Фэд 5 с – Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция

Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция

Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.

Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.

При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.

В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.

Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.

Что нового было в 5-й? А совсем мало на самом деле. Хотя камера выпускалась до 90-х годов. От первых ФЭДов отрыв был на 50 с лишним лет.

Ну не тянет прирост функционала между самой первой и 5-й моделями на половину столетия!

Нет, я, конечно, понимаю, что каждое поколение камер было, видимо, технологичнее и надежнее предыдущего. Но вам, как пользователю, — интересно, что ваша модель надежнее предыдущей? Не абсолютно надежна— так не бывает, — а именно процентов так на 10-15 надежнее? Лично меня это не трогало бы никак. Аппарат или работает или не работает.

В целом, линейка Зорких смотрится, конечно, разнообразнее. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что классические механические Зоркие не получили встроенного экспонометра. А у ФЭД экспонометр был с 4-й модели.

Насколько важен встроенный экспонометр?

Есть большие нарекания к точности этих устройств. И селеновый элемент со временем подвержен выгоранию, из-за чего экспонометр начинает совсем уж врать через несколько лет активной эксплуатации. А фотоаппараты-то служили десятилетиями! В итоге, есть мнение, что встроенный экспонометр — деталь лишняя.

Доводы понятные, но совсем без экспонометра-то никак не обойтись. Таскать всюду внешний — хоть и не очень сложно, но все-таки. Мало ли — забыл, потерял. А тут экспонометр всегда под рукой. Начнет привирать — так замерь погрешность с помощью внешнего и вводи поправки.

В общем, я считаю встроенный экспонометр — важным решением для дальномерных аппаратов. И харьковчане в этом вопросе были прогрессивнее красногорцев.

Но о линейке Зорких — позже. А сейчас, герой обзора — ФЭД-5.

PC182210Пятых ФЭДов было аж 3 вида. ФЭД-5, -5В и -5С.

Я в детстве был счастливым обладателем -5В. И все время я думал, что буковка «В» означает что-то хорошее. На самом деле, модель с «В» — самая простая из трех. Конкретно, она отличалась от просто 5-й отсутствием этого самого экспонометра. :о)
В моделях -5 и -5С экспонометр был. А отличались они тем, что в -5С отсутствовала диоптрийная коррекция, но видоискатель был более совершенный. Со светящимися рамками и в целом давал картинку больше и немного светлее.

Мне, как очкарику, конечно, важно и то, и то. Но флагмана, который предлагал бы все плюшки сразу — не придумали.

Сейчас мы рассмотрим именно ФЭД-5

ФЭД-5 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1977 по 1990 год.

Корпус — классический для дальномеров того времени. Выполнен из светлого металла и оклеен черным текстурированным кожзаменителем.

Камера весьма крупная и увесистая. Мой экземпляр без объектива весит 630 грамм.

Штатный объектив Индустар-61 Л/Д 2,8/55.

Тип крепления оптики— резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.

Взвод затвора — курковый. Затвор — шторный, матерчатый. Отбивает выдержки 1с, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Очень большой ассортимент выдержек. По мне, так за пределами целесообразности. Помню, перейдя на Зенит-12сд с его более чем скромным количеством выдержек, я нисколько не испытал дискомфорта.

Тем не менее, диапазон выдержек — это важная часть функционала фотокамеры. Далеко не все дальномерные камеры того времени могли похвастаться таким ассортиментом. Поэтому решение харьковчан заслуживает только поощрения.

Камера оснащена автоспуском и синхроконтактом. Причем синхроконтакт есть и проводной и в «горячем» башмаке.

Элементы управления:
PC182212Спереди, помимо объектива, имеем:
— рычаг взвода и кнопку старта автоспуска — классически справа от объектива;

— прямоугольное окно видоискателя;
— небольшой круглый глазок дальномера. База дальномера 43 мм;
— окошко встроенного несопряжённого селенового фотоэкспонометра.
PC182215Сзади видим гнездо проводного синхроконтакта и окуляр видоискателя.

Окуляр снабжен ребристой оправой для диоптрийной коррекции в пределах ± 2 диоптрий.

Видоискатель совмещен с дальномером. Картинка в видоискателе совсем небольшая и тонированная серо-фиолетовым цветом. Все это делает видоискатель темным и не очень-то удобным. Зона фокусировки в центре — круглая, небольшая, более светлая, чем остальное поле видоискателя.
PC182220Снизу — 2 замка съемной задней стенки и штативное гнездо. Резьба штативного гнезда — 1/4 дюйма.
PC182218Основные элементы управления сосредоточены сверху.

Слева расположен массивный несопряженный калькулятор экспозиции. В его центре скрывается подъемная головка обратной перемотки.
Далее, слева направо идет окошко со шкалой экспонометра. Шкала имеет деления, пронумерованные от 1 до 11. В зависимости от уровня освещения объекта съемки по шкале ходит стрелка. Чем выше уровень, тем на большую цифру шкалы указывает стрелка.

Калькуляция экспозиции происходит так:

PC182222Вращением центрального кольца калькулятора пользователь выбирает чувствительность заряженной в аппарат фотопленки.

Далее пользователь видит номер, на который указывает стрелка на шкале экспонометра и вращением внешнего кольца калькулятора выставляет этот номер в окошке на калькуляторе.
После этого, любая из совпавших друг напротив друга пар выдержки и диафрагмы — является допустимой экспопарой.

Пользователь выбирает конкретную пару исходя из своего замысла и выставляет выдержку и диафрагму на соответствующих органах управления.

Как видим, экспонометр, калькулятор экспозиции и органы управления выдержкой и апертурой — это отдельные и независимые узлы аппарата, что не очень удобно.

Но идем далее. Правее шкалы экспонометра расположен горячий башмак.

PC182227Еще правее головка выдержек. Диапазон допустимых выдержек — вызывает, конечно, оптимизм, а вот техническая реализация этого узла неудобная.

Традиционно для камер того времени, чтобы изменить выдержку, головку нужно оттянуть наверх, перевести на нужную выдержку и опустить.

Менять выдержку можно только при взведенном затворе! Иначе камера выйдет из строя.

Далее идет кнопка спуска с втулкой отключения затвора и массивная головка, в которой совмещены курок взвода затвора, счетчик кадров и памятка типа заряженной пленки.

Расположение кнопки спуска — традиционное для камер этой серии. Кнопка смещена назад и хорошо прячется за головкой взвода затвора и счетчика кадров. Привыкаешь к такому расположению быстро, но удобным его назвать нельзя.

Дизайн камеры не очень самобытен. Все типично для линейки ФЭД. Нет ни изъянов ни изюма. В целом, я бы назвал дизайн скорее неудачным. На мой скромный вкус, конечно. Вроде все неплохо, но какие-то пропорции делают камеры недостаточно солидной.

PC182225Чтобы зарядить пленку требуется открыть снизу два поворотных замка и снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.

Отношение к камере:
ФЭД-5 (конкретно, -5В) — это одна из пленочных камер, которые я реально много использовал и именно в советские времена.

Экспонометр у меня был внешний Лениград-8. Обзор этого замечательного устройства я обязательно сделаю.

О существовании вариантов пятого ФЭДа с экспонометром я просто не знал, а потому и не парился.

Отношение к пятому ФЭДу у меня сдержанное. Не могу сказать, что камера мне тогда прям не нравилась. Все вполне прилично. Против Смены-8М прирост функционала — очевиден.

Но что-то такое ощущалось….. В общем, на Зенит-12сд я перешел безо всякого сожаления.

Не знаю как кому, но для меня в 5-х ФЭД-ах было особенно неудобно то, что шкала выдержек нанесена на «погон» на корпусе камеры вокруг головки выдержек.

Почему это неудобно? А потому, что при взводе затвора головка вращается. И при взведенном и невзведенном затворе — стрелка на головке указывает не в одно и то же место! Понять, какая именно выдержка выставлена, можно только взведя затвор. При спущенном же затворе выдержку не только нельзя поменять, так еще и нельзя точно понять какая именно выдержка сейчас выставлена.

Во многих моделях ФЭД была иная конструкция. Там тоже вращается головка, но и до, и после, и даже во время взвода затвора можно видеть какая выставлена выдержка.

Я понимаю, что конструкторы перенесли шкалу на неподвижный «погон» в первую очередь потому, что выдержек много и на головке разместить их все было бы сложно и неудобно. Но удобства пользователю это ведь никак не добавляет, верно?

Конечно, такой механизм изменения выдержек был и на других фотоаппаратах. В том числе и на многих Зорких.

Но как-то все по мелочи накапливается в совокупности с общей громоздкостью, избыточным весом, мелкой и темной картинкой в видоискателе, отсутствием ярких решений в дизайне и т.д.

Все вместе это впечатление от камеры портит.

Хотя, возможно, я излишне придираюсь к этому аппарату. А вы как считаете?

P.S. Объективы от многих советских фотоаппаратов, в том числе от этого, можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.

Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. И не забывайте про кроп-фактор.

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть до 5% от стоимости покупки.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться. Далее, на главной странице LetyShops выбирайте интересующий вас интернет-магазин. Их там более двух тысяч, представлены такие популярные площадки как AliExpress, My-Shop и многие другие. Перейдя по кнопке в магазин, совершаете там покупки как обычно.

После оформления заказа, на ваш счет в LetyShops будет начислен кэшбэк. Доступен для вывода он станет после получения товара.
Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.
На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис LetyShops, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!

На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Также приглашаю Авторов публиковаться на ресурсах Проекта.


Инструкция:

000103

04050607080910

fotoussr.ru

ussrlens.com - Фэд-5С

Дальномерный фотоаппарат произведенный на предприятии Харькова, последний фотоаппарат ФЭД который серийно производился. Свое название получил  в честь главного чекиста Феликса Эдмундовича Дзержинского - сокращенно ФЭД. "5" в названии указывала на пятую и увы последнюю серию дальномерных фотоаппаратов.  Литера "С" присваивается аппаратам с усовершенствованным видоискателем с параллактическими отметками.

 

Дальномерные камеры Фэд были самыми доступными камерами среди себе подобных, таких как Зоркий и Киев. По этой причине их относят к ширпотребу. Главным образом пятая серия не имела больших отличий от предыдущей четвертой, разница была сугубо в деталях декора и корпуса.  Сколько наштамповали Фэд-5с неизвестно даже на заводе, по сей день просачиваются новые и запечатанные камеры на интернет барахолки. Да и сами работники, теперь уже корпорации "ФЭД", признают что могут торговать еще лет 5-10 фотоаппаратами при условии даже того что камеры будут покупать как при СССР. 

В 90-е годы на пост советский рынок попали китайские мыльницы, народ их воспринял как верхом научного достижения. Фокусироваться не нужно, подбирать выдержку не было необходимости, в некоторых автоматическая перемотка пленки, а встроенная вспышка позволяла фотографировать пьяные рожи в темноте.... Одним словом блаженство, мозг напрягать не нужно. В то время как ФЭД-5С был на порядок дороже, тяжелее и сложнее в обращении, не стоит забывать что в техническом плане ФЭД отстал от своих зарубежных собратьев на лет так тридцать.

 Технические характеристики:

  • Фокусировка - по дальномеру.
  • База дальномера 43 мм.
  • Затвор механический шторно-щелевой.
  • Выдержки затвора 500-250-125-60-30-15-8-4-2-1-"В".
  • Синхронизация со вспышкой от "В" до 60 включительно.
  • Экспонометр - селеновый.
  • Крепление оптики резьбовое М39.
  • Рабочий отрезок - 28,8 мм.
  • Штатный объектив - Индустар-61Л/Д.
  • Весс камеры - 960 грамм.

Эргономика и конструктив:

Как бы не ругали ФЭД-5 (С) за его размеры, но именно благодаря им  камера лежит в руках как влитая. Скругленные  боковые стороны способствуют тому что ладонь плотно прилегает к фотоаппарату. Вес почти в килограмм тянет руки, если просмотреть все дальномерные камеры ФЭД начиная с первого, то можно наблюдать постепенное ожирение. Что негативно сказалось на компактности, за что по сути и ценят дальномерные фотокамеры.



Чтобы поменять выдержку необходимо сначала взвести механизм затвора при помощи курка, далее потянуть вверх головку выдержек и провернуть ее до нужного значения. Увы оперативности и удобства такие пляски не прибавляют, как для начала 90-х годов архаика.

Встроенный селеновый экспонометр в ФЭД-5С имеет понятную систему управления, но не каждый ее сразу поймет. Для правильной настройки необходимо перевести селектор со значениями чувствительности пленки (2.)в правильное положение. Он имеет современное обозначение в ISO, если пленка имеет светочувствительность ISO 100 то и и селектор (2.) должен быть выставлен со значением 100 на против черной риски. Далее исходя из показаний экспонометра (3.), стрелка указывает на какую либо цифру (от 1 до 11), выставляемым селектор с выдержками (5.)так чтоб та же цифра была и в проеме. 

Пример:



  • Чувствительность пленки 100 (6.).
  • Выбрано среднее значение шесть, исходя из показаний стрелки (5.).

В результате получаемый возможность фотографировать при таких установках.

  • диафрагма 2,8 - выдержка 500.
  • диафрагма 4,0 - выдержка 250.
  • диафрагма 5,6 - выдержка 125.
  • диафрагма 8,0 - выдержка 60.

 Затвор у ФЭД-5 (С) механический шторно-щелевой отрабатывает приемлемый ряд выдержек, 500-250-125-60-30-15-8-4-2-1 и "В".

 Если проводить параллель с бюджетными зеркальными фотоаппаратами Зенит (Е, ЕМ,ЕТ, 11, TTL,12сд и пр.), то затворы дальномерных аппаратов ФЭД более совершенны.  Так как имели более длинный ряд выдержек, чем и пользовались продавцы во времена СССР.

Система дальномера ФЭД-5С позволяет более менее точно сфокусироваться с объективами фокусное расстояние которых от 35 до 135 мм.  Хотя погрешность на 135мм уже большая.  По этой причине встреть объектив 180 или 200мм для дальномерных фотоаппаратов большая удача.  Идеально можно сфокусироваться на 50 мм объективе. База дальномера скудная 43 мм. Сам видоискатель светлый и имеет рамки поправки параллакса, но пятно дальномера очень маленькое и темное. В условиях плохой освещенности сфокусироваться по дальномеру не реально. Еще один момент, видоискатель не имеет диоптрийной коррекции. Посему очкарикам сложнее.

Резьбовое крепление оптики м39 позаимствовано у камер Leica, в принципе Leica-2a является отцом всех ФЭДов.



Присутствует небольшая путаница между резьбовым креплением м39 для дальномерных фотоаппаратов ФЭД-Зоркий и резьбой м39 для зеркальных фотоаппаратов Зенит.  Физически они одинаковы, но оптика от зенита не подойдет для ФЭд, или наоборот. Проблема в рабочем отрезке ФЭДа - 28,8 мм, а у Зенита 45,2 мм.

Штатный объектив Индустар-61 Л/Д  2,8/55 имеет лантановую оптику, то есть более тяжелый крон (сорт) стекла, где литера "Л" - Лантан. А литера "Д" обозначает принадлежность объектива к дальномерным фотоаппаратам. Соответственно рабочий отрезок 28,8 мм и для зеркальных фотоаппаратов не подойдет. Вернее пользоваться можно но фокусировка возможна будет на расстоянии 10-15 см от объектива - эдакий макро режим. 

По картинке от зеркального варианта Индустар-61Л/З не отличается, собственно объектив хорош. Любители дальномерных камер отмечают что  тело аппарата ФЭД являет собой заднюю крышку для объектива. По сути это камень в сторону ФЭда.  Также дальномерный вариант в паре с фотоаппаратом в разы дешевле нежели зеркальный Индустар-61 и компактнее. Что большой плюс для владельцев беззеркальных камер.

Заключение:

ФЭД-5С самый доступный дальномерный фотоаппарат на сегодняшний день. Тяжелый, большой и уже морально устаревший. Фотографировать им можно и вполне успешно, главное руки и голова. Но есть более совершенные дальномерные камеры Киев, не намного дороже. Какую либо ценность аппарат ФЭД-5С ни для кого не представляет. Хотя объектив Индустар-61 л/д вполне достойный, который способен радовать своих владельцев в сочетании с цифровыми беззеркальными камерами.

 

 

ussrlens.com

ФЭД 5В. Советский железный дедушка в хрупких женских · Lomography

53 Share Tweet

Продолжая тему дальномерных камер, я решила рассказать о своем лучшем друге. Это камера ФЭД 5В. Любимый тяжелый кирпичик, висящий на тонкой женской шее.

Credits: fish400

«Феликс Эдмундович Дзержинский» – советский дальномерный фотоаппарат. Выпускался с 1975 по 1990 год. Модификация фотоаппарата «ФЭД-3». Штатный объектив — «Индустар-61 Л/Д» 2,8/53, просветлённый. Фотоэкспонометр отсутствует. Обратная перемотка фотоплёнки рулеткой. Имеется механизм диоптрийной коррекции видоискателя (в пределах + / – 2 диоптрий). Чистая механика.

Металлический корпус внушает уверенность в надежности аппарата, приятный и простой. Попал ко мне в руки полтора года назад от одногруппника. Это моя первая камера, первые опыты на пленку, первые эксперименты, первая любовь.

Credits: gotoarizona

Камера, и правда, простая! На ней нет экспонометра, и до нее я никогда не сталкивалась с ручной настройкой. Посмотрела пару раз таблицу экспонометра, этого оказалось вполне достаточно. Все первые кадры получились на удивление хорошо. Может это магия, и камера сама поправляла параметры, я не знаю. Но два года без экспонометра прожила так и дальше собираюсь прожить. Это на уровне ощущений.

Фотографировать им можно абсолютно всё, использовать любые пленки и любые фишки с пленками. Классический вариант использования камеры – это, конечно, пейзажи:

Credits: gotoarizona

Честно признаюсь, что первые полгода я совершенно не знала как пользоваться дальномерным способом фокусировки. Статьи про это, то ли не понимала, то ли не хотела понимать: ставила наугад, и 2 месяца радовалась снимкам, которые почти всегда были в фокусе. Затем пошла полоса неудач… Одна пленка, вторая, третья. Все кадры были нечеткие, кроме тех, что снимались на «бесконечность». Я не могла понять, в чем дело. Перечитала статьи, разобралась в фокусировке. Отнесла камеру знакомому, он поспешил расстроить меня тем, что дальномер сломался и больше не работает. В печали я ходила не больше трех дней, так как двухчасовое «шатание штырька» туда-сюда решило проблему, и в дальнейшем ФЭД меня больше не подводил.

Вернемся к обзору. Помимо пейзажей на ФЭД можно снимать и отличные портреты, если широко открыть диафрагму, например, и точно сфокусироваться, задний план будет подразмыт не хуже какой-нибудь зеркальной камеры. Еще мне нравится немного пересвечивать лица. Тогда портреты смотрятся мягче и, возможно, немного добрее, светлее:

Credits: gotoarizona

Черно-белая пленка. Такую я пробовала на этой камере всего пару раз. Я не фанат чб, но не говорю, что она плохая, просто сейчас мне нужен цвет. Про первую чб пленку у меня есть целая история, но я просто покажу фотографии:

Credits: gotoarizona

Рэдскейл. Я много раз пробовала его на этой камере. Готовая пленка мне не попадалась, всегда делала из обычных негативов. ФЭД, как и остальные схожие фотоаппараты, справляется с такими пленками «на отлично». А почему? Потому, что открывая/закрывая диафрагму, вы можете полностью контролировать свет и, следовательно, оттенок рэдскейла. Остается только выбрать пленку и нужную вам «дырку» и будет вам персиковый, ярко-желтый или малиновый колор:

Credits: gotoarizona

Кросс-процесс. Любимый прием большинства ломографов, не самый легкий для исполнения на таких камерах как ФЭД. В общем-то, всё просто, если у вас есть экспонометр или глаз годами натренирован определять освещенность правильно. Слайд не терпит ошибок, это правда, но если проэкспонировать пленку правильно, да еще и снимать на солнце, можно получить очень насыщенные цвета и замечательный контраст:

Credits: gotoarizona

Мультиэкспозиция. Такой встроенной функции, к сожалению, нет, но не страшно. Всегда можно отснятую пленку перезарядить заново и получить неожиданные результаты. Хотя мне больше нравится, когда последовательно накладываешь кадр на кадр. У модели ФЭД 5В удобная рулетка, достаточно сделать один оборот назад до еле слышного щелчка и взвести затвор снова. Так у тебя всегда есть выбор – делать мультиэкспозицию или нет:

Credits: gotoarizona

Из отрицательных свойств камеры отмечу только ВЕС! Черт, для меня это номер один конечно. Не зря те люди, которые впервые слышат название камеры, переводят как «толстый» (fat).

А еще металлический корпус. Минус только для зимы, но скоро станет снова актуальный. В варежках снимать не очень удобно, не чувствуешь камеру. А если их снять, то можно примерзнуть к камере и тогда мы точно станем неразлучны. Хотя всё вышеперечисленное даже минусами назвать трудно, так, придирки.

Credits: gotoarizona

Я пробовала и продолжаю пробовать снимать на другие камеры, но ФЭД 5В остается моей самой любимой. Меня устраивает его функционал и, наверно, за 2 года мы с ним действительно стали родные.

written by gotoarizona on 2012-10-24 #gear #review #camera #fed-5b #lomography #

www.lomography.com

ФЭД 5. Мысли от читателя Радоживы. Краткий обзор фотоаппарата

Обзор фотоаппарата специально для Радоживы подготовил Борис Тимофеенко.

ФЭД 5

ФЭД 5 — один из моих любимых фотоаппаратов. Потомок немецких «Leica», хоть он и менее технически совершенен, чем «Киев» (объектив с меньшей светосилой, меньший диапазон выдержек), но всё-таки есть у него некоторый шарм.

ФЭД — аппарат для вдумчивой съёмки. Этому способствуют отсутствие какой-либо автоматики, кроме селенового экспонометра, и объектив с не слишком высокой светосилой (f/2.8).

Парк доступных объективов к этому фотоаппарату очень скромен, и большую его часть составляют похожие по характеристикам объективы «Индустар». В данном обзоре я буду рассматривать «ФЭД» с «Индустаром» неразрывно друг от друга.

ФЭД 5

На моём экземпляре стоит объектив «Индустар-61Л/Д». Этот 55-миллиметровый фикс имеет возможность регулирования диафрагмы от f/2.8 до f/16. Мне нравится убийственная резкость этого объектива в центре с минимальными искажениями по бокам даже на открытой диафрагме. Эта резкость очень художественно смотрится в сочетании с особенностями фотоплёнки (цвета, зерно), благодаря чему можно получить восхитительные снимки. Виньетирование объектива слабое и не будет заметно на цифровых фотоаппаратах с «кропнутой» матрицей. Лепестки диафрагмы имеют круглую форму на f/2.8 и f/4, превращаясь в правильный шестиугольник на остальных значениях. Боке абсолютно не искажено: не закручивается (в отличие от Гелиоса 44-М), источники света выглядят как правильные шестиугольники либо круги. Объектив неплохо держит контровый свет, сохраняя хорошую контрастность, и при этом часто преподносит весьма красивые «зайчики» засветки. По моему опыту, этот объектив хорошо подходит для разных видов съёмок, от портретной до предметной: при впечатляющей резкости и минимальных искажениях изображения получаются очень приятными глазу, художественными. В плане удобства использования объектив огорчил тугим кольцом фокусировки (иногда при его прокрутке прокручивается весь объектив).

ФЭД 5

Эргономика фотоаппарата своеобразна. При весе около килограмма «федя» сделан очень качественно, с почти полным отсутствием пластиковых деталей. В руках лежит уверенно и удобно, с простым доступом к элементам управления. На шее в чехле аппарат долго не поносишь: перевешивает. Качество изготовления на высоте: минимальное количество пластиковых деталей, надёжный затвор. Благодаря отсутствию зеркала с рук можно делать кадры на выдержках 1/30 и даже 1/15 (впрочем, последние получаются не всегда).

Видоискатель у фотоаппарата тёмный и маленький, не слишком широкая база дальномера. Пользоваться таким видоискателем, а в особенности фокусироваться, довольно неудобно. Практически невозможно сфокусироваться в темноте (например, в условиях концерта): в видоискателе просто не видно кружок фокусировки!

ФЭД 5

Какой-либо электроники в фотоаппарате нет, поэтому в нём отсутствует элемент питания (в отличие от, например, Зенитов). Есть механический автоспуск и деградировавший за десятилетия селеновый экспонометр. На верхней части располагается калькулятор выдержек, позволяющий по показаниям экспонометра вычислить светопару. На рычажке перемотки затвора есть индикатор числа кадров и типа плёнки. Удобная штука! Есть синхроконтакт и горячий башмак, можно подключить вспышку (впрочем, я не пробовал). Синхронизация со вспышкой происходит только на выдержке 1/30 сек.

А теперь давайте посмотрим на некоторые снимки, которые я получил на этом фотоаппарате. Цветная фотоплёнка Kodak ColorPlus 200, ISO 200 и черно-белая фотоплёнка A-125, ISO 125:

В заключение скажу, что я влюбился в этот фотоаппарат. В своё время «федя» мотивировал меня к изучению фотографии: из-за отсутствия автоматических режимов пришлось изучить матчасть, прежде чем выходить на улицу и фотографировать всё подряд. Да, эргономика неидеальна, но при должной сноровке можно получать замечательные кадры. Впрочем, сфера применения фотоаппарата ограничена: «ФЭД» подходит только для вдумчивой съёмки в хороших условиях освещения. Даже со вспышкой снимать, например, ночные мероприятия будет крайне проблематично.

Еще один обзор ФЭД-5 можно найти здесь. Больше обзоров от читателей Радоживы найдете здесь.

radojuva.com

Зеркальный фотоаппарат ФЭД. Неизвестный проект.

FED_SLR2Этот небольшой очерк посвящен малоизвестному проекту создания зеркального фотоаппарата ФЭД.

Увы, информации у меня немного. Снимки прототипа аппарата и некоторые сведения о нем прислал мне посетитель сайта Сергей Николаевич, за что ему огромная благодарность.
Давайте для начала вспомним коротко, какие предприятия в СССР выпускали зеркалки. Сразу оговорюсь, что под зеркальной я в данной статье понимаю SLR, т.е. однообъективный зеркальный фотоаппарат. TLR это, конечно, тоже зеркалки, но речь сейчас не о них.

Итак, основу советской послевоенной фото-промышленности составляли 5 предприятий, большинство из которых представляли собой промышленные объединения. Это:

— КМЗ — Красногорский механический завод в подмосковном Красногорске
— Завод Арсенал — в Киеве
— Харьковское производственное объединение ФЭД — в городе Харьков.
— ЛОМО — Ленинградское оптико-механическое объединение в Ленинграде
— БелОМО — Белорусское оптико-механическое объединение с центром в Минске

Порядок перечисления произвольный.

Перечисленные предприятия по несколько раз меняли названия, поэтому я привел их более или менее соответственно тому историческому отрезку, который мы рассматриваем.

На первых 4-х предприятиях массовый выпуск гражданской фото-аппаратуры начался (продолжился) буквально сразу после Великой-отечественной Войны.

На ЛОМО Комсомолец выпускался с 1946 года. Киев на Арсенале — с 1947-го, Зоркий и послевоенный ФЭД стартовали в 1948-м.

Минский механический завод, на базе которого позже было создано БелОМО, был построен немного позже и потребности фотолюбителей начал удовлетворять в 1957-году.

Фотоаппараты выпускались весьма разнообразные, но на первых порах это были шкальники или дальномеры. Особняком стоит линейка двухобъективных зеркалок от ЛОМО. Однообъективные зеркальные фотоаппараты начали выпускаться позже.

i1IJX9QRIПервопроходцем в этом вопросе является КМЗ с аппаратом Зенит от 1952 года. Фото с sovietcams.com. Достаточно долго КМЗ был не только первым, но и единственным предприятием, выпускавшем зеркалки в СССР.
Арсенал дебютировал с Салютом в 1957-м, а с Киев-10 только в 1965 году, но зато, сразу уверено заявил претензии на сегмент высокоуровнеыых и профессиональных зеркальных аппаратов. Фото Салюта с sovietcams.com. В этом сегменте Арсенал и КМЗ конкурировали (ну, или соц-соревновались) до самого распада СССР.

iLTAELFCOP3293423
P4293655На БелОМО выпуск зеркалок начался в 1973-75 годах. Правда, это были Зенит-Е, т.е. конструкции разработки КМЗ. Тем не менее, зеркалки предприятие выпускало, это, как ни крути, серьезна галка в имиджевом чек-листе.
P8139070ЛОМО освоить зеркалки тоже пыталось, правда, неудачно. Это была известная серия аппаратов Алмаз начала 80-х.

Я все-таки полагаю, что наличие в ассортименте продукции системного зеркального фотоаппарата было для предприятия своего рода признаком уровня зрелости.
А как же Харьковское производственное объединение ФЭД? Это предприятие известно своими дальномерами, сначала классическими механическими, а позже и с электронной начинкой. А вот о зеркальных аппаратах ФЭД я лично ничего не слышал. До недавнего времени.

Оказывается, проект такой все-таки был.

В 70-х годах КБ фотоаппаратосторения ФЭД разработало зеркальную камеру, которая по надежности и функционалу превосходила современные ей Зениты. Эта камера выдержала на «отлично» испытания на стенде. На фото один из ранних прототипов.

Далее привожу информацию со слов Сергей Никоаевича, который имел отношение к разработке фотоаппаратов ФЭД. Знаком он и с этим проектом.

FED_SLR1Как следует из гравировки на объективе, камера 1974 года. Оптическая схема штатного объектива — Индустар-61. Оправа объектива полностью новая с моргающей диафрагмой, что обусловило добавление буквы «М» в названии. Судя по гравировке, объективов было сделано не менее 4 шт.
Камера оснащена TTL замером, для включения которого следует полунажать спусковую кнопку. Замер на рабочей диафрагме, т.е. спусковая кнопка одновременно является репетиром.

Индикация замера стрелочная в поле зрения видоискателя (как у Зенит-TTL).

FED_SLR3У модели на фото головка выдержек вращающаяся, а значение установленной выдержки, как и чувствительность пленки, вводятся лимбами вокруг головки обратной перемотки (чувствительность — внутренним, выдержка — наружным). Затем по индикации в поле видоискателя вращением кольца диафрагмирования подбирается правильная экспозиция, т.е. приоритет выдержки в чистом виде.
Скорее всего, были еще иные опытные образцы с невращающейся головкой выдержек, сопряженной с замером.

Диапазон выдержек полный от 1/500 до 1 сек.

Затвор шторный. Размеры барабана, шкивов и гильз затвора, а также шторок совпадают с ФЭД-2,3,4 (преемственность конструкции!). За счет меньших размеров барабана и гильз и более тонких штор у ФЭДа по сравнению с Зенитом, зеркало и видоискатель предположительно больше зенитовского.

Счетчик имеет какие-то конструктивные отличия от счетчика ФЭД-5, при сходной кинематике (визуально он ниже, тоньше, чем у ФЭД-5).

Остается загадкой:
— Как осуществлялся привод зеркала, было ли оно постоянного визирования или «залипающее», и действительно ли размер видоискателя был существенно больше зенитовского.
— Крепление объектива.
— Свет к фоторезисторам попадал через светоделительное зеркало или они были установлены на призме в других местах (сверху или по бокам окуляра).
—Элементы питания и их размещение.

Несмотря на несколько удачных решений, министерство заявило, что в стране уже достаточно производителей зеркалок, а подготовка к производству ФЭДовской зеркалки требовала немалых капиталовложений, т.к. камера имела низкий «коэффициент преемственности».

Вообще, политика руководства СССР во всех отраслях сводилась тогда к формуле: «делать новое, сохраняя в нем все детали от старого».

Камера успешно прошла полный цикл испытаний на стенде, но в серию не пошла, уступив место Зенит-TTL.

А ФЭДу и пришлось выпускать модели дальномеров 5, 5С, 5В с почти 100% преемственностью и минимумом различий от предыдущих поколений аппаратов.

В КБ ФЭД по собственной инициативе разработки и доработки проекта зеркальной камеры продолжались до 1991.

Далее, после 1991 на ФЭДе еще какое-то время (где-то до 2002) продолжали существовать структуры, связанные с фотопроизводством, в частности, гарантийный центр.

Затем все это было ликвидировано, вместе с КБ, экспериментальными образцами и т.п.

Вот такая информация.

Если у вас есть еще сведения о проекте зеркального ФЭДа, пожалуйста, поделитесь.

Удачи!

P.S. Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть  2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в  LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки. Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Чтобы оставить комментарий на сайте не требуется регистрация. Большинство полей необязательны для заполнения. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
На странице во ВКонтакте вы можете опубликовать свое объявление о покупке или продаже фототехники.

Также приглашаю Авторов публиковаться на ресурсах Проекта.


 

fotoussr.ru

Фэд 5 с – Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх