Графические фактуры
Главная → Публикации → ИЗО → Конспект занятия → 1 класс → Графические фактуры
Изучение графических фактур на уроках рисунка- научить передавать природную фактуру.
Содержимое публикации
Тема урока: « Палитра графических фактур»
Тип урока: изучение нового материала
Вид деятельности: рисование по воображению
Цель урока: «Волшебное дерево» — выполнение композиции с использованием различных графических фактур.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с художественно выразительными средствами графических фактур; научить использовать различный характер линии, её толщину в передаче формы предмета, фактуры, разно окрашенности; научить использовать графические фактуры для передачи характеристики предмета.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение работать с графическими материалами.
Воспитательные:воспитывать интерес к творчеству.
Оснащение урока для учеников:
Мольберт, стул, карандаш ТМ, ластик, точилка, гелиевая ручка, лист формата А4.
Оснащение урока для преподавателя:
Доска, наглядности, таблица «Формы кроны деревьев».
Список литературы:
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
3.Обьяснение нового материала.
4 .Практическая работа.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. (Ученики сидят за мольбертами, рядом стул с карандашами, ластиком, гелиевой ручкой, точилка.)
2.Вводная беседа.
Пр: — Изучая изобразительное искусство, мы с вами на рисунке знакомились с — ЛИНИЕЙ(главным выразительным средством.)
? — Ее эмоциональная палитра разнообразна:
Ответ: — она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой и т. д.
( наглядность на доске «линии»)
При помощи линии мы можем выполнять различные характеры рисунка. (спокойные, эмоцианальные, мягкие и т.д.)
Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вырисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва — должна трепетать, вода — выглядеть влажной, зеркальной, облака — мягкими и легкими.
Что же такое фактура? (Фактурой в графике — называют свойства поверхности предмета, т.е. она может быть матовая, шершавая, глянцевая или гладкая и т.п.) Если предмет шероховатый, например камень, его попробуйте рисовать на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон.
Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, возьмите бумагу более гладкую и твердые карандаши и рисуйте длинными штрихами.
А чтобы передать пушистую шерстку котенка, лучше взять мягкий материал (уголь, пастель, сангину и т. п.) и поработать на шероховатой бумаге короткими штрихами.
Фактуру предмету можно придать большим количеством способов — при помощи ЛИНИЙ ( как уже сказали они могут быть разные по толщине, прямые, волнистые и т.д), линий с частичным введением пятна.
Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры. А также применяют технику фроттаж.
Что такое же такое фроттаж?
Фроттаж — … написать на доске.
? — Какие графические материалы для передачи фактуры в рисунке можно использовать?
( ответы детей — уголь, сепия, сангина, пастель, соус, карандаш, гелиевая ручка, маркер и т.п.)
3. Практическая часть
Сегодня мы с вами научимся выполнять и придумывать разные графические фактуры.
Закрепляем формат А4, горизонтально. В левом верхнем углу, как я, делим лист на 6 равных части ( сначала делим лист на 3 части по вертикали, потом пополам по горизонтали. )
В первом квадрате, верхнем левом углу, мы начнем выполнять первую фактуру, которая напоминает срез дерева.
Во втором квадрате кору дерева
В третьем квадрате фактуру листьев
В четвертом….
В остальных двух выполняем фроттаж. Гофрированный картон, ткань.
При помощи различных линий, точек, пятен и штрихов, мы изобразим 4 разных вида фактуры. (Много точек или штрихов в одном месте образуют пятно, штрихи состоят из линий)
Вместе с преподавателем выполняют 4 вида фактур.
Быстрый смотр упражнений. Убираем упражнение и крепим вертикально, новый лист бумаги, формата А4
4. постановка художественной задачи.
Молодцы! Теперь, когда мы знаем что такое фактура? И умеем её выполнять, мы с вами нарисуем «волшебное дерево».
Ребята, обратите внимание на схематичные изображения крон (на доске различные схемы крон). Дуб— могучий и крепкий( значит ствол и ветки у дуба толстые и крепкие, Ива— плакучая( ветки тоненькие спадающие вниз), кипарис— Сильно вытянутый вверх, узкий, стройный, с острой верхушкой, береза- кудрявая, её характер конечных тонких веток , спадающих вниз
Разветвленная часть дерева с его листвой называется крона, (слово “крона” записывается на доску).
стих
А сейчас мы отправимся с вами в сказочный лес!!!
Звучит мелодия «Звуки леса».
Закройте глаза и представьте, что мы попадаем в сказочный лес. Идем по лесу и видим необычные волшебные деревья, траву, цветы и ягоды, птиц, животных.
Музыка затихает.
А раз лес сказочный, то и все, что в нем находится, тоже будет сказочным и необычным. Ваша задача – попробовать нарисовать сказочное дерево. Такое дерево, которое никто и никогда раньше не видел.
Как вы думаете, что может расти на таком дереве? А что будет его окружать? Может быть, кто-то из вас придумает свою новую форму кроны? Попробуйте представить, что каждый листочек имеет необычную форму в виде шара, предмета …
Теперь на своих листах вы должны композиционно расположить свое волшебное дерево. Где оно должно располагаться. Определить какую форму и размер будет оно иметь.
Подведение итогов 1 урока.
—С каким новым понятием вы познакомились? ( фактура). Выставка — просмотр композиционного размещения.
Урок( мастер-класс)
По теме: «Палитра графических фактур.»
1 класс (2 академических часа)
Преподаватель МОУДОД
«Художественная школа»
Г. Благовещенск
Фалеева Анастасия Сергеевна
Благовещенск
2015г.
Вам также может понравиться:
Конкурсы 324 работы
Всероссийский конкурс анималистических работ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ »
20 Февраля – 10 Мая
Олимпиады 217 работ
Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «СКОРО В ШКОЛУ! РАЗВИТИЕ РЕЧИ »
10 Марта – 25 Мая
Олимпиады 106 работ
Всероссийская образовательная олимпиада по литературе для дошкольников «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ »
10 Февраля – 25 Мая
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
- Предыдущая работа
- Следующая работа
Также вас может заинтересовать
- Разное по изо для 1 класса «Использование учебных презентаций на уроках изобразительного искусства для младших школьников.
- Конспект занятия по изо для дошкольников «Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Золотая осень»» ИЗО
- Разное по изо для дошкольников «МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» ИЗО
- Конспект занятия по изо для дошкольников «Рождественский Ангелочек» ИЗО
- Презентации по изо для 5 класса «Синие цветы Гжели» ИЗО
Методическая разработка на тему «Фактуры в графике» для учащихся в ДХШ
Методическая разработка
«Фактура в графике»
для учащихся III класса
Детской художественной школы
Терентьева Анна Юрьевна
МБОУ ДОД «Детская художественная
школа г. Павлово»
2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………..3
2. Учебно-тематический план по теме «Фактура в графике»…….6
3. Содержание и задачи темы «Фактура в графике»……………….7
4. Использованная литература………………………………………..10
5. Приложения……………………………………………………..…….11
Пояснительная записка
Мир природы и вещей, окружающих человека в повседневной жизни, — неисчерпаемая сокровищница форм и цветовых оттенков. Простота и пластическое совершенство бытовых предметов, утонченность и нежность цветов, своеобразное строение и сочность фруктов и овощей и многое другое всегда были объектами внимания художников. Рисунки и произведения живописи, в которых воплощаются в образную форму бытовые предметы, орудия труда, овощи, фрукты, дичь, букеты цветов и т.п., называются натюрмортами.
Натюрморты – это наиболее освоенная область рисунка и живописи. Их изображали и изображают многие художники. Это также одна из самых доступных тем рисования, для отображения которой не требуется модель или хорошая погода. Художнику достаточно всего лишь оглядеться в своем доме, чтобы найти все необходимое для приятного сеанса рисования.
Вероятно, в силу его сравнительно малых пропорций или домашнего происхождения потребовалось время для того, чтобы натюрморт оценили по достоинству, но примерно с 1600-х годов и вплоть до XX века он прочно занял ступеньку в иерархической лестнице жанров изобразительного искусства. Натюрморт, или «nature morte», как говорят французы, оценивают почти так же высоко в искусстве рисунка и живописи, как портрет, пейзаж или исторический жанр.
Постепенно складывалось мнение, что блестящий натюрморт в исполнении Жана Батиста Симеона Шардена ничем не хуже, а подчас даже лучше, любой картины менее известного художника, какую бы возвышенную тему он ни выбрал.
В определенном смысле это довольно простая задача: натюрморт можно создать в учебном классе, без риска столкнуться с проблемами, связанными с другими жанрами изобразительного искусства. В отличие от людей, изображаемых на портретах, предметы натюрморта неподвижны и им не требуется отдых, а в отличие от пейзажа, натюрморту не требуется особенное время суток, ведь натурную постановку можно осветить софитом или настольной лампой. Для учащихся ДХШ натюрморт – идеальная тема, так как в данном случае можно использовать любые предметы. Они могут заниматься столько, сколько им нужно, чтобы максимально точно изобразить и предметы отдельно, и натюрморт в целом.
Когда учащиеся ДХШ работают над натюрмортом, им открываются неожиданные свойства обычных вещей, которые становятся частью предмета искусства. В любом доме можно найти простые предметы обихода и быта, которые можно использовать для создания очень интересных постановок. Поэтому процесс обучения рисованию натюрморта в учебном классе легко дополнять домашними заданиями, включающими в себя как зарисовки отдельных предметов, так и тональные рисунки мини-натюрмортов.
Данная методическая разработка посвящена поэтапному знакомству с различными фактурами предметов, встречающихся в различных натурных постановках. Фактура – это материально видимые и осязаемые свойства какого-либо предмета: гладкость, шероховатость. В изобразительном искусстве под фактурой понимается след используемого инструмента (кисти, резца, пера и т.д.) и способ его применения. Фактура изображения может быть связана с фактурой изображаемой поверхности, передавать ее, но может и значительно от нее отличаться. Например, посуда бывает металлическая, глиняная, стеклянная, деревянная. Для передачи фактуры всех этих материалов в рисунке не требуется никаких особых приемов, достаточно выдержать все полутона, тени, рефлексы и блики (если они есть).
Отличаясь разнообразием форм, дерево является привлекательным материалом для рисования. Узоры волокон и сучков, неровности и трещинки на поверхностях деревянных предметов придают им некий шарм. В стеклянной посуде наблюдается сложная игра отражений, просвечиваний и блеск. Для того чтобы создать ощущение стекла, нужно найти форму и тональные отношения всех этих пятен. Сложность же рисования металлических поверхностей заключается в том, что на них присутствует множество отражений, потому что их поверхности отполированы, и поэтому контраст между светлыми и темными тонами достигает максимума. А наличие множества полутонов в темных участках помогает создавать яркую, светящуюся поверхность металлического предмета.
Детальное изучение каждой фактуры отдельно (на примере несложных предметов быта) и, как итог, выполнение натюрморта, содержащего предметы с различной поверхностью, помогает учащимся раскрыть свой творческий потенциал через передачу материалов, из которых сделаны предметы. А также увидеть красоту и уникальность окружающего мира через простые, всем доступные, вещи.
Учащиеся III класса уже имеют закрепленную базу знаний: построение предметов различной формы и сложности, тональная моделировка объема предметов, создание целостности изображаемого натюрморта. Поэтому заострение внимания учащихся на фактурах предметов становится новой ступенью их творческого развития.
Учебно-тематический план по теме «Фактура в графике»
III класс II полугодие.
| Наименование темы | Количество часов | Примечания | ||
Теор. | Практ. | Общее | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с понятием «фактура». Фактура в графике.
| 2 | — | 2 |
|
2. | Задание 1. Изучение особенностей фактуры дерева на примере тонального рисунка деревянного предмета. | 1 | 3 | 4 | |
3. | Задание 2. Изучение особенностей фактуры металла на примере тонального рисунка металлического предмета. | 1 | 3 | 4 | |
4. | Задание 3. Изучение особенностей фактуры стекла на примере тонального рисунка стеклянного предмета. | 1 | 3 | 4 | |
5. | Итоговое задание. Закрепление полученных знаний и умений на примере тонального рисунка натюрморта предметов с различными фактурами. | 1 | 13 | 14 | |
| Итого: | 28 |
|
Содержание и задачи темы «Фактура в графике»
Вводное занятие 2 часа
Беседа о фактуре. Особенности процесса изображения предметного мира на бумаге. Повторение теоретических понятий, терминов изобразительной грамоты: натюрморт; графика; линейный, тональный, конструктивный рисунок; форма; целостность изображения; набросок, зарисовка. Знакомство с новым термином: фактура.
Оборудование и материалы. Наглядные пособия — работы и репродукции художников, учебные работы ДХШ.
Задание 1. 4 часа
Беседа. Особенности изображения фактуры дерева и деревянных предметов. Матовость и шероховатость необработанной деревянной поверхности с рисунком волокон. Глянцевая и гладкая поверхность деревянных предметов, покрытая лаком.
Практическое задание. Тональный рисунок деревянной бочки.
Оборудование и материалы. Деревянная бочка. Софит.
Наглядные пособия — работы и репродукции художников, учебные работы ДХШ.
Материалы: бумага формата А4, карандаши, ластик, кнопки.
Домашнее задание. Зарисовки деревянных предметов быта.
Задание 2. 4 часа
Беседа. Особенности изображения фактуры металла и металлических предметов. Высокая отражающая способность металлических поверхностей, их гладкость и глянец. Более низкая отражающая способность у предметов из металла, имеющих матовую или окрашенную поверхность.
Практическое задание. Тональный рисунок металлического заварочного чайника с матовой поверхностью и металлической ложки.
Оборудование и материалы. Металлический чайник, чайная ложка. Софит.
Наглядные пособия — работы и репродукции художников, учебные работы ДХШ.
Материалы: бумага формата А4, карандаши, ластик, кнопки.
Домашнее задание. Зарисовки металлических предметов быта.
Задание 3. 4 часа
Беседа. Особенности изображения фактуры стекла и стеклянных предметов. Отражающая способность стеклянных предметов, их прозрачность и гладкость.
Практическое задание. Тональный рисунок стеклянного стакана с водой и ягоды.
Оборудование и материалы. Стакан с водой, слива. Софит.
Наглядные пособия — работы и репродукции художников, учебные работы ДХШ.
Материалы: бумага формата А4, карандаши, ластик, кнопки.
Домашнее задание. Зарисовки стеклянных предметов быта.
Итоговое задание. 14 часов
Беседа. Выявление уровня усвоения обучающимися знаний и приобретенных навыков по пройденной теме «Фактура в графике».
1.Композиция натюрморта.
2.Конструктивное построение.
3.Передача пространственных отношений, материальности, объема и тональных отношений в натюрморте.
Практическое задание. Тональный рисунок натюрморта, состоящего из 5 несложных по форме предметов и чучела птицы на фоне двух драпировок без складок.
Оборудование и материалы. Чучело сороки, глиняная бутылка, деревянная рамка, кисть и два металлических тюбика краски. Софит.
Наглядные пособия — работы и репродукции художников, учебные работы ДХШ, домашние зарисовки учащихся.
Материалы: бумага формата А3, карандаши, ластик, кнопки.
Домашнее задание. Зарисовки 2-3 предметов быта с различной фактурой.
Использованная литература
1. Барбер Б. Рисуем натюрморты / Баррингтон Барбер; [пер. с англ. Т.Платоновой]. – М.: Эксмо, 2014. – 48 с.
2. А.О. Барщ. Рисунок в средней художественной школе. Издательство Академии художеств СССР, 1963. – 298 с.
3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учеб.пособие для студентов вузов,обучающихся по направлению подгот.дипломир.специалистов «Художеств.проектирование изделий текстил. И лег. пром-сти» / Н.П.Бесчастнов. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014. – 255 с.; ил.; 48 с. цв.ил. : ил. – (Изобразительное искусство).
4. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 256 с.: 16 с.цв.ил. – (Среднее профессиональное образование).
5. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 480 с., ил.
6. Лойко Г.В., Жабцев В.М. Школа изобразительного искусства / Г.В.Лойко, В.М. Жабцев. –Мн.: ООО «Харвест», 2004. – 320 с.: ил.
7. Мастера натюрморта/ Автор-составитель Г.В. Дятлева. –М.: Вече, 2002. – 272 с.
Приложения
Учебное задание «Деревянный бочонок»
Блохин Илья, 13 лет Кувшинова Алина, 12 лет
Домашнее задание «Деревянный предмет быта»
Чалова Карина, 12 лет Посылкина Анастасия, 13 лет
Учебное задание «Металлический чайник с ложкой»
Борина Дарья, 15 лет Агеева Ирина, 13 лет
Домашнее задание «Металлический предмет быта»
Минеева Елизавета, 13 лет Посылкина Анастасия, 13 лет
Учебное задание «Стакан с водой и слива»
Зайцева Анна, 12 лет Минеева Елизавета, 13 лет
Домашнее задание «Стеклянный предмет быта»
Чалова Карина, 12 лет Посылкина Анастасия, 13 лет
Итоговое задание «Натюрморт с чучелом птицы, глиняной бутылкой, деревянной рамкой и кистью с красками»
Борина Дарья, 15 лет
Итоговое задание «Натюрморт с чучелом птицы, глиняной бутылкой, деревянной рамкой и кистью с красками»
Кувшинова Алина, 12 лет
Итоговое задание «Натюрморт с чучелом птицы, глиняной бутылкой, деревянной рамкой и кистью с красками»
Безрукова
Ирина, 13 лет
Домашнее задание «Мини-натюрморт из двух предметов быта
с различной фактурой»
Загрузить 8093 Текстурная графика — Envato Elements
Загрузить 8093 Текстурная графика — Envato ElementsУточнить по
Категории
8 Категории
8 50
Текстуры
5,107
Социальные сети
628
Узоры
2 748
Иконки
520
Объекты
1 618
Иллюстрации
3 80009Поддерживаемые приложения
Adobe Photoshop
6 381
Adobe Illustrator
5 562
Figma
8
Sketch 092 852
Affinity Designer
3 163
Типы файлов
JPG
5,626
PNG
3,184
Свойства
Вектор
2,407
Многослойный
3,054
Мозаика
1,782
Уточнить по
Категории
Фоны
5,209
5009
,107
Социальные сети
628
Шаблоны
2,748
Иконки
520
Объекты
1 618
Иллюстрации
383
Поддерживаемые приложения
Adobe Photoshop
6 381
Adobe Illustrator
5,562
Figma
2,147
Sketch
2,852
Affinity Designer
909 3,106 11Свойства
Вектор
2 407
Слоистый
3 054
Мозаичный
1 782
Типы файлов
JPG
5,626
PNG
3,184
Связанный:
- гранж
- текстуры
- зернистость
- полутона
04
Сортировать по релевантнымПопулярнымНовым
Городские текстуры Том. 2
By Digital_infusion in Графика
Добавить в коллекцию
Скачать
Marble Textures
By ghostlypixels in Графика
Добавить в коллекцию
8 Скачать 0008 20 Текстуры сложенной бумагиПо форме слоя в графике
Добавить в коллекцию
Скачать
Paer Texture
Автор: creativeartx in Графика Перро в графике
Добавить в коллекцию
Скачать
Треснувшие текстуры
By MographMotions in Graphics
Добавить в коллекцию
Скачать
Гранитные текстуры
By creativetacos in Graphics
Добавить в коллекцию
Download
Copper Textures
By StrokeVorkz in Graphics
Добавить в коллекцию
90149 Download8 08 Жидкие текстуры
By DusskDesign in Graphics
Добавить в коллекция
Загрузить
Фоны с текстурой дерева
By MaamounAlbibi in Графика
Добавить в коллекцию
Download
Gold Texture
By sagesmask в Graphics
Добавить в коллекцию
Download
Marble Textures
By FreezeronMedia в Graphics 100009
08 09Скачать
30 текстур камня
By SupremeTones in Graphics
Добавить в коллекцию
Download
Grit Textures
By creativetacos in Graphics
Добавить в коллекцию
Скачать
Акварельная текстура Синяя
Автор: Cornercroft in Графика Автор SmartDesigns_eu in Графика
Добавить в коллекцию
Скачать
Плетеные текстуры
Автор: creativetacos in Графика
Добавить в коллекцию
Скачать
Bright Texture
By MalyskaStudio in Graphics
Добавить в коллекцию
Download
Grain Textures Background
By roompoetliar in Graphics
8 Добавить в коллекцию 04Текстуры пробковой доски
Графика
Добавить в коллекцию
Скачать
Перья Текстуры
Автор: creativetacos in Графика
Добавить в коллекцию
Скачать
Голографические текстуры
Автор: creativetacos in Графика
Добавить в коллекцию
Скачать
Нейтральная графика
8
Добавить в коллекцию
Скачать
Жидкие текстуры
Автор: creativetacos in Графика
Добавить в коллекцию
Скачать
Веревочные текстуры 9
Добавить в коллекцию
Скачать
Градиентная текстура Grastone
Автор tebaltipisstd в Графика
Добавить в коллекцию
Скачать 1
Текстуры черной кожи
By Integnity in Graphics
Добавить в коллекцию
Скачать
Меловые текстуры без краев
By ghostlypixels in Graphics
Добавить в коллекцию
Скачать
Акварельная текстура
By sagesmask в Графика
Добавить в коллекцию
Скачать
Mi sign texture
Графика
198 Добавить в коллекцию
Скачать
Текстуры маркеров
By ghostlypixels in Graphics
Добавить в коллекцию
Download
Текстуры известняка
By creativetacos in Graphics
Добавить в коллекцию
Скачать
Liquify Texture Backgrounds
By MaamounAlbibi in Графика
Добавить в коллекцию
Скачать
90 008 Автор: creativetacos in Графика10 Текстуры бумаги
By MographMotions in Graphics
Добавить в коллекцию
Скачать
Natural Textures
By creativetacos in Graphics
Добавить в коллекцию
Download
Antimatter Textures
By FreezeronMedia in Graphics
8 Add to collectionТекстуры дерева
Автор: creativetacos in Graphics
Добавить в коллекцию.
Фактуры графика: Фактуры и текстуры в графике
Добавить в коллекцию
Скачать
9
09
9
9
9
9