Алекситимия: что это, признаки и причины
Примерно 10% населения не могут отличить страх от чувства голода и иногда ведут себя как бесчувственные роботы. Разбираемся, как живут люди с алекситимией и чем им можно помочь
Содержание
- Что это такое
- Признаки
- Причины
- Как влияет на жизнь
- Как общаться с людьми с алекситимией
- Как справиться
Что такое алекситимия
Алекситимия (от греч. а-lexis-thymos то есть «нет слов для чувств») — это неспособность выражать свои переживания и распознавать чужие. Иногда ее называют эмоциональной глухотой или бесчувственностью.
Человек с алекситимией — иногда его называют алекситимиком, плохо распознает свои эмоции. Часто ему сложно отделить их от телесного ощущения, например тревогу от чувства голода. Он испытывает трудности с описанием своих чувств словами, не умеет рассказывать о них другим людям. Воображение человека с алекситимией ограниченно — он плохо представляет себе абстрактные вещи и с трудом фантазирует. Другие люди могут находить его поведение безэмоциональным и странным.
Психолог и основательница онлайн-школы «Психодемия» Мария Данина:
«Люди с алекситимией интеллектуально сохранны, но понимать собственные чувства им трудно — они словно потеряли к ним доступ. Их эмоциональный мир оказался запертым на замок, и смотреть на него приходится как бы через замочную скважину: что-то видно, но плохо, и непонятно, что именно происходит по ту сторону. Для таких людей решить простые и доступные большинству людей задачи очень трудно, а иногда и невозможно».
Есть данные, что алекситимия встречается у одного из десяти человек [1]. С точки зрения медицины она не является болезнью или психическим заболеванием. В психологии алекситимия рассматривается как личностная характеристика, а не расстройство [2]. Но некоторые психосоматические или психические проблемы часто сопровождаются алекситимией [3].
Признаки алекситимии
В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5) описаны критерии, по которым можно диагностировать психические заболевания. Алекситимии там нет — это не болезнь, а симптом, одно из проявлений какого-то расстройства. Так же как высокая температура — не болезнь сама по себе, а только симптом какого-то заболевания.
Единого утвержденного теста на алекситимию не существует. Психотерапевт или клинический психолог распознает алекситимию, опираясь на ответы пациента.
Большинство психологов и психотерапевтов ориентируются на Торонтскую шкалу алекситимии (Toronto Alexithymia Scale). В форме теста нужно оценить 25 утверждений по пятибалльной шкале [4]. В России ее адаптировали научные институты в 2000-х годах [5].
По Торонтской шкале человек оценивается по таким критериям [6]:
- Умеет ли он распознавать свои эмоции. Люди с алекситимией часто не могут понять, что именно они чувствуют — например, не отличают волнение от радости.
- Может ли он отделить какое-то чувство от телесного ощущения. Человек с алекситимией может путать чувство голода с эмоцией.
- Хорошо ли тестируемый умеет описывать то, что чувствует.
Человеку с алекситимией не хватает слов, чтобы описать свои и чужие чувства, он в целом мало использует эмоционально окрашенные слова.
- Часто ли он мечтает, фантазирует. Люди с алекситимией обычно относят себя к прагматикам, воображение у них ограниченно.
- Насколько человек склонен к наглядно-действенному мышлению. Люди с алекситимией предпочитают сразу действовать, а не мечтать и говорить.
Психолог сервиса «Грань» Анастасия Власенко объясняет, что люди с алекситимией могут не чувствовать счастья, удовольствия, радости, но хорошо ощущают боль, злость или страх. Возможно, после какой-то психологической травмы они сделали выбор в пользу того, чтобы не чувствовать отрицательных эмоций. Но оказалось, что негативные переживания никуда не пропали, а вот радость и удовольствие от жизни исчезли. Еще один типичный пример — человек с алекситимией живет очень ровно и скучно, без перепадов эмоций. Часто такие люди не понимают, чего они хотят, какие у них желания, а про мечты вообще не упоминают.
О типичном проявлении алекситимии рассказывает психиатр и психотерапевт Михаил Валуйский: «Девушка в отношениях может жаловаться на своего молодого человека — он эмоционально холоден, отстранен, и она не понимает, живет ли она с человеком или роботом. Ее молодой человек с алекситимией при этом искренне недоумевает, что ей не нравится. Он работает, заботится о ней, не изменяет. И при этом не догадывается, что в их отношениях отсутствует важная составляющая — проявление нежности, внимания, заботы, чувство принятия и любви».
Причины алекситимии
Что именно вызывает алекситимию, достоверно неизвестно. Возможно, она может быть врожденной, то есть связанной с какими-ти генетическими нарушениями или проблемами в структурах головного мозга [7]. Приобретенная алекситимия может проявляться под влиянием окружения или, например, из-за психологических травм.
По мнению Михаила Валуйского, у алекситимии две основные причины.
- Примерно в 90% случаев в семье человека с алекситимией в детстве был запрет на эмоции — нельзя было показывать свое огорчение или радость.
Все должно было быть строго, обоснованно, правильно, логично. Таких семей довольно много, и в них могут вырасти дети, которые все чувствуют, но не знает, что это за эмоции. Им никто не никто не объяснял, что такое любовь, нежность, злость, счастье. Чаще всего ребенок из такой семьи может хорошо описать эмоции стыда и вины, потому что все детство его стыдили и обвиняли. А вот со злостью или с положительными эмоциями будут проблемы. Кроме запрета на проявление эмоций, бывает и запрет на требование чувств от родителей. «Отстань от меня», «отцепись от меня» — так говорят в эмоционально холодных семьях. И ребенок страдает не от того, что не чувствует эмоций, а от того, что не понимает других. Другие люди, в отличие от его родителей, выражают свои чувства, но он не может их распознать и адекватно отреагировать.
- В оставшихся 10% случаев алекситимия — это один из симптомов тяжелого психического расстройства, например шизофрении. У человека может быть апатия, он не испытывает никаких эмоций, и ему вполне комфортно.
Бывает алекситимия и при тяжелой депрессии. Болезненное психическое бесчувствие (anaesthesia psychica dolorosa) также соотносится с понятием алекситимии. В таком состоянии человек не испытывает никаких эмоций и очень мучается из-за этого. Например, страдающая тяжелой депрессией мать не чувствует любви к своим детям и корит себя за это. Но в подобных случаях алекситимия сопровождается и другими симптомами.
Как алекситимия влияет на жизнь
Главная героиня шведского сериала «Мост», детектив Сага Норен, возможно, страдает алекситимией. Она мало говорит о своих чувствах, не замечает реакций окружающих на ее поведение и из-за этого попадает в неловкие ситуации. (Фото: Youtube)
Алекситимия в жизни может проявляться в разной степени: от легкой до тяжелой, осложненной сопутствующими психическими расстройствами, объясняет психолог Мария Данина. Человек с алекситимией может быть как хорошо социально адаптирован — иметь работу, отношения, друзей, так и оказаться в очень тяжелом состоянии, когда даже базовые социальные ситуации представляют трудности.
В дружеских и семейных отношениях человек с алекситимией иногда кажется холодным и отстраненным. Ему сложно объяснить другим, как он чувствует себя в отношениях, продемонстрировать свое отношение к кому-то. Возможны и спонтанные агрессивные вспышки. Это негативно сказывается на отношениях с другими, возникают конфликтные ситуации, непонимание, обиды.
Как правило, такие люди редко обращаются к психологу с проблемой эмоциональной холодности. Чаще всего они жалуются на депрессию, выгорание, потерю интереса к жизни. Например, человек с алекситимией не понимает, как он чувствует себя на работе, поэтому игнорирует ситуации, доставляющие дискомфорт, пропускает признаки утомления и неудовлетворенности. В итоге ни коллеги, ни руководство не знают о его выгорании, а он чувствует себя плохо «неизвестно почему».
Также у людей с алекситимией могут быть не только проблемы в отношениях с другими, но и с пониманием самих себя. Они не знают, чего хотят от себя и от жизни, ощущают себя пассивными наблюдателями происходящего и, как им кажется, тратят время впустую.
Как общаться с людьми с алекситимией
Как можно помочь человеку с алекситимией, объясняет психотерапевт Филипп Татаренко:
- Не спешите с диагнозом. Даже если вы правы, и близкий действительно страдает алекситимией, не высказывайте это ему в лицо в категоричной форме. Обычно людям неприятно слышать какие-то определения, характеризующие их психику. Вполне вероятно, что на консультации у специалиста тот же диагноз не вызовет негатива.
- Подумайте, как алекситимия повлияет на ваши отношения. Если вы заметили в близком человеке признаки алекситимии, определитесь, как вы будете себя с ним вести. Например, если у вас возникает раздражение на его эмоциональную холодность и отстраненность, напомните себе, что близкий не сам выбрал себе эту проблему, отнеситесь к нему с терпением и пониманием.
- Помогите понять, какие чувства испытывает человек с алекситимией. Помочь можно, называя чувства, которые он испытывает.
В некоторых случаях единственное, чем можно помочь близкому человеку — посоветовать ему обратиться за профессиональной помощью.
Как справиться с алекситимией
Лекарства от алекситимии не существует. Развить в себе умение распознавать эмоции поможет работа с психотерапевтом. Психолог Lahta Clinic Анастасия Жданова рассказывает о некоторых методиках, которые можно практиковать самостоятельно.
- Если трудно распознавать эмоции, можно поискать в интернете фотографии разных эмоциональных реакций с описанием. Сравнивая фотографии, обращайте внимание на выражение лица: положение глаз, рта, характерные морщинки.
Это упражнение поможет понять, как переживания других людей отражаются на их лице, в чем отличие одной эмоции от другой на уровне мимики.
Есть также специальные тесты на распознавание эмоций по лицу и книги по психологии эмоций. (Фото: из книги Пола Экмана «Психология эмоций», www.paulekman.com)
- Для осознания всего спектра эмоций можно изучить колесо эмоций Роберта Плутчика (Robert Plutchik). Оно наглядно показывает, насколько широка палитра чувств. С его помощью можно изучить взаимосвязи между эмоциями, степень их интенсивности и понять, откуда берутся сложные эмоциональные состояния.
Психолог Роберт Плутчик в своем колесе эмоций обозначил и связал вместе разные виды переживаний. Восемь базовых эмоций (во втором круге) он обозначил разными цветами. Самые интенсивные эмоции — в центре. Комбинации эмоций-лепестков образуют вторичные эмоции.
- При появлении эмоций, которые вы хорошо знаете, стоит обращать внимание на свои телесные ощущения. Что происходит с телом, когда вы их испытываете? Это может быть напряжение в ногах или руках, ком в горле, тяжесть в плечах или груди. Или наоборот — тепло и легкость. Таким образом можно тренировать распознавание эмоций и научиться отделять чувства от телесных ощущений.
- Могут помочь и практики по осознанию себя в настоящем моменте. Беря в руки чашку кофе, обращайте внимание на детали: фактуру поверхности (гладкая или шершавая), температуру (холодная, теплая или обжигающая), вес, удобство положения в руке. Делая глоток, отмечайте вкус, температуру, запах — все, что сможете заметить. Такое упражнение легко распространить на повседневные ситуации, например, прогулку по парку или уборку дома.
Чтобы научиться осознавать свои эмоции, можно представить их в виде энергии, которая, возникнув, не исчезает в никуда. Филипп Татаренко объясняет, что психология знает три способа разрядки такой энергии: в тело, в действия или в слова. Последний способ — наиболее здоровый для принятия своих эмоций. Если разрядки эмоций не произойдет, человек либо заболеет, либо поведет себя непредсказуемо — например, разозлится или расплачется на пустом месте. Поэтому для человека, не умеющего распознавать свои чувства, полезны методики выражения эмоций через слова. Помимо работы с психотерапевтом, это, например, может быть ведение «журнала эмоций». В нем отмечаются события, триггеры — факторы, провоцирующие эмоцию, и тип реакции на них. Записи нужно вести регулярно.
Человеку с алекситимией важно отслеживать и называть словами свои позитивные и негативные чувства, признавая значимость и тех и других. Вопреки тому, что ему, возможно, говорили в детстве, негативные чувства — злость, грусть, страх, не являются плохими, испытывать их так же нормально, как и позитивные.
Создание настроения и эмоции в фуд фотографии
Все изображения Шанта Кираза (Shant Kiraz). Используются с разрешения.
Шант Кираз – портретный и репортажный фотограф из Лос-Анджелеса. Профессиональной фотографией он занялся в после того, как к нему обратился Загат (Zagat). Да, к нему обратился Загат. Какое-то время, до 2014 г., он был ведущим фотографом ресторанного гида Загат. С тех пор он снимал для Eater.com, Micro Matic, ресторанного гида Загат, Amazon Inc., LA Canvas, Porter & Sail, San Diego Magazine, Darling Magazine, 24 Hour Fitness, Pasadena Magazine, The Irish Times и т.д.
Шант считает, что от обычного Джо на Instagram его отличает способность создать настроение в фотографии.
Phoblographer: Расскажите нам о том, как вы попали в фотографию.
Шант: В фотографии меня привлекла возможность создания выразительных изображений без необходимости в большой команде. Роль «одинокого волка» была для меня привлекательна, так как я был в состоянии выполнить весь проект от А до Я…
Phoblographer: Что заставило вас заняться в фуд фотографией?
Шант: На самом деле, я, по сути, попал туда случайно, когда Загат обратился ко мне с предложением стать их ведущим фотографом для их публикаций о еде и интерьерах. В итоге, весь процесс мне понравился, и я преуспел в решении задачи привнесения своего личного вкуса в фотографию еды, прошу прощения за каламбур.
Phoblographer: Где вы обычно черпаете ваше вдохновение для фуд фотографии? На многих ваших изображениях, как нам кажется, можно найти много белого и определенное расположение цветов.
Шант: Когда я фотографирую еду, для меня главное – рассказать историю. Я делаю все возможное, чтобы перенести зрителя к столу. Каждое блюдо уникально и имеет свой подтекст, который необходимо передать. Я стараюсь настроиться на эту волну при организации расположения предметов и стиля всей сцены. К примеру, когда я буду фотографировать нежные суши, обстановка будет более проникнутой духом Дзен, по сравнению с фото тарелки барбекю с Юга США. Я стараюсь смотреть на еду, как на отправную точку путешествия, а не пункт назначения.
Phoblographer: Насколько важно, по вашему мнению, эффективное использование цветов в фуд фотографии?
Шант: Я использую цвет, чтобы подчеркнуть самое главное в фотографии. В одной сцене яркая бутылка шрирачи даже на заднем плане будет мешать. В другом случае, я могу перенести ее поближе к блюду (или даже добавить несколько капель на тарелку), чтобы создать определенное повествование.
Phoblographer: Что, помимо того, что оно вызывает у кого-то аппетит, по вашему мнению, делает фото еды отличным?
Шант: В самом начале я был сосредоточен на том, чтобы еда выглядела супер вкусно, но, со временем, реквизит, еду окружающий, стал мне интересней только самой еды. Реквизит может зарядить снимок совершенно новым смыслом. И я понял, что в фотографии еды стол важней, чем сама еда. Самое важное – перенести зрителя в атмосферу приема пищи.
Phoblographer: Многие ваши фотографии выглядят почти как портреты пищи в естественной среде. Расскажите нам об этом. Вы делайте это намеренно?
Шант: Мне интересно разместить зрителя за столом. Поэтому я часто фотографирую еду от первого лица, с руками в кадре. Если сцена требует этого, я добавляю столовое серебро, дополнительные тарелки для «заполнения сцены» или меняю скатерть. Мне также нравится делать фотографии в ходе приема пищи, чтобы еще больше подчеркнуть эффект присутствия. Альтернативой является макросъемка лапши, которая мне не так интересна.
Phoblographer: Расскажите нам о своем оборудовании.
Шант: Я использую Sony a7R II, а мой основной объектив –Zeiss 55мм 1.8, в основном, из-за своей универсальности. Я, в основном, снимаю при естественном освещении, а также, когда это необходимо, использую небольшой отражатель. Для серьезной работы, я беру с собой стробы и отражатели. А вообще я стараюсь держать свою фотосумку легкой и паковать только самое необходимое.
Phoblographer: Итак, вы снимаете портреты, репортажи и еду; но на чем, по вашим ощущениям, вы специализируетесь больше всего и почему?
Шант: Если быть кратким, я обрел известность как фуд фотограф. Однако, многие методики, которые я использую в фуд фотографии, также ощущаются в моих портретах. К примеру, использование ключевого элемента из реквизитов в качестве отправной точки для вдохновения, создания сцены и придании зрителю ощущения, что они «присутствуют» в сцене.
Phoblographer: Мы спрашивали это у многих фотографов, и никто нам не ничего по существу не ответил: что вы, по вашему мнению, является следующим большим трендом в фуд фотографии?
Шант: Съемка сверху является трендом уже достаточно давно, так что я считаю, что мы будем ее видеть и дальше, но чего часто не хватает, так это истории. Как фотографы, мы, в первую очередь, являемся рассказчиками. Снять красивую фотку еды сверху может каждый инстаграмщик, но создать настроение и рассказать историю гораздо сложнее. Сказав все это, не могу не упомянуть ДРОНЫ.
Phoblographer: Вы видели Real Food Мартина Парра (Martin Parr)? Что вы об этом думаете?
Шант: Работа Мартина уникальна, и я считаю, что он молодец, что не гламуризует еду, которую не следует гламуризовывать. Хотя стили наши очень различны, мне всегда приятно видеть, как фотографы используют свои работы, чтобы делать сильные заявления.
Оригинальная статья: http://www. thephoblographer.com/2016/06/20/editorial-food-photography/
Происхождение эмоций в фотографии | Питер Гроф | Photo Dojo
Что делает изображение великолепным? Выдающийся? Вспомнили? Праздновали?
СЛЕВА СЛЕВА: Стив Маккарри — Афганская девочка , Кевин Картер — Голодный ребенок и Стервятник, Доротея Лэнг — Мать-мигранткаВот как они заставляют нас чувствовать.
Как и в жизни, и в фотографии чувства исходят изнутри. Они представляют отношение, состояние ума, они передают сообщение. Фотография призвана вызывать чувства и эмоции. Они могут быть скрытыми и неясными или конкретными и очевидными. Они текут прямо по поверхности фотографии, шлепая вас по лицу, или плывут внизу, ожидая открытия.
Для художника едва ли найдется что-то более приятное, чем создание эмоционального произведения искусства. Описать важность эмоций легко. Искать их происхождение сложно.
Спойлер — ссылка, это камера. Едва ли это может быть истинным источником эмоций в фотографии. В конце концов, это всего лишь инструмент. Это может вдохновить на съемку, так как камеры часто также являются прекрасными произведениями искусства, однако они не являются ключевым компонентом для передачи эмоций.
Основными ингредиентами для создания эмоций являются художник и его предмет .
Художник.
Фотограф, композитор, музыкант, художник, писатель, поэт, скульптор, плотник, дизайнер, флорист, парикмахер, парикмахер, танцор… Они творят, потому что что-то чувствуют и хотят выразить это чувство через искусство. Выражение имеет множество форм и форм. В фотографии это происходит через выбор объекта, композицию и постобработку.
Тема.
Люди, природа, свет, темнота, тени, города, еда, образ жизни, возраст, абстракция, формы, сопоставление, улицы, взаимодействия, животные и все остальное, что вы можете себе представить, может использоваться в качестве усилителей эмоций в фотографии.
Разнообразие людей может вызвать все эмоции, какие только можно вообразить. Сострадание, страх, любовь, ненависть, печаль, счастье. Включите людей в свои изображения для большего воздействия. Добейтесь этого либо направленным портретом, либо откровенной документальной фотографией. Вам решать.
Использование света усиливает эмоции. Снимайте в низком ключе (темные тона), чтобы привнести тайну, страх и неизвестность. Снимайте в высоком ключе (светлые тона), чтобы создать ощущение комфорта, счастья и благополучия. Знайте, что вам нужно, и работайте со светом соответственно.
Различные перспективы дадут вам еще больше свободы самовыражения. Стреляйте снизу, чтобы показать мощь, превосходство или силу. Стреляйте в лоб, чтобы показать конфронтацию. Снимайте издалека или сверху, чтобы показать, как мало мы в этом мире. Снимайте детали и используйте пустое пространство, чтобы оставить области для интерпретации.
Контекст — это все, что окружает изображение, что помогает нам лучше его понять. Это может быть историческое событие, выражение лица, части композиции или несколько изображений в серии для постепенного создания контекста.
Одиночное изображение или серия
Один из наиболее эффективных способов создания контекста — использовать серию изображений. Часто хорошая фотография сама по себе не может сообщить о намерениях автора.
Роберт Франк — Троллейбус, Новый Орлеан, 1955 год, из сериала «Американцы». Посмотрите на изображение выше. Не зная контекста, это хорошо скомпонованное черно-белое изображение людей, едущих в троллейбусе.
Роберт Франк — «Американцы» Если мы привнесем в этот ряд другие образы, мы начнем получать представление о замыслах автора. Теперь мы видим документ из нескольких мест, которые, можно сказать, также являются определенным временем. Мы также можем сказать, что это, вероятно, рабочие, а по характерной архитектуре и ландшафту мы можем сказать, что это происходит в Соединенных Штатах. Более того, если бы мы подошли к «чтению» фотографии заранее, мы бы заранее изучили работы Роберта и поняли бы, во что ввязываемся.
Добавить или вычесть контекст с помощью диафрагмы
Восприятие каждой фотографии также зависит от того, как она была снята. Какую диафрагму выбрал фотограф и почему? Хотел ли он показать нам как можно больше в кадре или, скорее, скрыть фон, используя малую глубину резкости?
Документальная и репортажная фотография, как правило, дает больше контекста в одном изображении. Использование более высоких значений диафрагмы и фокусировка на большей части окружения позволяет исследовать изображение. Каково взаимодействие субъекта с окружающей средой? Что происходит на заднем плане? Есть ли другие люди, с которыми субъект взаимодействует? Что со светом? Как фотограф использует его, чтобы дополнить композицию? Ответы на эти вопросы помогают нам понять контекст и, следовательно, правильно интерпретировать эмоции.
Я позаимствовал следующую цитату из фильма The Bang Bank Club:
«f8 и будь там»
При малой глубине резкости все, кроме объекта, оказывается не в фокусе. Главная цель здесь — чтобы зритель угадал. Не читать образ, а дорисовывать самому. Он открыт для интерпретации. Как в кино с открытым концом. Однако здесь мы пытаемся сделать то же самое в одном кадре.
Чтение лиц
Злость. Счастливый. Грустный. Скучающий. Взволнованный. Смущенный. Напугана. Созерцательный. Определенный. Сфокусированный. Храбрый. Уязвимый. Гордый. Разочарование… и многое другое. Мы умеем их читать. Эмоциональный интеллект помогает нам читать выражения лица и предполагать, что чувствуют другие. Мы читаем эту эмоцию и, возможно, даже чувствуем то же самое, что и субъект.
Включение мимики в композицию изображений — верный способ наполнить их эмоциями. Посмотрите еще раз на картинки в начале этого поста.
Ситуационно-исторические знания
Исключительные изображения выделяются даже без знания исторического контекста. Однако знание этого помогает.
Посмотрите на знаменитое изображение Танкиста с площади Тяньаньмэнь. Не зная контекста того, что происходило в Китае в тот день, мы можем прочесть мужество, силу, гнев, неодобрение, протест. Однако знаете ли вы, что несколько других сделали то же самое в тот же день? Хотя их не снимали. Или вы знали, что Танкист даже забрался на один из танков и поговорил с командиром танка? Или что в конце концов его утащили двое неизвестных мужчин, чтобы о нем больше никогда не слышали? Или что есть еще версии одного и того же момента, снятые разными фотографами? Это меняет перспективу одного изображения, не так ли?
Комбинация этих инструментов и ракурсов — отличный способ выделить изображения, вызвать эмоции, создать искусство или передать сообщение. Мощные, эмоциональные образы заставляют людей действовать и заботиться. И это очень полезно. Всегда.
Спасибо за внимание.
Здесь вы можете найти все мои записи. Подключаемся сюда.
Пишите нам!Emotion Photo — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.