Картинка спектра цветов – спектр векторные изображения, графика и иллюстрации

Спектр обои, спектр картинки, спектр фото

Спектр обои, спектр картинки, спектр фото Приложение WallpapersCraft
  •  6.1 1280×720  9105 спектр, лучи, линии
  •  5.9 1280×720  21839 спектр, радуга, фон
  •  6.9 1280×720  35365 цвет, спектр, полосы
  •  5.2 1280×720  4323 музыка, спектр, эквалайзер
  •  2.6 1280×720  8909 шары, спектр, цвет
  •  6.1 1280×720  23355 фон, лучи, спектр
  •  5.8 1280×720  24375 фон, цвет, спектр
  •  6.6 1280×720  11793 игла, нить, цвет
  •  5.8 1280×720  15757 линии, полоски, цвет
  •  7.4 1280×720  20811 текстура, цвет, переход
  •  7.1 1280×720  8603 шары, днк, сфера
  •  4.1 1280×720  7291 линии, тень, фон

wallpaperscraft.ru

Построение цветового круга и сочетание цветов |

Раньше, рассматривая работы профессиональных дизайнеров, у меня был только один вопрос. Как это они так круто подбирают цвета? И вроде ничего особенного, но работа выглядела гармонично и привлекательно. А все дело в понимании взаимодействия цвета и знания нескольких полезных фишек.

Немного теории.

В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, темно-синий, фиолетовый, все цвета за исключением пурпурного.

 

Если разложить эти цвета в горизонтальную цветовую линию (см. рис. 1) то получим картинку цветового спектра  который способен увидеть  человеческий глаз. За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета, инфракрасный и ультрафиолет.

 

Такое сочетание цветов мы можем наблюдать в природе на примере радуги. В радуге содержатся те же самые цвета, что мы наблюдаем при разложения пучка белого света  с помощью призмы. Для тех кому сложно запомнить порядок и названия цветов могут легко выучить строчку: «

Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Для того чтобы понять как сочетаются между собой цвета нам надо построить цветовой круг.

Построение цветового круга.

Есть три цвета которые человек с нормальным зрением может определить. Это желтый без зеленоватого и оранжевого оттенка, красный без оранжевого и фиолетового тона, и синий без фиолетового и зеленого оттенка.

Эти три цвета являются основными цветами так как все последующие получаются производными от них. Расположение смотрим на картинке.

 

При смешивание основных цветов

Желтый + красный, красный + синий, синий + желтый,

мы получаем составные цвета – это оранжевый, фиолетовый и зеленый.

 

 

 

Пустые слоты заливаются цветами третьего порядка которые получаются при смешивании основных цветов и составных.

 

 

Таким образом получается правильный цветовой круг

Насыщенность цвета

Цвет может быть светлее или темнее. Другими словами, цвет имеет насыщенность. Чтобы показать насыщенность, цветовой круг имеет несколько колец; два больших кольца для темных оттенков и два маленьких для светлых.

Сочетания цветов

Существует шесть основных сочетаний цветов. Каждое из них может дать бесконечное количество различных цветовых палитр.

Продолжение следует >>

 

Как подобрать цвета для дизайна. (Часть 2)

Использование цветового круга с помощью инструмента Color Guide в Иллюстраторе (illustrator)

Цвета которые продают дизайн
 

 

(c) Max lozovski

При использовании материала гиперссылка на maxlozovski.com обязательна.

 

Похожие статьи

maxlozovski.com

Солнечный спектр: Рассматриваем картинку | Журнал Популярная Механика

Рассматриваем спектральную картинку солнечного излучения, полученную крупнейшим телескопом на Земле; учимся понимать, как и что узнают из нее ученые.

Телескоп McMath-Pierce — самый крупный из тех, что ведут наблюдение за Солнцем

Необычная картинка на иллюстрации слева — то, как выглядит обычный видимый солнечный свет, если разделить его на составляющие цвета. Конечно, обычная трехгранная стеклянная призма дома не позволит вам получить такой высококачественный шедевр. Чтобы создать его, потребовалась работа сложного спектрометра, установленного на самом крупном в мире телескопе, наблюдающем за Солнцем. Расположен он в американском штате Аризона, в обсерватории Kitt Peak.

Спектрометр расщепляет солнечный свет на два потока и посылает их на два разных зеркала, которые возвращают лучи на детектор, где они снова рекомбинируют друг с другом, образуя сложную интерференционную картину. Получив ее и обработав с помощью особых математических алгоритмов, ученые и получают такие красивые — и весьма информативные — картинки.

Темные полосы — это так называемые Фраунгоферовы линии, названные в честь знаменитого немецкого физика, впервые описавшего их еще в 1814 г. Они появляются из-за того, что во внешних слоях солнечной атмосферы присутствуют определенные элементы, поглощающие излучение на строго определенных длинах волн. Эти длины и выглядят на спектре, как «выпавшие».

В итоге картинка спектра не хуже штрих-кода говорит нам точно о химическом составе Солнца. К примеру, довольно широкая черная линия, которую легко заметить в красной части спектральной картинки, свидетельствует о наличии водорода, а две ясно различимые полосы в желтой части соответствуют натрию.

Подобным образом можно исследовать не только Солнце, но и любые другие звезды и небесные тела — например, узнавать состав атмосфер далеких планет. Для этого сперва собираются спектральные данные звезды, вокруг которой планета обращается. А затем — те же данные, но в те моменты, когда планета проходит между звездой и нами. Теперь из одного можно просто «вычесть» второе — и получить вклад, за который ответственна сама планета. К примеру, если бы нам посчастливилось обнаружить планету, совершенно подобную нашей Земле, то Фраунгоферовы линии сказали бы нам, что в атмосфере обильно представлена вода (в виде пара), а также кислород и метан.

Если вы любите рассматривать детально красивые картинки — и делать из этого выводы — читайте также заметку «Галактика во всей красе», в которой мы подробно разбирали самый четкий из когда-либо сделанных снимков галактики М81 в Большой Медведице.

По публикации New Scientist Space

www.popmech.ru

2.2 Цвет. Спектр — Природа цвета и цвета природы — LiveJournal

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие  цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, особенности человеческого глаза и психики. ( Источник)

Цвета делятся на спектральные и неспектральные, хроматические и ахроматические.

Спектр и спектральные цвета.

В 1671 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.

Ньютон ставил свой опыт следующим образом ( см. рисунок ниже):

Солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.

Если мы разделим спектр на две части, например — на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами. Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета — красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, — то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, — то оставшиеся цвета — красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый — дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.
Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 380 до 740 миллимикрон:

1 микрон или 1 m = 1/1000 мм = 1/1 000000 м. 1 миллимикрон или 1 MIT) =1/1 000 000 мм.

Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют следующие характеристики:

Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний.

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.
 
Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зелёный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чёрный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зелёный фильтр задерживает все цвета, кроме зелёного. Таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.

Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.

Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета — жёлтый, красный и синий — смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания. ( Источник)

Таблица, характеризующая физические характеристики спектральных цветов:

Источник таблицы

Спектральные цвета — цвета, которым по зрительному ощущению человека можно поставить в соответствие видимый свет, имеющий определённую длину волны. Их можно интерпретировать, как узкие (вплоть до монохроматичности) участки непрерывного спектра видимого светового излучения. ( Источник)

Что такое непрерывный спектр?

Белый свет разлагается призмой на спектральные цвета (спектр): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это распределение «главных» цветов было предложено Ньютоном по аналогии со звуковой гаммой. Между отдельными цветами происходят непрерывные переходы тонов. Красный свет  отклоняется меньше всего, фиолетовый имеет наибольший угол отклонения. При помощи цилиндрической линзы можно снова соединить спектральные цвета в белый свет (рис.216). Следовательно, белый  цвет является смесью множества цветных лучей спектра.

Если ввести в сходящийся пучок лучей позади цилиндрической линзы вторую (тонкую призму, то она отклонит часть лучей и на экране появится окрашенное изображение щели, например светло-голубое; неотклонённые лучи дадут второе изображение щели (оранжевое). Эти два пучка лучей дадут совместно белый цвет. Такого рода цвета: красный и зеленый, оранжевый и светло-голубой, желтый и синий называют дополнительными цветами.

Замечание. Желтый и синий спектральные цвета дают совместно белый; но соединение желтой и синей красок дает зеленый цвет. В последнем случае речь идет об отраженном свете. Желтая краска отражает главным образом оранжевый, желтый и зеленый. Синяя отражает, наоборот, зеленый и синий. В смеси преобладает отраженный зеленый цвет.

Одинаковые призмы из разных сортов стекла дают спектры различной ширины. Комбинируя призмы с различными преломляющими углами, можно уменьшить отклонение и одновременно увеличить ширину спектра (спектроскоп прямого зрения). Комбинируя призмы из флинтгласа и кронгласа с различными преломляющими углами, можно, наоборот, устранить разложение в спектр и сохранить отклонение — ахроматические призмы. (Источник)

На диаграмме ниже все спектральные цвета заключены внутри кривой линии, прямая линия, соединяющая фиолетовый и красный —  это линия пурпурных цветов, которые относятся к неспектральным.

Таким образом, спектральные цвета — это реальные цвета, а неспектральные — это воображаемые цвета, которые находятся за пределами данной кривой и образуются посредством произвольного смешения спектральных и ахроматических цветов.

В следующий раз рассмотрим подробнее спектральные цвета, какие цвета являются первичными ( основными) и дополнительными, что такое аддитивное и субтрактивное смешивание ( воспроизведение) цвета, что такое цветовой круг и какое практическое значение он имеет при подборе одежды. Основные определeния основных и дополнительных цветов  и видов смешивания даны выше, но нужны иллюстрации и более детальное рассмотрение.

natural-colours.livejournal.com

Спектр | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Цветоведение. Общие положения | Главная | Цветовой круг »

Автор: admin | 12 Июл 2014

Окружающий нас мир мы видим благодаря свету (объективный фактор) и зрению (субъективный фактор). К объективному фактору относятся тела, излучающие собственный свет. Солнце, раскаленные металлы и газы, костер, осветительные приборы и т. д. – называются первоисточниками света. Свет первоисточников (его называют прямым) падает на окружающие объекты и предметы. Часть лучей поглощается объектами и предметами, часть отражается. В результате эти объекты и предметы сами становятся источниками отраженного света (такие, например, как Луна, Земля, наземные предметы, небосвод). Отраженный от предмета свет, в свою очередь, падает на соседние предметы, вызывая рефлексы.

Таким образом, видимые объекты и предметы в природе освещены прямым и отраженным светом. Первый определяет характерную окраску основного освещения объектов и предметов, их наиболее освещенные места, блики. Отраженный свет – второстепенный источник по силе света, определяет, во-первых, общую окраску теней и полутонов предметов, во-вторых, окраску разнообразных местных рефлексов. Совокупность прямого и отраженного света, их интенсивность, спектральный состав – составляют в природе светоцветовую среду, определяющую характерные черты цветового облика предмета, его светотень, а также общую окраску и светлоту колорита природы.

Исключительно важное значение для живописи имеет свет такого первоисточника как Солнце. Солнечный свет определяет световое и красочное богатство, колористический облик всей природы.

Луч солнечного света, пропущенный через стеклянную призму

Что же представляет собой белый свет? Если в темное помещение через небольшое отверстие пропустить луч солнечного света и на его пути поставить стеклянную трехгранную призму, то на противоположной белой стене (или экране) вместо белого светового пятна появятся цветные полосы из многих цветов. Этот цветной набор принято называть спектром. Кроме того, световой луч проходящий через призму, преломляется и преобразуется в цветовые волны различной длины.

Непрерывный спектр

Цвета спектра необычайно красивы, чисты, ярки, гармоничны. Краски художника не могут точно передать эти качества  цветов

спектра. В любом изображении спектра красками мы имеем дело с условным упрощенным воспроизведением.

Условное разделение спектра на семь цветов (по Ньютону)

Цвета в спектре располагаются строго в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Такие же цвета и в таком порядке мы видим в радуге. Каждый цвет постепенно и незаметно, без резких границ переходит в другой, образуя множество промежуточных (переходных) цветов.

Читать далее Цветовой круг

 

Темы: Цветоведение | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

Спектр

СПЕКТР

 

СПЕКТР, СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА (франц. spectre, от лат. spectrum — «представление, образ», от spectare — «смотреть, созерцать, рассматривать») — в общем смысле — совокупность всех значений какой-либо величины.

В теории изобразительного искусства, в частности в колористике (науке о восприятиицвета), спектром называют полную шкалу зрительно воспринимаемого диапазона колебаний электромагнитного поля. Глаз человека видит такой спектр как определенную последовательность тонов хроматической гаммы: красный, оранжевый, желтый, зеленый,голубой, синий, фиолетовый. Иначе спектральные цвета называют семью цветами радуги, поскольку в соединении они составляют белый дневной свет.


В 1664 г. знаменитый английский ученый И. Ньютон (1643—1727) первым с помощью стеклянной треугольной призмы расщепил белый свет на составляющие семь тонов. Он же придумал термин «спектр«. Ньютон объяснял природу света механически. Согласно его теории, источник света испускает мельчайшие частицы, которые и воспринимает глаз человека.

Солнечные лучи, преломляясь, например при прохождении сквозь капельки воды в атмосфере, могут образовать радугу на небе. Крайние тона — красный и фиолетовый, согласно современным научным представлениям, граничат с невидимой частью спектра, соответственно инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами.


Белый цвет можно получить из спектральных тонов только оптическим соединением, смешение соответствующих красок из-за неизбежных примесей дает грязный тон. Грязныйтон, аналогично музыкальному, получается при неправильном и непропорциональном смешении спектральных цветов. Все тона хроматической гаммы делятся на теплые и холодные, основные (красный, синий, желтый) и производные (получающиеся от их соединения). Гармонизация, или темперация, хроматического ряда и, соответственно,эстетика цвета основана на принципе дополнительности.

Известно, что причина многообразия спектральных цветов заключается в длине световой волны. Световая волна определенной длины вызывает ощущение строго определенного цвета.

Так, волна с длиной 700 нм вызывает ощущение красного цвета, волна с дли­ной около 400 нм — ощущение фиолетового цвета. В промежутке между длинными и короткими волнами располагаются волны, вызывающие ощущения всех остальных цветов полного спектра.

Но спектральные цвета — только ничтожная часть всех видимых цветов вообще. Причина разнообразия всех видимых цветов — серых, коричневых, оливковых, розовых, пурпурных и т. д. — значительно сложнее. В противоположность тому, что думали теоретики импрессионизма,спектральные цвета — это редкое явление, вызываемое разложением светового луча при прохождении через преломляющие среды. Мы видим спектральные цвета в радуге, каплях росы, на гранях хрусталя. Но большая часть красок природы — зелень листвы и цвет кирпичной стены, цвет розы и даже цвет неба — не спектральные цвета. Как ни просто ощущение цвета и в этих случаях, физическая причина его сложнее: здесь действует не излуче­ние с одной длиной волны, а целая сумма излучений. Здесь действует неразложенный на свои составляющие спектр излучения. Сложный спектр скрыт за про­стым впечатлением от него.

Неразложенный луч солнечного света также вызывает ощущение  простого цвета, но и его«спектр» остается при этом скрытым. Мы называем цвет солнеч­ного луча белым по тому впечатлению, которое он на нас производит. Однако именно пространственное разложение солнечного луча приводится в учебниках физики как образец полного спектра.

Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения также действуют на глаз, но не вызывают зрительных ощущений. Это «невидимый» свет.

shedevrs.ru

Так сколько же цветов в спектре?

А.Геодаков, статья «Так сколько же цветов в спектре?»,
журнал «Юный художник», 1991г., №5.


Как- то в одной из детских передач по радио довелось мне услышать рассуждения о цвете и, в частности, о спектре (радуге). Авторы утверждали, что в нем семь основных цветов.

Помнится, еще в школе, а это было много лет назад, в учебниках по физике говорилось о семи цветах радуги. Мало того, были и рекомендации, как их запомнить, мы усердно зубрили: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальная буква каждого из приведенных слов означала, что чередование цветов от красного к сине- фиолетовому идет в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Немало статей и в нашем журнале посвящено рассуждениям о цвете спектра. Одни авторы говорят о семи цветах, другие о трех, а некоторые даже о восьми: «пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый». Получается вот такой разнобой. Нередко встречается мнение, что, имея под рукой три краски: красную, желтую и синюю (называя их основными), можно получить любой цвет. Вряд ли смешением данных красок в любом сочетании удасться получить, например, голубой цвет. Следовательно, они не могут считаться основными. Приведу еще пример вольного рассуждения о цвете красок и их привязке к цвету тех или иных излучений: «Простые краски (к ним относятся желтая- стронциановая лимонно- желтого оттенка, красная- краплак розово- красного оттенка и синяя- лазурь голубого оттенка) невозможно составить при помощи других красок. Но из смеси можно получить все остальные спектральные» («Юный художник» №3, 1984).

Начну с того, что живописец пользуется красками, основные компоненты которых- пигмент и связующее- обладают разной плотностью и прозрачностью, поэтому смесью таких красок никак не получить «все остальные- спектральные». Кроме того, синтез (перевод с греческого- соединение, сочетание) цвета с помощью живописных или печатных красок происходит по одним закономерностям, а спектральных излучений- по другим. Думаю, чтобы все поставить на свои места и ответить на вопросы: сколько же цветов в спектре и какие краски можно считать основными, а какие дополнительными, нам придется обратиться к такой науке, как цветоведение.

Сколько же цветов в спектре и какие краски можно считать основными, а какие дополнительными?

Вспомним слова великого художника эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера: «…благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него».

Теперь попробуем разобраться в поставленных вопросах. Если у вас есть цветной диапозитив (слайд), который не жалко испортить, аккуратно скальпелем, безопасной бритвой или другим остро отточенным инструментом слой за слоем вскрывайте его. И увидите, что состоит он из нескольких цветных изображений, расположенных одно над другим и сформированных пурпурным, голубым и желтым красителями.

Если в увеличительное стекло рассмотреть репродукцию картины, то заметите, она состоит из точек, полученных печатанием опять- таки пурпурной, голубой и желтой красок. Практика цветной фотографии и полиграфии показывает, что с помощью упомянутых красящих веществ можно получить многоцветное изображение, состоящее из огромного количества оттенков.

Спрашивается, случайно ли пал выбор на эти цвета? Обратимся к истории. Еще в 1756 году великий М.В.Ломоносов высказал так называемую теорию трехкомпонентного зрения, согласно которой в глазу есть нервные клетки, вызывающие ощущение красного, другие- зеленого, третьи- синего цветов. Перед этим английский ученый И.Ньютон открыл дисперсию (рассеивание) света. Явление, когда пучок белого света при прохождении сквозь призму разлагается в спектр. Объясняется это тем, что дневной свет сложный, состоит из лучей с различными длинами волн, которые преломляются по- разному.

Человеческий глаз способен видеть только часть спектра- от излучений темно- фиолетового до темно- красного цвета, характеризуемых длинами волн от 400 до 700 нм (нанометр- единица измерения длины волн световых излучений). Переходы от одного цвета к другому имеют оттенки смежных, поэтому изменения в спектре зрительно кажутся непрерывными. При этом ясно видны три наиболее широких участка. Их принято называть тремя основными зонами. Сине- фиолетовая или просто синяя условно считается в пределах 400-500нм, зеленая- от 500 до 600нм и красная зона от 600 до 700нм. За пределами цветной полоски спектра находятся невидимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

Таким образом, в видимом участке спектра наблюдаем не семь и, тем более, не восемь, а всего лишь три основные зоны излучений света: красного, зеленого и синего (сине- фиолетового) цвета. И как мы уже знаем, именно эти излучения лучше всего воспринимаются нервными клетками человеческого глаза.

Что же касается количества цветов и оттенков в спектре, то их можно насчитать великое множество. Во всяком случае, не семь. Так, доктор технических наук Л.Ф.Артюшин в книге «Цветоведение» пишет: «Натренированный наблюдатель при ярком дневном освещении различает 180 цветовых тонов и до 10 ступений градаций насыщенностей».

Смешение цветов

Теперь коснемся вопроса смешения цветов, синтеза их. Смешивать можно световые потоки, можно и красящие вещества (красители, краски). Цветное изображение мы видим благодаря отраженным от него лучам. При этом происходит смешение световых потоков, так называемый аддитивный синтез. В чем его суть?

Аддитивный синтез можно осуществить экспериментальным порядком. Если, например, взять три фонаря, один из которых снабжен красным, второй- зеленым, третий- синим свето- фильтром, затем в темной комнате попарно совместить разноокрашенные потоки света от фонарей, то окажется, что в перекрестии лучей появится новый оттенок, а именно: синтез совмещенных красных и зеленых лучей даст желтый, зеленых и синих- голубой, синих и красных- пурпурный. Сложные цвета- желтый, голубой и пурпурный- как раз и являются теми основными красками (красителями), которые используются для получения многоцветного изображения на репродукциях в полиграфии, фотографии и кино.
Отметим, что пурпурный цвет, а его около 30 оттенков, получается лишь при аддитивном смешении красного излучения с синим.

Аддитивным смешением трех основных излучений можно получить различные цвета и оттенки, если их брать в неравных пропорциях по интенсивности. При одинаковой насыщенности получим белый свет.

В отличие от аддитивного, при котором происходит синтез разноокрашенных излучений, субтрактивный синтез предполагает смешение красок (красителей). Меняя в смеси их соотношения, также получаем новые оттенки. Чтобы понять сущность образования цвета при субтрактивном синтезе, разберемся в следующем примере.

Предположим, что на какую- то поверхность нанесли сначала пурпурный цвет, потом сверху положили слой желтой краски. Заранее оговоримся, что слои прозрачные и хорошо пропускают свет. Какой же цвет в результате мы увидим? Оказывается, красный. Давайте мысленно проследим путь света, падающего на окрашенную поверхность. В слое желтой краски часть белого света- лучи синей зоны будут поглощены. Пройдут только излучения красной и зеленой зон. Ведь желтый свет сложный- синтез красного и зеленого. Для верности посмотрите в желтое стеклышко. Все окружающее будет в желтом колорите. Потому что стекло поглотило синие лучи и пропустило только желтые.

Что же происходит дальше? Красные и зеленые лучи достигают пурпурного слоя, который задерживает зеленые лучи и пропускает красные. В итоге после поглощения синих и зеленых излучений отразятся и попадут в наше поле зрения только лучи красной зоны спектра. Поэтому красный предмет мы видим красного цвета той или иной степени. Оттенки зависят от интенсивности смешиваемых слоев краски.

Если возьмем другое сочетание, например, пурпурного и голубого, то окажется, что через них пройдут и отразятся лишь синие лучи, а это значит, что предмет будет восприниматься синим.

После рассмотрения вопроса аддитивного и субтрактивного синтеза цветов нам станет вполне понятным следующий пример. В прошлом веке французские живописцы Жорж Пьер Сера и Поль Синьяк, а также некоторые их последователи на основе так называемого метода пуантилизма пытались создать научную основу для решения колористических световоздушных и пространственных задач. Они формировали изображение в виде мозаики, состоящей из отдельных цветных мазков. На определенном расстоянии такое полотно в результате оптического (аддитивного) синтеза воспринимается как нечто цельное, со всеми градациями.

Данный метод показал, что изображение можно сформировать и отдельными разрозненными элементами без наложения и смешивания краски, как это обычно делается в живописи. Кстати сказать, такой метод существовал еще на заре изобретения хромолитографии. Он используется и в полиграфической технологии.

Дополнительный цвет

Кратко остановимся на понятии «дополнительный цвет». Для этого прежде всего уясним- для достижения какого эффекта тот или иной цвет дополнительный? Чтобы избежать путаницы, разграничим оптический синтез (синтез излучений) и синтез (замес) художественных красок. Это не одно и то же.

Мы установили, что основными зонами видимого участка спектра являются излучения синего (сине- фиолетового), зеленого и красного цветов. В конечном итоге для получения белого света надо совместить все излучения основных зон спектра. Следовательно, если при оптическом синтезе получен цвет пурпурный, то до белого к нему добавляем недостающие излучения зеленого участка спектра. Значит, к пурпурному дополнительным будет зеленый цвет. Рассуждая таким же образом, можно сказать, что дополнительным к желтому излучению будет синий, потому что при оптическом синтезе желтый цвет получается в сумме излучений красного и зеленого. Дополнительным к голубому- свет красный.

Основной цвет

Что же касается основных по цвету красок, то это: желтая (лимонная), пурпурная и голубая. Если их перемешать, то получим эффект, обратный синтезу излучения,- черный цвет, следствие технологических качеств компонентов- связующего вещества, пигментов, интенсивности оттенков, разной прозрачности и других. Принцип определения дополнительного цвета оставляем тот же: находим недостающий для получения теперь уже цвета черного. Например, для зеленого это будет краска пурпурная, для фиолетового- желтая, а для красного- голубая.

Конечно, художнику не обойтись тремя основными красками для передачи всего богатства оттенков натуры. Кроме того, в ассортименте живописных материалов нет таких, как пурпурная, голубая и желтая, которые строго отвечали бы качественным требованиям, чтобы применять их как основные. Пригодятся и разнообразные коричневые, зеленые, глубоко черные, красные…

В заключение хотелось бы предупредить, что мы затронули всего- навсего азы цветоведения, которые, однако, дают ключик к пониманию органичного единства основных- дополнительных сочетаний цвета как в природе, так и в изобразительном искусстве. Разумеется, примеры подобных соотношений можно продолжить до бесконечности. Опытный глаз художника найдет в окружающем мире бесчисленное множество иных оттенков и комбинаций цвета.

paintmaster.ru

Картинка спектра цветов – спектр векторные изображения, графика и иллюстрации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх