Контраст рисунки: ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст — PhotoDzen.com

Содержание

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст — PhotoDzen.com

29 Июля 2015

Основная цель правил композиции — привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент на фотографии. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

Контраст — это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает фотографии эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста в фотографии:

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета  — это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный.

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст – контраст черного и белого. Черный с белым – это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным – идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и  высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива. Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне. Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее). Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

Он подразумевает наличие на фотографии противоположных (конкурирующих) цветов. Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Но если он применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросается в глаза зрителю. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам.

Конкурирующие цвета легко определить, используя цветовой круг. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и 5 переходных цветов  расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Впервые это сделал Исаак Ньютон.

Первое сочетание – диаметрально удаленная пара

Например, желтый и синий, красный и зеленый. Эти сочетающиеся цвета находятся на концах диаметра цветового круга. Но данное сочетание таит в себе много подводных камней. При использовании этих цветов рядом и в равном количестве они даже на небольшом расстоянии сольются в серое пятно. Чтобы смягчить контраст, нужно один из них использовать как отдельные вкрапления на фоне другого, так как цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами.

Классическая триада — цвета, которые расположены на вершинах треугольника с равными сторонами, вписанного в цветовой круг. Сочетание трех основных тонов (желтый, красный, синий) считается очень жестким. Три дополнительных цвета (оранжевый, сиреневый, зеленый) считаются более уравновешенными, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

СОВЕТ: Краски, входящие в три основных цвета, не должны браться в равном количестве. Их насыщенность тоже должна быть различна. Тогда вы получите гармоничную картину, радующую глаз и не раздражающую.

Аналогичная триада. Цвета, которые размещены по соседству друг с другом  в цветовом круге в пределах одной четверти, образуют аналогичную триаду. Они очень замечательно смотрятся вместе, потому что имеют общий главный цвет в своем составе (например, желтый), но не создают никакого контраста.

Если вы хотите, чтобы ваша работа вызвала у человека ощущение комфорта и умиротворения, используйте цвета, которые находятся по соседству друг с другом. Сама природа создала такую гармонию. Приятные глазу градиенты создают общую радужную картину.

Теплые и холодные цвета. Стоит помнить еще об одной особенности. Все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым можно отнести оттенки красного, желтого, зеленого, а к холодным – оттенки фиолетового, синего, голубого.

Работа участника Ivan777 (Иван Седловский), занявшая призовое место в конкурсе на нашем сайте.

Вам, как фотографу, остается посмотреть на ситуацию и определить, какой из видов контраста в данной конкретной композиции более уместен. И проследить за тем, чтобы контрастные элементы изображения перекликались с его сюжетной составляющей.

Больше фотографируйте и экспериментируйте.

Удачи!

 

Другие статьи о композиции в фотографии:

Золотое сечение в фотографии

Сила линий в фотографии

Формат кадра в фотографии

Контраст в фотографии (Часть 2)

Точка съёмки и выбор плана

Ракурс

Геометрия в фотографии

Равновесие в фотографии (Часть 1)

как правильно работать с контрастом в рисунке – Сей-Хай

Умение использовать контраст изменит ваши проекты и стиль работ.

Контраст является одним из основных аспектов в искусстве. Работая с цветом, мы используем разные оттенки, насыщенность и соотношение светотени. Поскольку в этой статье представлены рисунки карандашами, мы не можем совместить контраст с оттенком и насыщенностью. Вместо этого мы поиграем со значениями светотени. Именно контраст является ключевым элементом в создании рисунка или иллюстрации, которую зрителю легко считать.

Мы будем концентрироваться на уровне контраста деталей наброска, точке фокуса и границах контраста. Это может быть реализовано с помощью чего-то простого, например, градации от темного до светлого. Обычно человеческий глаз привлекает высокий уровень контраста – имейте это ввиду, когда будете добавлять свет и тень.

Для начала убедитесь, что у вас есть карандаши с разной степенью мягкости и твердости. О том, как правильно работать с простыми карандашами мы рассказали здесь.

1. Создайте точку фокуса

Буквально для каждого рисунка я создаю точку фокуса внимания.

Такой эффект достигается благодаря высокой контрастности выбранного участка. Это означает, что остальная часть рисунка будет меньше выделятся и иметь более низкую степень контраста. Данное действие создает основу для построения контраста и распределения светотени. Обратите внимание, что наличие небольшого контраста может быть не менее привлекательным.

2. Понимание высокого и низкого контраста (Изображение предоставлено: Тимоти Фон Рюденом)

Очень важно сначала понять разницу между низким и высоким контрастом. Также нужно знать, когда именно их использовать. Низкий контраст обычно имеет схожие с другими объектами значения светотени и даже может смешиваться с остальной частью рисунка. Высокая контрастность имеет резкую разницу в соотношении светотени и больше привлекает внимание смотрящего.

3. Что бы вы не начинали рисовать, набросок должен быть чистым (Изображение предоставлено: Тимоти Фон Рюденом)

Независимо от того, хотите вы сделать свой рисунок с высоким или низким контрастом, не делайте его темным сразу. Ни в коем случае не вдавливайте карандаш в бумагу. Создайте отчетливый набросок и после определитесь, какой уровень контраста подходит больше всего. Такой подход даст вам возможность полностью контролировать соотношение светотени.

4. Разделите изображение на участки с высоким и низким контрастом (Изображение предоставлено: Тимоти Фон Рюденом)

Распределение на участки с высоким и низким контрастом помогает правильно оценивать рисунок и упрощает дальнейшую работу. Это очень полезный подход, поскольку эффективное использование контраста позволяет лучше воспринимать рисунок и показывает в каком направлении двигаться дальше.

5. Притягивание взгляда (Изображение предоставлено: Тимоти Фон Рюденом)

Использование контраста позволяет вам контролировать то, как зритель увидит рисунок и куда будет направлено внимание в первую очередь. Удачно расположенный контраст, способен незамедлительно притягивать взгляд и вызывать интерес у зрителя.

Участок с высоким контрастом автоматически становится точкой фокуса произведения, поэтому стоит уделить особое внимание его прорисовке.

6. Теперь можно смело наносить самые темные штрихи (Изображение предоставлено: Тимоти Фон Рюденом)

После того, как вы нанесли на рисунок нужные светотеневые значения, можно приступить к выделению участков с высоким контрастом. В этом вам поможет мягкий карандаш. Чем больше число по шкале В, тем более темный результат вы получите.

Читайте также:

Техники затенения карандашом: 5 советов от экспертов

Рисунок в перспективе: важные советы

10 техник масляной живописи, которые превратят ваши работы в искусство

Источник

Превью: Mario Gogh

Цветовой контраст — Рисунок карандашом

Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба.

Оказывается, принцип резкого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружающих предметов.     Взгляните на таблицу 1. Серый квадрат приобретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым, другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый*. Здесь мы наблюдаем явление так называемого одновременного цветового контраста, который связан с кажущимися изменениями, происходящими при восприятии соседних цветовых пятен. Каковы же его основные формы?

    При контакте двух красок, лежащих на «цветовом круге» друг против друга, взаимно усиливается их насыщенность. Так, красный квадрат на зеленом фоне кажется нам гораздо насыщеннее того, что лежит на оранжевом, родственном красному, хотя в действительности хроматические качества обоих квадратов совершенно одинаковы (таблица 2).

Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость (таблица 1).

При сопоставлении контрастных цветов, расположенных в цветовом круге недалеко друг от друга, наш глаз стремится как бы изменить оттенок, приблизив его к контрастному. Так, зеленый квадрат на синем фоне воспринимается с оранжево-желтым оттенком, а желтый на красном — с зеленоватым (таблица 3).

Зная эти закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой гармонии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря таким факторам, которые художник не в состоянии использовать в своей работе. Прежде всего это влияние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного света из окна или электрической лампы. Зачастую мы не замечаем такого влияния: лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце, и при «холодном» свете пасмурного дня, так как давно знаем, что бумага белая. Однако на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объединяя однородной окраской окружающую среду.

Влияет на краски натуры и воздушная перспектива. На близком расстоянии в живописной группе осенних деревьев можно различить множество цветов — от холодно-голубых до горяче-оранже-вых. Но если отойти от рощи на километр, все это многоцветье погаснет, а останется довольно равномерной окраски цветовое пятно.

Наконец, краски природы гармонизируют с помощью взаимных рефлексов*. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: стоит упасть на нее солнечному лучу, как шея и подбородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря рефлексу от рубашки,

Одна из наиболее распространенных ошибок начинающих живописцев заключается в попытках пассивно перенести краски изображаемых предметов на бумагу или холст. Они последовательно рассматривают отдельные элементы натуры, вне связи друг с другом. Потом так же последовательно переносят их на холст, забывая при этом, что на его плоскости нельзя использовать все возможности источника освещения, воздушной перспективы, взаимных рефлексов, что на картине обособленно не воспринимается ни один оттенок. Одна и та же краска при перемене граничащих с ней цветов изменяет в нашем представлении свои хроматические, то есть цветовые, качества.

Бели вы занимаетесь живописью с преподавателем, то, вероятно, не раз слышали от него: «Здесь возьми теплее, там — холоднее». «Тепло-холодные отношения», или «температура цвета», — явление, с которым вы будете достаточно часто встречаться. Поэтому стоит разобраться в его природе, прямо связанной с цветовым контрастом. На таблице 4 оба квадрата окрашены одной желтой краской, но на синем фоне она кажется «теплее», чем на красном. Все здесь зависит от взаимодействия цветов. Красный несколько «теплее», чем желтый, синий — «холоднее»: в зависимости от «температуры» фона меняется и воспринимаемая «температура» желтой краски. Вы сами можете провести подобные эксперименты с другими цветами.

  Стоит сходить в музей или картинную галерею либо взять альбом с хорошими репродукциями. Рассматривая картины, обратите внимание на то, что одна и та же краска в зависимости от окружения может становиться то «теплой», то «холодной».

Примером использования «тепло-холодных» отношений может быть пейзаж И. Левитана «Март». Весьма ощутимый «тепло-холодный» контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттенков желтого и красного (кроны деревьев) и зелено-синего (небо). Именно эти цветовые сочетания помогли художнику воссоздать столь неповторимый характер освещения натуры.

Поскольку «температура» цветового пятна зависит от фона, «температура цвета» — понятие весьма относительное. Правда, некоторые цвета мы считаем постоянно «теплыми» (красный, оранжевый) или «холодными» (голубой, синий). Такие представления объясняются традиционными ассоциациями: красный напоминает нам цвет огня, оранжевый — солнце, голубой — лед и т. д. Однако вы могли убедиться, что это не всегда точно. Оранжевый на фоне синего будет восприниматься «теплым», даже «горячим», а синий и голубой, соприкасаясь с оранжевым, покажутся нам еще более «холодными». Но совсем иначе мы воспринимаем тот же оранжевый в окружении, допустим, красного цвета: он станет заметно «холоднее», чем был на фоне голубого. Следовательно, живописцу и в данном случае приходится опираться на закономерности восприятия цвета на плоскости, отличающиеся нередко от восприятия цвета в натуре.

Цветовой контраст и насыщенность соприкасающихся пятен.

С наибольшей эффективностью сопоставляются не слишком яркие, а несколько ослабленные в насыщенности цвета, поскольку звучность очень яркого цвета является слишком сильным раздражителем и заметно утомляет наше восприятие.

Соответствие соприкасающихся цветовых пятен по светлоте существенно влияет на эффективность цветового контраста: чем ближе светлота цветовых пятен, тем ощутимее воздействие цветового контраста.

Цветовой контраст и размеры соприкасающихся цветовых пятен. Здесь положение практически то же, что и при тоновом контрасте: чем меньше площадь пятен, тем меньшим должно быть расстояние, отделяющее зрителя от плоскости. На большом расстоянии мелкие контрастные пятна сильно обесцвечиваются, сливаясь в серый тон.

Воздействие на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен играет важную роль в создании гармоничной цветовой системы, в достижении убедительности художественного образа. Занимаясь живописью, вы будете постоянно сталкиваться с задачами гармонизации на плоскости различных цветов и оттенков. Знание закономерностей цветового контраста поможет успешно их решать.

Каждому живописцу необходимо знать основы цветоведения и, уж конечно, иметь представление о цветовом круге. Цветовой круг включает в себя восемь цветэв. В его основе лежит спектр солнечного цвета и пурпурный цвет. Солнечный спектр — разноцветную полоску, своим строением напоминающую радугу, — можно наблюдать, поместив на пути падающего на белый экран солнечного луча стеклянную призму. Ощущение цветов и их оттенков возникает вследствие раздражения сетчатки глаза лучами с различной длиной волн. Наиболее длинные, заметные для человеческого глаза волны вызывают ощущение красного цвета, самые короткие — фиолетового. Цвета в спектре всегда располагаются водной и той же последовательности : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Стеклянная призма разлагает луч света в строгом соответствии с длиной волн. В зависимости от оборудования можно получить малый и большой спектры. Существуют приборы — спектроскопы, позволяющие наблюдать спектр, состоящий из очень многих оттенков. Однако порядок располбже-ния цветов от этого не может измениться и всегда основывается на незыблемой последовательности расположения семи главных цветов.

Солнечный спектр открыл выдающийся английский физикНьютон. Он расположил между фиолетовым и красным пурпурный цвет как результат их смешения. С введением пурпурного цвета круг Ньютона обрел тот вид, в котором он существует и поныне. Впоследствии многие исследователи предлагали свои варианты цветового круга. Количество составляющих его цветов у разных авторов обычно колеблется от шести до одиннадцати-двенадцати.

Как примеры различных вариантов цветового круга можно привести схемы Кор-нерупа (двенадцать цветов) и Лебеля (три). В основе большинства вариантов лежат те же цвета, что и в круге Ньютона. Отличие заключается лишь в том, что между основными цветами расположено то или иное количество промежуточных оттенков (красно-оранжевый, желто-зеленый и т. д.). 1 Цветовой круг, состоящий из восьми элементов, до сих пор считается оптимальным : в нем представлены все главные цвета, непременно возникающие при разложении солнечного луча любыми приборами — от простейшей призмы до сложного спектроскопа. В то же время этот цветовой круг не перегружен оттенками, число которых можно довести до многих десятков. Жак известно, каждый человек различает в среднем 150 различных цветовых оттенков, а живописец благодаря постоянной тренировке — до 350- 360_рттенков.

В цветовом круге принято выделять три цвета — красный, желтый и синий. Смешивая их, можно получить промежуточные, расположенные в круге между ними. Так, смесь синего с желтым дает зеленый цвет, смесь красного с синим — фиолетовый. Цвета спектра по традиции делятся на холодные (синий, голубой) и теплые (красный, оранжевый, желтый). Зеленый и фиолетовый могут быть и холодными и теплыми — в зависимости от примеси. Например, желто-зеленый теплее сине-зеленого, сине-фиолетовый холоднее красно-фиолетового.

В. БАСМАНОВ

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Контрасты | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Условный и обусловленный цвет | Главная | Несобственные свойства цвета »

Автор: admin | 10 мая 2015

Цвет в природе всегда находится в соседстве или в окружении других цветов. В результате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Это явление называется контрастом. Обязательное условие возникновения контраста – расположение контрастирующих цветов непосредственно друг около друга. Контрасты делятся на два вида: ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). В каждом из названных контрастов в свою очередь различаются контрасты: одновременный, пограничный и последовательный.

Чем ближе друг к другу расположены разноокрашенные предметы, тем яснее и определеннее их взаимное влияние. Так, любой цвет в окружении более светлых – темнеет, а в окружении более темных – светлеет. Это явление называется одновременным световым контрастом или контрастом по светлоте. Если, например, на палитре темного тона подбирать смеси цветов, то они в окружении темного тона фона могут казаться достаточно светлыми. Если же полученные смеси красок перенести на белый фон бумаги, то они «потемнеют» по сравнению с тем, как смотрелись на палитре. Чем больше цвет какого-либо предмета отличается от цветов окружающих предметов по светлоте, тем в большем мере его тон изменяется в сторону посветления или потемнения.

Светлотный (ахроматический) контраст

Данное явление в равной мере характерно для хроматических и ахроматических цветов. Явление светового контраста наблюдается и тогда, когда оба поля имеют одинаковый цветовой тон, но различаются по светлоте. В этом случае изменяется не только светлота, но и насыщенность. В сущности, с одновременным световым контрастом мы имеем дело и при сочетании хроматических и ахроматических цветов.

Светлотный (монохромный) контраст

На эффект контраста влияет величина площадей фона и лежащего на нем цветового пятна. Контраст будет более заметным, если окружающий фон по площади больше, чем расположенное на нем цветовое пятно. Контрастное влияние фона будет возрастать по мере увеличения его насыщенности. На эффект контраста также влияет форма цветового пятна. Круг или кольцо, квадрат или буква на одном и том же фоне в равных условиях будут сопровождаться различной силы контрастом. Явление одновременного светового контраста сопровождается не только потемнением или посветлением цветового пятна, но и кажущимся изменением размеров. Светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем оно есть на самом деле, и, наоборот, темное пятно как бы уменьшается в своих размерах.

Эффективность контраста в зависимости от величины и формы реагирующего поля

Эффект одновременного цветового контраста возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или при сопоставлении ахроматического и хроматического цвета. Это более сложное явление, чем световой контраст, так как изменения по цветовому тону сопровождаются одновременными изменениями по светлоте и насыщенности, причем последние могут быть более заметными, чем собственно цветовой контраст. Яркая стронциановая желтая на фоне темного ультрамарина в большей мере вызывает явление светового контраста, чем цветового, а ярко-красный тон на коричневом фоне представляется нам более всего в насыщенности. Если требуется определить действие контраста по цветовому тону, то необходимо, чтобы контрастирующие тона были приблизительно равными по светлоте и насыщенности. Тогда будет нетрудно заметить, что сопоставление различных цветов вызывает в них различные дополнительные оттенки и качества. Если говорить только об изменении цветового тона, то следует указать на тенденцию цветов в контрасте более отдаляться друг от друга в их положении по цветовому кругу. Например, желтый на оранжевом фоне будет более бледным, чуть-чуть зеленоватым, оранжевый на желтом фоне будет более оранжевым и иметь небольшой красноватый оттенок.

Контраст по цветовому тону

Несколько особого рода представляет контраст взаимодополнительных цветов. Если цвет находится в соседстве или на фоне своего дополнительного цвета или близкого к нему, то он воспринимается более насыщенным. Если на цветовую плоскость положить небольшое пятно того же цвета, но меньшей насыщенности, то последний еще больше потеряет насыщенность. Чем больше насыщен по цвету окружающий фон, тем большее влияние он оказывает на расположенный в его окружении цвет. Особенно это заметно в тех случаях, когда оба цвета имеют приблизительно одинаковую светлоту.

Контраст взаимнодополнительных цветов

Чтобы наблюдать контраст по насыщенности, нужно взять два цветовых пятна, одинаковых по светлоте и по цветовому тону и разных по насыщенности. К такому контрасту художники прибегают всегда, когда нужно повысить чистоту того или иного цвета. Менее насыщенные цвета, как светлые, так и темные, дают больший эффект контраста, чем насыщенные. Контраст по насыщенности также особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. При этом, на черном или темно-сером фоне цвет понижает свою насыщенность а на белом или светло-сером – повышает.

Контраст ахроматического (черного, белого) с ахроматическими тонами

Пограничный (или краевой) контраст возникает на границе двух смежных окрашенных поверхностей. Наиболее отчетливо пограничный контраст проявляется, когда рядом расположены две полосы, разные по светлоте (пограничный световой контраст) или по цвету (пограничный цветовой контраст). В первом случае часть светлого участка, которая находится ближе к темному, будет светлее, чем дальняя. Создается впечатление неровности, неравномерной окрашенности того и другого поля, получается как бы пространственная вибрация и возникает эффект объемности. Если это впечатление художнику нежелательно и не соответствует поставленной им задаче, то нужно выполнить подравнивание светлот путем нанесения легкого полутона на края соприкасающихся поверхностей, чтобы погасить действие пограничного контраста. Действие краевого контраста будет ослаблено, а предмет будет восприниматься более объемным, пространственным.

При хроматическом пограничном контрасте соседние цвета изменяются в том же направлении, что и при одновременном контрасте, то есть желтое пятно около красного будет немного зеленее, но, чем дальше оно будет от красного, тем более будет этот эффект ослабевать. Практически пограничный и одновременный контрасты выступают всегда вместе, только в одном случае более заметен один, в другом – другой. Если пятно на фоне имеет небольшой размер, то пограничный контраст почти отсутствует, если пятно достаточно велико по отношению в фону, то и возникает явление пограничного контраста. Действие пограничного контраста может быть нейтрализовано, если между цветами расположить полоску белого или черного цвета (прорисовку).

Пограничный контраст

Эти закономерности должны быть известны каждому художнику и использоваться им как средство достижения выразительности и цветового единства произведения. Явления контрастов обязывают художника находить гармонию между соседними цветами, усиливая или ослабляя контрастное взаимодействие (например, за счет увеличения или уменьшения площади взаимно-контрастных поверхностей, расположения рядом с тепло-окрашенными предметами предметов с холодной окраской; удаления предметов друг от друга или, напротив, расположения их рядом, освещения их и т. д.)

Если посмотреть на солнце, а затем перевести глаз на белую стену, то некоторое время видится темное пятно, представляющее размытое изображение солнца на сетчатке. Если после длительного смотрения на яркий свет закрыть глаза, можно отчетливо видеть образ светящегося тела, интенсивность которого будет постепенно ослабевать. Это явление носит название последовательного контраста. Последовательный контраст заключается также в том, что при переводе взгляда с одного красочного пятна на другое мы наблюдаем на последнем оттенок цвета, несвойственный ему. Например, когда мы переводим взгляд с ярко-красной поверхности на серую бумагу, то можем заметить зеленоватый оттенок в сером. Таким образом, каждый предметный цвет после продолжительного его рассматривания оставляет в глазу след дополнительного цвета. Изображение дополнительного цвета возникает после того, как предмет непосредственно перестает воздействовать на наш глаз. Последовательный контраст выражается также в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна. Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста.

Последовательный контраст является результатом цветового утомления глаз от воздействующего на него цвета и света. Это явление носит название адаптация. В целом явление адаптации связано с приспособлением зрительного аппарата к различным условиям освещения. Например, в условиях слабого освещения видимая светлота всех предметов, кроме черных, как бы повышается. При этом, чем светлее окраска предметов, тем более повышается его видимая светлота. В условиях сильного освещения, предметы, особенно с темной окраской, воспринимаются еще более темными. Таким образом, в результате приспособления глаза к свету или к темноте чувствительность глаз то понижается, то возрастает. Чувствительность глаза понижается при восприятии не только ахроматических цветов, но и хроматических. Если, например, часть синей драпировки закрыть черным картоном и некоторое время смотреть на драпировку, а затем убрать черный картон, то на том месте, где драпировка была закрыта картоном, она покажется насыщеннее по цвету, чем часть, которая не закрывалась. Следовательно, если цветовой раздражитель определенное время воздействует на наш глаз, то чувствительность глаза к этому цвету начинает понижаться. Возникает ощущение, что цвета потускнели, стали сближенными. Цветовое утомление тем сильнее, чем ярче и насыщеннее действующий на зрение цвет. Действие последовательного контраста имеет значение при наблюдении художником натуры и в наблюдении зрителем картины.

Читать далее Несобственные свойства цвета

Темы: Цветоведение | Ваш отзыв »

Отзывы

Контраст цветов | Практика работы пастелью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх