Как свет: Как свет влияет на состояние человека

Как свет влияет на состояние человека

Хорошее освещение в доме не только помогает эстетично оформить интерьер, но в первую очередь оно обеспечивает нам более высокое качество жизни, оказывая влияние и на здоровье, и на настроение, и на работоспособность. В этой статье расскажем, как именно свет взаимодействует со всеми этими аспектами нашей жизни.

Освещение и здоровье

Здесь всё очевидно: чем хуже дома организован свет, тем выше у вас шансы испортить себе зрение и приобрести другие проблемы со здоровьем, включая мигрени, повышенную утомляемость и общее устойчивое ухудшение самочувствия.

Недостаток света в помещениях, где вы работаете, готовите пищу, читаете, занимаетесь другими хобби или бытовыми делами, заставляет вас постоянно напрягать зрение. От этого глазные мышцы устают, а их перенапряжение провоцирует головную боль, появление сонливости.

Некоторые исследования воздействия освещения на человека доказывают также, что длительная нехватка света может стать причиной ухудшений в работе сердечно-сосудистой и иммунной систем, а также замедления роста и обмена веществ.

Самое интересное, что на здоровье человека может оказывать влияние не только интенсивность освещения, но и его равномерность, и уровень цветопередачи, и длительность взаимодействия света и человеческого организма.

Чтобы сохранить здоровье себе и близким, позаботьтесь о том, чтобы в комнатах не было резких перепадов света и чтобы искусственные источники света давали освещение, приближенное к естественному.

Освещение должно соответствовать ещё и жизненным циклам организма человека. В утренние и дневные часы, когда наша активность повышается, необходимо позаботиться о более ярком свете для комнат, в которых мы в это время преимущественно находимся.

Вечером же все жизненные процессы замедляются, организм готовится к отдыху, соответственно избыточное освещение в это время нам совершенно ни к чему. А на время сна лучше вообще организовывать в спальных комнатах полную темноту.

Освещение и настроение

Интенсивность света может оказывать большое влияние на наше настроение и душевное состояние. Яркий свет часто ассоциируется с положительными чувствами, такими как счастье и энергия, в то время как более тусклый свет может заставить нас чувствовать себя более расслабленно и спокойно. В целом, яркий свет в течение дня может улучшить наше настроение и умственную активность, а приглушенный свет в вечернее время может способствовать лучшему сну.

Осенью и зимой многие из нас замечают, что в жизни появляется больше поводов для грусти, а иногда грусть и вовсе посещает нас без всяких на то причин. Кто-то связывает эту сезонную хандру с нехваткой витаминов, но на самом деле её легко может спровоцировать недостаток света.

В периоды, когда естественное освещение снижается до минимума, это серьёзно бьёт по эмоциональному фону, а значит, нужно позаботиться, чтобы искусственный свет по максимуму компенсировал дефицит солнца.

Выбирайте для дома достаточно яркие светильники с лампами, дающими белый или тёплый жёлтый свет. Они дают ощущение уюта, заряжают бодростью и энергией, помогают сохранять спокойствие и хорошее настроение. Однако здесь тоже важно не переборщить, ведь слишком яркий и резкий свет может сработать обратным образом, то есть стать довольно сильным раздражителем для психики и источником постоянных негативных эмоций.

Освещение и работоспособность

Свет напрямую влияет не только на наше самочувствие, но и на нашу продуктивность. Правильные световые сценарии помогают нам легче справляться с рабочими задачами и меньше утомляться при этом. Неправильные – наоборот, рассеивают внимание, замедляют умственные процессы и ухудшают восприятие информации.

Различные цвета света также могут по-разному влиять на нашу работоспособность. Например, доказано, что синий свет повышает бдительность и уровень энергии, в то время как красный свет способствует расслаблению и сонливости. Зелёный свет оказывает успокаивающее действие, а жёлтый свет усиливает ощущение счастья и благополучия.

Наилучшим образом воздействует на работоспособность естественный свет, именно по этой причине ваше рабочее место лучше располагать рядом с окном. При этом забывать об искусственном освещении тоже не стоит. Письменный стол нужно обязательно дополнительно подсветить. Для этого лучше всего подойдёт эргономичная настольная лампа, но можно рассмотреть и вариант настенного бра или подвесного светильника.

Организуя локальное освещение рабочего места, воспользуйтесь также следующими рекомендациями:

  • Если вы правша, расположите светильник на столе слева спереди от вас, если левша – справа спереди. Таким образом вы избежите появления теней и затемнённых участков в рабочей зоне.
  • Не ставьте компьютер монитором к окну, при таком расположении вам будут постоянно мешать блики и световые пятна. Стол лучше поставить так, чтобы вы сидели боком к источнику естественного освещения.
  • Сам стол выберите с матовой поверхностью, глянцевая тоже может давать блики, причём не только от солнца, но и от искусственных светильников, а это сильно мешает сконцентрироваться на рабочих задачах.
  • Работать за письменным столом лучше, когда освещён не только он сам, но и комната, в которой вы располагаетесь.
    Если в помещении включена только настольная лампа, то почти все оно будет находиться в полумраке, а резкий переход от света к тени будет сильно перегружать зрительные нервы.

Оформляя интерьер дома, мы часто отодвигаем вопросы освещения на второй план, уделяя больше внимания выбору мебели, текстиля, отделочных материалов. А ведь свет – это очень важный и эффективный инструмент работы с пространством. При правильном подходе он помогает нам положительно воздействовать и на наше самочувствие, и на эмоциональное состояние, и на продуктивность в делах. Обязательно воспользуйтесь этим инструментом и нашими советами по работе с ним, чтобы сделать свой дом ещё более уютным и комфортным для проживания.

Перейти к распродаже светильников для дома

Как свет меняет атмосферу сцены — Gamedev на DTF

Одну и ту же сцену можно сделать мирной, опасной или напряженной просто при помощи света. Рассказываем, как это работает.

6529 просмотров

Преподаватель Smirnov School и колорскриптер Михаил Оплев мастерски использует свет, чтобы придавать настроение своим работам.

Свет решает, говорят фотографы — и они правы. Многие даже не задумываются о том, насколько сильно интенсивность света и его расположение влияют на атмосферу работы, не важно, будь то фотоснимок, сцена в 3D или концепт-арт. Поэтому очень важно понимать, где будут располагаться источники света в вашей сцене и зачем.

Трехточечное освещение

Фотографии известно много световых схем. Например, вот тут описывают целых шесть — для портретов. Но мы поговорим о том типе освещения, которые стоит узнать каждому художнику.

В набор минимум входят:

  • Key light — яркий основной источник света.
  • Fill light — дополнительный или заполняющий свет. Он менее яркий, обычно его используют, чтобы подсветить темные участки.
  • Rim light — контурный свет. Располагается позади объекта, дает красивую окантовку вокруг него. Используется, чтобы отбить объект от фона.

Слева направо: общая световая схема и три источника света. Контурный можно заметить на плечах и шее.  Картинки  отсюда

Как это выглядит у художников?

Key Light

Если вы используете несколько источников света в работе, основной источник света будет самым интенсивным. Ясным днем это будет солнце, чье интенсивное свечение перебивает любое другое освещение. В ночной сцене основным источником света может послужить фонарь или, например, костер. Вы сами в зависимости от ситуации определяете, какой свет — самый сильный. Именно он будет задавать основное освещение в работе и влиять на основные падающие тени. Если свет жесткий, как в случае с солнцем — тени будут четкими, если рассеянный — вы получите мягкие тени.

Если вы планируете несколько источников освещения, постарайтесь создать иерархию. Когда у вас несколько одинаковых по силе источников освещения, тяжело продумать, как они будут взаимодействовать между собой. Поэтому важно определиться, какой источник света будет основным и самым интенсивным, а какие будут дополнительными. Если ваша задумка все же предполагает использование нескольких одинаковых по силе источников света, убедитесь, что они правдоподобно взаимодействуют друг с другом и не нарушают композиционную целостность работы.

В этой иллюстрации солнце — основной источник освещения. Работа Jeremy Fenske.

Fill Light

Дополнительный источник света — более слабый по сравнению с основным. В солнечный день таким источником будет небо: его рассеянное голубое свечение заполнит тени. Возможно, зимой при ярком солнце вы замечали, что снег в тени кажется голубоватым — это как раз наглядный пример того, как работает дополнительное освещение. Там, где пересекаются основной свет и дополнительный, мы увидим влияние только основного из-за того, что он сильнее.

 Рассеянный свет от неба окрашивает тени на снегу в голубой. Работа Антона Фадеева.

Rim Light

Контурный свет появляется, когда источник света находится позади изображаемого объекта. На его краях, чаще со стороны тени, возникает небольшое свечение: получается своеобразный эффект обводки. Этот прием часто используется в концепт-арте для игр (особенно на пропсах), в фотографии и кинематографе. Иногда в иллюстрации контурное освещение добавляют даже в случаях, когда по сути его там быть не должно: когда сзади нет источника света или он расположен сбоку. Эта неправдоподобность помогает работу визуально привлекательнее, поэтому иногда можно немного схитрить в угоду визуально интересной картинки.

С помощью контурного света решают ряд задач: отделяют объект от фона, акцентируют внимание на силуэте персонажа. Чего он не может, так это подсветить форму внутри силуэта.

Пример контурного света в иллюстрации. Автор работы — Sam Nielson

Как экспозиция помогает задавать настроение иллюстрациям

Свет может сделать много больше, чем просто осветить ваш объект. Он умеет задавать настроение. Сейчас будет еще немного терминов из фотографии — только чтобы повысить навык рисования, разумеется.

В фотографии слово экспозиция означает количество света, попадающего на светочувствительный фотоматериал за определенный промежуток времени. В результате мы получаем кадры с разной степенью читаемости: слишком темные, слишком светлые и хорошо читаемые. Как это выглядит? Посмотрите ниже.

На кадре с нормальной экспозицией хорошо видны детали как на свету, так и в тени. На двух других фотографиях кадр получается либо слишком темный, либо слишком светлый, часть информации потерялась

По-разному используя три основных типа освещения и меняя экспозицию, можно создавать в работах совершенно разную эмоциональную атмосферу. Нужен пример? Разберем на лягушках.

Что вы можете сказать о каждой лягушке? Меняется ли настроение персонажа в зависимости от освещения? Автор работы — Sam Nielson

Когда источник света четко сверху или снизу

У первой лягушки основной источник света расположен над головой, тени подсвечены неярким дополнительным светом. Создается впечатление, что она находится под искусственным источником света, возможно, на сцене, и на нее светит прожектор. Солнце редко находится под таким углом, чаще оно светит немного сбоку, поэтому можно сделать вывод о том, что действие происходит где-то в закрытом помещении.

Лягушка №1.1. Свет точно сверху. Как часто вы видите свет прямо над головой и в каких условиях? Даже не показывая окружения, можно подсказать зрителю, где находится наш пропс или персонаж.

На атмосферу влияет расположение источника света: если он четко сверху или четко снизу, мы почувствуем небольшое напряжение, так как человеческому взгляду комфортнее смотреть на изображения, где источник света чуть под углом. Симметричные вещи не кажутся нам природными.

Если переместить источник света вниз так, чтобы он оказался под лягушкой, мы получим загадочную и мрачную атмосферу. Объяснить это можно тем, что свет, который идет снизу — довольно непривычное явление, и оно создает легкий дискомфорт у зрителя.

Лягушка №1.2. Свет точно снизу, отчего у лягушки подозрительный вид. Она точно что-то задумала!

Когда нужны пересвет или наоборот, нехватка света

Следующая лягушка — переэкспонирована. Пятно света кажется практически белым, так бывает при очень ярком освещении. Эффектом переэкспонированности часто пользуются художники, когда хотят изобразить яркий солнечный день и акцентировать внимание зрителя на том, что находится в тени от основного источника света.

Лягушка №3. Свет сверху, его много.

На концепте к мультфильму «История игрушек 3» часть деревянного пола, освещенная солнцем, полностью белая: не видно текстуру дерева и даже нельзя определить, какого она цвета. Зато остальная комната хорошо освещена за счет отраженного света, и мы четко видим все детали. Такое яркое солнечное освещение создает безопасную и уютную атмосферу.

Концепт к мультфильму “История игрушек 3”.  

Третья лягушка изображена с недостаточной экспозицией: здесь очень глубокие тени и малое количество света.

Лягушка №3.1. Свет сверху, его мало.

Такой вариант освещения помогает создать мрачную, загадочную атмосферу. Например, так:

 Работа Максима Верехина

А так выглядит лягушка в темном помещении.

Лягушка №3.1. Тут света совсем пожалели.

Конечно, иногда лягушка в темноте выглядит вот так. Но нам этот вариант не очень интересен.

Вы видите тут лягушку? А она есть!

Боковое освещение

Освещение сбоку, как на четвертой лягушке, более естественное, по сравнению с верхним освещением из первого варианта, однако оно может добавить в иллюстрацию немного драматичности и эмоциональности.

Лягушка №4. Свет точно сбоку.

Такое освещение бывает, например, в фильмах, когда влюбленная пара смотрит на закат солнца.

Автор работы — Laurica Andrian

Вариант освещения, показанный на примере пятой лягушки, самый нейтральный из всех рассмотренных. Именно такое освещение чаще всего встречается в концептах персонажей, когда нужно показать дизайн, а эмоциональная составляющая не играет решающей роли. Почему? Освещение спереди и сбоку лучше всего демонстрирует форму и текстуру объекта, так как достаточно большая его часть расположена на свету и без труда можно рассмотреть необходимые детали.

Попытка, то есть лягушка номер 5. Классический свет для концептов персонажей. 

Если сместить такое освещение в сторону центра, может добиться чувства легкого дискомфорта, как если бы персонаж внезапно оказался в свете фар или фонаря. Так легкая ассиметрия в расположении основного источника всегда предполагает более дружелюбную атмосферу. Хотите добавить напряжения — поместите источник света в центр над головой персонажа или прямо перед ним.

Как свет: Как свет влияет на состояние человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх