Рисовать с натуры или по фотографиям? «За» и «против».
Рисовать с натуры или по фотографиям? “За” и “против”.
В очередной раз получив от учеников вопрос “Можно ли рисовать по фотографиям?”, я решила написать по этому поводу статью, чтобы раскрыть свою позицию.
Когда я встречаю где-нибудь на художественных форумах, как бывалые художники учат новичков, что рисование по фото – дурной тон, что делать этого ни в коем случае нельзя, то понимаю, что такой художник либо является только теоретиком от искусства, либо просто лукавит.
Предполагается, что можно рисовать только с натуры и на пленэре? А все остальное – жалкая подделка под природу?
Но давайте вспомним, что пленэр вошел в историю живописи не столь уж давно. Рисовать на природе художники начали только в 19 веке! Да, и фотографии тогда не было, рисовали по памяти. Но столь уж сильно потеряло искусство, заменив память художника на фотографию? Ведь память – вещь избирательная, всех деталей не запечатлеет.
Кроме того, в некоторых случаях, работа на пленэре для самой техники письма является не лучшими условиями. Той же акварелью, к примеру, зимой на морозе не порисуешь – вода замерзает…
Тем не менее, я не хочу сказать, что рисовать по фотографии можно и нужно. В этом вопросе, мне кажется, нельзя быть категоричным. Как и во многих вещах, здесь есть свои “за” и “против”. Попробую раскрыть эти моменты.
Рисовать с натуры или по фото: “за” и “против”.
Фотография “одноглаза”, отображает объект более плоским, чем видит глаз.
Действительно, если вы посмотрите на какой-то близкий объект сначала двумя глазами, а потом одним, то увидите, что предмет стал “менее живым”, менее объемным.
Рисуя с натуры, мы можем передать это впечатление объема, а, рисуя по фото, лишаем рисунок части “жизни”.
Рисовать по фотографии легче, особенности объема виднее.
Для начинающих рисование по фото – спасение. Здесь они наглядно видят объем на двумерной плоскости листа, могут анализировать какой цвет они видят на том или ином участке картины и без потерь переносить эти впечатления на двумерный же лист бумаги.
Передача же зрительных ощущений от 3D объекта часто вызывает ощущение потерянности и бессилия. Как следствие, многие люди бросают рисование, отчаявшись разобраться с передачей объемной формы на плоском листе.
Фотография на первом этапе обучения – отличный помощник. Но не стоит застревать на этом этапе. Лучше рисовать с натуры и по фотографии одновременно, чтобы иметь возможность понять, как и что видит глаз на натуре.
Фотография искажает размеры предметов дальнего плана.
Думаю, вы замечали, что при попытке сфотографировать пейзаж, где есть глубина пространства, вы просто теряете объекты среднего плана. Они сильно сжимаются в высоту. Так, поразившие вас высокие горы, на фото выглядят лишь холмами. А тропика в поле, которую видит глаз, на фотографии просто исчезает.
Фотографии можно сделать в условиях, не подходящих для пленэра.
И это, я бы сказала, огромный плюс. Фотоаппарат позволяет нам запечатлевать те пейзажи, в которые художнику со своим мольбертом не попасть. А ну-ка попробуйте порисовать на вершине Эльбруса или посередине оживленного шоссе, в лютый мороз или под дождем! Только фотоаппарат сохраняет для искусства эти образы.
Фотография статична.
Человек же воспринимает мир не только глазами, но и всеми остальными чувствами. И может передать это в картине.
Фото способно запечатлеть мимолетную натуру.
Есть моменты, когда натура просто не будет позировать художнику. Летящая птица, животное в прыжке, сверкнувшая молния, да даже просто быстро увядающие цветы – все это сохраняет для нас фотография.
Фото не передает тонкие оттенки цветов.
Да, фотография изменяет цвет, делает его проще, сближая тона. И в целом краски на фото совсем не те. И против света фотография засвечивается, нужно быть семи пядей фотографом, чтобы сделать качественный, близкий к реальности снимок…
Фотография допускает эксперименты с цветом.
Вы можете экспериментировать с фото, придавая ему разную насыщенность, меняя оттенки цвета, придавая при этом разное настроение мотиву. Так серенький невзрачный пейзаж может стать таинственным, мистическим или ярким и праздничным.
Ни одно фото не даст столько впечатлений и адреналина, как работа на пленэре.
Да, это прекрасно – сидеть на полянке, слушать пение птичек, сливаясь воедино с природой. При этом в душе наступает особое состояние, за которым художники вновь и вновь едут на пленэр. И не важно, что картина на пленэре в 90% случаев – лишь подсобный материал, который, возможно, никогда не станет картиной, но зато какой приятный процесс!
Фотография запечатлевает детали.
Ну, это уже слабый плюс по сравнению с аргументом выше. Просто в дополнение к этюду, написанному на пленэре, фотография станет хорошим дополнением. Лучше сделать несколько фотографий и общего плана пейзажа, и отдельных его деталей. В совокупности с пусть даже простеньким этюдом на пленэре это станет огромный подспорьем при работе в студии, для создания солидной картины.
Как видите, у фотографии, как источника для картины, есть немало плюсов. Вряд ли современное искусство может совсем обойтись без фотографии. Да и для чего вводить ограничения? Ведь важно не как ты рисуешь, а что получаешь в результате.
Поэтому рисовать с натуры или по фото – каждый выбирает для себя сам.
Я “ЗА!” пленэр и “ЗА” фотографию.
А что выбираете вы? Напишите в комментариях!
* статья проиллюстрирована фотографиями из наших арт-путешествий:
- Каникулы в Провансе. Взгляд художника.
- Весенний пленэр в Черногории.
- Дорогами Афродиты.
- Черногорские сказки-2.
- Испанские зарисовки.
Если материал вам понравился, поделитесь им с друзьями!
ТОП-5 популярных материалов блога:
- Как нарисовать кружку, вазу или тарелку правильно?
- Поэтапное рисование пейзажа с домиками
- Как не испортить красивый скетчбук!
- Как рисовать снег в зимнем пейзаже?
- Техника рисования акварелью: избавляемся от “грязи”
Рисовать с натуры или по фотографии.
![](/800/600/http/wooarts.com/wp-content/uploads/sites/1/nggallery/serge-marshennikov/serge-marshennikov-paintings-wooarts-63.jpg)
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
14.
Любой серьёзный художник скажет, что нужно обязательно рисовать, а особенно учиться рисовать, с натуры. И будет прав. Только исследование живой модели, разглядывание её со всех сторон, анализ её формы, объёма, фактуры, цвета, влияние цвето-тональной среды на модель — всё это возможно лишь вживую.
Но, к сожалению, не всегда есть возможность рисовать только с натуры, в этом случае фотография и видео приходят на помощь. Конечно, такие упражнения менее полезны и не так убедительны, но лучше уж рисовать по фото, чем совсем не рисовать. Главное — тактично использовать фотографии. Вот несколько советов.
1) Не копируем фото полностью, а только используем как подспорье. Не нужно перерисовывать фотографию один в один, определитесь, что именно вам нужно для рисунка: пропорции, движение, жест, мимика, поза и так далее. Остальное дополните по своему желанию в соответствии с идеей рисунка. Вот, например, как работал над портретом В. Н. Третьяковой Иван Крамской: фото облегчило труд модели и сэкономило время, не более того.
2) При рисовании портрета, используйте несколько фотографий, чтобы увидеть и исследовать лицо изображаемого с разных ракурсов, понять особенности мимики и соотнести тональные и цветовые оттенки в лице, освещение и среду, в которой модель запечатлена.
3) Не забывайте о форме. Часто, особенно в любительских фотографиях, форма лица, тела и многого другого не передаётся должным образом элементарно технически — это не значит, что в картине объёма тоже не должно быть. Это правило работает, разумеется, только в том случае, если у вас задача рисовать реалистично.
4) Цветовой настрой, колорит. Отличие картины от фотографии ещё и в том, что цвета всех элементов картины должны быть гармоничны, составлять колористическое единство. В картине они обусловлены одной идеей произведения и акцентируют внимание зрителя на главном. Например, Врубель очень чётко это понимавший, изменял цвет глаз портретируемого с голубого на зелёный, оттенки кожи с фарфорово-телесного на жемчужно-серый, дополнял среду вокруг модели фактурами и цветом, соответствующими авторскому замыслу.
Рисунок. Художник: М. Врубель
5) Отказ от лишнего ради главного. Избавление от случайных деталей, концентрация внимания зрителя на самом важном — одна из основных задач художника. А при рисовании с фото стоит держать ухо востро — не мудрено увлечься и прорисовать все 56 пуговичек и 132 реснички вместо того, чтобы подчеркнуть характерный изгиб губ или необычный жест. Этим мастерски владел И. Шишкин, крупный пейзажист, прославившийся своими максимально детализованными, на первый взгляд, пейзажами. На Московском Фотобиеннале в 2002 году были показаны фотографии, заказанные художником фотографу и используемые как подсобный материал при написании картин. Разница между этими фотографиями и картинами художника колоссальна: простая, чёткая композиция, отказ от второстепенных мелочей, списывания, использование тональных пятен, владение линейной и воздушной перспективой — всё это даёт 100 очков вперёд Шишкину, как мастеру.
Иван Шишкин. Ivan Shishkin (1832-1898)
6) Композиция. Даже если композиционная структура фотографии не случайна, автор тщательно её выверял, уравновешивал, создал действительно что-то новое и интересное, копирование этого всего абсолютно точно не сыграет вам на руку. Копия, даже выполненная в иной технике и материале, всегда хуже оригинала, а реплика менее ценна по сравнению с самим произведением. Создавайте свою структуру, используйте композиционные приёмы, отличные от фото, превращайте спонтанный кадр в произведение искусства.
Рисунок + Коллаж. Автор Екатерина Крюкова (Пилипенко)
7) Авторство. При использовании чьего-то изображения полностью или частично, необходимо указать имя автора, идею которую вы используете, это важно. Закона об авторском праве никто не отменял. На фотографии авторские права распространяются в течение жизни самого автора +50 лет после его смерти, поэтому, во избежание недоразумений, лучше использовать собственные снимки или оговаривать с автором гонорар заранее. Для коммерческого использования чужих изображений особые правила, читайте закон.
8) Фотография может быть использована как идея и только, без визуально узнаваемых признаков. Это, пожалуй, самое творческое и правильное использование фотоматериала с точки зрения избежания подражания (но вопрос авторства остаётся открытым). Мастерское владение стилизацией и фантазией ещё и не на такое способны, поверьте (смотри пример из журнала).
Зарисовка. Екатерина Крюкова (Пилипенко)
9) Изображение движения и сложных ракурсов. Конечно, рисуя бегуна на последних метрах эстафеты, сложно схватить при помощи рисунка секундное состояние атлета: напряжение мышц, отклонение корпуса, мимические изменения. В этом случае фотография поможет запечатлеть яркий момент, а вот сделать его предельно передающим динамику, восторг, напряжение, концентрацию без повествования, обобщённо, с передачей личностного отношения автора — задача художника. К слову, это применял Тулуз-Лотрек, работая над своими афишами и картинами.
Анри Тулуз Лотрек «Жокей» Henri De Toulouse Lautrec, «The Jockey», 1899
10) Комбинированный метод=модель+фото+видео.
Зарисовка (Николай Цискаридзе). Художник: Екатерина Крюкова(Пилипенко)
Представляете, есть свои плюсы и минусы при рисовании с фотографии, наша задача — научиться ими оперировать с пользой для себя и своего творчества. Взаимное обогащение двух искусств, живописи и фотографии, развивает художников, совершенствует технику, открывает новые горизонты. Искусство непременно должно идти в ногу со временем, исследовать и отображать мир современного человека. Простое перенесение в изобразительную плоскость видимого мира уже не новость, изобретённый в 1839 году дагеротип, без малого 200 лет помогает художникам это делать.
Так давайте изобретать новые приёмы и принципы использования фото в рисовании, ведь творчество основано на изобретательстве, поиске новых решений, самобытности. Ещё Александр Иванов использовал камеру обскура (предок фотоаппарата) для написания итальянских пейзажей, предшествующих его монументальному труду “Явление Мессии”, так почему современные художники идут за ним вслед, не прокладывая своего пути в изобразительном искусстве? Неужели закончилась эпоха созидателей, новаторов, любящих искусство в себе, а не себя в искусстве?
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. Покупайте у нас курс «Рисование с нуля до портрета на заказ» в Екатеринбурге.
750+ фотографий естественной красоты | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
750+ Картинки с природной красотой | Скачать бесплатные картинки на Unsplashчеловек
пейзаж
красота
пейзаж
логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Каролиной Грабовской
Unsplash+
Разблокировка
Бритье ног Удаление волос
Фоны деревьевHd серые обоидорога
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Hassan Nizam
maldivesHd тропические обоиЛето картинки и картинки
Hans Isaacson
рекаHd водопад обоиручей
Sasha Kaunas
laosнациональный паркгорный пейзаж
Пит Вонг
нагояджапанаичи
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Каролиной Грабовской
Unsplash+
Разблокировать
КосметикаГотовитсяОснова
Art Gallerysunrise Skyoutdoors
90 024 Peter WormstetterHd зеленые обоиHd лес обоиwald
Miguel Carraça
Canadabanff National ParkHd синие обои
Asril S Dialy
остров северный малукуморотай остров моротай регентство
Krystal Ng
Природа фотографииHq фон фотографииHd обои
Логотип UnsplashUnsplash+
При сотрудничестве с Karolina Grabowska 010 Животные фото и картинкибабочка летитбабочки
Эрик Уэлч
фарерские островаПейзаж фото hd обои
Fleur Kaan
skinbeautyskincare
Tom Podmore
icelandhellaColor backgrounds
Quinten Braem
Водные обои HD Сан-Бартоломепины
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Каролиной Грабовской
Unsplash+
Разблокировать
90 010 масло для ухода за кожейувлажняющее средство для телаSubhadip Kanjilal
eco parkaction area iibwest bengal
бритье ног удаление волос
рекаHD водопад обоипоток
нагояджапанаичи
косметикаподготовкаоснова
канадабанф национальный паркHd синий обои
Природа фотоHq фон фотографииHd обои
личная гигиенаутренняя рутинамакияж
кожакрасотауход за кожей
Hd обои водасан бартоломеи сосновые деревья
эко паркзона iibwest bengal
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Дерево фоныСерые обоиHdдорога
maldivesHD тропики фоткиЛето фото
лаоснациональный паркгорный пейзаж
художественная галереявосход небана открытом воздухе
HD зеленые обоиHD лес обоиwald
север малукуморотай островморотай остров регентство
Животные фото и картинкибабочка летитбабочка
9001 0 фарерские островаПейзаж фото и картинкиHd обоиИсландияХеллаЦветные фоны
Похожие коллекции
Натуральный Красота
1.6k фото · Куратор Ханс ИсааксонЕстественная красота
240 фото · Куратор Джози ВайсЕстественная красота
116 фото · Куратор Элизабет Жено 1nagoyajapanaichi
косметикаподготовкаоснова
северный остров малукуморотай остров моротай регентство
Животные изображения и картинкибабочка летитбабочка
0011Дерево фоныHd серые обоидорога
рекаHD обои водопадпоток
художественная галереявосход небана открытом воздухе
канаданациональный парк БанфHd синие обои
личная гигиенаутренняя рутинамакияж
кожакрасотауход за кожей 9 0011
увлажняющее масло для ухода за кожей
–––– –––– ––– – – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
мальдивыHd тропические обоиЛето картинки и картинки
лаоснациональный паркгорный пейзаж
Hd зеленые картинкиHd лес обоиwald
Природа фотоHq фон фотоHd обои
Похожие коллекции
Natural Beauty
1.6k фото · Куратор Hans IsaacsonNatural Beauty 90 168 240 фото · Куратор Джози Вайс
Естественная красота
116 фото · Куратор Элизабет Жено0011eco parkaction area iibwest bengal
Просмотр премиальных изображений на iStock | Скидка 20% на iStock
Логотип UnsplashСделайте что-нибудь потрясающее
Победители конкурса World Nature Photography Awards 2022
- Алан Тейлор
- 1 марта 2023 г.
- 18 Фото
- В фокусе
Работы на конкурс World Nature Photography Awards этого года были оценены, и только что были объявлены победители и победители. Дженс Кульманн получил главный приз за изображение крокодила, прячущегося в грязи в Национальном парке Мана-Пулс в Зимбабве. Организаторы конкурса в очередной раз поделились некоторыми изображениями-победителями, показанными ниже, из своих 14 категорий. Подписи были предоставлены фотографами и слегка отредактированы для ясности.
Подробнее
Подсказки: Посмотреть эту страницу в полноэкранном режиме. Перейдите к следующей и предыдущей фотографии, набрав j/k или ←/→.
Первое место в категории «Портреты животных» и обладатель Гран-при. Голова крокодила едва видна в луже с грязью в Национальном парке Мана-Пулс в Зимбабве. #
© Йенс Каллманн / World Nature Photography Awards
Читать далееВторое место, Животные в их среде обитания.
Леопард лезет на дерево в Кении. #
© Томас Виджаян / World Nature Photography Awards
Читать далееТретье место, Искусство природы. Пара фламинго пролетает над озером Магади в Кении. #
© Силке Халлманн / World Nature Photography Awards
Читать далееВторое место, Искусство природы. Красные паутинные клещи лазают по паутине в Куч-Бехаре, Индия. #
© Анирбан Датта / World Nature Photography Awards
Читать далееВторое место, Люди и природа.
Тюлень запутался в рыболовной сети на острове Дюна, недалеко от Гельголанда, Германия. #
© Алекс Пансье / World Nature Photography Awards
Читать далееПервое место, Под водой. Пара креветок Арлекин садится на голубую морскую звезду в проливе Лембех, Индонезия. #
© Адриано Мореттин / World Nature Photography Awards
Читать далееВторое место, Поведение — Птицы. Красноклювый скворец отдыхает на бородавочнике в Зиманге, Южная Африка. #
© Тамас Араньосси / World Nature Photography Awards
Читать далееТретье место, Поведение — Птицы.
Ласточка скользит по поверхности воды в Национальном парке Кишкунсаг в Венгрии. #
© Ли Лю / World Nature Photography Awards
Читать далееПервое место, Поведение — Млекопитающие. Японские макаки на японском острове Авадзи. #
© Хидетоши Огата / World Nature Photography Awards
Читать далееТретье место, Животные в их среде обитания. Барсук в ночном лесу в Баконибеле, Венгрия. #
© Адам Хорват / World Nature Photography Awards
Читать далееТретье место, Поведение — Млекопитающие.
Африканский саванный слон пытается замаскироваться за слишком маленьким кустом в частном заповеднике Маратаба, национальный парк Маракеле, Лимпопо, Южная Африка. #
© Стаффан Видстранд / World Nature Photography Awards
Читать далееТретье место, Поведение — Беспозвоночные. Скорпион копается в песке недалеко от Раджастхана, Индия. #
© Ситарам Рауль / World Nature Photography Awards
Читать далееВторое место, Черное и белое. Антилопы гну прыгают через реку Мара в Кении. #
© Артур Станкевич / World Nature Photography Awards
Читать далееТретье место, Растения и грибы.
Грибы Mycena, обнаруженные в Рекарей, Паредес, Португалия. #
© Антонио Коэльо / World Nature Photography Awards
Читать далееТретье место, портреты животных. Морская собачка, сфотографированная возле моста Голубой цапли в Ривьера-Бич, Флорида. #
© Андре Джонсон / World Nature Photography Awards
Читать далееПобедитель, Искусство природы. Нерест кораллов в Красном море. Шлезингер: «Кораллы — это животные, и именно так они размножаются. Обычно в одно и то же время тысячи кораллов данного вида вдоль сотен километров рифа размножаются, выбрасывая икру и сперматозоиды сразу в открытое море. Эти пучки будут уноситься течением, смешиваясь в воде, пока, наконец, не наткнутся на спичку — сперматозоид оплодотворит яйцеклетку, и зародится новая жизнь.
года в определенный месяц года, в определенную ночь месяца и в определенный час ночи в течение очень короткого промежутка времени всего в несколько минут На этой фотографии крупный план ветвящейся коралловой икры розоватого цвета связки яйцеклеток и сперматозоидов». #
© Том Шлезингер / World Nature Photography Awards
Читать далееВторое место, Городская дикая природа. Охристая рыба-сова наступает на сетку, сфотографировано в Сингапуре. #
© Партха Рой / World Nature Photography Awards
Читать далееПобедитель, Люди и природа. Внутри ледника, Солхеймайёкюдль, Южная Исландия.
Фото натуры: Рисовать с натуры или по фотографиям? «За» и «против».