4» (СССР, 1968)

Историческая справка[ | ]

Табличный автофотометр

В первые десятилетия после изобретения фотографии правильная экспозиция определялась на основании опыта фотографов или тестовой съёмки. Отсутствие каких-либо понятий о

ru-wiki.ru

Что такое встроенный экспонометр, и как он используется? | Фотошкола Genesis

Что такое встроенный экспонометр, и как он используется?

февраля 7, 2012 Екатерина

Встроенный экспонометр – инструмент, входящий в состав большинства современных камер. С его помощью фотограф может определить количество света, попадающего на матрицу или пленку, и, таким образом, сделать вывод о том, правильно ли выбраны параметры съемки для конкретного снимка. Иными словами, это своеобразная «подсказка» для подбора параметров. Встроенный экспонометр учитывает значения светочувствительности, диафрагмы и выдержки.

Шкала встроенного экспонометра обведена красным цветом

Встроенный экспонометр камеры измеряет и показывает количество света в ступенях диафрагмы. Каждое деление шкалы обозначает долю ступени (значения диафрагмы), а каждое число – целую ступень. Однако это не означает, что повлиять на показатели экспонометра можно, только меняя диафрагму. Встроенный экспонометр также реагирует на изменение светочувствительности и выдержки.

Для большинства снимком показатель встроенного экспонометра должен быть на нуле, однако есть несколько случаев, в которых нужно переэкспонировать или недоэкспонировать снимок. Иногда это делается с художественной целью, но чаще всего потому, что некоторые условия освещения некорректно воспринимаются экспонометром.

Когда встроенный экспонометр ошибается?

В этих случаях снимок нужно переэкспонировать:

  • Объект съемки слишком темный по сравнению с фоном (или находится в тени, а фон – на солнце)
  • Снег
  • Если объект находится в тени в солнечный день

В этих случаях снимок нужно недоэкспонировать:

  • Объект съемки слишком светлый по сравнению с фоном
  • Чтобы получить силуэт
  • В пасмурный день, чтобы увеличить насыщенность цветов
Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

www.si-foto.com

Пользуйтесь экспонометрами. Практическая фотография

Пользуйтесь экспонометрами

Существуют два типа экспонометров: оптические и фотоэлектрические.

Оптический экспонометр выпускается у нас под названием «ОПТЭК» (рис. 59). Прибор представляет собой небольшую плоскую пластмассовую коробку, в одной из узких стенок которой имеется прямоугольное световое окно. Этим окном прибор направляют на фотографируемый объект. За окном, внутри прибора, установлены матовое стекло и шкала прозрачных цифр на черном фоне, повторяющих ряд делений обычной шкалы диафрагмы от 2 до 16. Шкала эта представляет собой оптический клин.

С помощью зеркала, расположенного под углом 45° к плоскости шкалы, изображение последней наблюдается сквозь щель на верхней стороне прибора. Здесь же расположен и калькулятор.

Для определения экспозиции прибор направляют световым окном на объект и замечают на шкале наибольшую цифру, какую еще может различить глаз. Эта цифра и служит критерием для расчета экспозиции с помощью калькулятора. Прибор рассчитан на выдержки от 1/1000с до 15 мин для пленок чувствительностью от 11 до 180 ед. ГОСТ.

Рис. 59. Оптический экспонометр «ОПТЭК»

Прибор «ОПТЭК» имеет один важный недостаток: выдержка в нем определяется с участием глаза, который, как известно, обладает адаптацией — способностью приспособляться к различным условиям освещения. Это весьма важное свойство глаза в данном случае мешает правильному определению экспозиции. Не случайно в инструкции, прилагаемой к прибору «ОПТЭК», сказано, что им нельзя пользоваться, если глаз наблюдателя находится в условиях значительно меньшей освещенности, чем фотографируемый объект, например при съемке из комнаты через окно, из-под затемненных арок мостов и т. п.

Надо добавить, что ошибка произойдет и в том случае, если глаз находится в условиях большей освещенности, чем объект, с той лишь разницей, что если в первом случае произойдет ошибка в сторону недодержки, то во втором — в сторону передержки. Только опыт работы с прибором может помочь учитывать этот недостаток и вносить необходимые поправки в его показания.

Фотоэлектрические экспонометры свободны от этого недостатка. Экспозиция в них определяется точным замером яркости или освещенности объекта съемки без участия глаза. Выпускаемые нашей промышленностью фотоэлектрические экспонометры отличаются высокой точностью показаний и пользуются заслуженным успехом.

Принцип действия фотоэлектрических экспонометров был описан (см. стр. 70), и здесь мы на этом останавливаться не будем.

Очень удобны экспонометры марки «Ленинград». Начиная с 1954 года, когда была выпущена первая модель этого экспонометра, завод выпустил пять моделей под номерами: 1, 2, 4, 6 и 10. Все они, кроме модели 6, снабжены селеновым фотоэлементом; в модели 6 применен сернисто-кадмиевый фоторезистор. Мы остановимся на моделях, наиболее удобных для начинающих фотолюбителей и более доступных по цене. Это модели 1, 2 и 4. Одна из них показана на рис. 60.

Рис. 60. Фотоэлектрический экспонометр «Ленинград-4»

В модели 1 имеется два предела измерений по яркости и освещенности объекта и канальная шкала с порядковыми цифрами. Стрелка гальванометра показывает номер канала, по которому расчет экспозиции производится с помощью калькулятора.

Модель 2 имеет один предел измерений по яркости и два — по освещенности.

Модель 4 снабжена устройством автоматической смены шкал при переходе от одного предела измерений к другому.

Все эти экспонометры рассчитаны на измерение широкого диапазона яркостей и освещенностей и позволяют определять экспозицию как при дневном, так и при искусственном освещении.

Для расчета экспозиции прежде всего надо установить на калькуляторе прибора величину светочувствительности применяемой фотопленки. Для замера яркости прибор направляют на снимаемый объект. При этом стрелка гальванометра отклоняется на тот или иной определенный угол. Остается совместить с этой стрелкой другую, следящую стрелку или заметить номер канала, после чего выбрать по шкалам прибора наиболее подходящее сочетание выдержки с диафрагмой и установить эти параметры на фотоаппарате.

К прибору прилагается молочное стекло, которое устанавливается в световом окне прибора при замере освещенности.

При умелом применении фотоэлектрический экспонометр избавит вас от всяких ошибок и, хотя этот прибор не очень дешевый, затраты на него вполне окупятся экономией фотопленки и получением хороших снимков.

Мы привыкли к тому, что измерительные приборы для того и созданы, чтобы точно измерять нужные нам параметры длины, массы, температуры и т. д. Нередко именно с таким критерием относятся фотолюбители к своим экспонометрам. Радуясь тому, что можно избавиться от мучительных сомнений при выборе экспозиции, они слепо подчиняются показаниям экспонометра, а затем удивляются, если их постигла неудача.

Фотоэлектрический экспонометр — своеобразный измерительный прибор, и для успешной работы с ним надо понять его особенности. Обычно фотоэлектрический экспонометр направляют на объект съемки и замеряют яркость света, отраженного объектом в сторону фотоаппарата. Но такой способ замера далеко не лучший. Представьте себе, что вы снимаете групповой портрет дважды: в первый раз — на фоне неба (например, на берегу моря), а второй раз — на фоне темной листвы. В обоих случаях лица снимающихся освещены одинаково, с одной силой, но показания экспонометра будут совершенно разными. Экспонометр «не знает», что именно для вас является сюжетно важным. Он показывает суммарную яркость объекта и фона и в первом случае на его показания окажет влияние светлое небо, а во втором — темная листва. Ошибка в экспозиции может оказаться весьма значительной.

Учитывая, что объектив фотоаппарата обычно охватывает снимаемое поле в пределах угла 50-60°, фотоэлектрические экспонометры обычно конструируются с расчетом на такой же угол охвата замеряемого поля. Но экспонометры «Ленинград» не имеют видоискателей, и, замеряя с большого расстояния яркость объекта, мы не можем точно определить границы кадра. Поэтому для более точного замера предпочтительнее измерять не яркость объекта, а его освещенность, т. е. свет, падающий на объект. В этом случае входное окно экспонометра прикрывают молочным стеклом и направляют экспонометр не на объект съемки, а на источник освещения. Угол зрения экспонометра с молочной насадкой увеличивается примерно в три раза, т. е. с 60 до 180°, но в данном случае это фактор положительный, экспонометр замеряет не только основной свет наиболее сильного источника освещения, но и побочный — отраженный от светлых поверхностей или падающий на объект от дополнительных источников освещения.

Однако не все фотоэлектрические экспонометры снабжены молочной насадкой. В частности, такой насадки нет у экспонометров, встроенных в фотоаппарат. Для таких экспонометров можно применить другой метод определения средней экспозиции, основанный на использовании эталона. Такой эталон совсем нетрудно изготовить самим. Это обыкновенная серая картонка величиной примерно в школьную тетрадь. Эталон помещают перед экспонометром фотоаппарата на расстоянии 10-12 см и обращают плоскостью к фотоаппарату. Его можно просто держать рукой. Надо лишь следить за тем, чтобы на него не падала тень от руки. Еще лучше, если это возможно, приблизить эталон к плоскости снимаемого объекта и соответственно приблизить к нему фотоаппарат.

Ручные экспонометры удобны тем, что во многих случаях ими можно произвести замер отдельных участков снимаемого объекта, например при съемке портрета замерить отдельно освещенную и теневую стороны лица, приблизив экспонометр к лицу снимаемого. В этом смысле они более удобны, чем встроенные экспонометры. Среднюю экспозицию в этом случае можно определить с помощью имеющейся на экспонометре шкалы экспозиционных чисел. Для этого, замерив наибольшую и наименьшую яркости объекта съемки, надо найти соответствующие им экспозиционные числа, сложить их и сумму разделить пополам. Полученное частное покажет требуемое экспозиционное число, по которому и надо рассчитать экспозицию.

Фотоэлектрический экспонометр — прибор точный и нежный. Обращаться с ним надо бережно и осторожно, предохраняя его от толчков. Если случайно уронить экспонометр, он наверняка выйдет из строя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Табличный экспонометр — Фототехника СССР

В СССР выпускался с десяток видов табличных экспонометров, так что представленная модель — только одна из, так сказать.

Табличный экспонометр, это, по сути, таблица, изображенная на картоне или ином материале. В таблице перечислены различные факторы, влияющие на экспозицию и сами составляющие экспозиции – шкалы выдержек и диафрагм.

Ориентируясь в ситуации (погодные условия, сюжет съемки, применение фильтров и вспышек и т.д.), фотограф находит в таблице нужные позиции и считывает там рекомендации по параметрам съемки.

Как правило, табличные экспонометры снабжались вращающимися или сдвижными элементами, облегчающими поиск.

Представленная в обзоре модель, по косвенным данным, выпускалась в начале 50-х, но вообще выпуск табличных экспонометров был и в 60-70 годах, т.е. тогда, когда существовали уже и аппараты с TTL замером.

Простота и дешевизна — это очень важные параметры для Советской действительности.

Были ли табличные экспонометры приемлемо точны?

У нас будет возможность это проверить.

Представленное в обзоре устройство представляет собой двуслойную картонную обложку, внутри которой на металлической заклепке вращается картонный же диск с зубчиками по краю.

На диск нанесены различные параметры, которые видны через специальные прорези-окошки в обложке. При вращении диска цифры в окошках меняются.

На самой обложке также нанесены шкалы с параметрами. С помощью вращения диска можно сопоставлять значения на подвижных (на диске) и неподвижных (на обложке) шкалах.

Как пользоваться экспонометром?

Вначале я думал, что механика будет аналогична той, что применялась на Смене-8М. Т.е. диафрагма будет прямо привязана к чувствительности, а выдержка к нескольким символам погоды, — а-ля «Ясно», «Облачно» и т.д.

Оказалось все куда сложнее.

Итак, экспонометр имеет две стороны. Одна – для дневного света, вторая — для искусственного.

Дневной свет.

Первым делом смотрим на прямоугольную табличку. Она в третьей четверти сверху.

В таблице строки соответствуют месяцам. По два месяца на строку. Один указал слева, второй справа.

На каждой строке в колонках указаны интервалы времени суток. Интервалы разбросаны по таблице так, что чем светлее в это время суток, тем правее данный интервал в таблице.

Например, для января и декабря (первая строка), 10 и 14 часов соответствуют первой колонке, а интервал с 11 до 13 включительно — второй колонке.

Обратите внимание, что в разных месяцах одно и то же время попадает в разные колонки. Так, в декабре и январе 10 часов приходится на первую колонку.

В феврале и ноябре — во вторую.

В марте и октябре — в третью и т.д.

Это потому, что в феврале в 10 часов светлее, чем в январе, а в марте – светлее, чем в феврале.

Примечательно, что, например, в январе и декабре экспонометр не даст никаких рекомендаций для времени суток ранее 10 утра и позднее 14. Слишком темно по мнению расчетчиков.

В целом, таблица описывает высоту солнца в заданное время в динамике в течение года. Чем выше поднимается солнце, тем больше оно дает света. В течение суток максимально солнце поднимается в полдень. А в течение года — в июне и в июле.

Естественно, высота солнца зависит от географической широты местности. Поэтому, на экспонометре честно указано, что он рассчитан для широт Ленинград – Киев.

Итак, зная месяц и время съемки, мы определяем колонку в таблице. Атмосферные явления пока игнорируются. До них очередь дойдет.

Далее вращая диск нужно выбрать в нижней его части сюжет съемки и сопоставить выбранный сюжет с выбранной ранее колонкой.

Сюжеты предлагаются следующие:

— Облака, снег, морская даль;
— Снег и пляж с передним планом;
— Пейзаж без переднего плана
— Пейзаж с передним планом, светлые улицы;
— Портреты и группы на воздухе;
— Люди под деревьями, темные улицы
— В лесу;
— В комнате у окна;
— В комнате 1 м у окна;
— В комнате 2 м от окна.

Выбор сюжета позволяет скорректировать чисто астрономическую светимость солнца на тот фактор, какая часть этого света попадет в кадр.

Как видим, перечислено немало сюжетов, в том числе те, которые создают традиционно сложности для экспонометров. Например, снег или тень под деревьями.

Но состояние атмосферы все еще не учтено.

Далее, в самом верху диска нужно выбрать чувствительность заряженной в аппарат пленки. Чувствительность предлагается выбрать в диапазоне 8-250 единиц ГОСТ.

Помимо единиц ГОСТ предлагается шкала в DIN и в единицах, которые применялись в СССР до введения ГОСТ — в «Х и Д».

Выбрав чувствительность пленки нужно зацепить ногтем треугольный вырез, указывающий на число и провернуть диск вправо до упора.

Так вводится корректировка на тип пленки.

Вот теперь настала очередь погоды. Под шкалами чувствительности есть две дополнительные шкалы для корректировок экспозиции. Первая — отвечает за погоду. Предлагаются следующие варианты:

— Очень пасмурно;
— Пасмурно;
— Солнце в облаках;
— Безоблачно.

Технология та же. Цепляем ногтем треугольный вырез над соответствующим значением и проворачиваем диск вправо до упора. Для варианта «Безоблачно» — диск уже в нужном положении, поворачивать его не нужно.

Вот теперь состояние погоды тоже учтено!

Если объектив со светофильтром, его плотность можно учесть с помощью второй корректировочной шкалы.

Тут все то же самое.

Все! В нижней части диска, ближе к середине имеются шкалы выдержек и диафрагм. Диафрагмы нанесены на обложку и неподвижны. Выдержки — на диске и видны в прорези обложки. За счет того, что мы вращали диск, внося корректировки, сейчас напротив чисел диафрагм выстроились рекомендованные выдержки с учетом всех факторов.

Любая из совпадающих комбинаций — это корректная экспопара.

Как видим, все несложно и при этом количество учитываемых факторов – достаточно велико. Насколько точно все это работает?

Тест 1.

Дело происходило в августе в 15-20. За окном такая вот погода. Сюжет я выбрал «Пейзаж без переднего плана». Пленку — 130 единиц. Погоду оценил как «Безоблачно».

Экспонометр для диафрагмы f5,6 рекомендует выдержку 500.

Проверяем.

На своем Nikon объектив перевел в ФР 50 мм. Выставил чувствительность 125 единиц. Поймал в центр кадра серый дом напротив. Неба в кадре совсем немного, но есть. Попадает также темная зелень. Диафрагма — 5,6.

Nikon выбрал выдержку 500. Совпадает!

 

 


Тест 2

Тот же август, но 8-30 утра. Вот что за окном. Я полагаю, что это «Пасмурно». Сюжет тот же — «Пейзаж без переднего плана». Пленка — 130 единиц.

Экспонометр для диафрагмы f5,6 рекомендует выдержку 125.


На цифрозеркалке установки те же. Она ставит аналогично 125. Снова совпадает.

Тест 3

Съемка в помещении. Такой вот незамысловатый натюрморт. Август, 8-40 утра, на улице все еще «Пасмурно». Сюжет — «В комнате 1 м у окна».

Экспонометр для диафрагмы f5,6 рекомендует выдержку 2.


Nikon, глядя на все это дело, ставит 4. Погрешность в один стоп. Для пленки — более чем допустимая погрешность. Можно считать, что снова попали.

Я не ставил задачей полноценную проверку точности расчета данного табличного экспонометра. Месяца через три обязательно проведу еще пару тестов, а пока, думаю, достаточно того, что уже проделано.

Проверить обратную сторону (искусственный свет) я не могу по банальной причине. У меня нет дома ламп накаливания. А корректно перевести мощность светодиодных ламп в мощность ламп накаливания я не умею.

Да и что-то мне подсказывает (чисто интуитивно), что КПД современных ламп накаливания в видимом спектре — повыше будет, чем в 50-х.

Иначе, чем объяснить, что шкала начинается от 100 ватт? У меня пока были лампы накаливания — их мощность была до 60 ватт, даже если в светильнике одна лампа.

Прибор вроде для индивидуального использования, а максимальная мощность в шкале 1000 ватт. Это чего за монстр такой?

В общем, для этой стороны обойдемся теорией.

Первым делом, нужно вращая диск сопоставить расстояние от лампы до объекта съемки с чувствительностью пленки. Это все внизу диска.

Интересно, что шкал чувствительности две — для пленки Ортохром и Панхром. Шкалы смещены относительно друг друга.

Там, где Панхрому достаточно 65 единиц, там Ортохрому нужно 130.

Все это потому, что пленка Панхром была чувствительна ко всему видимому спектру, а Ортохром — к сине-фиолетовой и жёлто-зелёной частям.

В свете лампы накаливания преобладает красно-желтая часть спектра, поэтому, пленка Ортохром требовалась большей чувствительности.

Далее, в верхней части диска ищем мощность лампы, цепляем вырез и проворачиваем диск вправо до упора.

Далее вводится еще две поправки.

Первая — на светоотражение объекта съемки. Можно выбрать окрас объекта: темный, средний или светлый.

Вторая — на тип светильника: со светорассеивающим экраном, без рефлектора и с рефлектором.

Есть еще вариант расчета с применением магниевой вспышки, но за полной непонятностью данного примера современным пользователям (мне в первую очередь), — описывать этот расчет не буду.

Подведем итог.

Ясно, что устройство такого типа физически не может давать точный расчет под каждую жизненную ситуацию, число которым миллион.

Тем не менее, видно, что, ну ладно, не в 100, но, скажем, в 80% случаев — рекомендации прибора были достаточно точны. А там, где фотограф сомневается — можно ведь делать дубль кадра с иной экспозицией.

Поэтому дифирамбы табличным экспонометрам петь не будем, но отнесемся к устройству, которому, между делом, более 60 лет, — с уважением.

Оно вполне работает. И работает неплохо. К тому же оно переживет мой Nikon и будет точно также хорошо работать лет, эдак, через 100.

На этой оптимистической ноте я завершаю, всем удачи!


Информационное сообщение

Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы странички – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


fotoussr.ru

Экспонометр — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Экспоно́метр, фотоэкспонометр (лат. expono) — устройство для инструментального измерения фотографической экспозиции и определения правильных экспозиционных параметров (времени выдержки и числа диафрагмы). Кроме того, большинство экспонометров позволяют определять контраст освещения снимаемой сцены, что имеет немаловажное значение в профессиональной киносъёмке[1]. До конца 1950-х годов чаще всего использовалось название экспози́метр. Все экспонометры, предназначенные для измерения экспозиции в плёночной фотографии и кинематографе, пригодны для измерения экспозиции в цифровой фотографии, поскольку условные значения светочувствительности цифровых фотоаппаратов выбраны в соответствии с сенситометрическими параметрами желатиносеребряных светочувствительных материалов[2].

В современных камерах экспонометр составляет основу экспозиционной автоматики, устанавливающей экспопараметры без участия человека. В телевизионных и видеокамерах правильная экспозиция устанавливается на основе оценки постоянной составляющей видеосигнала, а цепи, измеряющие её, выполняют функцию экспонометра[3].

История

В первые десятилетия после изобретения фотографии правильная экспозиция определялась на основании опыта фотографов или тестовой съёмки. Отсутствие каких-либо понятий о сенситометрии не позволяло количественно измерять зависимость почернения дагеротипных пластин от интенсивности освещения. Кроме того, непрерывное совершенствование процесса и рост светочувствительности фотоматериалов препятствовали созданию каких-либо общепринятых инструкций.

Появление более предсказуемого мокрого коллодионного фотопроцесса дало возможность составить правила экспонирования и сконструировать первые табличные экспонометры. Они представляли из себя таблицу, в которой описаны условия съёмки и соответствующие им параметры[4]. Эти параметры позднее стали дополнять высотой Солнца и временем суток, также оказывающих существенное влияние на экспозицию. Таблицы предназначались для коллодионных пластин, приготовленных определённым образом, поскольку единиц измерения светочувствительности ещё не существовало.

Распространение сухих желатиносеребряных фотопластинок совпало по времени с развитием сенситометрии, начавшей количественно описывать светочувствительность фотоматериалов. Это позволило создать универсальные таблицы, пригодные для любых фотопластинок, светочувствительность которых известна. Постепенно получили популярность табличные калькуляторы с поворотными шкалами, облегчающие вычисление параметров съёмки. Такие устройства назывались «автоматическими таблицами» или «автофотометрами»[5][6]. Ещё одно название таких поворотных таблиц — «позиграф»[7].

Первые фотометры

Первые приборы для определения экспозиции были основаны на визуальной оценке яркости объектов съёмки через оптический клин с переменной плотностью. Такие устройства, получившие название оптических фотометров, требовали определения наиболее плотного участка синего или серого светофильтра, за которым глаз ещё различает объект съёмки[4]. В фотометрах измерение яркости производится визуальным сравнением с эталонным полем участка объекта съёмки, наблюдаемого через оптический клин переменной плотности. Основной недостаток — зависимость чувствительности глаза от общей окружающей освещённости, что может приводить к большим погрешностям[8].

Более объективная оценка экспозиции могла быть получена с помощью актинометров, основанных на изменении цвета химических соединений под действием света. В прибор заряжался диск специальной актинометрической бумаги, темнеющей на свету. По времени, в течение которого диск приобретал тон, сходный с соседним эталонным полем, вычислялась правильная экспозиция. Наиболее известным устройством этого класса был актинометр или «экспометр» Ваткинса, получивший распространение на Западе[7]. В Российской империи более популярным был «позиметр» Винна[9].

Фотоэлектрические экспонометры

Наибольшую точность измерения, не зависящую от субъективных факторов, удалось получить с появлением фотоэлектрических экспонометров. Их действие основано на измерении величины электродвижущей силы, получаемой в результате фотоэлектрического эффекта[10]. В современных фотографии и кинематографе используются только фотоэлектрические экспонометры. Первые приборы этого типа предназначались для киносъёмки и были созданы в начале 1930-х годов[11]. Три первых десятилетия своего существования все фотоэлектрические экспонометры строились на основе селенового фотоэлемента большой площади, не требующего электропитания. Из-за громоздкости такие экспонометры не могли встраиваться в фото- и киноаппаратуру, и выполнялись в виде отдельного устройства[* 1]. Ещё одним недостатком селеновых экспонометров была низкая светочувствительность, не позволяющая измерять небольшие яркости[12].

Появление полупроводниковых фоторезисторов и фотодиодов позволило за счёт их высокой удельной чувствительности получить компактный датчик и резко повысить точность измерения. Фоторезисторные экспонометры позволяют измерять экспозицию не только на улице в светлое время суток, но и в помещении и даже ночью. Однако, в отличие от полностью автономных селеновых экспонометров, прибору такого типа требуется источник питания[13]. Тем не менее, фоторезисторные экспонометры очень быстро полностью вытеснили селеновые, фотоэлемент которых с течением времени деградирует, приходя в негодность. Первым советским фотоаппаратом со встроенным экспонометром на основе фоторезистора стал дальномерный «Сокол»[14]. Небольшие размеры полупроводниковых сенсоров позволили устанавливать их в оптический тракт зеркального видоискателя, создав TTL-экспонометр[15].

Первые фоторезисторные экспонометры строились на основе сернистокадмиевого (CdS) фотосопротивления, обладающего хорошей светочувствительностью, но большой инерционностью, особенно при низких освещённостях[13]. Кремниевые фотодиоды лишены этого недостатка, но их спектральная чувствительность, максимум которой лежит в инфракрасной области, вынуждает устанавливать дополнительный светофильтр для приведения в соответствие с характеристиками фотоматериалов и фотоматриц. Необходимость усиления очень слабых изменений проводимости такого фотодиода увеличивает потребление электроэнергии, снижая уровень автономности[16]. Наиболее совершенным типом сенсора считаются практически безынерционные арсенидо-фосфидо-галлиевые фотодиоды со спектральной чувствительностью, близкой к человеческому зрению[17].

Встроенные экспонометры

Съёмка на чёрно-белые негативные фотоматериалы с большой фотографической широтой позволяла во многих случаях обходиться без экспонометра, полагаясь на простейшие правила или профессиональный опыт. Поэтому до конца 1960-х годов подавляющая часть фото- и кинотехники не оснащалась встроенными экспонометрическими устройствами, удорожающими аппаратуру. Однако, распространение цветной фотографии, требующей точного экспонирования, заставило пересмотреть эти принципы и с начала 1970-х встроенный или приставной фотоэлектрический экспонометр стал обязательным атрибутом. Прибор стали сопрягать с органами управления камер, обеспечивая полуавтоматическое управление экспозицией[18][19].

С середины 1970-х годов встроенные экспонометры практически всех однообъективных зеркальных фотоаппаратов рассчитывались на заобъективное измерение. Особенности TTL-экспонометров позволили реализовать параллельное измерение отдельных частей снимаемого изображения с последующей автоматической компенсацией контраста сюжета. Современные TTL-экспонометры позволяют осуществлять как точечный замер, так и оценочный, основанный на сравнении экспозиции отдельных частей будущего снимка и программной обработкой полученных результатов на основе статистического анализа[21].

С этого времени внешние экспонометры продолжали использоваться только в профессиональной фотографии для более точных измерений по падающему или отражённому свету. В любительской практике отдельные приборы были вытеснены более удобными, встроенными в камеру. Развитие цифровых технологий позволило ещё больше повысить точность экспонометров, отказавшись от обработки аналогового сигнала сенсора. Постепенно все экспонометры стали выполняться по такому принципу с выводом результатов на жидкокристаллический дисплей. Одновременно получили распространение флэшметры, предназначенные в основном для измерения света студийных фотовспышек, заменивших лампы непрерывного света в рекламной и постановочной фотографии.

Цифровые экспонометры кроме величины яркости и освещённости могут измерять и другие фотометрические величины, например, цветовую температуру освещения. Такие приборы называются измерителями цветовой температуры или в кинематографическом обиходе — цветомерами. Наиболее совершенные приборы позволяют количественно оценивать спектральный состав съёмочного освещения. В 2014 году компания Seconic начала выпуск прибора «Seconic C-700», определяющего кроме экспозиции и цветовой температуры, детальную картину распределения спектра любых источников света[22].

Все современные зеркальные фотоаппараты оснащаются встроенными фотоэлектрическими TTL-экспонометрами с полупроводниковым сенсором. Экспонометр цифровой аппаратуры других классов получает данные непосредственно со светочувствительной матрицы. Встроенные сопряжённые экспонометры составляют основу автоматики управления экспозицией, которая устанавливает один или оба экспозиционных параметра в соответствии с результатами измерения[23]. Внешние экспонометры используются только в профессиональной фотографии и кинематографе, и в настоящий момент выполняются, как универсальные многофункциональные устройства (мультиметры), пригодные не только для определения экспозиции, но и для измерени

wiki-org.ru

Экспонометр это – Как работает экспонометр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх