Фотокритик: Кто такие фотокритики?

Кто такие фотокритики?

Кто такой фотокритик? Давайте не будем вникать в дебри языкознания, не будем искать в словарях и энциклопедиях смысл этого слова. Не будем разбираться, в чем заключаются «должностные обязанности» фотокритика. Давайте поговорим сегодня о его роли, о его ипостаси. Ведь, согласитесь, профессия фотокртика – профессия многогранная, многоликая и важная.

На наш взгляд, у человека этой профессии можно смело насчитать несколько «ролей».

Роль первая. Искусствовед и культуролог

Как нам кажется, роль искусствоведа и культуролога – это самая главная роль фотокритика. Никто иной, как фотокритик,  обобщает и собирает воедино все знания в сфере искусства вообще и фотоискусства в частности.  Делать это он может как по своему призванию, так и в силу своего профессионального образования. Настоящий профессиональный фотокритик должен быть знатоком истории искусства, историком фотографии. Он должен, просто обязан знать, как развивалось фотографическое искусство.

Это специалист, который без труда увидит уникальность хорошей фотографии, среди сотен тысяч снимков отберет самые наилучшие, заслуживающие внимания, отделит шедевры от проходных работ, отделит новое от старого. И, самое главное, объяснит это зрителям: слушателям или читателям.

Роль вторая. Лидер мнений

Эту роль фотокритика мы поясним на одном простом примере. Представьте себе, что какой-нибудь известный, титулованный и популярный критик в сфере ресторанной индустрии в модном журнале опубликовал очень хороший, доброжелательный отзыв о том или ином кафе или ресторане. Конечно же, приток клиентов в это заведение будет обеспечен со стопроцентной гарантией. Мнение специалиста обычно не подлежит недоверию. И даже если  в хорошо разрекламированном кафе посетитель вдруг обнаружит пересоленный салат или  не очень свежий антрекот, или останется недоволен тем, как его обслужил официант, скорее всего он спишет все это на временное явление или одноразовые просчеты в работе заведения.

Так уж устроена психология человека. Когда человеку рассказывают об этом психологическом механизме, обычно ему это не нравится. Некоторые даже возмущаться начинают. Но, тем не менее, этот механизм работает. Его формула примерно такова: чаще всего мнение о чем-то у человека складывается не из его собственного опыта, он не сам вырабатывает это мнение, а заимствует его у другого, более авторитетного, на его взгляд, человека. Между прочим, ничего плохого в этом, собственно, и нет. Таким образом человек просто-напросто экономит свою мыслительную энергию.

Вот именно поэтому фотокритика и можно назвать лидером мнений. Он работает для того, чтобы формировать у других людей правильное мнение о фотоискусстве, о том или ином фотографе или какой-нибудь одной из его работ. Фотокритик дает оценку, а другие люди к этой оценке прислушиваются, и чаще всего соглашаются с ней. Иногда, конечно, кто-то может с таким мнением и не соглашаться, но это бывает достаточно редко.

Роль третья. Маркетолог

Хочет того фотокритик, или не хочет, но именно он в основном и влияет на стоимость работ того или иного фотографа. Стоимость фотографии, как и любого другого произведения искусства или артобъекта, складывается, как правило, из нескольких факторов. Из таких, например, как уникальность произведения, его возраст, историческая или культурная ценность, личность автора работы, то, что на ней изображено (или кто…) Немаловажную роль в этом ряду играет и оценка работы критиками.  Всего лишь одно веское слово авторитетного фотокритика может как резко понизить стоимость фотографии на рынке, так и взвинтить ее до заоблачных высот.

Роль четвертая. Помощник

Когда фотокритик указывает фотографу на просчеты в его работах, он ни в коем случае не должен оскорбить его, сказать ему что-то обидное. Одна из главных целей разбора той или иной фотографии – указать ее автору на то, что в этой фотографии можно усовершенствовать, изменить так, чтобы она стала лучше. Вторая, но не менее важная цель фотокритика – добро и по-дружески подсказать фотографу пути его развития как художника, направить его творчество в нужное русло.

Достаточно часто любого критика, в том числе и критика в области фотоискусства, авторы не очень-то жалуют, считают его злым, вредным  и сердитым человеком. Это очень плохо, когда критик не вызывает доверия у авторов. Такого не должно быть. Как бы это не показалось странным, но с такими авторами нужно бороться. Фотографам фотокритик должен быть другом, а не врагом. И совсем не нужно его бояться.

Роль пятая. Человек искусства

Для того, чтобы уметь оценивать чьи-то эмоции, фотокритику прежде всего самому нужно научиться чувствовать эти эмоции. И причем чувствовать так же тонко, как и сам художник. Живописец свои эмоции изливает на холсте красками, композитор —  звуками, архитектор воплощает свои эмоции в совершенных формах зданий… Фотограф же, то, что он чувствует, передает зрителю посредством своего искусства, то есть снимками. А вот фотокритик сродни поэту или писателю. Свои чувства и мысли он передает читателю при помощи слов. Свои мысли он должен изложить грамотно, понятно, последовательно и четко. И, плюс ко всему,  хорошим литературным языком. Это очень важно для теоретика в области фотографии. Слово фотокритика должно быть действенным.

Роль шестая. Наставник

Когда фотокритик пишет или рассказывает о работе и творчестве какого-нибудь фотографа, он, хочет того или нет, затрагивает и множество других тем, других видов искусства, процессов и явлений, происходящих в культуре и искусстве в целом. Рассказывая о  достоинствах и недостатках той или иной фотографии, настоящий фотокритик глубоко залезает в прошлое и смотрит порой далеко в будущее. Анализируя работу одного автора, он на его примере учит других авторов. Пытается и старается привить фотографам и вообще любителям и ценителям фотоискусства правильный и хороший вкус. Рассматривая и описывая  фотографию, он учит видеть и замечать те нюансы, на которые  многие другие зрители порой даже и  не обращают внимание. Хоть это и звучит возвышенно и красиво, но настоящий фотокритик способен научить зрителя не просто смотреть, а скорее созерцать работу того или иного мастера фотографии. Фотокритик – это учитель вкуса. А уж если кто-то кого-то чему-то учит, то он и сам должен этим владеть в совершенстве. Вот поэтому и напрашивается вывод: фотокритик должен обладать безупречным вкусом. 

О ролях и ипостасях фотокритика можно говорить долго. Сегодня мы рассказали лишь о некоторых из них. Их намного больше. Но главным девизом, законом фотокритика должно быть «Не навреди!». И вот ещё что очень важно: фотокритик не должен судить с позиции «хорощо-плохо». Искусство фотографии, как и любое другое искусство, глубоко, многогранно и тонко. Вот на этом уровне и должен работать настоящий фотокритик.

Разбор фотографий читателей / Потребитель

Фотокритика — это уже традиционная рубрика нашего журнала. Большой читательский интерес, множество писем и фотографий просто обязали нас сделать эту рубрику постоянной. Теперь в каждом номере нашего журнала вы сможете познакомиться с критическим анализом читательских, а возможно, и ваших собственных снимков.

Если вы наш постоянный читатель, можете пропустить предисловие и приступить к разбору фотографий, сделанных нашими читателями. Если же вы читаете фотокритику впервые, то прежде чем мы перейдем к анализу снимков, давайте разберемся, о чем эта рубрика, какие снимки попадают в этот раздел, и по каким критериям мы оцениваем опубликованные фотографии.

На страницах фотокритики мы оцениваем достоинства и недостатки фотографий. При помощи несложной обработки на компьютере подсказываем читателям, как можно было улучшить снимок до или после съемки. Возможно, анализ чужих ошибок поможет вам избежать их повтора в собственной практике. Узнаете, почему некоторые ваши снимки, которыми вы восторгаетесь, не вызывают подобных чувств у друзей и тем более у членов жюри фотоконкурсов.

Если вы желаете увидеть свои собственные фотографии на страницах фотокритики, вам необходимо всего лишь отправить в адрес редакции нашего журнала письмо с 1—3 фотографиями. На конверте сделайте отметку «Фотокритика», а на обратной стороне каждой фотографии обязательно напишите ваше имя, фамилию, укажите город, название снимка. Также снимки в формате JPG (приблизительно 1700х1200 пикселей, сильное сжатие JPEG с качеством 15—20, не более 100 кб каждый снимок) можно направлять на электронный адрес [email protected]. Не окажется лишней приложенная к письму информация об используемом при съемке и печати фотооборудовании, экспопараметры, тип фотопленки. Если вы не знаете или не помните какую-либо информацию, можете ее не указывать. Самые интересные снимки мы обязательно опубликуем и раскритикуем!

Убедительно просим вас не присылать негативы и слайды с просьбой их дальнейшего возврата. Для журнальной публикации вполне подойдут снимки форматом 10х15 или цифровые изображения аналогичного формата с разрешением 300 dpi в формате jpg.

Что такое фотография?

Прежде чем перейти непосредственно к критическому анализу читательских фотографий, давайте разберемся, чем может быть хороша фотография. Почему одни снимки интересны зрителям, а другие нет. Чем любительская фотография отличается от профессиональной.

Фотография — это плоский прямоугольный листок бумаги, на котором изображен выхваченный из ушедшего времени момент. Фотография засвидетельствовала навсегда ушедшее в прошлое событие. И не важно, что это было, — ваза, стоящая на столе, портрет или пейзаж. По своей сути каждая фотография уникальна и заслуживает внимания, но, просмотрев сотню или тысячу отпечатков, вы обязательно найдет те, которые вам понравятся больше других. Значит, для зрителя не все снимки одинаковы.

Фотографии — это как маленький рассказ, анекдот или драма, увиденная фотографом и рассказанная зрителю посредством изображения на снимке. При помощи фотографии автор пытается поведать что-то новое, смешное или печальное. Привлечь его к сопереживанию тех событий, свидетелем которых стал сам фотограф.

Начинающие фотолюбители прежде всего стремятся поделиться увиденным, похвастаться собственными достижениями, рассказать о себе, близких и событиях, которые с ними происходят. Но очень часто случается так, что подобные события и фотографии их отражающие наиболее интересны участникам событий или людям, очень близким к ним. Для стороннего наблюдателя такие фотографии, как правило, совершенно не интересны.

Опытные фотографы стараются рассказать зрителям о более значимых общественных событиях. Посредством фотографии они выражают свое отношение к происходящему. А при помощи различных технических и художественных приемов усиливают воздействие снимка на зрителя.

Фотомастера художественной фотографии выплескивают на снимки свои переживания, мысли, мечты. Неустанно ищут гармонию и эстетику в формах, красках и их взаимодействиях.

Но многое в восприятии снимка зависит и от зрителя. Чем ближе и понятнее ему тема фотографии, тем интереснее снимок. Как вы догадываетесь, здесь важную роль играет то, насколько близки взгляды фотографа и зрителя. Ну а если тема снимка интересна, да еще он производит положительное эстетическое впечатление, то такая фотография просто обречена на успех.

Несомненно, у каждого снимка, вне зависимости от того, насколько он хорош или плох, есть свой зритель, способный восторгаться им. Но чем больше таких зрителей соберут ваши снимки, тем выше их качество. Тем более объективна данная им оценка.

Задачи фотографа

Хороший фотограф должен решить две главные задачи. Во-первых, необходимо увидеть то, что интересно для зрителя. А во-вторых, суметь перенести эту часть пространства на плоский фотоотпечаток так, чтобы изображение могло передать те эмоции, которые испытал фотограф во время съемки.

Первую задачу каждый творческий фотограф решает самостоятельно. Здесь не может быть никаких советов. Все определяет культурный уровень фотографа и его близость к уровню зрителя.

А вот решить вторую задачу помогают различные фотошколы, курсы, книги и журналы. Здесь все подчиняется физическим и физиологическим законам, которые достаточно хорошо изучены человеком. Нужно только грамотно научиться пользоваться ими.

Чем может быть хорош снимок?

Анализируя снимки читателей, мы будем отдельно оценивать их качество по шести критериям: объект съемки, сюжет фотографии, момент съемки, освещение, компоновка кадра и техническое качество.

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ. Как уже было сказано выше, объект, запечатленный на снимке, в значительной мере влияет на привлекательность фотографии. Предположим, вы сфотографировали НЛО, уверен, что этот снимок у вас купят множество изданий, независимо от того, какого он будет качества. Успех снимка будет на 100% определен объектом съемки, а не мастерством фотографа.

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ. Этот критерий оценивает происходящее в кадре, то, насколько оно интересно зрителю. Например, снимок с летящим НЛО будет значительно менее интересен фотографии, на которой инопланетяне похищают людей. Взаимосвязь между объектами, изображенными на фотографии, позволяет нам больше узнать об объекте съемки, наводит нас на те или иные мысли.

МОМЕНТ СЪЕМКИ. Наблюдая за развитием какого-либо события, фотограф должен уметь поймать наиболее интересный момент. Это умение является наиболее важным в репортажной съемке, ведь событие может длиться всего лишь секунды, память о которых благодаря мастерству фотографа будет сохранена на долгие годы. Кроме того, момент съемки зачастую определяет не только сюжет, но и освещение в кадре.

ОСВЕЩЕНИЕ. Оценивать этот критерий наиболее уместно на фотографиях, сделанных в студии, с использованием искусственного освещения. Здесь фотограф может управлять световыми потоками, регулировать их. Снимая на пленэре, можно выбрать только время наиболее удачного освещения и произвести съемку в намеченный час. Можно использовать вспышку или отражатель, найти такой ракурс съемки, при котором свет будет наиболее удачно ложиться на объект съемки.

КОМПОНОВКА КАДРА. Рассматривая фотографию, мы видим прежде всего пятна и линии различной формы и цвета. От формального расположения этих элементов в кадре зависит его восприятие. Грамотное распределение форм производит приятное эстетическое впечатление, облегчает процесс рассматривания снимка.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО. Ну и конечно, мы будем оценивать техническое качество снимков: резкость, контрастность, цветопередачу, проработку деталей в тенях и светах изображения. Ведь прежде чем заняться художественной съемкой, фотограф должен освоить техническую, ремесленную часть дела.

Каждый критерий будет оцениваться отдельно по трехуровневой системе: плохо, удовлетворительно, отлично. Ну а общую оценку каждому снимку поставите вы, наши уважаемые читатели. Каждый человек обладает собственным чувством вкуса, поэтому навязывать нашу оценку мы не беремся. Смотрите, сравнивайте, читайте и оценивайте!

Редактирование снимков осуществлялось в программе «Adobe Photoshop 7.0». Компьютерная обработка в данном случае сделана не с целью продемонстрировать возможности и профессионализм редактирования фотографий на ПК, а то, как нехитрые манипуляции могут улучшить снимки. Мы не призываем вас корректировать все снимки на компьютере, а лишь пытаемся показать, как нужно было сфотографировать данный сюжет. А может быть, и отказаться от съемки вообще! Зачем тратить пленку, время и средства на кадры, если возможность снять их грамотно отсутствует по каким-либо причинам?

• Влада Степанова, «Закат в океане».

г. Подольск

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Океан, солнце и ветви пальмы. Трудно сказать, какой элемент в этом снимке главный. Пожалуй, именно ветвь пальмы, «касающаяся» солнца, является главным элементом, она получилась на фотографии наилучшим образом. Для нас подобная растительность — экзотика, значит, у этого снимка есть шанс привлечь внимание россиянина.

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ: плохо.

Сюжет у снимка отсутствует. Главное в этой фотографии — красота контуров ветвей, лучи и блики от солнца, яркий насыщенный цвет. Фигура одного или нескольких человек, отдыхающих у моря, могла сделать это снимок более повествовательным и интересным.

МОМЕНТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Застать момент заката солнца не сложно, но все же некоторое старание и внимательное отношение со стороны фотографа потребуется.

ОСВЕЩЕНИЕ: удовлетворительно.

Зачастую фотографии, сделанные на закате, выглядят очень эффектно. Свет закатного солнца придает фотографии оранжево-желтый окрас, предметы получаются изображенными в виде темных контуров. Подобную схему освещения можно назвать эффектной.

КОМПОНОВКА КАДРА: удовлетворительно.

Самое большое достоинство в том, что автор поместила солнце в нижней части ветви. Значит, композиция снимка была не случайной, а продуманной. Линия горизонта строго параллельна горизонтальной границе кадра и проходит по линии золотого сечения, что весьма грамотно. Только вот избежать одной небольшой ошибки автор не смогла и поместила солнце практически в центре фотографии.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО: удовлетворительно.

Снимок сделан цифровой камерой, и на оригинальной фотографии это хорошо заметно. Фотография почти монохромна, и, возможно, это не очень хорошо.

РЕЗЮМЕ

Откадрировав снимок, мы решили сразу две проблемы: избежали центральной композиции и избавились от не особо эстетичных ветвей в левой верхней части кадра. Коррекция цветового баланса создала плавный переход от синего к оранжевому, снимок стал смотреться немного эффектнее. Фотографируя цифровой камерой, не забывайте о возможности самостоятельной коррекции цвета, контраста и насыщенности изображения. Старайтесь избегать центральной композиции.

• Игорь Сапожников, без названия. г. Петродворец

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Осенний лес — это настоящая кладовая для фотографа-пейзажиста. Лучшие пейзажные снимки получаются ранней весной и осенью. Деревья с красивыми кронами и желтыми листьями иногда поражают своей красотой. Только вот изображенные на этом снимке кроны не отличаются особой привлекательностью.

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ: плохо.

Как и на большинстве пейзажей, сюжет здесь отсутствует. Фотограф пытается донести до нас красоту природы, и наличие людей в кадре может все испортить.

МОМЕНТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Осень, солнечный день, лучи солнца пробиваются сквозь кроны деревьев. Вполне подходящее время для съемки.

ОСВЕЩЕНИЕ: удовлетворительно.

Снова контровое освещение. Оно эффектно вырисовывает ветви с листьями, но категорически не подходит для стволов деревьев. Темные, почти черные стволы делят кадр на несколько частей и выглядят при этом не лучшим образом.

КОМПОНОВКА КАДРА: плохо.

Автору не удалось найти красивого объекта съемки. Отсутствует передний план. Изображенные деревья не очень красивы. Солнце очень близко к центральной части кадра. Автор сконцентрировал свое внимание на солнечных лучах, не уделив должного внимания эстетике и расположению других элементов снимка.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО: удовлетворительно.

Технически фотография достаточно хороша. Возможно, более холодная цветокоррекция усилит эффектность желтых листьев на фоне зелени, подчеркнет пространство в кадре.

РЕЗЮМЕ

Кадрирование позволило более грамотно расположить в кадре солнце и стволы деревьев, но они по-прежнему слишком темные и массивные. Фотографируя пейзаж, решите, что будет являться композиционным центром — это должно быть какое-либо красивое дерево, кустарник или нечто рукотворное. Для того чтобы снимки казались более объемными, не забывайте включать в кадр передний план.

• Татьяна Райс, «Свет невидимого солнца».

г. Энгельс

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ: плохо.

По сути, главным объектом на этой фотографии являются облака. Да, они действительно красивы, но выглядят скорее как фон для какого-либо сюжета. Отсутствие главного объекта — композиционного центра — является серьезным недостатком этой фотографии.Силуэт старого засохшего дерева или фигуры человека занятого камим либо делом мог стать отличным композиционным цетром для этой фотографии. Красивое небо на фоне сделало бы сюжет более эффектным.

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ: плохо.

Нет ярко выраженных объектов, нет сюжета. Фотография выглядит достаточно пустой и скучной.

МОМЕНТ СЪЕМКИ: отлично.

А вот момент съемки то, что нужно! Облака на закате и восходе выглядят превосходно. Такой момент сложно предвидеть, и если вам посчастливилось наблюдать подобную картину, удержаться от соблазна сделать несколько кадров не удастся.

ОСВЕЩЕНИЕ: отлично.

Лучи солнца очень красиво освещают облака, поэтому освещение на данной фотографии можно смело оценить на 5.

КОМПОНОВКА КАДРА: плохо.

Когда становишься свидетелем подобного зрелища, хочется поскорее сделать несколько кадров, чтобы не прозевать момент. Глядя в видоискатель, также хочется показать побольше неба, ведь облака так красивы! Это и есть главная ошибка. Фотографии с облаками интересны только для начинающих синоптиков, зрителю хочется увидеть сюжет, объекты… Облака способны играть роль фона и не более. Исключение составляют лишь облака в форме каких-либо животных или объектов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО: удовлетворительно.

Технически снимок выполнен хорошо. Правильно подобрана экспозиция при съемке и фотопечати. Достаточно удачно определена цветокоррекция.

РЕЗЮМЕ

Старайтесь не размещать линию горизонта у самого края снимка. Она должна проходить на высоте одной или двух третей снимка. Посмотрите, как изменилось впечатление от снимка после редактирования. Все, что мы сделали, это приподняли линию горизонта, так он лучше читается, и откадрировали изображение. Уделяйте больше внимания композиции снимков. Подобная фотография может занять достойное место в домашнем албоме или на рабочем столе ПК.

• Николай Григорьев , «Easy Riders». г. Санкт-Петербург

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Положительную оценку можно поставить только за то, что автор фотографирует людей, подсмотренные сценки из их жизни.

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ: отлично.

Сюжет — это главное достоинство рассматриваемого снимка. Разные мысли и ассоциации возникают при рассматривании фотографии. Судя по названию, автора привлек скутер Хонда, но он лишь добавляет иронии снимку. Двое солидных людей любуются морем, пиво (как можно догадаться по пластиковому стакану), сигареты. Ирония начинается с красных стульев, грязи на пляже и усиливается скутером. Появляются мысли о том, как эти двое поедут обратно…

МОМЕНТ СЪЕМКИ: отлично.

При съемке репортажных кадров все решает момент съемки. Несмотря на то что в кадре отсутствует всякая динамика, момент хорош. Немного польстив автору, мы поставим высшую оценку.

ОСВЕЩЕНИЕ: плохо.

Почти контровое освещение не очень подходит для данного сюжета. Вода получилась практически белой, а фигуры людей слишком темными. Вины автора в этом нет, такова специфика репортажной фотосъемки.

КОМПОНОВКА КАДРА: удовлетворительно.

Даже в рубрику «Фотокритика» читатели присылают снимки с центральной композицией! И это при том, что практически в анализе каждого второго снимка мы критикуем подобное композиционное решение! Будьте внимательнее, старайтесь более тщательно продумывать композицию снимка. Возможно, ради этого стоило бы даже отказаться от скутера в кадре. Хотя он, несомненно, несет свою смысловую нагрузку.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО: удовлетворительно.

Достоинством фотографии отчасти является правильно установленная экспозиция при съемке и печати фотографии. Тон снимка находится на грани между абсолютно белой водой в кадре и радикально черными фигурами. Фотограф неплохо справился с трудным освещением в кадре.

РЕЗЮМЕ

Только тот факт, что автор подмечает подобные сценки, заслуживает похвалы. Этот снимок может быть с успехом использован в качестве иллюстрации в каком либо периодическом издании. Творческие художественные работы требуют более ярких сюжетов и грамотного исполнения. При помощи компьютера была откорректирована яркость и цвет воды. При помощи кадрирования мы отрезали часть скутера, оставив больше пространства по направлению взоров героев.

• Павел Денисов, «На берегу Волги». г. Энгельс

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Семья на набережной, смелость и интерес к съемке людей заслуживают похвалы. Однако в кадре нет ничего особенно яркого и привлекательного, заслуживающего наивысшую оценку.

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ: отлично.

Мама и папа романтично держатся за руки. Взоры всего семейства устремлены вдаль, наверное, первой что-то интересное увидела девушка. Позы, жесты, одежда, пакеты на земле и корабль — это целое повествование о жизни, быте, окружающем этих влюбленных людей.

МОМЕНТ СЪЕМКИ: отлично.

Скорее всего, фотограф наблюдал за семьей в видоискатель камеры и сделал кадр именно в тот момент, когда девушка подняла руку. Такое тщательное отношение к моменту съемки заслуживает максимального балла.

ОСВЕЩЕНИЕ: отлично.

Сюжет удачно освещен мягким светом. Переднее диагональное освещение выявляет объем фигур, не образуя больших и глубоких теней.

КОМПОНОВКА КАДРА: удовлетворительно.

По снимку видно, что фотограф, прежде чем нажать на кнопку спуска, тщательно продумал композицию и выбрал точку съемки. Правда, при этом допущено несколько ошибок. Прежде всего, девушка показывает рукой в угол кадра. Каноны фотокомпозиции обязывают нас оставлять свободное пространство именно в той стороне, куда устремлены взгляды героев, а не наоборот. Корабль удачно заполнил пустующее пространство в кадре, но не очень хорошо пересекается с фигурами людей.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО: хорошо.

Технически снимок выполнен весьма удачно. Хорошо справились со своей задачей и сотрудники фотолаборатории, где печаталось фото, грамотно подобрав плотность отпечатка и цветопередачу.

РЕЗЮМЕ

Корректируя фотографию, мы прежде всего обрезали абсолютно пустую нижнюю часть снимка и светлые просветы над деревьями в верхней части кадра. Главная ошибка с расположением фигур была допущена при съемке, и как-либо исправить ее мы не могли. Помните о том, что композиционное решение должно сочетаться с сюжетом снимка. Исходя из этого, а не только из формального решения задач композиции компонуйте кадр.

• Сергей Насонов, «Перед ночным погружением».г. Подольск

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Девушка в костюме для погружения и ластах смотрит в камеру. Хорошая фотография для семейного альбома, но не более. В кадре явно не хватает какой-то изюминки, специальной амуниции или пойманной рыбы.

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ: плохо.

Девушка одевает ласты и улыбается фотографу. Снимок выглядит достаточно статичным и скучным. Может, стоило попробовать сделать несколько кадров, не привлекая внимания девушки?

МОМЕНТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Фотограф удачно выбрал время съемки. Хорошо видна луна, но небо не стало еще абсолютно темным. Благодаря этому снимок получился более интересным.

ОСВЕЩЕНИЕ: удовлетворительно.

Снять вечерний портрет без использования вспышки невозможно, но, как мы неоднократно отмечали, ее свет делает изображение слишком плоским. Поэтому качество освещения заслуживает удовлетворительной оценки.

КОМПОНОВКА КАДРА: отлично.

Очень хорошо выстроена композиция кадра. Девушка сидит в правом нижнем углу, в верхнем левом расположилась луна. Все логически оправдано. Возможно, еще более удачной компоновки можно было достичь, выбрав более низкую точку съемки. Это позволило бы снять девушку более крупным планом и приблизить изображение луны к ней.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО: отлично.

Технически снимок выполнен очень хорошо. Не последнюю роль в качестве фотографии сыграла ее печать на цифровом принтер-процессоре Noritsu. Лицо не получилось пересвеченным, а фон не получился слишком темным.

РЕЗЮМЕ

Опустив линию горизонта, мы приблизили изображение луны к девушке, похожего эффекта можно было бы достичь, выбрав более низкую точку съемки. Затем немного изменили цветокоррекцию, добавив желтого цвета. В заключение мы решили незначительно повысить яркость фона. Замечаете разницу между первоначальным и отредактированным снимком?

• Игорь Сергеев , без названия. г. Санкт-Петербург

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ: плохо.

Лес — это, безусловно, красиво, но каким он предстает перед нами на данном снимке? Черные и белые стволы сливаются в однородной пестрой массе. Пожалуй, фотограф выбрал не самое живописное место в лесу!

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ: плохо.

Сюжет как композиционный центр у этого снимка отсутствует. Снимок не несет никакой смысловой нагрузки.

МОМЕНТ СЪЕМКИ: плохо.

Поскольку в пейзажной съемке качество освещения зависит от времени съемки, момент выбран неудачно.

ОСВЕЩЕНИЕ: плохо.

ІІЯркое солнце создает высокий светотеневой контраст. Одни стволы и ветви получаются слишком темными, другие, наоборот, слишком светлыми. Изображение «разваливается» по тону.

КОМПОНОВКА КАДРА: плохо.

Скомпонован кадр очень неудачно. Единственный плюс заключается в том, что фотограф не завалил линию горизонта и стволы деревьев. Да и как можно скомпоновать изображение, если на снимке отсутствует композиционный центр? Трудно даже понять, что хотел сфотографировать автор.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО: плохо.

Фотография отпечатана с контрастной черно-белой пленки на цветную фотобумагу. Небольшим плюсом является то, что снимок получился идеально черно-белым, без цветного оттенка.

РЕЗЮМЕ

В целом пейзаж получился не очень хорошо. Старайтесь избегать высокого контраста на подобных снимках. Ищите наиболее красивые места в лесу. Не забывайте про композиционный центр — это может быть дерево необычной формы, пень или что-то еще. Организуйте в кадре передний, средний и задний план — это поможет передать впечатление пространства. Кадрируя изображения, мы обрезали нижнюю часть кадра, низ фотографии должен быть темным. Да и зачем нужно абсолютно неинтересное и пустое пространство в кадре с яркими белыми пятнами? Ствол справа вышел на передний план, темные деревья в центре — на средний. Лишними были и темные массивные ветви вверху, они также были скадрированы. Приглушенный контраст и коричневатый оттенок придают изображению некоторую живописность.

• Сергей Хейсин , «В паутине». г. Смоленск

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ: плохо.

Покрытый плесенью или паутиной гриб — оригинальный объект съемки. Но не думаю, что он настолько же красив и интересен.

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ: плохо.

Говорить о сюжете у подобных фотографий нелепо. Это все равно, что искать оригинальные жанровые снимки в медицинской энциклопедии.

МОМЕНТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Хороший или нет момент запечатлел фотограф, пусть решит каждый читатель сам. Ничего не понимая в паутине и плесени, мы поставим средний балл.

ОСВЕЩЕНИЕ: плохо.

Достаточно яркий направленный световой поток усилил пестроту сухой травы и листьев. Мягкий рассеянный свет более подошел бы для этого сюжета, но не сделал бы фотографию значительно более удачной.

КОМПОНОВКА КАДРА: плохо.

Думаю, вы сами догадаетесь, с какого недостатка этого снимка стоит начинать критику. Абсолютно верно, с любимой в народе центральной композиции. Верхняя точка съемки сделала изображение абсолютно плоским. Сухая трава и листья сливаются в однородную пеструю массу, отвлекающую зрителя от самого главного — гриба.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО: удовлетворительно.

Технически снимок выполнен неплохо. Однако использование среднеформатного или форматного (снимающего на листовую фотопленку форматом 9х12 см и более) фотоаппарата сделало бы этот снимок немного привлекательнее. Благодаря меньшему увеличению при печати с крупных негативов изображение «паутины» получилось бы более четким и резким.

РЕЗЮМЕ

Не очень хорошая фотография неинтересного объекта. Таков наш строгий вердикт. Кадрирование поможет исправить композицию, а инструмент-затенитель приглушить пестроту травы. Однако для данного сюжета столь незначительные манипуляции практически бесполезны. При съемке грибов приходится ложиться и прижимать камеру к земле, расчищать травинки, листья и веточки, устанавливать над сюжетом лист бумаги или зонтик, рассеивающий направленный солнечный свет. Верхняя точка съемки, как и фронтальная делают изображение слишком плоским. Думаю при съемке этого сюжета внимание фотографа привелкло именно переплетение отдельных волокон паутины в пространстве. На снимке это пространство исчезло и паутина выглядит плоскими грязными белыми пятнами

• Акулова О.В. «Вечная память…»

ОБЪЕКТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Путешествуя, многие фотографы снимают достопримечательности тех городов, где побывали. Одни стараются сфотографироваться рядом с интересным памятником или архитектурным сооружением, другие просто снимают интересные объекты. Памятник эпохи соцреализма вряд ли можно считать особенно интересным. Одна плита-основание и вытоптанная вокруг трава делают этот объект не особо привлекательным.

СЮЖЕТ ФОТОГРАФИИ: плохо.

Представьте, если бы на фотографии рядом с якорем был изображен пожилой человек. Сколько разных мыслей и переживаний возникло бы у зрителя! Но нет, мы видим только памятник, сюжет отсутствует.

МОМЕНТ СЪЕМКИ: удовлетворительно.

Ничего, что могло бы свидетельствовать об уникальности момента съемки, в кадре нет. Только удачное освещение, и более ничего.

ОСВЕЩЕНИЕ: удовлетворительно.

С освещением автору явно повезло. Скорее всего, съемка велась в облачную погоду. Все объекты освещены мягким рассеянным светом. Такое освещение наиболее удачно для съемки архитектуры и подобных объектов.

КОМПОНОВКА КАДРА: плохо.

Фронтальная точка съемки делает изображение любого объекта плоским. Мы видим только одну переднюю плоскость, а этого недостаточно для того, чтобы зритель получил представление о трехмерном объекте. Ну и как обычно, центральная композиция… А сколько лишних объектов в кадре. Зачем зрителю отвлекаться на белый автомобиль и желтое здание на фоне. Все это явно не стоило включать в композицию снимка.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО: удовлетворительно.

Снимок имеет достаточно хорошую цветопередачу, а вот тон стоило сделать немного более темным. Это позволит сделать надпись на мраморной плите более четкой.

РЕЗЮМЕ

Все что мы могли сделать с данным снимком — это обрезать все лишнее, откадрировав изображение, и затенить надпись на плите. Старайтесь не снимать объекты фронтально. Более тщательно продумывайте композицию снимков.

Школа фотографии — Photocritic Photo School

Краткий ответ:  Абсолютно бесплатный годичный онлайн-курс фотографии, созданный двумя авторами бестселлеров в области фотографии, призванный помочь вам с нуля стать героем, фотографируя и получая массу удовольствия.

.

Более длинный ответ? Годовой курс, который учит вас фотографии с помощью уроков, отправленных по электронной почте, и отправки заданий на групповую страницу школы Flickr, где вы можете получать отзывы о своей работе.

Им управляют Хадже Ян Кампс и Даниэла Боукер. Вместе они написали массу книг по фотографии, провели сотни семинаров и опубликовали тысячи статей о фотографировании.

Когда-то Даниэла тоже была добросовестной учительницей средней школы. Так что вы в очень надежных руках.

Школа использует блочный подход, начиная с основ фотографии, таких как экспозиция, свет и композиция, до перехода к редактированию и самооценке, переходу к различным жанрам фотографии и заканчивая более продвинутыми методами, такими как HDR. .

  • Пять способов сразу же сделать более качественные фотографии
  • Что это за штука с выдержкой?
  • Творческий подход к выдержке
  • Как составить идеальную фотографию
  • Оценка собственных изображений
  • Введение в редактирование фотографий
  • Съемка идеального портрета
  • Выяснение фотосъемки в высоком и низком ключе
  • 7 И многое, многое другое!
Вы получите отзывы как от своих сокурсников, так и от преподавателей школы, для уникального сочетания экспертной и экспертной оценки.
— Даниэла Боукер, фотоинструктор

Курс длится один год, уроки рассылаются по электронной почте раз в три недели. Каждое электронное письмо содержит основы предмета, задание для выполнения и ссылки, которые позволяют вам узнать об этом еще больше.

Когда вы выполните задание и отправите свою работу в соответствующую ветку обсуждения Flickr, вы получите отзыв о том, что вы сделали!

Это довольно просто: вы регистрируетесь, получаете приветственное письмо по электронной почте, а затем вы будете получать следующий урок каждые три недели или около того.

Вам будут присылать один урок и соответствующее задание каждые три недели в течение года.

Чтобы получить максимальную отдачу от школы, вам потребуется учетная запись Flickr, чтобы вы могли публиковать свои задания в соответствующей ветке Flickr в групповом пуле школы и получать отзывы о них.

Фотокритик уже очень долгое время является любимым делом, и мы невероятно увлечены искусством фотографии. Мы любим это. Мы живем и дышим этим. И мы хотели найти способ помочь научить фотографии всех людей по всему миру совершенно бесплатно.

Если вы чувствуете, что получаете пользу от курса, расскажите о курсе своему другу, увлекающемуся фотографией. Вам нужна ссылка на эту страницу – www.photocritic.org/photoschool/. Если вы используете Twitter, мы создали для вас удобный предварительно написанный твит (конечно, вы можете отредактировать его перед отправкой).

Это просто и совершенно бесплатно. Просто заполните форму здесь, чтобы начать работу. Добро пожаловать на борт!

Школа полностью бесплатна, но многие из вас просили внести свой вклад в наши текущие расходы. Предлагаемый взнос составляет 20 фунтов стерлингов, но не стесняйтесь давать больше или меньше, если хотите. Нажмите кнопку ниже, чтобы начать.

Интервью с Хайдже Яном Кампсом из Photocritic.org

Хайе Ян Кампс, блогер Photocritic.org


ПП: Можете ли вы рассказать нам о себе и своем прошлом?

ХДК: Конечно. Я родился в Нидерландах и переехал в Норвегию, когда мне было около 5 лет. Я начал фотографировать, когда мне было около 14, но искусство фотографии по-настоящему меня не привлекало, пока я не взял в руки свою первую цифровую камеру — кажется, Casio SX-2000.

Когда я исследовал свою первую цифровую камеру, я был поражен тем, как мало информации о них было на норвежском языке, и решил исправить это, запустив веб-сайт. Вскоре она была куплена у меня и сменила название на digitalkamera.no — теперь akam.no. Это было захватывающее время, чтобы писать о цифровой фотографии, и я думаю, что писал о фотографии столько же, сколько и фотографировал, с самого начала.

Я переехал в Великобританию, когда мне было около 19 лет., и поступил в университет в Ливерпуле, изучая журналистику. Курс был пустой тратой времени, но у меня было много времени, которое я мог потратить на свои собственные проекты, одним из которых был Photocritic.org, мой фотоблог.

Короче говоря, в настоящее время я работаю писателем на полную ставку и работаю над несколькими книгами о фотографии.

ПП: Как вы впервые попали в фотографию?

HJK: Думаю, мой интерес к фотографии возник из интереса к компьютерам и технологиям. Только намного позже я понял (в основном, увидев удивительные вещи, которые другие люди делают с фотографией, на deviantart и Flickr), что я был достаточно компетентным фотографом. Я все еще учусь каждый день; как писатель и фотограф – пусть так продолжается!!

ПП: Какой была ваша первая камера?

ХДК: Какое-то время у меня был Olympus compact, но первой камерой, которую я действительно помню, которой я пользовался на более продвинутом уровне, была Canon A1 моего отца, которая у меня до сих пор.

ПП: Какое оборудование вы используете сейчас?

ХДК: Я твердо верю в то, что фотография зависит от фотографа, а не от оборудования, и я всегда использовал относительно недорогое оборудование. Дайте мне любую цифровую камеру с 50-миллиметровым основным объективом, и я буду счастливым кроликом.

В частности, в настоящее время я использую Canon 550D, с Canon 50mm f/1.4 большую часть времени (у меня также много других объективов; 70-200 я использую для концертной съемки и т. д.) и сумка, полная осветительное оборудование: стробоскопы 580ex II, световые стойки, броли и все такое прекрасное.

ПП: Что такое Фотокритик?

HJK: Photocritic когда-то назывался моим фриланс-бизнесом в области фотографии — именно тогда я обнаружил, что photocritic.org на самом деле бесплатный — но постепенно он превратился в просто мой фотоблог. Блог освещает все, что меня волнует, на самом деле, но, как правило, не очень ориентирован на оборудование. У меня нет всего времени в мире, чтобы писать о вещах, и я предпочел бы писать о вещах, которые все еще актуальны в будущем. Конечно, я мог бы писать обзоры всех камер по мере их выпуска, но я бы постоянно просматривал новые камеры — для меня фотография не в этом. Сравните это с моей популярной статьей о том, как сделать удлинительную трубку для макросов из банки от принглс — эта статья была написана в 2005 году, но актуальна и сегодня, как и тогда. Я не думаю, что многие люди до сих пор интересуются сообщениями об оборудовании из 2005 года.0005

PP: Сколько времени вы тратите на то, чтобы писать о фотографии, по сравнению с тем, чтобы заниматься фотографией?

ХДК: В последнее время я беру камеру только тогда, когда у меня есть настроение для фотосъемки, поэтому в некоторые недели я провожу 20 часов с камерой в руках, а иногда бывают недели, когда я не делаю ни одной фотографии. одиночное фото. Сказав это, я так или иначе пишу о фотографии каждый день, будь то для клиента, издателя или для одного из моих собственных проектов.

ПП: Как бы вы описали свою фотографию тому, кто никогда ее не видел?

ХДК: Я исследователь – как в плане техники, так и предмета. Я думаю, что на протяжении всей своей карьеры я имел дело с большинством типов фотографии; На самом деле у меня нет определенного «типа» фотографии, и мой стиль постоянно развивается… Но я думаю, что мой поток Flickr документирует мое фотографическое путешествие, к лучшему или к худшему. Я думаю, что «исследовательская» — это хороший способ описать мою фотографию одним словом.

PP: Каковы плюсы и минусы ведения блога?

ХДК: Честно говоря, я не думаю, что есть какие-то недостатки — это занимает немного времени, но это здорово — иметь возможность взаимодействовать со своими читателями различными способами. Удивительно, что люди будут искать в Интернете, поэтому, если вы просто напишете, вы в конечном итоге обнаружите, что люди, которые увлечены точно тем же, что и вы, наткнутся на ваш блог и начнут следить за ним.

Я думаю, что ведение блога — отличное дополнение к размещению фотографий на таких сайтах, как Flickr; он отслеживает ваш прогресс, и это отличный способ получить выход для вещей, которые занимают вас на протяжении всей вашей фотографической карьеры. Если вы не очень хорошо пишете, вы всегда можете вести фотоблог или просто публиковать фотографии на DeviantArt или Flickr, время от времени добавляя более длинные подписи об элементах вашей фотографии, которые в настоящее время являются сложными, захватывающими или просто занимают ваш ум. .

Это отличная идея — активно думать о фотографии: я часто обнаруживаю, что проблемы исчезают, как только я формулирую их словами — это, я полагаю, верно как для фотографии, так и для жизни в целом. Тогда еще одна веская причина вести блог!

ПП: Какую распространенную ошибку люди совершают в отношении фотографии?

ХДК: Есть несколько. Одна из них — слишком много беспокойства об оборудовании. А стагнация — это другое. В какой-то момент вы чувствуете, что достигли «плато», как будто вы не можете двигаться дальше. Это полная чепуха: люди продолжают учиться все время. Это не сложно, все, что нужно, — это немного настойчивости и понимания того, как вы учитесь. Я думаю, что научиться принимать критику от других и быть самокритичным по отношению к своим собственным фотоработам — две очень редкие черты.

PP: Сколько писем вы получаете от читателей?

HJK: Абсолютные тонны. По крайней мере, около 10 в день, но всякий раз, когда я получаю сообщение в Reddit, Digg или что-то подобное, их количество легко увеличивается до 20-30. Часто ответ представляет собой ссылку на сообщение, которое я делал раньше, но иногда они дают мне идеи для новых сообщений, поэтому у меня есть небольшой список на моей доске (да, у меня есть доска. Это корпоративно и грустно ?) статей, которые я хотел бы сделать в какой-то момент.

ПП: Какой вопрос вам чаще всего задают, и каков ответ на этот вопрос?

HJK: Какую камеру мне купить? Моим ответом стал пост: «Почему мне не нужна дорогая камера».

ПП: Что у тебя в списке желаний?

HJK: Сейчас я пускаю слюни на объектив Canon 100mm 2.8 L Macro и макрообъектив Canon MP-E65. Кроме того, мне очень хотелось бы еще несколько вспышек 580EX, а мой объектив 70-200 выглядит немного изношенным, поэтому я планирую отправить его в сервис, чтобы он обновился, как только смогу.

PP: Где вы покупаете снаряжение?

HJK: В основном Amazon. Мне нравится обслуживание клиентов и их беспроблемный подход, когда что-то идет не так.

Фотокритик: Кто такие фотокритики?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх