Фото с размытым задним планом: Страница не найдена

Диафрагма объектива и глубина резкости. Что такое ГРИП и как размыть задний план.

Сегодня мы коснемся диафрагмы: для чего нужно уметь управлять размером диафрагмы и что за зверь «глубина резкости».

В первом уроке Школы цифровой фотографии мы уже познакомились с тем, как связаны выдержка и диафрагма, определяя правильную экспозицию, а во втором узнали как определяется экспозиция и как экспозамер влияет на выдержку и диафрагму — основа заложена, пора продолжить путешествие в мир профессиональной фотографии.

 

Хочется сказать пару слов для благодарного читателя: задача этого учебного курса не просто научиться получать технически грамотные фотографии, но уметь управлять фотоаппаратом на другом уровне, при этом совсем немного прикладывая к этому голову и мыслительные процессы в ней. Для многих «зеленый режим» стал родным и фотографии порой получаются неплохими, но у будущего фотомастера есть огромное желание понять «почему?», а у меня не меньшее желание ответить на этот вопрос.

  

Диафрагма объектива

 

Диафрагма располагается в объективе и представляет собой отверстие, пропускающее свет. Поскольку есть задача изменять размер этого отверстия, диафрагму изготавливают из нескольких лепестков, образующих отверстие переменного размера в зависимости от установленного на фотоаппарате значения: лепестки диафрагмы сходятся и света поступает мало или наоборот расходятся для увеличения светового потока. Значения диафрагмы объектива может меняться в пределах, заданных конструкцией объектива. Как я уже говорил, по сути, диафрагма – это дырка, размер которой может меняться и обозначается как число f. Диафрагменное число f обратно пропорционально размеру дырки, т.е. чем сильнее раскрыта диафрагма и больше света попадает, тем меньшее число f.

  

Управление диафрагмой

 

Как мы уже знаем, диафрагма участвует в формировании экспозиции, т.е. ограничивает количество света, падающего на матрицу фотоаппарата. Кроме того она непосредственным образом влияет на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Наверняка, рассматривая профессиональные фотографии, вы замечали, если на фото несколько объектов и расположены они от фотографа на разном расстоянии, один из объектов находится в фокусе (т.е. резкий), а остальные объекты (ближе и дальше) размыты. Такой эффект часто используется при портретной съемке или если требуется выделить объект на фотографии, акцентировать на нем внимание. Объект, который резкий, находится в зоне резкости и глубина этой зоны может изменяться посредством диафрагмы.

  

Расчет глубины резкости

 

Давайте проведем эксперимент: возьмите газету или журнал с текстом и положите на горизонтальную поверхность. Если есть линейка – положите ее перпендикулярно строкам. Расположите фотоаппарат под углом к поверхности и сфотографируете место пересечение одной из строк текста с линейкой . Теперь рассмотрим результат: часть текста оказалась резкой, а часть до и после – размытой. Посмотрев на линейку, можно с точностью до миллиметра сказать, какова глубина пространства от передней границы размытости до задней. Это и есть глубина резкости фото, сокращенно ГРИП.

 

Как я уже говорил, в зависимости от диафрагмы она (глубина резкости — ГРИП) может меняться:  чем меньше диафрагменное число f, тем сильнее будут размываться объекты за пределами этой резкой зоны и будет малая глубина резкости. И чем сильнее вы закрываете диафрагму (увеличивая диафрагменное число f), тем более резкими будут объекты вне зоны фокусировки. Таким образом достигается большая глубина резкости. Перечитайте последний абзац столько раз, сколько необходимо, чтобы запомнить его содержание — не бойтесь того, что не поняли этого с первого раза!

  

Просмотр глубины резкости

 

Глубину резкости можно проверить (посмотреть и оценить), нажав кнопку предварительного просмотра глубины резкости на фотоаппарате слева в месте крепления объектива к фотоаппарату (для фотоаппаратов Canon).   

Подведем итоги:

 

Диафрагма — основной инструмент управления глубиной резкости: на одиночных портретах необходимо размыть все объекты до и после модели (устанавливаем минимальное число f), а на пейзажных фотографиях необходимо оставить наиболее резкими как объекты на переднем, так и на заднем плане (трется увеличение диафрагменного числа f).

 

В следующем Уроке №4 мы узнаем, как управлять глубиной резкости в полуавтоматическом режиме AV и при этом устанавливать правильную экспозицию для получения хорошего освещения.

Google объяснил, как работает портретный режим в смартфонах Pixel

17 декабря 2019, 18:00