Йозеф судек: Йозеф Судек: живой свет

Содержание

» Классики фотографии. Йозеф Судек – мир за запотевшим окном

«Все вокруг нас — живое или мертвое — в глазах сумасшедшего фотографа приобретает множество форм. Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру. Поймать такой момент — я думаю, это очень поэтично». 

(Йозеф Судек)

 

В марте 1896 года родился один из величайших фотографов ХХ века Йозеф Судек. Проклятая суета заставила меня забыть об этом. Но, первый весенний месяц еще не кончился, и мы отдадим должное великому мастеру.

В Восточной Европе ХХ-го столетия чешская фотография стала самой яркой и наиболее представительной. Личностей, прославивших себя светописью в Чехии даже трудно перечислить. Но настоящих гениев в этой благодатной для фотографии стране единицы. Из тех, кто никуда не уезжал и пережил на родине все катаклизмы, пожалуй, можно назвать только двух невероятно похожих и в то же время совершенно разных фотохудожников Йозефа Судека и Яна Саудека. Оба отшельники: один спрятался от общества из-за инвалидности (Судеку ампутировали руку), а второго изгоем сделало государство. Помешавшееся после войны на соцреализме, оно не принимало подвально-эротического мировосприятия Саудека. О таких художниках Анатолий Эфрос писал когда-то: «Можно подумать, будто у истории есть для таких случаев одна обязательная схема. Она приготавливает им некую жизненную пещеру, упрятывает их туда, плотно закрывает вход, трещит морозом и метет метелицей, засыпая дорогу». Но, оставим Яна Саудека. Начнем рассказ о «небоскребах» чешского фотоискусства с лабиринтов, оставленных «братцем», как называл себя Йозеф Судек. Поэт светописи и гений состояний, Судек получил «титул» классика еще при жизни.

Многие известнейшие галереи и музеи мира почитали за честь показать работы прославленного мастера. Однако жизнь художника складывалась драматично. Он родился на рубеже XIX и XX столетий, в небольшом чешском местечке Колин, начал учиться в одном из самых таинственных чешских городов Кутна Гора (Один музей человеческих костей здесь чего стоит!). С детства проявлял интерес к искусству и почему-то к спорту. Так что в школе проблем с физкультурой не было, а заодно с пением и рисованием. Уже тогда уверенный в себе Йозеф мечтал о карьере художника. Но кто мог предположить, что грянет война, которая разрушит все его планы.

Девятнадцатилетний паренек из провинции оказался на итальянском фронте. Стрелял, бегал в атаки, сходил с ума от страха… Но однажды, совсем рядом рванула граната. Судек остался без правой руки. Несколько лет госпиталей, инвалидных домов. Физические страдания усиливали душевные муки. Он целыми днями просиживал у больничного окна, надолго проваливаясь в свое горе. «Я не смогу быть художником», — вертелось в мозгу. Тогда и появилось предчувствие одиночества, которое не покидало и мучило. На время, его единственным другом стало запотевшее окно. Оптические изломы пыльного стекла, иногда размываемые струями дождя, ирреальный мир за ним заставляли молодого человека погружаться в состояние, близкое к наркотическому блаженству. Он растворялся в светлом прямоугольнике окна, избавляясь от терзавшей его действительности. Возможно, в одно из таких мгновений Йозеф и решил стать фотографом. Окно стало первым фотографическим образом, отпечатавшимся в его мозгу.

Болезненное чувство «ущербности» Судек пронес через всю свою жизнь. Вот одно из воспоминаний фотографа красноречиво свидетельствующее об этом: «Когда музыканты Чешской филармонии пригласили меня: «Йозеф, поедем с нами, мы отправляемся в Италию дать несколько концертов», я сказал себе: «Идиот, ты был здесь в Императорской армии, но не увидел красот этой прекрасной страны». И я поехал с ними на эту необычную экскурсию. В Милане нас очень тепло принимали, а затем мы поехали дальше, пока не приехали к тому месту (здесь и далее выделено мной – А.В.). Я сбежал с концерта; было темно, я заблудился, но я был должен его найти. В конечном итоге я нашел это место в полях покрытых утренним туманом, довольно далеко от города. Но моей руки там не было – только бедный фермерский домик стоял как прежде. Это в него меня занесли после ранения в правую руку. Они так и не смогли меня починить, долгие годы я скакал из госпиталя в госпиталь, был вынужден бросить профессию переплетчика.

 

Ребята из филармонии искали меня, даже полицию подключили, но – сам не знаю почему – я не мог заставить себя уехать. Только через два месяца я вернулся в Прагу. Они не укоряли меня, но с того времени я никуда не ездил и никогда не поеду. Что мне там искать, если того, что мне нужно все равно найти не возможно?»

Судек слишком обожествлял реальное изображение предметов, что в корне противоречило тогдашним принципам художественной фотографии, ориентировавшейся на академическую живопись и импрессионизм. В двадцатых годах в старом квартале Праги фотограф приобрел ателье. Это был маленький деревянный домик, окруженный кустами и садиком, заросшим высоким бурьяном. Здесь он провел всю жизнь, здесь родились все его шедевры.

У Судека было множество знакомых, но почти ни на одном снимке он не пожелал запечатлеть кого-то. Он снимал свою душу, зажатую тисками одиночества, покалеченную войной. Как эхо рокового взрыва гранаты, можно трактовать некоторые сюжеты его снимков. На одной из черно-белых фотографий изображена поверженная цементная статуя женщины. На переднем плане — рука «героини», которой она как бы закрывается от фотографа или защищается. Темой погибших скульптур переполнен цикл «Исчезнувшие статуи», который Судек снимал на протяжении двух десятилетий (1952-1973). С развороченными статуями фотограф никак не хотел расставаться, они полностью захватили его. Как больной туберкулезом, Судек отхаркивал войну. Он пытался поделиться своей болью с другими, как будто так можно было избавиться от нее. Его взгляд на мир — это взгляд отвергнутого инвалида. В работах Судека можно найти многое — страх, спокойную созерцательность, дыхание смерти. Нет только женщин, которых он очень стеснялся из-за отсутствия руки. Так, изредка промелькнет портрет ученицы или знакомой художницы, профессиональный, но робкий, обыкновенный.

Йозеф Судек работал допотопными, огромными камерами и печатал снимки контактным способом. Эффект был потрясающим: фотография будто прилипала к сознанию зрителя, не могла не оставить следа. Огромная серия «Окно моего ателье» предстает откровением уставшего от жизни философа. Каждая фотография — это окно, сквозь которое заглядываешь внутрь себя. Одного взгляда на любой снимок достаточно, чтобы заразиться болезнью наблюдателя-экзистенциалиста. Судек был человеком, склонным к долгим, изнуряющим раздумьям. Их отпечаток хранит множество вещей из его мастерской.

Они все были осмыслены художником, поняты им и интерпретированы в снимках. Все эти забавные предметы, которые можно видеть на фотографиях, Судек получил от друзей в по дарок. Граненые стаканы, кусочки стекла, ракушки… Один приятель-протезист принес Судеку набор фарфоровых глаз. Фотограф возился с ними, как маньяк: бросал в стакан с водой, зарывал в листья, разбрасывал по подоконнику, подвешивал. В конце концов, снял очень чистую лаконичную фотографию «Воспоминание о китайском свитке «какемоно». Прозрачная тень листа, отпечатавшаяся на изъеденной трещинами светлой поверхности, стеклянным глазом въедается в зрачок зрителя.

Часто Судека можно было застать рассматривающим сквозь лучи света стеклянные шары, бокалы, кусочки слюды. Этот процесс продолжался часами. Он бесконечно комкал бумагу, пытаясь придать ей форму понятную только ему. С утра до вечера мог просидеть на скрипучем стуле, вертя в руках кувшин или доисторическую кофемолку. Он очень нежно поглаживал отполированную временем поверхность вещицы, пытаясь понять, как передать на фото фактуру старости. Однажды удивленные поклонники спросили художника: «Почему вы фотографируете эти предметы?» На что Судек ответил: «…Они красивы». Его возня с каждой из этих экзотических штуковин превращалась в забавный мистический ритуал. Глядя на фотографа со стороны, казалось, что старик превратился в пятилетнего мальчишку, заблудившегося в антикварной лавке. Он очень медленно двигал свои любимые веревки, бумажки, старинные фужеры, бутылки. Даже пыль играла важную роль в замыслах Судека. Это были не просто романтические свалки-натюрморты, запечатленные на фотобумаге, это были города с улицами, тайниками, где старый фотограф прятал свои никому не высказанные мысли. Судек поражал публику не только своими фотографиями, которые, кстати, печатал на бумаге сорокалетней давности, но и удивительными поступками.

В его ателье полки были забиты старыми проявителями. Как-то перед работой Судек окинул банки взглядом, выбрал одну из них, окунул в раствор палец, лизнул его и сказал: «Вот этот годится». И уже в легенду превратились рассказы о том как мастер замерял экспозицию. Он устанавливал фотоаппарат, открывал затвор и садился пить вкусный жасминовый чай. Выпьет пару чашек, закроет затвор. Или поставит пластинку с академической музыкой, закроет глаза, слушает. Можно подумать спит. Когда наступит тишина, Судек еще намного посидит, как бы смакуя послевкусие от музыки, неспешно встанет и подойдет к фотоаппрату…

Когда Судек последний раз выходил из своего ателье, он нерешительно потоптался на месте, осмотрелся вокруг себя и тихо побрел домой. Он шел по пустынной улице, которую так ни разу и не сфотографировал, все ждал нужного состояния. Но так и не дождался. Он умер в 1976 году от сердечного приступа. На стене мастерской Судека установили мемориальную доску — отличный портрет мастера. Судек смеялся когда-то: «Голова и рука — все, что нужно фотографу». Не многие европейские светописцы удостоились такой чести.

Текст — Александр Ляпин

Фото: Йозеф Судек.

P.S. С днем рождения, Йозеф! Если слышишь нас там, на небесах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Йозеф Судек (Josef Sudek) — ФОТОточка.

Точка зрения о фотографии — LiveJournal

Судек в большинстве случаев интерпретирован слишком банально, буднично и популярно. Часто публикуется несколько Карловых мостов и натюрмортов с розочкой, что носит несколько сентиментальный характер. Но Судек является значительно более крупной личностью, которая имеет глубокие духовные корни. Этот факт также является причиной того, почему его творчество так сильно воздействует на молодое поколение. Не только дома, но и в мире. Анна Фарова, теоретик фотографии, автор биографии Йозефа Судека

Все вокруг нас – живое или мертвое – в глазах сумасшедшего фотографа приобретает множество форм. Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру. Поймать такой момент – я думаю, это очень поэтично.

Йозеф Судек (Josef Sudek) родился 17 марта 1896 года в городе Колин в Богемии на территории нынешней Чехии. В 14 лет он приехал в Прагу, выучился на переплетчика, некоторое время работал в небольшом городке Нимбурк в 45 километрах от Праги. К этому времени относятся его первые опыты с фотоаппаратом. Нельзя сказать, что фотография сразу захватила молодого человека, в то время он больше всего на свете увлекался музыкой. В 1914 году началась Первая мировая война и через год Йозефа призвали в армию. Потом были военные будни на итальянском фронте, вроде бы не очень опасное ранение в правую руку и страшная гангрена, приведшая в конечном итоге к ее ампутации.


Три года молодой человек провел в госпитале для ветеранов. В это время он возобновил свои занятия фотографией: «Затвор можно нажимать и одной рукой», – объяснял он свой выбор позднее. Поначалу он не думал об этом как о способе заработать на жизнь, просто ему была необходимо какое-нибудь занятие, которое помогло отвлечься от неутешительной реальности. А что может помочь лучше, чем приобщение к искусству? Позже он рисовал и даже пробовал свои силы в живописи, но в то время фотография казалась ему единственным доступным видом творческой деятельности. Думается, именно творчество помогало ему противостоять той физической, а еще более моральной боли, которая сопровождала его всю жизнь. Чтобы у читателя сложилось четкое представление насколько остро Йозеф Судек чувствовал свою «ущербность», приведу его воспоминания о поездке в Италию в 1926 году, через без малого 10 лет после ранения:

«Когда музыканты Чешской филармонии пригласили меня: «Йозеф, поедем с нами, мы отправляемся в Италию дать несколько концертов», я сказал себе: «Идиот, ты был здесь в Императорской армии, но не увидел красот этой прекрасной страны». И я поехал с ними на эту необычную экскурсию. В Милане нас очень тепло принимали, а затем мы поехали дальше, пока не приехали к тому месту (здесь и далее выделено мной – А.В.). Я сбежал с концерта; было темно, я заблудился, но я был должен его найти. В конечном итоге я нашел это место в полях покрытых утренним туманом, довольно далеко от города. Но моей руки там не было – только бедный фермерский домик стоял как прежде. Это в него меня занесли после ранения в правую руку. Они так и не смогли меня починить, долгие годы я скакал из госпиталя в госпиталь, был вынужден бросить профессию переплетчика.

Ребята из филармонии искали меня, даже полицию подключили, но – сам не знаю почему – я не мог заставить себя уехать. Только через два месяца я вернулся в Прагу. Они не укоряли меня, но с того времени я никуда не ездил и никогда не поеду. Что мне там искать, если того, что мне нужно все равно найти не возможно?»

В 1920 году Йозеф Судек вышел из госпиталя и сразу стал подыскивать себе новую работу. Ему предложили должность в конторе, но он отказался. Немного больше он склонялся к мысли об открытии торговой лавки, но быстро понял, что это не для него. В конце концов, молодой человек решил подзаработать, используя свое хобби – и вся его дальнейшая жизнь показала, что это было правильное решение.

В 1922 по 1924 год Судек учился в Государственном полиграфическом училище, фотографическим отделением которого руководил известный фотограф профессор Карел Новак. Большинство однокурсников Судека после окончания собирались работать в фотоателье, поэтому основное внимание уделялась фотопортрету, постановке света, выбору фона, подбору аксессуаров и многим другим, необходимым для коммерческого фотографа премудростям.

В 1920-е годы у Судека было два любимых сюжета: сначала его друзья-инвалиды из госпиталя для ветеранов, позднее реконструкция Собора Святого Вита в Праге. Время от времени он уезжал в свой родной город Колин и фотографировал парки. В 1921 году Судек вступил в «Чешский клуб фотолюбителей», где познакомился и подружился с Яромиром Функе, в то время только начинавшим свой путь к славе. Они оба – как и многие другие чешские фотографы того времени, включая легендарного Франтишека Дртикола – были сторонниками живописной или «пикториальной» фотографии. Большое влияние на молодых людей оказал американский фотограф чешского происхождения Драгомир Ружичка, приехавший в 1921 году в Прагу. Сейчас это имя практически забыто, но в 1920-х годах Ружичка был знаменитым фотографом, одним из основоположников Американского общества фотографов-пикториалистов.

Однако вскоре их взгляды на фотографию изменились – из сторонников пикториальной фотографии Судек и Функе превратились в ее ярых противников, приверженцев так называемой «чистой» или реалистической фотографии. Друзей исключают из «Клуба фотолюбителей» и в 1924 году они основывают «Чешское фотографическое общество», основной целью которого стала борьба за освобождения фотоискусства от подражания живописи.

С 1927 по 1936 год он работал на Издательский дом «Druzstevni Prace» специализируясь на репортажах, портретах и рекламе. Постепенно, пропуская через себя все авангардные течения времени, молодой фотограф начал вырабатывать свой собственный стиль. В 1928 году вышел в свет набор оригинальных (напечатанных автором) фотографий Судека тиражом около ста экземпляров – попробуйте представить себе сколько может стоить такой набор сегодня! В 1933 году состоялась его первая персональная выставка, в этом же году он принял участие в Международной выставке социальной фотографии.

В 1927 году Судек приобрел маленькое деревянное фотоателье с небольшим садиком, в котором жил и работал более 30 лет. История ателье так же необычна, как и жизнь его владельца. Оно было построено в конце XIX – начале XX века во дворе одного из домов в районе Мала Страна. Местоположение ателье было крайне невыгодным, что совсем не нравилось прежнему хозяину, но вполне подходило новому. И он доказал, что «не место красит человека, а человек место» – через пару десятилетий ателье Судека станет одной из основных достопримечательностей города. После смерти фотографа почитатели его таланта пытались отреставрировать здание и устроить в нем дом-музей, но не смогли найти денег. В середине 1980-х годов ателье сгорело, но уже в 2000 году было восстановлено.

Однако вернемся в довоенную Прагу. К середине 1930-х годов за Судеком утвердилась репутация не только ведущего фотографа Чехии, но и самого талантливого фотохудожника запечатлевшего красоту ее столицы. Любимым временем его фотоэкспедиций по родному городу были предвечерние сумерки, когда людей на улицах не много, а статуи и здания как будто оживают – или, по крайней мере, так ему казалось. «Я люблю наблюдать за жизнью объектов», – сказал он однажды в интервью, – «Они оживают, когда дети ложатся спать. Мне нравится рассказывать истории о жизни неодушевленных объектов».

Вскоре на пути между фотографом и любимым городом стала Вторая мировая война. В марте 1939 года Прагу оккупировали гитлеровские войска и о том, чтоб выйти на улицу с камерой не могло быть и речи – как будто вслед за рукой он потерял ноги! Но у него осталось ателье, да и удивительный дар художника никуда не делся. И мастерская на долгое время становится для Йозефа Судека не только собственно мастерской и домом, но и объектом съемки. Вскоре появились новые серии фотографий не уступающие предыдущим работам мастера, а где-то и превосходящие их. Может быть, самый знаменитый из созданных Судеком проектов – серия фотографий «Окно моей студии». Волшебный мир, даже два мира разделенных (а может быть соединенных) старой рамой с не очень прозрачным стеклом. Один из них – добрый и красивый, грустный и романтичный – принадлежал художнику, второй – всему остальному миру: доброму или злому, дружескому или враждебному. Работа над серией заняла 14 лет: он не оставил ее даже после войны, хотя и опять стал выходить на улицу, фотографировать Прагу или ландшафтные виды.

Сразу после войны Судек в поисках лаборанта дал объявление в газету. На него откликнулась только что освобожденная из концлагеря молодая женщина, которую звали Соня Буллати. Чуть более года она носила за фотографом камеру, ассистировала ему при печати и жадно слушала его «болтовню». Вскоре она эмигрировала в Америку, но переписка между учителем и ученицей (моя «уч-муч», как он ласково ее называл) не прекращалась до смерти фотографа. Соня оставила очень интересные воспоминания о Судеке.

«Помню, это было в какой-то романского стиля зале, глубоко под шпилем кафедрального собора», – вспоминала Соня Буллати, – «Темно было как в катакомбах, свет поступал только из маленького окошка, расположенного ниже уровня улицы в массивных средневековых стенах. Мы установили штатив и камеру, затем сели на пол и разговаривали. Неожиданно Судек вскочил на ноги – луч света пронзил темноту. Мы оба стали размахивать одеждой и поднимать горы пыли, чтобы по выражению Судека «увидеть свет». Мы, конечно, не случайно пришли на это место, он знал, что солнечные лучи попадают сюда два или три раза в году и ждал этого момента».

Судек не скрывал методов своей работы от друзей, учеников и журналистов, поэтому у нас имеется немало свидетельств того, как появлялись на свет фотографии мастера. Вот, например, рассказ фотографа Лудвика Барана об одной фото-прогулке. «(Судек) нацелил аппарат на выбранный мотив между шестью и семью часами вечера летом. Янда (Рудольф Янда, известный чешский фотограф – А.В.) знал продолжительность экспозиций Судека, которые длились около десяти минут, поэтому вместо ожидания отправился собирать чернику. Он вернулся через полчаса. Судек с Петером Гельбихом дебатировали о современном изобразительном искусстве – о Фиале и Шиме. Янда какое-то время слушал, затем припомнил, что пора возвращаться. Но Судек, лежа на мохе, ответил: Мы экспонируем. Эта фотография силезийского девственного леса (позже Судек показал ее Янде) имела мягкий свет марева, который нежно обмывал корни, пни и травы как волшебный полумрак; такой свет было бы тяжело запечатлеть другим способом. Создать снимок сделала возможным более чем получасовая экспозиция с максимально заслоненным объективом старого типа. Судек раскладывал экспозицию на несколько фаз и превращал, таким образом, атмосферу мотива в удивительную сенсацию света».

Снимая натюрморты в студии Судек не измерял экспозицию, точнее сказать измерял ее нетрадиционным способом. Мог во время экспозиции заварить и выпить стакан чая – кстати, хороший чай особенно жасминовый был его слабостью. Другой его слабостью была музыка – ее он использовал, когда чаю уже не хотелось: «Экспозиция – две стороны Вивальди». Наверно Судек – единственный фотограф, измерявший экспозицию временем необходимым на стакан чая или на прослушивание оперной арии!

В послевоенное время в Чешской республике, как и во всем мире (не только в социалистическом лагере – достаточно вспомнить печально знаменитую «охоту на ведьм» в США), начались гонения на деятелей культуры. В это непростое время студия Судека превратилась в своего рода «культурный оазис», в ней собирались фотографы, художники, писатели, музыканты – каждый четверг в студии проводились музыкальные вечера. Конечно, власти не могли не реагировать, хотя и напрямую нападать на знаменитого фотографа никто не осмеливался. По-прежнему издавались альбомы, проходили выставки, но зачастую они сопровождались жесткой критикой его «не отражающих современных реалий» фотографий. Тем не менее, работать ему не мешали – и этого для мастера было более чем достаточно.

Судек всю жизнь пользовался допотопными, тяжелыми и неуклюжими камерами. В 1940 году он увидел фотографию 30 * 40 сантиметров, напечатанную контактным способом, без увеличения. Высочайшее качество отпечатка, богатство полутонов потрясли фотографа, с тех пор камера формата 30 * 40 стала его основным инструментом, хотя пользовался он и другими – тоже не маленькими, например, панорамной камерой Кодак с негативами 10 * 30 сантиметров.

Про Судека говорили: «Если он не на концерте и не снимает где-нибудь в городе, значит, вы обнаружите его дома за печатью фотографий». Фотограф необычайно ответственно относился к печати, часами работая над каждым негативом. Многие исследователи пишут о том, что его отпечатки разительно отличались от негативов – при этом речь не идет о манипуляциях с изображением в современном смысле слова. Судек мог подправить несколько едва различимых нюансов, и средний негатив вдруг оказывался прекрасным отпечатком. Поневоле вспоминается Карл Брюллов: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть» или Анри Картье-Брессон: «Я думаю, что между фотографами нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие». Тем не менее, утверждение, что фотографии Судека можно смотреть только в авторской печати мне кажется большим преувеличением – большинство почитателей его таланта знакомятся с ними на страницах альбомов и журналов, а то и в монографиях с весьма сомнительным качеством печати или – страшно сказать – рассматривая их на экране монитора.

И это преувеличение не так уж безобидно, оно позволяет делать весьма неожиданные выводы. Например, Александр Лапин в книге «Фотография как» писал о Судеке как о фотографе, уделяющем особое внимание фотографической выразительности, под которой он понимал точность в передаче мельчайших деталей и фактур, объемность изображения, некоторые другие характеристики достигаемые в основном при печати. По аналогии с живописностью в изобразительном искусстве он предложил называть эти качества «фотографичностью». «Яркий пример подобной фотографии – творчество таких великих мастеров какАнсел Адамс …, а также Йозеф Судек. Их фотографии поражают, это настоящие образцы фотографического искусства, если в двух последних словах выделить «фотографическое». Если же ключевое слово в этом сочетании «искусство» в традиционном его понимании, то, конечно, искусство немыслимо без формотворчества». Несмотря на обилие высокопарных слов («великие мастера», «их фотографии поражают» «настоящие образцы фотографического искусства») основная идея этого заявления сводится к тому, что Йозеф Судек (как и Ансел Адамс) более ремесленник, чем художник, может быть и мастер печати, но к формотворчеству не способный.

Я не собираюсь оспаривать утверждения Лапина по существу – конечно, композиционное решение снимка намного важнее лабораторных ухищрений печатника, хотя и они могут сыграть решающую роль (здесь стоит опять вспомнить про «чуть-чуть» и про «маленькие разницы»). Я просто еще раз напомню читателю свое утверждение, что в фотографиях Судека печать играет хоть и важную, но вспомогательную роль, уж никак не более значительную, чем композиционное решение, достигаемое тем самым «формотворчеством».

В 1956 году вышла в свет иллюстрированная книга о творчестве Судека, которая принесла ему финансовую независимость. Но он не ушел «почивать на лаврах», напротив, с еще большим усердием ударился в творчество: «Теперь денег хватит, можно начинать работать», – сказал он сестре. Или, может быть, это легенда? Во всяком случае, внешне в его жизни мало что изменилось, он по-прежнему жил более чем скромно и очень много работал. Он прожил еще около 20 лет, в течение которых вышли в свет несколько фотоальбомов мастера, состоялось множество выставок – как на родине, так и далеко за ее пределами. В 1961 году в Праге прошла выставка «Йозеф Судек в изобразительном искусстве», на которой экспонировалось более ста изображений мастера – от карандашных рисунков до скульптурных портретов. Судек – может быть единственный в мире фотограф, удостоенный подобной чести.

***

Напоследок хотелось бы остановиться на одном высказывании Судека, которое часто и с удовольствием цитируют на фотографических форумах: «Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы». И цитируют в строго определенном ключе – дескать, не нужно учиться фотографии, уж если Судек не умел фотографировать, то нам это и вовсе не к чему.

За две с лишним тысячи лет до Судека греческий философ Сократ сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Эти два высказывания аналогичны как по смыслу, так и по несколько нарочитой парадоксальности. Их очень легко неправильно истолковать и тогда они не принесут никакой пользы, скорее наоборот.

На самом деле ни философ, ни фотограф вовсе не хотели заявить о вредности процесса обучения, скорее это своеобразные попытки сформулировать принцип познавательной скромности. Оба афоризма говорят о бесконечности процесса познания; применительно к фотографическому искусству ту же идею в другом (не парадоксальном) ключе выразил Юджин Смит: «Я не смог увидеть пределы возможностей фотографии. Едва я покорял одну вершину, тут же другая начинала манить меня издалека. И я опять в преддверье нового пути». Это как нельзя лучше подходит к Йозефу Судеку – он всю жизнь был в «преддверье нового пути».


















Tags: josef sudek, биография, история

мастерская Йозефа Судека, знаменитого фотографа. –

Йозеф Судек – фотограф чудесный, один из любимых моих людей. Человек с ограниченными возможностями, преодолевший их, создал волшебный мир.

Домик, в котором прожил последние 30 лет великий мастер чешской фотографии Йозеф Судек находится тут. По-сути, это его восстановленная копия. Ведь дом сгорел после его смерти.  Ссылка на его волшебные фотографии ждет Вас в конце статьи.

 Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру.
Поймать такой момент – я думаю, это очень поэтично.
Йозеф Судек

Конец 19-го столетия. 1896 год.Богемия. Родился Йозеф Судек. Лет до 16 он более всего увлекался музыкой. Фотография – была частью его хобби. Все изменила первая мировая война. Неопасное ранение в правую руку закончилось гангреной и ампутацией. Около трех лет Судек провел в военных госпиталях. Именно тогда он возобновил занятие фотографией: «Затвор можно нажимать и одной рукой», говорил он позже. Искусство помогает смягчить реальность бытия, а свою физическую неполноценность Йозеф переживал остро.

 

Вот случай, который произошел в 1926-м году. Через 10 лет после ранения.

«Когда музыканты Чешской филармонии пригласили меня: “Йозеф, поедем с нами, мы отправляемся в Италию дать несколько концертов”, я сказал себе: “Идиот, ты был здесь в Императорской армии, но не увидел красот этой прекрасной страны”. И я поехал с ними на эту необычную экскурсию. В Милане нас очень тепло принимали, а затем мы поехали дальше, пока не приехали к тому месту (здесь и далее выделено мной – А. В.). Я сбежал с концерта; было темно, я заблудился, но я был должен его найти. В конечном итоге я нашел это место в полях покрытых утренним туманом, довольно далеко от города. Но моей руки там не было – только бедный фермерский домик стоял как прежде. Это в него меня занесли после ранения в правую руку. Они так и не смогли меня починить, долгие годы я скакал из госпиталя в госпиталь, был вынужден бросить профессию переплетчика.

Ребята из филармонии искали меня, даже полицию подключили, но – сам не знаю почему – я не мог заставить себя уехать. Только через два месяца я вернулся в Прагу. Они не укоряли меня, но с того времени я никуда не ездил и никогда не поеду. Что мне там искать, если того, что мне нужно все равно найти не возможно?»

В 20-ых годах Йозеф прошёл путь от пикторальной фотографии до реалистичной. Об этом можно почитать в викки. Для нас сегодня важно то, что в 27-ом он приобрел не большое фотоателье. Оно находилось в двойном колодце домов, и было весьма неудобно для посещений. Тут он и проработал 30 лет.

После смерти денег на устроение дома-музея не нашлось. И в 80-ых дом сгорел. В 2000-ом году здание было восстановлено. В нем мало экспонатов, принадлежащих Судеку, но лестница-скамейка, на которой сидит моя дочка Василиса на фотографии – была его.

Сумерки – удивительное время для света и тени. Это время оживляет здания и статуи. «Я люблю наблюдать за жизнью объектов», – сказал он однажды в интервью, – «Они оживают, когда дети ложатся спать. Мне нравится рассказывать истории о жизни неодушевленных объектов».


Анонсы некоторых статей на профессиональные темы.

Оккупация Праги во время второй мировой войны Германскими войсками сделала прогулки с камерой по городу не возможными. Тогда Судек начал серию: «Окно моей студии». С фотографиями этого ряда он работал и после войны, когда стал выходить для ландшафтной съемки.

Судек пользовался большими камерами всю свою жизнь. Чем они привлекали его? Богатством полутонов и бескомпромиссным качеством.


Йозеф Судек один из мастеров прикасающихся своими работами к совершенству. Однажды он сказал: «Я фотографирую потому, что еще не умею этого делать. Если бы умел, то перестал бы». Я думаю, что это похоже на греческое “scio me nihil scire”.

СТАТЬИ:   #предметы   #интервью  #интерьеры

Про камеры, объективы и фотографическое / статьи и тексты / ―――― ↴ 
Про ND-фильтры и длинные выдержки в архитектурной съемке

В трудоемкость решения любой задачи по фотографированию архитектурного объекта необходимо включать предварительный выезд для осмотра локации. Разумеется, в процессе этого выезда могут случиться удачные кадры, но основная задача находится в …

Что может красный светофильтр, если фотограф любит ч.б.

Наверное, это самый дешевый вид фильтров на вторичном рынке. Для профессиональных фотографов, работающих в коммерции, он вряд ли составляет список постоянных инструментов. Но для художественных целей плотное красное стекло всегда . ..

Несколько фотографий “для себя” + о поляризационных фильтрах

Предлагаю вниманию читателей несколько фотографий, сделанных с применением различных фильтров. Что-то подобное уже было на этом ресурсе тут. На некоторых ч.б. был использован плотный красный светофильтр, а на цветных – …

Laowa 10 2.0. Отличная новость с изюмом для интерьерных фотографов

Итак, компания Laowa анонсировала создание широкоугольного объектива 10мм со светосилой 2.0 под систему Micro Four Thirds. Примерную цену в РФ можно представить, исходя из ≈¥2498 на taobao. В чем суть …

Тестовое сравнение широкоугольных объективов на блики. Sony, Konica Minolta, Canon, Nikon Nikkor.

Итак, продолжаю серию тестовых фото широкоугольной оптики. Причина проста: обычно “в тырнетах” мы видим либо удачные фотографии, либо ретушированные ради улучшения результата, либо вообще подтасовку – фотографии, сделанные искусными фотографами-тестерами …

Тестовое сравнение широкоугольных объективов на блики.
Irix, Samyang, Sigma, LAOWA, Voigtlander, Tokina, Tamron.

Тестовое сравнение широкоугольных объективов на блики. Irix, Samyang, Sigma, LAOWA, Voigtlander, Tokina, Tokina. Сегодня будет удовлетворен интерес тех, кто любит экономить на покупке оптики. Я и сам из таких жмотов – ни цента …

Сравнение широкоугольных объективов на блики в контровом и боковом свете. Panasonic vs Olympus

Для тех, кто интересуется широкоугольной оптикой, у меня плохие новости. Очень плохие. И, практически, не важно, о каком бренде говорить. ЛЮБЫЕ супер- широкоугольные объективы имеют проблему, которую еще никто не …

Пражские цветы и оптика

Данная серия сделана как тест объектива, который я собрал в Праге. Собственно, финишный этап его сборки был осуществлен в мастерской Йозефа Судека.    При входе в ботанический сад, который рядом …

Мир через цветные стекла. Тонкости работы с желтым фильтром.

Ради творческого отдыха очень люблю фотографировать с применением фильтров. Есть несколько моих любимых и среди них самый частый – желтый. Правда, есть один секрет такого цвета. Секрет в том, что …

Нужны ли поляризационные светофильтры для интерьерной съемки?

Честно говоря, многие фотографы вполне обходятся без поляриков. Страдают, ретушируют блики, но терпят. И на это есть причины. Хороший поляризационный фильтр на 77 или 82 мм стоит не меньше среднего …

Обзор полтийников: объективы с фокусным расстоянием в 50 мм. На старте Canon, Nikon, Zeiss, Leica, Sigma, Sony, Pentax, Зенит!

В очередной раз удивила меня фирма Sony. Она выпустила очередной “полтийник” – Sony Planar T* 50mm F1.4 ZA SSM. Стоимость сабжа около $ 1500 подвигла меня проверить свои знания ФФ-объективов с …

Fisheye: Об самом нужном объективе для фотографа-любителя

Все знают, что у фотографов должна быть куча #объективов. Но любитель может обойтись одним:) рыбьим глазом. Фишай (рыбий глаз) показывает мир, как через дверной глазок. Очень много всего сразу в . ..

Йозеф Судек (Josef Sudek). Мастерская великого фотографа.

Йозеф Судек – фотограф чудесный, один из любимых моих людей. Человек с ограниченными возможностями, преодолевший их, создал волшебный мир. Домик, в котором прожил последние 30 лет великий мастер чешской фотографии …

Josef Sudek — 108 работ, биографий и выставок на Artsy

514 подписчиков

Bio

Жизнь Йозефа Судека, прерванную двумя мировыми войнами, сформировалась и стала одним из ведущих фотографов Чехии 20-го века. Работая в основном в одиночку, он бродил по улицам Праги и окрестностей с широкоформатной камерой. The …

Посмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды

Обзор

Работы на продажу (46)

Результаты аукциона

Примечательные работы

  • Название художника

    Титул работы

    Партнер

  • Название художника

    Исполнение

  • .

    .

    .

    .

    .

    . Видится

    . Видится

    . Видится

    . Видится

    . Видится

    . Видится

    .milt.

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название искусства

    Партнер

  • Название художника

    Название выставки и еще 10

    Групповая выставка в крупном учреждении

    Museum of Sample Art (Example) и еще 33

    Собраны крупным учреждением

    Пример, и еще 5

    достижения

    Активный вторичный рынок

    Недавние результаты аукциона в базе данных Artsy Price

    Высокий аукционный рекорд

    US 85,0 млн. , Phillip

    Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

    Отправить сейчас

    Iconic Collections

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • 10003

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    Works For Sale

    • Some Artist

      Location

    • Some Artist

      Местонахождение

    • Некий Художник

      Местонахождение

    • Некий Художник

      Местонахождение

    • Некий Художник

      9008 Местонахождение0003

    • Some Artist

      Location

    • Some Artist

      Location

    • Some Artist

      Location

    Articles

    • Some Artist

      Location

    • Some Artist

      Местоположение

    • Некоторый художник

      Местоположение

    • Некоторый художник

      Местоположение

    • Некоторый художник

      Location

    • Some Artist

      Location

    • Some Artist

      Location

    • Some Artist

      Location

    Related Artists

    • Artist Name

      Nationality, b. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    Интимный мир Йозефа Судека

    Выставка

    Посмотреть видеопортрет:

    Эта выставка, озаглавленная «Интимный мир Йозефа Судека», является первой в своем масштабе, которая вновь рассматривает жизнь и творчество Йозефа Судека (Колин, 1896 – Прага, 1976) в социально-географическом и историческом контексте: Прага в первой половине двадцатого века, когда чешская столица была настоящим центром художественной деятельности.
    На выставке представлены 130 работ, охватывающих весь творческий путь Судека с 1920 по 1976 год, и они позволяют публике изучить, в какой степени его фотографии отражали его личное отношение к окружающему миру. На выставке представлены работы, являющиеся результатом фотографических экспериментов Судека, проведенных в уединении его собственной студии, изображения сада
    , увиденный из его окна, и фотографии дальних приключений. Художник любил бродить по улицам Праги и ее окрестностей и часто выезжал на экскурсии в близлежащую сельскую местность.

    Непреходящее увлечение Судека светом и его отсутствием лежит в основе некоторых из самых запоминающихся фотографий двадцатого века. Природа, архитектура, улицы и объекты преувеличены его чувствительностью и мастерством воздействия света, контрастирующего с непроницаемой мантией тьмы.

    Как фотограф, Судек особенно заботился о качестве фотопечати, важном компоненте с точки зрения выразительного потенциала изображения. Его мастерство в процессе пигментной печати позволило ему создавать очень атмосферные и вызывающие воспоминания изображения, тем самым пожиная всю отражающую и описательную силу серебряно-желатиновой печати.
    На выставке представлены работы Судека в начале его карьеры, а также представлены фотографии ключевого периода экспериментов и инноваций, начиная с XIX в.40с. Сосредоточившись на технических и формальных аспектах фотографии, Судек создал пигментные отпечатки, полутоновые отпечатки, пуридлос (фотографии между двумя окнами) и ветеше (фотографии, вставленные в старые рамы), методы, которые позволили ему преобразовать объективное качество фотографии.

    Потеря правой руки во время Первой мировой войны и трудности, с которыми он теперь столкнулся в
    при транспортировке камеры обзора, не ослабили его страсти к фотографии.
    Окно мастерской Судека стало предметом непреходящего восхищения, подобно поверхности холста, отражая моменты утонченной нежности и надежды, когда цветущая ветвь задевала его стекло, или пронзительную меланхолию, когда он наблюдал за своим окном мир, преображенный игривая бесконечность тумана.
    Его комната с видом позволила ему запечатлеть на пленке свою любовь к Праге.

    Его фотографии демонстрируют как точность, так и глубину чувства, подходящие оды богатой истории и архитектурной сложности чешской столицы.

    Как и многие художники его поколения, отмеченные опытом войны, Судек выражает особенно острое понимание темных и мучительных аспектов человеческого существования — чувства, которые вдохновили бы его самые меланхоличные и самые трогательные картины. Фотография, сделанная ночью через стекло его окна, показывает город, погрузившийся во тьму во время оккупации во время Второй мировой войны, и передает чувство невыразимого отчаяния — яркая иллюстрация технической способности Судека превзойти буквальное.

    В первой части выставки представлены изображения, которые предвещают более поздние работы фотографа, показывающие его ранние пейзажи, портреты других пациентов в Инвалидовне, пражский приют для инвалидов войны, таких как Судек, его нерешительные набеги на модернизм и его внутренние снимки церкви Св. Собор Святого Вита.

    Через образы, рассказывающие о его жизни, зритель получает доступ к внутреннему миру Судека, к его ближайшему окружению, видам и предметам, которые он любил, к его мастерской и саду. Его бесконечные прогулки по Праге находили свое выражение в видах города и его окрестностей, а также в фотографиях его более убогих «пригородов», что исследовали другие пражские художники. Восточные и северные районы Чехии, Бескиды и Мионский лес были другими местами, близкими сердцу фотографа.
    Выставка «Интимный мир Йозефа Судека» представляет завораживающую панораму творчества этого уникального художника.

    Кураторы: Владимир Биргус (директор Института творческой фотографии Силезского университета, Опава), Ян Джеффри (искусствовед) и Энн Томас (куратор фотографии, Канадский институт фотографии Национальной галереи Канады, Оттава) .

    Партнеры: Выставка, организованная Канадским институтом фотографии Национальной галереи Канады,
    в сотрудничестве с Jeu de Paume для презентации в Париже.
    В партнерстве с
    Чешский центр Парижа.

    Информационные партнеры : A NOUS PARIS, Le Bonbon, de l’air,
    Time Out Paris, TSF Jazz.

    Благодарим отель Castille, Париж

    Josef Sudek · SFMOMA

    Josef Sudek · SFMOMA

    Чехия

    1896, Богемия, Колин
    1976, Прага, Чехословакия [теперь Чехия]

    • Йозеф Судек

      Без названия

      1950

    • Йозеф Судек

      Без названия (стекло и яйцо)

      1952

    • Йозеф Судек

      Карел IV., busta z triforia chrámu sv. Вита (Карл IV, бюст трифория собора св. Вита, из портфеля Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Анна Свидницка, t?etí man?elka Karla IV., busta z triforia chrámu sv. Вита (Анна Свидницка, третья жена Карла IV, бюст фонаря собора, из портфеля Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Альбэта Помоянска, Тврта Маньелька Карла IV. , busta z triforia chrámu sv. Вита (Елизавета Померанская, четвертая жена Карла IV, бюст фонаря собора, из портфеля Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Маска декоративная пластмассовая? деталь в nové ?ásti chrámu sv. Вита (Маска [Химера], пластическая деталь орнамента в новой части собора св. Вита, из портфолио Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Маска декоративная пластмассовая? деталь в nové ?ásti chrámu sv. Вита (Маска [Химера], пластиковый орнамент в новой части Собора Святого Вита, из портфолио Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Пр?хлед с художественными крючками в нове ?асти храм св. Víta ke kn??i?ti (Новая часть и хор собора св. Вита, вид с органного чердака, из портфолио Svat? Vit, Saint-Guy)

      1928

    • Йозеф Судек

      Круба в окно? v ji?ním rameni k?í?ové lodi chrámu sv.

      Вита (Готическое окно в южном трансепте Собора Святого Вита, из портфолио Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Pohled na klenbu hlavní lodi chrámu sv. Вита (Вид на свод главного нефа собора св. Вита, из портфолио Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Pohled do hlavní a ji?ní lodi nové ?ásti chrámu sv. Víta (Вид на неф и вниз — южную сторону новой части Собора Святого Вита, из портфолио Svat? Vit, Saint-Guy)

      1928

    • Йозеф Судек

      P?hled z kn??i?t? сделать horní party nové ?ásti chrámu sv. Вита (Верх новой части собора Св. Вита, вид с хора, из портфолио Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Le?ení v kn??i?ti chrámu sv. Вита к праву? кленби. (Строительные леса, возведенные в хорах Собора Святого Вита для ремонта свода, из портфолио Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Полед на Краловске? hrad s chrámem sv. Víta s Pet?ína (Королевский замок и Собор св. Вита, из портфолио Svat? Vit, Saint-Guy)

      1928

    • Йозеф Судек

      Храм св. Вита од vōchodu. Полед с костела св. Ji?i (Боковая сторона собора св. Вита, вид со стороны церкви св. Георгия, из портфолио Svat? Vit, Saint-Guy)

      1928

    • Йозеф Судек

      Просмотр на op?rné pilí?e a oblouky chrámu sv. Víta na jihu, na st?echy kaplí kn??i?t? (Вид на предгорья и луки — контрфорсы собора св. Вита, северная сторона, из портфолио Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      P?hled op?rn?mi oblouky chrámu sv. Víta na jihu, na st?echy kaplí kn??i?t? (Собор Святого Вита, южная сторона. Вид на аркбутаны на крыше хоровых капелл, из портфолио Свят? Вит, Сен-Ги)

      1928

    • Йозеф Судек

      Без названия

      1954

    • Йозеф Судек

      Карлов мост через реку, Прага

      1940–1950-е годы

    • Йозеф Судек

      Окно из серии «Окно моей мастерской»

      1940–1954

    Увидеть все

    Обратите внимание, что расположение произведений искусства может быть изменено, и не все работы постоянно доступны для обозрения. Если вы планируете посетить SFMOMA, чтобы увидеть конкретное произведение искусства, мы предлагаем вам связаться с нами по адресу collections@sfmoma.org, чтобы подтвердить, что оно будет выставлено.

    Только часть коллекции SFMOMA в настоящее время находится в сети, и представленная здесь информация подлежит пересмотру.

    Йозеф судек: Йозеф Судек: живой свет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх