27 ретро-фотографий XIX века, на которых запечатлены российские горожане разных профессий
Простые горожане конца 19-го века.
Окунуться в атмосферу русских городов 19-го века можно, посмотрев какой-нибудь исторический фильм или почитав русских классиков, например, Достоевского. Но всё же лучшими иллюстрациями к тому времени являются старые фотографии. В нашем обзоре одна из старейших коллекций фотографий русских горожан. Особый интерес эти снимки представляю ещё и потому, что на них запечатлены не аристократические дамы и не высокие чиновники, а простые люди.
Дворник
В 1879 году был издан указ, по которому «в каждом доме в Москве должен быть дворник для очередного дежурства днем и ночью на улице». Дворники не могли быть младше 21 года, должны были знать всё о жильцах и сотрудничать с полицией.
Дворник с дровами.
Дворник — важный человек.
Двое мальчишек, которые пришли, вероятно за дровами для хозяйского дома приветствуют фотографа.
И его помощники.
Дворник в доме был весьма уважаемой фигурой. Ворота на ограде, которая была у каждого дома, запиралась около 11 вечера, и те их жильцов, которые возвращались домой позже, давали дворнику чаевые. Жили дворники чаще всего в небольших помещениях во дворе дома, в котором служили.
Дворник с метлой, лопатой и корзиной для мусора.
На фотографии запечатлен момент, когда два работника заносят воду в богатый дом. Объектив фотоаппарата запечатлел их в движении. На фото хорошо заметно, что мощение улиц далеко о совершенства, да и крыльцо пора бы подремонтировать, что тоже, кстати, было задачей дворника.
Доставка воды.
Извозчик
Голубчик в своём экипаже.
Извозчики делились на несколько категорий. Самые дешёвые экипажи, владельцы которые заезжали в город из близлежащих деревень только на день, назывались «ваньки». В их колымаги садились далеко не все.
Московский извозчик.
На верхней ступени извозчичьей иерархии – «лихачи». Их услугами пользовались кавалеры с дамами, богатые купцы, офицеры. Работали они сами на себя и поджидали богатых клиентов. А были и профессиональные извозчики – «голубчики», узнать которых можно было по форменной одежде. Стояли такие извозчики на извозчичьей бирже.
Извозчик отдыхает.
Этот извозчик зашёл в помещение, чтобы выпить горячего чая. Тулуп позволял ему проводить на улице целые дни. Чай пьют, не раздеваясь, только сняв, следуя правилам этикета, головной убор.
Извозчики пьют чай.
Торговцы
Уличная торговля в 19-ом веке в российских больших и малых городах процветала. Купить на улице можно было практически всё — от продуктов питания до предметов для рукоделия. Иногда на улицах подторговывали краденым нечистые на руку личности. Большие города в то время были отдельным миром. Узнать это мир поближе можно, прочитав 20 интересных фактов о Москве и москвичах, которые подметил ещё Гиляровский.
«Мальчишки-торговцы
Уличная молочница. В зимнее время она вывозила свою продукцию в город на специальных санках.
Молочница.
Ещё одна уличная торговка. Правда, сегодня не совсем понятно, что она продаёт.
Торговка.
Торговка с баулами.
Торговка пирожками.
Парень с озорными глазами продаёт на улице товары для рукоделия.
Сушки и баранки к чаю.
В продаже есть всё.
Продавец дичи.
Этот торговец продаёт сбитень – напиток с добавлением мёда, приправ и варенья. Только в конце 19-го века сбитень был вытеснен с рынка чаем и кофе.
Продавец сбитня.
Ремесленники
Этот торговец предлагает берестяные плетёные корзины. Возможно, он сделал их сам. В то время посуды из пластика не было, а береста являлась просто идеальным материалом. Посуда из неё была прочной и прекрасно подходила для хранения любых продуктов.
Продавец корзин.
Ещё один мастер – он делает и продаёт хомуты для лошадей. Стоит обратить внимание на его полосатые штаны. Настоящий франт.
Мастер по изготовлению хомутов.
Профессия точильщика ножей была востребована всегда.
Точильщик ножей.
У этой торговки такие огромные баулы, что она могла бы сложить в них,пожалуй, товар из современного торгового киоска.
А ещё в городе были…
Кочегар
Кочегары обслуживали печи горожан. Обязательные аксессуары — удобная одежда,высокие кожаные сапоги и топор.
Кочегар на рабочем месте.
Каменщик
Каменщик в отличие от кочегара те же самые печи выкладывал. Мужчина на фотографии держит в руках кирпичи с логотипом компании.
Каменщик.
Мясник
Мясник.
Промышленник.
Фотография, безусловно, постановочная. Но огромный её плюс в том, что можно в подробностях разглядеть все детали униформы того времени.
Почтальон.
Продолжая путешествие в прошлое, интересно будет увидеть 30 фотографий русских крестьян-ремесленников за работой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Подборка редких фото 19 века которая вызывает тоску и гордость за потерянную страну
Автор Вячеслав На чтение 4 мин. Опубликовано
Зашел к приятелю и увидел, что он рассматривает старые фотографии. Присмотрелся — да это же прошлый и позапрошлый век. Кому это может быть интересно? А он посоветовал внимательно присмотреться и подумать об этом еще раз.
Я стал рассматривать фотографии и незаметно для себя увлекся. И дело не только в деталях, непривычных для нашего современного глаза, но и в полном отсутствии ретуши.
А если она где-то и есть, то это отдельный вид искусства – то как фотограф пытается приукрасить снимки доступными ему способами.
Оглавление
- Несколько значимых фото из России XIX века
- Фото царских и княжеских семей
- Фото обычных людей
- Редкие кадры знаменитых правителей
Несколько значимых фото из России XIX века
Смотрю на эту фотографию и думаю, чем он отличается от нас сегодняшних. Потом понял, что действительно отличается. Дело не только в биографии знаменитого певца, но и в энергетике и жажде жизни, которая от него исходит.
Певец Федор ШаляпинНас трудно удивить новыми марками автомобилей. А вот старыми… Хотя первый автомобиль больше напоминает коляску, тем не менее это был гигантский шаг вперед, который позволил человечеству создать современные модели машин.
Этот писатель был мастером русской словесности. Он не принял революцию и эмигрировал. Иван Бунин был и остался одним из величайших русских гениев.
Писатель И. А. БунинФото царских и княжеских семей
Это семья последнего русского императора Николая II. Глядя на эту большую семью, ощущается безмятежность, хотя их судьба позже сложилась очень трагически. Почти все изображенные здесь люди после революции погибли.
Фото семьи РомановыхИмператор нес важные обязанности перед своей страной. Однако он иногда мог выкроить время для отдыха вместе со своими близкими. На фотографии запечатлен один из таких моментов.
Семья Николая II на отдыхеА вот Александра III прозвали миротворцем. На фотографии он выглядит полным и добродушным человеком. При этом здесь изображен царь крупнейшей европейской страны.
Александр III с семьейФото обычных людей
Для того чтобы составить мнение об эпохе, нужно увидеть разные моменты общественной жизни. При этом фактически важна каждая деталь. В этом разделе будет немного рассказано о простых людях того времени.
Этот человек имеет свою лошадь и повозку, приспособленную для перевозки большой бочки керосина. Они давали ему постоянный заработок.
Перевозчик керосина — представитель одной из сотен профессий, которые все вместе обеспечивали экономическое развитие страны.
Перевозчик керосинаВот фотография рабочих, которые вносят свой вклад в застройку Санкт-Петербурга. Без сотен тысяч таких людей было бы невозможным создание архитектурных шедевров этого города.
Каменщики в Санкт-ПетербургеЭта мастерица зарабатывает на хлеб продажей платков. Ей для этого не требуется киоск или прилавок. Носить на себе огромное количество прекрасных изделий для нее не в тягость, хотя, может, она уже просто привыкла.
Мастерица торгует платками и носкамиРедкие кадры знаменитых правителей
Здесь мы видим последнего русского императора вместе со своим наследником. Фотография передает его гордость за сына. К сожалению, надеждам отца не суждено было сбыться. После революции они оба трагически погибли.
Современники отмечали, удивительную похожесть этих братьев. Кроме внешности, они были походили и своим высоким положением. Они оба были монархами великих держав.
Однако, когда после революции Николай II попросил разрешения у Георга V переехать вместе с семьей в Британию, тот ему отказал.
Николай II вместе с двоюродным братом Георгом VЭтот человек, если не знать, кто он, выглядит уверенным в себе и довольным жизнью. Российский император Александр III прожил долгую и счастливую жизнь. Он был отцом Николая II.
Прославился тем, что за время его правления не было ни одной войны. Главным направлением его усилий было укрепление Российской империи.
Александр III в молодостиСтарые фотографии таят в себе особое очарование. Не жалею, что потратил на них время. Понял, что еще неоднократно буду обращаться к их просмотру. А вы что думаете об архивных кадрах? Видите ли в них часть давно ушедшей эпохи?
Викторианские фотографические техники
Узнайте, как викторианские изобретатели и предприниматели преуспели в создании самых первых изображений.
Поскольку в процессе дагерротипии создается только одно изображение за раз, несколько копий одного и того же изображения могут быть получены только путем фотографирования или гравировки непосредственно с дагерротипной пластины.
Вверху: Дагерротип двух мальчиков и двух девочек работы Джулиуса Брилла из Нью-Йорка, 1852-60 гг. Из коллекции Ховарта-Лумса в Национальных музеях Шотландии.
Смотрите другие дагерротипы с выставки в нашем поиске по коллекциям.
Какие еще процессы были изобретены?
Дагер был не единственным, кто экспериментировал с фототехникой в начале 19 века. По ту сторону Ла-Манша английский землевладелец, ученый Уильям Генри Фокс Талбот (1800–1877 гг.) создал свой первый успешный негатив летом 1835 года.
объектив камеры, Джон Моффат, Эдинбург, 1864 г.
После дальнейшей работы он обнаружил возможность проявления невидимого скрытого изображения (формируемого за гораздо более короткое время экспозиции) и запатентовал свой усовершенствованный процесс в феврале 1841 года. Этот процесс, известный как калотип , является прародителем почти всех фотографические методы с использованием химии до появления цифровой фотографии в конце 1990-х годов.
Негатив калотипа был получен путем проецирования изображения через линзу на лист химически сенсибилизированной бумаги, закрепленный внутри камеры, где он формировал скрытое изображение на бумаге, невидимое человеческому глазу. При проявлении это давало негативное изображение. В свою очередь, этот негатив был помещен в печатную рамку со вторым листом сенсибилизированной бумаги под ним и выставлен на солнечный свет. Это давало положительное изображение, которое нужно было закреплять химическими веществами.
Вверху: Лестница, табличка XIV из книги Талбота «Карандаш природы » — первой книги, иллюстрированной фотографиями. Солевой отпечаток с калотипного негатива.
Калотипные изображения не такие четкие, как дагерротипы, но у них было одно большое преимущество: с одного негатива можно было получить более одного изображения. Однако оба процесса были громоздкими и очень дорогими. Что было необходимо, так это более быстрый и дешевый способ действительно разжечь огонь викторианской фотомании.
Вверху: Ранняя калотипная камера с объективом, датируемая ок. 1840 г., используемый Талботом.
Другие калотипы с выставки можно найти в поиске по коллекциям.
Как фотография стала дешевле?
Итак, мы подошли к 1851 году, когда лондонский скульптор Фредерик Скотт Арчер (1813-1857) объявил о своей новой форме фотографии, мокром коллодионном процессе . Он сочетал в себе лучшее из методов Дагера и Талбота, но был проще и дешевле, чем любой из них, что позволило ему стать коммерчески жизнеспособным методом. Публике это понравилось, и процесс Арчера стал основой фотографии на следующие 140 лет.
Стеклянную пластину покрывают влажным раствором коллодия, содержащим светочувствительные соли серебра, и экспонируют, пока пластина еще влажная. Фотографии должны быть сделаны в течение 15 минут после нанесения покрытия на пластину, поэтому необходима переносная темная комната; однако время экспозиции меньше, чем у дагерротипов и калотипов, что упрощает фотографирование на открытом воздухе. Создается резкое негативное изображение на стекле, фиксирующее микроскопические детали. С него можно сделать позитивные копии, обычно с альбуминовых отпечатков на бумаге. Эти отпечатки более четкие, чем те, что созданы с помощью калотипа Talbot, и менее склонны к выцветанию.
Вверху: негатив из влажного коллодиевого стекла (вверху) и альбуминовый отпечаток разрушенного аббатства. Фотограф и дата неизвестны.
Как использовался метод Арчера?
Фотографы и производители продолжали экспериментировать, создавая новые способы использования техник Талбота и Арчера.
Амбротипы (или влажные коллодиевые позитивы) были сформированы путем окрашивания обратной стороны стеклянного негатива черной краской или помещения туда кусочка черного картона. Негатив мог быть помещен в защитный футляр, напоминающий футляр дагерротипа, с которым его иногда путают. Однако амбротипу не хватает зеркальной поверхности дагерротипа.
Вверху: В этом примере амбротипа (влажный коллодийный позитив) половина черной подложки удалена, чтобы продемонстрировать эффект темного фона под обесцвеченным негативом. Из коллекции Ховарта-Лумса в Национальных музеях Шотландии.
Другие амбротипы с выставки смотрите в поиске по коллекциям.
Процесс tintype , или ферротип, был более дешевым развитием метода мокрого коллодия, производящим одно положительное изображение на луженой или эмалированной железной подложке. Часто они были украшены неуловимым количеством цвета, иногда до такой степени, что изображение больше не походило на фотографию.
Вверху: тинтайп с изображением семейной группы родителей и троих детей, двух мальчиков с рыболовными сетями и девочки с ведром, 1880–90-е гг. Фотография была сделана возле пляжной хижины фотографа с вывеской на обороте: «W. ХОЛОДНЫЙ ФОТОГРАФ». Из коллекции Ховарта-Лумса в Национальных музеях Шотландии.
Вверху: Эта фотография женщины сильно подкрашена. Из коллекции Ховарта-Лумса в Национальных музеях Шотландии.
Несмотря на низкое качество многих изображений, полученных в результате использования этого процесса, тинтайпы долгое время пользовались популярностью и все еще производились даже в двадцатом веке, особенно пляжными фотографами. Готовую фотографию можно было передать покупателю в течение нескольких минут, а цена редко превышала 6 пенсов (около 2 фунтов сегодня).
Вверху: сцена на берегу моря с фотографами на пляже. Альбуминовый отпечаток с мокрого коллодиевого негатива, сделанный Поулсоном, Рамсгейт, 1882 г. Многие фотографы на этом снимке использовали бы тинтайп для продажи сувениров. Сцена была идентифицирована как пляж в Рамсгейте: конечная остановка железной дороги Чатем и Дувр видна почти на берегу. Из коллекции Ховарта-Лумса в Национальных музеях Шотландии.
Другие тинтайпы с выставки можно найти в поиске по коллекциям.
Стереомания
В том же 1851 году ученый сэр Дэвид Брюстер (1781-1868) впервые представил миру лентикулярную стереоскопию на Большой выставке в Хрустальном дворце, Гайд-парк, Лондон.
Слово «стереоскопия» происходит от греческих слов «stereos», что означает «твердый» или «твердый», и «skopeō», что означает «смотреть» или «видеть». Любое стереоскопическое изображение называется стереограммой. Первоначально «стереограмма» относилась к паре стереоизображений, которые можно было просматривать с помощью стереоскопа. Большинство стереоскопических методов представляют два слегка различающихся изображения отдельно для левого и правого глаза зрителя. Эти двухмерные изображения затем повторно комбинируются мозгом, чтобы дать зрителю ощущение трехмерной глубины.
Стереоэкраны и изображения пользовались мгновенным успехом у посетителей, которые были очарованы новым трехмерным эффектом.
Вверху: Стереокарта Музея искусства и науки в Эдинбурге (ныне Национальный музей Шотландии) Х. Гордона из Абердина. На изображении показаны галерея на первом этаже и балкон с образцами естественной истории, как таксидермическими, так и скелетными. Вы можете увидеть, как эта стереокарта будет выглядеть через просмотрщик здесь (требуется браузер с WebGL).
Вверху: Стереокарта под названием «Создание стереографов», сделанная неизвестным фотографом, 1860 год. Из коллекции Ховарта-Лумса в Национальном музее Шотландии.
Лентикулярный стереоскоп Дэвида Брюстера был разработан несколькими производителями в надежде воспользоваться огромным спросом на изображения. Сотни тысяч стереоскопических изображений были проданы в результате большого помешательства, охватившего каждую викторианскую гостиную среднего класса. Для создания изображений были разработаны специальные камеры, а также выпущено множество средств просмотра, чтобы не отставать от спроса. Особой популярностью пользовались портреты, пейзажи, комедийные сцены и изображения далеких мест.
Вверху: Стереоскоп Брюстера на подставке из панциря черепахи, изготовлен c. 1860 г. Из коллекции Ховарт-Лумс в Национальных музеях Шотландии.
Вверху: ручной стереоскоп на подставке, американский, около 1900 г. Из коллекции Ховарта-Лумса в Национальных музеях Шотландии.
Другие стереокарты с выставки смотрите в поиске по коллекциям.
Увлечение карт-де-визит
Когда начинающий парижский фотограф Андре Адольф Эжен Дисдери (1819 г. -89) понял, что может сократить свои расходы, сделав несколько негативов меньшего размера на одной пластине, он в одиночку создал совершенно новое увлечение. Визитная карточка, несомненно, была самой популярной формой фотографии 19-го века: ответом викторианской эпохи на «селфи». Лихорадка карт-де-визит достигла Англии примерно в 1857 году и, в отличие от более ранних форм фотографии, охватила почти все слои общества.
Вверху: Carte-de-visite Her Majesty the Queen , Cundall, Downes & Co, Лондон, напечатано на обороте: Снято с натуры К. Клиффордом из Мадрида, 14 ноября 1861 . Вероятно, это было первое изображение королевы, выставленное на всеобщее обозрение. Она написала в своем дневнике, что для этого «оделась в вечернее платье, с диадемой и драгоценностями». Из коллекции Ховарта-Лумса в Национальных музеях Шотландии.
Другие визитные карточки с выставки можно найти в поиске по коллекциям. Можете ли вы найти наших викторианских знаменитостей?
Момент Kodak
В 1888 году Джордж Истман из компании Eastman Dry Plate & Film Company из Рочестера, штат Нью-Йорк, выпустил новую камеру, которая еще больше расширила рынок популярной фотографии. Его продукт назывался Kodak, потому что Истмен хотел что-то короткое, произносимое и безошибочно узнаваемое на нескольких языках. Камера Kodak стоимостью 25 долларов (сегодня это около 420 фунтов) поставлялась с заводской загрузкой сенсибилизированной рулонной пленки, которой хватило бы на сотню круговых изображений. После того, как они были экспонированы, вся камера была возвращена на завод для снятия, проявления и повторной загрузки с новым рулоном пленки, и все это за 10 долларов (около 165 фунтов стерлингов сегодня). Истман рекламировал это успешным слоганом: Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное .
Фотокамера Kodak произвела революцию на рынке фотографии благодаря простоте использования и свободе от химии фотолаборатории. Это положило начало фотографии как инструменту и хобби для всех.
Вверху: коробка Brownie с рулонной пленкой, изготовленная компанией Eastman Kodak Company, Нью-Йорк, около 1900 года. Это первая камера из серии камер Eastman Kodak Brownie . Изготовленный из картона, обтянутого кожзаменителем и продаваемый за доллар, он популяризировал недорогую фотографию, и было продано более 250 000 экземпляров.
Цифровая революция
В 1981 году Sony представила Sony Mavica , первый цифровой электронный фотоаппарат. 34 года спустя, когда около половины взрослого населения мира носит камеру в кармане в виде мобильного телефона и ежедневно загружается более 1,8 миллиарда фотографий, фотография стала сенсацией, как никогда. Подсчитано, что каждые две минуты мы делаем столько фотографий, сколько было сделано за весь XIX век. Что бы сделали из этого Дагер и Талбот?
Коллекция архитектурной фотографии 19-го века – Университетские библиотеки
Коллекция архитектурной фотографии 19-го века включает более 1000 изображений из фотоколлекции Рассела Стерджиса, которые в основном связаны с архитектурой, а также документируют исторические путешествия, археологические раскопки и портретную живопись.
Коллекция фотографий Стерджиса была инвентаризирована Дэвидом Хэнлоном в 1994–1996 годах; согласно его документации (теперь находящейся в справочной коллекции Библиотеки искусства и архитектуры Кранцберга), в библиотеке Западного кампуса хранится 15 286 гравюр и 19путевые альбомы, содержащие 1037 отпечатков в библиотеке Кранцберга, всего 16 323 отпечатка.
Чуть более половины отпечатков были идентифицированы или приписаны группе из 180 конкретных фотографов и фоторедакторов. В этот список входят многие знаменитые фотографы, такие как Эдуард-Дени Бальдюс, Чарльз Клиффорд, Роберт Макферсон, Биссон Фререс, Леопольдо Алинари, Э. Компьень, Л. Бургундия, Жан-Пьер Филипп Лампуэ, Уильям Генри Гудиер, Людовико Туминелло, Карло Понти, Доменико Брезолин. и Чарльз Х. Винтер.
После смерти Рассела Стерджиса в 1909 году его фотоколлекция была приобретена Вашингтонским университетом по указанию профессора архитектуры Фредерика Б. Манна. Предназначенные для использования в качестве учебной коллекции, отпечатки были смонтированы, проштампованы и классифицированы по географическому признаку для использования в курсах истории архитектуры и дизайна.
Хотя эти фотографии конца 19 века в первую очередь связаны с архитектурой, они также документируют исторические путешествия, археологические раскопки и портретную живопись.
Альбомы находятся в специальных коллекциях Библиотеки искусств и архитектуры Кранцберга Вашингтонского университета. Для обзора коллекции обратитесь к записям библиотечного каталога для описи коллекции фотографий Стерджиса Дэвида Хэнлона, ссылка на которую приведена ниже.
Оцифровка коллекции
Вид четырех рисунков Паоло Ломбарди XIX в.Коллекция архитектурной фотографии века: Ангел; Богородица с младенцем и юным Иоанном Крестителем; Святая Филомена; и Богородица с чашей и крестом Оцифровка коллекции архитектурных фотографий XIX века восстанавливает свое первоначальное предназначение в качестве обучающей коллекции. Проект предоставляет первую возможность для полного сотрудничества между сотрудниками отдела визуальных ресурсов и Библиотеки искусства и архитектуры и совпадает с их переездом в августе 2006 года в общее рабочее пространство в Библиотеке искусства и архитектуры Кранцберга. Дальнейшее сотрудничество с архивным работником университета и сотрудниками Службы цифровых библиотек гарантирует рассмотрение и решение проблем, связанных с авторскими правами, сохранением и доступом.