Ги Бурден — провокационный гений fashion-съемки
Фотографии на страницах глянцевых журналов, которые можно увидеть сегодня, похожи друг на друга. Они не отличаются замысловатостью кадра. Другими были работы фэшн-фотографа Ги Бурдена: неординарными, рушащими стереотипы, инновационными. Каждый снимок вызывает в душе зрителей ряд эмоций, в числе которых и непонимание происходящего. Возможно, именно в этом секрет их бессмертия. Понимать или не понимать… но оторвать взгляд от них по истине сложно.
Несмотря на то, что фотоаппарат Ги Бурден взял в руки достаточно поздно, его работы известны не только в узких кругах профессионалов, а и среди почитателей искусства фотографии.
Формирование личности Ги Бурдена и приход в искусство фотографии
Появился на свет Ги Бурден (Guy Bourdin) в столице Франции. Произошло это в 2 декабря 1928 года. На момент рождения ребенка его биологическому отцу едва исполнилось 18 лет. Очень быстро молодые родители поняли, что не готовы строить семью и развелись. Мать бросила годовалого ребенка. Это, по мнению многих психологов, в будущем сказалось на его творчестве и отношении с женщинами. Он не церемонился с моделями, которые впоследствии с ужасом вспоминали о съемках в холодных студиях и жестких условиях работы.
Ги не задержался в детском доме. Его усыновил Морис Дезире Бурден, от которого он и получил фамилию. В детстве мальчик не задумывался о карьере фотографа. Его увлекал велоспорт. В возрасте 18 лет юноша серьезно занялся живописью. Какое-то время он даже собирался посвятить свою жизнь этому ремеслу. Однако все изменила военная служба, которую он проходил в Дакаре (1948-1949 гг). Бурдена определили в воздушные войска, и тут в его жизни появилась фотография.
По возвращению домой Бурден устроился продавцом фотооборудования. Параллельно работал посудомойщиком в ресторане и копил деньги на профессиональное оборудование для фотосъемки. Также до прихода в индустрию моды Ги Бурден успел поработать курьером в посольстве США. Все время его сопровождала живопись. Параллельно он совершенствовал мастерство фотосъемки — обучался самостоятельно, на работах прославленных мастеров разных жанров.
Ключевым моментом в жизни Ги стало знакомство с Ман Рэем, чье творчество вызывало у людей противоречивое отношение. Одни восхищались его сюрреалистическими работами, другие не видели в них никакой ценности. Бурден относился к первой категории людей, и Рэй стал поддерживать молодого фотографа. Вскоре Бурден начал представлять свои работы на общих выставках, а позже известный покровитель помог организовать персональную. Талант Бурдена заметили редакторы модных изданий, и карьера стремительно пошла вверх.
Профессиональная деятельность Ги Бурдена
Работа в мире моды привлекала Бурдена, и он принял предложение от редакторов издательства Vogue. Это сотрудничество длилось порядка 40 лет. Параллельно фотограф снимал рекламные кампании для таких модных марок, как Charles Jourdan, Chanel, Versace, Bloomingdale’s и т.д. Кроме Vogue он сотрудничал с известным издательством Harper’s Bazaar.
Выработал свой неординарный стиль фотограф не сразу. Сначала его работы были приближены к установленным на то время нормам. Однако с каждой новой фотосессией Ги Бурден раздвигал рамки дозволенного. Модели всегда замечали, что работать с Ги, который относился одинаково требовательно как к себе, так и к окружающим, было неимоверно тяжело, но конечный результат всегда был потрясающим.
Фэшн-фотограф, который создавал преимущественно рекламные снимки, умел обратить внимание зрителя не на привлекательных моделей, а на продаваемый продукт. При этом каждый снимок воспринимался не как отдельный эпизод из жизни, а как целая история, в которой есть сюжет и подтекст.
Издательства, сотрудничавшие с Ги, предоставляли ему полную свободу, и он этим пользовался, воплощая в жизнь самые смелые замыслы. Кроме гламурных снимков в его коллекции можно найти грубые и, местами, жестокие фото.
Успех Бурдена обусловлен не только природным даром и особым видением мира, а и отсутствием стремления к популярности. Для него важен был только процесс съемок. Выставки и издание книг, участие в фотоконкурсах и престижные награды никогда не прельщали Ги. У Ги Бурдена есть множество последователей. Некоторые из них смогли реализовать свой творческий потенциал, и стали известными фотографами (Мерт Алас, Ник Найт и т.д). Бурден полностью изменил понятие о женской красоте и глянцевом фото. Его заслуженно признали выдающимся модным фотографом 20 столетия.
Умер неординарный и обсуждаемый фэшн-мастер в 1981 году. Как профессионалы, так и фотолюбители до сих пор неоднозначно относятся к работам мастера, которые сегодня занимают почетное место на многих фотовыставках.
Ги Бурден
Детство и юные годы
Мальчик по имени Луи родился 2 декабря 1928 года в красивейшем городе – Париже (Франция). Когда ребенку было около года, матушка ушла из семьи, а его воспитанием занялся приемный отец, которого звали Морис Дезире Бурден. Немного позже эта фамилия перейдет и к мальчику. У его приемного отца был сын по имени Мишель, который был уверен, что Ги никогда не простит свою биологическую мать за то, что она с ним сделала, но самому мальчику так было даже лучше.
Приемный отец вскоре женился на новой женщине, а ребенка отдал в школу-интернат. Прошло пять лет и бабушка забрала мальчика жить в Париж, там у них был бизнес – неплохой семейный ресторан. Будущая знаменитость в детстве часто чувствовала себя одиноко, так как его воспитанием никто особо не занимался, он сам обучался чтению и рисованию.
В 20-летнем возрасте Ги решил пойти на службу в ВВС, где проработал целых 2 года начинающим фотографом в Дакаре (Сенегал). Когда он успешно закончил службу, то решил открыть небольшое собственное дело, но для этого ему нужны были деньги. Ги Бурден решил попросить определенную сумму у приемного отца, но, конечно же, от него следовало ожидать отказа. Тогда юноша решил заработать на них без чьей-либо помощи – устроился на работу в небольшой магазин, где продавали оборудование для фотоискусства.
Каждый день он наводил порядок и продавал приспособления, все это он делал, чтобы накопить на отличный собственный фотоаппарат. Затем Ги подрабатывал курьером и был посудомойщиком в одном ресторане. Все свободное время он посвящал рисованию и фотографиям. Бурден интересовался работами известных профессиональных фотографов, один из них – Эдвард Вестон в последующем очень повлиял на будущее творчество Бурдена.
Карьера и первые работы
Однажды молодой Ги решил лично познакомиться с известным американским фотографом, который уже долгое время проживал в Париже. Но каждый раз, когда Луи стучался в дверь его дома, его прогоняла жена знаменитости, и только спустя 6 попыток попасть на прием, у него это получилось. Ему открыл дверь сам Ман Рей, который добродушно пригласил к себе на чай.
Ман с радостью поручился за начинающего молодого фотографа и решил лично провести первую выставку, на которой были представлены работы Ги Бурдена. Один из его 45 снимков был настолько прост, что представлял собой обычный деревянный стол на таком же деревянном полу. Но Ман Рей призывал зрителей поверить в то, что этот 22-летний юноша еще всем покажет свои неповторимые сюжеты, просто ему нужно немного времени, чтобы стать настоящим специалистом.
Через 4 года Ги решил показать свои лучшие фотографии французскому Vogue. Помощницу главного редактора, очаровательную даму по имени Эдмонд Шарлиз-Роукс, очень впечатлили ее работы, хотя поначалу она думала, что к ней пришел какой-то школьник. Эти черно-белые кадры не подходили для популярного журнала, но девушка решила дать ему небольшое задание: Ги нужно было сфотографировать головные уборы для рекламы.
Он превосходно выполнил это задание, и уже в феврале его работу опубликовали в журнале. У него был очень необычный подход к фотографированию, и именно благодаря такой талантливой особенности он проработал в этом самом популярном журнале целых 32 года. Сам Ги никогда не хвастался своими достижениями и положением в обществе, он был весьма скромным человеком, который просто делал свое любимое дело.
В 1956 году, когда фотографу было 24 года, Бурден организовал свою вторую выставку, на которой демонстрировались его акварельные работы в галерее на Верхнем Ист-Сайде. Увы, он так и не стал профессиональным художником, но зато из него вышел очень талантливый специалист в мире фотографии (кстати, о том, как фотографировать картины я писал тут).
Спустя пять лет Ги Бурден женился на очаровательной девушке по имени Соланж Мари Луиз Гезе, коя родила ему замечательного сына Сэмюэля.
В начале шестидесятых годов представления о рекламе начали кардинально меняться, этому, в свою очередь, поспособствовали и производители, и рекламодатели, но больше всех повлияли на нее фотографы. Бурден преподносил рекламу с новой стороны, до него мало кто воплощал подобные образы в своих работах.
Однажды фотоснимки Ги были представлены одному французскому дизайнеру Журдену, который делал очень необычную обувь, этот человек искал фотографа, который смог бы сделать для него идеальный промоушн. Так и получилось, Бурден для его рекламы взял идею одного из своих кумиров – Люиса Керрола и сделал очень интересные кадры.
Огромная обувь на маленьких ножках выглядела весьма эксцентрично, именно эта черта на глянцевых страницах и привлекала покупателей. Люди даже не замечали открытой рекламы, для них это была больше как история или небольшой фрагмент из фантастического комикса.
Через время, работая все в том же шумном Нью-Йорке, Ги встречает интересную девушку по имени Холли Уорнер – она была студенткой по обмену и работала в сфере кино. Он не знал английского, а она быстро нанялась к нему переводчицей, через некоторое время у них закручивается роман. По приезду на родину Ги уходит от Соланж и просит Холли быть с ним, они начинают жить недалеко от Лувра в шикарном многоэтажном доме.
Бурдена никогда особо не волновали деньги, он мог запросто забыть, куда положил заначку, главное чтобы на еду и квартиру хватало. Этот человек поражал не только таким отношением к собственным финансам, но и сумасшествием к снимкам. Он мог запросто уничтожить все свои наработанные фото, но сохранить из них один самый лучший кадр с отличным светом.
Ги Бурден был очень странным фотографом, его методы шокировали как моделей, так и помощников фотосъемки. Например, он мог использовать грозу как естественное освещение для фотосессии. Он иногда пугал сотрудниц своими странностями, но при этом Ги всегда уважительно относился к каждой из них.
Жена знаменитого французского модельера Клода Монтана – Уоллис Франкен сотрудничала в начале семидесятых с Бурденом. С ней он хотел перенести все эмоции на фото. К примеру, когда собака будет кусать ее за подол юбки – именно ужас и страх в глазах он хотел запечатлеть в тот момент. Уоллис немного смущали такие чересчур оригинальные идеи фотографа, но она продолжала с ним сотрудничество на юмористической ноте. На самом деле модели для Ги были лишь объектами фотосъемки, которые должны были воплощать все его безбашенные и причудливые задумки.
В 1968 году Ги Бурден и Холли отправились в Нормандию, моделью на этот раз была девушка из Австралии по имени Ева Гшоф, которая невероятно напоминала ему образ матери. Это была такая же необычная фотосессия, как и все его работы, но Холли она запомнилась. .. Ева очень увлеклась странным фотожурналистом, а после возвращения фотографов в Париж, Холли попыталась покончить с собой, но, к счастью, у нее получилось выжить, а вот с другими его девушками творилось что-то поистине эксцентрическое.
В следующем году летом погибла фотомодель Ева: она неудачно приземлилась, упав с дерева. Вскоре фотограф начал жить с ее близкой подругой Сивиллой, а все личные переживания отражать в модных произведениях искусства.
Затем умирает его бывшая жена Соланж, причиной смерти оказалась передозировка лекарствами.
Необычные идеи и болезнь
Период семидесятых был самым плодотворным и творческим временем за всю фотографическую жизнь Ги Луи Банареса, начинались более серьезные и сложные работы. Он трудился для британского журнала Vogue и разрабатывал самые нереальные образы. Одной из самых незаурядных разработок была «Русалка».
Фотограф хотел, чтобы девушка плыла над водой, но из-за небольшой ошибки конструкция, которая держала модель, канула в воду так же быстро, как и отведенные на эти кадры деньги.
А еще одна работа Ги была просто невыносимой для одной модели по имени Сюзан Мюнкер. Она и еще 2 девушки должны были сняться для рекламы французской обуви, вот только по прихоти Ги они должны были своими ногами изобразить паучьи лапки. Их поддерживала конструкция, которая сильно впивалась в тела девушек.
С такими экспериментальными идеями могло показаться, что у Ги Бурдена проблемы с психикой, ведь он даже хотел снимать процесс разложения человеческих тел в местных моргах, но эту невероятную и пугающую идею у него не получилось воплотить в реальность.
Однажды сын фотографа Сэмюэль не мог попасть домой, двери были закрыты изнутри, а позже выяснилось, что Сивиллу нашли повешенной. Через время он знакомится с привлекательной моделью по имени Виктория, с которой уезжает в Нормандию, а после неудачной фотосессии у них возникают взаимные чувства.
Ги Бурден никогда не платил налоги за деятельность фотографа, но после смерти его девушки он решил добраться в налоговую инспекцию, где его тут же поймала полиция и бросила в тюрьму. Издатели знаменитых журналов, разумеется, заплатили за него, и вскоре Бурден был свободен.
В конце восьмидесятых в Vogue набиралась новая команда, из-за чего лучший друг Ги, некий Франсин Кресцент, был уволен. Ги попросили сделать несколько кадров, но он был очень расстроен и подавлен этой нерадостной вестью. Со временем его огонь в глазах начал угасать, оригинальность и странность больше не создавали в его голове идеи.
В 1989 году у неординарного фотографа находят рак, но он продолжает творить свои утопические шедевры. Но болезнь все ярче давала о себе знать, и вскоре его работы перестали быть живыми и иметь какой-либо внутренний смысл. Казалось, что его невообразимые снимки превратились в простые фотокарточки.
Через 2 года он попал в больницу и попросил Викторию принести ему обычную бумагу и карандаши, при ее присутствии он начал что-то судорожно рисовать. У него часто начали случаться срывы и психические расстройства.
29 марта 1991 года он умер. Интересен тот факт, что родной сын Ги Бурдена попросил Викторию не приходить на похороны его отца. Фэшн-фотограф так и не заплатил накопившиеся налоги французскому правительству. Ги всегда отказывался от наград и званий, не давал интервью и всегда уничтожал свои снимки с фотосессий, которые, по его мнению, были наименее удачными.
На этом все. Следите за новостями моего блога, подписавшись на обновления.
С абсолютной искренностью, Максим Измайлов.
Ги Бурден | Фотография и биография
Известный модный фотограф из Франции Ги Бурден родился 2 и декабря 1928 года. Он родился в Париже, а в следующем году его мать бросила его. Затем Дезире Бурден усыновила его и вырастила. Во время военной службы в Дакаре в течение года с 1948 года он прошел обучение фотографии в ВВС Франции. Он вернулся в Париж в 1950 году, где столкнулся с Man Ray 9.0008 и стал его стажером.
Первая выставка картин и рисунков Ги Бурдена прошла на Rue de la Bourgogne по адресу Galerie . В 1953 году он согласился провести свою первую фотовыставку под псевдонимом Эдвин Халлан. В 1955 году его первые фэшн-фотографии были представлены в парижском Vogue в феврале, и он продолжал работать в журнале до 1987 года.67 до 1981 года. Через четыре года он отказался принять награду Grand Prix National de la Photographie от Министерства культуры , Франция. Несмотря на это, его имя сохранилось в списке победителей.
Во второй половине 1900-х Бурден был одним из самых известных фотографов моды и рекламы. Его стиль фотографии выходил за рамки традиционной рекламы — он был смелым и обладал повествовательным превосходством. Он работал в Harper’s Bazaar 9.0008, а также рекламные кампании Issey Miyake, Gianni Versace, Pentax, Chanel, Bloomingdale’s, Loewe и Emanuel Ungaro.
Фотографии Бурдена были сенсационными, экзотическими, зловещими, шокирующими, провокационными, чувственными, сюрреалистичными и просто нестандартными. На него повлияли Эдвард Уэстон, Луис Бунюэль, Бальтюс, Магритт и Ман Рэй . Ги Бурден был большим источником вдохновения для молодых фотографов, работающих в индустрии моды.
Что касается его личной жизни, то он не был известен по уважительным причинам. В его жизни были лазейки и много подозрений по поводу самоубийства жены и обращения с моделями. Кроме того, его фотографии получили мировое признание.
Бурден был не из тех людей, которые будут дорожить своими работами, на самом деле он хотел, чтобы после его смерти все его работы были уничтожены, хотя этого не произошло. При жизни он часто отказывался от выставок, но его работы по-прежнему экспонировались на нескольких выставках до и после его смерти. К тому же издание книг было не его конек. Он не был естественным в продвижении своей работы.
В 1991 году на канале был показан документальный фильм BBC Девушки мечты: фотографии Гая Бурдена . Первая книга о его работе под названием Exhibit A была опубликована через десять лет после его смерти. В 21 веке также было выпущено больше книг, таких как «. Сообщение для вас » Стейдла Дангина, 2006 г.; Ги Бурден от HNA Books, 2003; Гай Бурден: Между Стейдла, 2010; GuyBourdin: Polaroid Editions Ксавье Баррал, 2010; и др. В 2003 г. 9Голливуд 0007 Мадонны находился под влиянием фотографии Бурдена. К сожалению, вдохновение было настолько велико, что его сын подал на певца в суд за нарушение авторских прав.
Современные фотографы, такие как Жан Батист Мондино, Мерт Алас и Маркус Пигготт, Дэвид ЛаШапель и Ник Найт , все согласились, что восхищаются работами Бурдена.
Последние выставки работ Бурдена прошли в 9-м0007 Консульство Франции в Нью-Йорке, 2010 г .; Museu de Arte Contemporânea в Бразилии, 2011 г .; и Deichtorhallen в Германии, 2013 г. Помимо этого, было проведено множество выставок, чтобы продемонстрировать его работы. Умер 29 марта 1991 года.
Фотографии Ги Бурдена
Фотографии Ги Бурдена | Независимый фотограф
Художник, чей особый стиль мгновенно узнаваем, Ги Бурден использует цвет, рамку и форму в высшей степени уникально и совершенно удивительно.
─── Рози Торрес, 4 января 2021 г.
Многие считают, что французский фотограф Ги Бурден навсегда изменил лицо фэшн-фотографии. Новаторский голос и дальновидная работа французского фотографа Ги Бурдена больше не рассматриваются исключительно в контексте коммерческой фотографии, но высоко ценятся в анналах современного изобразительного искусства.
Vogue Франция, 1977
Раннее детство Бурдена было прервано разлукой с его родителями. Выросший на попечении бабушки и дедушки, он общался со своей матерью только по телефону в телефонных будках пивного ресторана, которым владели его бабушка и дедушка в Париже.
Бурден провел тихое детство в одиночестве собственного воображения. В восемнадцать лет он уехал из дома, чтобы отправиться на велосипедную прогулку по Провансу, где познакомился с торговцем произведениями искусства Люсьеном Анри. Живя с Генри в течение 6 месяцев, Бурден сосредоточился на живописи и рисовании, пока не пришло его время начать обязательную военную службу.
Vogue Homme, июнь/июль 1977 г.
Впервые познакомился с фотографией во время службы в Дакаре в 1948-1949 годах, работая в ВВС. После окончания службы Ги Бурден зарабатывал себе на жизнь черной работой, но продолжал рисовать в свободное время. Заинтригованный творчеством сюрреалистов, в частности, выдающегося Ман Рэя, работавшего с фотографией, Бурден стремился стать его протеже.
В поисках наставничества Ман Рэя, появляясь без приглашения у его дверей и будучи отвергнутым женой (не менее семи раз), Бурден в конечном итоге добился успеха в восьмой раз, когда художник сам открыл дверь и пригласил его войти. Бурдену удалось завоевать доверие Ман Рэя, и позже он написал каталог для своей первой выставки в 1952 году.
Автопортрет, 1953 г.
Явно испытав влияние своего наставника, с особой склонностью к изображению зловещих и эротических аспектов повседневной жизни, ранние работы Бурдена демонстрируют его интерес к съемке с экспериментальных ракурсов, что станет характерным приемом в его более поздних работах.
Шарль Журдан, июль 1978 г.
Шарль Журдан, 19 апреля.74
Первые снимки Бурдена были выставлены в Vogue в 1955 году, и примерно в это же время он подружился с современником Хельмутом Ньютоном, который также много снимал для журнала.
Каждый художник мотивировал и воодушевлял другого, участвуя в здоровой конкуренции и создавая замечательные работы, которые в конечном итоге задали тон тому, чем станет фэшн-фотография. Размышляя об их отношениях, Ньютон однажды заметил: «Если бы он был один или я был бы один, это бы не сработало».
Таким образом, их работы очень дополняют друг друга, снимая искаженные женские тела, сценарии с оттенком сюрреализма, используя реквизит, резкое освещение, яркие цвета и чистую мелодраму. Бурден продолжал работать в Vogue до 1987 года.
Французский Vogue, март 1972 г.
В период с 1967 по 1981 год Бурден создал некоторые из своих самых запоминающихся работ под руководством дизайнера обуви Шарля Журдана, который, по сути, стал его покровителем. В его работах для Журдана использовались антропоморфные композиции, наводящие на размышления повествования и исследовались сферы между абсурдом и возвышенным. Его сюрреалистическая эстетика была представлена с острым юмором и всегда с нетерпением ожидалась средствами массовой информации.
«Я никогда не считал себя ответственным за свои изображения.
Это просто несчастные случаи. Я не режиссер, а всего лишь агент случая»
Шарль Журдан, 1978 г.
Бурден стремился превзойти реальность фотографического носителя, несмотря на участие в формальных элементах композиции. Получив полную творческую свободу, Бурден захватил воображение целого поколения.
Инстинктивно умея привлечь внимание зрителя, необычные истории, предлагаемые на его фотографиях, будоражат воображение зрителей. В сочетании с эстетикой гиперреалистичных цветов, игры света и тени и приглушенной эротики Бурден заново изобрел стандарты красоты, а также переоценил социальные нравы. Его нарушения зрения требовали мозговой реакции, и он всегда относился к продукту, который должен был рекламировать, как к просто тривиальному элементу театральной пьесы.
Шарль Журдан, весна 1977 г.
Французский Vogue, Париж, 1971 г.