Филипп халсман фото: . Philippe Halsman. : .

Филипп Халсман (Philippe Halsman): прыгающие звезды • Интерьер+Дизайн

Первого апреля в седьмом зале Друо в Париже, аукционный дом Pierre Bergé & Associés продает на торгах коллекцию винтажных фотографий Филиппа Халсмана (1906-1979). Выдающегося мастера XX века, сюрреалиста и экспериментатора, друга Сальвадора Дали, президента Американского общества журнальных фотографов, штатного фотографа журнала Life.

Филипп Халсман родился в еврейской семье в Риге. Первые снимки сделал в возрасте 15 лет. Образование получил в Германии в Дрезденском университете, где он изучал электротехнику. Жизнь Халсмана во многом определила трагическая случайность. В сентябре 1928 года во время прогулки с Филиппом в Австрийских Альпах его отец Мордух Халсман упал с большой высоты и погиб. Совершенно несправедливо Филипп был осужден на 10 лет за отцеубийство. О трагедии много писали в Европе, и в защиту молодого Халсмана выступили многие знаменитости, в том числе Альберт Эйнштейн и Томас Манн. Отсидев два года, Филипп освободился при условии, что он навсегда покинет Австрию. Так он оказался в Париже, где довольно быстро сделал карьеру  журнального фотографа.

До войны ему удалось сделать ряд первоклассных портретов знаменитостей, в том числе Андре Мальро, Поля Валери, Марка Шагала, Андре Жида и Ле Корбюзье. Персонажи Парижа 1930-х годов составляют примерно четверть коллекции, выставленной на торги. Другая важная часть — снимки из культовой серии «Прыжок». «С начала 50-х годов я просил прыгать знаменитых или значительных людей. Меня увлекала курьезность момента. Жизнь учит нас следить за  выражением лица, но во время прыжка люди теряют контроль.  Я хотел видеть, как знаменитости раскрывают в прыжке свои амбиции или отсутствие таковых, показывают свою беззащитность, веселье и другие черты». По просьбе  Халсмана прыгали Софи Лорен и Мерлин Монро, «отец атомной бомбы» физик Роберт Оппегеймер и фотограф Эдвард Стейхен. Тридцать седьмой президент США Ричард Никсон подпрыгивал перед камерой Халсмана в залах Белого Дома.

 Отказали ему лишь трое: пианист Ван Клиберн, американский теле- и радиожурналист Эдвард Мэрроу и 31-й президент США Герберт Гувер. Все остальные взмывали в воздух с явным удовольствием. В итоге родилась серия из 200 портретов, которая стала настоящей классикой фотографии ХХ века. И два десятка винтажных снимков из серии представлена на торгах аукционного дома Pierre Bergé & Associés.  Так что событие обещает быть интересным. Однако всем, кто пожелает принять участие в торгах, следует помнить о том, что французы традиционно ставят очень низкие эстимейты. На деле лоты могут значительно подняться прямо на старте.

Сальвадор Дали, серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 4000-6000 евро.

Колетт Маршан, актриса и танцовщица, серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 800-1000 евро.

Эдвард Стейхен, серия «Прыжок», серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 4000-6000 евро.

Вивьен Ли, серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 600-800 евро.

Роберт Оппенгеймер, серия «Прыжок», серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 3000-5000 евро

Чарли Темпл, серия «Прыжок», серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 2000-3000 евро.

Фернандель, серия «Прыжок», серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 4000-6000 евро.

Мерлин Монро, серия «Прыжок», серебряно-желатиновая печать. Эстимейт 4000-6000 евро.

Автор:
Мария Савостьянова

Фото:
предоставлены пресс-службой аукционного дома

Поделиться:

FB TW OK

#фотография

#Париж

#Pierre Bergé & Associés

#Филипп Халсман (Philippe Halsman)

#фотография

#Париж

#Pierre Bergé & Associés

#Филипп Халсман (Philippe Halsman)

Далее

Арт

Что происходит в мастерских потомков Рафаэля и Моранди?

Design Now Design Now

Что таит в себе легендарное фото «Атомный Дали» Филиппа Халсмана, которое было снято с 28 дубля


В наши дни, когда в руках современных фото-художников есть такой мощный инструмент, как фотошоп, никого уже не удивить сюрреалистическими фотографиями, которыми буквально пестрит интернет. А вот как еще в средине ХХ века фотографы умудрялись создавать гениальные сюрреалистические снимки, используя лишь натуральные предметы, живую модель и фотокамеру с пленкой — это по истине было загадкой. В нашей публикации вы узнаете не только секреты гениальных фотомастеров прошлого века, но и легендарную историю создания знаменитого сюрреалистического фотоснимка «Атомный Дали» (1948).

Сюрреализм, зародившись в изобразительном искусстве вначале XX века, тут же покорил сердца не только многих художников, но и фотографов. Этот новаторский стиль по своей сути предусматривал странное скопление несочетаемых между собой объектов. Он буквально окунал зрителя в область подсознания, где балом правили фантазия и сновидения. Однако сюрреализм в живописи — это одно, а в фотоискусстве — это нечто иное. Фотографам, использовавшим для своих работ, лишь пленку и объектив камеры, добиться эффекта сюра было намного сложнее. И, разумеется, им пришлось искать собственные художественные средства и нестандартные приемы, а также пустить в ход весь свой профессионализм.

Секреты создания в ХХ веке сюрреалистических фото

Сложная задачка фотографами была решена. Чтобы добиться сюрреальности они стали использовать комбинированную печать, монтаж, технику деформации и искажения. Наиболее же популярным приемом стало многократное экспонирование кадра, то есть получение изображения в результате последовательной съемки нескольких объектов на один и тот же участок фотопленки. При этом на один кадр накладывалось несколько изображений, а при распечатке фото получалось многослойным.

Пример многократного экспонирования.

Именно с помощью такого экспонирования, фотомонтажа и искусственно подготовленных форм можно было создать изображение с «идиллическими грезами или ирреальными художественными образами», которые магически воздействовали на сознание зрителя. Такие фото, выполненные при помощи нестандартных фото-приемов, в прошлом веке зачастую использовали в рекламе, поскольку они порождали у зрителя необычные смысловые и визуальные ассоциации.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:20 невероятных сюрреалистических фотографий, демонстрирующих неоднозначность восприятия мира.

Филипп Халсман, выдающийся фотограф, родоначальник сюрреализма в фотографии.

Благодаря таким неординарным работам в стиле сюрреализма широкую известность получили такие фотографы, как Ангус Макбин, Билл Брандт, Йозеф Судек, Чема Мадоз и многие другие. Однако, родоначальником сюрреализма в фотографии всё же стал легендарный Филипп Халсман (Philippe Halsman), выдающийся фотограф середины XX века. К слову сказать, этому еврею, родившемуся в Риге, освоившему искусство фотографии в Париже, бежавшему от гитлеровских войск в 1940-м в США и вскорости ставшему иконой фотостиля, не отказывались попозировать даже самые капризные мировые знаменитости, представители высшего света и влиятельные политики.

«Атомный Дали» («Dali Atomicus») — классика сюрреалистического фотоискусства


«Атомный Дали» («Dali Atomicus»). 1948 год. Фотограф: Филипп Халсман. | Фото: mymodernmet.com.

Именно Филипп Халсман первым доказал, что добиться оригинальных эффектов сюрреализма можно даже без монтажа, многократного экспонирования, используя исключительно фотографические средства и профессионализм. Сделанный им снимок «Дали атомикус» или «Атомный Дали», посвященный знаменитому художнику-сюрреалисту Сальвадору Дали, является настоящей классикой сюрреалистического фотоискусства.

История этого уникального снимка весьма примечательна, если не сказать — легендарна. На фото мы видим «летающие предметы», прыгающего Сальвадора Дали и парящих в воздухе котов. И, следует напомнить, что никакой компьютерной обработки в 1948-м году, конечно же, не существовало и в помине. Поэтому для достижения требуемого результата потребовалось около шести часов напряженной работы и от самого главного героя, и от ассистентов, и от Халсмана. Кстати, кошкам тоже досталось — их забрасывали в кадр во всех 28-ми дублях.

Оригинальная серия снимков Филиппа Халсмана с авторскими записями. | Фото: mymodernmet.com.

К потолку на леске были подвешена картина, мольберт с рамой и подставка для ног. Жена фотографа Ивонна попеременно с ассистентом держали стул, имитируя его движение в пространстве. На счет «один» — все занимали исходную позицию, на «два» — готовились к действию. На счет «три», ассистенты Халсмана выплескивали ведро воды и покидывали кошек. На счет «четыре» Дали прыгал, а Халсман фотографировал. После этого Филипп удалялся в темную комнату, проявлять пленку, а ассистенты вытирали воду с пола и утешали перепуганных кошек. И так — 28 раз на протяжении шести часов.

«Атомный Дали». Фрагменты. Снимок Филиппа Халсмана.

Идея снимка «Атомный Дали» была основана на представлении о составе атома, в котором вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Необычный реквизит — картина, парящий стул, всплеск воды в движении, скамеечка для ног, мольберт, три парящих кота и, наконец, что не менее важно, сам Сальвадор Дали — все это было как бы подвешено в воздухе. Чтобы показать это постоянное движение, Халсману и пришло в голову использовать эти необычные приемы с прыжком Дали, летающими кошками и прочими атрибутами.

Гениальный фотограф-сюрреалист Филипп Халсман снимал этот захватывающий сюжет, используя хорошего качества фотокамеру и мощные павильонные вспышки, чтобы вся искусственно созданная ситуация была изображена контрастно, с высокой степенью резкости. В итоге, взяв отснятый производственный материал из 28 дублей, он слепил окончательный результат, который и был опубликован в журнале LIFE в 1948 году.

«Прыжки»

Идея снимка «Дали атомикус» оказалась настолько удачной, что фотограф вернулся к ней во второй половине 50-х. Отсняв около 200 фото известных личностей Америки, в 1959 году Халсман издал фотоальбом «Прыжки», составленный из портретов знаменитостей, сфотографированных в момент прыжка. Причудливую затею с прыжками Халсман объяснял осаждавшим его репортерам тем, что в момент прыжка «люди раскрепощаются и становится возможным запечатлеть их неприкрытую сущность, увидеть их истинное лицо».

Альбом «Прыжки» («Jump Book»). Фотоработы Филиппа Халсмана.

Мастер постановочной фотографии также издал книгу «Усы Дали» (Dali’s Mustache), посвященную знаменитому художнику-сюрреалисту, с которым был дружен более 30 лет. Их связывала не только долгая дружба, но и страсть к сюрреализму. Филипп Халсман и Сальвадор Дали познакомились в 1941 году, приехав в Америку из Европы с разницей в три месяца. Это время стало важным этапом в жизни обоих. С 1942 года Халсман стал работать в журнале «Life», где на протяжении многих лет была напечатана 101 его фотография на обложке издания. Там же он познакомился с Сальвадором Дали. С тех пор он создал немало знаменитых художественных фото Дали. Но, это уже другая история…

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: За что Сальвадора Дали исключили из общества сюрреалистов и другие малоизвестные факты о «сумасшедшем гении».

«Усы Дали» (Dali’s Mustache). Фотоработы Филиппа Халсмана.

Нелегкая судьба чешского фотографа Мирослава Тихого стала одной из главных легенд в истории искусства ХХ века.

Об этом удивительном человеке, наша публикация: Как фотоаппараты, собранные из хлама, прославили фотографа-бродягу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Филипп Халсман: американский фотограф-портретист к звездам

Филипп Халсман. Фото Ирэн Халсман.

Филипп Халсман родился в Риге, Латвия, 2 мая 1906 года. В пятнадцать лет он обнаружил на семейном чердаке старый фотоаппарат, купил несколько стеклянных пластин и начал фотографировать. Как и многие другие фотографы, когда он впервые увидел это изображение, появившееся на подносе фотолаборатории, это был момент, изменивший его жизнь, и он знал, что собирается делать со своей жизнью.

Он стал семейным фотографом и помимо семейного отдыха и праздников тратил свое время и деньги на фотографирование друзей и друзей друзей.

Его сестра переехала учиться в Париж и вышла замуж за француза. На их свадьбе он влюбился в Париж и решил переехать туда, чтобы продолжить работу над своей инженерной степенью. Его гораздо больше интересовали искусство и литература, чем технологии и механика, поэтому после окончания учебы он объявил, что является профессиональным фотографом. Он купил фотопрожектор и бывший в употреблении увеличитель к своей старой камере и начал свою карьеру.

Вскоре он стал известен в Париже своими творческими и яркими портретами актеров, писателей и музыкантов. Он женился на своей ученице Ивонн Мозер. Вскоре Филипп и Ивонн Халсман стали известной командой фотографов довоенного Парижа. Он купил еще один прожектор, подставку и объектив Zeiss Tessar. Сверхчеткие изображения и креативные установки с двумя источниками света стали его визитной карточкой.

Автопортрет Филиппа Хальсмана.

Фотоаппарат Халсмана

Халсман вскоре понял, что за секунды, которые он потерял, загружая держатель пленки и вытягивая темный слайд, он упустил решающий момент фотографии. Это заставило его разработать 9× 12 см двухлинзовый зеркальный. Было несколько камер TLR, которые он спроектировал и построил или продал как камеру «Халсмана», в первую очередь TLR 4 × 5.

«Камера, которую я сконструировал для себя, — очень важная часть моей техники, — сказал однажды Халсман. «Моя голова покрыта тканью для фокусировки, я смотрю на объект через объектив. С точки зрения натурщика безжизненный механизм камеры вдруг становится почти живым.

«Позже, в фотолаборатории, мне иногда приходит в голову новая идея. Творческий процесс не останавливается на съемке фотографии, он продолжается и на изготовлении отпечатка, потому что, изменяя тональные значения, вы можете изменить настроение или подчеркнуть то высказывание, которое вы изначально задумали в студии».

Он также использовал камеры Hasselblad, Rolleiflex и другие зеркальные фотоаппараты с двумя и одним объективом. Он хотел иметь возможность постоянно видеть объект через видоискатель, когда спускал затвор.

Вторая мировая война

Когда началась война, он смог отправить свою жену и первую дочь Ирэн в Соединенные Штаты. Когда немцы захватили Париж, он вместе со многими другими парижанами бежал на юг, в Марсель. Там он обнаружил, что ему не разрешат поехать в США, потому что у него есть латвийский паспорт. США разрешали въезжать в страну только восемнадцати латышам в год, и ждать пришлось семь лет. Поскольку он был знаком с Альбертом Эйнштейном, он попросил свою жену связаться с Эйнштейном, чтобы узнать, может ли он помочь. Эйнштейн действительно помог, и Халсман вскоре отправился в Нью-Йорк.

Альберт Эйнштейн. Фото Филиппа Халсмана.

Халсман прибыл в Нью-Йорк 10 ноября 1940 года. Несмотря на то, что он был известным фотографом во Франции, в Нью-Йорке его не знали. Он говорил на пяти языках, но английского среди них не было, так что он был в очень невыгодном положении. Его прорыв произошел, когда его фотография начинающей модели по имени Конни Форд была подобрана косметической компанией Elizabeth Arden и использована для рекламы губной помады. Фотография получила медаль арт-директора, и его карьера пошла вверх в Америке.

Сальвадор Дали

Халсман познакомился с Сальвадором Дали в начале 1940-х годов, и они стали друзьями на всю жизнь. На протяжении многих лет Халсман много раз фотографировал Дали.

Испанский художник Сальвадор Дали. Фото Филиппа Халсмана.

Одним из самых известных изображений Дали, сделанных Халсманом, был Dali Atomicus в 1948 году — фотография с кошками, водой и стулом.

Дали Атомикус . 1948 г. Фото Филиппа Халсмана.

Услышать, как Халсман лично описывает эту фотосессию, было весело. В середине 19В 70-е годы в местном колледже моего города прошла серия лекций под названием «Мастера фотографии». Они пригласили нескольких известных фотографов того времени выступить на ежемесячном публичном мероприятии. Я присутствовал на всех мероприятиях и смог встретиться со многими из самых известных фотографов 20-го века. Вечер с Филиппом Халсманом был одним из моих любимых.

Он описал, как бросал воду в воздух, пока его жена держала стул, а его сестра Люба и дочери были «дрессировщиками кошек». Чтобы получить это изображение, потребовалось 26 кадров. Это означало 26 раз вытирания пола, 26 бросков и 26 раз ловли кошек.

Оригинальная неретушированная версия Dali Atomicus , в которой все еще видны поддерживающие струны. Фото Филиппа Халсмана.

Книга прыжков

В начале своей карьеры он имел привычку просить своих портретных персонажей прыгать. Обычно это была последняя фотография сессии. За эти годы он сделал сотни изображений прыгающих знаменитостей, которые он опубликовал в серии книг под названием The Jump Book .

Дин Мартин и Джерри Льюис. Фото Филиппа Халсмана.

«Начиная с начала 1950-х годов я просил каждого известного или важного человека, которого я фотографировал, прыгать для меня», — сказал однажды Халсман. «Меня двигало искреннее любопытство. Ведь жизнь научила нас контролировать и маскировать мимику, но не научила контролировать свои прыжки.

«Я хотел увидеть, как известные люди в прыжке раскрывают свои амбиции или их отсутствие, свою важность или неуверенность в себе и многие другие черты».

Использование прыжка в качестве позы для понимания психики испытуемых было психологическим инструментом, который Халсман назвал Прыжки .

Филипп Халсман прыгает с Мэрилин Монро. Фото Филиппа Халсмана.

Life Журнал

Модная история о дамских шляпках привела к появлению обложки журнала Life . Вскоре он начал снимать портреты для журнала Life . В послевоенное время фотография на обложке журнала Life была высшим достижением, которое только могло быть у фотографа. В итоге у Халсмана было 101 обложки Life , больше, чем у любого другого фотографа. Сотая обложка была с изображением Джонни Карсона в 1970 и Life опубликовал врезку с автопортретом Филиппа и Ивонн под заголовком «Король обложек снимает свое 100-летие». Этот портрет дуэта на самом деле был фотографией, которую Халсманы сделали для своей рождественской открытки 1969 года.

Хамфри Богарт. Фото Филиппа Халсмана. Мэрилин Монро. Фото Филиппа Халсмана. Джон Ф. Кеннеди. Фото Филиппа Халсмана. Одри Хепберн. Фото Филиппа Халсмана. Луи Армстронг. Фото Филиппа Халсмана.

В описании своей работы Халсман сказал: «Важно помнить, что портрет сидя — это чрезвычайно искусственная ситуация. Очень немногие способны сразу потерять самосознание и вести себя перед камерой так, как будто ее нет. Почти во всех случаях фотограф должен помочь субъекту раскрыть себя. На многих сеансах я чувствовал, что то, что я говорил субъекту, было более важным, чем то, что я делал с моей камерой и моим светом.

«Меня больше всего в жизни интересовали люди. Человек постоянно меняется на протяжении всей жизни. Меняются его мысли и настроения, меняются его выражения и даже черты лица. И здесь мы подходим к ключевой проблеме портретной живописи. Если подобие человека состоит из бесконечного числа различных образов, какой из этих образов мы должны попытаться уловить? Для меня ответом всегда было изображение, которое наиболее полно раскрывает как внешнее, так и внутреннее содержание предмета».

«Такая картина называется портретом. Настоящий портрет должен быть сегодня и через сто лет свидетельством того, как этот человек выглядел и каким человеком он был».

Филипп Халсман умер в Нью-Йорке 25 июня 1979 года в возрасте 73 лет после непродолжительной болезни.


Большая часть информации для этой статьи была взята из книги Halsman Portraits Ивонн Халсман.


Изображение предоставлено: Все фотографии Филиппа Халсмана © Halsman Архив

Филипп Халсман | Фотограф | All About Photo

Филипп Халсман родился в Риге, Латвия, а свою карьеру фотографа начал в Париже. В 1934 году он открыл портретную студию на Монпарнасе, где сфотографировал многих известных художников и писателей, в том числе Андре Жида , Марка Шагала , Ле Корбюзье и Андре Мальро , используя инновационный двухобъективный зеркальный фотоаппарат. фотоаппарат, который он сконструировал сам.

Часть большого исхода художников и интеллектуалов, бежавших от нацистов, Халсман прибыл в Соединенные Штаты со своей молодой семьей в 1940 году, получив экстренную визу благодаря вмешательству

Альберта Эйнштейна .

Плодотворная карьера Халсмана в Америке в течение следующих 30 лет включала репортажи и обложки для всех крупных американских журналов. Эти задания свели его лицом к лицу со многими ведущими государственными деятелями века, учеными, художниками и артистами. Его проницательные портреты появились на 101 обложке журнала Life — рекорд, с которым не мог сравниться ни один другой фотограф.

Частично успех Халсмана был связан с его жизнерадостностью и воображением в сочетании с его технологическим мастерством. В 1945 году он был избран первым президентом Американского общества журнальных фотографов (ASMP), где возглавил борьбу за защиту творческих и профессиональных прав фотографов. В 1958 году коллеги Халсмана назвали его одним из десяти величайших фотографов мира.

С 1971 по 1976 год он вел семинар в Новой школе под названием Психологическая портретная живопись 9.0123 .

Халсман начал тридцатисемилетнее сотрудничество с Сальвадором Дали в 1941 году, результатом которого стал поток необычных фотографий идей , в том числе Дали Атомикус и Усы Дали серии. В начале 1950-х Халсман начал просить своих испытуемых прыгать за его камерой в конце каждого сеанса. Эти уникально остроумные и энергичные изображения стали важной частью его фотографического наследия.

Письмо в 1972, Халсман говорил о своем увлечении человеческим лицом. «Каждое лицо, которое я вижу, словно скрывает — а иногда и мимолетно раскрывает — тайну другого человека. Запечатлеть это откровение стало целью и страстью моей жизни».

Источник: Magnum Photos

На протяжении всей своей карьеры Халсман любил сравнивать свою работу с работой хорошего психолога, который с особой проницательностью относится к своим предметам.

Своими изысканными манерами и европейским акцентом Халсман также соответствовал популярному стереотипу того времени, когда американцы относились к психологии с завороженным скептицизмом. На самом деле Халсман гордился своей способностью раскрывать характер своих натурщиков. Как он объяснил, «Нельзя толкнуть человека в положение или расположить его голову под определенным углом. Это нужно сделать, провоцируя потерпевшего, развлекая его шутками, убаюкивая молчанием или задавая дерзкие вопросы, на которые его лучший друг боялся бы озвучить».

Весной 1952 года Халсман применил свою фирменную технику, когда Лайф отправил его в Голливуд, чтобы сфотографировать Мэрилин Монро . Халсман попросил Монро встать в угол и поставил камеру прямо перед ней. Позже он вспоминал, что она выглядела на

«как будто ее загнали в угол, где нет возможности выбраться». Затем Халсман, его помощник и репортер журнала Life устроили «огненный» конкурс для привлечения внимания Монро.
Филипп халсман фото: . Philippe Halsman. : .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх