Камера обскура фото: что это такое? Эффект, устройство и принцип работы, интересные факты, применение в живописи. Почему она считается прототипом фотоаппарата?

Назад к фотографии: «Камера-обскура» Абелардо Морелла

Можно ли натуралистично визуализировать процесс человеческого мышления? Или отобразить рождение фотографического образа внутри технического аппарата? О том как подобное становится возможным при помощи обыкновенной камеры-обскуры в руках современного художника Абелардо Морелла рассказывает Владимир Левашов.

Абелардо Морелл — современный американский художник, в большинстве своих работ использующий фотографию не только как технику, но и как смысловой ресурс, согласно буквальному значению известной формулы Маршала Маклюэна «медиум и есть сообщение». Неудивительно поэтому, что самый известный из его проектов носит название устройства, используемого любым фотографом. Камера-обскура, она же — простейшая фотокамера, даже не обязательно снабженная объективом.

«Моя камера и я», 1990

«Лампа», 1991

«Книга и камера. Памяти Фокса Тальбота», 1999

Морелл приступил к проекту «Камера-обскура» (Camera Obscura) в 1991 году и, модифицировав со временем некоторые его характеристики, продолжает работать над ним по сей день.

Началось же все с того, что ему пришла идея заклеить окна в своей гостиной черной пластиковой пленкой и затем проделать в ней маленькое отверстие, иначе говоря, превратить дом в камеру-обскуру.

Собственно, camera obscura в переводе с латинского и значит «темная комната». Проходя сквозь отверстие в одной из ее стен, луч света рисует перевернутое изображение на встречной поверхности. Камерой-обскурой могут выступать как самые настоящие дома, залы и комнаты, так и разного размера ящики и коробочки. Эти последние использовались столетия подряд в качестве подсобного инструмента рисовальщика. И в XIX веке наконец преобразились в чудо фотографической камеры, благодаря трем изобретателям «светового письма» — французам Нисефору Ньепсу и Луи Дагеру и британцу Уильяму Генри Фоксу Тальботу.

Еще в древности эту модель инсценировал Платон в формате своего знаменитого мифа о пещере, представив в нем наши гносеологические процедуры в совершенно безнадежном свете. К счастью, в темных камерах Морелла свет из большого мира рисует картины совсем иной — сновидчески-психоделической тональности.

И кажется, будто эти феерии творятся не в пространстве архитектуры, а за сомкнутыми створами век, подтверждая интуицию пионеров фотографии об объективе камеры как «искусственном глазе». Так устанавливается многозначительная корреляция меж тем, что происходит внутри ящика фотокамеры и в наших «чертогах разума». Глядя на морелловские изображения, мы ощущаем себя живущими внутри собственной головы, в иммерсивном бульоне самопроизвольно возникающих внутренних образов.

Столь же психоделично и то, что в истории фотографии обнаруживается снимок, вполне наглядно и при этом без каких-либо технических ухищрений, воспроизводящий подобный эффект. Это изображение, датируемое приблизительно 1935 годом, принадлежащее французу Брассаю и называющееся «Троглодит». На нем мы — именно изнутри — видим пещеру с двумя входами, навязчиво имитирующими пустые глазницы. То есть пещера оказывается сразу еще и пустым черепом, причем эта метаморфоза услужливо подтверждается названием снимка: речь автора прежде всего о первобытном обитателе пещеры, а уже потом о ней самой.

Но если у Брассая мы смотрим сквозь глазницы пещеры-черепа наружу, то в темных комнатах Морелла наблюдаем как бы за ментальной проекцией внешнего мира. Автор перемещается из внешнего во внутреннее пространство, а, по сути, еще и назад во времени, потому что концептуальная логика всего его творчества программно совпадает с логикой фотографии. Фотография — всегда свидетельствует о прошлом, всегда содержит удержание случившегося момента.

Было бы логично, если бы в историческом измерении этот путь приводил автора к точке рождения фотографии. Буквально к ней он и приводит. По крайней мере, к одной из трех. Некоторые из изображений «Камеры-обскуры» сделаны в английском аббатстве Лакок, где его владелец, вышеупомянутый Уильям Генри Фокс Тальбот, когда-то получил свои первые снимки (при помощи маленьких фото-боксов, которые его жена прозвала мышеловками).

«Собор Санта-Мария делла Салюте в дворцовой спальне», 2006

«Умбрийский пейзаж над кроватью», 2000

«Вид Колизея в номере 23 в отеле „Гладиаторы“ в Риме», 2007

«Послеполуденный свет на побережье Тихого океана. Брукингс, штат Орегон», 13 июля 2009

«Клуатр в аббатстве Лакок, Англия», 16 марта 2003

«Здание во внутреннем дворе аббатства Лакок, Англия», 16 марта 2003

В концептуальном смысле это приближает нас к начальной точке «светового письма», к возможности увидеть прямо изнутри закрытого бокса рождающуюся иллюзию изображения, еще до того, как она станет стабильной фотографической формой.

Чтобы потом дать такую возможность и всем своим потенциальным зрителям — снимая зыбкую картинку на стене дома-камеры обскуры второй камерой, находящейся, естественно, внутри камеры первой. Снимая на первых порах по 5-10 часов — почти так же долго, как снималось самое раннее из дошедших до нас фотоизображений великим и скромным гелиографом Нисефором Ньепсом.

Владимир Левашов

Куратор профиля «Фотография» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, художественный критик, историк фотографии.

Подробнее

Фотография

Направление

Фотография

Фотография — форма визуальной коммуникации, которая, оставаясь технически доступной широкому кругу людей, требует мощного теоретического бэкграунда и постоянной практики. Школа дизайна предлагает обучение фотографии по двум образовательным траекториям — фэшн-фотография и арт-фотография.

Студенты направления «Фотография» получают уникальные для российского вуза знания в области взаимодействия фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией.

Как поступить

Камера-обскура – старинное изобретение и прообраз фотоаппарата

Дата публикации: 09.10.2009

Леонардо Да Винчи

Геометрическая оптика основывается на представлении о прямолинейном распространении света, и едва ли не главную роль в ней играет феномен светового луча. Когда свет отражается от полированной плоской поверхности, то угол падения обязательно должен быть равен углу отражения, поэтому, глядя в зеркало, можно увидеть не только собственное лицо, но и источник света. На этом принципе и построено великое изобретение геометрической и световой оптики — камера обскура (от лат. сamera — «комната» и obscura — «темная»).

Древнее изобретение

Первые упоминания о камере-обскуре встречаются еще в V веке до н. э. Именно тогда китайский философ Ми Ти поведал миру о возникновении изображения на стене затемненной комнаты. Принцип камеры обскура первым подробно описал и проанализировал Аристотель. Вслед за ним арабский физик и математик X века ибн Аль-Хайтам (Альхазен) сделал вывод о линейности распространения света. В Средние века камера-обскура была вновь «открыта» английским философом и естествоиспытателем Роджером Бэконом (1217–1294), а в 1279-м архиепископ Кентерберийский Джон Пенхам высказал мысль, что с помощью камеры-обскуры можно наблюдать за движением Солнца.

Первый прообраз фотографии

Первая камера обскура, использованная для написания художественных полотен, была создана Леонардо да Винчи. «Титан Возрождения» подробно описал ее в своем «Трактате о живописи». «…Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату, вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах…», — писал великий живописец, наблюдая, как лучи света, отражаясь на матовом стекле, создавали перевернутое цветное изображение.

Конечно, по такой технологии нельзя запечатлеть что-то динамичное, так что если вас интересует спортивная съемка, читайте о ней отдельный материал. Съемка в сумерках также будет проблематичной. Но с камерой-обскурой можно было написать идеальный натюрморт, чем Леонардо и пользовался.

z

Камера-обскура. Схема

Камера-обскура. Схема

z

«Темную комнату?» — спросите вы. Да, в Средние века и в сменившую их эпоху Возрождения камера-обскура была стационарной — большой темной комнатой с отверстием в одной из стен. Художник находился внутри нее, зарисовывая на противоположной стене происходящее снаружи. Для больших по размеру полотен это было весьма удобно. Леонардо да Винчи принадлежит и проект инструмента для измерения интенсивности света, и фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Неудивительно, что в числе изобретений великого художника почетное место занимала камера-обскура — прообраз будущего фотоаппарата.

И все же камера-обскура великого Леонардо имела существенное неудобство. Как ученый-оптик Леонардо да Винчи знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде, поэтому не удивлялся тому, что в камере-обскуре все отображалось вверх ногами. Но художникам, пытавшимся вслед за Леонардо соединять живопись и достижения прикладной оптики, было очень неудобно каждый раз ставить все с головы на ноги. Это учел Йоганнес Цан, который в 1686 году, опираясь на чертежи и расчеты великого Леонардо, спроектировал портативную камеру-обскуру, значительно ее усовершенствовав. Он снабдил камеру зеркалом, расположенным под углом 45 градусов и проецирующим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволяло художникам легко переносить пейзажи на бумагу уже не в перевернутом виде.

Дата публикации: 09.10.2009

Как использовать камеру-обскуру для современной фотографии

Камера-обскура восходит к 4 веку до н.э. и является самой ранней техникой проецирования изображения, известной в отрасли. Теперь с объективом камеры Lensbaby Obscura фотографы могут перенестись в прошлое и создать изображения старого мира, уходящие своими корнями в историю. Если вам интересно, как эта древняя техника может вписаться в современный мир фотографии, наш опытный фотограф Уте Рекхорн здесь, чтобы ответить на все ваши вопросы. Читайте дальше, чтобы более подробно изучить историческую подоплеку этого объектива камеры и личный опыт Уте в создании современной фотографии с помощью камеры-обскуры.

 

 
Знаете ли вы, что Camera Obscura, что в переводе с латыни означает темная камера, — это термин, обозначающий фототехнику, которую можно считать прародителем современной фотографии? Я недавно открыл для себя эту древнюю технологию, когда Lensbaby выпустила свой новейший продукт, линзу-обскуру, которую я тестировал в течение последних нескольких месяцев. Меня удивило, что современная фотография имеет корни намного старше нескольких столетий. Но что-то из этого еще актуально?

 

Чтобы помочь вам понять, о чем я говорю, позвольте мне дать вам краткое введение в пинхол-фотографию. Представьте себе темную и пустую комнату с маленькой дырочкой в ​​стене. Свет, проникающий через это отверстие, проецирует сцену снаружи на противоположную стену. Эта сцена перевернута из-за физических законов, но является точным изображением внешнего мира.

 

Философы и ученые интересовались этим явлением еще до того, как была написана Библия, и в конечном итоге оно привело к созданию современной камеры. Хотя сейчас мы разработали высокотехнологичные и легкие камеры, концепция Camera Obscura никогда не была забыта и до сих пор используется фотографами во всем мире. Вот что я узнал об этой совершенно новой, но древней технике за последние несколько месяцев.

 

Обычно термин «пинхол-фотография» относится к безлинзовой фотографии, когда линзу заменяет крошечное отверстие. Когда свет проходит через крошечное отверстие, он проявляет пленку в темной камере. Последние несколько месяцев я использую совершенно новый объектив Lensbaby, который имитирует эффект камеры-обскуры, хотя технически это объектив, который работает с современными зеркальными или беззеркальными камерами.

Объектив предлагает три варианта диафрагмы: от f/32 до f/161. Как вы можете себе представить, это приводит к очень длительному времени выдержки и требует либо штатива, либо высоких значений ISO для получения хорошей экспозиции.

 

 

Первое, что я узнал, это фокусировка и глубина резкости. Строго говоря, камеры-обскуры не имеют фокусного расстояния, а имеют бесконечную глубину резкости. Поначалу меня это раздражало, потому что противоречило моим прежним знаниям в области фотографии, но позже это стало освобождать, поскольку разожгло мое творческое любопытство.

 

Обычно пинхол-фотосъемка используется для темных и мрачных пейзажей, и это было первое, что я попробовал со своей камерой-обскурой. Затем я упаковал штатив и экспонометр и отправился на пляж. Полученные длинные выдержки имеют уникальное, сказочное качество и выглядят очень винтажно.
После той первой поездки меня зацепило. Время, проведенное на пляже в ожидании, пока моя камера закончит трехминутную экспозицию, когда мне нечего было делать, кроме как наслаждаться пейзажем, разожгло во мне страсть к этому новообретенному средству.

В то же время я знал, что мне нужно найти более практичный способ использования этого стиля фотографии. Я хотел снимать движущиеся объекты без штатива, создавая при этом более яркие цвета. Поэтому я начал поднимать ISO до уровня, который обычно не ассоциируется у меня с фотографией при дневном свете. Следующие несколько недель я везде брал с собой объектив и исследовал нашу повседневную жизнь. Я даже начал добавлять в эти фотографии несколько двойных экспозиций.


Со временем я понял, что для такого рода фотографии требуется яркий дневной свет. Это открытие позволило мне исследовать новый жанр. До этого моим любимым временем дня для фотографии были ранние утренние часы или поздний вечер — так называемый золотой час.

 

Съемка камерой-обскурой требует либо длительной выдержки, чтобы компенсировать маленькие размеры диафрагмы, либо МНОГО света. Полдень и голубое небо идеально подходят для такой фотографии. Побочным эффектом моей вновь обретенной любви к полуденной фотографии стало то, что я стала уделять гораздо больше внимания композиции и цветам. Вместо того, чтобы работать с боке и контровым светом, я начал заниматься фотографией с длинной выдержкой. Современные камеры и более короткое время экспозиции требуют фильтра нейтральной плотности для длинных выдержек при работе около полудня. Но с камерой-обскурой вам не нужно добавлять фильтр, если вы используете самую маленькую диафрагму f/161. Позже я добавил ICM (Intentional-Camera-Movement) к длинным выдержкам. Этот новый вид фотографии дал мне большую свободу, и я настоятельно рекомендую попробовать его на себе.

 

 

Для создания красивых и выразительных изображений не требуется дорогостоящее оборудование высокого класса. Все дело в воображении, страсти и знании художественной среды, которая позволит вашей работе сиять. Камера-обскура заставит вас взглянуть на вещи по-новому и заставит вас осознать, что достаточно простого инструмента и представления изображения, чтобы воплотить ваши идеи в жизнь.

 

 

Хотите, чтобы Lensbaby представила ваши снимки?⁠⠀
Будьте смелыми и снимайте неординарно! Не забудьте отметить свои фотографии в IG тегами #Lensbaby, #ShootExtraordinary и сообщите нам, какое оборудование вы используете. 📸 ⁠⠀

 

Уте Рекхорн, фотограф из Лос-Анджелеса, начала свой путь в фотографии в 2012 году. Взяв в руки свой первый объектив Lensbaby в 2015 году, она сразу же влюбилась в его игривость и постоянно растущее сообщество художников Lensbaby.

Первоначально фотографируя свою семью из пяти человек, Уте объединила свои фотографические навыки с вдохновением, полученным в результате 20-летнего путешествия по миру. Имея корни по всему миру и вдохновившись глубокой любовью к калифорнийскому образу жизни, она создает портреты и пейзажи, которые вызывают эмоции и ощущение движения.

Продукция Lensbaby позволяет ей показывать людей и пейзажи такими, какими она их себе представляет, а не такими, какими их видим мы. Она считает, что нет смысла делать картины, которые можно увидеть невооруженным глазом, когда можно изменить свое зрение по своему вкусу. Фотографии Уте исследуют уникальные личности, несоответствующие предметы и представляют чувства, а не взгляды.

Когда она не фотографирует, она преподает фотографию и предлагает фотопрогулки в районе Саут-Бэй в Лос-Анджелесе.

 
Instagram
Веб-сайт
Facebook

Продано

Распродано

Распродано

Распродано

Распродано

Распродано

Распродано

Распродано

Камера-обскура

План урока KS3/4 :

Введение в фотографию для 9/10 класса через создание камеры-обскуры и работы Абелардо Морелла.

Из Джон Николлс , Школа Томаса Таллиса

На видео справа показана группа людей, вдохновленных работами Абелардо Морелла, пытающихся сделать камеру-обскуру в офисе. Они делают комнату полностью светобезопасной (полностью темной), приклеивая к окнам черные листы. Затем они вырезают небольшое отверстие, чтобы впустить поток яркого света, и на противоположной стене появляется перевернутое изображение. Это происходит потому, что свет распространяется прямолинейно (извините физиков за это чрезмерное упрощение).

Это изображение помогает объяснить, как свет распространяется в пространстве. Свет от вершины свечи проходит через отверстие к нижней части противоположной стены. Точно так же свет от нижней части свечи проецируется на верхнюю часть стены внутри коробки, из-за чего изображение кажется перевернутым. Художники открыли это явление сотни лет назад и использовали его для создания реалистичных изображений внешнего мира на двухмерной поверхности.

Есть что-то волшебное в открытии этого явления и в поиске способов увидеть его своими глазами. Следующие действия относительно легко выполнить в обычной среде класса и не требуют каких-либо особенно сложных инструментов. Я обычно начинаю свой курс фотографии (в 9-м классе) с этого вида деятельности, наряду с экспериментами в фотолаборатории, чтобы ученики выработали реальное понимание (для фотографа) того, как работает свет. Создавая свои собственные простые камеры, они могут начать понимать, как работают гораздо более сложные камеры, которые они будут использовать позже в ходе курса.

Изготовление базовой камеры-обскуры

Вам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Картонные трубки (чем больше и толще, тем лучше)
  • Фольга для выпечки (рулон)
  • Пергаментная бумага (рулон)
  • Крепкая лента (например, пакет, клей)
  • Ножницы
  • Маленькая булавка
3 90 Студенты «Камеры-обскуры» используют одну трубку, отрезая около 5 см от конца, на которую наклеивают кусок фольги.

Они закрывают конец более длинной секции листом жиронепроницаемой бумаги (надежно приклеивая ее лентой) перед тем, как снова прикрепить более короткую секцию трубки так, чтобы фольга оказалась на конце. Они делают маленькое отверстие в центре фольги и смотрят в трубку. Они должны наблюдать перевернутое изображение, проецируемое на жиронепроницаемый бумажный экран внутри трубки.

Изготовление телеобъектива Camera Obscura

Эта версия немного сложнее, так как для нее требуются две секции трубки, одна немного шире другой, чтобы ее можно было перемещать вперед и назад для изменения фокусного расстояния. Итак, прикрепите жиронепроницаемую бумагу к более тонкой трубке, а фольгу для выпечки к другой (держите обе трубки относительно длинными). Теперь просто наденьте более широкую трубку на более тонкую, перемещая ее вперед и назад, чтобы увеличить или уменьшить размер проецируемого изображения внутри.

Другие крутые идеи для проектов

Если ваши ученики действительно в восторге от камеры-обскуры, зачем инициировать междисциплинарный проект. Привлеките науку и DT и ознакомьтесь с этими потрясающими идеями на блестящем сайте пинхол-фотографии Джастина Квиннела.

Абелардо Морель

Некоторые фотографы очарованы ранними фототехнологиями. Мне нравится показывать студентам работы известных художников всякий раз, когда у меня есть возможность. Вот, например, несколько изображений, созданных Абелардо Мореллем. Морель создает камеры-обскуры в целых комнатах. Полученные фотографии сделаны в этих комнатах-«камерах-обскура» с помощью зеркальной фотокамеры на штативе с очень длинной выдержкой.

Есть множество интересных вопросов для изучения со студентами:

  • В чем разница между просмотром движущегося изображения, перевернутого в комнате, и просмотром фотографии изображения?
  • Почему художнику необходимо запечатлеть пережитое на фотографии?
  • в чем разница между черно-белой и цветной версией сцены?
  • почему фотография перевернутого изображения в комнате требует такой длительной выдержки?
  • если на фотографии запечатлены очень длительные периоды времени, почему бы не снять вместо этого пленку?

Изготовление собственной камеры-обскуры в классе

У меня было несколько попыток.

Камера обскура фото: что это такое? Эффект, устройство и принцип работы, интересные факты, применение в живописи. Почему она считается прототипом фотоаппарата?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх