Контраст это в живописи: Энциклопедия художника

Содержание

Контраст

КОНТРАСТ

Композиция, в которой наибо­лее ярко выражено различие между фигурами (объемами) по форме, тону, цвету и другим изобразительным качествам, построена на контрастных от­ношениях. Используется, как правило, для передачи проти­воположных начал: жары и хо­лода, активного движения и не­подвижности, твердости и мяг­кости, веселья и грусти…

КОНТРАСТ (от французского contraste — противоположность), в оптике, отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме или такое же отношение для освещенностей изображения.

Зрительный контраст характеризует особенность зрительного восприятия, в силу которой оценка яркости наблюдаемого объекта меняется в зависимости от окружающего фона либо от предыдущих зрительных впечатлений. Для глаза человека существует минимальный (пороговый) контраст. Понятием «контраст» пользуются также в фотографии, где оно характеризует различие между наибольшей и наименьшей оптической плотностью.

Значение контраста в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» обратил внимание на то, как следует сочетать конт­расты:

«рядом с высоким ставить низкого, с толстым — худого, с одетым в бархат с тяжелыми и мягкими складками — фигура в шелку, дающем мелкие и ост­рые складки».

Можем еще добавить парные противоположности: объем и плоскость, свет и тень, близкое и далекое — или пойти через аллегории добра и зла, времен года…

Если с помощью контраста пе­редаем остро выразительный сю­жет в состоянии природы (гроза, шторм) или настроение челове­ка гнев, радость, печаль.

Оптический контраст — отличимость предмета наблюдения от окружающего его фона.

    Цветовой контраст — разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков. Понятие используется в дизайне, рекламе и в фотографии («за счёт цветового контраста объект выделен…»).

    Особенность восприятия и выделения глазом объектов в зависимости от условий восприятия ( фона , движения, расположения). Например, при одновременном цветовом контрасте, видимое глазом цветовое различие усиливается, если сравниваются детали дополнительного или близкого к ним цвета , в частности, синего и желтого, оранжевого и голубого, пурпурного и зеленого. Одновременный цветовой контраст подобен яркостному контрасту : цвет детали светлеет на темном фоне и темнеет на светлом. Известно и явление последовательного цветового контраста. Оно выражается в том, что после перемещения взгляда с одних цветных деталей на др. возникает последовательный зрительный образ: некоторое время после перемещения взгляда цвет рассматриваемого предмета смещается в сторону цвета дополнительного к ранее рассматриваемому участку
    изображения.

      Замечали ли вы когда-нибудь, что красные ма­ки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или крас­ных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его зо­лотисто-оранжевая листва на фоне серых туч вос­принимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип рез­кого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружаю­щих предметов.

      Взгляните на таблицу 1. Серый квадрат приоб­ретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым, другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый. Этот и следующие рисунки не следует рассматривать с близкого расстояния; взгляд надо фиксировать между квадратами, а не пере­водить с одного на другой. Здесь мы наблюдаем явление так называемого одновременного

      цветового конт­раста, который связан с кажущимися изменения­ми, происходящими при восприятии соседних цве­товых пятен. Каковы же его основные формы?

      При контакте двух красок, лежащих на «цве­товом круге» друг против друга, взаимно усили­вается их насыщенность. Так, красный квадрат на зеленом фоне кажется нам гораздо насыщен­нее того, что лежит на оранжевом, родственном красному, хотя в действительности хроматиче­ские качества обоих квадратов совершенно одина­ковы (таблица 2).

      Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость (таблица 1).

      При сопоставлении контрастных цветов, распо­ложенных в цветовом круге недалеко друг от друга, наш глаз стремится как бы изменить от­тенок, приблизив его к контрастному. Так, зеле­ный квадрат на синем фойе воспринимается с оранжево-желтым оттенком, а желтый на крас­ном — с зеленоватым (таблица 3).

      Зная эти закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой гармо­нии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря таким факто­рам, которые художник не в состоянии ис­пользовать в своей работе. Прежде всего это влия­ние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного света из окна или электрической лам­пы. Зачастую мы не замечаем такого влияния: лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце, и при «холодном» свете пас­мурного дня, так как давно знаем, что бумага белая. Однако на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объеди­няя однородной окраской окружающую среду.

      Если вы занимаетесь живописью с преподавате­лем, то, вероятно, не раз слышали от него: «Здесь возьми теплее, там — холоднее». «Тепло-холод­ные отношения», или «температура цвета», — яв­ление, с которым вы будете достаточно часто встречаться. Поэтому стоит разобраться в его при­роде, прямо связанной с цветовым контрастом, На таблице 4 оба квадрата окрашены одной жел­той краской, но на синем фоне она кажется «теп­лее», чем на красном. Все здесь зависит от взаи­модействия цветов. Красный несколько «теплее», чем желтый, синий — «холоднее»: в зависимо­сти от «температуры» фона меняется и восприни­маемая «температура» желтой краски. Вы сами можете провести подобные эксперименты с други­ми цветами.

      Стоит сходить в музей или картинную гале­рею либо взять альбом с хорошими репродук­циями. Рассматривая картины, обратите вни­мание на то, что одна и та же краска в зависимо­сти от окружения может становиться то «теплой», то «холодной».

      Примером использования «тепло-холодных» от­ношений может быть пейзаж И. Левитана «Март». Весьма ощутимый «тепло-холодный» контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттен­ков желтого и красного (кроны деревьев) и зеле­но-синего (небо). Именно эти цветовые сочетания помогли художнику воссоздать столь неповтори­мый характер освещения натуры.

      Поскольку «температура» цветового пятна за­висит от фона, «температура цвета» — понятие весьма относительное. Правда, некоторые цвета мы считаем постоянно «теплыми» (красный, оран­жевый) или «холодными» (голубой, синий). Та­кие представления объясняются традиционными ассоциациями: красный напоминает нам цвет ог­ня, оранжевый — солнце, голубой — лед и т. д. Однако вы могли убедиться, что это не всегда точ­но. Оранжевый на фоне синего будет восприни­маться «теплым», даже «горячим», а синий и го­лубой, соприкасаясь с оранжевым, покажутся нам еще более «холодными». Но совсем иначе мы воспринимаем тот же оранжевый в окружении, допустим, красного цвета: он станет заметно «хо­лоднее», чем был на фоне голубого.

      Следователь­но, живописцу и в данном случае приходится опи­раться на закономерности восприятия цвета на плоскости, отличающиеся нередко от восприятия цвета в натуре.

      Цветовой контраст и насыщенность соприка­сающихся пятен.

      С наибольшей эффективностью сопоставляются не слишком яркие, а несколько ослабленные в насыщенности цвета, поскольку звучность очень яркого цвета является слишком сильным раздра­жителем и заметно утомляет наше восприятие.

      Соответствие соприкасающихся цветовых пятен по светлоте существенно влияет на эффективность цветового контраста: чем ближе светлота цвето­вых пятен, тем ощутимее воздействие цветового контраста.

      Цветовой контраст и размеры соприкасающих­ся цветовых пятен.

      Здесь положение практически то же, что и при тоновом контрасте: чем меньше площадь пятен, тем меньшим должно быть рас­стояние, отделяющее зрителя от плоскости. На большом расстоянии мелкие контрастные пятна сильно обесцвечиваются, сливаясь в серый тон.

      Влияет на краски натуры и воздушная перспек­тива. На близком расстоянии в живописной груп­пе осенних деревьев можно различить множество цветов — от холодно-голубых до горяче-оранжевых. Но если отойти от рощи на километр, все это многоцветье погаснет, а останется довольно равномерной окраски цветовое пятно.

      Наконец, краски природы гармонизируют с по­мощью взаимных рефлексов. Рефлекс (отражение) — свет, падаю­щий на предмет или какую-либо его часть от соседних с ним осве­щенных предметов. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: сто­ит упасть на нее солнечному лучу, как шея и под­бородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря рефлексу от рубашки.

      Одна из наиболее распространенных ошибок на­чинающих живописцев заключается в попытках пассивно перенести краски изображаемых пред­метов на бумагу или холст. Они последовательно рассматривают отдельные элементы натуры, вне связи друг с другом. Потом так же последователь­но переносят их на холст, забывая при этом, что на его плоскости нельзя использовать все возмож­ности источника освещения, воздушной перспек­тивы, взаимных рефлексов, что на картине обо­собленно не воспринимается ни один оттенок. Од­на и та же краска при перемене граничащих с ней цветов изменяет в нашем представлении свои хроматические, то есть цветовые, качества.

      Воздействие на зрительное восприятие непо­средственно соприкасающихся    цветовых    пятен играет важную роль в создании гармоничной цве­товой системы, в достижении убедительности худо­жественного образа. Занимаясь живописью, вы будете постоянно сталкиваться с задачами гармо­низации на плоскости различных цветов и оттен­ков. Знание закономерностей цветового контрас­та поможет успешно их решать.

      Контраст изображениядиапазон яркостей изображения — отношение яркостей самой светлой и самой тёмной частей изображения.

        Контраст освещения — величина, описывающая различие в яркости по разному освещённых объекта и фона или участков объекта в конкретной сцене. Количественно выражается как отношение разницы яркостей к их сумме. Лежит в пределах от 0 до 1. При использовании нескольких ламп-вспышек контраст освещения задаётся соотношением их мощностей, положением и направлением. На современных лампах-вспышках с беспроводным управлением может быть выставлен в некоторых пределах.

          Контрастность (англ. Contrast ratio — диапазон яркостей или диапазон плотностей) — максимальное отношение яркостей или плотностей устройства или материала вывода изображений. Отношение яркостей или плотностей самой светлой и самой тёмной точки на устройстве или материале. Обычно выражается в виде отношения 1000:1 для дисплеев, десятичного логарифма 3.0D в сенситометрии или двоичного логарифма 10 ступеней в фотографии.
            Тоновой контраст

              Внимательно посмотрите на репродукцию картины замечательного русского живописца В.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Скоро ваш взгляд, привлечённый фигурой рыжебородого стрельца, помёщенной художником ближе к левому краю холста — переместится вправо — к восседающему на коне Петру I, а затем снова — к стрельцу, подавшемуся всем телом в сторону царя. На этом полотне несколько десятков персонажей, много групп, в каждой — свой смысловой центр, а Петр и не снявший перед ним шапку стрелец расположены вроде бы не в центре. И тем не менее вы быстро заметили поединок их взглядов, олицетворяющий главную идею картины — жестокую и беспощадную борьбу между старой и новой Россией. Безмолвный диалог этот — завязка композиции.

              В картине несколько удачно расположенных персонажей. Это сидящая на земле женщина с опущенной головой (её художник поместил ближе всех к зрителю — в центре картины), возвышающийся над толпой — тоже в центре — стрелец, в прощании с народом склонивший голову, и другие. Какими же средствами Суриков выделил из общей массы стрельца и царя? Рыжебородый стрелец одет, как и все остальные приговорённые к казни, в чистую белую рубаху, как и все, держит в руке свечу. Попробуем, однако, посмотреть на эту рубаху как на цветовое пятно. И тогда сразу же увидим её отличие от одежды двух других стрельцов, сидящих рядом. Не случайно художник накинул на них кафтаны: площадь светлых пятен их рубах значительно меньше пятна рубахи Рыжебородого. На темном фоне левой трети картины нет пятна такой же светлоты. Нет и более сильного тонового контраста, привлекающего внимание зрителя.

              Психологи заметили, что когда мы рассматриваем какое-либо изображение, наш взгляд начинает скользить по плоскости слева направо. Итак, в ле­вой трети картины Сурикова самый сильный тоно­вой контраст рождается от сопоставления светлой рубахи Рыжебородого с темным фоном, благодаря чему внимание зрителя на какое-то время приковы­вается к этому стрельцу. Затем, переводя взгляд в направлении движения его фигуры и горящего ненавистью взгляда, мы переключаем внимание на правую часть полотна, на Петра. В этой части кар­тины фигура царя особенно заметна не только из-за того, что Петр возвышается над окружающими, но и потому, что его голова и темный кафтан напи­саны на фоне более светлой стены.

              Как известно, под контрастом подразумевается резко выраженная противоположность. Вы навер­няка часто встречали примеры контраста в жизни, а в изобразительном искусстве, пожалуй, столь же часто, сколько раз рассматривали картины или ри­сунки. Как минимум, одна из форм контраста про­является в любом произведении живописи, так как в его основе лежит различие сопоставляемых объ­ектов или предметов.

              Взгляните на рисунок 1. Серая бумажная полоска воспринимается неравномерно окрашенной: часть ее, лежащая на черном поле, кажется более свет­лой, чем та, что окружена белым фоном. На са­мом же деле тон левой половины ничуть не отли­чается от тона правой. Разными они кажутся из-за особенностей нашего зрительного восприятия, ибо цветовое пятно никогда не воспринимается нами изолированно, вне зависимости от окружения. Из­менится фон — изменится и восприятие тона полос­ки. И чем большая разница по светлоте будет меж­ду двумя соприкасающимися плоскостями, тем бо­лее темной покажется нам темная и более свет­лой — светлая.

              Возможности тонового контраста уже давно оценены художниками и позволяют порой достичь максимальной выразительности художественного образа.

              Художник Е. Кибрик писал:

              «Вырази­тельность, то есть воздействующая сила ком­позиции, зависит главным образом от умения поль­зоваться контрастами… Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружаю­щей. И чем контрастнее, противоречивее их соот­ношения, тем ярче впечатление от предмета. По­этому много веков распространенным типом реше­ния портрета был силуэт освещенного лица на тем­ном фоне…»

              Наглядным примером тонового контраста в порт­ретной живописи служит «Портрет Жанны Гонен» Ж.-Д. Энгра (1821) и «Девушки в черном» О. Ре­нуара (1883). Часто встречается контраст темного лица со светлым фоном: «Автопортрет» И. Репина (1887), и такого рода комбинация: освещенная часть головы на темном фоне, затененная — на светлом: П. Пикассо «Арлекин» (1923). При изобра­жении всей фигуры портретируемого, а не только головы и торса, на контрастном фоне впечатление не менее значительно (В. Серов. «Портрет М. Н. Ер­моловой», 1905).

              От чего же зависит сила воздействия тонового контраста? Выдающийся голландский живописец Рембрандт был прозван «волшебником света». Он очень часто применял в своих картинах принцип так называемого фрагментарного освещения, при котором персонажи и детали композиции освеща­ются в соответствии с их значимостью. Пожалуй, один из наиболее характерных примеров — карти­на «Святое семейство» (1645). Свет, падая сверху слева, выделяет самое главное — женщину и колы­бель с младенцем. Причем одежда женщины ос­вещена заметно слабее, чем ее голова, плечи и руки. Столь же скупо выделен стоящий сзади муж­чина. Все, что несет наибольшую смысловую на­грузку, получает наибольшую долю света. Именно так воздействует тоновой контраст.

              Посмотрите на рисунок 2, расположив журнал на расстоянии не менее двух метров от себя: ва­риант а выигрывает в сравнении с б. Комбинация небольших по площади пятен с увеличением «рас­стояния между плоскостью и зрителем постепенно ослабляет свое контрастное воздействие, а на большом расстоянии превращается в однотонно окрашенную плоскость.

              В практической работе вам довольно часто при­дется искать оптимальные размеры цветовых пятен. Допустим, в изображении пейзажа, передним пла­ном которого будет усеянное цветами поле, необ­ходим расчет соотношения формата этюда и раз­меров цветовых пятен, изображающих полевые цветы. Написанные слишком мелко, они могут на расстоянии двух-трех метров от картины слиться с фоном.

              Немалое значение имеет характер разделяющих цветовые плоскости границ. Четкая граница повы­шает силу воздействия тонового контраста, рас­плывчатая — понижает.

              Краевой контраст проявляется в том, что погра­ничные места соприкасающихся цветовых пятен кажутся нам сильнее изменившимися, чем пятна в целом. Впечатление тональной неравномерности заметно на картинах и рисунках, где сделаны сопо­ставления крупных пятен. Светлая плоскость в мес­те соприкосновения с темной светлеет, темная, в свою очередь, соприкасаясь со светлой, темнеет. Значительна роль контраста в создании сгармонированного цветового строя произведения живопи­си. Каждый художник, занимаясь живописью, постоянно будет сталкиваться с проблемой гармо­нического согласования соприкасающихся цветовых пятен, и ее успешное решение во многом зависит от знакомства с особенностями тонового контраста.

              Сочиняя композиции из двух-трех и более фигур, вы можете испытывать затруднения, если фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету, тону и факту­ре; одинаковые по тону, но разные по форме, фактуре; одинако­вые по цвету, но разные по тону, форме. В этих комбинациях есть общая черта — меняется величи­на фигур и количество простран­ства. Теперь обратимся к про­стейшим композициям, где применены разные художествен­ные средства.

              Обратите внимание, как выра­зительна фигура теплого цвета на холодном фоне, как волнистая линия рядом с прямой создает впечатление движения или на­сколько геометрические фигу­ры — квадраты, треугольники, прямоугольники — рядом с ок­руглыми формами приобретают более острый характер. Попро­буйте изобразить маленькую фи-гурку на фоне грандиозного зда­ния, дремучего леса, и вы выра­зите чувство величия, таинствен­ности, а может быть, удивления или страха. Как, например, мы испытываем впечатление беско­нечности пространства, глядя на картину Исаака Левитана «Над вечным покоем».


              Итак, если мы хорошо поняли возможности применения контраста, сделаем несколь­ко заданий. Составьте компози­ции из фигур с резким разли­чием по форме, цвету, тону, фак­туре. Основная цель — удержать равновесие в пространстве листа, и если левая (правая) часть эски­за перегружена формами, цве­том, тоном, то противоположная должна быть дополнена уравно­вешивающей фигурой или пят­ном, а место расположения зави­сит от вашей фантазии. Задание выполняем на тонированных ли­стах (черном, белом, сером).

              Теперь сделайте композиции с контрастным фоном (правая сто­рона контрастна левой или верх­няя часть контрастна нижней).

              Лучшие темы — интерьер, пей­заж, где задействованы большие плоскости и пространства и воз­можны самые неожиданные сос­тояния. Один и тот же сюжет вы­полните с разным настроением, применив принципы контраста или нюанса.

              В. БАСМАНОВ

               

Энциклопедия художника

Цветовые контрасты и способы их применения в живописи

Далеепредставленны важнейшие цветовые контрасты и тем самым приведу наглядные примеры. В живописи в большинстве случаев комбинируются несколько видов контрастов.

Важнейшие цветовые контрасты:

• Контраст собственно цветов

• Контраст светлого и темного

• Контраст теплого и холодного

• Контраст холодного и темного

• Дополнительный контраст

• Имитация контраста

• Количественный контраст

• Качественный контраст

Собственно цветовой контраст

Любые цвета из цветового круга кажутся неупорядоченными или даже произвольно нанесенными. Если при этом доминирует один цвет, то картина кажется экспрессивной (очень выразительной), даже «яркой». Чем агрессивнее цвета (первичные цвета), тем сильнее будет «сигналообразное» действие этого контраста. Черные контуры придадут цвету еще большую яркость. Если цвет окружен белыми или серыми участками, то его действие будет ослаблено. В геометрических композициях с этим контрастом цвет создает сильные пространственные эффекты. Если первичные и дополнительные цвета, как красный и зеленый, находятся рядом друг с другом, то на расстоянии получается дополнительный эффект — своего рода «контраст мерцания», используемый, например, в искусстве поп-арт.

Контраст собственно цветов является несложным контрастом. Здесь может располагаться рядом друг с другом неограниченное количество любых цветов. В большинстве случаев это насыщенные светящиеся цвета из области спектра. На нашем примере изображение построено на трех «основных цветах»: желтом, пурпурно-красном и синем, а также на нескольких смешанных цветах, полученных из этих цветов.

Контраст светлого и темного

Живопись, которая построена в основном на контрастах светлых и темных цветов, кажется загадочной, глубокомысленной, драматичной. Человек видит в основном контрасты светлого и темного. Так устроен наш орган зрения, в глазах человека больше рецепторов для восприятия различий светлого и темного, чем для различия цвета.

По этой причине нам такой контраст наиболее близок. Контраст черного и белого является экстремальным контрастом светлого и темного.

«Натюрморт», 1980, холст, масло, 40×40 см.

Контраст светлого и темного: для нашего примера наряду с черным и белым использован еще желтый цвет; смешанный с белым или черным, он дает многогранные цветовые нюансы. Общее впечатление напоминает монохромную живопись. Пользуясь контрастом светлого и темного, разумеется, в игру цвета можно эффективно включить и собственную яркость цветов (например, желтый светлее фиолетового).

Контраст теплого и холодного

Группы так называемых теплых и холодных цветов мы уже упоминали. Цвет, однако, скорее кажется относительным: так, например, красный совершенно не является самым теплым или красивым цветом, как показывают психологические тесты. Воспринимается ли цвет, например серый, как теплый или холодный, зависит также от его окружения. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов. Он устанавливает отчетливую полярность лишь между синим и оранжевым, все остальные цветовые области в зависимости от их окружения могут восприниматься как холодные или теплые. Живопись, построенная на контрастах теплых и холодных цветов, кажется изысканной, рафинированной, скорее сдержанной. Цвета одинаковой светлоты (теплый и холодный серый цвет) дают нежный контраст (см. монохромную живопись).

Контраст теплого и холодного: здесь за счет цвета контраст светлого и темного отступает на второй план. Нейтральные серые тона (смешанные из черного и белого чистой «серой живописи») обогащаются за счет цветов из теплого (красных) и холодного (синих) спектра. «Изюминка» заключается во впечатлении от различных, в большинстве случаев одинаково светлых цветовых валеров. Контраст теплого и холодного определяется также окружающими цветами. Так, тот же самый тон красного может быть огненно-теплым или, скорее, восприниматься как холодный цвет. То же можно отнести к желтому, синему, пурпурному и даже к черному и белому.

Дополнительный контраст

Это, если говорить точно, самый важный, имеющийся почти в каждой картине цветовой контраст. Скомбинированный с другими контрастами, он может быть рафинирован, смягчен или усилен. Так же он может действовать на другие контрасты. Тени, пространственность превосходно выражаются на картине дополнительными цветами (см. систематику смешанных цветов). Очень велико значение этого контраста для взвешенного и гармоничного в цветовом отношении построения плоскости картины.

Вся контрастная живопись основывается прежде всего на дополнительных контрастах (сравните учение о колорите, дополнительные цвета). Таким образом в картину можно гармонично ввести даже сильные цвета с высокой насыщенностью и яркостью (к примеру, чистые спектральные цвета), причем они не будут казаться одинаково пестрыми и яркими.

Имитация контраста

Цвет всегда окружен другими цветами и зависит от этого окружения или сам влияет на него. Один и тот же цвет может восприниматься нами одновременно по-разному в зависимости от окружения.

На практике этим простым изобразительным средством можно добиться очень многого. Имитация контраста может означать и то, что яркость различных, но одинакового цвета плоскостей будет казаться различной.

Имитация контраста, схема.

Имитация контраста: красный цвет яблока идентичен с фоном картины, однако кажется более ярким в окружении темного цвета стола.


 

в начало

 

1 2 3

 

главная

 

 

 

Примеры, определения и способы их использования

Контраст — это композиционный элемент в искусстве и принцип искусства и дизайна. Художники могут использовать контраст для создания желаемого эффекта, будь то баланс или динамизм. Изменяя разницу между цветом и значением в произведении, вы можете создать ощущение реализма или абстракции и создать гармоничное или диссонирующее изображение.

В этой статье мы рассмотрим контраст в искусстве, включая его определение и несколько примеров. Мы также дадим несколько советов о том, как использовать контраст, чтобы сделать ваше собственное произведение искусства более успешным.

Отказ от ответственности: Учебники по изобразительному искусству поддерживаются читателями. Когда вы совершаете покупки по ссылкам на этом сайте, мы можем получать небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.

Контраст в художественном определении

Контраст можно определить как сопоставление двух различных элементов, которые работают вместе, чтобы создать сбалансированное целое. В искусстве контраст используется для направления внимания зрителя на определенную область картины и может использоваться для создания множества различных эффектов.

Контраст можно создать с помощью ряда различных визуальных элементов, включая цвет, насыщенность, текстуру и форму. Изменяя уровень контраста в художественном произведении, вы можете изменить общий тон и ощущение произведения.

Типы контраста в искусстве

Контраст в искусстве проявляется во многих формах: контраст между светлым и темным (значения), контраст между оттенками или насыщенностью (цвет) и даже контраст между текстурой и формой.

Контраст значений

Значение контраста создается за счет использования светлых и темных тонов для создания ощущения глубины и трехмерности. Значение в статье определяется как относительная светлота или темнота цвета, независимо от его оттенка. Значение контраста можно использовать для того, чтобы объект казался ближе или дальше, а также для создания ощущения драмы или движения .

Шкала значений

Шкала значений была изобретена Денманом Россом, это шкала из 9значения, находящиеся в диапазоне от белого до черного. Художники могут использовать эту шкалу, чтобы определить, как значения в их произведениях связаны друг с другом.

Один из инструментов, который может быть действительно полезным, — это средство поиска значений. Сопоставьте значения на карточке со значениями в вашей иллюстрации. Вы можете использовать его при смешивании цветов или использовать его для сопоставления значений в вашем искусстве со значениями в вашей ссылке. Таким образом, вы можете добиться желаемого контраста в своей работе.

Высокая и низкая контрастность
Низкая контрастность против высокой контрастности

Высокая контрастность в искусстве относится к изображению, в котором существует большая разница между светлыми и темными значениями. С другой стороны, низкая контрастность — это когда нет большой разницы между светлыми и темными значениями. Уровень контраста, который вы используете в своей работе, будет зависеть от эффекта, который вы хотите создать. Например, в этой картине волны перед закатом я хотел создать ощущение безмятежности, тогда как картина заката справа сначала кажется более яркой и привлекающей внимание из-за высокой контрастности.

Цветовой контраст

Цветовой контраст описывает контраст между оттенками изображения. Дополнительные цвета имеют высокий цветовой контраст, это цвета, расположенные на противоположных концах цветового круга. Например, синий и оранжевый являются дополнительными цветами или фиолетовый и желтый. Создайте высокий цветовой контраст, используя дополнительные цвета в своих работах. Выберите цветовую схему для работы, чтобы спланировать цвета вашей картины. В картинах выше я решил работать с ограниченной палитрой ультрамаринового синего, жженой умбры и белого цвета для картины слева, чтобы создать монохроматическую схему. В то время как картина справа имеет меньший цветовой контраст, но больший цветовой контраст. Я использовал большую палитру фтало-синего, жженой умбры, пурпурного, лимонно-желтого и белого.

Насыщенность — это еще один способ описания цветового контраста, который относится к интенсивности цвета. Например, очень насыщенный красный цвет, такой как красный, который вы видите на почтовом ящике (в Великобритании) или пожарной машине, по сравнению с приглушенным красным цветом кирпичной стены.

Контраст и текстура

Текстура — еще один способ создания контраста в искусстве. Это работает только с более толстыми средами, которые могут придать изделию трехмерность, такими как масляная краска или тяжелые акриловые краски.

Например, вы можете добавить холодный воск в масляную краску, чтобы загустить смесь и помочь краске сохранить текстуру на поверхности. Затем рисуйте толстыми мазками, используя технику импасто. Используйте более мягкую текстуру для удаленных элементов, чтобы выделить объект на переднем плане.

Контраст и форма

Линия, форма , значения и границы составляют форму объекта. Контраст можно использовать как элемент для изменения толщины линий, относительной жесткости или мягкости краев или размера и характера форм в произведении искусства.

Как создать контраст в искусстве: Шаги

Мы покажем вам, как создать собственное изображение с высокой контрастностью. Как вы уже знаете из предыдущего раздела о типах контраста в искусстве, существует несколько способов создания контраста с помощью цвета, тональности и текстуры.

Сначала спланируйте композицию

В первую очередь нужно решить, как вы будете использовать визуальные элементы для создания контраста в композиции. Может быть полезно получить альбом для эскизов и создать несколько эскизов , чтобы спланировать ваши окончательные детали и то, как эти элементы будут сочетаться друг с другом.

Создайте точку фокусировки , расположив объект и используя высокий контраст между значениями и цветами. Подумайте, как использовать контраст в композиции, чтобы передать предполагаемое сообщение. Сообщение может быть просто в создании мирного пейзажа. Это может означать использование теплая цветовая палитра приглушенных цветов заката с низкой контрастностью. Это зависит от вас, и возможности безграничны. Когда у вас есть представление о том, что вы хотите создать, и вы выбрали свой любимый эскиз, пришло время перейти к созданию вашего произведения искусства!

Начните со светлого слоя

Если вы рисуете или рисуете, рекомендуется начинать работу со светлым карандашным слоем. Таким образом, вы можете наметить, где вы хотите разместить все различные элементы. Сотрите все линии, если вы допустили ошибку.

Существует несколько способов создания точного чертежа, например, использование метода сетки . Один совет: очень легко обведите области, которые будут в самой темной тени. Затем с последовательными слоями вы можете работать со средними тонами и переходами между средними тонами. Добавьте самые глубокие тени и самые светлые блики в последнюю очередь. Это изображение взято из нашего урока «Как нарисовать ананас ». Посмотрите, если хотите попробовать сами.

Постепенно увеличивайте контрастность с каждым слоем.

Независимо от того, с каким материалом вы работаете, хороший подход к созданию искусства — постепенно увеличивать контрастность с каждым слоем. Гораздо сложнее создать контраст в первом слое, а затем работать над его смягчением для остальной части процесса рисования или рисования, чем использовать более постепенный подход. Таким образом, вы можете быть уверены, что не переусердствуете.

Если вы рисуете акварелью, обязательно оставьте области, которые образуют самые светлые блики, в последнюю очередь. Затем работайте над постепенным увеличением глубины в теневых областях с каждым слоем краски. Для масляных и акриловых художников один из подходов, который вы можете использовать, заключается в том, чтобы работать с цветами, которые относительно приглушены в первом слое, затем постепенно увеличивать насыщенность с каждым слоем краски и увеличивать темноту теней. Многие художники маслом оставляют самые яркие блики напоследок, так как титановые белила — это непрозрачный пигмент, который перекроет значения средних тонов.

При рисовании начните с легкого наброска, чтобы сформировать более светлые средние тона, затем постепенно работайте с тенями. Увеличьте давление, которое вы оказываете на карандаш, для самых темных областей. Используйте ластик с тонким наконечником, например, Tombow Mono Zero ластик , чтобы удалить небольшие блики с вашей работы.

Не переусердствуйте!

При работе с контрастом легко увлечься, но важно не переусердствовать. Высокий уровень контраста может привести к тому, что произведение будет выглядеть несбалансированным, и смотреть на него может быть довольно неприятно. Важно найти баланс который хорошо сочетается с остальной частью композиции.

Хороший способ проверить, не переборщили ли вы с контрастом, — сделать шаг назад от рисунка и прищуриться. Если изображение выглядит как масса темных и светлых фигур без четких краев, возможно, вы использовали слишком много контраста. Другой способ проверить — сфотографировать свое произведение на телефон, а затем отредактировать изображение, чтобы оно было в оттенках серого. Таким образом, вы можете точно видеть значения в своем изображении, не путая цвет с изображением. Из этого вы можете понять, нужно ли вам увеличить контраст в некоторых областях или смягчить его.

Дополнительные цвета также можно использовать для создания высокой контрастности, не создавая при этом слишком резкого эффекта. Красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый — все это примеры дополнительных цветов. Используя два цвета, противоположные друг другу на цветовом круге, но приглушив их, вы можете создать высокий уровень контраста, не слишком подавляя его.

Примеры контраста в искусстве

Ниже приведены некоторые примеры контраста в искусстве.

Караваджо: Святой Иероним пишет

«Святой Иероним» Письмо Караваджо — прекрасный пример контраста в искусстве. Он использовал технику светотени , которая представляет собой контраст светлого и темного. Светлые области помогают сфокусировать внимание зрителя на объекте, а темные области создают ощущение глубины. Ограниченная палитра черного, белого, коричневого и красного цветов создает дополнительный контраст и усиливает ощущение интенсивности и задумчивости, которое намеревался создать художник.

Ван Гог: Звездная ночь

Звездная ночь Винсента Ван Гога — еще один прекрасный пример контраста в искусстве. В этой картине Ван Гог использовал высокий контраст между светлыми и темными областями. Это создает ощущение движения. Он также использовал контрастные цвета, такие как синий и желтый, чтобы усилить ощущение свечения и кружения при наблюдении за ночным небом.

Техника создания контраста в художественном произведении

Существует ряд известных техник, используемых старыми мастерами, которые вы можете попробовать сами, чтобы создать контраст в своих картинах.

Светотень

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем (Сесилия Галлерани)

Светотень — это техника, использующая контраст для создания иллюзии света и тени. Его часто используют в фигуративных картинах, где использование светлых и темных цветов может создать впечатление трехмерности.

Термин «светотень» происходит от итальянских слов, означающих «свет» и «тьма». В картинах светотени часто используется ограниченная палитра, чтобы придать еще более приглушенный вид.

Художники эпохи Возрождения, такие как Леонардо да Винчи и Микеланджело, использовали светотень в своих фигуративных картинах с большим эффектом.

Тенебризм

Рембрандт: Автопортрет

Тенебризм — это техника, в которой используются очень темные и светлые цвета для создания ощущения драмы. Он часто используется в религиозных картинах, где использование света и тени может создать ощущение тайны или благоговения. Она тесно связана с техникой светотени.

Термин тенебризм происходит от итальянского слова «тьма». В картинах тенебризма часто используется ограниченная палитра. С темными цветами, используемыми для создания теней, и светлыми цветами, используемыми для выделения объекта. Часто участки лица подсвечивались, а объект был окружен темным фоном.

Художники эпохи барокко , такие как Караваджо и Рембрандт, были мастерами тенебризма, используя его для создания драматических сцен, вызывающих эмоции у зрителя.

Какие эффекты может создавать контраст?

Дж.В. Тернер: Пароход Snow Storm у устья гавани

Существует несколько способов использования контраста в искусстве. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных:

Чтобы создать ощущение глубины: Используя контрастные цвета, оттенки или текстуры, вы можете создать иллюзию глубины картины. Это часто используется в пейзажной живописи, где использование светлых и темных цветов может создать ощущение расстояния. Например, отдаленные холмы будут более похожи по тону на небо, чем холмы на переднем плане.

Чтобы привлечь внимание зрителя: можно использовать контраст, чтобы привлечь внимание зрителя к определенной области картины. Часто это делается путем размещения объекта на фоне, который значительно отличается по тону.

Чтобы создать ощущение движения: используйте контраст, чтобы создать ощущение движения на картине. Это часто делается путем размещения контрастных объектов диагональными или изогнутыми линиями и отступанием элементов.

Чтобы создать ощущение напряжения: Контраст можно использовать для создания ощущения напряжения в картине. Создайте этот эффект, используя высококонтрастные цвета или значения, с высокой насыщенностью и темными тенями или размещая объекты в непосредственной близости друг от друга.

Композиция и контраст: Как спланировать произведение искусства

При планировании произведения искусства сосредоточьтесь на одном, двух или трех типах контраста. Например, вы можете создать картину с ограниченной цветовой палитрой , приглушенными цветами, но с высокой контрастностью. Или вы можете создать картину с большим и разнообразным цветовым контрастом, с немного более низким контрастом между значениями.

Чем больше контраста и видов контраста в произведении, тем динамичнее и живее оно будет выглядеть. Тем не менее, тонкость требует сдержанности, и часто это что-то трудности начинающих художников при составлении картины . Чтобы создать более гармоничный и сбалансированный вид, проявите тонкость, экономно используя контраст. Таким образом, вы можете быть уверены, что сделаете эстетически приятное изделие. Однако многие художники пренебрегают этими композиционными принципами и тем не менее создают невероятные произведения искусства! Помните, у искусства нет правил! Но если вы новичок, может помочь научиться смешивать приглушенные тона для создания баланса в произведении искусства. Затем, когда вы почувствуете себя комфортно, попробуйте использовать методы постепенного увеличения значений контраста, насыщенности и текстуры.

Лучший способ спланировать композицию произведения искусства — создать эскизы в альбоме для рисования. Грубо заштрихуйте места, где будут самые светлые и самые темные оттенки, или быстро поэкспериментируйте с цветовыми палитрами, пока не найдете тот, который вам нравится.

Другой вариант — создать исследование , но не . Это исследование двух значений черного и белого, которое поможет вам более четко увидеть широкие массы значений и композицию произведения.

Вот два момента, которые следует учитывать при разработке композиции:

Создание фокуса

Андерс Цорн: Всеобъемлющее исследование

Фокус в произведении искусства — это предмет или объект, на который в первую очередь обращает внимание зритель. Создайте фокус, поместив объект или увеличив контраст. Используйте более жесткие края вокруг формы объекта, используйте более высокий контраст между бликами и тенями. Увеличьте насыщенность предмета одежды или нарисуйте текстуру, чтобы выделить его. Это все примеры, поэтому есть и другие способы привлечь внимание зрителя к предмету или объекту в сцене. Поэкспериментируйте с этими устройствами, когда планируете собственную композицию.

Элементы пространства для создания баланса

Андерс Цорн: Автопортрет

Расположение элементов может создать ощущение баланса, дисбаланса или асимметрии . Например, если вы должны создать высококонтрастную картину, где весь свет сфокусирован в одной области, взгляд зрителя сначала будет привлекать самые светлые области и, как правило, игнорировать концентрацию теней. Подумайте о том, чтобы привлечь внимание зрителя, чтобы он сначала заметил фокус, а затем другие важные элементы. То, как внимание зрителя постепенно захватывается различными элементами картины, называется 9.0003 ритм . Один из способов создать ощущение ритма в художественном произведении — использовать интервал между контрастирующими элементами .

Например, на этой картине Андерса Цорна взгляд сначала естественным образом притягивается к самому Цорну. Человек на заднем плане привлекает внимание вторым, а затем возвращается к палитре Зорна. Зорн намеренно расположил элементы в кадре так, чтобы взгляд перескакивал с одного объекта на другой. Особое значение имеет палитра, которая появляется выделенной и в центре рамы холста. Это потому, что он раскрывает знаменитую ограниченную палитру Цорна, состоящую из титанового белого, желтой охры, ярко-красного и черного цвета слоновой кости.

Почему важен контраст в искусстве?

Контраст важен в искусстве, потому что он помогает создать ощущение движения, напряжения и сосредоточенности. Его также можно использовать для создания ощущения баланса или ритма в картине. Используя контрастные цвета, оттенки или текстуры, художник может направлять взгляд зрителя по композиции. В конечном итоге это создает эстетически приятное произведение искусства. Это помогает художникам создавать смысл и изображать свой предмет так, как они задумали.

Способы создания контраста в искусстве: 5 идей

Теперь у вас есть представление о том, что такое контраст и как его использовать, пришло время проявить творческий подход. Вот несколько идей, которые вы можете попробовать для начала:

Работа на черной поверхности

Используйте черный левкас или краску, чтобы подготовить поверхность для масляной или акриловой живописи. Это сделает белые цвета на вашей картине более яркими, а любые другие цвета, которые вы используете, будут казаться более яркими. Для рисования цветным карандашом или пастелью выберите черную бумагу , чтобы работать поверх нее.

Краска с ограниченной палитрой

Выберите два или три контрастных цвета и придерживайтесь их во время рисования. Это может быть эффективно при создании гармоничной цветовой схемы . Используя подобную палитру, вы можете создать как цветовой, так и контрастный контраст с меньшим количеством тюбиков с краской.

Создайте высококонтрастную картину

Этого можно добиться, используя ограниченную палитру, как указано выше, или используя широкий спектр цветов. Варьируйте значения, добавляя белый или черный для осветления или затемнения тонов. Вы также можете попробовать использовать дополнительные цвета для создания дополнительного контраста.

Используйте аналогичные цвета с низкой насыщенностью

Клод Моне: Водяные лилии

Аналогичные цвета — это те, которые расположены рядом друг с другом на цветовом круге, например красный, оранжевый и желтый. Низкая насыщенность означает использование приглушенных цветов, а не чистых оттенков. Это может быть тонкий способ создать контраст, используя разные, но не слишком разные цвета.

Поэкспериментируйте с текстурой

Используйте различные техники создания меток, чтобы добавить текстуру к вашей картине. Добавьте медиум в краску, чтобы сгустить смесь и сохранить мазки. Плотные акриловые краски в сочетании с гелем-медиумом помогут вам создать трехмерные метки, которые создадут контраст, выделяясь на поверхности.

Еще рисунок и идеи рисования , ознакомьтесь с нашими руководствами!

Наконец

Контраст в искусстве — полезный инструмент для художников, помогающий передать смысл и сделать произведение более интересным.

Важно помнить, что в искусстве нет правил, так что экспериментируйте и получайте удовольствие!

Контраст в искусстве.

Что такое контраст в искусстве?

Контраст в произведениях искусства создает интерес и разнообразие, и без него картина, скульптура, рисунок или любой вид искусства были бы пресными и скучными. В этой статье мы обсудим контраст в определении искусства и приведем несколько примеров его использования.

Содержание

  • 1 Принципы искусства
    • 1.1 Организация элементов искусства
  • 2 Что такое контраст в искусстве?
    • 2.1 The Difference Between Contrast and Variety
  • 3 The Types of Contrast in Art
    • 3.1 Contrast Through Detail 
    • 3.2 Contrast and Edges 
    • 3.3 Contrast in Color
    • 3.4 Contrast in Texture
    • 3.5 Contrast in Shape
    • 3.6 Контраст в размере
  • 4 Оценка через различия 
  • 5 Часто задаваемые вопросы
    • 5.1 Что такое контраст в искусстве?
    • 5.2 Каковы принципы искусства?
    • 5. 3 Что такое элементы искусства?

 

 

Принципы искусства

Контраст — один из принципов искусства, но прежде чем мы обсудим вопрос «что такое контраст в искусстве?», мы дадим краткий обзор принципов искусства. арт , который обеспечит более глубокое понимание в более широком контексте композиции изобразительного искусства.

Существует несколько принципов искусства, а именно акцент, движение, ритм, баланс, гармония, разнообразие, единство, пропорция, масштаб, узор и повторение. Эти принципы также называются принципами дизайна.

Art Principle Характеристики
Акцент Используется для привлечения внимания зрителя к основному объекту или фокусу.
Движение Это создает различные эффекты, которые направляют взгляд зрителя вокруг композиции, делая ее более интересной и привлекательной.
Ритм Это связано с движением и паттерном, которые можно расположить различными способами для создания желаемых визуальных эффектов.
Баланс Это относится к тому, насколько хорошо все художественные элементы применены в визуальной композиции, и называется «распределением визуального веса» в художественном произведении.
Гармония Это когда художественные элементы применяются одинаково и соотносятся с общей композицией для создания визуальной гармонии.
Разнообразие Это создает различие и вносит свежие изменения в визуальные композиции с помощью различных художественных элементов.
Единство Это связано со всеми частями визуальной композиции, работающими вместе в унисон.
Пропорция Отображает разницу в размерах между частями объекта в визуальной композиции.
Масштаб Отображает разницу в размерах между двумя разными типами предметов.
Узор Это относится к последовательности или расположению различных мотивов, которые могут использоваться для украшения или создания движения или других эффектов.
Повторение Это тесно связано с узорами и состоит из дублирования мотивов в визуальной композиции для добавления акцента, создания движения или характера.

 

Организация элементов искусства

Принципы художественного творчества подобны организации художественных инструментов, которые придают большее значение элементам искусства и, в конечном счете, визуальной композиции, но что такое элементы искусства? Есть семь широко известных художественных элементов, а именно цвет, значение, форма, форма, линия, пространство и текстура.

Чтобы проиллюстрировать, как художественный элемент может быть организован по художественному принципу, представьте себе картину, где большинство цветов — зеленый и синий, и они нарисованы толстыми горизонтальными полосами, заполняющими холст.

Художественные принципы гармонии и баланса определяют эту картину, потому что цвета имеют одинаковую цветовую температуру и поэтому создают композиционную «цветовую гармонию», так сказать, а также плотную текстуру горизонтальных полос краски.

Теперь подумайте о той же картине, где добавлены брызги яркого неоново-желтого и оранжевого цветов. Художественные принципы разнообразия и контраста организуют эту композицию, поскольку цвета заметно конфликтуют, имеют разную температуру, а брызги краски создайте контрастную текстуру, что в конечном итоге придаст картине больше характера. Это лишь один из многих примеров того, как художественные принципы работают вместе с художественными элементами для создания всевозможных визуальных композиций, от реалистичных до абстрактных изображений.

Когда вы смотрите на картину или скульптуру, вы сможете увидеть их взаимодействие. Можете ли вы привести собственный пример?

Арт -элемент Характеристики
Цвет, включает в себя диапазон Color и Colors. и Shems, As Shares, As Shares As Shem и Shames, а также светлос. как цвета применяются в визуальной композиции.
Value Это тесно связано с цветом, но в основном связано с передачей темноты и светлоты оттенка, не путать с его яркостью.
Форма Существуют геометрические и органические типы форм, и они больше определяются в двухмерном масштабе.
Форма Подобно формам, существуют также геометрические и органические типы форм, но они встречаются в трехмерных масштабах.
Линия Они создают основные формы предмета, а также могут быть добавлены для создания движения, ритма или акцента на фокальной точке.
Пространство Это относится к композиционной области внутри и вокруг произведения искусства, а также различает «позитивные» и «негативные» области.
Текстура Это связано с тем, как наносятся мазки, с «тактильными» качествами, а также с «подразумеваемыми» качествами того, как двухмерный объект будет выглядеть и ощущаться.

 

 

Что такое контраст в искусстве?

Теперь, когда вы лучше понимаете принципы и элементы искусства, давайте подробнее рассмотрим вопрос, связанный с определением контрастного искусства. Итак, что такое контраст в искусстве? Думать по-другому, неидентично, несоответствовать, непохоже, противоположно, уникально и оригинально — все эти термины описывают, что такое контраст.

Контраст добавляет характеру, способен вызывать самые разные чувства и идеи и привлекает внимание к главному фокусу в живописи, скульптуре, графическом дизайне и даже предмете одежды!

Однако не позволяйте контрасту отвлекать вас от визуальной композиции или думать, что он может быть слишком разрушительным или непривлекательным до такой степени, что вам не следует его использовать, как раз наоборот. Контраст может работать вместе со своими аналогами, такими как единство, которое является одним из других принципов искусства.

Например, единства можно добиться, применяя в композиции контрастные художественные элементы. Если используются одни и те же элементы, композиция может показаться слишком монотонной. Однако если намеренно не создавать слишком много контраста в художественном произведении, это также может заявить о себе и добавить эффект. Контраст будет более очевидным, когда элементы искусства четко сопоставляются друг с другом, и менее очевидным, если есть минимальные вариации.

Важно помнить, что контраст ассоциируется и часто описывается как поддержание уровня «интереса» в любом произведении искусства.

 

Разница между контрастом и разнообразием

Контраст подобен другому художественному принципу, называемому разнообразием. искусство. Разнообразие также заключается в том, чтобы добавить больше характера и больше уникальных и отличительных качеств произведениям искусства. Мы также можем посмотреть, как контраст и разнообразие играют друг с другом; контраст может создать разнообразие, а разнообразие в визуальной композиции может создать контраст, все зависит от того, что вы хотите передать.

Это лишь некоторые важные моменты, которые следует учитывать при работе с контрастом в искусстве и при работе над цельным определением контрастного искусства.

 

 

Типы контраста в искусстве

В искусстве существуют различные типы контраста, и его можно использовать для любых элементов искусства, от цветов до форм и пространства. Ниже мы рассмотрим несколько распространенных типов более подробно и объясним, как они применяются, и эффекты, создаваемые в сопровождении примеров контрастной живописи.

 

Контраст через детали 

Контраст через детали относится к акценту на деталях в художественном произведении, их объему и способу привлечения к ним внимания, что также относится к главному фокусу в композиции. Некоторые художественные источники предполагают важность включения большего количества деталей для фокуса и меньшего количества деталей в областях, где это не обязательно необходимо.

Этот акцент на деталях и их размещении в визуальной композиции создаст контраст и направит взгляд зрителя туда, куда задумал художник. Это может быть создано с помощью различных художественных элементов, таких как цвет, линия или пространство.

Это может выглядеть по-разному, например, одна часть композиции может быть изображена более четко, чем другая часть, или предмет может занимать одну часть пространства, а остальное пространство остается пустым. Хотя существуют тысячи контрастных картин, одним из примеров того, как детали используются в качестве контраста в произведениях искусства, является « Терраса кафе ночью » (1888 г.) постимпрессиониста Винсента Ван Гога.

Здесь художник использовал цвет, чтобы передать темные и светлые участки сцены; левая сторона заполнена желтым светом, а правая сторона, ближе к фону, темнее и в тени. Автоматически наш взгляд устремлен к левой стороне композиции, где больше деталей, по сравнению с неосвещенным участком улицы справа с меньшим количеством деталей.

Терраса кафе ночью (1888) Винсента Ван Гога; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

 

Контраст и края

В искусстве существуют разные типы краев, каждый из которых создает различные композиционные эффекты, в зависимости от того, являются ли они мягкими, жесткими или потерянными. Края описываются как «переход между» различными формами или формами в визуальной композиции. Эти переходы создают «границу» или «линию», поэтому их называют краями.

Жесткие края выделяются и фокусируют внимание на объекте, а мягкие края более размыты и часто описываются как создающие «мутный» эффект. Потерянные края создаются за счет перехода между фигурами, где край едва виден.

Контрастность можно создать, применяя разные края, что также позволит сфокусироваться на объекте, который требует фокусировки. Пример того, как края создают контраст, можно увидеть в Le Grand Canal, Венеция 9.0005 (1908) импрессиониста Клода Моне. Есть несколько итераций Моне, и эта версия хранится в Музее изящных искусств Сан-Франциско.

Большой канал, Венеция (1908) Клода Моне; Клод Моне, общественное достояние, через Wikimedia Commons

В этой композиции Моне сделал акцент на столбах слева, которые имеют более четкие края по сравнению с церковью Санта-Мария-делла-Салюте справа, которая имеет более мягкие края и туманнее, почти сливаясь с фоном.

Le Bonheur de Vivre (Радость жизни) (ок. 1905-1906) Анри Матисса — еще один пример контраста в произведении. Художник-фовист создал четкие очертания и резкие края вокруг предмета в этой композиции, особенно фигуры, заполняющие передний план и большую часть окружающей природной среды.

Кроме того, эти очертания были описаны и уподоблены «линии арабески», которая также создает движение и ритм в композиции. В целом, линии выделяют предмет и выделяют его.

Le Bonheur de Vivre (Радость жизни) (ок. 1905-1906) Анри Матисса; Regan Vercruysse из Фелпса, Нью-Йорк, США, CC BY 2.0, через Wikimedia Commons

 

Контраст в цвете

Цвет состоит из различных аспектов, например, значения, насыщенности и того, как цвета встречаются на цветовом круге, а именно первичные, вторичные и третичные цвета . Различные положения цветов, таких как дополнительные цвета (цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге), также создают контрастный эффект, например, основной цвет желтый и вторичный фиолетовый.

Уровни цветового значения и насыщенности также могут создавать точки фокусировки. Значение цвета относится к светлоте и темноте цветов, а насыщенность относится к тому, насколько ярким выглядит цвет в зависимости от того, насколько он был смешан с другими цветами.

Примеры контрастных картин с использованием цветов включают работы постимпрессиониста Винсента Ван Гога; он был известен своими различными цветовыми сочетаниями, например, в «Ночное кафе » (1888 г.) он применил основной цвет красный рядом с дополнительным зеленым цветом.

«Ночное кафе» (1888 г.) Винсента Ван Гога; Винсент Ван Гог, общественное достояние, через Wikimedia Commons

Эти цвета создают строгую обстановку для интерьера кафе, но также перекликаются с намерением Ван Гога передать то, что он описал в письме от 8 сентября 1888 г. брат, Тео Ван Гог: «ужасные человеческие страсти».

Другой пример контраста в картинах, где значение цвета используется для создания глубины и акцента на основной предмет, включает «Ночной дозор» (1642) любимого голландского художника Золотого века Рембрандта ван Рейна .

Здесь Рембрандт использовал темные и светлые области по всей композиции, что заставляет нас, зрителей, смотреть на две мужские фигуры в центре переднего плана и женскую фигуру слева и еще больше на заднем плане.

«Ночной дозор» (1642) Рембрандта ван Рейна; Рембрандт, общественное достояние, через Wikimedia Commons

 

Контраст в текстуре

Текстура в искусстве может быть подразумеваемой (ее иллюзия) или реальной. Существуют также различные типы, от гладких до грубых/шероховатых, до толстых или тонких. Использование различных типов текстур рядом друг с другом в любом виде искусства создаст контрастный эффект, который будет либо для акцента, привлечения внимания к фокусу, либо для любого другого стилистического эффекта, такого как создание глубины. Примеры того, как текстура создает контраст, включают многие известные голландские натюрморты, такие как Натюрморт с сырами, миндалем и кренделями (ок. 1615 г.) Клары Питерс, фламандской художницы.

Здесь мы видим более грубые текстуры еды, которые выглядят с фотографическим реализмом, контрастируя с более гладкими и блестящими текстурами стекла и кувшина.

Натюрморт с сырами, миндалем и кренделями (ок. 1615 г.) Клары Питерс; Клара Питерс, общественное достояние, Wikimedia Commons

Текстура в скульптуре также создает контраст, особенно когда материал контрастирует с окружающей средой. Знаменитый Balloon Dog Джеффа Кунса (Пурпурный) (1994-2000), сделанный из нержавеющей стали, имеет невероятный размер и окрашен в блестящий пурпурный металлик.

Он был выставлен в одном из залов Версальского дворца во Франции, что было идеальной средой для создания фокуса и интереса к скульптуре, поскольку строгая нержавеющая сталь контрастировала с многовековой мебелью и украшениями, соединяющими старый и новый.

 

Контраст в форме

Существует два типа форм в изобразительном искусстве , а именно геометрические формы, такие как квадраты, круги, прямоугольники и треугольники, и органические формы, которые имитируют формы природы и кажутся более изогнутыми и больше жидкости. Вы можете создать контраст, поместив оба типа фигур рядом друг с другом в визуальной композиции, будь то картина или скульптура. Пример того, как формы создают контраст в искусстве, можно найти в книге М. К. Эшера «9».0004 Небо и вода I (1938).

На этой гравюре на дереве изображены органические формы, повторяющие формы животных, птиц и рыб.

Однако их узорчатое расположение создает более геометрический контраст, который включает в себя общую ромбовидную форму их композиции с белыми и черными прямоугольниками, составляющими фон. Другим примером является картина Жоана Миро «Карнавал арлекина » (1925), на которой изображен интерьер с небольшим окном в правом углу. От одного угла до другого вся композиция наполнена контрастными геометрическими и органическими формами, в том числе и за окном.

 

Контраст по размеру

Изображение объектов в разных размерах в визуальной композиции может создавать заметные контрастные эффекты. Художественные принципы масштаба и пропорции могут быть использованы для обозначения различных размеров. Например, некоторые изображения могут казаться больше, чем в жизни, а другие могут быть миниатюрными, чтобы добавить акцент и намекнуть на более глубокий смысл.

Некоторые примеры того, как размер может иметь значение, включают скульптуру из нержавеющей стали и алюминия Spoonbridge и Cherry (1988) Класа Ольденбурга и Кусье ван Брюггена. Здесь мы видим огромную ложку с вишенкой почти на верхнем кончике ложки.

Ложка также лежит над прудом — заметный контраст в произведениях искусства, которые физически привлекают зрителей.

Скульптура Spoonbridge и Cherry (1988) в саду скульптур Уокера во время протестов в Центре искусств Уокера в Миннеаполисе, Миннесота; Лори Шаулл, CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

Размер ложки и вишни, предметов, которые мы видим в повседневной жизни, помещен в естественную среду (Сад скульптур Миннеаполиса в Миннесоте, Соединенные Штаты Америки), что автоматически создает контраст и делает заявление. Если бы эти объекты были обычного размера, эффект был бы другим.

Другой пример того, как размер создает контраст, можно увидеть в картине сюрреалиста Сальвадора Дали, написанной маслом на холсте, The Слоны (1948). По обе стороны от этой композиции два больших слона, их ноги длинные, и они достигают красного неба наверху. Однако есть также две маленькие фигурки и то, что кажется частью строительной конструкции внизу, между слонами.

Пейзаж кажется потусторонним, а огромная разница в размерах создает контраст, добавляющий сюрреалистичности.

 

 

Оценка через различия 

Контраст — важный художественный принцип, который работает наряду с художественными элементами, упомянутыми выше. Он создает разнообразие и выделяет основные фокусы, а без него произведению искусства будет не хватать характера и, возможно, визуального направления. Это позволяет нам, зрителям, оценить его через множество различий.

 

В этой статье мы описали лишь несколько распространенных типов контраста в искусстве, а также несколько примеров контрастной живописи. Тем не менее, рекомендуется, чтобы вы читали и исследовали определение контрастного искусства, потому что существует множество методов, доступных для создания контраста в искусстве — это обширная вселенная искусства.

 

 

 

Часто задаваемые вопросы

 

Что такое контраст в искусстве?

Контраст в искусстве – один из принципов искусства. Применяется, когда художественные элементы располагаются в разных или противоположных позициях в визуальной композиции. Это создает различные эффекты, такие как глубина или акцент, и направляет взгляд к основной фокусной точке или предмету.

 

Каковы принципы искусства?

Существует несколько основных принципов искусства, которые применимы ко всем видам искусства, таким как живопись, графический дизайн, скульптура или рисунок. К ним относятся контраст, разнообразие, гармония, единство, масштаб, пропорция, движение, ритм, баланс, повторение и узор. Они определяют, как художественные элементы расположены в произведении искусства.

 

Что такое элементы искусства?

Есть семь общих элементов искусства, а именно цвет, значение, пространство, текстура, линия, форма и форма. Эти элементы искусства используются для создания визуальной композиции и могут быть организованы почти бесконечным образом, от реалистичных/натуралистических композиций до абстрактных и геометрических.

Контраст это в живописи: Энциклопедия художника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх