История фотографии: снимки Дагера, появление дагеротипии
ДАГЕР (Daguerre) Луи Жак Манде (18 ноября 1787, Кормей, Франция — 10 июля 1851, Бри сюр Марн), французский художник и изобретатель, один из создателей фотографии. Разработал (используя опыты Н. Ньепса) первый практически пригодный способ фотографии — дагеротипию (1839).
Был таможенным чиновником, затем художником-декоратором в опере. В 1822 открыл в Париже диораму, которая представляла собой громадное сооружение с огромными полотнами. Их создание и совершенствование, вероятно, подтолкнуло Дагера к экспериментам в области фотографии. Он знал камеру-обскуру и делал наброски с натуры для создания иллюзии реальности в своей диораме.
Дагер не изобрел фотографию (это сделал до него Ньепс), но сделал ее действующей и популярной. В 1829 он заключил контракт с Ньепсом о развитии его метода гелиографии. После 1829 и до своей смерти в 1833 Ньепс и его сын Исидор, ставший партнером Дагера после смерти отца, не сумели развить свое изобретение, тогда как Дагер, проводивший свои опыты самостоятельно, продвинулся.
Результата он достиг в 1837, после 11 лет опытов. Полученное и проявленное в парах ртути изображение он фиксировал, промывая экспонированную пластину сильным раствором соли и горячей водой. После 1839 соль в процессе фиксации была заменена гипосульфитом натрия — фиксирующим элементом, открытым Джоном Гершелем. В результате смывались частицы йодида серебра, не подвергшиеся воздействию света. Время экспозиции пластины в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут (в то время как при гелиографии Ньепса требовалась экспозиция до 8 часов).
В результате получалась единственная фотография — позитив, названная автором дагеротипом. Несколько таких пластинок сделать было невозможно. Изображение на пластине получалось зеркальным, рассматривать его можно было только при определенном освещении.
Но Дагер сумел при получении изображений на дагеротипе, «нарисованных» светом, избавиться от услуг не только художника, но и гравера. Это и сделало его процесс доступным и практичным. С тяжелой фотографической камерой и громоздким оборудованием он бродил по Парижу, делал свои дагеротипы на бульварах, вызывая интерес у публики, но сущности своего процесса не объяснял.Для получения прибыли от своего изобретения Дагер сначала попытался создать корпорацию путем общественной подписки, затем, потерпев неудачу, сделал попытку продать свое изобретение за четверть миллиона франков. Но никто из дельцов его не купил. Тогда Дагер решил заинтересовать ученых и сообщил о своем изобретении известному и влиятельному астроному и физику Д. Ф. Араго. 7 января 1839 Араго доложил французской Академии наук о работах Дагера и предложил французскому правительству купить патент. Сообщение о дагеротипии вызвало сенсацию. Научные журналы напечатали доклад Араго. Дагер стал широко известен именно благодаря этому изобретению, диорама тоже пользовалась популярностью (о ней неоднократно упоминают как о сенсации герои романов Бальзака и др.
Дагер показывал дагеротипы с видами Парижа писателям, художникам и редакторам газет, которые сделали его изобретение популярным, и он запросил за него 200 тыс. франков. При этом сообщил Исидору Ньепсу, что если продажа состоится, то он разделит эту сумму с ним. Однако продать изобретение не удалось. Тогда Араго убедил Дагера, что пенсия французского правительства будет для него честью и национальной наградой. Пенсия была назначена в размере 6 тыс. франков в год пожизненно Дагеру и 4 тыс. франков Исидору Ньепсу, а Дагер стал кавалером ордена Почетного легиона. В том же 1839 он получил патент в Англии.
Дагер сосредоточил свои усилия на пропаганде дагеротипного процесса: устраивал показательные сеансы для художников и ученых. Вместе со своим родственником А. Жиру он начал делать камеры дагеротипа для продажи. Половина доходов шла Жиру, а половиной своей части он делился с Исидором Ньепсом.
В том же 1839 Жиру опубликовал наставление Дагера о пользовании камерой, и через несколько дней все сделанные камеры и наставления были распроданы. Это наставление переиздавалось во Франции 30 раз. В течение года оно было переведено на многие языки и напечатано в столицах Европы и США.
Вскоре ученые, художники и любители улучшили процесс Дагера. Они сократили время экспозиции до нескольких минут. Применение призмы дало возможность сделать изображение на дагеротипе не зеркальным, а нормальным. Дагеротипы передавали мельчайшие детали снимаемых объектов. К 1841 была создана камера меньшего размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. Были созданы средства, предохранявшие поверхность дагеротипов от повреждений и царапин.
Слава и признание Дагера росли по мере того, как распространялся по миру его способ получения изображений. Но после опубликования данных о своем процессе он уже не внес ничего нового в фотографию. До своей смерти в 1851 он жил в уединении недалеко от Парижа.
Птичка и вытаращенные глаза: Дагер и его дагерротип — Вероника Шарова
Вероника Шарова,
18 ноября 2015, 08:53 — REGNUM
Чарльз К.
Эббетс. Завтрак наверху небоскреба. 1932Современному человеку, измученному гаджетами, массовой фотографией в пятом поколении и непрерывным кинематографом на протяжении последних 120 лет, даже мутные фото и кинокадры великих кажутся более естественными, чем самые удачные их нарисованные портреты.
И неожиданно смурной и испуганный Пушкин на дагерротипе наряду с неожиданно суетливым Львом Толстым в кинохронике — ему иногда роднее гораздо более точно нарисованного великого поэта и гораздо более адекватно сфотографированного великого писателя. Просто потому, что современный зритель сам так несчастен даже на парадных фото и так суетлив даже в рекламном кино.
Именно Дагер и его последователи подарили бесчисленному ряду поколений самое главное: чувство личного родства со смурным Пушкиным и суетливым Толстым.
Смотрите 20 самых известных фотографий по версии ИА REGNUM
Как и в случае с многими другими великими изобретениями, назвать единственного «отца-основателя» фотографии вряд ли возможно. Но имя одного из основоположников этого способа запечатления окружающей действительности вспоминают, пожалуй, чаще прочих — речь о Луи Дагере.
Луи Жак Манде Дагер, художник, изобретатель и химик, родился 18 ноября 1787 года в небольшом городке Кормей-ан-Паризи. Фактически, его история — это история self-made man XIX столетия. Мальчик практически не получил школьного образования, и уже в 13 лет попал в подмастерья — стал учеником архитектора. Уже тогда стали очевидны его художественные способности. Едва достигнув шестнадцатилетия, будущий изобретатель отправляется в Париж, чтобы постигать мастерство театрального художника-декоратора в известной в то время мастерской Деготти с претенциозным названием «Гранд Опера».
Несмотря на то, что в юности Луи Дагеру случилось поработать и танцором, и канатоходцем, именно в качестве театрального художника он впервые становится известен публике и критикам. Самым известным его творением в то время стала диорама. Состоявшая из живописных полотен колоссального размера (22 метра длиной и 14 метров высотой!), она подсвечивалась с помощью сложной системы из фонарей, зеркал и штор, и производила ошеломительный эффект объемного пространства.
Зрители ликовали. Но главное изобретение еще было впереди: именно при создании диорамы молодой художник начал экспериментировать с камерой-обскурой.Камера-обскура, конечно, не была создана Дагером — это устройство было известно с древних времен как в Европе, так и на Востоке, и использовалось преимущественно для астрономических наблюдений. Есть основания предполагать, что для зарисовок с натуры ее использовал Леонардо да Винчи, подробно описавший её в своём «Трактате о живописи». Но как закрепить изображение на какой-нибудь поверхности? Размышлявший над этим Дагер в 1825 году узнаёт о том, что далеко во французской провинции живет оптик-любитель по имени Нисефор Ньепс, который занимается решением той же задачи, и немедленно пишет тому письмо. Эксперимент по усовершенствованию техники Ньепса (не слишком эффективной и уж точно не годившейся для амбициозных проектов Дагера) растянулся на годы, и лишь к 1837 году изобретателю удалось добиться впечатляющего результата.
Смотрите галерею портретов Луи Дагера и его работ.
В чем состоял метод, позже получивший название дагерротипии, по имени своего создателя? Посеребренная медная пластина пропитывалась парами йода, в результате чего образовывался тонкий слой светочувствительного йодистого серебра. Затем пластина помещалась в камеру-обскуру и подвергалась воздействию яркого солнечного света в течение 15−30 минут. на этом этапе изображение уже было нанесено на пластину, но оставалось невидимым до момента проявки и закрепления: для этого пластина помещалась над контейнером с ртутью, нагретой спиртовой лампой до 65 градусов. В конце длительного и технически непростого процесса пластину помещали в холодную воду, а затем фиксировали изображение раствором тиосульфата натрия. Наконец, в руках у исполнителя этой процедуры оказывалась фотография. Нечеткая, легко стиравшаяся — но всё-таки это был полноценный фотоснимок. 7 января 1839 года доклад об изобретении Дагера была представлен в Парижской академии наук; автор нового метода продал патент на своё изобретение правительству Франции.
После этого, фактически, изобретатель мог почивать на лаврах. Примерно этим он и занялся: Луи Дагер оставшуюся жизнь прожил в уединении в местечке Бри-сюр-Марн недалеко от Парижа, где и скончался в 1851 году. Его детище было многократно усовершенствовано. И всё же сегодня, накладывая фильтры на четкое и яркое изображение, полученное с помощью новенького смартфона, стоит вспомнить размытые, тусклые кадры с симпатичными «винтажными» потертостями — дагерротипы, с которых и началась долгая история фотографии.
Смотрите галерею фотопортретов XIX века.
Изобретение процесса дагерротипии
Эшли Моррис
Boulevard du Temple , Париж, III округ, дагерротип. На изображении показана улица с оживленным движением, но поскольку время экспозиции составило более десяти минут, движение транспорта было слишком большим, чтобы его можно было увидеть.
Фотография, отсканированная из The Photography Book, Phaidon Press, London, 1997. Предоставлено Майклом Мэггсом, Википедия
.Изобретение дагерротипа, изображения, запечатленного на меди, ознаменовало собой первую веху металла в области фотографии.
Французский художник Луи Жак Манде Дагер впервые начал возиться с фотоаппаратом в 1824 году и к 1837 году успешно делал позитивные изображения с помощью своего одноименного метода дагерротипа. В 1829 году он объединился с французским ученым Жозефом Нисефором Ньепсом, который изображение с помощью фотоаппарата, посеребренных листов меди и йодистого серебра.
Единственным недостатком было длительное восьмичасовое время экспозиции.
Однако в ходе дальнейших экспериментов Дагер узнал, что использование паров ртути во время разработки может сократить время воздействия примерно до 30 минут. Он также усовершенствовал процесс с помощью гипосульфата содового закрепителя.
К 1839 году дагерротип был официально представлен широкой публике. Портретные студии начали появляться в Париже, которых к 1844 году открылось около дюжины, и в Нью-Йорке, где к 1850 году их было более 70. Английский химик Джон Фредерик Годдард, точно настроивший время экспозиции, сыграл важную роль в появлении этих студий. В партнерстве с Ричардом Бердом он открыл первую студию в Лондоне на Риджент-стрит в 1841 году.
Подробная, пошаговая процедура дагерротипа того времени начиналась с полировки и полировки покрытой серебром меди мягкой тканью, порошком и маслом, пока серебряная пластина не стала блестящей, как зеркало. Подготовленную пластину затем сенсибилизировали в воздухонепроницаемом йодирующем боксе, где ее сначала подвергали воздействию паров йодида, придавая ей оранжевый цвет, а затем лицевой стороной вниз подвергали воздействию паров хлористого брома. Комбинация химических веществ привела к необходимому светочувствительному покрытию.
Пластина была загружена внутрь камеры, и после того, как фотограф установил объект с помощью подголовников, зажимов или подставок, на поверхность пластины была сделана экспозиция путем снятия объектива. Время экспозиции увеличилось с 30 минут в 1839 году до менее минуты к 1842 году. Проявление изображения производилось в темноте, подвешивая над чашкой с нагретой (60 градусов) ртутью.
Любой неэкспонированный йодид серебра был смыт с пластины раствором хлорида натрия, чтобы деликатно «зафиксировать» ртутные блики и тени на изображении. Поскольку фотография была очень чувствительной, изображение с покрытием стало менее хрупким при нагревании с хлоридом золота.
Некоторые портреты были раскрашены вручную после того, как пластина была покрыта гуммиарабиком и высушена. Художник дышал на пластину, чтобы создать липкую поверхность, и использовал кисть и сухой порошковый пигмент. Крепление дагерротипа было защищено стеклянной рамой, защищающей от царапин.
Хотя сегодня это практикует меньше людей из-за длительного процесса, недавнее возрождение помогает снова сосредоточить внимание на дагерротипе в более широком мире искусства.
- Музей металла: предоставление инструментов для нового поколения медников
- Изобретение процесса дагерротипии
- Представьте себе идеально: кинетические медные спринклеры
- Студия Сьюзен Венейбл: от древних до абстрактных конструкций
- Арлин Фиш: Существа из глубин
Робин Яско
Дагер и изобретение фотографии
Дагер 1787-1851Луи Жак Манде Дагер (1787-1851) был художником и декоратором. Он был учеником Деготиса, создателя декораций Парижской оперы, с которым он начал работать в возрасте шестнадцати лет. Он продолжил работу с Пьером Прево (1766-1823), специалистом по панорамам, которые представляют собой огромные круглые декорации, нарисованные на стенах ротонды и выставленные на обозрение зрителей, размещенных в ее центре.
В то время как работы Дагера, выставленные на художественных выставках, никогда не имели большого успеха, декорации, которые он создал с 1817 по 1822 год для выставок в Комическом театре Амбигу или Опере, принесли ему единодушную похвалу критиков и публики. Он проявлял оригинальное творчество со своими световыми эффектами, создавая восходы луны или движущиеся солнца, которые оставались в памяти людей. Затем он перенес искусство постановки на полноценное шоу, объединившись с другим учеником Прево, Шарлем Мари Бутоном (1781–1853), чтобы создать шоу под названием «Диорама».
В 1824 году Дагер был избран кавалером ордена Почетного легиона. Он научился пользоваться камерой-обскурой у Прево, который использовал ее для подготовки своих огромных полотен в стиле trompe-l’œil. Оптиком, который снабжал Дагера, был Винсент Шевалье, который также был поставщиком Нисефора Ньепса. На самом деле Дагер получил адрес Ньепса от Шевалье.
В 1822 году Бутон и Дагер объединились с целью создания шоу, которое будет называться Диорама. Эти двое создали огромные декорации, пытаясь показать очень реалистичные сцены. Имея в виду эту идею, они без колебаний отображали всевозможные анимационные элементы, кроме живых актеров (водные работы, животные…).
Кроме того, Дагер развивал свой световой талант, приобретенный в годы работы сценографом в Опере и Амбигу, чтобы изменить настроение одной и той же сцены. Это создало такую иллюзию реальности, что диорама имела огромный успех. Позже два партнера адаптировали к этим огромным декорациям принцип показа оптических изображений либо с передним, либо с задним освещением. В этом случае сцена наблюдалась при тусклом освещении, отсюда и ночной эффект, который можно было усилить, нарисовав в задней части кадра декор с целью маскировки некоторых частей изображения, создающих новые тени, соответствующие ночи. При переходе от одного освещения к другому одна и та же сцена постепенно менялась от дня к ночи.
Диорама Дагера: Дневные и ночные световые эффекты.Диорама произвела большое впечатление на зрителей. Комната была 12 метров в диаметре, и в ней могли разместиться триста пятьдесят человек. Вращаясь, помещение помещалось перед проемом шириной 7,5 м и высотой 6,5 м — своего рода авансценой, стороны которой расширялись к знаменитой картине, написанной с обеих сторон, и которая имела размеры 14 м в ширину. высота и 22 метра в ширину. Затем шоу начиналось. После покраски большие рамы со стеклянными панелями допускали контровое или прозрачное освещение, другие рамы из мух давали верхнее и переднее освещение. Выставляя перед этими рамами полупрозрачные панели разного цвета и перемещая веревки, можно было изменять общий или локальный тон картины, производя на всей картине или ее частях различные эффекты от густого тумана до яркого солнечного света. Шоу длилось около пятнадцати минут, после чего комната снова вращалась и постепенно поворачивалась перед положением, аналогичным первому, заданному по окружности комнаты. Зрителям была предложена новая картина, и можно было начать пятнадцатиминутную анимацию световыми произведениями.
В декабре 1827 года Дагер встретил Ньепса в Париже по пути в Англию. Двое мужчин ладили вместе. Ньепс был очарован диорамой. Дагеру тоже пришла в голову идея запечатлеть изображения камеры-обскуры. Для этого он насыпал фосфоресцирующие порошки на заднюю часть своей камеры-обскуры. Изображение, проецируемое на этот порошок, оставалось видимым в течение нескольких часов, а затем медленно исчезало. Двое мужчин снова встретились по возвращении Ньепса из Англии в феврале 1828 г.
Они начали обмениваться идеями по почте, а в 1829 г., Ньепс предложил Дагеру создать партнерство, чтобы внести свой вклад в развитие изобретения гелиографии. Контракт был подписан в декабре 1829 года. Дагер приложил много усилий к процессу, и поэтому в 1832 году двое мужчин вместе изобрели новый процесс: физиотип.