Картинка википедия – Фотография — Википедия

Содержание

Фотография — Википедия

Фотогра́фия — технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью светочувствительного фотоматериала или полупроводникового преобразователя. В отличие от некоторых других языков, в русском слово «фотография» используется только применительно к неподвижным изображениям. В то же время, в профессиональном кинематографе этот термин обозначает изобразительное решение фильма, создаваемое кинооператором. Фотографиями также называются конечные отпечатки фотографического изображения, изготовленные на фотобумаге химическим способом или принтером.

На технологиях фотографии основано фотоискусство, которое считается одним из видов изобразительного искусства и занимает ключевое место в современной массовой культуре. Первое устойчивое фотографическое изображение было создано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но оно не сохранилось до наших дней[1][2]. Датой изобретения технологии по решению IX Международного конгресса научной и прикладной фотографии считается 7 января 1839 года, когда Франсуа Араго сделал доклад о дагеротипии на заседании Французской академии наук[3][4]

[5][6].

Человек, осуществляющий фотосъёмку, называется фотографом. В большинстве случаев он же выполняет все остальные стадии создания фотоизображения, однако часто техническая часть работы выполняется фотолаборантами, ретушёрами, фоторедакторами и представителями других профессий. В профессиональной студийной фотографии некоторые обязанности фотограф перепоручает своим ассистентам.

Сеанс съёмки в фотоателье. 1920-е годы Фотожурналисты за работой. 2008 год

Сам термин «фотография» (фр. photographie от др.-греч. φῶς (род. п. φωτός) «свет» и γράφω «пишу»; светопись — техника рисования светом) появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер[7]. В Российской империи довольно долго использовали буквальный перевод «светопись» этого же термина, но он в конце концов уступил место общепринятому.

Рисование пейзажа с помощью камеры-обскуры

Изобретение фотографии стало возможным благодаря объединению нескольких открытий, сделанных задолго до этого. Древнекитайский философ Мо-цзы ещё в V веке до нашей эры описал действие камеры-обскуры

[8]. Позднее, в IV и V веках, греческие математики Аристотель и Евклид независимо друг от друга описали аналогичное устройство. Художники начали использовать это приспособление для создания перспективных картин уже в средние века, а среди художников эпохи Ренессанса камера-обскура была широко известна под названием «тёмная комната». В 1694 году Вильгельм Хомберг описал фотохимические реакции, когда вещества изменяют окраску под действием света. Он же обратил внимание на чувствительность к свету нитрата серебра, открытого тремя столетиями раньше Альбертом Великим[9]. Первым человеком, доказавшим, что свет, а не тепло делает серебряную соль тёмной, был немецкий физик Иоганн Гейнрих Шульце. В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Этот эксперимент дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии.

Изобретение фотографии[править | править код]

Бумажный негатив первого фотоснимка Тальбота «Окно аббатства Лекок». 1835 год

Первая известная попытка фиксации изображения химическим способом предпринята Томасом Веджвудом и Гемфри Дэви. Уже в 1802 году они могли получать фотограммы при помощи солей серебра, не зная способа их закрепления[10]. Первым практическим успехом на пути к появлению фотографии стало изобретение Нисефором Ньепсом гелиографии (фр. Héliographie)[9]. Наиболее раннее из сохранившихся изображений, снятых с помощью этой технологии камерой-обскурой, датировано 1826 годом и известно под названием «Вид из окна в Ле Гра». С небольшими усовершенствованиями гелиография позднее широко использовалась для тиражирования готовых снимков, полученных другими способами, но для съёмки с натуры она оказалась непригодной, давая слишком контрастное изображение почти без полутонов и мелких деталей[11].

14 декабря 1829 года Ньепс заключил нотариальный договор о дальнейшей совместной работе с создателем первой диорамы Луи Дагером, проводившим собственные опыты в области закрепления изображения

[12]. Некоторое время изобретатели вели свои работы параллельно, однако успех был достигнут Дагером уже после смерти партнёра. В 1839 году он опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После экспонирования пластина проявлялась парами нагретой ртути, а затем закреплялась в растворе поваренной соли. Получаемый таким способом единственный экземпляр снимка при определённом освещении выглядел, как высококачественный позитив, подробно отображающий мельчайшие детали объектов съёмки[13]. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал «дагеротипия» и 14 июня 1839 года передал в общественное достояние в обмен на пожизненную пенсию[14].

Практически одновременно англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл негативно-позитивную технологию получения фотографического изображения, которую назвал «калотипия». В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Процесс позволял тиражировать позитивное изображение с помощью контактной фотопечати. Получаемый позитив уступал дагеротипу в качестве из-за отображения волокнистой структуры бумаги и грубых полутонов. Этот факт наряду с необходимостью патентных отчислений за пользование технологией сыграл ключевую роль в том, что дагеротипия надолго стала доминирующим фотопроцессом. Одним из её главных применений стало портретирование. Уже к середине 1840-х годов дагеротипный фотопортрет почти полностью вытеснил портретную миниатюру, заставив большинство художников этого направления переквалифицироваться в фотографы

[15].

Практически неизвестным в истории фотографии остался Ипполит Байар, в 1839 году представивший фотографии, полученные с помощью собственного прямопозитивного метода[16]. Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал, и о его исследованиях стало известно лишь в 1970-х годах[17]. Дагеротипия и калотипия использовались до второй половины XIX века, уступив место мокрому коллодионному процессу, соединившему преимущества негативно-позитивного метода Тальбота и высокой светочувствительности. Появившаяся тогда же альбуминовая печать давала высококачественные бумажные отпечатки со стеклянных коллодионных негативов. Главным недостатком мокрого коллодия оказалась необходимость экспонирования и лабораторной обработки влажных фотопластинок в течение нескольких минут после полива эмульсии, пока светочувствительный слой остаётся проницаемым для обрабатывающих растворов. Проблема была решена только после изобретения английским врачом Ричардом Меддоксом в 1871 году желатиносеребряного процесса и так называемых «сухих» фотопластинок

[18].

Завершающей инновацией стала возможность использования в качестве подложки целлулоида вместо стекла, благодаря изобретению Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя в 1887 году[19]. Так место фотопластинок в начале XX века заняла листовая и рулонная фотоплёнка с желатиносеребряной эмульсией, доминирующая в аналоговой фотографии до сегодняшнего дня.

Цветная фотография[править | править код]

Первые попытки получить фотографическое изображение в натуральных цветах начались сразу же после изобретения фотографии. Ещё Ньепс пытался зафиксировать цвет напрямую, опираясь на свойство некоторых веществ менять окраску под действием цветного излучения. Первым результатом в этом направлении исследований стала «гелиохромия», которую пытался запатентовать в 1853 году американец Ливай Хилл

[20]. Однако, подробности технологии изобретателем не раскрывались, а большинство современников считали его мошенником, выдающим раскрашенные дагеротипы за цветную фотографию[21][22]. Известны работы, проводившиеся в этом же направлении Александром Беккерелем, в 1849 году получившим на хлорированной серебряной пластинке цветное изображение видимого спектра, быстро выцветающее под прямым освещением[23]. Логическим завершением этих исследований стало изобретение в 1891 году липпмановского процесса, который обеспечивал физически точное воспроизведение цвета, но оказался непригодным для практического применения[24].

Основные усилия по разработке цветной фотографии сосредоточились в области трёхцветных технологий, основанных на теории цветоощущения, созданной в 1855 году Джеймсом Максвеллом. Она опиралась на теорию Гельмгольца-Юнга о существовании трёх видов светочувствительных колбочек в сетчатке человеческого глаза. По этой теории свет должен разделяться на три основных составляющих, которые отдельно регистрируются, а затем вновь объединяются, давая полноцветное изображение за счёт явления метамерии. Первый устойчивый цветной фотоснимок «Тартановая лента» был сделан Томасом Саттоном по этому методу в 1861 году. Однако, существовавшие на тот момент фотоматериалы были нечувствительны к зелёному, жёлтому и красному свету, позволяя регистрировать лишь сине-фиолетовую и ультрафиолетовую составляющие спектра. Поэтому, вторым важнейшим шагом на пути к созданию цветной фотографии стало открытие в 1873 году немецким фотохимиком Германом Фогелем явления спектральной сенсибилизации с помощью веществ, способных сообщать серебряным соединениям чувствительность к длинноволновым участкам спектра

[25].

Цветной снимок Прокудина-Горского и пластинка с цветоделёнными позитивами

Прогресс сенсибилизации фотоматериалов шёл поэтапно, начавшись с получения ортохроматических эмульсий Иосифом Эдером с помощью эритрозина[26]. Полностью весь видимый спектр стал доступен для регистрации только после открытия Бенно Гомолкой сенсибилизатора пинацианола в 1906 году[27]. Лишь после этого трёхцветная фотография смогла полноценно отображать натуральные цвета объектов съёмки. Появились многочисленные конструкции «цветных» фотоаппаратов, осуществлявших цветоделение последовательной или одновременной съёмкой за разными светофильтрами. Наиболее популярный тип фотоаппаратов для последовательной съёмки на удлинённую панхроматическую фотопластинку сконструировал немецкий учёный Адольф Мите, а массовый выпуск наладил Вильгельм Бермполь

[28]. Камерой Бермполя-Мите русский фотограф Сергей Прокудин-Горский создал одну из наиболее масштабных для своего времени коллекций цветных фотографий[29][30].

Наряду с раздельной съёмкой частичных цветоделённых изображений с начала XX века стали активно развиваться растровые методы цветной фотографии, фиксирующие разные составляющие спектра на общем фотоматериале. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластинки «Автохром» братьев Люмьер, позволяющие получать цветные диапозитивы обычным фотоаппаратом. Несмотря на многочисленные недостатки (низкое разрешение и невозможность тиражирования), метод быстро завоевал популярность, и до 1935 года во всём мире было произведено 50 миллионов автохромных пластинок. Большинство недостатков ранних технологий цветной фотографии удалось устранить лишь в многослойных фотоматериалах, регистрирующих частичные изображения в разных эмульсионных слоях, расположенных друг над другом. Решающую роль сыграло изобретение хромогенных фотоматериалов, синтез цвета в которых происходил в соответствии с принципами, реализованными немецкими учёными Рудольфом Фишером и Иоганном Зигристом в 1912 году

[31]. Полноценное воплощение процесс получил в 1936 году, благодаря компании Agfa, выпустившей обращаемую фотоплёнку «Agfacolor Neu»[32][33]. Практически одновременно увидела свет фотографическая версия аналогичной киноплёнки «Kodachrome», выпущенной в США годом раньше[34].

Тиражирование и фотоиллюстрация[править | править код]

Одной из главных проблем дагеротипии оказались практически непреодолимые трудности тиражирования фотографического изображения, изготавливавшегося в единственном экземпляре. Очень быстро появились фотоаппараты с несколькими объективами, позволявшими получать такое же количество готовых дагеротипов. Тем не менее, полноценное тиражирование оказалось доступным для калотипии, позволявшей печатать с одного негатива неограниченное количество позитивных копий. Тальбот немедленно этим воспользовался, выпустив в 1844 году фотоальбом «Карандаш природы» из отпечатанных вручную фотографий

[35]. Однако, такой способ оказался слишком дорогостоящим, поскольку кроме печати требовал тщательной лабораторной обработки. Удешевить процесс пытался Луи Дезире Бланкар-Эврар, организовав поточную фотопечать с чётким разделением труда на разных стадиях. Но даже сниженная таким образом себестоимость конечного отпечатка оказалась неприемлемой для массового распространения фотопроизведений, быстро приведя мастерскую Эврара к разорению[36][37]. Исследования в направлении полиграфического воспроизведения фотоизображения с высоким качеством велись в рамках конкурса, организованного в 1856 году меценатом Оноре д’Альбер де Люином[38].

ru.wikipedia.org

Портал:Фотография — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску Голубь с миниатюрной фотокамерой, вероятно, использовавшийся в Первой мировой войне

Голубиная фотосъёмка — аэрофотосъёмка с использованием почтовых голубей. Изобретена в 1907 году немецким аптекарем Юлиусом Нойброннером, использовавшим голубей для доставки лекарств.


Описание
Изначально голубиная фотосъёмка стала применяться для ведения воздушной разведки. На почтового голубя крепилась миниатюрная автоматическая фотокамера, делавшая снимки через определённые интервалы. В настоящее время некоторые учёные и любители также используют небольшие цифровые фото- и видеокамеры, закреплённые на различных диких и домашних животных.

(читать далее)

  • Изобретение хронофотографии стало результатом пари на 25 тысяч долларов.
  • Знаете ли вы, что общего между Maserati Quattroporte, Bugatti Veyron, De Lorean DMC-12 и Nikon F6? А то, что их дизайн разрабатывался в одном и том же ателье, известного автомобильного дизайнера Джорджетто Джуджаро. И не только F6, но и F3, F4, F5 и даже D3.
  • Фотография Энсела Адамса «Хребет Ти́тон и река Снейк» (англ. The Tetons and the Snake River) вошла в число 116 работ, отобранных для занесения на золотую пластинку «Вояджера» с целью представить внеземным цивилизациям информацию о природе и геологии Земли.
  • Производитель первой в мире автофокусной 35-миллиметровой камеры системы SLR была «Minolta» в 1933 году[источник не указан 2153 дня].
  • Первой SLR камерой с TTL-автофокусом был Pentax ME F (1981 г), а первой коммерчески удачной SLR камерой с автофокусом была Minolta 7000 (1985 г).
  • Первой фотокамерой с автоматическим режимом приоритета диафрагмы была Pentax Electro Spotmatic в 1971 году. За три года до этого в СССР была выпущена партия фотоаппарата Зенит-Д с аналогичной автоматикой, но серийное производство так и не было налажено.
  • Самым светосильным объективом в истории является Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7.
  • Компании Canon и Nikon предлагают потребителям схожие системы фотовспышек: Speedlite и Speedlight соответственно.
  • Вечерние сцены в кинофильме «Барри Линдон» сняты при свете свечей, что стало возможным благодаря использованию объективов Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, применяемых астрономами НАСА для наблюдения за звёздами. Это самые светосильные объективы, когда-либо использовавшиеся в истории кинематографа.[1]
  • Торговая марка Kodak была зарегистрирована в 1888 году
  • Первый в истории цветной фотографический процесс был изобретен в 1850 году
  • Первая массовая 35-мм фотокамера («Лейка») была выпущена в 1925 году

Виктор Карлович Булла (1 августа 1883, Санкт-Петербург — 1938) — российский фотограф, фотокорреспондент, один из пионеров кинематографии. С братом Александром в 1909 году в открыл товарищество по производству и прокату хроникальных и видовых фильмов, где Виктор одновременно был оператором, режиссёром и директором.

За два года существования товарищества, кроме официальных хроник, братьями было выпущено около 40 картин, среди которых есть уникальные, посвященные спорту: о международных соревнованиях конькобежцев в Выборге и автопробеге 1910 года по маршруту Санкт-Петербург—Рим—Санкт-Петербург. Только за год Виктор отснял более 20 короткометражек. Тогда были экранизированы драма А. Н. Островского «На бойком месте», «Синяя птица» М. Метерлинка и даже сказка «Царевна-лягушка». Принял участие в создании документального фильма о Февральской революции 1917 года. Снимал события октябрьского восстания 1917 года.

(читать далее)

  • 21 ноября стартовали продажи флагманской зеркалки Pentax K-3 в России[2]
  • 7 ноября Ricoh анонсировала два новых объектива: HD PENTAX-DA 20-40mm F2.8-4 ED Limited DC WR для камер с байонетом К и Pentax 08 17.5mm для камер Pentax Q[3][4]
  • 7 ноября: EOS C100 станет первой видеокамерой с технологией автофокусировки Dual Pixel CMOS AF[5]
  • 5 ноября беззеркалка Fujifilm X-A1 поступила в продажу в России [6]
  • 5 ноября Nikon объявила о выпуске модели Nikon Df, c матрицой формата Fx[7][8][9]
  • Sony намерена выпустить до 2015 года пятнадцать объективов FE для полноформатных беззеркальных камер[10][11]
  • 17 октября Nikon анонсировала объектив NIKKOR 58mm f/1.4G AF-S[12][13]
  • 16 октября представлены первые в мире полнокадровые беззеркалки[14][15][16]
  • 15 октября объявлено о продаже камеры Ricoh Theta для создания сферических панорам [17][18]
  • 8 октября Nikon представила бюджетную полнокадровую зеркалку D610[19]
  • 8 октября Ricoh представила зеркальную камеру Pentax K-3[20][21]
  • 4 октября Красногорский завод им. С. А. Зверева (бывший «Зенит») представил новый сменный компактный широкоугольный объектив — МС Зенитар-N 2,8/28 (для Nikon), МС Зенитар-С 2,8/28 (для Canon)[22][23]

ru.wikipedia.org

Википедия:Изображение дня — Википедия

  • ВП:ИД

2021: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2020: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2019: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2018: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2017: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2016: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2015: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2014: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2013: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2012: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2011: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2010: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2009: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2008: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2007: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2006: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

2005: Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

  • Источники изображений дня см. в проекте «Изображение дня» на Викискладе.
  • Руководство: Википедия:Изображение дня/Руководство.

Текущий месяц

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30

1

Каменная палата при Соловецком монастыре на Большом Заяцком острове

Сменить Подпись Очистить кэш

2

Самка чёрного чекана (Saxicola caprata)

Сменить Подпись Очистить кэш

3

Парк[en] Нары, заложенный в 1300-е годы — старейший парк в Японии

Сменить Подпись Очистить кэш

4

Озеро То и бывший соляной пруд в Сете (Франция)

Сменить Подпись Очистить кэш

5

Южноамериканская бабочка-сатир Cithaerias andromeda esmeralda

Сменить Подпись Очистить кэш

6

Верхний алтарь церкви в Фельдкирхен-ан-дер-Донау (Верхняя Австрия)

Сменить Подпись Очистить кэш

7

Южный фасад Берлинской филармонии в вечерних сумерках

Сменить Подпись Очистить кэш

8

Белый павлин

Сменить Подпись Очистить кэш

9

Панорама Монтерде (Испания)

Сменить Подпись Очистить кэш

10

Контейнеры в кофейном магазине в Дюльмене, Северный Рейн-Вестфалия

Сменить Подпись Очистить кэш

11

Джон Сингер Сарджент. Отравленные газами (холст, масло, 1919 год)

Сменить Подпись Очистить кэш

12

Потолочная фреска «Вознесение Девы Марии» работы Бартоломео Альтомонте в продольном нефе церкви цистерцианского аббатства в Вильхеринге (Верхняя Австрия)

Сменить Подпись Очистить кэш

13

Вид на «Динамическую мобильную стальную скульптуру» в Виктории, Британская Колумбия, — абстракцию, созданную канадским художником Джорджем Норрисом (1928—2013) в 1979 году

Сменить Подпись Очистить кэш

14

Вид на озеро Лох-Лабнейг[en] с горы Бен-Леди[en] в Шотландии

Сменить Подпись Очистить кэш

15

Ледник в парке Чугач, Аляска

Сменить Подпись Очистить кэш

16

Алтарь церкви Святого Креста в Дюльмене, Северный Рейн-Вестфалия

Сменить Подпись Очистить кэш

17

ru.wikipedia.org

Википедия:Источники изображений — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Источники, изображения из которых можно использовать «свободно»

Существует общий сервер Викисклад (англ. Wikimedia Commons). Расположенные на нём изображения можно использовать во всех языковых версиях, не загружая их в эти версии отдельно. Свободные изображения также желательно загружать на него, чтобы их могли использовать участники других разделов.

Специальные поисковики и универсальные базы изображений[править код]

  • search.creativecommons.org Специальный поисковик для изображений под лицензиями Creative Commons. Ищет картинки по заданному слову на Flickr, Google Images и во многих других местах. Найдя изображение, надо проверить, какая именно лицензия СС дана к нему. Не забывайте, что в Википедии допускаются не все виды лицензий CC; разрешены только лицензии CC-BY, CC-SA, CC-BY-SA.
  • Flickr. Огромная база изображений, загружаемых пользователями. Есть специальная опция, позволяющая искать только изображения под лицензиями Creative Commons. Для этого надо перейти на страницу advanced search (ссылка), внизу вертикального списка опций поиска найти логотип Creative Commons, поставить галочки во все три окошка напротив логотипа («Only search within Creative Commons-licensed content», «Find content to use commercially», «Find content to modify, adapt, or build upon»), после этого поисковик будет выдавать только то, что разрешено использовать в Википедии (изображения с лицензиями CC-BY, CC-SA, CC-BY-SA).
  • YouTube. Крупнейшая база видеороликов, загружаемых пользователями. Сервис позволяет загружать видео по лицензии CC-BY 3.0, если в нём нет автоматически определяемого сервисом защищённого контента (музыкальные треки, фрагменты фильмов и т. п.). Есть специальная опция, позволяющая искать только видеозаписи под лицензией Creative Commons. Для этого необходимо в строке поиска ввести запрос, после этого нажать кнопку «Фильтры» и в выпадающем меню в разделе «Особенности» выбрать «Лицензия Creative Commons». В описании видеороликов в поле лицезия должно быть указано Лицензия Creative Commons — Attribution (разрешено повторное использование). Скачать видео с сервиса или сделать скриншот можно с помощью сторонних утилит или плагинов для браузера, также можно сделать скриншот из видео кнопкой PrintScreen на клавиатуре.
  • MorgueFile. Несмотря на мрачное название, это полезный источник изображений с редким типом свободной лицензии morgueFile (текст лицензии). Эта удивительная лицензия требует от пользователя хотя бы чуть-чуть изменить изображение (обрезать, отрегулировать контрастность и т. д.), после чего оно превращается в свободное (загружается под шаблоном PD-author, не забудьте прямо в шаблоне указать ссылку на изображение и имя автора). В настоящий момент в базе около 200 тыс. фотографий на самые разные темы.
  • publicdomainpictures.net. 200 000 авторских изображений в общественном достоянии, распределённых по категориям.
  • Edwards US Air Force Base (военно-воздушная база «Эдвардс») содержит фотогалерею, в которую включены, помимо прочего, изображения авиатехники. Согласно Disclaimer информация, размещённая на сайте, является публичной (public information) и может распространяться и копироваться со ссылкой на источник.
  • Aviation photographs by photographer — Категория на Викискладе, в которой перечислены фотографы распространяющие свои работы под свободными лицензиями. У каждого автора в шаблоне указано на каких именно сайтах выложены их работы.
  • Chandra X-Ray Observatory (англ.) — согласно Conditions of Use of Images, Products or Technologies (materials) материалы сайта могут быть использованы в некоммерческих и public information целях. При использовании необходима ссылка на источник: «NASA/CXC/SAO»
  • Hubble Telescope Site (англ.) — согласно Copyright Notice материалы, размещенные на сайте, созданы в рамках контракта NASA NAS5-26555, и, если не отмечено иного, имеют статус Public Domain, однако, при использовании необходима ссылка на источник.
  • Jet Propulsion Laboratory (англ.) — согласно JPL Image Policy, если не отмечено иного, можно использовать все изображения с указанием источника «Courtesy NASA/JPL-Caltech» (кроме логотипов JPL и NASA), а также не рекомендуется использовать изображения людей.
  • European Southern Observatory (англ.) — согласно Usage of images, videos and web texts использование изображений этого ресурса разрешено при условии указания авторства и ссылки на фото. Изображения людей и логотипа не разрешено.
  • Perry-Castañeda Library Map Collection (англ.) — Коллекция географических карт The University of Texas at Austin. Согласно Library Web Material Usage Statement можно использовать материалы являющиеся общественным достоянием со ссылкой на библиотеку университета.
  • Public Domain Spain Pictures — Public Domain Spain Photo Gallery, Public domain pictures of Spain, Copyrights-free photo archive containing the collection of free, public domain images and photos of Spain — Испания.
  • OpenStreetMap — свободно редактируемая карта всего мира. OpenStreetMap предоставляет открытые данные, на условиях лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 2.0 (CC-BY-SA). Имеется экспорт выделенного фрагмента карты в форматы PNG, JPEG, SVG и др.
  • Visible Earth — каталог фотографий Земли NASA. Необходимо указание того, что это изображение сделано NASA, желательно также указать название объекта, изображённого на фотографии и дать ссылку на местонахождение фотографии на сайте http://visibleearth.nasa.gov/. Других ограничений нет.
  • город Минск Минск. Беларусь. Разрешено использовать любые фотографии со ссылкой на источник.
  • The collection of Getty Museum — более 10000 фотографий произведений искусства музея Гетти в высоком разрешении, доступные для свободного использования[1]. Чтобы загрузить полноразмерное изображение, нужно перейти на страницу произведения и нажать Download. В качестве автора следует указывать Digital image courtesy of the Getty’s Open Content Program. Кроме того, есть поиск по свободным изображениям музея: Getty Search Gateway
  • http://www.adamsguns.com - Американский сайт, посвященный продаже коллекционного огнестрельного оружия. Владелец сайта разрешает использование изображений с него, при условии указания ссылки на сайт. Пример оформления изображений с этого сайта [1].

Светская хроника, знаменитости[править код]

  • Thebestphotos.ru. Много фотографий деятелей российского шоу-бизнеса. Получено разрешение на использование в Википедии фотографий с разрешением не более 300х300 пикселов под лицензией CY-BY-SA. Просьба указывать наличие тикета — (OTRS|2010111910000031)[2]. С сайта можно брать любые фотографии, если на них стоит логотип сайта (значит все права принадлежат им и могут быть переданы). Логотип сайта по периметру снимка нужно обрезать. Пример оформления изображения [2].

Средневековые надгробия[править код]

  • EffigiesAndBrasses.com — Коллекция более 2,500 изображений надгробий с XII по XV века, находящихся в свободном доступе (также несвободные изображения в виде ссылки ведущей на другой сайт). Удобная и продуманная система поиска (можно искать по странам, годам, роду занятий умершего и т. д.). Источник по средневековому костюму и доспехам, для каждого изображения указан источник получения. При копировании ссылка на ресурс необязательна, см. здесь
  • infojd.ru — сайт о железной дороге Сергея Болашенко, содержащий более 150.000 авторских фотографий железнодорожных и трамвайных линий, рельсовых транспортных средств и инфраструктуры. Разрешено использование материалов сайта по лицензиям CC-BY-SA 3.0 и GNU FDL, за исключением географических карт, схем и фрагментов публикаций в периодической печати (имеется разрешение OTRS #2010050510008099). Рекомендуется загружать изображения на Викисклад с использованием шаблона лицезии {{Infojd.ru}} или {{Bolashenko}}.
  • TrainPix — фотогалерея железнодорожного подвижного состава. Можно брать фотографии, в описании которых в поле «Лицензия» указано «by», «by-sa» или «zero» (соответствует лицензиям CC-BY 3.0, CC-BY-SA 3.0 и CC-Zero). Встроенного поиска по лицензии на сайте нет, для поиска можно использовать сервис Google или Google Картинки с фильтром по сайту и тегом лицензий (пример запросов для by, by-sa и zero или с фильтрацией несвободных лицензий). Фото с лицензиями, в названии которых присутствуют сокращения «nc» или «nd», могут использоваться в Википедии только как несвободные. Также если вы нашли свободное изображение, с большой вероятностью вы сможете найти другие свободные, загруженные тем же пользователем (для этого надо открыть профиль загрузившего пользователя и просмотреть сделанные фото).
  • wiki.nashtransport.ru — русскоязычная вики-энциклопедия о транспорте, содержимое доступно по лицензии CC-BY 3.0. Содержит большое количество изображений подвижного состава, станций и транспортной инфраструктуры. Некоторые изображения с сайта, такие как сканы из книг, де-факто не являются свободными, и в общем случае использовать их как «свободные» в Википедии нельзя.

Разнообразная тематика[править код]

  • 500px.com — фотобанк, часть работ из которого доступны по лицензиям CC-BY 3.0 и CC-BY-SA 3.0
  • LibreShot.com — Бесплатные фотографии для коммерческого и некоммерческого использования. Creative Commons (CC BY-SA 2.0).
  • Pixabay.com — Ищите качественные общедоступные фотографии без каких-либо ограничений (Public domain images without any limitations — for private and commercial use)
  • TotallyFreeImages.com — Более 400.000 совершенно бесплатных картинок
  • ru.tOrange.biz — Русскоязычная версия бесплатного фотобанка tOrange.biz. Более 40.000 авторских фотографий на условиях лицензии CC BY 4.0
  • Фотографии на самые разные темы есть на следующих англоязычных сайтах:
    • Flickr (CC-BY-2.0 и CC-BY-SA-2.0)
    • openphoto.net
    • sxc.hu
    • с этих сайтов можно брать фотографии, распространяемые по лицензиям cc-by, cc-sa, cc-by-sa, или у которых указано «no restrictions». Лицензии, в названии которых присутствуют сокращения «NC» или «ND», в качестве свободных с Википедией несовместимы.
  • everystockphoto (англ.)
  • kavewall.com (англ.)
  • http://cc.aljazeera.net/ (англ.) СС-репозиторий телекомпании Аль-Джазира
  • Всемирная цифровая библиотека
  • www.kremlin.ru — сайт президента России. Можно использовать изображения, заливая их с шаблоном {{Kremlin.ru}}. Также можно ознакомиться с Цифровой копией подтверждающего письма Администрации Президента России.
  • government.ru — сайт Правительства России. Можно использовать изображения, заливая их с шаблоном {{government.ru}}
  • premier.gov.ru — сайт Премьер-министра России. Можно использовать изображения, заливая их с шаблоном {{premier.gov.ru}}
  • mos.ru — сайт Правительства Москвы. Можно использовать изображения, заливая их с шаблоном {{Mos.ru}}
  • Picdrome.com — общедоступные фотографии (Public Domain)
  • Barnimages — коллекция фотографий, распространяемых по свободной лицензии (CC0)
  • Викимапия — фотографии к объектам, добавленные пользователями, доступны по лицензии CC-BY-SA 3.0 (условия использования)
  • rtyva.ru — официальный портал Тывы
  • Photostockeditor.com — общедоступные фотографи.
  • freejpg.com.ar — бесплатный банк изображений.

Каталоги бесплатных фотобанков[править код]

ru.wikipedia.org

Википедия:Иллюстрирование — Википедия

В Википедии приветствуется размещение изображений, видео и звуков на страницах статей. Чтобы добавить в статью картинку или схему, вы должны провести некоторую подготовительную работу.

Предварительно медиафайлы должны быть сохранены либо на Викискладе, общем для всех языковых версий, либо в русскоязычном разделе Википедии. Викисклад — предпочтительнее, так как позволяет использовать файл во всех языковых версиях без непосредственной загрузки в каждую из них, что очень удобно при переводе статей.

Где взять изображения

Если нужна фотография какого-либо реального объекта или явления — сфотографируйте его самостоятельно


Возможно, нужное вам изображение уже есть в нашем разделе Википедии: воспользуйтесь поиском по предполагаемому имени файла или просмотрите список изображений по темам.

Попробуйте найти изображение на Викискладе; обратите внимание на ссылки дополнительных инструментов поиска справа вверху.

Если вы нашли изображение в одном из иноязычных разделов Википедии (или другом проекте Викимедиа) (например, en:File:Marie Calm.jpg), то вам придётся перенести его — либо на Викисклад (что позволит использовать его в любых проектах и языковых разделах), если это позволяет лицензия, либо в русскую Википедию (или в необходимый языковой раздел необходимого проекта). Непосредственное использование изображений из иноязычных разделов Википедии или между различными проектами Викимедиа не поддерживается.

Бывает, что изображение нашлось, но его качество вас не устраивает. Если у вас есть более качественное изображение с тем же содержанием, то имеет смысл загрузить его под тем же названием, то есть заменить старое изображение.

Если подходящего изображения в Википедии не нашлось:

  • Фотографию реального объекта или явления лучше сделать самостоятельно цифровой камерой. Можно использовать и обычную плёночную камеру, а потом отсканировать снимки (ещё лучше — негативы), но это не так рационально.
  • Чертёж, схему, диаграмму можно нарисовать, используя какую-либо графическую или оформительскую программу. Другой вариант: аккуратно нарисовать всё на бумаге, а потом отсканировать. Можно использовать даже очень некачественные рисунки и наброски ваших схем, но в таком случае после загрузки необходимо оставить заявку на улучшение изображения в Графической мастерской, и там, если это возможно, вам помогут.
  • Брать изображения из Интернета и сканировать иллюстрации из книг можно, только соблюдая критерии добросовестного использования. Исключение составляют репродукции тех картин и иллюстраций, которые уже перешли в общественное достояние (см. Википедия: Источники изображений). Если не нашлось свободных иллюстраций или таких изображений, на которые есть разрешение, а также по каким-то причинам нельзя воспользоваться текущими правилами добросовестного использования, то можно использовать шаблон External media. Это позволит создать в статье ссылку на внешние (размещённые не в Википедии и не на Викискладе) медиа-материалы, содержащие нужное изображение.
  • В случае если для статьи нужна иллюстрация, но вы не смогли найти изображение с подходящей лицензией, стоит разместить в статье шаблон {{Нет иллюстраций}}, чтобы привлечь внимание участников, у которых могут быть необходимые изображения.
  • Также можно обратиться к другим участникам с просьбой загрузить фотографии (Википедия:Запросы на фотографии и иллюстрации).
  • В случае неизвестной лицензии важного файла можно ограничиться шаблоном {{Внешние медиафайлы}}.

Требования к медиафайлам

Изображение, видео или звук, который вы собираетесь поместить в свою статью, должно соответствовать ряду требований:

  • Соблюдение авторского права: никогда не помещайте в Википедию медиафайлы, если это не разрешено их правообладателями.
  • Используйте правильный формат медиафайлов (см. commons:Commons:Media for cleanup/ru):
    • Для файлов изображений
    • Для файлов видео — WebM или OGV. Большинство популярных форматов видео, включая MKV, AVI, WMV или MP4, не поддерживаются движком WikiMedia, поэтому перед загрузкой видео необходимо конвертировать в один из ранее указанных. Использование формата WEBM предпочтительнее, так как файлы с данным расширением лучше сжимаются и имеют меньший по сравнению с OGV размер.
    • Для файлов аудио рекомендуется импользовать формат OGG. Также поддерживаются форматы MIDI, WebM, FLAC и WAVE. В остальных случаях аудио следует предварительно конвертировать.
  • Загружаемые медиафайлы должны иметь максимально высокое разрешение, что обеспечит наилучшую детализацию при их просмотре и высокое качество печати. Максимальный размер файла в Википедии составляет 100 мегабайт, поэтому не уменьшайте их перед загрузкой на сервер! Лучше это сделать с помощью команд разметки Википедии непосредственно при вставке в статью. Старайтесь, чтобы размер файла с уменьшенной копией изображения, которая используется в статье, не превышал 35 килобайт (максимум 70 килобайт). Если размер загружаемого файла превышает 100 Мб (например, продолжительное видео в высоком разрешении), его можно загрузить на Викисклад, для чего предварительно следует включить опцию блочной загрузки. Опция позволяет загружать файлы размером до 2 ГБ.
  • Желательно загружать изображение без графической подписи, чтобы использовать его и в других языковых разделах. Графическую подпись рекомендуется делать в виде цифр, а в описании файла и в статьях, где он используется, приводить легенду с раскрытием цифр. Также подпись очень просто вставить с помощью вики-разметки.
  • Для каждого медиафайла имеется страница с его описанием, которую вы обязаны заполнить. Поэтому приготовьте в обязательном порядке данные об источнике, если автор медиафайла не вы, а также о лицензии. Если медиафайл загружается из другого языкового раздела Википедии, то указания только на этот раздел недостаточно — всё равно должен быть указан вид лицензии (см. Википедия:Лицензирование изображений).

Желательно также иметь имя автора — фотографа или художника — и подумать над описанием изображения. Последнее должно быть коротким и не отвлекать от самого изображения. Подробнее см. ниже в разделе Описание изображения.

Уместность изображений

Не всякое изображение стоит добавлять во всякую статью. Прежде чем добавить изображение в статью, подумайте, нужно ли оно там. Википедия стремится представлять различные точки зрения соответственно тому, насколько широко они представлены в авторитетных источниках по проблеме. Это относится не только к тексту статей, но и к изображениям. См. Википедия:Взвешенность изложения.

Загрузка файла в Википедию

«Свободные» изображения, то есть находящиеся в общественном достоянии, сделанные вами или свободно распространяемые по иным причинам, следует загружать на Викисклад (см. «Мастер загрузки»), чтобы их можно было использовать сразу во всех проектах Фонда Викимедиа. Загружать файлы на Викисклад можно сразу же после регистрации в Википедии.

Изображения, не являющиеся полностью свободными из-за отсутствия в соответствующем государстве свободы панорамы, следует загружать в русскоязычный раздел Википедии с простановкой соответствующего шаблона FoP-… .

Загружать файлы в русскоязычный раздел Википедии могут только участники, зарегистрированные как минимум 14 дней назад и внёсшие как минимум 20 правок. За это время новые участники имеют возможность лучше ознакомиться с правилами загрузки и не совершать распространённых ошибок. Опытным участникам, которые по каким-либо причинам не отвечают этим критериям, например, активным в других проектах Фонда, администраторы могут присвоить флаг «загружающего» вручную.

Последовательность действий описана на странице Загрузить файл. В названии файлов различается написание ПРОПИСНЫМИ и строчными буквами. При загрузке нового изображения под тем же названием старое изображение сохраняется в истории правок, так же, как текст статей. Если вы считаете нужным удалить старую версию изображения или изображение полностью, обратитесь к администраторам.

Файл под явно неверным названием можно переименовать, порядок действий для этого описан в правиле Википедия:Переименование файлов.

Загрузка файлов отражается в журнале загрузки файлов. Просмотреть ранее загруженные файлы можно в списке или галерее загруженных изображений либо через категории, входящие в Категория:Википедия:Файлы.

Описание изображения

После загрузки файла изображения появится ссылка на страницу описания этого изображения, где необходимо записать название, источник, откуда взято изображение (например, адрес страницы сайта), а также, желательно, фамилию фотографа и/или автора — художника, скульптора и так далее — изображённого произведения. Информацию о лицензии следует поместить вне шаблона (раньше она указывалась в шаблоне). Это, конечно, требует некоторого времени, но лицензию, под которой вы работаете, нужно уважать. Такое описание поможет другим пользователям использовать это изображение в своих статьях.

Для описания изображения рекомендуется использовать специальный шаблон {{Изображение}}. Формат использования шаблона с примером представления информации о лицензии, в данном случае — GFDL:

{{Изображение
| Описание       = <!-- Описание -->
| Источник       = <!-- Источник -->
| Время создания = <!-- Время создания -->
| Автор          = <!-- Автор -->
}}

{{GFDL}}
{{CC-BY-SA-3.0}}
{{PermissionOTRS-ID|0000000000000000}}

Для удобс

ru.wikipedia.org

Фотоискусство — Википедия

Инструменты профессионального фотографа

Фотоискусство — основанное на технологиях фотографии искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Считается одним из изобразительных искусств и занимает одно из ключевых мест в современной массовой культуре.

Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Фотоискусство противопоставляется коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.

«И в недуге и в здравии», работа Жанно Руффа

В настоящее время не существует чёткого определения понятия «фотоискусство» или «художественная фотография». В качестве примера — определения, встречающиеся в справочниках, научных статьях, интернете.

В справочниках
  • «художественная фотография»: «эвфемизм для фотографии в стиле ню»[1].
  • «художественная фотография»: фотография, созданная как предметы искусства — то есть отражающая эмоции и восприятие художника, разделяющая их с другими (зрителями)[2].
  • «Изобразительное искусство фотографии»: создание изображений для воплощения творческого замысла фотографа. … Синоним художественной фотографии[3].
В научных статьях
  • В двух работах Кристоферсон в 1974 г. определил фотохудожника как «человека, создающего и распространяющего фотографии как искусство»[4][5].
  • В 1986 в этнографической и исторической статье Доны Шварц не содержится определения «изобразительного искусства фотографии» в прямом виде, но она сравнивает его с фотографией фотоклубов[6]. Также она говорит, что художественная фотография связана с другими изобразительными средствами, такими как живопись; «следует своей собственной истории и традициям» (не стремясь повторять достижения своих предшественников), «обладает своей собственной лексикой», «выражает идеи» (например, демонстрация содержания через форму), «новаторское», «субъективное», «образ жизни» и «является частью мирового рынка».
В интернете

Один историк фотографии утверждал, что «самым ранним представителем« изобразительного искусства »или композиционной фотографии был Джон Эдвин Мейалл[en], который демонстрировал дагерротипы, иллюстрирующие молитву Господа в 1851 году. [14] Преобразование фотографии в часть изобразительного искусства можно отнести к викторианской эпохе. Значительную роль в этом сыграли: Джулия Маргарет Кэмерон, Чарльз Лютвидж Доджсон, Оскар Густав Рейландер и др. До конца 1970-х годов стали преобладать некоторые жанры, такие как: Ню, портреты и природные ландшафты (на примере Энсел Адамс). Прорывные «звездные» артисты 1970-х и 80-х годов, такие как: Салли Манн, Роберт Мэпплторп , Роберт Фарбер и Синди Шерман, все еще сильно полагались на такие жанры, хотя видели их свежими глазами.

Американские организации, такие как Aperture Foundation и Музей современного искусства, много сделали для того, чтобы фотография оставалась в авангарде изобразительного искусства. Создание MOMA отдела фотографии в 1940 году и назначение Бомонта Ньюхолла первым куратором часто приводят в качестве институционального подтверждения статуса фотографии как части искусства. [15]

Началом российской фотографии можно считать момент когда И. Х. Гамель, член российской Академии наук отправился в поездку для изучения метода калотипии, в Великобританию. Там, при знакомстве с В.Тальботом и его методом получения фотографического изображения, Гамель уехал во Францию, где он знакомится с Жаком Дагером, основоположником другого способа получения фотографии, и даже делает несколько снимков под его руководством. Так, все собранные материалы были успешно отправлены в Петербург, где академик Юлий Федорович Фрицше стал одним из первых людей в России освоившим технику получения фотографического изображения. Сделав несколько снимков листьев растений, уже 23 мая 1839 года он выступил на заседании Петербургской Академии наук со своим отчетом «о гелиографических опытах», в котором был дан исчерпывающий анализ способа Тальбота по получению фотографических изображений. Эта была первая исследовательская работа, посвященная фотографии, в России, давшая старт усовершенствованию методов получения фотоснимков.

Важным событием в развитии художественной фотографии в России стало открытие первого «художественного кабинета» для портретной фотографии в июне 1840 г. Постепенно он в совершенстве овладел двумя главными техниками получения фотографического изображения, существовавшими в середине XIX столетия — калотипией и дагеротипией. Постепенно интерес к фотографии от научного перешел в практическую плоскость и в России начали открываться фотоателье. Фотоателье «Светопись» стало одним из первых подобных заведений и принадлежало Сергею Левицкому (русскому придворному фотографу). Снимки Сергея Левицкого — Кисловодска и Пятигорска, сделанные им во время поездки на Кавказ, были награждены золотой медалью на выставке в Париже. Впоследствии Левицкий представил свою серию портретных фотоснимков выдающихся русских художников, писателей и общественных деятелей в 1867 году. Именно он превратил фотографию в художественное творчество, заложил первые основы модельной фотосъёмки и стал использовать различные вспомогательные предметы и эффекты, такие как, разнообразные фоны и общий интерьер. Левицкий так же первым в России стал ретушировать получаемые негативы и устранять недостатки. В своем ателье он также проводил опыты по использованию в фотографии электрического освещения.

Наряду с Сергеем Левицким в Петербурге работал Андрей Деньер, который открыл заведение «Дагеротипное заведение художника Деньера» в 1851 году. Он получил известность, так же как и Левицкий, благодаря своим портретным фотоснимкам известных деятелей, позже он создал первый в Российской империи фотоальбом. В 1878 году, в его фотоателье был испытан короткофокусный фотообъектив Ивана Болдырева ((1849/1850—1898) — российский фотограф). Подобный объектив позволял передавать не только линейную, но и воздушную перспективу при осуществлении портретной групповой съемки. Хотя из-за отказа чиновников это изобретение так и не попало на международную выставку в Париже. Однако, в 1889 году, все тот же Болдырев представил точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества был признан самым лучшим, среди всех имевшихся в продаже в то время.

Фотография в России во второй половине XIX века[править | править код]

В 80-е годы XIX века в стране появился первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала члену Русского технического общества Павлу Ольхину. Журнал получил название «Фотографический вестник» и рассказывал о методах съёмки, обработки фотоматериалов, о теории и практики в съёмки и другое. Примерно в то же время в России стал сформировываться жанр публицистического фоторепортажа, основоположником которого стал Максим Дмитриев. Он создал серию фотоснимков «Волжская коллекция» с уникальными изображениями реки Волги, от её истоков до устья. Так же стал автором портретных снимков таких выдающихся российских деятелей, как Ф. И. Шаляпин и А. М. Горький.

Искусство фотографии стала интересна так же в кругах русских исследователей и учёных. Так, например Климент Аркадьевич Тимирязев в своё время великолепно овладел техникой фотографии и в 1895 году был удостоен серебряной медали на Московской фотографической выставке за свои фотоработы, посвященные растениям и природе.

Совершенствованием технической стороны фотографии постоянно занималось множество российских ученых и исследователей. Так, в 1885 году И. Филипенко — офицер российской армии представил фотоаппарат и своё новое устройство состоящее из фотокамеры и походной лаборатории, приспособленной для обработки негативов на свету (Походный фотографический прибор), которые были столь компактными что спокойно умещались в небольшом чемоданчике. В этом же году Департамент торговли и мануфактур выдал изобретателю патент за № 6959 от 16 августа, и в журнале «Фотограф-любитель» было помещено подробное описание этого аппарата.

В конце 80-х годов XIX столетия в России фотоаппарат стал использоваться для осуществления аэросъемки. Поручик императорской армии, изобретатель и пилот-аэронавт А. Кованько сумел сфотографировать земную поверхность в районе Санкт-Петербурга с высоты около 800 метров. А в 1894 году появился фотоаппарат Н. Яновского, с помощью которого можно было снять серию монументальных фотографий для отображения движущегося объекта. Затвор был описан в журнале «Фотограф-любитель» № 4 за 1896 год. По такому же образцу был построен затвор фотографа Ашихина, предназначенный для мгновенных снимков. Заседание V отдела РТО, состоявшееся 7 октября 1883 года, одобрило новое изобретение.

Советская фотография[править | править код]

Одной из главных причин зарождения и становления советской фотоиндустрии несомненно являлось то, что после Октябрьской революции фотография в нашей стране стала мощнейшим средством коммунистической пропаганды советского образа жизни и воспитания. Так же стали выпускаться отечественные фотоаппараты в большом количестве, которые были способные предоставить достаточно высокое качество съёмки на те времена. Но не смотря на переход фотографии в массовое пользование художественная её составляющая сильно пострадала в ходе революции. Поскольку настало время полной изоляции от художественной жизни других стран, русская фотография переживала трудные времена. Уже существовавшие веяния и моды в фотоискусстве были полностью разрушены, на первое место вышел жанр соцреалистического репортажа, призванный обслуживать тоталитарный режим. Стали популярными фото масштабных строек и промышленных предприятий, советских руководителей, рабочих на заводах и т. д. Таким образом, русская фотография была полностью пропитана советской пропаганде и постоянно обозревала окружающую социальную обстановку. Фотоиндустрия в большинстве своём носила рабочий характер. Однако подобная обстановка стала меняться с приходом Великой Отечественной войны, началось активное развитие документальной фотографии. Среди признанных мастеров советской фотографии можно отметить Бориса Игнатовича, Василия Егорова и Александра Родченко.

Современная фотография[править | править код]

В современном мире развитие фотографии непосредственно связанно с появлением цифровых фотоаппаратов. С их помощью фотография стала доступной практически любому человеку. За последнее время появилось огромное количество жанров и направлений в искусстве, мода на фотографию как часть искусства растёт. Этому способствует постоянное развитие цифровой фототехники, использование сменных блоков оптики и их широкий выбор, обширные возможности по ретушированию и изменению фотоизображений в компьютерных редакторах. Так же развитию фотографии в России способствуют различные упрощённые способы к доступу информации, каждый желающий фотограф-любитель может записаться на тематические курсы, занятия, студии и получить необходимые сведения о профессии или взять их с нуля. С появлением всемирной сети люди получили возможность находить новые работы и направления, искать коллег и быстро вступать в сотрудничество, что тоже несомненно помогает фотографии развиваться и продвигаться в массы.

  • Без названия. Фотограф Даниель Антунеш

  • «Победитель», фотограф Андриус Петручениа

  1. Leslie D. Stroebel, Hollis N. Todd. Dictionary of contemporary photography. Dobbs Ferry, NY: Morgan & Morgan, 1974. ISBN 0871000652
  2. Gloria S. McDarrah, et al. The photography encyclopedia. New York: Schirmer, 1999. ISBN 0028650255
  3. Barbara Lynch-Johnt, Michelle Perkins. Illustrated dictionary of photography: the professional’s guide to terms and techniques. Buffalo, NY: Amherst Media, 2008. ISBN 9781584282228
  4. Richard W. Christopherson. Making Art With Machines: Photography’s Institutional Inadequacies. // Urban Life and Culture, Vol. 3, No. 1, April 1974, pages 3-34.
  5. Richard W. Christopherson. From Folk Art To Fine Art: A Transformation in the Meaning of Photographic Work. // Urban Life and Culture, Vol. 3, No. 2, July 1974, pages 123—157.
  6. Dona Schwartz. Camera Clubs and Fine Art Photography: The Social Construction of an Elite Code // Urban Life, vol. 15, no. 2 (July 1986), pp.165-195.
  7. ↑ Authority headings search // Library of Congress. Retrieved August 6, 2008.
  8. ↑ What is Fine Art Photography? // rec.photo.digital discussion, March 3, 2001 — March 5, 2001. Retrieved August 6, 2008.
  9. ↑ Fine Art photography? // rec.photo.equipment.35mm discussion, May 23, 2004 — May 29, 2004. Retrieved August 6, 2008.
  10. ↑ Fine art photography // Photo.net Leica and rangefinders — technique forum, May 29, 2003 — June 1, 2003. Retrieved August 6, 2008.
  11. ↑ What is 'fine art photography'?, Or should we put the term to one side? (недоступная ссылка) // Luminous Landscape forum, May 21, 2008 — August 1, 2008. Retrieved August 6, 2008.
  12. ↑ What is Fine Art Photography? // Epic Edits Weblog, June 24, 2008. Retrieved August 6, 2008.
  13. ↑ Defining Fine Art Photography: Introverted Архивная копия от 1 июня 2009 на Wayback Machine // Damien Franco dot Com blog, June 24, 2008. Retrieved August 6, 2008.
  14. ↑ Gernsheim, Helmut. Creative photography: aesthetic trends 1839-1960. New York: Dover, 1991. ISBN 0-486-26750-4
  15. Phillips, Christopher. The Judgment Seat of Photography (неопр.) // October. — Т. 22. — DOI:10.2307/778362.

ru.wikipedia.org

Хронология фотографии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хронология основных событий в истории фотографии. Изобретения и открытия, оказавшие наиболее сильное влияние на развитие технологии.

Первая человеческая фигура, запечатлённая на дагеротипе. 1838 год Первый калотип Тальбота «Окно аббатства Лекок».
1835 год
  • 1801 Немецкий физик Иоганн Риттер открывает ультрафиолетовое излучение, благодаря почернению хлористого серебра[2];
  • 1802 Томас Веджвуд и Хамфри Дэви опубликовали в Лондоне «»;
  • 1814 Хамфри Дэви открыл ещё одну светочувствительную соль серебра — йодистое серебро[4];
  • 1816 Жозеф Нисефор Ньепс получил с помощью камеры-обскуры изображение своего двора на бумаге, пропитанной хлористым серебром[2]. Изображение было негативным, а Ньепс так и не нашёл способа его обращения в позитив[5]. В результате он отказывается от солей серебра в дальнейших изысканиях[6];
  • 1819 Джон Фредерик Вильям Гершель, сын Вильяма Гершеля, открыл способность тиосульфата натрия растворять соли серебра[7][4];
  • 1822 Жозеф Нисефор Ньепс начал опыты с битумом, скопировав этим способом портрет Папы Пия VII. Светочувствительный слой экспонировался контактным способом сквозь оригинал гравюры, без использования камеры-обскуры[8][9];
  • 1824 Жозеф Нисефор Ньепс получил первый светостойкий фотоснимок, сделанный камерой-обскурой методом гелиографии. Однако из-за хрупкости литографского камня, послужившего подложкой для светочувствительного асфальтового слоя, снимок был уничтожен при попытке печати на бумаге;
  • 1826 Антуан Жером Балар открыл светочувствительность бромида серебра[4];
Жозеф Нисефор Ньепс познакомился в Париже с другим исследователем в области фотографии Жаком Луи Дагером[10];
  • 1827 (по некоторым данным 1826 год) Жозеф Нисефор Ньепс получил на пьютеровой пластинке первый дошедший до наших дней фотоснимок, сделанный камерой-обскурой методом гелиографии — «Вид из окна в Ле Гра»[11][12][13];
  • 1829 Ньепс и Дагер заключили нотариальное соглашение о совместных работах по усовершенствованию технологии гелиографии[14];
  • 1833 Негативные фотографические изображения удаётся получить на бумаге, пропитанной нитратом серебра, художнику из Бразилии Эркюлю Флорансу[10][15][16];
  • 1835 Фокс Тальбот создал первый бумажный негатив снимка «Окно аббатства Лекок» с помощью миниатюрной камеры-обскуры[12]. В качестве фотоматериала использована бумага, пропитанная нитратом серебра и раствором соли[17];
Дагер открыл возможность проявления скрытого изображения экспонированной посеребрённой пластинки парами нагретой ртути[14];
25 января Тальбот представил в Лондонском королевском обществе технологию калотипии — способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого возможно тиражирование позитивов[21];
Карл Фридрих Гаусс разработал теорию построения изображений в сложных оптических системах;
Йозеф Максимилиан Пецваль рассчитал объектив с рекордной для тех лет светосилой f/3,7. Это позволило существенно сократить выдержку, упростив портретную съёмку[22];
Александр Уолкотт и Джон Джонсон открыли в Нью-Йорке первое в мире портретное фотоателье[23][24];
23 марта Ричард Берд открывает первое европейское портретное ателье в Лондоне[27];
Людвиг Мозер создал первый стереофотоаппарат для дагеротипных пластинок[29];
Компания Liesegang начинает выпуск первой желатиносеребряной фотобумаги для «дневной» фотопечати — аристотипной[47];
  • 1887 Изобретение Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя, позволившего использовать целлулоид в качестве подложки фотоплёнки[48];
Габриэль Липпман изобрёл липпмановский процесс — «метод фотографического воспроизведения цветов, основанный на интерференции»;
  • 1888 Начинается выпуск бокс-камеры Kodak № 1 для рулонной фотоплёнки и первого централизованного сервиса проявки и печати[* 1]. Камера с отснятой плёнкой отправлялась по почте на завод, откуда высылалась перезаряженной и с комплектом готовых фотографий. Тогда же появился рекламный слоган компании Kodak: «»[46][49];
  • 1889 Поступает в продажу первая рулонная фотоплёнка на целлулоидной подложке производства компании Eastman Company, позднее переименованной в Eastman Kodak;
  • 1890 Немецкий оптик Пауль Рудольф сконструировал первый объектив анастигмат[50];
Фердинанд Хёртер и Чарльз Дриффилд завершили разработку универсальной методики измерения светочувствительности фотоматериалов, заложив основы современной сенситометрии[51];
  • 1891 Альфред Богиш открыл проявляющие вещества метол, глицин и амидол, нашедшие широкое применение в фотографии[52];
  • 1892 Жюль Карпантье выпустил первый фотобинокль — разновидность фотоаппарата для незаметной моментальной съёмки[53];
  • 1893 Британский оптик Гарольд Тейлор запатентовал оптическую систему «Триплет», послужившую основой для многих современных фотообъективов[54];
  • 1897 Фирма Eastman Kodak представила первый складной фотоаппарат карманного размера[53];
Кассета «Instamatic» с фотоплёнкой. 1963 год
Eastman Kodak начал выпуск цветной фотоплёнки «Kodacolor» с лентикулярным линзовым растром[66];
  • 1929 Выпущены первые одноразовые баллоны «Osram Vacublitz» для импульсного освещения в фотографии[67];
  • 1934 Введена немецкая шкала светочувствительности фотоматериалов DIN[51];
Начат выпуск первого фотоаппарата со встроенным пружинным вайндером «Robot I»[68];
Компания Ihagee выпустила камеру «Кине-Экзакта», которая считается первым в мире серийным малоформатным однообъективным зеркальным фотоаппаратом[71];

ru.wikipedia.org

Картинка википедия – Фотография — Википедия

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх