Изображение ветра в рисунке: Ветер рисунок (64 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Содержание

Как нарисовать ветер карандашом ребенку. «Рисуем непогоду

В этом уроке я покажу, как просто сделай ветер из обыкновенного красивого пейзажа. Вы узнаете, как нарисовать ветер карандашом поэтапно для начинающих.

Что мы знаем о ветре? Ветер не видимый, но мы его можем чувствовать и видеть, как он воздействует на разные объекты. Мы можем видеть, что при сильном ветре деревья и ветки очень сильно сгибаются в одном направлении, если распущенные волосы, то ветер придает им определенное направление, море вместо спокойного становиться бурным и множество других примеров, вы сами знаете. В этом уроке мы узнаем, как нарисовать ветер поэтапно карандашом. Для этого в обычном горном пейзаже будем использовать летящие листья, которые будут показывать присутствие ветра. Вот собственно и рисунок, мне он очень понравился, поэтому я решила сделать по нем вам урок про ветер.

Рисуем горизонт очень низко и чуть ближе берег.

Нарисуйте форму лодки и листья летящие. Один лист нарисуем справа очень большой, он попадает на передний план.

У лодки рисуем перекладины, весло. Потом сзади гор еще горы.

Лодка деревянная, затеняем ее. Имитируем деревья вдалеке и кусты по середине. Делаем более четкими форму листьев.

Закрашиваем гору, которая слева. У нее с правой стороны будет находиться лес, с левой — будет голая. Около лодки рисуем кривые, показывающие, что лодка движется. На воде рисуем силуэты гор.

Немного затеняем самую большую гору, небо. На воде рисуем опавшие листья и черточками их движение, ведь ветер их гонит. Более детально прорабатываем листья, справа под большим рисуем несколько листьев очень маленького размера, которые завихряются от ветра и часть берега справа. Также этот рисунок можно применить к теме « » .

Описание как нарисовать ветер красками

Как нарисовать Москву карандашом красками для детей — Как нарисовать ветер карандашом БэбиБлог. Рисуем непогоду Музыка ветра Конспект НОД в старшей! Как нарисовать Москву карандашом, красками для детей поэтапно? Как нарисовать.

Все ответы на тему — Как нарисовать ветер карандашом. Нарисовать сам ветер невозможно, поэтому нужно с помощью вспомогательных. Красками Как рисовать аэрозольными красками. Как нарисовать ветер Как нарисовать букет роз карандашом поэтапно, условное обозначение. Так как нарисовать ветер нарисованная осень – карандашом и красками Алина. Видите, все просто, доступно и никаких сложных линий. Так что ВЕТЕР УМЕЕТ САМ СЕБЯ НАРИСОВАТЬ Как нарисовать детям ветер Как нарисовать ветер, рисунок буква в сказочной стране рисунок Картинка рисунок ветер зимой Перспективный план занятий кружка по изо, рисунок гуашью. Как нарисовать космос акварелью, гуашью или масляными красками, поможет понять метод. Если вас интересуют техники живописи, то в этой статье вы прочтете о том, как нарисовать. Как нарисовать грозу масляными красками, видео урок живописи, следуя пошаговым. Уроки очень простые и нарисовать осень будет очень легко. Как правильно нарисовать дерево красками поэтапно? Как нарисовать. Как нарисовать осеннее дерево акварельными красками.
Как нарисовать зимний пейзаж гуашью поэтапно. Видео, как можно еще нарисовать рисунок. Для текущего достаточно нарисовать три небольших. В завершение работы следует раскрасить птиц красками. Не забудьте нарисовать небольшие круглые глазки. Видео урок как нарисовать ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА карандашом. Все предметы изображены приглушёнными красками нарисовать дождь — задача не из простых. Как проходит рисование нашего ребенка в 2 года, что и чем рисует малыш Ведь нарисовать солнце совсем несложно. Теперь необходимо проработать красками фон. Это ветер сбивает листья, Плавно помашем — это птицы летят, Рисунки цветов цветными карандашами поэтапно для начинающих Как нарисовать. Коллекция изображений как нарисовать степь. Как нарисовать картину красками 1 Попробуем сегодня нарисовать божью коровку на веточке и капельку воды. Посмотрите урок Как нарисовать дерево и ветер. 12 приёмов работы с акварелью для взрослых и детей Как нарисовать дерево карандашом. Если вы хотите изобразить ветер ну или красками.
Как нарисовать красками гуашь 12 цветов Как рисовать осенние пейзажи: простые техники, май. В 2 года рисовать ваш малыш может пальчиковыми красками нарисовать. Уроки рисования для детей 5 — 6 лет поэтапно красками Пчелу нарисовать будет намного проще, если рисовать ее поэтапно. Его нужно обязательно раскрасить цветными карандашами или красками. Рисунки весна с красками как нарисовать на ногтях. Что когда дует ветер, то листья опадают. Рекомендации по проведению занятий рисованием с детьми 2 — 3 лет. Коллекция изображений как нарисовать барабан. Как нарисовать картину красками 1 Постарайтесь нарисовать карандашом. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками. Рисунки о весне красками, и картинки команд по футболу Галина Черепашкова Конспект занятия по рисованию Береза осенью Муниципальное.

Наряду с временами года, временем суток, дети должны знать такие часто встречающиеся природные явления, такие как солнце, дождь, гроза, радуга, ветер, листопад и другие явления погоды с которыми мы встречаемся каждый день на улице.

Явления природы для детей лучше демонстрировать с картинками и стихами, объяснять в какое время года встречается то или иное явление и как выглядит природа, например, летом после дождя, когда появляется радуга или зимой, когда на деревья ложится снег.

Презентация для детей: явления природы

Солнце

Солнышко — это яркая звезда, оно появляется каждый день с утра во время рассвета, а исчезает вечером после заката. На небе мы видим солнце в виде яркого солнечного круга, долго смотреть не стоит, потому что будут болеть глаза. Зимой солнце почти не греет, а летом от его лучей становится тепло и, даже, жарко. У солнышка есть сестра — луна, которая выходит только ночью.

Луна

Луна — это спутник земли, такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером. Увидеть луну можно только ночью, когда становится совсем темно. Луна бывает круглой -называется полнолуние, а бывает, когда ее вовсе нет — новолуние. А еще она в период между новолунием и полнолунием луна на небе бывает в виде месяца. Вместе с луной в темное время суток на небе видны звезды.

Облака

Днем на небе вместе с солнцем хорошо видны облака. Это белые в виде пара формочки, которые могут принимать различную форму в виде животных, корабликов и лошадок, кто как увидит. Облака могут быть белыми, а могут быть серыми, тогда они называются тучами. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и, даже, гроза с громом и молнией.

Дождь

Дождь поливает из облаков, когда они темнеют и становятся темными, тяжелыми и, словно, нависают над нами. Спрятаться от дождя можно под любым навесом и крышей или под зонтиком. В зависимости от силы и количества падающей с небы воды дождь может быть простым дождиком, грибным, когда светит солнце и идет дождик, ливень, когда дождь льет, как из ведра, а может быть с громом и молнией, такое ненастье называют грозой.

Гроза

Во время сильного дождя случается, что сверкнет молния и после прогрохочет гром. Такое явление природы называют грозой. Во время грозы может много раз сверкать молния и грохотать гром. От грозы лучше спрятаться в надежном укрытии с крышей над головой, потому что при грозе поднимается ветер, а дождь такой силы, что зонтика становится мало, но не в коем случае, не прятаться под одиноким деревом в поле, потому что в него может попасть молния. Бывает гроза такой силы, что вместе с каплями дождя с неба может посыпаться град.

Град

Иногда, во время грозы вместе с каплями дождя с неба сыплется град. Град это маленькие льдинки, холодные капельки дождя, которые не успели растаять. От града надо также, как и от грозы прятаться в надежном укрытии с крышей над головой. Как правило, гроза длится недолго и после тучи быстро расступаются и может появиться радуга.

Радуга

После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать такое необычное явление природы, как радуга. Это когда яркий солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. Радуга выглядит, как дуга в разноцветных красках. Здесь и красный, и синий, и фиолетовый, и желтый другие цвета. А потом, когда вода быстро испаряется на солнце, радуга также быстро исчезает.

Ветер

Бывает выглянешь за окно, а та деревья машут ветвями. На самом деле не деревья машут ветвями, а ветер, который дует с такой силой, что ветви с листьями гнутся в разные стороны. Ветер может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным. Защититься от такого сильного ветра, например, в холодное время года осенью и зимой можно с помощью шарфа и шапки.

Листопад

Осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают листья. Но перед этим листья окрашиваются в удивительные по красоте желтые и красные цвета. Потом ветер сбрасывает листья и в лесу, где много деревьев, возникает ощущение дождя из желтых листьев. Такое явление называется листопад.

Лед

Поздно осенью, когда на улице становится холодно и температура падает ниже нуля градусов, вода в лужах замерзает и образуется ледок. Также лед образуется на прудах, озерах и реках. Лед ровный и очень скользкий, поэтому ходить надо в осенний и зимний период с осторожностью, а зимой по льду можно весело кататься на коньках. Как только станет теплей и температура поднимется выше нуля градусов, лед растает и снова превратится в воду.

Снег

Зимой настолько становится холодно, что вода замерзает и превращается в лед, а в небе дождевые капли превращаются в снежинки и в виде белых хлопьев падают на землю. В отличие от дождя, снежинки не так быстро испаряются, потому что зимой холодно и дорожки, деревья и скамейки засыпает снегом. Когда не очень холодно снег мокрый и из него хорошо лепить снеговика, а когда морозно, снег становится сухим и не липким и плохо лепится, зато по нему легко кататься на лыжах. Весной становится теплей и как только температура поднимается выше нуля градусов, снег начинает таять и превращается в воду.

В нашей жизни практически все крутится вокруг ассоциаций. Любое происходящее событие запоминается отчетливее и красочнее, если оно сопровождается какими-либо стихийными явлениями. Ну, к примеру, представьте себе свадьбу или день рождения на открытом воздухе: все гости в сборе, расставлены столы с множеством вкуснейших угощений, великолепная солнечная летняя погода. Это идеальная картинка.

Но если добавить сюда налетевший откуда ни возьмись ураган или просто шквалистый ветер с проливным дождем, то такая история не сотрется из памяти никогда: нарядные гости, промокшие до нитки, испорченные стихией продукты и большие капли дождя, стекающие с зеленой листвы деревьев на промокший ухоженный газон. А в заключение всего — радуга, яркая и необыкновенно красивая.

Все, кому довелось побывать на этом мероприятии, будут вспоминать его постоянно, когда попадут под проливной дождь или увидят красивую радугу. Это явление называется ассоциативное воспоминание. А как художнику изобразить стихию, как нарисовать ветер или ураган? Если вам действительно интересно, тогда оставайтесь с нами и не забывайте об ассоциации — она пригодится в дальнейшем.

Перед началом работы

Как известно, рисование — это творческий процесс, который без вдохновения и желания не сможет приносить удовольствия и планируемого результата. Поэтому если вы хотите, чтобы рисунок получился на уровне, помимо альбомного листа, ластика и карандаша, запаситесь еще отличным настроением и позовите в помощницы госпожу Музу.

Когда все приготовлено, можно приступать. Так как нарисовать ветер, ведь такое природное явление неосязаемо? Как изобразить на своей картине то, чего нельзя увидеть?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам и понадобятся ассоциативные воспоминания. В ветреную погоду происходят некоторые явления, которые без труда назовет даже ребенок: гнутся деревья и кустарники, развивается вывешенное на просушку постиранное белье, с земли поднимается в воздух разный мусор и листва, у человека ветер треплет волосы, бушуют волны на море или других водоемах. Поэтому любой картине, которую бы вы ни задумали изобразить, будь она пейзажем или портретом, можно без труда придать стихийности, в данном случае в виде ветра.

Рисуем ветер на портрете

Одним из вариантов того, как нарисовать ветер на своем рисунке, будет его изображение на портрете. Здесь все довольно просто. Для того чтобы передать стихию на картину, достаточно правильно прорисовать волосы. В случае если они длинные, их следует изображать так, будто их действительно треплет ветер, а именно хаотично. Если ваш рисунок отображает человека в полный рост, помимо волос используйте правильную прорисовку одежды и аксессуаров. Например, развевающийся по ветру шарф или плащ. Благодаря такому ходу каждый, кто будет рассматривать картину, поймет, что на ней хотели изобразить именно ветер.

Приступаем к рисованию: изображаем ветер на пейзаже

Рассмотрим на примере пейзажа, как нарисовать ветер, поэтапно, шаг за шагом. Если вашей задумкой является легкий сквозняк, то достаточным будет немного наклонить все кроны деревьев в одну сторону. К этому можно добавить еще и листву, которая также будет стремиться по направлению ветра. Если все сделано правильно, то рисунок изменится, и результатом станет появление на нем ощущения легкого ветерка, чуть подернувшего деревья. Именно так художники изображают неосязаемое.

Еще один способ, который сегодня разберем: как нарисовать ветер на зимнем пейзаже. Усложняется такой рисунок тем, что на нем отсутствует листва. Помните старый мультфильм «Снежная королева»? Так вот, там ветер изобразили в виде воронок, закручивающихся по спирали. Этим способом мы и воспользуемся.

На готовом рисунке достаточно будет разместить не более двух ветряных воронок, расположенных на расстоянии друг от друга. Они должны быть небольшого размера и чем-то напоминать ураганные вихри. В некоторых случаях возможно обойтись и одной воронкой, но тогда ее следует прорисовывать, охватывая всю картину. Пробуйте и выбирайте более понравившейся вариант.

и ветер?

Для того чтобы изобразить грозу, нужно к рисунку, на котором уже ощущается присутствие ветра посредством наклоненных деревьев, пририсовать капли дождя. Для этого необходимо проложить штрихи по косой линии, не забывая направления ветра, а затем их немного растушевать.

Некоторые штрихи следует сделать более объемными для придания каплям некой массивности. Данный способ идеален для тех, кто интересуется, как нарисовать ветер карандашом.

Не бойтесь рисовать, пробуйте и экспериментируйте.

Природа разнообразна в проявлении своей деятельности. Легко может зажечь вечеринку с помощью парочки-другой вулканов, либо устроить обливной день где-то на берегах Японии. Танцы обеспечиваются благодаря землетрясениям минимум 8 балов. Скучать она не умеет и не будет, потому что осталось еще такое явление, как ветер. Ниже я покажу Вам как рисовать ветер и пофилософствую над смыслом жизни. Ветер — результат чихания , который приводит к резкому изменению движения воздуха, что часто срывает и ломает . Бороться с ветром крайне опасно, так как врага не видно. Сабж часто возникает в самый нужный момент, делает дело и уходит в известном направлении. По сколько ветер полностью состоит из воздуха, его невозможно полностью искоренить и уничтожить, это равно самоубийству.

В чем еще виноват ветер;

  • Он стучит в окно, когда вы смотрите ужастики;
  • Замедляет движение , из-за чего тот несколько раз не успел спасти нашу ;
  • Разносит потерянные вами , бумажки, перчатки и другие жизненно важные вещи;
  • Им были унесенные;
  • А водка без пива — деньги на ветер.

Больше ничего веселого я придумать не смог. Поэтому лучше буду показывать. Попробуйте нарисовать девушку, которую ветер застал врасплох:

Как нарисовать ветер карандашом поэтапно

Шаг первый.
Шаг второй.
Шаг третий.
Шаг четвертый.
Смотрите похожие уроки рисования.

Фогхорн, Порыв ветра дул сквозь, текст, рука png

Фогхорн, Порыв ветра дул сквозь, текст, рука png

теги

  • текст,
  • рука,
  • тигр,
  • число,
  • извилистая дорога,
  • символ,
  • улыбка,
  • через вектор,
  • погода,
  • погода и климат,
  • ветер,
  • эффект ветра,
  • вектор ветра,
  • обмотка,
  • поисковая система,
  • древний ветер,
  • природа,
  • область,
  • бренд,
  • китайский дракон,
  • круг,
  • скачать,
  • европейский обод ветра,
  • свирепый ветер,
  • туман,
  • шторм,
  • порыв ветра,
  • линия,
  • линия арт,
  • ветры,
  • фогхорн,
  • картинки,
  • png,
  • прозрачный png,
  • без фона,
  • бесплатная загрузка
Скачать PNG ( 60.
07KB )
Размер изображения
1287x1098px
Размер файла
60.07KB
MIME тип
Image/png

изменить размер PNG

ширина(px)

высота(px)

Некоммерческое использование, DMCA Contact Us

  • иллюстрация ветряной мельницы, ветряная электростанция энергия ветра ветряная турбина, синий, с днем ​​рождения векторные изображения png 1529x1459px 49.64KB
  • иллюстрация цветов лотоса, Евклидов цветок, Китай Боярышник Ветер, CDR, Организация цветов png 1042x1042px 373.5KB
  • Вихрь иллюстрация, Тропический циклон Торнадо Рисунок Символ, Торнадо шторм ветер ветер ветер, монохромный, кабель png 4961x4961px 3. 97MB
  • Скорость ветра Компьютерные Иконки Прогноз погоды Влажность, ветер, текст, облако png 512x512px 11.61KB
  • Ветер, ветер, белый, рука png 750x547px 25.93KB
  • Ветровая энергия Ветровая турбина Солнечная энергия Электрический генератор, ветряные турбины, здание, инновации png 1903x1623px 1.43MB
  • иллюстрация голубого воздуха, логотип бренда, воздушный шар скорости ветра, синий, белый png 4583x3750px 151.4KB
  • Handscroll Google s, Китай Wind Reel, угол, текст png 1791x3000px 738.04KB
  • org/ImageObject»> дым, ветер облако, ветер, синий, текст png 512x512px 27.64KB
  • Погода и климат Хагерман, рисованной значок погоды, текст, облако png 980x980px 57.16KB
  • Компьютерные иконки Рисование, контакт, разное, угол png 600x564px 21.98KB
  • Торнадо Аллея Вихрь Тропический циклон, китайский ветер шаблон, текст, спираль png 500x500px 12.57KB
  • Ветер летит из камышовых болот, животные, филиал png 753x500px 551.06KB
  • желтая, зеленая и оранжевая зеркальная рамка, рамка овальная, угол европейского ветра, граница, текст png 1596x1841px 485. 67KB
  • бумажный фонарь, перезвон ветра Дизайнер Иллюстрация, перезвоны ветра, акварель, текст png 1500x585px 420.83KB
  • ветер иллюстрация, логотип бренда, плоский ветер скорость воздуха, синий, текст png 4583x3750px 313.91KB
  • Красная лента баннер, Китай Свиток, Китай Wind Reel, кадр, угол png 1467x590px 149.48KB
  • Желтая зона Pattern, европейский ветер стерео, граница, материал png 1418x2014px 128.76KB
  • Энергия ветра Компьютерные иконки Солнечная энергия, ветер, текст, логотип png 512x512px 5.75KB
  • org/ImageObject»> Линия Кривая Евклидова, Ветер, текстура, угол png 650x650px 35.02KB
  • Голубая волна ветра Рисунок, Голубые волны, вода логотип, синий, текст png 1963x1258px 48.33KB
  • Компьютерные иконки Масштабируемая графика Ветер Погода, вращающиеся ветры, синий, текст png 512x512px 9.51KB
  • Парниковый газ Углекислый газ Глобальное потепление Компьютерные иконки, экономия электроэнергии, Разное, текст png 1200x900px 55.23KB
  • SpeedIcon Скорость ветра Компьютерные иконки, скорость, CDR, текст png 980x552px 24.86KB
  • Ветровая волна Евклидова икона, Большие морские волны, иллюстрация волны искусства, синий, текст png 1161x887px 34. 31KB
  • Городской район Сельский район Пригород, Городской ветер, здание, кондоминиум png 3843x1966px 436.1KB
  • Компьютерные иконки Погода и климат Ветер, изменение климата, зима, текст png 512x512px 10.63KB
  • коричневый фон с наложением текста чисел, цифра евклидова числа, раскрашенные вручную цифры от 1 до 9, акварель, белый png 3189x3157px 332.86KB
  • Компьютер Иконки Дождь Погода Облако Иконка, дождь, любовь, текст png 512x512px 19.35KB
  • Оценка ландшафта Производство Прачечная, ветряные турбины, лист, пейзаж png 1991x1520px 148.13KB
  • org/ImageObject»> Прогноз погоды Символ Ветер Снег, атмосферная картина, угол, белый png 600x564px 14.8KB
  • Ветка листьев ветровое дерево, ветер, лист, прямоугольник png 789x631px 174.32KB
  • Роман о трех королевствах Отчеты о трех королевствах Шу Хань Пять генералов тигров, Китай Ветер Гуань Юй, монохромный, китай png 567x567px 67.8KB
  • Скорость ветра Прогноз погоды, ветер, текст, число png 1200x1200px 31.14KB
  • Прямоугольник, китайская ветряная прямоугольная рамка, рама, угол png 1771x885px 10.27KB
  • Китай курсивный сценарий, китайский ветер долголетия Шоу слово курсив, текст, китайский стиль png 3000x3000px 1. 96MB
  • Линия, Линия Облака Солнце Китайский Ветер, текст, китайский стиль png 2211x1908px 289.21KB
  • Прогноз погоды Направление ветра Компьютерные иконки, погода, синий, текст png 1600x1600px 25.32KB
  • Китайский ветер нерегулярная графика, китайский стиль, текст png 960x720px 12.59KB
  • Метеорология значок ветра, нарисованный от руки значок погоды, синий, угол png 1501x1231px 118.65KB
  • Лепесток Точка Цветочный дизайн Узор, Облака с, Китайский ветер желтые облака, белый, окрашенный png 600x450px 323.73KB
  • org/ImageObject»> Настольная игра Chessboard Area Pattern, китайский ветер прямоугольной рамки, кадр, игра png 1771x885px 10.69KB
  • иллюстрация облака, логотип бренда Blue Font, облако ветра, текст, облако png 4583x3750px 158.11KB
  • Направление ветра Метеорология Прогноз погоды, ветер, текст, сердце png 512x512px 10.63KB
  • синяя граница, Европа, европейский ветер прост, фиолетовый, синий png 1806x1144px 98.03KB
  • Ветер Компьютерные Иконки, ветер, текст, облако png 900x769px 49.28KB
  • Компьютерные иконки Изменение климата Погода и климат Облако, Облако, текст, облако png 512x512px 13. 76KB
  • Ветер Погода Компьютерные иконки Метеорология Дождь, ветер, текст, логотип png 540x540px 7.88KB
  • Ветер Дождь Торнадо Метеорология Облако, ветер, текст, погода значок png 512x512px 9.13KB
  • погода, иконка погоды, иконка прогноза погоды, угол, текст png 1300x684px 184.55KB

Как смотреть на картины и понимать их

«Теории и практики» публикуют отрывок из книги «Как смотреть на картины», в которой искусствовед Сьюзен Вудфорд на примерах самых разных произведений рассказывает, как научиться понимать искусство, на что обращать внимание, как объяснить, что какие-то картины нравятся нам больше других, и что нужно знать, чтобы оценить на первый взгляд непримечательные работы.

«Как смотреть на картины», перевод Екатерины Куровой.
Издательский проект «А+А»

Существует множество способов смотреть на картины. Для этой главы мы выбрали четыре произведения живописи, относящихся к разным периодам и стилям, чтобы рассмотреть их с нескольких несхожих точек зрения.

Для чего служат картины?

Зададимся вопросом: для чего служат картины? Около пятнадцати тысяч лет назад на потолке пещеры, находящейся на территории современной Испании, было создано очень убедительное изображение бизона. Попробуем представить себе, какую функцию выполняло это изображение, находящееся в темном углу недалеко от входа в пещеру? Предполагают, что его цель — магическая, и что оно было призвано придать своему создателю (или его племени) дополнительную силу, позволяющую поймать и убить изображенное животное. Тот же принцип действует в религии вуду: в куклу, похожую на определенного человека, втыкают булавку, чтобы принести этому человеку вред. Должно быть, пещерный живописец верил, что рисунок поможет ему на охоте.

Наскальный рисунок с изображением бизо­на. Первобытный художник. Пигменты, сделанные из угля и охры. Пещера Альтамира, Испания. 15–10 тыс. до нашей эры

Воскрешение Лазаря. Византийский мастер. Мозаика Базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия. VI век

Вторая картина совсем не похожа на первую — это мозаика из раннехристианской церкви. Легко прочитывается ее сюжет — воскрешение Лазаря. Лазарь был мертв уже четыре дня, но Христос потребовал открыть вход в пещеру, где его похоронили, обратил взор к небу и произнес:

Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…

Ин. 11: 41–44

Мозаика с восхитительной наглядностью иллюстрирует эту историю; мы видим, как Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», выходит из пещеры. Мы видим, как облаченный в пурпурное одеяние Христос призывает Лазаря повелительным жестом. Рядом с ним один из «здесь стоящих», которых должно убедить чудо, потрясенно отводит руку. Композиция построена просто и ясно: на золотом фоне изображены плоские, четко очерченные фигуры. Эта сцена не столь живая, как наскальный рисунок, но те, кто знаком с изображенным сюжетом, легко его распознают.

Какой цели служила эта мозаика, будучи частью украшения церкви? В VI веке, когда она была создана, очень немногие умели читать. А церковь стремилась к тому, чтобы учение, изложенное в Евангелии, распространилось как можно шире. Папа Григорий Великий объяснял: «Иконы для неграмотных суть то же, что Священное Писание для грамотных». Иначе говоря, люди могли лучше понять Библию, глядя на такие доходчивые иллюстрации к ней, как эта мозаика.

На соседней странице вы видите картину кисти Бронзино, живописца-интеллектуала XVI века. Он изобразил Венеру, языческую богиню любви, которую отнюдь не по-сыновьи обнимает крылатый юноша — ее сын Купидон. Справа от центральной группы мы видим жизнерадостного мальчика: по мнению одного из специалистов, он олицетворяет Удовольствие. За ним — загадочная девушка в зеленом; мы с удивлением замечаем под ее платьем тело змеи. Судя по всему, она олицетворяет Лживость — дурное качество, злонамеренность под маской искренности, — которая порой сопутствует любви. Слева от центральной группы изображена злобная старуха, рвущая на себе волосы. Это Ревность — союз зависти и отчаяния, без которого редко обходится любовь.

В верхней части картины изображены две фигуры, приподнимающие завесу, которая скрывала сцену от посторонних глаз. Крылатый мужчина — это отец-Время; за его плечами — символ времени, песочные часы. Время обнаруживает превратности, сопутствующие чувственной любви. Женщина слева от Времени — по всей вероятности, Правда, открывающая взрывную смесь терзаний и наслаждений, рождаемую в нас дарами Венеры.

Итак, эта картина представляет собой нравоучение: ревность и лживость — не менее частые спутники любви, чем удовольствие. Но произведение Бронзино лишено той простоты, с какой показана история воскрешения Лазаря: его мораль воплощена в замысловатой аллегории с использованием персонификаций. Перед живописцем не стояла задача в доступной форме изложить историю для неграмотных — напротив, он стремился заинтриговать и даже раздразнить просвещенную аудиторию.

Аллегория с Венерой и Купидоном. Аньоло Бронзино. Около 1545 года

Осенний ритм (No 30). Джексон Поллок. 1950 год

Картина была написана для великого герцога Тосканского, который преподнес ее королю Франции Франциску I. Обращенная к узкому кругу образованных людей, она создавалась одновременно как назидание и развлечение.

И наконец, взгляните еще на одну картину (вверху) — она написана сравнительно недавно американским живописцем Джексоном Поллоком. В ней вы не найдете внешних реалий: нет ни бизона, которого нужно поймать, ни религиозного сюжета, нуждающегося в пересказе, ни сложной аллегории, требующей разгадки. Напротив, мы словно видим, как живописец швырял краску на огромный холст, чтобы создать волнующую и живую абстрактную композицию. В чем цель такой картины? Она призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения.

Культурный контекст

Второй способ анализировать картины — задать себе вопрос о том, что они могут поведать о культуре своей эпохи. Так, наскальная живопись может рассказать нам кое-что — пусть и не много — о первобытном человеке, который перемещался с места на место, охотясь на диких животных, и иногда находил убежище в пещерах, но не строил постоянных поселений и не занимался земледелием.

Христианская мозаика VI века свидетельствует о патерналистской культуре, в которой образованная элита просвещала необразованные массы. Она говорит о том, что на заре христианства было важно представить его догматы в доходчивой форме, чтобы простые люди могли постичь смысл этой еще сравнительно молодой религии.

Аллегория Бронзино красноречивее любых слов повествует о высокоинтеллектуальном и куртуазном — или даже пресыщенном — обществе: его представителям нравились загадки и головоломки, искусство было для них изощренной игрой.

Картина ХХ века рассказывает о людях эпохи, которая высоко ценит личное видение и уникальные действия художника, отвергая традиционные ценности привилегированных классов в пользу свободы самовыражения.

Сходство

Третий способ рассматривать картины — попытаться понять, насколько они правдоподобны. Достижение сходства с природой было важной и очень сложной задачей искусства в классической древности (VI–IV века до н. э.) и в Западной Европе со времен Ренессанса (с XV века) до начала ХХ столетия.

Многие поколения художников стремились сделать картины похожими на окружающий мир. Однако это не всегда было для них главным. Следует с осторожностью применять к произведениям искусства наши нынешние стандарты точности, поскольку вполне возможно, что их авторы руководствовались совсем иными целями. Средневековый мозаичист, стремившийся рассказать библейскую историю максимально убедительно, изобразил фигуры не так естественно, как, например, Бронзино, но сделал своих персонажей легкоузнаваемыми и разместил в центре композиции Христа, подчеркнув значимость не только его фигуры, но и его жеста. Более всего этот мастер стремился к ясности; он остерегался даже намека на неоднозначность, а сложность и сходство с тем, что мы считаем естественными человеческими чертами, показались бы ему лишь отвлекающими деталями.

Подобным образом и работы Поллока, автора картины Осенний ритм, столь рьяно стремившегося к самовыражению при помощи краски, нельзя судить с точки зрения сходства с природой, которое нисколько его не волновало. Он хотел передать характер своих чувств и не ставил перед собой цель задокументировать то, что его окружало.

Итак, хотя нам часто кажется важным, насколько похожа та или иная картина на реальность, нам стоит быть осторожнее и, прежде чем задаваться этим вопросом, удостовериться в его уместности.

Победный ветер. Ясный день. Кацусика Хокусай. 1830-1832 годы

Композиция

Четвертый способ восприятия картин заключается в том, чтобы рассматривать их с точки зрения композиции, то есть того схематического рисунка, который составляют в них формы и цвета. Например, внимательно присмотревшись к Аллегории Бронзино, мы увидим, что основная группа — Венера и Купидон — приблизительно напоминает своими очертаниями букву L, повторяющую угол картинной рамы. Кроме того, мы можем заметить, что живописец уравновесил эту L другой группой, по форме напоминающей ту же букву, но перевернутую: ее образуют фигура мальчика-Удовольствия, а также голова и вытянутая рука отца-Времени. Вместе две буквы L образуют прямоугольник, который надежно закрепляет изображение внутри рамы, тем самым придавая устойчивость очень сложной в целом композиции.

Композиция — это схематический рисунок, который составляют в картине формы и цвета

Теперь рассмотрим другие особенности композиции. Заметьте, что все пространство в картине Бронзино заполнено предметами и фигурами; глазу негде отдохнуть. Эта беспокойная активность форм связана с самим сюжетом произведения, который можно обозначить как смятение и неразрешимость. Любовь, Удовольствие, Ревность и Лживость переплелись в изощренный формальный и интеллектуальный узел.

Художник обвел фигуры жестким контуром, а лицам придал мягкую округлость. Персонажи картины будто сделаны из мрамора. Ощущение холодной жесткости подчеркнуто преобладающими оттенками — бледно-голубым и нежно-белым, с редкими вкраплениями зеленого или темно-синего. (Едва ли не единственным теплым оттенком является здесь красно-розовый цвет подушки, на которую оперся коленями Купидон. ) Все эти особенности совершенно не соответствуют тому, что мы обычно связываем со сферой чувственности. Таким образом, жесты любви и страсти, обычно нежные или горячие, здесь переданы как расчетливые и хладнокровные.

Формальный анализ композиции произведения помогает нам лучше понять его смысл, а также оценить те приемы, при помощи которых художник достиг желаемого эффекта.

Разговор о картинах

В двенадцати главах этой книги мы рассмотрим картины, созданные в разное время и в разных странах. Сначала мы будем анализировать их с точки зрения сюжета, но постепенно начнем уделять больше внимания форме и композиции, особенности которых не так просто уловить с первого взгляда. По пути нам встретятся понятия, порой кажущиеся неожиданными, так как их невозможно соотнести ни с содержанием, ни с формой, но вместе с тем способные помочь понять художественное произведение, а значит, и получить от него удовольствие.

Мы не будем изучать связи между искусством и обществом, в котором оно создается, и выстраивать стили и направления в хронологическом порядке. Существует множество прекрасных книг по истории искусства, обозревающих произведения в историческом контексте и прослеживающих эволюцию стилей во времени.

Для нас же самое главное — не просто смотреть на картины, но и говорить о них, ведь, как бы странно это ни звучало, простого созерцания недостаточно. Мы уверены, что единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному видению — это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведений искусства.

Урок 6. Фактура. Как рисовать еду

В предыдущих уроках мы разбирали, как передавать объем штриховкой. Еще одной ее функцией является передача материала, фактуры предмета: гладкий он или шероховатый, пористый, с трещинами, с волокнистой структурой, покрытый листвой или шерстью. Чтобы передать все это разнообразие, не обойтись лишь классическим штрихом. 

Содержание:

  • Средства достижения разнообразных фактур
  • Упражнение. Создаем фактуру
  • Рисуем еду
  • Проверочный тест

Тут на помощь приходит декоративная штриховка.

В рисунке «Кипарисы» Ван Гог создает ощущение ветра короткими закручивающимися линиями в листве, волнистыми – в траве. А в работе «Лодки на берегу в Сен-Мари» художник использует для песка точки и короткие штришки, движение воды передает завитками и дугами.

Декоративная штриховка используются самостоятельно или в сочетании с классической. При этом в зависимости от стиля и задачи, которую ставит перед собой художник, фактура может намечаться условно или же подробно и реалистично. Обычно детали дальних объектов изображаются схематичнее, более бегло, для ближних – с большим вниманием.

При этом, если художник не ставит перед собой целью фотореализм, то работа будет выглядеть живее, если прорисовывать не все элементы фактуры подряд, а лишь часть. Воображение зрителя дорисует недостающие детали.

Средства достижения разнообразных фактур

Средство 1. Форма штриха, его размер и направление. Например, плавные параллельные штрихи напоминают более гладкую фактуру, а мелкий перекрестный штрих с выраженной сеткой вызывает в воображении более рыхлые поверхности.

Средство 2. Твердость карандаша. Более рыхлым графитом мягких карандашей проще создавать природные шероховатые фактуры. 

Средство 3. Изменение угла наклона карандаша к бумаге. Более гладкий эффект получается при работе карандашом под острым углом (например, можно использовать в портрете для передачи мягкости кожи лица). Если расположить карандаш почти плашмя, то эффект будет более рыхлым. Сточенный о наждачку кончик грифеля дает более широкий штрих (почти как мазок кисти), который может использоваться для изображения фактуры кирпича, черепицы, коры деревьев. 

Средство 4. Клячка и ластик. Меняя форму первой, можно провести тонкую линию или выбелить облака на заштрихованном небе. Ластик удобно разрезать на треугольники, чтобы острым кончиком рисовать траву, фактуру коры дерева. 

Средство 5. Обработка края предмета тоже говорит о материале. Выступающие за границу штрихи могут использоваться для изображения шерсти животного, покрытого травой холма, еловых веток.

Средство 6. Для создания интересных фактур можно использовать необычные карандаши. Например, утолщенным плоским грифелем легко создать зернистую фактурную поверхность. Можно найти размываемый водой графит, эффект от него напоминает акварель или тушь.

Средство 7. И сама бумага может применяться для лучшего раскрытия материала предмета. На фактурной проще изображать неровные поверхности, например, кору дерева или шерсть животного. Гладкая бумага хороша для портретов.

Упражнение. Создаем фактуру

Нет универсального рецепта изображения разнообразия фактур. Художник, присматриваясь к элементам ее узора, старается повторить их схематично или более реалистично. Что общего и различного между этими элементами: форма, размер, направление, тон? Создавая узор, важно отразить в нем и сходства, и отличия. Давайте потренируемся в изображении фактуры еды.

Для начала попробуем сделать это схематично. Ниже приведены четыре фактуры: спагетти, хлеб, листья салата и брокколи. Давайте изобразим их линиями, точками, пятнами. В процессе стараемся повторять изгибы и направления линий. Здесь не требуется стопроцентная точность. Однако чтобы узор выглядел более живым и лучше раскрывал характер, рисуя, сверяемся с натурой и помним о сравнении (ищем сходства и отличия). Например, изображая поверхность среза хлеба, делаем поры разными по тону, размеру, форме. При этом в одном пятне тон может быть неравномерным: темнее с одной стороны, светлее – с другой.

Теперь создадим фактуру более реалистично и подробно. Давайте и здесь порисуем на глаз, больше внимания уделим фактуре. 

Наметим контур малины. Затем легко заштрихуем правую освещенную часть и более насыщенно – левую затененную. От тени к свету сделаем плавный переход. Накладываем штрихи плотно, чтобы рыхлость штриховки не отвлекала внимания от фактуры.

Без нажима на карандаш наметим ее округлые частички, меняя их форму и размер, обращая внимание на общий порядок расположения. Не в точности копируем, а стараемся уловить и передать характер узора, закономерности. Затем частички, расположенные на освещенной стороне ягоды, заштрихуем слева и снизу, создавая на них тень. Некоторые из них можно при этом пропускать. Для частичек, расположенных слева, усилим тень с правой стороны. Левая часть будет немного светлее – тут рефлексы. Мягким карандашом кое-где усилим тени, чтобы добиться большей объемности.

Некоторые частички можно отделить друг от друга короткими линиями. Продолжаем работать мягким карандашом. Затем острым кончиком клячки высветлим мелкие блики. Чтобы они выглядели более ярко, можно немного темнее заштриховать область вокруг блика.

По необходимости в целом немного затемним полутень справа и тень слева и снизу. Последние штрихи – наметим короткие усики по бокам, меняя их форму и наклон. Рисунок готов!

Рисуем еду

Давайте нарисуем выпечку. Вновь по традиции предлагаем поработать с натуры с боковым освещением. Если рисуете с фотографии, то в ней должна быть хорошо видна светотень. При изображении фактурных объектов очень важно не забыть уделить достаточно внимания объему, светотени. Проработка фактуры не должна быть первостепенной.

Шаг 1. Замеряем общие пропорции выпечки (высота к ширине). Переносим на бумагу, оставляя место для падающей тени. Определяем, как соотносятся между собой передняя и боковая поверхности, сколько раз высота верхней плоскости укладывается во всей высоте. Ставим соответствующие метки. Проверяем, равны ли верхняя и нижняя половинки выпечки, а затем измеряем углы наклона основных линий, образующих контур. Намечаем их. Находим направление и положение падающей тени.

Шаг 2. Уточняем форму выпечки. Сглаживаем контур, не увлекаясь, чтобы не потерять важного. Добавляем в него деталей. Убираем лишние линии. Намечаем границы собственной и падающей тени. Чем определяется форма тени на боковой поверхности выпечки? Обратите внимание, что сбоку, справа, есть не только собственная тень, но и падающие. Сверху – от горки сахарной пудры над срезом. А на нижней половинке выпечки — от верхней.  

Шаг 3. Слегка затонируем собственную и падающую тень. Будем усиливать тон постепенно. Здесь важно не перетемнить тень на сахарной пудре.

Шаг 4. Очень легко твердым карандашом заштрихуем полутень на верхней плоскости. Сделаем темнее некоторые участки собственной тени.

Шаг 5. Затемним еще падающую тень. Слегка заштрихуем освещенную переднюю плоскость выпечки – тесто. Тонкую полосу сахарной пудры сверху оставим белой. Поработаем с фоном. Горизонтальная плоскость здесь темнее вертикальной. Наполним первую горизонтальными штрихами. Для стены можно использовать вертикальное и близкое к нему диагональное направление.

Шаг 6. Прорисуем фактуру передней плоскости. Наметим изюм, разломы и другие детали, передающие неоднородность теста.

Шаг 7. Кое-где затемним элементы фактуры теста. Сделаем темнее поверхность стола. В целом усилим собственную тень, при этом учитываем присутствие более светлых участков (сахарная пудра) и более темных (корочка теста). Выделим сбоку тоном самые темные пятнышки складок, ямок. Линию, которая отделяет верхнюю половинку от нижней, делаем неоднородной по темноте и толщине, варьируя степень нажима на острие мягкого карандаша. При этом на мягкий карандаш стоит давить с осторожностью. Его грифель более рыхлый и хрупкий. Аналогично можно создать трещинки на верхней плоскости, но в целом светлее и тоньше. Усилим падающую тень.

Шаг 8. Точками и разными по тону мелкими пятнами передадим рыхлую фактуру теста. Усилим собственную тень сбоку.

Шаг 9. Сделаем рисунок еще более контрастным и выразительным. Выделим наиболее темные участки теней. Их проще заметить, прищурив глаза. Падающую тень ближе к выпечке сделаем темнее. Кое-где тонкой прерывающейся линией, неравномерной по тону, подчеркнем тень под передней плоскостью. Рисунок готов!

При работе в тоне с фактурными предметами, очень важно прищуривать глаза, чтобы детали не отвлекали внимание. Также тональная неоднородность предмета создает определенную сложность в работе со светотенью. Помогает периодически отходить от рисунка и смотреть на него на расстоянии. А еще время от времени хорошо откладывать работу, отдыхать от нее, чтобы потом увидеть свежим взглядом. Когда завершаешь работу на одном дыхании, то проще что-то упустить.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.