Экспозиционная: Экспозиционная доза излучения

Содержание

Дозы излучения и единицы измерения

5. Дозы излучения и единицы измерения

Действие ионизирующих излучений представляет собой сложный процесс. Эффект облучения зависит от величины поглощенной дозы, ее мощности, вида излучения, объема облучения тканей и органов. Для его количественной оценки введены специальные единицы, которые делятся на внесистемные и единицы в системе СИ. Сейчас используются преимущественно единицы системы СИ. Ниже в таблице 10 дан перечень единиц измерения радиологических величин и проведено сравнение единиц системы СИ и внесистемных единиц.

Таблица 10.

Основные радиологические величины и единицы

Величина Наименование и обозначение
единицы измерения
Соотношения между
единицами
ВнесистемныеСи
Активность нуклида, АКюри (Ки, Ci)Беккерель (Бк, Bq)1 Ки = 3. 7·1010Бк
1 Бк = 1 расп/с
1 Бк=2.7·10-11Ки
Экспозицион-
ная доза, X
Рентген (Р, R)Кулон/кг
(Кл/кг, C/kg)
1 Р=2.58·10-4 Кл/кг
1 Кл/кг=3.88·103 Р
Поглощенная доза, DРад (рад, rad)Грей (Гр, Gy)1 рад-10-2 Гр
1 Гр=1 Дж/кг
Эквивалентная доза, Н
Бэр (бэр, rem)
Зиверт (Зв, Sv)1 бэр=10-2 Зв
1 Зв=100 бэр
Интегральная доза излученияРад-грамм (рад·г, rad·g)Грей- кг (Гр·кг, Gy·kg)1 рад·г=10-5 Гр·кг
1 Гр·кг=105 рад·г

    Для описания влияния ионизирующих излучений на вещество используются следующие понятия и единицы измерения :
    Активность радионуклида в источнике (А). Активность равна отношению числа самопроизвольных ядерных превращений в этом источнике за малый интервал времени (dN) к величине этого интервала (dt) :

A = dN/dt

   Единица активности в системе СИ — Беккерель (Бк).
    Внесистемная единица — Кюри (Ки).

    Число радиоактивных ядер N(t) данного изотопа уменьшается со временем по закону:

N(t) = N0 exp(-tln2/T1/2) = N0 exp(-0.693t /T1/2)

    где N0 — число радиоактивных ядер в момент времени t = 0, Т1/2 -период полураспада — время, в течение которого распадается половина радиоактивных ядер.
    Массу m радионуклида активностью А можно рассчитать по формуле :

m = 2.4·10-24×M ×T1/2 × A,  

   где М — массовое число радионуклида, А — активность в Беккерелях, T1/2 — период полураспада в секундах. Масса получается в граммах.
    Экспозиционная доза (X). В качестве количественной меры рентгеновского и -излучения принято использовать во внесистемных единицах экспозиционную дозу, определяемую зарядом вторичных частиц (dQ), образующихся в массе вещества (dm) при полном торможении всех заряженных частиц :

X = dQ/dm

   Единица экспозиционной дозы — Рентген (Р). Рентген — это экспозиционная доза рентгеновского и
-излучения, создающая в 1куб.см воздуха при температуре О°С и давлении 760 мм рт.ст. суммарный заряд ионов одного знака в одну электростатическую единицу количества электричества. Экспозиционной дозе 1 Р
    соответствует 2.08·109 пар ионов (2.08·109 = 1/(4.8·10-10)). Если принять среднюю энергию образования 1 пары ионов в воздухе равной 33.85 эВ, то при экспозиционной дозе 1 Р одному кубическому сантиметру воздуха передается энергия, равная :
    (2.08·109)·33.85·(1.6·10-12) = 0.113 эрг,
    а одному грамму воздуха :
    0. 113/возд= 0.113/0.001293 = 87.3 эрг.
    Поглощение энергии ионизирующего излучения является первичным процессом, дающим начало последовательности физико-химических преобразований в облученной ткани, приводящей к наблюдаемому радиационному эффекту. Поэтому естественно сопоставить наблюдаемый эффект с количеством поглощенной энергии или поглощенной дозы.

    Поглощенная доза (D) — основная дозиметрическая величина. Она равна отношению средней энергии dE, переданной ионизирующим излучением веществу в элементарном объеме, к массе dm вещества в этом объеме :

D = dE/dm

    Единица поглощенной дозы — Грей (Гр). Внесистемная единица Рад определялась как поглощенная доза любого ионизирующего излучения, равная 100 эрг на 1 грамм облученного вещества.
    Эквивалентная доза (Н). Для оценки возможного ущерба здоровью человека в условиях хронического облучения в области радиационной безопасности введено понятие эквивалентной дозы Н, равной произведению поглощенной дозы Dr, созданной облучением — r и усредненной по анализируемому органу или по всему организму, на весовой множитель w

r (называемый еще — коэффициент качества излучения)
(таблица 11).

   Единицей измерения эквивалентной дозы является Джоуль на килограмм. Она имеет специальное наименование Зиверт (Зв).

Таблица 11.

Весовые множители излучения

Вид излучения и диапазон энергий

Весовой множитель

Фотоны всех энергий

1

Электроны и мюоны всех энергий

1

Нейтроны с энергией < 10 КэВ

5

Нейтроны от 10 до 100 КэВ

10

Нейтроны от 100 КэВ до 2 МэВ

20

Нейтроны от 2 МэВ до 20 МэВ

10

Нейтроны > 20 МэВ

5

Протоны с энергий > 2 МэВ (кроме протонов отдачи)

5

альфа-частицы, осколки деления и другие тяжелые ядра

20

   Влияние облучения носит неравномерный характер. Для оценки ущерба здоровью человека за счет различного характера влияния облучения на разные органы (в условиях равномерного облучения всего тела) введено понятие эффективной эквивалентной дозы Е

эфф применяемое при оценке возможных стохастических эффектов — злокачественных новообразований.
    Эффективная доза равна сумме взвешенных эквивалентных доз во всех органах и тканях:

   где wt — тканевый весовой множитель (таблица 12), а Ht -эквивалентная доза, поглощенная в
ткани — t. Единица эффективной эквивалентной дозы — Зиверт.

Таблица 12.

Значения тканевых весовых множителей wt   для различных органов и тканей.

Ткань или органwt
Ткань или орган
wt
Половые железы0. 20Печень0.05
Красный костный мозг0.12Пищевод0.05
Толстый кишечник0.12Щитовидная железа0.05
Легкие0.12Кожа0.01
Желудок0.12Поверхность костей0.01
Мочевой пузырь 0.05Остальные органы0.05
Молочные железы0.05  

    Коллективная эффективная эквивалентная доза. Для оценки ущерба здоровью персонала и населения от стохастических эффектов, вызванных действием ионизирующих излучений, используют коллективную эффективную эквивалентную дозу S, определяемую как:

где N(E) — число лиц, получивших индивидуальную эффективную эквивалентную дозу Е. Единицей S является человеко-Зиверт
(чел-Зв).
   Радионуклиды — радиоактивные атомы с данным массовым числом и атомным номером, а для изомерных атомов — и с данным определенным энергетическим состоянием атомного ядра. Радионуклиды

(и нерадиоактивные нуклиды) элемента иначе называют его изотопами.
    Помимо названных выше величин для сравнения степени радиационного повреждения вещества при воздействии на него различных ионизирующих частиц с разной энергией используется также величина линейной передачи энергии (ЛПЭ), определяемая соотношением :

 

где — средняя энергия, локально переданная среде ионизирующей частицей вследствие столкновений на элементарном пути dl.
   Пороговая энергия обычно относится к энергии электрона. Если в акте столкновения первичная заряженная частица образует -электрон с энергией больше , то эта энергия не включается в значение dE, и -электроны с энергией больше рассматриваются как самостоятельные первичные частицы.
    Выбор пороговой энергии является произвольным и зависит от конкретных условий.
    Из определения следует, что линейная передача энергии является некоторым аналогом тормозной способности вещества. Однако между этими величинами есть различие. Заключается оно в следующем:
    1. ЛПЭ не включает энергию, преобразованную в фотоны, т.е. радиационные потери.
    2. При заданном пороге   ЛПЭ не включает в себя кинетическую энергию частиц, превышающую .
    Величины ЛПЭ и тормозной способности совпадают, если можно пренебречь потерями на тормозное излучение и

Таблица 13.

Средние значения величины линейной передачи энергии L и
пробега R для электронов, протонов и альфа-частиц в мягкой ткани.
ЧастицаЕ, МэВL, кэВ/мкмR, мкм
Электрон0.012.31
0.10.42180
1.00.255000
Протон0.1903
2.01680
5. 08350
100.041400
α-частица0.12601
5.09535

   По величине линейной передачи энергии можно определить весовой множитель данного вида излучения (таблица 14)

Таблица 14.

Зависимость весового множителя излучения wr от линейной
передачи энергии ионизирующего излучения L для воды.
L, кэВ/мкм< 3/572353> 175
wr1251020
Предельно допустимые дозы облучения

По отношению к облучению население делится на 3 категории.
    Категория А   облучаемых лиц или персонал (профессиональные работники) — лица, которые постоянно или временно работают непосредственно с источниками ионизирующих излучений.
    Категория Б   облучаемых лиц или ограниченная часть населения — лица, которые не работают непосредственно с источниками ионизирующего излучения, но по условиям проживания или размещения рабочих мест могут подвергаться воздействию ионизирующих излучений.
   Категория В   облучаемых лиц или население — население страны, республики, края или области.
    Для категории А вводятся предельно допустимые дозы -наибольшие значения индивидуальной эквивалентной дозы за календарный год, при которой равномерное облучение в течение 50 лет не может вызвать в состоянии здоровья неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными методами. Для категории Б определяется предел дозы.
    Устанавливается три группы критических органов:
    1 группа — все тело, гонады и красный костный мозг.
    2 группа — мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, почки, селезенка, желудочно-кишечный тракт, легкие, хрусталики глаз и другие органы, за исключением тех, которые относятся к 1 и 3 группам.
    3 группа — кожный покров, костная ткань, кисти, предплечья, голени и стопы.
    Дозовые пределы облучения для разных категорий лиц даны в таблице 15.

Таблица 15.

Дозовые пределы внешнего и внутреннего облучения (бэр/год).

Категории лиц

Группы критических органов
123
Категория А, предельно допустимая доза (ПДД)51530
Категория Б, предел дозы(ПД)0. 51.53

    Помимо основных дозовых пределов для оценки влияния излучения используют производные нормативы и контрольные уровни. Нормативы рассчитаны с учетом непревышения дозовых пределов ПДД (предельно допустимая доза) и ПД (предел дозы). Расчет допустимого содержания радионуклида в организме проводят с учетом его радиотоксичности и непревышения ПДД в критическом органе. Контрольные уровни должны обеспечивать такие низкие уровни облучения, какие можно достичь при соблюдении основных дозовых пределов.
    Для категории А (персонала) установлены:
    —     предельно допустимое годовое поступление ПДП радионуклида через органы дыхания;
    —     допустимое содержание радионуклида в критическом органе ДСА;
    —     допустимая мощность дозы излучения ДМДА;
    —     допустимая плотность потока частиц ДППА;
    —     допустимая объемная активность (концентрация) радионуклида в воздухе рабочей зоны ДКА;
    —     допустимое загрязнение кожных покровов, спецодежды и рабочих поверхностей ДЗА .
    Для категории Б (ограниченной части населения) установлены:
    —    предел годового поступления ПГП радионуклида через органы дыхания или пищеварения;
    —     допустимая объемная активность (концентрация) радионуклида ДКБ в атмосферном воздухе и воде;
    —     допустимая мощность дозы ДМДБ;
    —     допустимая плотность потока частиц ДППБ;
    —     допустимое загрязнение кожных покровов, одежды и поверхностей ДЗБ .
    Численные значения допустимых уровней в полном объеме содержатся в
«Нормах радиационной безопасности».

Где и какие дозы мы можем получит? Примеры.

✚ Экспозиционная терапия. Нейропсихиатрическая клиника профессора Минутко

Экспозиционная терапия обычно начинается на втором этапе психотерапии навязчивых состояний (Riggs D., Foa E., 1993; Steketee G., 1993), уже после того как проведено первоначальное когнитивное реструктурирование (Beck J. , 1995; Salkovskis P., Kirk J., 1997).

Некоторые авторы психотерапевтические техники, которые можно отнести к экспозиционной терапии, например, такие как: «наводнения», «воображения», «тренинга в реальной жизни», обозначают словосочетанием «вскрывающая терапия» (Foa E. et. al., 2000).

В определенных вариантах «вскрывающей терапии», например, технике «наводнения», терапевтические сессии стартуют с представления самой опасной ситуации, в других случаях (систематическая десенсибилизация) экспозиция начинается с ситуаций и событий из средних пунктов иерархии.

Важно первоначально объяснить пациенту, на что направлена экспозиционная терапия, затем составить поэтапную программу лечения и вместе с пациентом приступить к «погружению» в «опасную ситуацию».

Домашние задания также представляют собой важную часть поведенческой терапии.

Перед проведением поведенческой терапии составляется список иерархии «опасных» ситуаций от наименее опасных — к наиболее, затем пациент обучается «терпеть» чувство тревоги и страха во время «погружения» в ситуацию, наблюдая как бы со стороны за своей тревогой и ощущая, как она ослабевает в своей выраженности без совершения ритуала (подавление тревоги).

Учитывая, что образ жизни семьи пациента с обсессивно-компульсивным расстройством может в значительной степени подстраиваться под его симптомы, в некоторых случаях, особенно касающихся детей и подростков, уместно оценить эти изменения в семье и привлечь партнера пациента или других членов семьи к совместной разработке плана лечения.

Отметим, что и в психотерапии посттравматического стрессового расстройства устранение навязчивых воспоминаний можно добиться с помощью техник воображения, где пациенты встречаются с травматическими следами памяти. Так, например, подробный до мелких деталей, на протяжении 45-60 минут рассказ о пережитой травме, причем в настоящем времени может способствовать более редкому возвращению тягостных воспоминаний.

Трудно переоценить правильно выбранную продолжительность экспозиции. Экспозиционная терапия в первую очередь ориентирована на длительную конфронтацию с теми стимулами, которые запускают навязчивости и сопровождающее их чувство тревоги. Длительная конфронтация намного результативнее, чем короткая и прерывистая (Rabavilas A., et. al., 1976). Результаты многих исследований свидетельствуют, что для снижения уровня тревоги и уменьшении потребности в ритуальных действиях, требуется непрерывная экспозиция продолжительностью около 90 минут, однако, при необходимости экспозиция может быть и более длительной, главное, чтобы больной почувствовал, что его напряженность и тревога пошла на убыль. Экспозиция может быть и более короткой, по нашему опыту — все равно не менее 40 минут, если пациент сообщает о заметном уменьшении тревоги, возникающей из-за обсессий.

В свою очередь, пролонгированная конфронтация, в конце концов, приводит к угасанию тревоги и навязчивых состояний, в результате, каждая последующая встреча с «опасным» стимулом, становиться менее угрожающей и легче переносимой.

Уменьшение выраженности тревоги в свою очередь приводит к ослаблению и все более редкому появлению реакций избегания, которые обычно поддерживают существование навязчивых состояний.

В ходе экспозиционной терапии следует блокировать тенденции пациента к уклонению и бегству от ситуаций, способных вызвать навязчивые состояния, проявления агрессивных действий направленных на самого себя или окружающих.

Принято считать, что экспозиционная терапия «в воображении» гораздо менее эффективна, чем «погружение» в реальной среде — in vivo.

Несмотря на то, что первые сеансы «погружения» пациент чаще всего проводит вместе с психотерапевтом, отметим, что наиболее важное значение имеет экспозиция, которая проводится больным самостоятельно в реальной среде (in vivo). В последнем случае тревога редуцируется значительно быстрее, чем когда экспозиция проходит в кабинете психотерапевта. Заметим, что нередко даже в процессе ознакомления с правилами экспозиционной терапии у пациента отмечается снижение уровня тревоги.

Экспозиционная терапия эффективна как при индивидуальной, так и при групповой терапии, однако, она имеет и противопоказания, в частности, не может быть рекомендована пациентам с низким порогом фрустрационной толерантности или тем больным, которые в текущий момент времени испытывают реальную опасность от внешнего окружения.

Каждая из этих форм психотерапии имеет свои преимущества и свои недостатки и хотя пациенты чаще всего предпочитают индивидуальную психотерапию, групповая может ускорить процесс выздоровления, за счет взаимного обучения участников группы навыкам преодоления стресса.

Особенно эффективная групповая экспозиционная терапия при социальных фобиях, с последующим после проведения экспозиции обсуждения поведения каждого из членов группы.

Важно, чтобы в момент появления навязчивых состояний пациент мог конструктивно и без задержки свободно выразить те эмоции, которые он пытается скрыть или трансформировать в ритуалы.

В процессе экспозиции он не должен фокусировать свое внимание на «страшных мыслях», констатации своего плохого самочувствия, болезненных ощущениях, думать об использовании каких-либо медикаментов, снимающих чувство тревоги.

Экспозиционная терапия

  1. Информирование пациента о содержании экспозиционной терапии, получение согласия пациента на экспозиционную терапию (пациент может прекратить экспозиционную терапию в любой момент времени)
  2. Построение иерархии ситуаций, в которых возможно появление навязчивых состояний (20 ситуаций составленных совместно пациентом и психотерапевтом в письменном виде, затем записанных на магнитофон)
  3. Выбор ситуации для первой экспозиции (обычно ситуация из «середины списка»), на основе следующих критериев: умеренная выраженность эмоционального состояния в ответ на экспозицию ситуации, способность пациента самостоятельно справиться со своим состоянием в течение достаточно продолжительного времени
  4. Выявление ключевых стимулов внешней среды, запускающих навязчивые состояния и ритуалы действия, а также стимулов, облегчающих действие ключевых.
  5. Пересмотр значимости стимулов, провоцирующих возникновение навязчивых состояний, предоставление сведений о вариантах их нейтрализации.
  6. Подстройка ситуации и терапевтической экспозиции к проблемным ситуациям, вызывающим негативные эмоциональные состояния
  7. Обучение пациента навыкам подробного описания своего эмоционального состояния, ощущений в момент предъявления экспозиционной ситуации в настоящем времени
  8. Достаточная глубина и длительность экспозиции. В среднем экспозиционная терапия продолжается 40-60 мин., по некоторым данным от 5 до 90 мин., но вообще, основным критерием прекращения экспозиции считается заметное снижение уровня тревоги (по крайней мере на 50% от первоначального уровня)
  9. «Слежение» («мониторинг тревоги») за эмоциональным состоянием пациента в момент экспозиции: фиксация «отвлекающих маневров»; контроль за достаточной продолжительностью экспозиции
  10. Дозирование интенсивности терапевтической экспозиции с помощью акцента на ключевых словах-стимулов, запускающих негативное эмоциональное состояние
  11. Определение оптимального темпа экспозиционной терапии
  12. Анализ поведения пациента в ситуации терапевтической экспозиции
  13.  Домашние задания, направленное на закрепление навыком полученных в ходе экспозиционной терапии. Экспозиция в домашних условиях первоначально 1-2 раза в день, в дальнейшем, на протяжении не менее 30 дней без пропуска даже одного дня.
  14. Тренинг уверенности в себе, тренинг навыков преодоления, причинно-следственные процедуры
  15. Обучение пациента навыкам осознанного, а не автоматического конструктивного выхода из потенциально опасной для него ситуации
  16. Проработка аналогичных ситуаций
  17. Повторение наиболее трудных экспозиций
  18. Подведение итогов экспозиционной терапии

В процессе экспозиционной терапии, погружаясь в ситуацию риска, пациент, нередко, пытаясь уйти от стресса, «выбирает» варианты мышления и поведения, которые могут быть прошлым или стать новым ритуалом.

Для того, чтобы «погружение» в ситуацию стало эффективным, он не должно прерываться ритуалами, последние при первом приближении должны сразу же пресекаться психотерапевтом.

Необходимо сначала распознать первые симптомы ритуалов, а затем отличить формирующиеся навыки преодоления тревоги, от вновь возникающих ритуалов.

Если пациент научиться спрашивать себя: напоминает ли то, что он делает новый ритуал, тогда он сможет понять какую стратегию поведения выбрать в том или ином случае. Обычно, правильная стратегия, направленная на преодолении стресса позволяет пациенту чувствовать себя комфортнее. Если он замечает, что формируется новый ритуал, то важно, чтобы при этом не произошло усиление тревоги.

Вообще при проведении экспозиционной терапии умению управлять эмоциональным состоянием и, в частности, контролировать уровень тревоги, придается большое значение.

Косвенным признаком усиления тревоги может быть склонность пациента задавать себе или окружающим одни и те же вопросы. Еще одним индикатором тревоги является стремление переложить ответственность на психотерапевта или кого-либо из близких родственников.

Врач должен разъяснить больному, что ему необходимо как можно чаще принимать решение самостоятельно, как бы это не было трудно и с его точки зрения опасно.

Больной должен быть заранее проинформирован психотерапевтом о возможных вариантах течения навязчивостей и ритуалов в процессе экспозиционной терапии, о высокой вероятности, возникновения временных эпизодов обострения навязчивостей, которые однако, будут менее выраженные, быстрее закончатся и, как правило, станут появляться все реже и реже.

Следует отметить опасность привыкания пациента к словам утешения, уверений, ободрений, звучащих со стороны родственников или врача, например, таких как: «все будет хорошо», поскольку подобные слова, также могут стать частью, нередко очень устойчивого ритуала.

В настоящее время остается спорным ответ на вопрос, что эффективнее для лечение навязчивостей: интенсивное погружение в ситуацию высокого риска или медленное в менее опасную? Хотя, большинство авторов рекомендует интенсивное погружение в ситуацию высокого риска, по крайней мере, при умеренной выраженности навязчивых состояний, сами пациенты, напротив, склонны к постепенному усилению стресса в процессе курса экспозиционной терапии. По большому счету, для каждого пациента необходимо определить свой темп предъявления экспозиций, причем каждая из них должна проводиться после согласия пациента и наличия устойчивой мотивации к данному методу психотерапии. По мнению E. Foa et M. Franklin (2008), предпочтительно добраться до наиболее проблемной ситуации в иерархическом списке в течение первой недели интенсивного вмешательства (ежедневные двухчасовые сессии в течение трех недель), чтобы иметь достаточно времени для повторения наиболее трудных экспозиций в оставшиеся две недели курса экспозиционной терапии.

Аналогично, неясно оптимальное количество терапевтических сессий и их частота проведения при навязчивостях.

Наш опыт свидетельствует о желательности более частых терапевтических сессий (3 раза в неделю), с общим количеством не менее 25-30. Идеальным вариантом следует считать ежедневные экспозиции на протяжении месячного курса терапии. Более редкие экспозиции возможны в тех случаях, когда пациенты хорошо мотивированы на психотерапию, регулярно выполняют домашние задания на экспозицию, а симптоматика обсессивно-компульсивного расстройства не резко выражена.

Терапевтическое вмешательство ограниченное экспозиционной терапии менее эффективно, чем комплексное психотерапевтическое воздействие, включающее в себя рекомендации, направленные на профилактику рецидива.

Отметим, что экспозиционная терапия под непосредственным руководством психотерапевта, особенно если она продолжается не менее двух часов, оказывается более результативной, чем самостоятельная экспозиция.

Специалисты по лечению навязчивостей подчеркивают, что экспозиционной терапии в идеале должна предшествовать фармакотерапия, которая ослабляя выраженность тревоги и депрессии, отчасти редуцирует и негативные эмоции, возникающие в процессе экспозиционной терапии. Также желательно после завершения основного курса терапии сохранять терапевтическую поддержку, выражая ее хотя бы в отдельных краткосрочных терапевтических сессиях. В конце концов, необходимо добиться полного контроля со стороны пациента навязчивых состояний, пусть проявляющих себя и в не резко выраженной форме.

Как написать изложение рассказа, которое быстро зацепит читателей

«Изложение рассказа» часто описывается как предыстория, необходимая часть, которую необходимо включить, чтобы читатели знали, когда, где и почему происходит действие вашего рассказа. Тем не менее, экспозиция в романе или рассказе — это еще и возможность соблазнить, развлечь, встревожить и удивить вашего читателя, выдвигая на первый план привлекательные темы и голоса. Читайте определение изложения в художественной литературе, а также примеры из фэнтези, исторической фантастики, спекулятивной фантастики и других жанров:

Изложение истории: Полезные определения

Что такое изложение истории?

Оксфордский справочник дает несколько полезных определений экспозиции в рассказе.

С одной стороны, экспозиция рассказа объясняет обстоятельства, вызвавшие основное действие рассказа. Экспозиция:

Первая фаза классической повествовательной структуры, представляющая обстоятельства, предшествующие действию повествования.

Экспозиция также указывает на жанр рассказа (и, следовательно, на тип ожидаемого рассказа).

Оксфордский справочник использует пример диалога о деле в криминальной драме:

В драме вид письма, в котором персонажи рассказывают о сюжете: например, в криминальных драмах это может иметь форму полицейского брифинга. где офицерам рассказывают о деле, которое они должны раскрыть.

Они уточняют, однако, важную деталь изложения рассказа: оно может читаться как недраматическое (или, другими словами, сухое): Например, рекомендуется избегать длинных или явных изложений.

Так как же сделать экспозицию рассказа, объясняющую ваш мир, ваших персонажей и начальный сценарий, не опасаясь, что она не будет привлекательной (будет «недраматичной»)? Во-первых, несколько слов о жанровой и сюжетной экспозиции:

Что насчет жанровой экспозиции?

Как показывает второе определение изложения выше (по его драматической функции), жанр , скорее всего, повлияет на то, что вы включите в изложение своей книги.

В фантастическом романе экспозиция может раскрыть историю происхождения или генезиса вашего волшебного мира (как в романе сэра Терри Пратчетта 9).0003 Плоский мир серии или Нарния К. С. Льюиса).

В любовных романах экспозиция может показать, что главный герой сбежал в тропическую идиллию, чтобы преодолеть катастрофические отношения (например, в качестве подготовки к их погружению в новые отношения).

Историческая литература часто раскрывает период или события, с которыми мы имеем дело, с помощью иллюстративной сцены или действия (например, брошюры с приказами об эвакуации, обрушившиеся на город во время Второй мировой войны в короткой вводной главе в Весь невидимый нам свет Энтони Дорра).

Если вам интересно, как подойти к изложению вашего жанра, возьмите любимый роман в том же жанре. Изучите первые главы и спросите:

  • Как автор представляет или объясняет место, время и основной сценарий?
  • Какие важные детали вводятся в первую очередь?
  • Какие детали предполагают контекст?

Например, памфлеты об эвакуации, сыплющиеся дождем, — это мощный образ, объясняющий надвигающийся конфликт в упомянутом выше романе Дёрра, получившем Пулитцеровскую премию.

Теперь давайте рассмотрим примеры изложения и 7 способов, которыми вы можете использовать его, чтобы привлечь внимание читателей:

7 способов написать хорошее изложение рассказа

  1. Разработать конкретный сценарий
  2. Установить яркое место и время
  3. Раскрыть интригующие детали персонажа
  4. Внедрение привлекательных голосов
  5. Создание точного тона и настроения
  6. Создание смелых подстрекательских инцидентов
  7. Введение важного конфликта

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1.

Создайте конкретный сценарий

Великолепное изложение истории часто знакомит нас с конкретным интригующим сценарием. Быстро мы получаем представление об начальном, «кто, что, почему, где и когда» истории.

В первом абзаце книги «Сто лет одиночества » Габриэль Гарсиа Маркес вскользь упоминает главного героя, которому «много лет спустя» грозит казнь.

Это полезное напоминание о том, что уникальный сценарий, который вы представляете в начале своей книги, не обязательно должен быть из настоящего вашего персонажа. Вы можете вернуться к важному воспоминанию или подразнить будущее сюжетное событие (если рассказчик всезнающий или не вовлеченный, то есть, и, таким образом, знает, что произойдет в будущем).

Какой бы момент в жизни персонажа вы ни выбрали для начала своего рассказа, экспозиция в повествовании (или диалоге) имеет схожие функции:

  • Представление интересного сценария (что произошло, происходит или произойдет)
  • Представление убедительных персонажей и/или настройки, связанные с этим интересным сценарием

Пример: дразнящий сценарий в

Anil’s Ghost

Michael Ondaatje’s Anil’s Ghost следует за титулованным Анилом, судебным антропологом, посланным правозащитной группой для расследования политических убийств в Шри-Ланке.

Ондатже быстро представляет сценарий в пояснительном повествовании, которое дразнит прибытие группы криминалистов на место:

Когда группа прибыла на место в 5:30 утра, один или два члена семьи ждали их. И они будут присутствовать весь день, пока Анил и другие работают, никогда не уезжая; они записывали друг друга так, чтобы кто-то всегда оставался, словно для того, чтобы улики не были потеряны снова. Бдение по мертвым, по этим полуобнаженным формам.

Майкл Ондатже, Призрак Анила (2000), с. 5.

В простом коротком абзаце экспозиция Ондатже показывает нам:

  • Подробности о жизни судебного антрополога (ранний подъем и долгие часы работы)
  • Имя ключевого персонажа (Анил) и ее участие в сценарий
  • Характер действия (что команда, чья работа и ее цель на данном этапе истории загадочны, ищет доказательства)
  • Выявление визуальных деталей: описание мертвых как «наполовину раскрытых форм» предполагает жуткие виды археологических раскопок

Какое начальное действие может указывать на конкретный сценарий, происходящий в вашей истории ?

2.

Настройка яркого места и времени

Сюжетная экспозиция имеет множество функций. Помимо объяснения обстоятельств, где это необходимо, он также устанавливает место и время.

Если вашему читателю нужно знать, например, что ваша история разворачивается в досовременной Англии, как вы можете творчески раскрыть или объяснить эти особенности?

Вы могли бы написать: «Наша история начинается в ранней Англии» (хотя это довольно поверхностно или буквально). Посмотрите, как Кадзуо Исигуро создает ощущение фольклорной ранней эпохи в Погребенный великан :

Пример: экспозиция места и времени в

Погребенный великан

Роман Исигуро описывает раннюю Англию после римского вторжения. Пожилые муж и жена Аксель и Беатрис отправляются на поиски своего давно потерянного сына. Он начинает с описания того, чем Англия Акселя и Беатрис отличается от современной Англии:

Вы бы долго искали извилистую улочку или тихий луг, которыми позже прославилась Англия. Вместо этого были мили пустынной, невозделанной земли; то здесь, то там грубо вытесанные тропы по скалистым холмам или унылой вересковой пустоши. К тому времени большинство дорог, оставленных римлянами, были разрушены или заросли, часто переходя в пустыню.

Кадзуо Исигуро, Погребенный великан (2015), с. 3

Исигуро приводит конкретные примеры того, чем этот более суровый и дикий ландшафт отличается от современного мира. Его сосредоточенность на элементах опасности и борьбы задает хороший тон неуверенности в предстоящем путешествии Акселя и Беатрис:

Даже на сильном коне в хорошую погоду можно было ехать целыми днями, не замечая ни замка, ни монастыря, вырисовывающегося из зелени. В большинстве случаев вы бы находили общины, подобные той, которую я только что описал, и если бы у вас не было с собой подарков в виде еды или одежды, или если бы вы не были хорошо вооружены, вы не были бы уверены в том, что вас примут.

Исигуро, Погребенный великан , с. 4

Эти детали создают ощущение дикого, неумолимого пейзажа, из-за которого любое путешествие покажется либо смелым, либо безрассудным решением. Они обеспечивают полезный контекст для понимания природы жизни в мире природы в досовременные времена, когда природа хранила гораздо больше неизвестных и загадок для среднего человека.

3. Раскройте интригующие детали персонажей

Сюжетная экспозиция быстро предоставит ключевую информацию о персонажах как современных романов, так и классических произведений.

На первых страницах книги Чарльза Диккенса « Дэвид Копперфильд » мы быстро узнаем об обстоятельствах рождения Дэвида (что его отец умер за шесть месяцев до его рождения).

Ник Хорнби начинает свой роман « Slam » о шестнадцатилетнем скейтбордистке, где главный герой перечисляет «хорошие вещи», произошедшие за последние шесть месяцев, например, «Мама избавилась от Стива, своего парня-мусора».

Представление любопытных, интригующих подробностей о персонажах в начале — это один из способов начать объяснять свой мир, показывая, а не рассказывая.

Пример: Экспозиция постапокалиптических персонажей в

Орикс и Корыш

Маргарет Этвуд начинает свой спекулятивный фантастический роман Орикс и Корыш (2003) таким образом:

Снеговик просыпается перед рассветом. Он лежит неподвижно, прислушиваясь к приближающемуся приливу, волна за волной плещется о различные баррикады, желание-мыть, желание-мыть, ритм сердцебиения. Ему так хочется верить, что он все еще спит.

Маргарет Этвуд, Орикс и Крейк (2003), с. 3.

Есть несколько причин, почему эта экспозиция хорошо ориентирована на персонажей:

  • Нам говорят имя ключевого персонажа, и это интригует: «Снеговик» — нетипичное человеческое имя. Поскольку идентичность и память позже оказываются ключевыми темами, имеет смысл, что Этвуд представляет своего персонажа своим принятым «постчеловеческим» именем
  • . Мы узнаем кое-что об эмоциональной жизни персонажа: Почему Снеговику «так хочется верить, что он все еще спит»? Мы предполагаем, что что-то вызывает у него неудовольствие или несчастье
  • Есть дразнящая информация о сеттинге: Почему там баррикады?

В одном абзаце экспозиция Этвуда поднимает вопросы об именах, причинах, лежащих в основе эмоций персонажей, и их окружении. Это хороший, но не экстравагантно «эффектный» крючок.

Получайте отзывы о своей истории

Присоединяйтесь к Novel, чтобы обмениваться критикой с авторами-единомышленниками и получать еженедельные профессиональные критические отзывы при повышении уровня подписки.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

4. Внедрение привлекательных голосов

Эффективное изложение истории часто знакомит нас с интересными, яркими голосами.

Одна из причин, по которой «Над пропастью во ржи» часто составляет списки книг, которые вы должны прочитать, заключается в том, что голос Холдена Колфилда настолько правдоподобен. Мы можем ощутить утомленный миром и цинизм Холдена в повествовании, открывающем историю:

Если вы действительно хотите об этом услышать, первое, что вы, вероятно, захотите узнать, это где я родился и что у меня было паршивое детство, и как мои родители были заняты, и все это до того, как у них появился я, и все это дерьмо Дэвида Копперфилда, но мне не хочется вдаваться в это…

Дж. Д. Сэлинджер, Над пропастью во ржи (1951), с. 3

Тот факт, что Холден «отказывает» нам в том, что изложение рассказа в стиле Дэвида Копперфильда говорит нам о его замкнутом, разочарованном подростковом мировоззрении.

Экспозиция персонажа строится в постепенном сборе деталей: Что ваши персонажи любят, ненавидят, желают, боятся, о чем любят говорить, обмолвятся, отказываются говорить. Можно сказать, что во многих величайших историях экспозиция персонажей никогда не заканчивается. Мы продолжаем узнавать персонажа лучше.

Пример: Отношение и мировоззрение в

Маленькая жизнь

Ханья Янагихара Маленькая жизнь полна интригующих персонажей, чьи характеры и взгляды прекрасно прорисованы.

Здесь, например, мы узнаем о персонаже JB (художник, работающий в приемной художественного журнала SoHo в надежде, что он получит репортаж): работу, и то, что он вообще должен работать, и то, что никому еще не пришло в голову признать его особую гениальность. Он не был хорошим регистратором. Хотя телефоны звонили более или менее постоянно, он редко брал трубку; когда кто-либо из них хотел до него дозвониться (связь сотового телефона в здании была непостоянной), они должны были следовать специальному коду: дважды позвонить, повесить трубку и снова позвонить.

Ханья Янагихара, Маленькая жизнь (2015), с. 7.

В кратком изложении Янагихарой ​​амбиций и желаний JB мы быстро начинаем понимать, кто такой JB, и какие шаги он предпринял для достижения своей цели.

5. Вызвать определенный тон и настроение

Одной из ключевых целей экспозиции в рассказе является установление ожиданий. Чего читатель ожидает от тона и настроения первой страницы вашего рассказа?

Если тон сухо-сатирический, например (как у Терри Пратчетта в Плоский мир книги), ваш читатель будет ожидать комедии.

Более темный тон и настроение также создадут более готический или зловещий тон.

См. , например, напряженный тон и настроение, которые Филип Пуллман создает в начале первой книги трилогии «Темные начала ». Это задает хороший тон для следующего инцидента с отравлением:

Пример: Напряженный пояснительный тон в

Золотой компас

Лира остановилась возле кресла Мастера и легонько щелкнула пальцем по самому большому стакану. Звук отчетливо разносился по залу.
— Ты не принимаешь это всерьез, — прошептал ее деймон. «Веди себя хорошо.»
Ее деймона звали Пантелеймон, и в настоящее время он был в форме мотылька, темно-коричневого, чтобы не появляться в темноте Зала.
«Они слишком шумят на кухне, чтобы их было слышно», — прошептала Лира в ответ. — А стюард не появляется до первого звонка. Прекрати суетиться».

Филип Пуллман, Золотой компас (1995), с. 2.

6. Создавайте смелые провоцирующие инциденты

Инициирующий инцидент в истории (как мы обсуждали здесь) запускает действие.

Ваше провоцирующее происшествие — отличная возможность не только начать действие, но и раскрыть детали своего мира и тем самым объяснить его читателю.

Вышеприведенный пример из трилогии Его темные начала , например, является эффективным провоцирующим инцидентом, потому что он оставляет нас с острыми вопросами о мотивации и личности персонажа. Например:

  • Почему Лира крадется?
  • Что такое «демон»? (Очевидно, это какой-то компаньон-оборотень)

Когда Лира прерывается в своем крадущемся и прячется, подслушивая, мы быстро узнаем, что эта фигура «Хозяин» замышляет отравление. Это классическая мрачная фэнтезийная постановка персонажа, которого застали там, где его быть не должно.

Хорошее изложение истории часто знакомит с целями и мотивами персонажей. Возьмем, к примеру, охоту Эйдзи Мияке за своим отчужденным отцом в Токио в начале романа Дэвида Митчелла «9».0003 number9dream:

Пример: Четкие цели в изложении

number9dream

Дело простое. Я знаю твое имя, а ты когда-то знал мое: Эйдзи Мияке. Да, , Эйдзи Мияке. Мы оба занятые люди, госпожа Като, так почему бы не прекратить светскую беседу? Я в Токио, чтобы найти своего отца.

Дэвид Митчелл, number9dream (2001), с. 2

7. Расскажите о важном конфликте

Экспозиция в рассказе объясняет не только «почему» вашего мира или жизни ваших персонажей, но также дает представление о том, «куда идти дальше».

Открытие Золотой компас , например, создает непосредственное ощущение опасности при описании мира, в котором люди, занимающие влиятельные должности, замышляют и отравляют.

Конфликт в экспозиции рассказа может быть явным или подразумеваемым (как это – по крайней мере изначально – в Fugitive Pieces Энн Майклз ):

Пример: Подразумеваемая опасность/конфликт в

Fugitive Pieces

4 Anne Michaels

В изложении рассказа вы можете написать: «У семьи Якоба Бира есть убежище для детей на случай прибытия гитлеровской армии». 0005

Моя сестра давно переросла тайник. Белле было пятнадцать, и даже я признал, что она красива, с густыми бровями и великолепными волосами, похожими на черный сироп, густыми и роскошными, с мышцами на спине. «Произведение искусства», — сказала наша мать, расчесывая ее, пока Белла сидела в кресле. Я был еще достаточно мал, чтобы исчезнуть за обоями в шкафу, засунув голову набок между удушающей штукатуркой и балками, царапая ресницы.

Энн Майклс, Fugitive Pieces (1997), с. 6

Ссылка на тайники может легко быть ссылкой ребенка на обычные игры в прятки. Только когда семья Джейкоба подвергается нападению и погибает на следующих страницах, читатель понимает, что это убежище служит более темной цели.

Его мимолетное упоминание, таким образом, предвещает конфликт, а также информирует читателя о том, как Джейкоб смог сбежать.

Переплетение любовного описания семьи Якоба и описания тайника только делает последующую трагедию более душераздирающей. Это хорошо иллюстрирует как лучшая экспозиция часто служит нескольким целям информирования и объяснения одновременно.

Хотите начать роман с сильной центральной идеей и планом завершения? Присоединяйтесь к Now Novel и проводите мозговой штурм своих лучших идей.

Экспозиция Синонимы: 64 синонимы и антонимы для экспозиции

См. Определение Exposition на Dictionary.com

  • Существительное Письменное описание
  • NOUN FAUR
  • .0044

synonyms for exposition

  • account
  • analysis
  • annotation
  • article
  • comment
  • commentary
  • composition
  • construal
  • construction
  • critique
  • delineation
  • details
  • discourse
  • обсуждение
  • исследование
  • диссертация
  • редакция
  • разъяснение
  • enucleation
  • enunciation
  • essay
  • exegesis
  • explanation
  • explication
  • expounding
  • history
  • illustration
  • interpretation
  • monograph
  • paper
  • piece
  • presentation
  • report
  • review
  • изложение
  • рассказ
  • этюд
  • сказка
  • текст
  • тема
  • thesis
  • tract
  • treatise
  • exposé
  • position paper
  • tractate

See also synonyms for: expositional

  • bazaar
  • circus
  • demonstration
  • display
  • exhibition
  • expo
  • marketplace
  • витрина
  • театрализованное представление
  • презентация
  • производство
  • шоу
  • показ
  • Округ Ярмарка

Антонимы для экспозиции

Наиболее актуальные

  • Тихий
  • Silence
  • СКАЗАНИЯ
  • HIDICE

ROGET AIER 21 -й.

ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ экспозицию

Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.

Символы: 0/140

ВИКТОРИНА

Попробуйте эту потрясающую викторину «Синоним дня»!

НАЧАТЬ ВИКТОРИНУ

Как использовать экспозицию в предложении

Брифинг по внешней политике Сегодняшний WorldView и набор политических бюллетеней под брендом 202 содержат больше анализа и разъяснений от их авторов.

THE WASHINGTON POST ТРЕБУЕТ ТРИ МИНУТЫ УТРА, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ (ИЛИ ПРОСЛУШАТЬ) СВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ САРА ГУАЛЬОН, 8 СЕНТЯБРЯ 2021, DIGIDAY

Проблема не столько в постоянном изложении Олда, сколько в бесконечных, неуклюжих чрезмерных объяснениях.

902:38 М. НАЙТ ШЬЯМАЛАН ВОЗВРАЩАЕТСЯ СО СТАРЫМ, ПЛАВНЫМ, НО ПРИЗРАЧНЫМ ТРИЛЛЕРОМ ОБ АГИНГАЛИССЕ УИЛКИНСОН 23 ИЮЛЯ 2021VOX

Согласно профилю Томпсона в журнале Rolling Stone, создатели фильма определили момент, отвлекающий от экспозиции сцены.

КАК БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ ЛОКИ СООТВЕТСТВУЕТ ИСТОРИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛГБТК+ В MCUELIANA DOCKTERMANE 23 ИЮНЯ 2021ВРЕМЯ

Мой фаворит занимает это низкое место в первой игре главным образом потому, что она страдает от необходимости быть выставочной машиной для целых двух рас — кварианцев и кварианцев. гет.

КАЖДЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛЕНИЯ MASS EFFECT, РЕЙТИНГ С ПОВЕСТИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЖХААН ЭЛКЕР 4 ИЮНЯ 2021WASHINGTON POST

Тали, которая теперь не привязана к выставочной работе, получает лучшую миссию лояльности в игре.

КАЖДЫЙ СОСТАВ MASS EFFECT SQUADAM, РЕЙТИНГ С ПОВЕСТИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЖААН ЭЛКЕР 4 ИЮНЯ 2021WASHINGTON POST

«Шансон», представленный на Парижской выставке 1900 года, демонстрирует нечто того же качества.

ЖЕНЩИНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ С СЕДЬМОГО ВЕКА ДО Н.Э. К ДВАДЦАТОМУ ВЕКУ н. э. Клара Эрскин Клемент

Чтобы направить свой разум в русло печатного изложения, он использует силу внимания Справочника.

ASSIMILATIVE MEMORYMARCUS LARROWE (AKA PROF. A. LOISETTE)

Martin Falleix получил бревет за изобретение и золотую медаль на выставке 1824 года. ФРАНУА КРИСТОФ

После описания в порядке сложности идут изложение и аргументация.

АНГЛИЙСКИЙ: СОСТАВ И ЛИТЕРАТУРА. Ф. (УИЛЬЯМ ФРАНКЛИН) ВЕБСТЕР

Выражением таких мыслей было бы изложение, хотя оно могло бы содержать ряд историй и описаний.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: СОСТАВ И ЛИТЕРАТУРА. Ф. (Уильям Франклин) Вебстер

Слова, связанные с экспозицией

  • PR
  • Объявление
  • Объявление
  • Ballyhoo
  • BILLING
  • BLASTING
  • 999959
  • 9999959
  • .broadcasting
  • buildup
  • displaying
  • exhibiting
  • exhibition
  • exposition
  • hard sell
  • hoopla
  • hype
  • pitch
  • plug
  • posting
  • proclamation
  • promo
  • promoting
  • promotion
  • publicity
  • слойка
  • скример
  • спред
  • пиропатрон
  • реклама
  • advice
  • briefing
  • broadcast
  • broadcasting
  • bulletin
  • communication
  • communiqué
  • disclosure
  • dissemination
  • divulgence
  • edict
  • exposing
  • exposition
  • expression
  • intimation
  • message
  • повествование
  • новости
  • уведомление
  • уведомление
  • предсказание
  • promulgation
  • publication
  • publishing
  • recitation
  • release
  • report
  • reporting
  • revelation
  • statement
  • advertisements
  • advices
  • briefings
  • broadcasting
  • broadcasts
  • bulletins
  • communications
  • коммюнике
  • раскрытие информации
  • распространение
  • divulgences
  • edicts
  • exposings
  • expositions
  • expressions
  • intimations
  • messages
  • narrations
  • news
  • notices
  • notifications
  • predictions
  • promulgation
  • publications
  • publishing
  • recitations
  • releases
  • отчеты
  • отчеты
  • разоблачения
  • заявления
  • beat
  • blurb
  • column
  • commentary
  • composition
  • discourse
  • editorial
  • essay
  • exposition
  • feature
  • item
  • paper
  • piece
  • scoop
  • spread
  • story
  • тема
  • думаю кусок
  • трактат
  • рецензия
  • обмен
  • экспозиция
  • fete
  • market
  • marketplace
  • mart
  • argument
  • burden
  • core
  • discourse
  • dissertation
  • evidence
  • exposition
  • gist
  • heart
  • material
  • meat
  • pith
  • смысл
  • содержание
  • текст
  • тезис
  • трактат

Тезаурус 21 века Роже, третье издание Copyright © 2013, Philip Lief Group.

Экспозиционная: Экспозиционная доза излучения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх