Эрик Йоханссон. Страна иллюзий. выставка. Санкт-Петербург 2024 — Музей современного искусства Эрарта
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку шведского художника Эрика Йоханссона — произведения, созданные в жанре «фотореалистического сюрреализма»
- Фантастические изображения, собранные из сотен фотографий
- Единство мира природы с рукотворным миром артефактов
- Художник, с которым сотрудничают Volvo, Google, Toyota, Microsoft и National Geographic
Выставка работ Эрика Йоханссона, созданных в необычном жанре, который сам автор определяет как «фотореалистический сюрреализм», откроется в музее Эрарта осенью 2022 года. Больше всего в произведениях художника впечатляет его умение непринужденно создавать пронзительно красивые миры, где при детальном рассмотрении обнаруживает себя нарушение привычных физических законов. И хотя отдельные элементы изображений кажутся порой взаимоисключающими, Йоханссону удается представить все части в неразрывном единстве.
«Я стараюсь создавать такие образы, которые не нужно сопровождать историями, — картинка сама все расскажет и даст зрителю объяснение происходящего. Легкий намек на сюжет есть только в названии работы», — поясняет Эрик.
Искусство и фотография интересовали Йоханссона с самого детства — и постепенно эта страсть взяла верх над молодым человеком, учившимся на инженера компьютерных систем. В 2012 году Эрик, уже в совершенстве освоивший методы цифровой обработки изображений в Adobe Photoshop Lightroom, переехал в Берлин, где полностью посвятил себя творчеству. Художник предпочитает фотокамеру Hasselblad H6D-100c и тщательно планирует каждую натурную съемку, стремясь контролировать все внешние параметры. Такой подход позволяет ему реалистично совмещать полученные изображения на стадии постобработки. При этом Йоханссон никогда не использует стоковые фото, иллюстрации или компьютерную графику: каждое его произведение — результат кропотливого наложения сделанных им самим фотографий, и результат этот поистине впечатляет, тем более что Эрик работает без ассистентов.
Йоханссон признается, что черпает вдохновение в работах художников-модернистов, в первую очередь в творчестве Сальвадора Дали и Рене Магритта, что позволяет рассматривать многие его произведения в контексте традиции сюрреализма. Эта преемственность особенно прослеживается в работе, созданной автором для швейцарской компании Clienia: образ молодой пары, с помощью кистей и красок превращающих свой дом в уголок живой природы, — явная отсылка к творческому наследию Магритта. Следует отметить, что природа и животные — например овцы — играют в произведениях художника важную роль. Так, в работе «Туча и гром» остроумно обыгрывается очевидная ассоциация между мягкой овечьей шкурой и пушистыми облаками, а на картине «Внутри и вовне» зверь необычного черного цвета терпеливо несет вахту на границе двух как будто бы несовместимых миров — полуночного поля и рабочего места маляра.
В фотографиях Йоханссона нашло отражение и творчество нидерландского художника-графика Маурица Эшера с его невозможными с точки зрения формальной логики конструкциями-лабиринтами. Эту связь наглядно иллюстрирует работа «Архитектор»: маленький домик, внутри которого находится погруженный в работу герой, зритель видит одновременно изнутри и снаружи. Взору зрителя открывается творческая лаборатория зодчего: вокруг героя множатся скомканные листы с неудачными чертежами и набросками, а смотрящий прямо на нас пес как будто недоволен происходящим. Пол комнаты плавно переходит в окружающие домик поля — у зрителя невольно возникает ощущение, что он созерцает сразу два мира: пространство внутренней борьбы творца и обступающую его сумрачную природу. Этот прием встречается и в других произведениях, представленных в экспозиции («Под углом», «Устойчивость»).
Особого внимания в творчестве художника заслуживает мастерское использование света как от искусственных источников: фонарей, интерьерных светильников, компьютерных экранов и костров, — так и от небесных светил. Жонглируя всеми доступными приемами, Йоханссон стремится к главной цели: гармонично сочетая природные объекты с рукотворным миром артефактов, он создает для нас волшебную страну иллюзий.
Мое вдохновение. Эрик Йоханссон (Erik Johansson). Восстановленный пост
Восстановленный и дополненный пост.
Сегодня я хочу рассказать не о художнике, а о фотографе — хотя кто определяет, где сегодня проходит грань? Сейчас очень много диджитал-художников, рисующих на планшете (это не говоря уж о тех, кто рисует вообще чем ни попадя), а фотографы обрабатывают свои фото так, что те становятся произведениями искусства. И сегодня я хочу рассказать вам об одном таком авторе, шведском фотохудожнике Эрике Йоханссоне.
Эрик Йоханссон (хотя правильнее будет Юханссон — Erik Johansson) родился в апреле 1985 г. на ферме недалеко от Йётене, небольшого городка на юге Швеции. Рисовать ему нравилось всегда, сколько он себя помнит — возможно, сказалось влияние бабушки Эрика, которая была художницей.
Эрик Йоханссон: Когда мама спрашивала меня, как прошел мой день в школе, то вместо рассказа мне было бы проще нарисовать комикс.
1. Self Actualization, 2011
2. A Place Like Home. 2022
3. Full Moon Service. 2017
В то же время он всегда чувствовал, что его навыков рисования не хватает, чтобы выразить себя и свои идеи так, как он этого хотел. А в 15 лет у него появилась еще одна страсть — фотография. Его первой камерой была простая цифровая Фуджи, но Эрик был буквально заворожен: привыкший рисовать, он не мог отделаться от странного ощущения — ты получаешь результат сразу после того, как нажмешь на кнопку. С тех пор фотография стала его главным хобби, а снимать и обрабатывать кадры он учился самостоятельно.
Эрик Йоханссон: Я хотел сделать с фотографиями нечто большее — чтобы нажатие на спусковой крючок было только началом. Меня интересовали компьютеры, и было вполне естественным шагом начать именно с этого. Я играл с фотографиями в компьютере, пытаясь создать что-то, что невозможно было бы запечатлеть с помощью камеры. В основном это были очень простые изменения — например, я менял цвета на фотографии, пририсовывал себе лишний палец или помещал моих младших сестер на крышу дома. Так зародился мой интерес к манипулированию фотографиями, я учился этому, постоянно пробуя и стараясь, но профессией это стало только спустя годы.
4. Stellantis, 2019
5. Rejection Process. 2019
Действительно, долгое время фотография для Эрика была только хобби, но никак не настоящей профессией. В школе он неплохо разбирался в точных науках, таких как физика и математика, и в 2005 году поступил на факультет компьютерной инженерии в Технологическом университете Чалмерса в Гётеборге. Во время учебы он познакомился с зеркальной камерой. Это были совсем другие ощущения и возможности, и интерес Эрика к фотографии вспыхнул заново. Он освоил Фотошоп и проводил гораздо больше времени над каждой фотографией, добиваясь как можно большей реалистичности.
Его работы, выложенные в интернет, привлекли внимание местных рекламных агентств, и у Эрика начали появляться заказы. Он закочил магистратуру по специальности интерактивный дизайн, но к тому времени уже понял, что фотография увлекает его намного больше. Эрик решил попробовать себя в фотографии — хотя бы чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Он переехал в Норчёпинг, обзавелся новыми друзьями и новыми впечатлениями, и начал получать заказы от международных компаний. В 2012 году Эрик переехал в Берлин, а в 2015 — в Прагу. По его словам, это помогает перезагрузиться и наполнится новыми впечатлениями. Впрочем, несмотря на страсть к новым местам, почти 90% пейзажей и локаций на фотографиях Эрика сняты в радиусе 10-20 км от его родной фермы.6. The Average Consumer. 2020
7. Follow the rain. 2020
8. Self Supporting. 2017
В своих работах Эрик использует только свои собственные фотографии. Процесс создания работы начинается всегда с идеи — причем в разработке может быть сразу несколько идей, от простых до очень сложных, над которыми Эрик может трудиться по несколько месяцев и даже лет.
9. Demand & Supply
Следующий этап — это съемка, то есть сбор материала. Иногда Эрик снимает нужный материал на камеру и собирает всё во время компьютерной обработки фото, а иногда выстраивает сцену и сам создает необходимый реквизит. В любом случае, он не пользуется готовыми фотографиями других авторов и не дорисовывает ничего с помощью компьютерной графики — всё, что есть на его фото, каждый предмет, человек или деталь пейзажа, существуют в реальности и сфотографированы самим Эриком. Для важно полностью отвечать за своё фото и чувствовать, что всё сделано им самим.
Эрик считает это принципиальным — только полностью контролируя процесс, можно создать реалистичную работу. Как пример создания реквизита, в работе Daybreaker рычаг в руках у мужчины сделан из дерева и затем раскрашен вручную.10. Daybreaker. 2018
11. GROW WITH PROGRESS. 2021
12. Second Attic. 2021
Последний этап — это сборка. Эрик говорит, что это похоже на паззл, и если вы хорошо поработали над идеей и материалом, то эта часть становится самой простой. У вас есть все детали для будущей работы, и вам остается только собрать их вместе. Но далеко не каждая идея получает дальнейшее развитие, и не все реализованные идеи выкладывается в интернет. Эрик очень требователен к себе, и показывает только те работы, которыми доволен. Он не считает себя остросоциальным автором, его работы — это скорее воплощение идей, приходящих ему в голову. В то же время некоторые его работы имеют и экологическую направленность.
Эрик Йоханссон: Я думаю, в моих картинах не всегда есть критика: они в целом о людях, но иногда и о том, как мы не любим нашу планету, не заботимся о мире вокруг нас.
13. The Reset. 2020
14. All we have is now. 2021
У Эрика вышло две книги, Imagine и Places Beyond. Среди его клиентов есть очень крупные, такие как Тойота, Вольво, Майкрософт и Нэшнл Джиографик, он оформлял обложки для Pink Floyd и Bob Hund (шведская инди-рок-группа).
15. Imagine. 2016
16. Places Beyond. 2019
Особенно мое внимание привлекла реклама, которую Эрик делал для клиники Clienia. Это немецкая клиника психиатрии, психотерапии и ухода за стариками. Они сотрудничают с Эриком с 2017 года, и мне кажется, не просто так — его работы для клиники очень тонкие, яркие и точные, он подбирает образы, понятные без слов.
17. Clienia. 2017
18. Clienia. 2022
19. Clienia. 2018
Эрик Йоханссон о картине «SET THEM FREE»: В нашей семье было много картин с кораблями, и однажды я подумал: до чего же грустно, что они заперты в этих картинах, как в тюрьме, и не могут путешествовать. Здорово было бы их освободить, чтобы они могли уплыть оттуда. Я не знал, как им помочь, но подумал, что хочу снимать как можно больше воды. К рамке из секонд-хэнда я прикрепил резервуар с водой, собрался на озеро и дальше там и снимал остальное, чтобы картинка получилась реалистичной.
20. SET THEM FREE. 2012
21. FISHY ISLAND. 2009
Эрик говорит, что художники вдохновляют его намного больше, чем фотографы.
Эрик Йоханссон: Я черпаю вдохновение во всем, что меня окружает — от вещей, которые я вижу в своей повседневной жизни, до работ и музыки других артистов. Вдохновение для меня — это взгляд на мир с другой точки зрения. Меня больше вдохновляют художники, чем фотографы. Вот некоторые художники, которые меня вдохновляют: Сальвадор Дали, Морис Эшер, Рене Магритт, Роб Гонсалвес, Яцек Йерка, Шон Тан (австралийский иллюстратор), Маттиас Адольфссон (шведский иллюстратор), Свен Нурдквист (шведский детский писатель и иллюстратор). Я люблю детские книги, но меня может вдохновить почти что угодно.
От себя скажу, что некоторые работы Эрика — явные оммажи упомянутым художникам. Смотрите сами:
22. Эрик Йоханссон. Reverse Oposites, 2012
23. Морис Эшер. Относительность, 1963
24. Эрик Йоханссон. Expecting Winter. 2013
25. Роб Гонсалвес. White Blankets 20×24 1995
На сегодняшний день у Эрика прошло множество персональных выставок (а сейчас проходит выставка в Китае). В 2011 он стал лектором TED. Эрик выступает на конференциях и мероприятиях, а его работы можно заказать как принты разных размеров. Если вам интересно посмотреть на другие его работы, то вот ссылка на сайт.
26. The Forest Library. 2019
А напоследок, как всегда, котик)
27. October 13th. 2022
На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!
Автор данной статьи не ведет просветительской деятельности, не реализует общественно значимых инициатив, не занимается педагогической либо иной образовательной деятельностью, действуя согласно ст.29 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Все изображения взяты из открытых источников. Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.
Интервью: откройте для себя сюрреалистический мир Эрика Йоханссона и его техники ретуши.
Эрик Йоханссон — шведский визуальный художник из Берлина, который сделал международную карьеру благодаря своему мастерству в ретушировании и богатому воображению.
Его оптические иллюзии, созданные путем объединения нескольких фотографий, переносят нас в неизвестные и интригующие миры. Здесь он рассказывает о своих начинаниях, способах создания образов и многом другом…
Привет, Эрик, не мог бы ты представиться нашим читателям?
Я фотограф и визуальный художник из Швеции, живу в Праге, Чехия. Мою работу можно охарактеризовать как сюрреалистический мир, созданный путем объединения разных фотографий. Я работаю как над личными, так и над заказными проектами с клиентами по всему миру. В отличие от традиционной фотографии, я не фиксирую моменты, я фиксирую идеи с помощью камеры и воображения.
Цель состоит в том, чтобы сделать его максимально реалистичным, даже если сама сцена содержит невозможные элементы. В конце концов все сводится к решению проблем, поиску способа запечатлеть невозможное.
Служба Полнолуния ©Erik Johansson
Как началось ваше увлечение фотографией?
Все началось с того, что в 2000 году у меня появилась первая цифровая камера. Мне всегда нравилось рисовать и играть на компьютере, но впервые я обнаружил, что могу совмещать два своих увлечения. Я начал рисовать и изменять фотографии, которые я сделал, и я начал бросать себе вызов создавать невозможные сценарии, но при этом делать их реалистичными.
Как бы вы определили свой фотографический стиль?
Сюрреалистическая фотография
Воздействие ©Erik Johansson
Создаваемые вами изображения не оставляют места для импровизации. Как построить фотографию?
Это правда, планирование этих изображений занимает много времени, на самом деле большую часть времени я трачу на каждое изображение, планирование — это все. Все всегда начинается с наброска, простой идеи, затем я начинаю думать о том, где я могу это сфотографировать и как я могу осветить сцену и убедиться, что все части хорошо сочетаются друг с другом.
Мне нравится вид естественного света, но я иногда создаю этот свет и с помощью вспышек. Часть фотографии занимает всего около дня, а ретушь может занять около недели, но все сводится к хорошему планированию, тогда другие шаги будут намного проще.
Прыжок веры ©Erik Johansson
Когда я увидел вашу работу, мне показалось, что я вижу детское воображение, воплощенное в жизнь знаниями взрослого. Какое место в вашем художественном подходе занимает детство?
Думаю, да, я черпаю вдохновение из детских книг. В детстве я любил заглядывать в книги и создавать истории на основе увиденных образов, и, думаю, именно так я продолжаю работать и сегодня. Я хочу создать игривую среду, в которой взгляд может блуждать и открывать для себя что-то новое. Все дело в деталях.
Архитектор ©Erik Johansson
Что вы хотите передать через свои изображения?
Я хочу, чтобы мои изображения рассказывали истории и заставляли людей думать неожиданным образом, но эти истории не обязательно принадлежат мне. Изображения должны говорить сами за себя, я просто дал им название.
Что вас вдохновляет?
Я черпаю вдохновение отовсюду, от вещей в повседневной жизни до художественных выставок. Я думаю, что это больше о способе мыслить неожиданным образом, находить неожиданные и новые комбинации между вещами вокруг меня.
Служба Полнолуния ©Erik Johansson
Какой совет вы бы дали молодым художникам?
Пробовать — лучший способ учиться, никогда не останавливайтесь, просто продолжайте творить. Вам нужно количество для достижения качества!
Есть ли у вас текущие проекты, о которых вы могли бы нам рассказать?
В настоящее время я работаю над несколькими новыми личными проектами, и в ближайшие два года у меня будет много новых выставок, так что в ближайшем и далеком будущем вы увидите еще много чего от меня!
Подарочные карты
Подарите оригинальный подарок
с нашими персонализируемыми подарочными картами.
Начните здесь
Онлайн-курс фотографии
Онлайн-курс обучения с
профессиональный фотограф
Онлайн-обучение с профессиональным фотографом
«Частный курс, курс для начинающих
, ретушь изображений, обзор портфолио»
Проверить даты и купить
Визуальный художник Эрик Йоханссон
Визуальный художник Эрик Йоханссон
В этом проекте мы следим за визуальным художником Эриком Йоханссоном, который работает над новым проектом, одновременно обучая двух человек от идеи до готового изображения. Мы будем следить за работой трех человек в этих четырех фильмах. Первый фильм предлагает знакомство с Эриком и его работой; второй фильм посвящен творческому процессу и идеям, лежащим в основе изображения; а третий на фото процесса. В четвертом фильме мы следим за процессом ретуши, и будут показаны окончательные изображения. Этот проект является результатом сотрудничества Эрика Йоханссона, представителя EIZO ColorEdge, и ведущего шведского фотожурнала Kamera & Bild.
1. Вечно ищущий взгляд
В этом первом эпизоде мы познакомимся с визуальным художником Эриком Йоханссоном, его историей и узнаем, как он работает с визуальным процессом. Он вырос в сельской местности в Швеции, но теперь Эрик называет Прагу своим родным городом. В своей городской студии Эрик описывает, как он всегда начинает с формулирования идеи, делая набросок на листе бумаги, а затем приступает к планированию очень сложного процесса съемки нужных фотографий и поиска нужных локаций. Ближе к концу фильма мы также мельком увидим проект, над которым работает Эрик.
2. Творческий процесс
В этом эпизоде рассказывается о творческом процессе, о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы перейти от идеи к следующему уровню, к достижимому образу. В этом выпуске мы знакомимся с двумя людьми, которых Эрик будет тренировать на пути от идеи к готовому изображению, когда они приедут к нему в Прагу. Как оказалось, это иногда одна из самых сложных частей всего визуального процесса. Видео содержит несколько очень полезных советов о том, как вывести свою идею на новый уровень. Итак, смотрите и вдохновляйтесь!
3. Нахождение прямых углов
В третьем эпизоде Эрик и его «ученики» берутся за работу, фотографируя свои идеи. Мы следим за учениками, когда они встречаются и решают различные задачи в своих проектах. Эрик делится некоторыми выводами из предыдущего опыта. Но найдет ли он правильное место для съемки своей женщины со звездами?
4. Путь к готовому изображению
В этом заключительном выпуске Эрик делится некоторыми из своих лучших советов и приемов по ретуши и реализации готового изображения. Эрик тратит значительное количество времени на работу с этой стадией процесса. Воздух наполняется волнением, когда участники демонстрируют свои последние работы Эрику.
Об Эрике Йоханссоне
Эрик Йоханссон — всемирно известный фотограф и художник из Швеции, живущий в Праге, Чехия. Эрик работает со своими собственными и заказными проектами по всему миру. У него свой собственный стиль, и его работы можно описать как сюрреалистический мир, созданный путем объединения разных фотографий. Эрику всегда было интересно взглянуть на мир по-новому, пытаясь совместить то, что обычно невозможно совместить. Выросший в сельской местности в Швеции, Эрик часто черпал вдохновение в природе, и это до сих пор является важным элементом большей части его творчества. Это также источник вдохновения, который принес ему награду «Фото года дикой природы» в Швеции в 2015 году. Эрик всегда пытается запечатлеть идеи, а не моменты времени, и поэтому он постоянно ищет вдохновение для новых и невозможных работ. изобразительного искусства с целью сделать невозможное возможным. Это требует значительных затрат времени на планирование, фотографирование и редактирование изображений, и даже если конечные результаты невозможны, путешествие и процесс полностью основаны на реальных фотографиях. Его работы выставлялись в многочисленных фотогалереях и художественных музеях Швеции и других стран.