Гелиос 44-2, бесконечность на Nikon, переюстировка на Никон
1. Не обычный попался Гелиос 44-2, не обычен отделкой и желтым просветлением и идеальным состоянием, хотя был выпущен в 72 году. С ним повозился прилично, что бы разкрутить его, если кто не может раскрутить Гелиос 44-2, то задавайте вопросы в комментариях, отвечу и расскажу.
2. Как известно у фотоаппаратов зенит и у других, где использовалась м42 оптика, рабочий отрезок не совпадает с Никоном, у Nikon самый большой рабочий отрезок среди всех распространенных зеркальных камер. Это и плюс и минус. Дело в том, что благодаря длинному рабочему отрезку, оптику Nikon, через переходники можно посадить на любую систему. Обратная сторона этого — на Никон очень сложно посадить оптику от других систем. Сложно, не значит что не возможно.. в этой статье я расскажу как получить бесконечность при установке на Никон, советского аналога Carl Zeiss Jena Biatar 58/2, с оптической схемой Planar, речь идет о Гелиос 44-2.
Задача которая мне предстояла — как нибудь вдвинуть оптический блок в камеру.
3. Для начала нужно раскрутить объектив. Приложу картинку с инструкцией:
(Разборка объектива Гелиос 44-2)
Могу посоветовать попробовать — установить диафрагму в положение 16, выкрутить объектив максимально на бесконечность и мощным движением руки раскрутить его, выкрутив блок линз и блок с диафрагмой из фокусировочной части.
Если не получается, можно попробовать закапать несколько капель WD-40, на резьбу и подождать дня 3-4.
У меня как раз тот случай, когда не помогло полное заливание всего объектива WD-40, не помогло нагревание и охлаждение. Ни чего не получалось, мок он в WD 2 или 3 недели. И ни как не раскручивался. Поэтому может быть заливать WD не целесообразно, а то придется потом помучатся что бы удалить это из объектива. Я купил хомутики в автомагазине, обмотал те части объектива которые нужно было раскручивать молярным(бумажным) скотчем, после чего затянул на них не сильно металлические хомуты и раскрутил руками и весь рецепт..
После разборки нам нужно снять юстировочное кольцо, его видно на оправе на фотографии выше. Белое алюминиевое кольцо.
4.После снятия кольца, кольцо лежит на заднем плане
5. Теперь рядом лежит замена кольцу. Более тонкое кольцо, которое я изготовил. обойтись совсем без кольца нельзя, так как при закручивании объектива, заклинивает кольцо установки диафрагмы.
6. Одел свое более тонкое кольцо на оправу линз
7.Собрал обратно объектив
8. Далее необходимо выкрутить задний блок линз и поставить под него еще одно кольцо.
9.
10. Рядом нужно иметь грушу, что бы выдуть пылинки, которые могут залететь в объектив
11. Кольцо под задний блок линз я тоже изготовил самостоятельно, подбирая его толщину, пока не появится бесконечность.
12. Все готово
13. Юстировочное кольцо из объектива убрал в бумажный конверт и подписал номер объектива, что бы не перепутать, если вдруг возникнет необходимость вернуть все на место.
14.
15. Из ошибок:
Часто при попытке получить бесконечность на Nikon с Гелиос 44-2, многие люди пытаются сточить юбку на которой нарезана резьба, Что бы объектив глубже закручивался в переходник, причем некоторые делают это даже на токарном станке, ну или в ручную напильником. И не редко это приводит к тому, что резьба просто отваливается. Под ней тонкий металл.
Мой способ модернизации не меняет ни какие элементы конструкции Гелиос 44-2, для получения бесконечности на Nikon, при желании все можно вернуть назад за 3 минуты, без использования инструмента.
Качество картинки тоже не меняется, по крайней мере на кропе не заметно ни каких изменений, возможно это связано с тем что оптическая схема Planar вообще не чувствительна к такому изменению расстояния между блоками линз. Падения резкости общей нет, падения резкости по краям тоже на кропе не заметно.
Ну на открытой естественно резкость хуже, но она и без изменений в линзоблоке хуже.
В целом резкость объектива очень хорошая, мой тамрон 17-50 2.8, на открытой диафрагме менее резок, чем Гелиос 44-2.
Видео переюстировки, всего 10 минут вместе с «бла бла бла»
Тут я рассказываю как очистить диафрагму Гелиос 44-2 от масла
Как переюстировать объектив Гелиос 44-2, производства после 1982 года, можно прочитать — тут
Фотографии на Гелиос 44-2 и Nikon d3100
Добавить комментарий к материалу
Фотоаппараты Nikon, бюджетные и зеркальные
Японская компания Nikon является производителем оптики и устройств для обработки изображений. Была основана в 1917 году. Занималась производством оптики для флота Японии. После Второй Мировой войны переквалифицировались на производство продукции для населения. В 1946 году выпустили первый фотоаппарат Nikon. С тех пор компания стала совершенствовать свои технологии и производить новые фотоаппараты.
С 2006 года компания практически прекратила производство пленочных фотоаппаратов, и сконцентрировалась на производстве цифровых фотокамер. Кроме того Nikon производит фото-принадлежности, бинокли, сканеры и микроскопы. Под торговой маркой Nikkor выпускаются объективы для фотоаппаратов.
Компания Nikon одна из самых успешных компаний на рынке фотоаппаратуры. Их основными конкурентами являются Canon и Sony.
Модельная линейка фотоаппаратов компании Nikon довольно широка. Для любителей классики на данный момент выпускается пеленочная зеркальная усовершенствованная фотокамера F6.
Цифровые фотоаппараты делятся на три основные категории: зеркальные, серия COOLPIX и серия Nikon 1.
Зеркальные фотокамеры SLR разделяют на два вида: любительские и профессиональные. Зеркальные фотоаппараты отличаются уникальной системой позволяющей видеть предмет съемки, через объектив, используемый для выполнения снимка. Среди профессиональных очень популярна модель D700 а так же новинка D4.
Любительские зеркальные фотокамеры сейчас на гребне волны популярности. В топе продаж интернет магазинов такие модели как D7000, D3100, D5100 и конечно же D90. Любительские камеры отличаются от профессиональных тем, что они более компактные и несколько ограниченные в возможностях.
Серия COOLPIX это обычные компактные камеры с зуммированием. В свою очередь эта серия делится на три группы. Группа S (Style), отличаются компактностью, современным и красочным дизайном и невысокой стоимостью. Популярна модель S2600.
Группа L (Life) — это практичные фотокамеры с зуммированием. В модельной линейки представлены как суперзумы так и камеры с широкоугольным объективом. В группе L популярна модель L25.
Группа P (Performance) разработана специально для тех, кто хочет многофункциональную камеру, идущую в ногу со временем по доступной цене. Это гибридные камеры внешне похожие на зеркальные фотокамеры. Одной из самых популярных моделей является P510.
Компания Nikon производит и специализированную камеру для людей ведущих активный образ жизни COOLPIX AW100. Модель водонепроницаема, морозостойка и прочна, оснащена встроенным компасом и GPS с картой мира.
Серия Nikon 1 — это компактные камеры со съемным объективом. Пока что представлены всего три модели: J1, J2, V1. Отличаются интеллектуальным выбором снимка, режимом моментальной съемки. Делает до 60 кадров в секунду.
Nikon продолжает искать новые технологии для внедрения в фотокамеры. Основные тенденции в развитии компании это усовершенствование оптики и фотоаппаратов.
Объектив Гелиос 44–2 для байонета Nikon F
Простой моддинг объектива 58 мм f/2 СССР 1983 г.
Ближе к концу 2019 года я приобрел один из пресловутых Гелиос 44–2 Объективы 58 мм f/2. Эти объективы были сделаны в СССР, а тот экземпляр, который мне достался, был сделан под байонет М42.
Не имея камер с объективами M42, я решил адаптировать и (обратимо) модифицировать этот объектив для работы с байонетом, с которым я могу работать — байонетом Nikon F. К счастью для меня, это так же легко сказать, как и сделать. Есть дешевые адаптеры от обычных подозреваемых, в которые ввинчиваются объективы M42, механически превращая их прямо в Nikon F. Тем не менее, есть «попалась» в том, что 9Фокусное расстояние фланца 0013 различается в зависимости от крепления.
Фокусное расстояние фланца
Фокусное расстояние фланца зависит от каждой системы крепления объектива. Это расстояние между фланцем оправы объектива и плоскостью пленки. Здесь возникают некоторые дополнительные сложности при преобразовании Nikon. Два FFD, с которыми мы имеем дело:
- Байонет M42: 45,46 мм [1]
- Байонет Nikon F: 46,5 мм [2]
Эти цифры говорят о проблемах: FFD системы Nikon F-mount длиннее, чем система, для которой предназначен объектив. Это означает, что когда мы ставим объектив на камеру Nikon, плоскость пленки будет казаться слишком далекой, а изображение будет формироваться прямо перед ней. Эта проблема усугубляется тем, что адаптеры крепления объектива для этих двух креплений добавляют некоторую толщину смеси. Быстрый замер, когда мой прибыл на почту, показал 0,9.толщиной от 5 до 1 мм. Это означает, что после сборки с камерой объектив будет формировать изображение чуть более чем на 2 мм впереди пленки или сенсора.
Обратите внимание, что на некоторых других системах камер это не проблема. Nikon F-mount имеет один из самых длинных FFD среди современных потребительских камер [3] . Это становится все более распространенным, поскольку беззеркальные камеры становятся все более распространенными, поскольку они обычно имеют гораздо более короткие FFD, чем SLR, из-за отсутствия зеркала и пентапризмы. Многие другие системы камер имеют достаточно короткий FFD, поэтому даже с толщиной адаптера они могут без проблем использовать объективы M42.
Но подождите. Если подумать, еще не все потеряно. Несмотря на то, что я всегда знал, что буду модифицировать его, прежде чем покупать объектив, объектив по-прежнему можно использовать для некоторых задач без модификации. Игнорируя тот факт, что советский объектив 20-го века устанавливается на цифровой корпус 21-го века, все, что мы сделали, эквивалентно вставке удлинительной трубки ~ 2 мм между объективом M42 и корпусом M42. Даже несмотря на то, что изображение формируется перед плоскостью пленки, мы можем просто крутить кольцо фокусировки, верно? Давайте взглянем на эту диаграмму, на которой три источника с левой стороны линзы формируют три изображения с правой стороны:
Первый источник — это что-то на бесконечном расстоянии от линзы. Далеко слева от диаграммы на расстоянии миллионов миль, так что лучи, исходящие от него, совершенно параллельны. Это формирует изображение справа от линзы, которое находится ближе всего к линзе любого из изображений. Ближайший к линзе источник формирует изображение дальше всего от линзы. Конечно, оставшийся источник в центре формирует изображение между двумя другими изображениями справа от линзы. Чтобы сделать четкую фотографию одного из источников, мы должны вставить нашу пленку в точку за объективом (т.е. справа), где формируется изображение искомого объекта.
В объективе, как и в большинстве других, используется геликоидный механизм для перевода поворота фокусировочного кольца в движение объектива дальше или ближе к плоскости пленки. Таким образом, мы можем использовать кольцо фокусировки, чтобы приблизить объектив примерно на 2 мм к плоскости пленки, чем обычно для камеры M42. Так в чем проблема?
Бесконечный фокус
Мы видели, что можно просто приблизить объектив к плоскости пленки с помощью кольца фокусировки и добиться правильной фокусировки на объекте, который мы хотим сфотографировать. Однако, оглядываясь назад на диаграмму, мы видим, что объект, находящийся на бесконечности, представляет собой случай с кратчайшим расстоянием от объектива до пленки. У многих фотообъективов кольца фокусировки останавливаются на бесконечности. В случае с Helios это означает, что изображение того, что находится на бесконечном расстоянии от объектива, формируется на 2 мм впереди плоскости пленки.
С тем, что мы узнали, позвольте мне изменить мое определение фокусного расстояния фланца. В случае большинства фотографических объективов FFD — это расстояние за фланцем оправы объектива, на котором должна быть пленка для формирования изображения того, что находится на бесконечности .
Таким образом, мы теряем фокусировку на бесконечность, так как кольцо фокусировки Гелиоса не выходит за пределы «бесконечности М42», чтобы приблизить оптику к пленке на 2 мм ближе, чем привыкло. Это означает, что мы больше не можем сфокусироваться на каком-либо объекте слишком далеко от объектива. По расчетам (читай: судя по тестовой фотографии, которую я сделал, потому что мне лень заниматься математикой), это расстояние составляет порядка 10 метров.
Если вы хотите использовать этот объектив только при более близких контактах, то вам, вероятно, не нужно делать какие-либо модификации объектива. Например. для ограниченного портрета, наверное, нормально. Но я перфекционист, и мне также нравится фотографировать пейзажи, поэтому я лучше сделаю некоторые модификации объектива, чтобы он фокусировался на бесконечности на байонете Nikon F.
Модификация адаптера
Первая часть моего мода состоит в уменьшении толщины 1 мм переходника M42 на байонет Nikon-F. Для относительно небольшого и легкого объектива, как у Гелиоса, не обязательно иметь столько мяса в переходнике, сколько было у производителя. Вероятно, это просто упрощает изготовление, так как слишком хрупкую деталь будет сложнее надежно отлить и вывести из отливки.
Отнес к одному из своих переходников байонета (они дешевые как фишки из китая) старым напильником. При использовании ручного напильника обязательно делайте измерения очень часто, чтобы убедиться, что вы снимаете материал аккуратно и равномерно. Я закончил поверхность листом стекла, подложив его влажной наждачной бумагой. Я закончил с зернистостью около 2000 и убрал большую часть шлифовальных меток.
В итоге я снял с переходного кольца около 0,5 мм толщины. Я просто снял его ровно, пока я почти не смог просунуть лист бумаги между концом резьбы M42 на объективе и частью адаптера, которая «закрывает» его. Оставшиеся 1,5 мм необходимо будет получить от самого объектива, а не от адаптера.
Оригинал (вверху) и модифицированный (внизу):
Модификация объектива
Объектив Helios имеет относительно простую конструкцию. Задняя часть имеет резьбу М42 и геликоид. В него вплетается весь оптический блок. Оптический блок включает в себя переднюю и заднюю группы линз, диафрагму и кольца диафрагмы.
Оптический блок вкручивается до упора. Этот упор выполнен благодаря тонкому алюминиевому прокладочному кольцу, которое отделяет плечо на оптическом блоке (сразу за втулкой апертуры) от сопрягаемой поверхности задней секции.
Тонкая резьба M31x0,5 на оптическом блоке с оригинальной прокладкой:
Перевернутый задний блок с соответствующей резьбой и плечом/поверхностью в углублении:
Толщина этой прокладки на моем объективе составляет около 2 мм. Я читал материалы других людей по модификации этих линз, и они измеряли разные толщины для этого. Предположительно на заводе линзы были оснащены прокладками немного разных размеров, чтобы компенсировать различия между отдельными линзами.
Снова на ходу. Если бы он был тоньше, это позволило бы всему оптическому блоку приблизиться к плоскости пленки. Обратите внимание, что я не мог просто полностью удалить прокладку, так как тогда кольцо диафрагмы объектива совпало бы с задней частью объектива. Поэтому вместо этого я уже удалил около 0,5 мм с крепления объектива. После некоторых экспериментов с материалами в доме я придумал прокладочное кольцо, сделанное из пластиковой крышки от молочной бутылки, которое обеспечивало идеальную фокусировку объектива, если его приколоть к отметке «∞» и направить на гору примерно в 10 км. Временное кольцо имело толщину 0,8 мм, и после некоторого поиска я смог найти на eBay поставщика всевозможных шайб из нержавеющей стали необычных размеров.
Старая прокладка (слева, 2 мм и замена) и новая прокладка (справа, 0,8 мм):
Я купил несколько шайб из нержавеющей стали 31x34x0,8 мм 304, и как только они прибыли, нашел хороший чистый кандидат на замену оригинальной прокладки с. Результат (на мой взгляд и индикатор фокусировки во всех камерах, которые я пробовал) идеальный фокус на бесконечности.
Установка новой прокладки показала, что она сидит немного плотнее, чем оригинал. Внутренний диаметр всегда немного более плотный, чем у старого, поэтому он требует самого осторожного поворота / изгиба.
С новой прокладкой и объективом кольцо диафрагмы также ощущается чуть более тугим вблизи темного конца. Вероятно, это связано с проблемами зазора теперь, когда передний блок находится на 1,5 мм или более дальше заднего блока, однако это не является чем-то значительным / повреждающим, поэтому я не буду беспокоиться о том, чтобы сбрить что-либо с кольца диафрагмы, чтобы компенсировать это сейчас.
Готово!
Я сделал несколько тестовых снимков через линзу на бесконечности, но они не заслуживают размещения здесь. Придется пойти и еще немного поснимать с объективом и посмотреть, что у меня получится. А пока могу хотя бы показать объектив с переходником. Адаптер добавляет ему немного громоздкости/неуклюжести, так как теперь есть дополнительное кольцо сзади, где раньше была резьба. Теоретически я мог бы срезать кольцо, которое используется для захвата адаптера, но мне все равно нужно было бы, по крайней мере, оставить фиксирующее отверстие, которое не дает ему вращаться внутри корпуса камеры, когда он находится в правильном положении. Я думаю, что это будет выглядеть уродливее, поэтому я оставлю это как есть.
Единственное, что я мог бы изменить, это повторно анодировать видимую часть алюминиевого адаптера, где мне пришлось отшлифовать его тоньше. Это сделало бы его более плавным, так как на данный момент он немного выделяется. Хотя не слишком много.
Наконец, вот объектив, установленный на старую F65, которую я купил за 1 доллар. Объектив — довольно компактное дополнение к любому телу. Не блинный объектив, но гораздо более компактный, чем мой современный объектив 50 мм f/1,8, учитывая, что у Helios 58 мм f/2.
Гелиос 44/2 — Мой третий глаз
· 1 комментарий ·
Вчера я гулял с другом-фотографом и сделал его портрет в кафе «Единственное». Технология была старой и новой; камера была моей Sony A7ii, но объективом был мой старый объектив советских времен Гелиос 44/2, установленный через переходник. Свет был от пасмурного дня, проникая через окно. Мне нравится то, что может сделать этот объектив!
Sony A7ii, объектив Helios 44/2 (58 мм/f2)· Оставить комментарий ·
В прошлые выходные я снова был на пляжах, и мой выбор пал на объектив Helios 44/2 58 мм/f2. Мне нравится общий вид и завихрения этого объектива при широко открытой диафрагме!
· Оставить комментарий ·
То и дело щелкает откровенный портрет. 🙂 Снято на недавней встрече киношников в Торонто.
Nikon N90s, объектив Helios 44/2 58 мм/2, адаптирован для Nikon
Пленка Ilford FP4, проявленная как позитив с помощью DR5
· Оставить комментарий ·
Мое внимание привлекло сочетание перчатки и шипа на заборе.
Объектив Nikon F4S, Helios 44/2 58 мм (адаптирован для Nikon)
Пленка Rollei Retro 80s
· Оставить комментарий ·
В Starbucks на Front Street в Торонто в прошлую субботу. Отличный свет из окна сделал сцену, которую мне нужно было запечатлеть.
Nikon N90s 345mm SLR,Helios 44/2 58mm f2 lens (M42 adapted for Nikon)
Kodak TMax 400 film
· 2 комментария ·
В прошлую субботу во время одной из фотопрогулок, когда мы с парой были в Starbucks, вошел другой мой друг кинофотограф Шон Пэтноуд. Свет, проникающий через окно, был идеальным.
Nikon N90s, объектив Helios 44/2 58 мм/f2, адаптированный для Nikon
Пленка Kodak TMax 400
· 2 комментария ·
https://www.podbean.com/media/player/rvwq2-690507?from=yiiadmin
Несовершенство — общая тема на этой неделе; Я говорю о том, как я люблю художественный эффект оптических недостатков объектива Гелиос 44/2, и копия, полученная для моего Никона, навороченная для работы над телом Никона, этим умным специалистом (захватывающее видео, кстати) .
Другой аспект Несовершенства — это размышления о моих уроках игры на фортепиано и музыке, а также о взлетах и падениях творческого процесса.
Вот несколько примеров эффекта завихрения, который возможен с объективами серии Helios 44.
· Оставить комментарий ·
Еще одно изображение с кладбища Сент-Джеймс, сделанное с использованием моего объектива Helios 44/2 58 мм/2, установленного на мой Nikon N9.0 с. Снято на пленку Kodak TMax 400.
· 2 комментария ·
Продолжаю экспериментировать со своим объективом Helios 44/2 58mm f2, адаптированным под байонет Nikon. Этот объектив известен тем, что имеет подходящий фон в нескольких футах от объекта, а также широко открыт на диафрагме f2, чтобы получить характерное завихрение, боке не в фокусе.