Цветовой контраст в живописи. Материал John Lovett
Фев 22, 2014
in Полезные статьи по рисованию by Марина ТрушниковаЦветовой контраст в живописи
Слово “контраст” постоянно присутствует в нашей жизни. Особенности человеческого глаза таковы, что в зависимости от окружения один и тот же оттенок цвета может выглядеть по разному. Цветовой контраст — это разница между оттенками цвета.
Сегодня речь пойдет об акценте в живописи, который достигается именно посредством контрастов.
Статья и иллюстрации – John Lovett
Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов для создания художественного образа в живописи.
Существует ряд теорий, описывающих различные подходы к гармоничному сочетанию цветов, но самое простое правило, которое нужно помнить – это использование силы дополнительных цветов.
Чтобы цветовые акценты, основанные на дополнительных цветах, давали необходимое воздействие, вся картина должна быть построена на нюансных цветах (с помощью группы соседних цветов в цветовом круге). Цветовой акцент при этом будет являться дополнением к группе этих соседних цветов.
Выбирая настроение и образ, которое вы хотите передать в вашей картине, выберите группу доминирующих цветов.
Например, для изображения старых обветшавших стен домов подойдут доминирующие цвета: теплый красный / оранжевый / желтый, а для изображения вечернего пейзажа с флотом рыболовецких судов более всего подойдут сочетания холодного синего и зеленого.
Это простая система, и она всегда дает хорошие результаты.
Цветовой круг смесей из цветов Quinacridone Gold, Phthalo Blue, Ultramarine Blue, Permanent Rose and Alizarin Crimson (Охра золотистая, Голубая ФЦ, Ультрамарин, Алая и Краплак – близкие цвета в русском варианте)
Ряд нюансных зеленых, контрастирующих с небольшим количеством холодного красного
Цветовой контраст: примеры использования
Наш первый пример акцентирования цветом использует группу нюансных цветов, которая включает в себя все оттенки зеленого от синего-зеленого до желто-зеленого.
Они контрастируют с взаимодополняющим их холодным красным:
Облака Dunedin
Картина “Облака Dunedin” использует ряд зеленых цветов, уходящих в синий, и сопоставляет их с небольшим красным пятном в композиционном центре.
Через залив
Подобная же система цвета используется и в этой картине “Через залив”.
Крыши зданий на набережной – это яркий розовый, сильно контрастирующий с окружающими массами синего и зелёного.
Теплые желтые, коричневые и оранжевые, контрастирующие с небольшим количеством дополнительного синего
Мастер-классы John Lovett:
Теплая группа нюансных цветов от красного до желтого и оранжевого была выбрана, чтобы изобразить ржавый вид этого старого грузовика. Небольшой участок синего над передним колесом и знак за кабиной разбивает общую теплоту и создает визуальный центр.
Эвакуатор
Нюансная группа от холодного красного до оранжевого противопоставляется здесь небольшому количеству зеленого
Здесь вы видите нюансную группу теплых цветов от ализарина розового до грязно-оранжевого.
Наш цветовой круг показывает насыщенные цвета, но составные цвета с белилами и черным здесь тоже могут быть использованы.
- Насыщенные цвета – это все чистые цвета цветового круга. Это либо основные цвета спектра, либо их смешение: например, красный + оранжевый дают красно- оранжевый и т.д.
- Составные цвета представляют собой смесь, содержащую все три основных цвета – это все коричневые, охра, хаки и т.д.
- Нюансные цвета – любые группы цветов рядом друг с другом в цветовом круге – красный, красно-оранжевый, оранжевый.
- Дополнительные цвета – цвета, расположенные цветовом круге друг напротив друга – красный и зеленый или синий и оранжевый цвета.
Розовые Жалюзи
Теплые розовые, красные и оранжевые цвета этой старой двери и стен контрастируют с небольшим количеством ФЦ синего / зеленого на стеклах окна.
Стены и дверь представляют собой сочетание составных и насыщенные цветов в нашей нюансной группе.
Синий от Ультрамарина до ФЦ с дополнительным оранжевым
Наша нюансная группа здесь варьируются от ультрамарина через кобальт до голубой ФЦ. Контрастная группа теплых оранжевых цветов представляет собой смесь охры и ализарина розового с заливками краплака.
Отдыхающие траулеры
В следующей картине, которую вы будете рисовать, постарайтесь не зависеть от цвета ваших объектов.
Вместо этого, найдите нюансную группу цветов, которые подходят для объекта, а затем вводите небольшое количество контрастного цвета, чтобы создать акцент.
Это простая формула, дающая отличные результаты.
Автор статьи и иллюстраций – John Lovett
Перевод – Марина Трушникова с разрешения автора
Копирование данной статьи без разрешения авторов запрещено.
Поделитесь материалом в лентах своих соцсетей!
Наука о цвете и живопись — А. С. Зайцев
Контраст
На первый взгляд контраст — понятие очень простое. Его в самой общей форме можно определить как противопоставление предметов или явлений, резко отличающихся друг от друга по тем или иным качествам или свойствам. Но при таком определении в стороне остается сущность контраста, и отмечаются лишь его внешние условия. А суть контраста, очевидно, можно видеть в том, что резко противоположные по каким-либо параметрам предметы или явления вместе вызывают в нас качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии их по отдельности.
Контрастирующие цвета способны вызывать целую цепь новых ощущений. Возьмем для примера самое популярное и элементарное сопоставление белого и черного. Оно может сопровождаться ощущением некоторого шока вследствие внезапного перехода от белизны к черноте, кажущимся изменением размеров и светлоты, возникновением пространственного эффекта и т. п. Эти психофизиологические последствия, вызываемые действием контраста, играют исключительно важную роль в структуре живописного произведения.
В искусстве живописи контрасту иногда отводится универсальная роль. Символика контраста часто используется в целях передачи определенного мировоззренческого содержания. Контраст является также одним из важнейших формообразующих элементов, участвуя в образовании свойства декоративности. Вместе со светотенью и линейной перспективой он способствует созданию ощущения пространственной глубины. Цветовая гармония, колорит и светотень в качестве одного из обязательных структурных элементов включают в себя тот или иной вид контраста. Редкое описание или анализ живописного произведения обходится без указания на использование художником контрастов.
По дошедшим до нас произведениям можно заключить, что явление контраста эмпирически было замечено и оценено художниками уже давно. Собственно, его выразительность была слишком очевидной, чтобы ее можно было не заметить. Леонардо да Винчи был первым, кто описал его: «Из цветов равной белизны и равно удаленных от глаза тот будет на вид наиболее чистым, который округлен наибольшей темнотою, и, наоборот, та темнота будет казаться наиболее мрачной, которая будет видна на наиболее чистой «белизне», каждый цвет лучше распознается на своей противоположности».
В изучении контраста можно выделить два аспекта: естественнонаучный, исследующий явление с точки зрения психофизиологической, и эстетический, рассматривающий роль и значение контраста в системе средств художественной выразительности. Результаты и выводы, к которым пришли путем изучения контраста психологи и физиологи, должны послужить для нас объективной научной основой, на которой может быть построена художественная теория контраста. Прежде всего, интересны для теории и практики живописи разнообразные эксперименты с целью изучения направления действия контраста.
Начиная с Шеврейля, изучением законов контраста занимались многие ученые, однако их выводы не всегда согласуются друг с другом, потому что свои наблюдения они проводили в различных условиях, а именно, одни из них действия контрастов проверяли на разноокрашенных тканях, другие — на поверхностях, покрытых красками, масляными или акварельными, третьи воспроизводили контрастирующие цвета на экранах. В каждом из этих случаев эффективность и направленность контраста будет различной и не может служить основанием для общего вывода.
Для живописца представляют интерес проявления контраста в природе и эффекты контрастного действия красок, положенных на холст.
Действие контраста в природе осложнено целым рядом побочных моментов, делающих эффект контраста особенно заметным или, наоборот, уничтожающих его. Контрастирующие поверхности бывают расположены в различных пространственных ситуациях и освещены в различной степени окрашенным светом.
Классическим примером могут служить тени на снегу, яркость и чистота которых бросается в глаза. Однако их яркость объясняется в первую очередь тем, что они освещаются светом синего неба, а контраст с желтоватым цветом освещенного солнцем снега служит добавочным стимулом. Причины, вызывающие контрастные цвета в природе, очень сложны и разнообразны, не всегда их легко понять и объяснить — живописцы знают эти явления из опыта своих наблюдений.
Художники часто стремятся передать наблюдаемые в природе контрастные явления, используя контрасты красок. Явлению контраста в природе мы, прежде всего, обязаны многими ошибками в восприятии светлоты. Очень интересное наблюдение на этот счет приводит в своей книге М. Миннарт: «Ровное серое небо кажется гораздо темнее покрытой снегом Земли. И все же мы явно заблуждаемся, потому что именно это небо освещает Землю, а освещаемый предмет никогда не может обладать большей поверхностной яркостью, чем источник света. Большая яркость неба неопровержимо подтверждается при помощи фотометра. Если взять маленькое зеркало и расположить его так, что изображение неба будет видно рядом с изображением снега, можно заметить, что по сравнению с белым небом снег действительно серого цвета. И все-таки иллюзия контраста не уничтожается, хотя мы знаем, что в действительности дело обстоит наоборот. Решающим является здесь контраст между снегом и гораздо более темными лесами, кустами или строениями. Точно так же в пасмурный день белая стена может показаться ярче неба. Фотографии и картины, не согласующиеся с этой иллюзией, производят впечатление неестественных».
Явление контраста в натуре, то есть в пространстве, проявляется значительно эффективнее, чем при сопоставлении красочных пятен на плоскости. Если смотреть сквозь просветы зелени на асфальт, серый и бесцветный сам по себе, то он будет восприниматься насыщенно розовым; так же и серые стволы деревьев на фоне зелени кажутся розовыми. Однако если мы сделаем на картине стволы просто серыми и окружим их зеленым, контраста не получится. Вероятно, это объясняется разницей в пространственном расположении поверхностей. Видимо, отношения цветных плоскостей, расположенных в пространственной среде, подчинены более сложным законам, нежели отношения двух цветовых пятен на плоскости. Этот факт также указывает на важность цветовых отношений в практике живописи. Когда художник стремится непосредственно передать цвета один за другим, не видя их отношений, вызываемых действием контрастов, он не достигнет успеха в передаче цветового богатства натуры.
Контрасты разделяются на два вида: ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). В каждом из названных контрастов в свою очередь различаются контрасты: одновременный, последовательный, пограничный (или краевой).
Конспект урока по ИЗО. «Виды контраста»
Цветоведение. Виды контраста.
Цель урока: использование знаний и умений в области цветоведения
Задачи урока: -научиться различать виды контраста и работать с ними
— способствовать развитию познавательной активности с помощью
проблемных ситуаций и практической деятельности ;
— развить у детей способности художественного восприятия образа и
создания своего собственного;
— формировать культуру выбора и ответственность за него.
Зрительный ряд: методические пособия.
Оборудование и материалы: кисти, краски, простые карандаши, листы бумаги формата А3.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие
2. Сообщение темы урока
Учитель.
Контраст — заметная разница. Это не только «белое» и «черное». Любые два цвета контрастны, если они расположены на расстоянии не менее четверти окружности внутри цветового круга. Дети, я думаю что вы замечали, что многие цвета в картине делают ее гораздо ярче и интереснее. Если вы будете знать, как сочетать цвета между собой, то вы сможете делать изображение выразительнее и привлекательнее для зрителя. Так какие же контрасты существуеют?
При соотношении двух противоположностей, по какому либо качеству, свойства каждого из группы приумножается. Так, например, длинная полоска кажется еще длиннее рядом с короткой.
При помощи 7 контрастов, можно подчеркнуть в цвете то или иное качество.
Контраст цветовых сопоставлений — самый простой. Жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом. На цветовых контрастах основано, например, народное искусство различных стран.
Контраст светлого и тёмного. Эти противоположности имеют большое значение в человеческой жизни и в природе. Свет и тьма. День и ночь…
Контраст холодного и тёплого. Пример: холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света.
Контраст дополнительных цветов. Расположенные рядом, они действуют друг на друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон. Как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. Это сильный контраст.
Контраст цветов, смежных с дополнительным. Самое гармоничное, не самое контрастное сочетание.
Контраст смежных цветов. Смежные цвета расположены рядом друг с другом (слабый цветовой контраст).
Контраст трех равноудаленных цветов. Триада — самое гармоничное сочетание, самое контрастное.
3. Практическая работа
Задание. Выполните фантазийное изображение известной вам птицы — петуха ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).
Возможные варианты компоновки, поиск на доске и на эскизах детей.
Одобрение эскиза.
Перенос на большое изображение.
Выбор варианта работы цветом, продумывание использования цвета, работа больших цветовых пятен мазками.
4.. Итог урока
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
А теперь я показываю лучшие работы. Несмотря на ограниченную цветовую палитру, вы сумели передать в рисунке свое настроение, создать запоминающийся образ. Эти работы выполнены с большим вкусом, с использованием закона дополнительных цветов. Я думаю, при выполнении практической работы вы убедились, что достоинства произведения не обусловливаются обилием и яркостью красок, что без знаний законов цвета трудно рассчитывать на успех.
Контраст в искусстве. Журнал «Костер»
КОНТРАСТ
Нам всем случалось вздрогнуть, услышав в тишине негромкий шорох, показавшийся оглушительным. Или зажмурить глаза, взглянув после темноты даже на неяркий свет. Это знакомые всем примеры контрастных состояний. Как в пословице: «Чем ночь темней, тем ярче звезды».
В изобразительном искусстве контраст это ярко выраженная разница между формами в картине самое сильное средство художественной выразительности. Например, любой размер в рисунке сам по себе относителен. Понятно? Если нет, то попробуйте нарисовать яблоко. Большое оно или маленькое? Сказать трудно, а значит, и нет ясного образа. А теперь нарисуйте рядом порхающую бабочку. Сразу появится ощущение, что яблоко тяжелое и крупное. Но впечатление от нарисованного яблока изменится, если рядом изобразить арбуз. Это и есть контраст величин. И мы использовали его, чтобы передать наше впечатление о размере предмета. Существует так же много других контрастных сопоставлений: длинное короткое, высокое низкое, толстое тонкое, черное белое, неподвижное движущееся и так далее.
Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов. Не зря великий художник Леонардо да Винчи советовал ученикам: «… следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим». Ведь человеческое восприятие таково, что мы острее реагируем на разницу в соотношениях. Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, выразительно передать пластическими средствами чувства и мысли художника. Если различие слабое и незначительное, то оно называется нюанс.
У великого испанского художника Пабло Пикассо есть картины, посвященные бродячим цирковым артистам. Одна из самых трогательных его работ «Девочка на шаре», хранящаяся в Московском художественном музее им. А.С. Пушкина. Крупно, почти во весь холст изображены двое юная гимнастка репетирует свой цирковой номер, мощный атлет, отдыхая, присел рядом. Вот вроде бы и весь незамысловатый сюжет. Но мы чувствуем внутреннее напряжение и драматизм. Это достигается тем, что в основу композиции картины положен пластический мотив сопоставления контрастов. Унылый, выжженный солнцем холмистый пейзаж, скорее всего, проселочная дорога, где остановилась кибитка труппы бродячего цирка. Вдалеке бредет случайная прохожая с ребенком на руках, и пасется белая лошадь. Безжизненный фон не соотносится с праздничным ремеслом артистов. Их трудно представить без шумной многоголосой толпы зрителей. Стоящие на земле шар и массивный куб это обычный цирковой реквизит и в то же время это вечные символы противоположностей движения и неподвижности. Девочка, репетируя, грациозно покачнулась, удерживая зыбкое равновесие. Мужчина замер, словно монолит, слившись со своим постаментом. Пластичные, плавные линии обращенной к нам гибкой фигурки выразительно контрастируют с угловатым профилем мужчины, с его развернутыми, как на египетских рельефах, плечами. Красный цветок в черных волосах девочки яркий цветовой контраст среди мягких голубоватых и розовых красок.
Сила и мужественность атлета подчеркивают трогательную хрупкость девочки-подростка. Занятые одним нелегким цирковым ремеслом, герои картины в то же время разобщены и погружены в свои мысли. Картина Пикассо построена на контрастах. Наверное, ее смысл в трагическом ощущении беззащитности красоты. Но мимолетная загадочная улыбка девочки словно освещает грустную природу. А спокойная уверенность могучего атлета вселяет в нас надежду.
Петр Лернер,
член Союза художников России
КОНТРАСТ Композиция, в которой наиболее ярко выражено различие между фигурами (объемами) по форме, тону, цвету и другим изобразительным качествам, построена на контрастных отношениях. Используется, как правило, для передачи противоположных начал: жары и холода, активного движения и неподвижности, твердости и мягкости, веселья и грусти… КОНТРАСТ (от французского contraste — противоположность), в оптике, отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме или такое же отношение для освещенностей изображения. Зрительный контраст характеризует особенность зрительного восприятия, в силу которой оценка яркости наблюдаемого объекта меняется в зависимости от окружающего фона либо от предыдущих зрительных впечатлений. Для глаза человека существует минимальный (пороговый) контраст. Понятием «контраст» пользуются также в фотографии, где оно характеризует различие между наибольшей и наименьшей оптической плотностью. Значение контраста в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» обратил внимание на то, как следует сочетать контрасты:
Можем еще добавить парные противоположности: объем и плоскость, свет и тень, близкое и далекое — или пойти через аллегории добра и зла, времен года… Если с помощью контраста передаем остро выразительный сюжет в состоянии природы (гроза, шторм) или настроение человека гнев, радость, печаль. Оптический контраст — отличимость предмета наблюдения от окружающего его фона.Цветовой контраст — разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков. Понятие используется в дизайне, рекламе и в фотографии («за счёт цветового контраста объект выделен…»). Особенность восприятия и выделения глазом объектов в зависимости от условий восприятия ( фона , движения, расположения). Например, при одновременном цветовом контрасте, видимое глазом цветовое различие усиливается, если сравниваются детали дополнительного или близкого к ним цвета , в частности, синего и желтого, оранжевого и голубого, пурпурного и зеленого. Одновременный цветовой контраст подобен яркостному контрасту : цвет детали светлеет на темном фоне и темнеет на светлом. Известно и явление последовательного цветового контраста. Оно выражается в том, что после перемещения взгляда с одних цветных деталей на др. возникает последовательный зрительный образ: некоторое время после перемещения взгляда цвет рассматриваемого предмета смещается в сторону цвета дополнительного к ранее рассматриваемому участку изображения. Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип резкого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружающих предметов. Взгляните на таблицу 1. Серый квадрат приобретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым, другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый. Этот и следующие рисунки не следует рассматривать с близкого расстояния; взгляд надо фиксировать между квадратами, а не переводить с одного на другой. Здесь мы наблюдаем явление так называемого одновременного цветового контраста, который связан с кажущимися изменениями, происходящими при восприятии соседних цветовых пятен. Каковы же его основные формы? При контакте двух красок, лежащих на «цветовом круге» друг против друга, взаимно усиливается их насыщенность. Так, красный квадрат на зеленом фоне кажется нам гораздо насыщеннее того, что лежит на оранжевом, родственном красному, хотя в действительности хроматические качества обоих квадратов совершенно одинаковы (таблица 2). Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость (таблица 1). При сопоставлении контрастных цветов, расположенных в цветовом круге недалеко друг от друга, наш глаз стремится как бы изменить оттенок, приблизив его к контрастному. Так, зеленый квадрат на синем фойе воспринимается с оранжево-желтым оттенком, а желтый на красном — с зеленоватым (таблица 3). Зная эти закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой гармонии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря таким факторам, которые художник не в состоянии использовать в своей работе. Прежде всего это влияние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного света из окна или электрической лампы. Зачастую мы не замечаем такого влияния: лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце, и при «холодном» свете пасмурного дня, так как давно знаем, что бумага белая. Однако на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объединяя однородной окраской окружающую среду. Если вы занимаетесь живописью с преподавателем, то, вероятно, не раз слышали от него: «Здесь возьми теплее, там — холоднее». «Тепло-холодные отношения», или «температура цвета», — явление, с которым вы будете достаточно часто встречаться. Поэтому стоит разобраться в его природе, прямо связанной с цветовым контрастом, На таблице 4 оба квадрата окрашены одной желтой краской, но на синем фоне она кажется «теплее», чем на красном. Все здесь зависит от взаимодействия цветов. Красный несколько «теплее», чем желтый, синий — «холоднее»: в зависимости от «температуры» фона меняется и воспринимаемая «температура» желтой краски. Вы сами можете провести подобные эксперименты с другими цветами. Стоит сходить в музей или картинную галерею либо взять альбом с хорошими репродукциями. Рассматривая картины, обратите внимание на то, что одна и та же краска в зависимости от окружения может становиться то «теплой», то «холодной». Примером использования «тепло-холодных» отношений может быть пейзаж И. Левитана «Март». Весьма ощутимый «тепло-холодный» контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттенков желтого и красного (кроны деревьев) и зелено-синего (небо). Именно эти цветовые сочетания помогли художнику воссоздать столь неповторимый характер освещения натуры. Поскольку «температура» цветового пятна зависит от фона, «температура цвета» — понятие весьма относительное. Правда, некоторые цвета мы считаем постоянно «теплыми» (красный, оранжевый) или «холодными» (голубой, синий). Такие представления объясняются традиционными ассоциациями: красный напоминает нам цвет огня, оранжевый — солнце, голубой — лед и т. д. Однако вы могли убедиться, что это не всегда точно. Оранжевый на фоне синего будет восприниматься «теплым», даже «горячим», а синий и голубой, соприкасаясь с оранжевым, покажутся нам еще более «холодными». Но совсем иначе мы воспринимаем тот же оранжевый в окружении, допустим, красного цвета: он станет заметно «холоднее», чем был на фоне голубого. Следовательно, живописцу и в данном случае приходится опираться на закономерности восприятия цвета на плоскости, отличающиеся нередко от восприятия цвета в натуре. Цветовой контраст и насыщенность соприкасающихся пятен. С наибольшей эффективностью сопоставляются не слишком яркие, а несколько ослабленные в насыщенности цвета, поскольку звучность очень яркого цвета является слишком сильным раздражителем и заметно утомляет наше восприятие. Соответствие соприкасающихся цветовых пятен по светлоте существенно влияет на эффективность цветового контраста: чем ближе светлота цветовых пятен, тем ощутимее воздействие цветового контраста. Цветовой контраст и размеры соприкасающихся цветовых пятен. Здесь положение практически то же, что и при тоновом контрасте: чем меньше площадь пятен, тем меньшим должно быть расстояние, отделяющее зрителя от плоскости. На большом расстоянии мелкие контрастные пятна сильно обесцвечиваются, сливаясь в серый тон. Влияет на краски натуры и воздушная перспектива. На близком расстоянии в живописной группе осенних деревьев можно различить множество цветов — от холодно-голубых до горяче-оранжевых. Но если отойти от рощи на километр, все это многоцветье погаснет, а останется довольно равномерной окраски цветовое пятно. Наконец, краски природы гармонизируют с помощью взаимных рефлексов. Рефлекс (отражение) — свет, падающий на предмет или какую-либо его часть от соседних с ним освещенных предметов. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: стоит упасть на нее солнечному лучу, как шея и подбородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря рефлексу от рубашки. Одна из наиболее распространенных ошибок начинающих живописцев заключается в попытках пассивно перенести краски изображаемых предметов на бумагу или холст. Они последовательно рассматривают отдельные элементы натуры, вне связи друг с другом. Потом так же последовательно переносят их на холст, забывая при этом, что на его плоскости нельзя использовать все возможности источника освещения, воздушной перспективы, взаимных рефлексов, что на картине обособленно не воспринимается ни один оттенок. Одна и та же краска при перемене граничащих с ней цветов изменяет в нашем представлении свои хроматические, то есть цветовые, качества. Воздействие на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен играет важную роль в создании гармоничной цветовой системы, в достижении убедительности художественного образа. Занимаясь живописью, вы будете постоянно сталкиваться с задачами гармонизации на плоскости различных цветов и оттенков. Знание закономерностей цветового контраста поможет успешно их решать. Контраст изображения, диапазон яркостей изображения — отношение яркостей самой светлой и самой тёмной частей изображения. Контраст освещения — величина, описывающая различие в яркости по разному освещённых объекта и фона или участков объекта в конкретной сцене. Количественно выражается как отношение разницы яркостей к их сумме. Лежит в пределах от 0 до 1. При использовании нескольких ламп-вспышек контраст освещения задаётся соотношением их мощностей, положением и направлением. На современных лампах-вспышках с беспроводным управлением может быть выставлен в некоторых пределах. Контрастность (англ. Contrast ratio — диапазон яркостей или диапазон плотностей) — максимальное отношение яркостей или плотностей устройства или материала вывода изображений. Отношение яркостей или плотностей самой светлой и самой тёмной точки на устройстве или материале. Обычно выражается в виде отношения 1000:1 для дисплеев, десятичного логарифма 3.0D в сенситометрии или двоичного логарифма 10 ступеней в фотографии. Тоновой контраст Внимательно посмотрите на репродукцию картины замечательного русского живописца В.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Скоро ваш взгляд, привлечённый фигурой рыжебородого стрельца, помёщенной художником ближе к левому краю холста — переместится вправо — к восседающему на коне Петру I, а затем снова — к стрельцу, подавшемуся всем телом в сторону царя. На этом полотне несколько десятков персонажей, много групп, в каждой — свой смысловой центр, а Петр и не снявший перед ним шапку стрелец расположены вроде бы не в центре. И тем не менее вы быстро заметили поединок их взглядов, олицетворяющий главную идею картины — жестокую и беспощадную борьбу между старой и новой Россией. Безмолвный диалог этот — завязка композиции. В картине несколько удачно расположенных персонажей. Это сидящая на земле женщина с опущенной головой (её художник поместил ближе всех к зрителю — в центре картины), возвышающийся над толпой — тоже в центре — стрелец, в прощании с народом склонивший голову, и другие. Какими же средствами Суриков выделил из общей массы стрельца и царя? Рыжебородый стрелец одет, как и все остальные приговорённые к казни, в чистую белую рубаху, как и все, держит в руке свечу. Попробуем, однако, посмотреть на эту рубаху как на цветовое пятно. И тогда сразу же увидим её отличие от одежды двух других стрельцов, сидящих рядом. Не случайно художник накинул на них кафтаны: площадь светлых пятен их рубах значительно меньше пятна рубахи Рыжебородого. На темном фоне левой трети картины нет пятна такой же светлоты. Нет и более сильного тонового контраста, привлекающего внимание зрителя. Психологи заметили, что когда мы рассматриваем какое-либо изображение, наш взгляд начинает скользить по плоскости слева направо. Итак, в левой трети картины Сурикова самый сильный тоновой контраст рождается от сопоставления светлой рубахи Рыжебородого с темным фоном, благодаря чему внимание зрителя на какое-то время приковывается к этому стрельцу. Затем, переводя взгляд в направлении движения его фигуры и горящего ненавистью взгляда, мы переключаем внимание на правую часть полотна, на Петра. В этой части картины фигура царя особенно заметна не только из-за того, что Петр возвышается над окружающими, но и потому, что его голова и темный кафтан написаны на фоне более светлой стены. Как известно, под контрастом подразумевается резко выраженная противоположность. Вы наверняка часто встречали примеры контраста в жизни, а в изобразительном искусстве, пожалуй, столь же часто, сколько раз рассматривали картины или рисунки. Как минимум, одна из форм контраста проявляется в любом произведении живописи, так как в его основе лежит различие сопоставляемых объектов или предметов. Взгляните на рисунок 1. Серая бумажная полоска воспринимается неравномерно окрашенной: часть ее, лежащая на черном поле, кажется более светлой, чем та, что окружена белым фоном. На самом же деле тон левой половины ничуть не отличается от тона правой. Разными они кажутся из-за особенностей нашего зрительного восприятия, ибо цветовое пятно никогда не воспринимается нами изолированно, вне зависимости от окружения. Изменится фон — изменится и восприятие тона полоски. И чем большая разница по светлоте будет между двумя соприкасающимися плоскостями, тем более темной покажется нам темная и более светлой — светлая. Возможности тонового контраста уже давно оценены художниками и позволяют порой достичь максимальной выразительности художественного образа. Художник Е. Кибрик писал:
Наглядным примером тонового контраста в портретной живописи служит «Портрет Жанны Гонен» Ж.-Д. Энгра (1821) и «Девушки в черном» О. Ренуара (1883). Часто встречается контраст темного лица со светлым фоном: «Автопортрет» И. Репина (1887), и такого рода комбинация: освещенная часть головы на темном фоне, затененная — на светлом: П. Пикассо «Арлекин» (1923). При изображении всей фигуры портретируемого, а не только головы и торса, на контрастном фоне впечатление не менее значительно (В. Серов. «Портрет М. Н. Ермоловой», 1905). От чего же зависит сила воздействия тонового контраста? Выдающийся голландский живописец Рембрандт был прозван «волшебником света». Он очень часто применял в своих картинах принцип так называемого фрагментарного освещения, при котором персонажи и детали композиции освещаются в соответствии с их значимостью. Пожалуй, один из наиболее характерных примеров — картина «Святое семейство» (1645). Свет, падая сверху слева, выделяет самое главное — женщину и колыбель с младенцем. Причем одежда женщины освещена заметно слабее, чем ее голова, плечи и руки. Столь же скупо выделен стоящий сзади мужчина. Все, что несет наибольшую смысловую нагрузку, получает наибольшую долю света. Именно так воздействует тоновой контраст. Посмотрите на рисунок 2, расположив журнал на расстоянии не менее двух метров от себя: вариант а выигрывает в сравнении с б. Комбинация небольших по площади пятен с увеличением «расстояния между плоскостью и зрителем постепенно ослабляет свое контрастное воздействие, а на большом расстоянии превращается в однотонно окрашенную плоскость. В практической работе вам довольно часто придется искать оптимальные размеры цветовых пятен. Допустим, в изображении пейзажа, передним планом которого будет усеянное цветами поле, необходим расчет соотношения формата этюда и размеров цветовых пятен, изображающих полевые цветы. Написанные слишком мелко, они могут на расстоянии двух-трех метров от картины слиться с фоном. Немалое значение имеет характер разделяющих цветовые плоскости границ. Четкая граница повышает силу воздействия тонового контраста, расплывчатая — понижает. Краевой контраст проявляется в том, что пограничные места соприкасающихся цветовых пятен кажутся нам сильнее изменившимися, чем пятна в целом. Впечатление тональной неравномерности заметно на картинах и рисунках, где сделаны сопоставления крупных пятен. Светлая плоскость в месте соприкосновения с темной светлеет, темная, в свою очередь, соприкасаясь со светлой, темнеет. Значительна роль контраста в создании сгармонированного цветового строя произведения живописи. Каждый художник, занимаясь живописью, постоянно будет сталкиваться с проблемой гармонического согласования соприкасающихся цветовых пятен, и ее успешное решение во многом зависит от знакомства с особенностями тонового контраста. Сочиняя композиции из двух-трех и более фигур, вы можете испытывать затруднения, если фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету, тону и фактуре; одинаковые по тону, но разные по форме, фактуре; одинаковые по цвету, но разные по тону, форме. В этих комбинациях есть общая черта — меняется величина фигур и количество пространства. Теперь обратимся к простейшим композициям, где применены разные художественные средства. Обратите внимание, как выразительна фигура теплого цвета на холодном фоне, как волнистая линия рядом с прямой создает впечатление движения или насколько геометрические фигуры — квадраты, треугольники, прямоугольники — рядом с округлыми формами приобретают более острый характер. Попробуйте изобразить маленькую фи-гурку на фоне грандиозного здания, дремучего леса, и вы выразите чувство величия, таинственности, а может быть, удивления или страха. Как, например, мы испытываем впечатление бесконечности пространства, глядя на картину Исаака Левитана «Над вечным покоем». Итак, если мы хорошо поняли возможности применения контраста, сделаем несколько заданий. Составьте композиции из фигур с резким различием по форме, цвету, тону, фактуре. Основная цель — удержать равновесие в пространстве листа, и если левая (правая) часть эскиза перегружена формами, цветом, тоном, то противоположная должна быть дополнена уравновешивающей фигурой или пятном, а место расположения зависит от вашей фантазии. Задание выполняем на тонированных листах (черном, белом, сером). Теперь сделайте композиции с контрастным фоном (правая сторона контрастна левой или верхняя часть контрастна нижней). Лучшие темы — интерьер, пейзаж, где задействованы большие плоскости и пространства и возможны самые неожиданные состояния. Один и тот же сюжет выполните с разным настроением, применив принципы контраста или нюанса. В. БАСМАНОВ
|
Цветовой нюанс и контраст
Цветовая гамма бывает контрастной, с сильными переходами между светлыми и темными, серыми и насыщенными цветами, либо нюансной, на основе плавных и незначительных переходов между оттенками. Чем отличается нюанс от контраста, видно на простейшем примере монохроматической гаммы:
В том и другом случае варьируются светлота и насыщенность тона. Если разместить все представленные оттенки на цветовом круге в виде точек, мы увидим, что расстояние между ними в нюансной и контрастной гаммах отличается.
тона, расположенные близко на цветовом круге, образуют нюансное сочетание
тона, расположенные далеко друг от друга на цветовом круге, образуют контрастную гамму
Нюансные и контрастные монохромные гаммы используются в различном оформлении, одежде, интерьере.
нюансная цветовая гамма в интерьере
контрастная цветовая гамма интерьера
Однако, в природных гаммах всегда задействован третий параметр – тон. Здесь нюанс и контраст также отличаются расстоянием между оттенками, только уже в цветовом шаре.
Цветовой нюанс.
Нюансные сочетания отличаются едва заметными цветовыми различиями, общностью цветового тона и воздействия, близостью свойств, цельностью. Нюансная гармония создает ощущение размытости границ и плавности переходов, сдержанностью и спокойствием. Нюанс заметней всего на светлых и ненасыщенных, приглушенных цветах. Нюансные сочетания пастельных тонов особенно эффектны, они подчеркивают рельеф, плавность переходов, игру света и тени.
нюансная цветовая гамма
нюансная цветовая гамма
нюансная цветовая гамма
Цветовой контраст.
Контраст – основа зрительного восприятия, без него невозможно различать и видеть предметы. Любое цветовое различие делится по контрастности на слабое, среднее и сильное. Слабый контраст образует нюансные сочетания, сильный – контрастные. Наибольшую степень контраста образуют максимально удаленные друг от друга, противоположные на круге цвета: черный-белый, оранжевый –голубой.
При работе с цветом важно учитывать такую неотъемлемую часть восприятия, как одновременный и последовательный контраст. Их эффект присутствует независимо от того, насколько выраженный контраст мы наблюдаем. К одновременному контрасту относится не только видимый непосредственно, но и тот, который восприятие дополняет само, или симультанный контраст. После того, как наблюдение цвета заканчивается, его действие продолжается в виде последовательного контраста.
Для контрастной цветовой гаммы свойственны выраженные тоновые различия, резкие переходы. Контраст выделяет особенности и выразительность каждого цвета на фоне других. Характер контрастных гамм отличается активностью и динамизмом.
Контраст может быть выражен по одному или нескольким параметрам одновременно. Виды контрастов:
- по светлоте
- по насыщенности
- по тону
Контраст по светлоте.
Контрастные по светлоте тона располагаются на цветовом круге близко к черному и белому полюсам.
контраст по светлоте на цветовом круге
Контраст по светлоте — базовый для человеческого восприятия и поэтому самый сильный, он используется как художественный прием, когда необходимо активное воздействие. Различие по светлоте – основное в любой гамме и воспринимается глазом лучше, чем по остальным параметрам. Без светлотных различий гамма выглядит плоской и искусственной. Сильный контраст по светлоте выявляет силуэт, делает его контуры более четкими, но рельеф, фактуру и детали менее явными. Когда светлотный контраст достаточно силен, изображение не теряет выразительности при переводе в черно-белое.
Контраст по насыщению.
Контрастные по насыщению тона располагаются на цветовом круге с краю и в центре.
контраст по насыщенности на цветовом круге
Наиболее сильный контраст по насыщенности возникает между чистыми цветами и ахроматическими. Серый оттеняет и подчеркивает яркость насыщенного цвета, в сочетании с ахроматическим насыщенный цвет привлекает наибольшее внимание и создает акцент. Этот эффект широко используется при оформлении, когда необходимо создать нейтральный фон и выделить какую-то область, например, в дизайне сайтов. Наиболее явно контраст по насыщению заметен в монохроматических гаммах, где сохраняется элегантность и сдержанность. Контраст по насыщенности самый спокойный и неброский из контрастов, ведь цвета расположены относительно недалеко друг от друга на цветовом круге, поэтому контраст насыщения легко заглушить другими контрастами. Наиболее эффектно сочетание серого с желтым, оранжевым или красным. Сочетание серых и ярких цветов широко используется в дизайне интерьеров.
контраст по насыщению в интерьере
контрасты в интерьере с использованием ахроматических и чистых цветов:
по насыщенности (серый+красный) и по светлоте (черный+белый)
Окраска попугая Жако — типичный природный пример контраста по насыщению.
Контраст дополнительных цветов.
Две противоположные точки на диаметре цветового круга образуют контраст дополнительных цветов. Если дополнительные тона выбраны верно, при их смешивании появляется нейтральный серый тон.
дополнительные цвета на цветовом круге при смешении образуют серый тон
Каждый из тонов максимально выявляет противоположный. При расположении чистых дополнительных цветов рядом создается наиболее сильный по воздействию контраст. Из-за этого сочетания чистых цветов используются редко или на ограниченных площадях, иначе они способны вызывать рябь в глазах, сильное возбуждение зрительной системы и переутомление.
Основное свойство контраста дополнительных цветов – способность противоположных цветов уравновешивать и нейтрализовывать друг друга. Равновесие создает не только контраст, но одновременно и цветовую гармонию.
дополнительные цвета на цветовом круге
Продолжение. Симультанный контраст >>
Понравился материал? Поделись с друзьями!
Контраст как сопоставление каких-либо крайних значений — одно из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Например, живопись строится на соотношении и, следовательно, сопоставлении теплых и холодных тонов, графика — на сопоставлении темных и светлых, а архитектура — легких и тяжелых элементов конструкции, т.е. несущих и несомых. Сопоставление звука, имеющего определенную высоту и длительность, с паузами составляет структуру музыки, а борьба добра со злом — основу драматургии. Наше восприятие действительности вообще строится на сопоставлениях: приятного и неприятного, простого и сложного, возвышенного и земного.
Но контраст, являясь формой сопоставления чего-либо, одновременно служит и средством гармонизации, потому что объединяет противоположности в единую систему, обозначая как бы ее крайние полюса.
Известно, что гармония определяет закономерности внутренних связей отдельных элементов произведения искусства, способы их организации и взаимодействия в структуре целого. Ференц Лист так писал о гармоническом принципе контраста: «Каждый элемент, соприкасаясь с другим, приобретает новые свойства, утрачивая при этом первоначальные и испытывая иное, чем прежде, воздействие со стороны изменившегося окружения, он принимает новую форму».[25]
Из своего опыта каждый профессионал знает, что ослепительность освещения нельзя создать в кадре только интенсивностью света, так же как громкость — силой звука, они возникают лишь из контраста тьмы и света, звучания и безмолвия. Леонардо да Винчи придавал очень большое значение контрасту, как светлотному, так и цветовому, и в своем «Трактате о живописи» постоянно возвращался к этому вопросу: «Белое с черным или черное с белым кажутся более могущественными рядом друг с другом, и вообще противоположности всегда кажутся более могущественными рядом друг с другом».[26]
«Черные одежды заставляют тело на изображении человека казаться белее, чем в действительности, белые одежды заставляют тело казаться темным, желтые одежды заставляют его казаться цветным, а в красных одеждах оно кажется бледным».[27]
«Прими во внимание, что если ты хочешь сделать превосходнейшую темноту, то придай ей для сравнения превосходнейшую белизну, и совершенно так же превосходнейшую белизну сопоставляй с величайшей темнотой. Бледно-синий заставит казаться красный более огненно-красным, чем он кажется сам по себе в сравнении с пурпуром».[28]
«Темный цвет не должен граничить с другим темным цветом, а с весьма отличным, т.е. с белым или причастным к белому, и так же белый цвет не должен никогда граничить с белым фоном, но с возможно более темным или склоняющимся к темному».[29]
«Фон, окружающий фигуры каждого написанного предмета, должен быть темнее, чем освещенная часть этой фигуры, и светлее, чем его затененная часть».[30]
Каждый профессионал хорошо понимает значение последнего правила для передачи глубины пространства, четкости соотношения «фигура-фон». Психологическая реакция, вызываемая действием контраста, исключительно важна в структуре художественного произведения. Символика контраста часто используется в целях передачи определенного мировоззренческого содержания. Контраст — это один из важнейших формообразующих элементов. В сочетании со светотенью и линейной перспективой он создает ощущение пространственной глубины. Цветовая гармония, колорит и светотень в качестве одного из обязательных структурных элементов включают в себя тот или иной вид контраста. Редкое описание или искусствоведческий анализ изображения обходится без упоминания о контрастах.
Понятие контраста в изобразительном искусстве достаточно универсально, а потому наполняется конкретным содержанием в зависимости от контекста. Например, применительно только лишь к цветовому контрасту возможны следующие его разновидности: одновременный контраст, последовательный контраст, комплементарный контраст, оттеночный контраст, качественный контраст, количественный контраст, контраст по насыщенности, пограничный контраст.
Можно сказать, что контраст — это основное условие зрительного восприятия, потому что только наличие светлотной и цветовой разницы между разными участками предмета позволяет его увидеть. Что же касается перечисленных выше разновидностей цветовых контрастов, то они являются следствием цветовой индукции, т.е. изменения характеристик цвета под влиянием наблюдения другого цвета или, проще говоря, взаимного влияния цветов друг на друга.
Одновременный цветовой контраст хорошо наблюдается, когда два цветовых оттенка воспринимаются одновременно с нейтрально-серым. При этом серое поле, расположенное на одном из цветовых полей, приобретает оттенок другого цветового поля.
Последовательный цветовой контраст аналогичен одновременному контрасту, но только в виде последовательного образа. Он наблюдается, если в течение 20-30 секунд смотреть на цветное поле, а затем перевести взгляд на бесцветное (белое) поле, тогда это поле окрасится в дополнительный (комплементарный) цвет, расположенный на противоположном конце цветового круга.
Комплементарный контраст проявляется при близком расположении дополнительных цветов. Ощущение насыщенности каждого из них усиливается, впрочем лишь до той поры, пока они занимают сравнительно большую площадь в поле зрения. При рассматривании их с большого расстояния вступает в силу закон аддитивного смешения, и составляющие дополнительные цвета воспринимаются как единое серое пятно. Художники-пуантилисты, которые создавали изображение на своих картинах из цветных точек и мелких мазков, насыщенными по цвету красками хорошо знали эту особенность восприятия и учитывали ее в своем творчестве.
Оттеночный контраст наглядно проявляется в том случае, когда рядом располагаются все три комплементарных цвета. При этом затрудняется их оттеночное восприятие (илл.23,цв.).
Качественный контраст наблюдается при сравнении различных яркостей и насыщенностей одного и того же цветового тона (илл.24,цв.). Он широко используется в технике гризайля, когда акварельный рисунок исполняется одной краской какого-либо одного цвета. Как выразительное средство качественный контраст используется при съемке портрета и обнаженной натуры, когда воспроизводится все богатство оттенков человеческой кожи на лице и фигуре модели.
Количественный контраст возникает между двумя окрашенными в различные цвета предметами (или объектами), если их массы в кадре сильно отличаются друг от друга, при этом обязательно должно ощущаться некое психологическое равновесие между этими разными по цвету и размеру пятнами. Обычно этот вид контраста сочетается с разновидностью комплементарного контраста, когда маленькое пятно усиливает звучание цветового поля всего изображения. Это так называемый цветовой акцент в кадре (илл.22,23цв). В живописи этот прием используется очень давно и очень успешно. В пейзажах старых мастеров часто на фоне зелени можно заметить маленькую фигурку в красном костюме или даже просто в красной шапочке — это маленькое красное пятнышко сразу оживляет зелень на всей картине.
Контраст по насыщенности особенно заметен при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими, при этом светлота фона, на котором помещается цвет, имеет огромное значение: на темном фоне цвет выглядит ярче и насыщеннее, чем на светлом. Этот вид контраста очень широко используется в практике, давая возможность художнику добиваться интенсивного звучания цвета (например, палехские росписи на черном фоне).
Пограничный контраст возникает на границе двух смежных, цветных поверхностей, и практически пограничный и одновременный контрасты всегда сопутствуют друг другу.
Мы назвали основные разновидности цветового контраста, но вначале поговорим о светлотном или яркостном контрасте. Именно светлотный контраст имеет для изобразительного искусства основополагающее значение. Он является величиной суммарной и в одинаковой степени зависит, во-первых, от разницы светлот различных мест объекта (а точнее, от коэффициентов отражения различных участков), во-вторых, от контраста освещения, т.е. соотношения освещенности в светах и тенях объекта. Что же касается светлотного или яркостного контраста готового изображения этого объекта, то помимо названных факторов на конечный результат влияет также суммарный фотохимический контраст сквозного фотографического процесса или телевизионного тракта.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Баланс
Баланс в данной области техники относится к ощущению распределения воспринимаемых визуальных весов, которые компенсируют друг друга. Мы чувствуем себя более комфортно — и поэтому находим это более приятным — когда части художественного произведения, кажется, уравновешивают друг друга. Дисбаланс дает нам нерешенное чувство, и это то, что для большинства художников не является желаемым эффектом. Некоторые художники, однако, сознательно нарушают наше чувство равновесия.
Портретная скульптура дзенского священника, период Муромати (1392–1573),
XIV – XV века Япония
Лакированная древесина H. 40 1/2 дюйма (103 см)
Музей искусств Метрополитен, 3-й подарок Джона Д. Рокфеллера, 1963 г. (63,65)
Источник изображения: Портретная скульптура дзенского священника [Япония] (63.65) | Хайльбрунн Хронология истории искусств | Музей Метрополитен
Этот портрет мастера дзен твердый и сбалансированный, с сильным присутствием и чувством постоянства.Практика дзен делает сильный упор на своего учителя. Эта скульптура подчеркивает ценность дзенского священника в силе его баланса.
Шива Винадхара — Дакшинаму rt i Южная Индия, период Чола
11 век до н.э.
Музей Гиме, Париж,
Напротив, эта скульптура почти выходит из равновесия, как будто она может опрокинуться в любой момент из-за скручивания тела и наклонной назад позиции.Это дает ему повышенное чувство движения и предлагает танцевальное движение. Индийское искусство отражает ценность праны, или дыхания жизни, что можно увидеть в анимационном качестве его скульптур.
Исаму Ногучи Красный Куб , 1968
источник изображения http://en.wikipedia.org/wiki/File:Red_Cube.jpg
Яркий красный цвет этой скульптуры представляет сильный контраст с коричневыми и серыми цветами окружающих зданий.Он также отличителен из-за кажущейся неуравновешенности в присутствии сильных, крепких строителей, которые передают постоянство. Напряжение наклона куба сбивает с толку, особенно в таком большом объекте; кажется, что он упадет в любое время. Ногучи подчеркивает связь между архитектурой и скульптурой и то, что пространство вокруг зданий должно быть драматичным.
Симметричный и асимметричный весы
Существует два типа весов: симметричный и асимметричный .В симметричном балансе, если воображаемая линия проведена через центр работы, обе стороны абсолютно одинаковы и сбалансированы таким образом. В асимметричном балансе обе стороны не идентичны, но отличаются друг от друга. Тем не менее, элементы расположены так, что есть чувство баланса.
На иллюстрации ниже оба примера используют одни и те же объекты. Однако тот, что слева, симметричен, идентичен с каждой стороны. Тот, что справа, использует одинаковые фигуры в одних и тех же цветах и уравновешивает их.Обе стороны разные, но расположены так, что чувствуют себя сбалансированно.
Примеры симметричных весов
Симметричный баланс используется, чтобы передать чувство формальности, порядка, рациональности и постоянства. Рассмотрим для каждого из приведенных ниже примеров, зачем художнику использовать симметричный баланс?
Неоклассическая архитектура
Капитолий США Вашингтон Д.C. начато 1792, завершено 1830
Архитекторы Доктор Уильям Торнтон, Джордж Хэдфилд, Джеймс Хобан, Бенджамин Латроб, Чарльз Снегирь
Алтарь
Ян Ван Эйк Алтарь Гента (закрыто). Завершено 1432. Темпера и масло на дереве, ок. 11 ‘6 «на 7’ 7».
Ян Ван Эйк Алтарь Гента (открытый).Завершено 1432. Темпера и масло на дереве, ок. 11 ‘6 «на 7’ 7».
Современная скульптура
Ребекка Хорн , High Moon (1991) в галерее Мэриан Гудман, Нью-Йорк, смешанная техника
источник изображения безграничное кино на ломаном английском , блог опубликован celinejulie
с поста ПОЖАЛУЙСТА, ИМПОРТ ВАЛИ ЭКСПОРТ, 20 июля 2007 г.
Http: // celinejulie.wordpress.com/2007/07/20/please-import-valie-export/
Асимметричный баланс
Асимметричный баланс часто имеет больше разнообразия, визуального интереса и живости.
Асимметричный баланс может быть достигнут с использованием некоторых из следующих принципов:
Визуально —
- большая форма тяжелее, чем маленькая
- темные значения тяжелее светлых
- текстурированная форма тяжелее гладкой формы
- сложная форма тяжелее, чем простая форма
- две или более меньшие формы уравновешивают одну большую форму
- меньшая более темная форма уравновешивает большую более светлую форму
- объекты ближе к краю или углу композиции кажутся более тяжелыми
- насыщенные цвета тяжелее приглушенных
Примеры асимметричного баланса в искусстве
Японский ксилография
Хиросигэ Вид на гору Фудзи из Харадзюку , часть Пятьдесят три станции серии Токайдо
ukiyo («плавающий мир») печать, относящаяся к мимолетному миру, непостоянству и мимолетной красоте
источник изображения википедия обыкновенная
Японское искусство славится элегантной асимметрией, которая идеально сбалансирована.Здесь гора справа уравновешена слева пустым пространством, непосредственной близостью путешественников и их удалением от горы.
Мэри Кассат
Мэри Кассат была художницей-импрессионисткой и гравером. Она была под сильным влиянием японского искусства и была мастером в создании асимметрично сбалансированных композиций. Обратите внимание, как она уравновешивает сильные формы с пространством и размещением элементов в композиции.
Мэри Кассат Вечеринка на лодке
холст, масло 46,06 дюйма в ширину х 35,43 дюйма в высоту
Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия,
источник изображения http://www.marycassatt.org/Boating-Party.html
Мэри Кассат Лето
от Мэри Кассат: полное собрание сочинений
http://www.marycassatt.org/Summertime.HTML
Дэвид Хокни: современный художник
Дэвид Хокни Большой всплеск , 1967
Холст, акрил
http://en.wikipedia.org/wiki/File:Hockney,_A_Bigger_Splash.jpg
Здание расположено не в центре, слева, но уравновешено драматическим углом трамплина и его проекцией в пространство зрителя.
принципов хорошего дизайна: контраст
Нравится эта страница? Пожалуйста, поделитесь на:
Еще один важный принцип хорошего дизайна — контраст . Это принцип, который часто применяется, когда художник хочет добавить визуальный интерес, волнение и драму к произведению искусства.
Определение контраста
Контраст в искусстве относится к расположению противоположных компонентов в произведении искусства. Это происходит, когда два или более связанных элемента разительно отличаются.Чем больше разница, тем больше контраст.
Противоположные элементы в искусстве
Ключ к работе с контрастом — убедиться, что различия очевидны. Наиболее распространенные способы создания контраста — создание различий в:
- Цвет — дополнительные цвета на цветовом круге, то есть красный против зеленого, синий против оранжевого, желтый против фиолетового
- Hue — насыщенные и приглушенные цвета
- Движение — быстро противмедленный
- Форма — органические и геометрические формы
- Размер — большие и маленькие формы
- Пробел — положительный против отрицательного
- Температура — тепло против прохладно
- Текстура — грубая и гладкая
- Значение — свет против тьмы
Значение контраста
Контраст важен, потому что он добавляет разнообразие в общий дизайн и создает единство.Это привлекает взгляд зрителя к картине и помогает направлять зрителя вокруг художественного произведения.
Контраст также добавляет визуальный интерес. Большинство дизайнов требуют определенного контраста, если в любом дизайне слишком много сходства компонентов, оно станет монотонным. Слишком слабый контраст приводит к тому, что дизайн выглядит скучным и неинтересным для просмотра. Однако не переусердствуйте, так как слишком много контрактов может привести к путанице в дизайне. Требуется только правильный контраст, чтобы привлечь участие зрителя в сравнении различных компонентов работы.Например, зритель будет сравнивать светлые и темные области картины, широкие и тонкие линии, легкие и тяжелые формы, заполненные и незаполненные пространства и т. Д.
Некоторые примеры эффективного использования контраста
Контраст на иллюстрации кофейника и чашек довольно очевиден. Обратите внимание на контраст светлого фона (стены) с темным передним планом (скатерть) и контраст темных теней на чайнике и чашке у стены и с огнями тех же предметов на темном окне.
В салфетке также есть контраст тонких и толстых линий, прямых и изогнутых линий, и не пропустите контраст, созданный использованием геометрических фигур (кофейник и чашки) с органическими формами (пар и облака). Темный пар также контрастирует с легкими облаками на расстоянии.
На иллюстрации дама и попугай — хороший пример контраста между огнями и тьмой. Существует контраст цвета между красным попугаем и белым платьем. Также обратите внимание на контраст в округлости фигур на переднем плане против плоскостности темного фона.Контраст текстуры также обусловлен мягкостью шелкового платья и мягкими перьями птицы на твердом плоском фоне.
Контраст в этой картине гораздо более тонкий. Контраст в текстуре. Обратите внимание на жесткую текстуру забора на заднем плане, контрастирующую с мягкостью бабочек и котят. Также существует контраст между почвой и листвой. Сами котята имеют контраст, изображенный в их цветах стихов о цвете забора на заднем плане и даже друг с другом.А красные цветы стихи зеленая трава способствует контрасту дополнительных цветов.
Вопросы
- Почему важно включать контраст в композицию?
- Как можно использовать контраст для создания единства в дизайне?
Ваш следующий урок искусства
Если вам понравился этот урок, не забудьте проверить еще один в этой серии.
Хороший принцип проектирования: введение
Хороший принцип дизайна: Баланс
Хороший принцип дизайна: Контрастность
Хороший принцип дизайна: Акцент
Хороший принцип дизайна: Механизм
Хороший принцип дизайна: Пропорция
Хороший принцип дизайна: Пространство
Хороший принцип дизайна: Визуальная экономика
Хороший принцип дизайна: Unity
Нравится эта страница? Пожалуйста, поделитесь на:
. (для более новых версий Windows)
СТАРЫЕ ИНФОРМАЦИЯ!
Эту тему можно использовать без системных модификаций! Просто скачайте и дважды щелкните файл темы.
_______________ Это лучшее, что я могу сделать со стандартным механизмом создания тем Microsoft, если вам что-то не нравится, скорее всего, из-за этих ограничений.
Это основано на их теме High Contrast, поэтому имейте в виду, что некоторые программы могут выглядеть иначе. Если вам это не нравится, просто выберите тему Windows по умолчанию, и все будет перевернуто.
Если вы не доверяете zip-загрузке (у нее всего 700 байт, и я хороший парень), вы можете просто создать свой собственный файл темы и скопировать в него этот текст, который я создал.
_______________
Личные рекомендации и исправления:
Firefox: Сначала перейдите в «Настройки» -> «Цвет и внешний вид» -> «Цвета» -> В раскрывающемся меню выберите «Никогда».
Установите эту тему.
Сделайте все сайты темными с расширением Dark Reader (установите горячую клавишу для включения / выключения сайтов).
Чтобы изменить стили наиболее посещаемых вами сайтов, используйте расширение Stylus. Вот список хороших темных тем для популярных сайтов.
Я использую это расширение, чтобы сделать полосы прокрутки темными.
исправление Visual Studio :
Visual Studio переключится на тему высокой контрастности и удалит подсветку синтаксиса.К счастью, это можно исправить, я создал небольшое руководство здесь.
f.lux :
Эта программа снижает цветовую температуру монитора ночью, синий / белый свет может вызвать головную боль, стресс и плохой сон.
Загрузите f.lux и установите для него удобное для вас значение. Я лично использую 3200K.
Поначалу это может показаться вам странным, но попробуйте использовать его в течение 10 минут ночью, а затем выключите, чтобы увидеть, насколько это неудобно.
_______________Если вам понравилась эта тема , пожалуйста, добавьте в избранное / поделитесь ею и оставьте комментарий! Моя работа того стоит!
Возможно, стоит подумать о том, чтобы стать первым, кто пожертвовал небольшую сумму, этот пост / тема / списки требуют времени для создания, и я не размещаюсь на сайтах AdSpammed / FileHosting / вредоносных программ, как большинство других людей!
BTC: 3N5FkWr4zraxV1QdHbZicAj2BnYFjfSJvi
ETH: 0x0514765a9875e58621242666443770Fa20451C0D
PayPal
_______________
добавьте эту оригинальную тему, добавьте
в эту папку, если вы добавитев эту тему, добавьте
в эту папку, если вы добавите
в эту тему, добавьте эту в любую точку! Будь честен!
Веселитесь на темной стороне!
Контраст и смысл — список отдельно
Если вы дизайнер, вы работаете, чтобы общаться и передавать смысл. Поэтому важно, чтобы вы понимали механизмы, с помощью которых вещи и идеи приобретают значение; больше, чем какой-либо другой фактор, ваше понимание этих основ определяет вашу способность эффективно общаться. Без основ, вы будете колебаться, сталкиваясь со сложными проектными проблемами или ограничениями.
Статья продолжается ниже
Сегодня, как всегда, вопросы стиля и общепринятых традиций привлекают внимание многих и могут отвлекать нас от основ нашего ремесла.Это особенно верно для тех из нас, кто не пришел в веб-дизайн с формального дизайна или художественного образования, поэтому я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы исследовать то, что я считаю наиболее важным фундаментальным инструментом для передачи смысла.
Прежде чем мы перейдем к конкретике, давайте кратко рассмотрим весь набор основ. Эти основы творческого общения соответствуют всем видам искусства: живописи, музыке, танцам, актерскому мастерству, поэзии, дизайну и всем другим художественным начинаниям. Я делю их на две категории: словарный запас и грамматика.
Художественный словарь: Словарь художественного творчества находится в основном в рамках линии, формы, цвета и текстуры. Эти элементы формируют содержание нашего общения. Различные формы этих элементов имеют широкое понимание коннотаций; некоторые универсальные и некоторые культурные. Например, угловые линии и формы обычно указывают на силу, скорость и мужественность, в то время как округлые линии и формы обычно ассоциируются с мягкостью, более медленным темпом и женственностью.
Художественная грамматика: Коммуникативная грамматика обычно определяется контрастом, балансом, гармонией и распределением. Это строительные блоки композиции, которые помогают передавать контекст и манипулировать отношениями между элементами контента.
Несмотря на важность этих основ, язык искусства и дизайна ничем не отличается от любого другого языка в том, что правила его словарного запаса и грамматики не определяют его полностью. Более того, большинство правил языка имеют исключения, а некоторые творческие способы общения мало или вообще не ссылаются на правила.Каждый язык придает нюанс, стиль и характер тому, как его использует каждый человек, и есть исключения для каждого грамматического правила.
Тем не менее, ни один язык не может быть успешным без структуры. Основы общения всегда актуальны и необходимы в качестве ориентиров. Без основ общение, будь то устное, письменное, графическое, музыкальное или физическое, невозможно. На самом деле, упомянутые ранее креативные способы общения имеют смысл только потому, что они контрастируют с широко понятыми ориентирами.Эти общепринятые ориентиры получают свою значимую сущность так же, как и все остальное: через контраст.
Дизайн — это в основном упражнение по созданию или предложению контрастов, которые используются для определения иерархии, манипулирования определенными общепринятыми отношениями и использования контекста для улучшения или переопределения этих отношений »- все для того, чтобы передать смысл. Контраст важен, потому что смысловая сущность любой вещи определяется ее ценностью, свойствами или качеством по отношению к чему-то другому.Это верно: ничто не имеет большого значения само по себе, что является одной из причин, почему дизайн важен.
Функция контраста в определении значения может быть объяснена путем сравнения основных противоположностей: темный / светлый, мягкий / жесткий, быстрый / медленный. Подобные примеры полезны, потому что все понимают крайности, которые они подразумевают, но, хотя существуют крайности, нет абсолютов. Значения являются просто относительными.
Например, гепард обычно считается быстрым. Но гепард довольно медленный по сравнению с реактивным самолетом.Поэтому высказывание «гепард быстр» имеет смысл только тогда, когда сообщается или предполагается какой-то соответствующий контекст. Аналогичным образом, указание на то, что «элемент X в макете страницы важен» имеет смысл только тогда, когда установлена относительная важность этого и всех других элементов. Другими словами, каждый элемент на странице, которую вы разрабатываете, должен быть позиционирован, стилизован, измерен или иным образом выделен в соответствии с его конкретной важностью и местом в общей коммуникативной цели. Если вы пренебрегаете хотя бы одним компонентом, он может подорвать все ваши усилия.
В дополнение к определению значения и отношений, контраст тесно связан с человеческим восприятием и инстинктами выживания, как мы рассмотрим позже, и это делает контраст мощным и важным инструментом для дизайнеров. Проще говоря, контраст — это основа почти всего, чего вы достигнете с дизайном.
Существует несколько основных форм контраста, которые обычно используют дизайнеры, включая следующие:
Основные формы контраста включают размер, положение, цвет, текстуру, форму и ориентацию.
В макете контраст помогает направить взгляд читателя на ваш макет. У каждого компонента страницы, графического, текстового или интерактивного, есть работа, и каждое из этих заданий находится в иерархии, которая специфична для данного проекта. Кроме того, каждый компонент является лишь частью общего сообщения и цели проекта. С помощью творческого использования контраста вы можете влиять на выбор пользователя и выполнять определенные действия.
Элементы страницы, конечно, не должны быть спроектированы или организованы случайно.Содержание должно быть разумно составлено, а состав определяется информационной иерархией, которая определяется, как вы уже догадались, контрастом.
Например, предположим, что вы разрабатываете простую веб-страницу, основными целями которой являются: 1) кратко описать, что делает компания / служба, и 2) попросить посетителей создать учетную запись и начать использовать службу. Оставляя в стороне визуальные проблемы, давайте посмотрим на первоначальную копию, которую мы представили для каждого из этих информационных компонентов.
О копии № section4
Optimizr анализирует вашу веб-страницу или весь веб-сайт, а затем преобразует извилистые структуры таблиц и контент без тегов в легкие, позиционированные CSS-макеты div и семантическую разметку. Процесс автоматический и не требует знаний HTML или CSS. Это 2.0-лицензированный!
Регистрационная копия № раздела5
Учетные записиOptimizr включают индивидуальный уровень, профессиональный уровень и корпоративный уровень. Вы можете создать учетную запись сейчас, нажав здесь.Или вы можете перейти по этим ссылкам, чтобы узнать больше о различных типах учетных записей.
Сразу видно, что между этими двумя частями копии практически нет стилистического контраста. Но чтобы эта страница работала, между ними должна быть большая разница! Один — копия информации, а другой — копия действия. Давайте попробуем и вдохновим на некоторые действия, противопоставив стиль общения в разделе действий и копию информации.
О копии № section6
Optimizr анализирует вашу веб-страницу или весь веб-сайт, а затем преобразует извилистые структуры таблиц и контент без тегов в легкие, позиционированные CSS-макеты div и семантическую разметку.Это 2.0-лицензированный!
Оптимизация в один клик! Функции Optimizr являются автоматическими и не требуют знания HTML или CSS.
Регистрационная копия № секции7
Создать аккаунт >>
Индивидуальный уровень
Для индивидуальных пользователей с одним статическим веб-сайтом.
Узнать больше >>Pro Level
Для индивидуальных пользователей с несколькими статическими сайтами.
Узнать больше >>Enterprise Level
Для пользователей с сайтами, управляемыми CMS.
Узнать больше >>
Теперь давайте используем некоторый графический контраст для дальнейшего определения иерархии информации и элементов на странице.
Здесь представлено чуть больше, чем позиционная структура.
В этом примере контраст немного. Логотип контрастирует с контентом из-за его цвета и размера, а градиент притягивает взгляд вниз. Ссылки справа контрастируют с несвязным текстом из-за цвета и декора.Но кроме этого, не так уж и много, чтобы предположить, какая информация или элементы на этой странице являются наиболее важными. Давайте изменим это.
Теперь информационный контент и полезный контент были более соответствующим образом определены и сопоставлены.
Теперь существует четкая иерархия важности среди элементов страницы и более убедительная область призыва к действию. Важная информация контрастируется по размеру, цвету или оформлению, а элементы, имеющие действие, имеют общий цвет, чтобы сообщить, что они каким-то образом связаны или имеют общую цель.Теперь, когда мы увеличили контраст между элементами, посетителям не нужно читать все, чтобы знать, что является наиболее важным. С помощью быстрого сканирования они могут понять, какая информация является жизненно важной и как «начать работу», убедившись, что им нужен этот сервис.
Как мы увидим далее, эта способность передавать жизненно важную информацию посредством быстрого сканирования особенно важна, когда мы пытаемся использовать естественные человеческие тенденции.
Следование и руководство человеческим поведением # section8
Не секрет, что дизайнеры должны ценить то, что большинство людей воспринимают как должное или не осознают.Фактически, бессознательное осознание является одной из основных сфер, которыми мы стремимся манипулировать посредством дизайна. Однако, чтобы использовать естественные человеческие тенденции и манипулировать восприятием, мы должны сначала понять их.
Дизайнерыдолжны знать, что мы, люди, обычно сканируем наше окружение. Мы можем временно сфокусироваться на одной небольшой области или объекте, но когда мы меняем поле зрения, мы сначала начинаем визуально «потреблять» этот новый вид, выполняя быстрое сканирование. При этом мы неосознанно ищем элементы контраста, вещи, которые выделяются из леса мирских элементов, как часть нашего инстинктивного процесса обнаружения угроз.
Этот инстинкт не ограничивается обнаружением крадущегося льва в зеленом зеленом лесу. Посетители веб-сайта быстро просматривают макет страницы и решают, как и где они начнут потреблять контент. Если вы использовали контраст для создания визуальной информационной иерархии, вы можете заставить зрителей смотреть туда, куда вы хотите. Если вы проделали действительно хорошую работу с интеллектуальным контрастом, призывом к действию и т. Д., Вы даже можете заставить их следовать определенному пути в макете.
Другие природные тенденции могут быть использованы, чтобы сделать ваш дизайн еще более привлекательным.Например, жители Запада обычно начинают потреблять страницу информации в верхнем левом углу. Если вы разместите некоторую информацию, которая очень заметна по контрасту в этой области, вы можете быть достаточно уверены, что сначала ее увидят и будут использовать, по крайней мере, западные пользователи. Это не означает, что другие области страницы не могут быть эффективными местами для получения важной информации; контраст может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть определенные естественные тенденции. Но контраст в сочетании с композицией, которая использует естественное поведение человека, всегда будет более эффективным, как мы видим в этом примере:
Самый большой и заметный текстовый элемент в левой верхней части макета, несомненно, является самым важным элементом на странице.
В следующем примере эффект все еще сильный, но не такой сильный, как предыдущий:
С самым большим текстовым элементом, размещенным ниже других, меньших текстовых элементов, менее ясно, какой из элементов является самым важным на странице.
Стоит отметить, что люди непредсказуемы: каждый приносит свои цели и прихоти, которые формируют процесс знакомства с вашими замыслами. Поэтому, несмотря на все ваши усилия, неизбежно, что ваш успех в привлечении внимания пользователя будет отличаться.Конечно, ваша работа по-прежнему оказывать существенное влияние на этот опыт, поэтому вам лучше знать, какие механизмы работают и почему.
Газеты могут предоставить отличные примеры того, как создать эффективную информационную иерархию и определить порядок, в котором читатели будут потреблять контент.
Этот типичный газетный макет иллюстрирует четкую иерархию информации в соответствии с контрастом.
В этом примере макета газеты контрастность размера текста, изображений, цвета и положения на странице создает предсказуемый порядок потребления.Самое большое изображение и самый большой текст объединены в пару, чтобы определить, что, вероятно, будет видно первым (1). Контраст цвета и наличие изображений достаточно убедительны, чтобы определить вероятную вторую остановку для глаз читателя (2). Обратите также внимание на то, как эта область повторяет тяжелую горизонтальную строку заголовка, которая помогает привлечь внимание читателя. Из-за его размера заголовок справа, вероятно, привлечет внимание читателя в следующем (3). Понимание того, как работают механизмы в этом примере, может подготовить вас к созданию другого опыта для читателей.
Конечно, такого рода контраст может определять только вероятный порядок того, что читатели «увидят». Заставить их фактически прочитать контент зависит от других факторов, таких как, насколько убедительными являются заголовки и насколько интересна и интересна история. и в этом царстве тоже есть достаточно места для разумного контраста.
Информация и примеры, представленные здесь, едва касаются поверхности этого предмета. Контраст есть везде и является частью всего, что мы видим, делаем, переживаем и понимаем.Ищите это в своей собственной работе и за ее пределами. Получите привычку находить контраст во всем, что вы видите, и вычислять информационную иерархию вещей в своем повседневном опыте. Другими словами, посмотрите глубоко. Такая привычка может приносить здоровые дивиденды в вашей дизайнерской работе.
Контрастность— это всего лишь одна из основ дизайна. Приберитесь ко всем с ними и сначала примените их к своей работе, прежде чем переходить к неосновным. Ваша работа будет лучше для этого.
,