Синхронизация вспышки, параметр Sync speed и FP-режим
Многие не замечают в своих фотоаппаратах параметр “sync speed” и FP mode, а ведь если разобраться, как с этим работать, можно получить очень мощное оружие для вашей фотоохоты.
Скорость синхронизации очень явно проявляет себя в солнечный день при съемке со вспышкой. Cкорее всего объект съемки окажется пересвечен, при этом камера может отказаться уменьшать выдержку ниже значения 1/250. Это всё из-за sync speed. Минимальная возможная выдержка при съемке со вспышкой и называется Sync speed или X-Sync. Данное ограничение заложено на аппаратном уровне. Причиной тому ограничение в скорости работы затвора.
Если разобраться с устройством затвора, то можно узнать, что он состоит из двух шторок. Это передняя и задняя шторка. Они не двигаются вместе, вопреки распространенному мнению. Изначально затвор прикрывает передняя шторка. После того, как она поднимется, на время экспонирования матрица оказывается открытой и на неё попадает свет.
При нормальных условиях вспышка должна срабатывать в тот момент, когда затвор открыт полностью. Именно поэтому возникает задержка, на открытие затвора (то время, которое затвор открывается). длительность импульса вспышки составляет около 1/1000 секунды после открытия. совершенно очевидно, что при работе камеры со вспышкой минимальная выдержка складывается из суммы времени открытия затвора и длительности импульса. Это время примерно составляет 1/250 секунды.
При выдержке, которая короче 1/250 задняя шторка начинает закрываться еще до того, как передняя полностью открылась. Получается, что по кадру движется щель, образованная двумя затворами. при естественном освещении такой механизм вполне нормально работает, а вот со вспышкой это не проходит.
График показывает график изменения интенсивности света вспышки в зависимости от времени:
T1 показывает время, за которое интенсивность свечения вспышки уменьшилось вдвое. Это время составляет 1/1000с. Очень часто именно это время указывается как длительность импульса, но если посмотреть на график, становится вполне очевидно, что по истечении этого времени импульс продолжает затухать.
Стоит обратить внимание на форму импульса. Максимум приходится именно на 1/1000 секунды. дальше импульс начинает затухать. Шторки открывают кадр на время в 4 раза длиннее, чем импульс вспышки. Получается, что нормальное освещение придется только на 25% времени экспонирования. Производители понимают это, поэтому блокируют выдержку в определенном значении при включенной вспышке.
Есть два способа, которые позволяют фотографировать со вспышкой при ярком солнце.
Первым способом пользуются профессионалы. Он довольно дорогой в реализации. Нужна вспышка и фотоаппарат, которые поддерживают синхронизацию FP mode (FP sync или High speed sync у устройств Canon). Вот как работает вспышка в этом режиме:
Получается, что вспышка делает вместо одного большого всплеска много маленьких. Они длятся на протяжении времени, которое открыт затвор. При этом выдержку можно установить абсолютно любую. Минус этого способа в том, что интенсивность свечения вспышки становится меньше, поэтому уменьшается её радиус действия и она потребляет много энергии. Это значит, что следует запастись аккумуляторами.
В FP режиме происходит следующее:
Синее – передняя шторка. Она открывает кадр. Красное – задняя шторка. Она закрывает кадр. Желтая полоска между ними — это щель, через которую проходит свет на сенсор. Желтый гребешок внизу — это серия импульсов света от вспышки.
У Nikon только одна вспышка не поддерживает режим FP — это маленькая SB-400. В этом режиме не работают также встроенные вспышки, кроме Nikon D700, хотя она имеет ограничение 1/320с.
Второй способ проще и дешевле, но и результат несколько не тот. Можно использовать нейтральный затемняющий фильтр или поляризационный фильтр. Недостаток этого способа в том, что выдержку короче всё равно сделать не удастся, но можно получить не пересвеченный кадр. Фильтр даст 2-3 стопа. А для чего вообще нужна FP синхронизация? Кардинально она ничего не меняет. она только лишь дает возможность сфотографировать на ярком солнце быстро движущийся объект со вспышкой или сделать портретный снимок с открытой диафрагмой и вспышкой.
В большинстве случаев можно обойтись и стандартными режимами фотографирования. В основном выдержка 1/250 вполне подходит для съемки динамических кадров:
Конечно движущиеся объекты будут слегка размазанными, но в глаза это бросаться не будет, и если вы не продаете свои фотографии, то не стоит выкидывать деньги на дорогое оборудование лишь для того, чтобы изредка фотографировать при ярком солнце со вспышкой. Важно, что не только вспышка должна поддерживать режим FP, но и камера.
Наверняка обладатели компактов уже обратили внимание на то, что их камеры со вспышкой могут снимать с выдержкой 1/500 секунды. Это вдвое короче выдержка, чем на дорогих зеркалках. Дело в том, что на дешевых фотоаппаратах электронная система захвата кадра. Система сама определяет, сколько ей необходимо света, и скорость захвата регулируется электронным сигналом, а не механическим затвором. Данные камеры проигрывают в том, что электронная схема сенсора получается более сложной, что влияет на количество светочувствительных элементов. Как следствие такие камеры делают более шумные снимки при высоких значениях ISO. Главное, чтобы камера поддерживала режим FP (Flash Power). На различных фотоаппаратах он может называться по-разному, поэтому следует обратить внимание на названия Auto FP, FP mode, FP sync, High Speed Sync, HSS.
На основе материалов с сайта: http://review. lospopadosos.com
Синхронизация вспышки. Что такое Sync speed и режим FP. ★ Март 2023
В спецификациях фотоаппаратов мало кто обращает внимание на “sync speed” (то есть, минимальное время синхронизации со вспышкой) и FP mode. Однако, вооружившись знаниями и при наличии определённой аппаратуры, это очень полезные вещи.
Про скорость синхронизации вы вспомните, когда попытаетесь сфотографировать что-нибудь со вспышкой в яркий солнечный день. Вы наверняка получите пересвеченный кадр и неприятно удивитесь, когда камера откажется сокращать выдержку ниже определённого значения (обычно 1/250). Всё дело в sync speed.
Sync speed или X-Sync – это минимальная выдержка, которую вам позволит ваша камера с включённой вспышкой. Это аппаратное ограничение, связанное с конечной скоростью срабатывания механического затвора, который находится перед сенсором:
Затвор состоит из двух шторок: передней и задней. Тут возникает путаница в связи с тем, что на самом деле они двигаются друг за другом. Сначала сенсор закрыт передней шторкой, она открывает сенсор целиком, поднимаясь или опускаясь (в разных камерах по-разному), кадр экспонируется, а потом закрывается задней шторкой, следующей за передней.
В нормальном режиме вспышка срабатывает в тот момент, когда кадр открыт целиком. Но очевидно, что это не может произойти, пока передняя шторка полностью не открылась. Это и есть аппаратное ограничение, вызванное скоростью открытия механической шторки. Длительность самого импульса порядка 1/1000 секунды после открытия, поэтому ограничение складывается из суммы времени открытия и импульса. На современных зеркальных камерах суммарное время получается 1/250с.
Если выдержка короче 1/250, то задняя шторка начинает закрываться, не дождавшись, пока передняя полностью откроет кадр. Получается, что по кадру движется щель, образованная двумя шторками. Чем короче выдержка, тем уже щель. И если при естественном освещении это отлично работает, то со вспышкой начинаются проблемы.
Вот график интенсивности вспышки от времени:
T1 на графике – это время, когда интенсивность уменьшилась вдвое, типичное значение – 1/1000с. Жуликоватые производители вспышек указывают именно это время в качестве длительности импульса. На самом деле, в детализированной спецификации оно называется время T.5. Время T.1, когда вспышка почти погасла, гораздо больше, но это тема отдельной статьи.
Сейчас важны не параметры импульса, а его форма. Мы видим, что максимум приходится только на первые 1/1000сек, а далее света очень мало. Учитывая, что шторки пробегают кадр в 4 раза медленнее, мы понимаем, что в таком режиме нормально освещено будет только 25% кадра или меньше. Это понимают и производители, поэтому они блокируют выдержки короче sync speed, когда включена вспышка, чтобы не было претензий.
“Ну и что делать? Как фотографировать со вспышкой при ярком солнце?” – спросите вы. Есть два способа.
Первый способ дорогой, им пользуются профессиональные фотографы. Для этого нужна вспышка и камера, которая поддерживает режим синхронизации FP mode (FP sync или High speed sync у Кэнона). В этом режиме вспышка работает вот как:
Если по-русски, то вместо одного большого залпа, вспышка делает серию маленьких на протяжении всего периода, когда щель из шторок проходит сенсор. В этом режиме вы можете выставить любую выдержку, вплоть до 1/8000. Но есть и минусы: энергии потребляется больше, а эффективность вспышки снижается. Это значит, что аккумуляторы вы посадите гораздо быстрее и вам придётся сокращать дистанцию до объекта, чтобы его подсветить.
Вот что происходит в FP режиме:
Синее – это передняя шторка, которая открывает кадр. Красное – задняя, которая закрывает. Жёлтая расчёска внизу – это серия быстрых импульсов в FP режиме. Жёлтая полоса на кадре – это щель, через которую на сенсор падает свет.
Вот отличный пример, на котором видна щель, которая проходит по кадру в режиме серийной съёмки с короткой выдержкой:
Из никоновских вспышек режим FP не поддерживает только одна – маленькая SB-400. Так же не работают в этом режиме встроенные вспышки, за исключением Nikon D700, но у неё ограничение 1/320с.
Второй способ сфоткать на солнце со вспышкой – нейтральный затемняющий фильтр, либо поляризационный. Затемняющий фильтр – экзотика, а вот поляризационный всегда должен быть с собой в ясную погоду. Минус этого подхода с поляриком в том, что выдержку меньше sync speed вы всё равно не получите, а фильтр вам добавит всего 2-3 стопа.
А зачем вообще нужна высокоскоростная синхронизация вспышки, так ли она необходима? Если честно, то острой необходимости в этом нет. FP синхронизация упрощает вам жизнь, но кардинально её не меняет. Вы сможете днём не задумываясь фотографировать со вспышкой быстродвижущиеся объекты или портрет на открытой диафрагме:
Но если вам не лень задуматься, то всё это вы сделаете и в обычном режиме. В повседневной жизни FP синхронизация не очень нужна. Следующее фото сделано в обычном режиме с выдержкой 1/250:
Ну да, немного размазолось. Но пока вы свои фото не продаёте, на это можно не обращать внимания.
Учтите, что не только вспышка должна поддерживать режим FP, но и камера. К сожалению, бюджетные камеры Nikon D40/D3100/D5000/D5100/D3200 /D5200/D3300/D5300/D5500 FP mode не поддерживают. Зато в Nikon D90/D300/D7000/D7100/D700/D750/D800/D810/D3 он есть.
Я уже чувствую, как начинает кипеть возмущённый разум наших внимательных читателей, которые отлично знают, что sync speed на D40 и на многих мыльницах 1/500, что в два раза лучше дорогущих зеркалок. Дело в том, что на этих камерах электронный, либо электронно-механический затвор. То есть, сенсор сам определяет, сколько света ему необходимо.
Минус в том, что усложняется электронная схема сенсора и светочувствительные элементы занимают меньше площади, так как приходится потесниться из-за управляющих элементов. Это выражается в большем количестве шумов на высоких ISO. А что до самого значения 1/500, то это особенность встроенной вспышки, которая за меньший интервал не сможет обеспечить приемлемую мощность.
В любом случае, для активации режима синхронизации FP (Flash Power), необходимо убедиться, что ваша камера и ваша вспышка этот режим поддерживают. Внимательно смотрите инструкцию, ищите следующие упоминания: Auto FP, FP mode, FP sync, High Speed Sync, HSS.
Спасибо за терпение.
Использование автоматической высокоскоростной синхронизации FP для подсветки быстрых действий
Расширенный
Автор и с участием Дэйва Блэка
Дэйв Блэк об использовании высокоскоростной синхронизации вспышки для спортивных мероприятий
Глоссарий
Современному спортивному фотографу необходимо не только запечатлеть действие, но и часто создавать для клиента уникальное тематическое изображение. Использование вспышек Nikon в режиме автоматической высокоскоростной синхронизации FP для освещения динамичных сцен — отличный способ вывести спортивные фотографии на новый уровень.
[Автоматическая высокоскоростная синхронизация FP — это режим вспышки, используемый для фотосъемки с заполняющей вспышкой в условиях яркого освещения.
Если выбрана автоматическая высокоскоростная синхронизация FP, вспышка будет срабатывать на время движения шторки затвора, синхронизируя таким образом скорость затвора камеры, если эта скорость установлена выше, чем нормальная скорость синхронизации камеры. —Редактор]
Ассистент Дейва держит монопод с прикрепленной к нему камерой Foursquare, в которой установлены четыре вспышки Nikon Speedlight. Управляемые дистанционно вспышки Speedlight освещают каякера на воде.
Помощник Дэйва держит монопод с прикрепленным к нему Foursquare, в котором установлены четыре вспышки Nikon. Управляемые дистанционно вспышки Speedlight освещают каякера на воде. В зависимости от ситуации вспышки Speedlight также могут быть размещены внутри софтбокса. [Последнее изображение см. в конце статьи — Редактор]
Настройка камеры и вспышек
При фотографировании спортивных мероприятий я устанавливаю каждую вспышку в дистанционный режим и настраиваю выходную мощность вручную с помощью Nikon SU-800 Commander. Затем я перехожу в категорию «Брекетинг/Вспышка» в меню пользовательских настроек камеры и выбираю настройку Auto FP 1/250, которая активирует режим высокоскоростной синхронизации. Этот параметр позволит вам снимать с короткой выдержкой — быстрее, чем обычная выдержка синхронизации вспышки 1/250, которая слишком медленная, чтобы остановить действие. (Примечание: такие камеры, как D800/D800E, могут использовать высокоскоростную синхронизацию FP с выдержкой до 1/320 секунды, так что 1/250 секунды остается нормальным режимом синхронизации без потерь света/отдачи, которые вы получили бы с Синхронизация от первого лица.)
Моя базовая формула освещения
Я могу установить экспозицию вручную с помощью встроенного замера экспозиции или при съемке в программном режиме с компенсацией экспозиции -1 EV. Я делаю «недоэкспонированное» тестовое изображение, включаю вспышки и делаю «раскрытое» изображение. Это видно на двух изображениях супербайков (фото 1 и 2).
Как определить выходную мощность:
Установите вручную выходную мощность вспышек с помощью пульта управления SU-800, начиная с ПОЛНОЙ мощности, затем сделайте пробный снимок и просмотрите его на ЖК-дисплее камеры. Если объект слишком яркий, просто уменьшите выходную мощность с помощью SU-800 Commander. Это немного проб и ошибок, поэтому, если ПОЛНАЯ мощность слишком велика, попробуйте ½ мощности, а если она все еще слишком яркая, попробуйте ¼ мощности и т.
Если на ПОЛНОЙ мощности ваш объект слишком темный, вам нужно переместить вспышку ближе к объекту или добавить дополнительные вспышки, чтобы увеличить количество света.
Базовая формула освещения, используемая для недоэкспонирования сцены и последующего раскрытия объекта с помощью вспышек:
Это изображение было снято с ручной экспозицией ISO 400, выдержкой 1/1250 секунды и f/8, что дало -1,3 EV недоэкспонированная сцена. Я мог бы установить камеру на приоритет диафрагмы или приоритет выдержки и установить компенсацию экспозиции на -1,3 EV вместо использования ручной экспозиции.
© Дэйв Блэк
Супербайки Недоэкспонированные Это изображение было снято с ручной экспозицией ISO 400, выдержкой 1/1250 секунды и f/8, что дало сцену с недодержкой -1,3 EV. Я мог бы установить камеру на приоритет диафрагмы или приоритет выдержки и установить компенсацию экспозиции на -1,3 EV вместо использования ручной экспозиции.
На этом снимке использовалась та же экспозиция ISO 400, выдержка 1/1250 секунды при f/8, что привело к недодержке на -1,3 EV, но объект был освещен с помощью четырех SB-900 Вспышки расположены вне камеры, примерно в 20 футах слева от ведущего гонщика. Свет от вспышек легко освещает водителя.
© Дэйв Блэк
Супербайки На этом изображении использовалась та же экспозиция ISO 400, выдержка 1/1250 секунды и f/8, что привело к недодержке на -1,3 EV, но объект был освещен с использованием четырех вспышек SB-900, расположенных вне камеры, примерно в 20 футах слева от ведущего. Свет от вспышек легко освещает водителя.
Это изображение, также снятое с выдержкой 1/1250 секунды, соответствует той же базовой формуле, но выглядит еще более эффектно благодаря недодержке -2,0 EV и освещению четырьмя вспышками SB-900 с выходной мощностью всего 1/8 мощности. С заходящим солнцем и уменьшением окружающего освещения мои вспышки Speedlight становятся более эффективными, и требуется гораздо меньшая выходная мощность.
© Дэйв Блэк
Это изображение, также снятое с выдержкой 1/1250 секунды, следует той же базовой формуле, но выглядит еще более эффектно благодаря недодержке -2,0 EV и освещению четырьмя вспышками SB-9.00 Вспышки с выходной мощностью всего 1/8 мощности. С заходящим солнцем и уменьшением окружающего освещения мои вспышки Speedlight становятся более эффективными, и требуется гораздо меньшая выходная мощность.
В этих изображениях, как и во многих других изображениях, снятых с использованием высокоскоростной синхронизации, используется освещение от нескольких вспышек. Спортивные действия в целом требуют, чтобы фотографы находились на некотором расстоянии от объекта съемки. Используя две, три или даже четыре вспышки Speedlight с одного места, я могу освещать объекты, находящиеся дальше.
Это изображение байдарочника на белой воде было снято с выдержкой 1/2000 секунды, а также с использованием высокоскоростной синхронизации. Но он вводит новый элемент в формулу моей вспышки Speedlight — добавление согревающего геля. Я намеренно недоэкспонировал сцену, на этот раз на -1,7 EV, и раскрыл (подсветил) объект с помощью четырех вспышек SB-900, каждая из которых снабжена нагревающим гелем CTO, который входит в комплект каждой вспышки.
© Dave Black
Это изображение байдарочника на белой воде было снято с выдержкой 1/2000 секунды, а также с использованием высокоскоростной синхронизации. Но он вводит новый элемент в формулу моей вспышки Speedlight — добавление согревающего геля. Я намеренно недоэкспонировал сцену, на этот раз на -1,7 EV и раскрыл (подсветил) свой объект из четырех SB-9.00 Speedlights, каждая с нагревающим гелем CTO, который входит в комплект каждой вспышки.
Формула Moody Blue: Для этого очень стилизованного изображения я изменил баланс белого камеры с дневного света (5500°K) на лампу накаливания (3030°K), чтобы вся сцена приобрела холодный синий цвет. С оранжевым согревающим гелем CTO, нанесенным на каждую вспышку SB-900, цвет света теперь возвращает мой объект к слегка подогретому дневному свету с почти «золотым часом».
Для тех из вас, кто никогда не использовал CTO get, скажу, что это просто фильтр, предназначенный для изменения цветовой температуры (в Кельвинах), который помещается на вспышку со сбалансированным дневным светом. В случае фильтров Orange CTO они предназначены для согревающего эффекта или для соответствия лампам накаливания и/или лампам накаливания.
Имейте в виду, что при размещении нагревательных гелей CTO на вспышке количество света, падающего на объект, уменьшается. Чтобы компенсировать это, я увеличил выходную мощность каждой вспышки, чтобы эффективно выделить (осветить) мой объект из недоэкспонированной сцены.
Это финальное изображение снова иллюстрирует ту же основную формулу спортивного освещения. На этот раз я использовал очень короткую выдержку 1/4000 секунды, недоэкспонированную сцену -2,3 EV и раскрытый (освещенный) мой объект с помощью четырех SB-9.00 вспышек, каждая установлена на ПОЛНУЮ мощность. Обратите внимание, что мне не нужно освещать весь объект, мне нужно осветить только его часть, поэтому на этом изображении я осветил его лицо, руки, ногу и часть велосипеда. Это драматическое освещение вне камеры.
© Dave Black
Это финальное изображение снова иллюстрирует ту же самую базовую формулу спортивного освещения. На этот раз я использовал очень короткую выдержку 1/4000 секунды, недоэкспонированную сцену -2,3 EV и раскрытый (освещенный) мой объект с помощью четырех SB-9.00 вспышек, каждая установлена на ПОЛНУЮ мощность. Обратите внимание, что мне не нужно освещать весь объект, мне нужно осветить только его часть, поэтому на этом изображении я осветил его лицо, руки, ногу и часть велосипеда. Это драматическое освещение вне камеры.
Освоение освещения спортивных мероприятий с помощью вспышек Speedlights и высокоскоростной синхронизации потребует экспериментов и практики, но я призываю вас стремиться к тому, чтобы эта очень динамичная и стилизованная техника освещения стала частью вашего набора навыков освещения.
Чтобы увидеть больше фотографий Дэйва, посетите его сайт www.daveblackphotography.com.
111of0
FP в фокальной плоскости или высокоскоростной синхронизирующий режим вспышки
Последнее обновление: пт, 03 февраля 2023 г. |
Вспышка Canon EOS
Синхронизация экспозиции вспышки с обеими шторками фокального затвора была такой же серьезной проблемой во времена одноразовых ламп-вспышек, как и сегодня с электронными вспышками. По этой причине были разработаны лампы-вспышки, предназначенные для работы с затворами в фокальной плоскости. Такие лампочки излучали свет довольно быстро и поддерживали свою светоотдачу в течение всего времени открытия затвора. Их назвали лампами FP.
С помощью E-TTL Canon представила реализацию электронного режима вспышки FP, который в некоторых случаях позволяет обойти ограничение X-синхронизации, а также другую технологию вспышки, впервые разработанную Olympus. Вспышка FP позволяет делать фотографии со вспышкой с любой выдержкой, которая вам нравится, и работает за счет пульсации лампы вспышки с чрезвычайно высокой частотой — 50 кГц — имитируя постоянный свет за счет общего светоотдачи. FP расшифровывается как «фокальная плоскость» по аналогии со старыми лампами-вспышками FP, хотя Марк Овертон незабываемо называет его режимом «быстрого импульса» в своем FAQ, поскольку именно так он работает сегодня.
Этот режим удобен для съемки с заполняющей вспышкой на открытом воздухе с широкой диафрагмой. Обычно вы не можете снимать на открытом воздухе и использовать заполняющую вспышку, если вы не закроете объектив или не используете очень медленную пленку. Однако смена пленки доставляет неудобства, а диафрагмирование объектива увеличивает глубину резкости. Скажем, если вы снимаете портрет, вы, вероятно, захотите размыть фон, и единственный способ сделать это — снимать с более широкой диафрагмой. Но более широкая диафрагма пропускает больше света, и вы не можете компенсировать это увеличением скорости затвора, если затем упираетесь в ограничение X-синхронизации камеры.
Вспышка в режиме FP решает эту проблему, позволяя скорости затвора превышать предел X-синхронизации и вместо этого достигать максимальной скорости затвора камеры (обычно 1/2000 или 1/4000 с). И если вы снимаете человека довольно близко, вы не можете быть ограничены уменьшенным световым потоком в режиме FP, если только вы не пытаетесь использовать его с очень маленькой вспышкой, такой как крошечная 220EX, или медленная пленка.
Обратите внимание на важный момент — режим FP не поможет вам заморозить движение; название «высокоскоростная синхронизация» в этом отношении немного вводит в заблуждение. Обычная фотография со вспышкой очень хорошо фиксирует движение на пленке, поскольку вспышка невероятно короткая. Однако, когда вы используете вспышку в режиме FP, вспышка пульсирует световым потоком, чтобы имитировать более продолжительную вспышку света. Поскольку вспышка не очень короткая, вы не можете так легко заморозить движение, даже при высокой скорости затвора. Этот режим называется высокоскоростной синхронизацией, поскольку он позволяет синхронизировать экспозицию вспышки с высокой скоростью затвора, но не позволяет делать фотографии с высокой скоростью.
Поскольку режим Canon FP связан с технологией E-TTL, он доступен только при использовании вспышек серии EX, прикрепленных к корпусам A-типа. Есть два исключения из правила «флеш-память типа A/FP». Во-первых, камера EOS 1N типа B может быть перепрограммирована Canon за большие деньги для поддержки режима FP, но не может поддерживать никакую другую функцию, связанную с E-TTL, даже при перепрограммировании.