Контровое освещение: Уличная фотография и съемка с контровым светом

Содержание

Как осветить полупрозрачные объекты для драматического эффекта

Добавление полупрозрачных элементов в композицию может внести в ваши фотографии интересную динамику свечения. Особенно, если вы можете подсветить их сзади. Брызги воды, дым, пар и такие вещи, как флаги, цветы и ткань  — тот случай, когда контровое освещение может приобретать почти сюрреалистичное качество из-за того, что свет преломляется, когда он проходит через эти виды полупрозрачных элементов. В этой статье я хочу поделиться с вами некоторыми идеями и примерами того, как максимально использовать контровый свет в съемке полупрозрачных объектов.

 

Фронтальный свет против контрового

Если вы осветите полупрозрачный элемент спереди, он будет выглядеть нормально, поскольку свет будет отражаться естественным образом. Освещение полупрозрачных объектов сзади означает, что свет преломляется (изгибается) и рассеивается до того, как датчик камеры зафиксирует его.

 

Взгляните на эти два примера фотографий безумного ученого с красной жидкостью в колбе. Обратите внимание на то, как сильно отличается на обеих фотографиях цвет жидкости. Посмотрите, насколько он темнее, по сравнению с ярко-красным цветом на изображении ниже, где он освещен сзади.

 

Любая цветная жидкость в стекле или даже любое цветное стекло, не содержащее жидкость, будет выглядеть совершенно иначе, если оно подсвечено сзади. Цвета будут светлее, чем если бы они были освещены спереди.

 

Размещайтесь так, чтобы освещение было контровым

Брызги воды, пар и дым предоставляют вам отличные возможности для создания креативных фотографий. Контровое освещение и фотографирование любого из этих элементов дадут вам совсем другие результаты, чем если бы вы расположились так, чтобы свет находился за вами и камерой.

Когда свет проходит через эти элементы (или что-либо полупрозрачное), лучи преломляются, и свет рассеивается до того, как ваша камера зафиксирует его. Благодаря этому полупрозрачные предметы светятся.

 

На изображении выше я нашел хорошее место, где солнце находилось прямо передо мной во время фестиваля песни Хран в Чай-Май, Таиланд (это одна огромная водная битва). Таким образом, были подсвечены брызги воды, когда ведра с водой были перевернуты на гуляющих.

Увидев, как монах подметает листья и сжигает их на территории храма (внизу), я осторожно разместился так, чтобы сфотографировать солнце, лучи которого проходят сквозь дым.

 

Подходящие объекты для контрового света

Флаги и цветы — два других моих любимых полупрозрачных объекта для фотографии. Если вы можете найти угол, в котором солнце появляется из-за флага или ряда флагов, получившиеся фотографии могут быть намного ярче и интереснее, чем если флаг освещен спереди.

 

Фотографирование цветов, когда у вас есть возможность осветить их сзади или даже часть из них сзади (как в этом изображении фиолетовых орхидей), действительно может заставить их засиять. Однако, если вы хотите получить четкий и реалистичный правильный цвет цветов, которые вы фотографируете, вероятно, лучше осветить их спереди.

 

Примечания относительно экспозиции

Когда вы фотографируете какой-либо элемент в контровом освещении, обратите внимание на экспозицию. Не следует слишком беспокоиться о том, чтобы получить «правильную» экспозицию, так как часто небольшое переэкспонирование усиливает эффект. Экспонируйте так, чтобы создать ощущение или настроение, а не достичь технически точного результата.

Экспонометры вашей камеры измеряют отраженный свет. Когда вы фотографируете преломленный свет, проходящий через полупрозрачный элемент, ваша камера может не дать вам нужный результат, если вы используете какой-либо из автоматических режимов. Настройка экспозиции в ручном режиме позволит вам поэкспериментировать и настроить ее так, чтобы дать вам результат, который, по вашему мнению, выглядит лучше всего.

 

Фон имеет значение

Если у вас есть возможность задействовать темный фон в этом стиле фотографии, то зачастую это улучшит результат. Свечение полупрозрачного элемента может действительно выделяться на темном фоне, где свет на три или более шага ниже.

Хорошим примером этого является фотография мужчины Лаху, курящего на темном фоне моей студии.

 

Обработка

Желательно потратить немного времени на постобработку фотографий, сделанных вами с использованием этой техники. Из-за необычной природы освещения и объекта ваша камера может не всегда создавать фотографию именно в том виде, как вы этого хотите. Манипуляция уровнями контрастности, светами, черными и использованием функции удаления дымки позволит вам улучшить ваши фотографии полупрозрачных предметов в контровом освещении.

Автор: Kevin Landwer-Johan

Перевод: Татьяна Сапрыкина

Понравился урок? Поделись с друзьями!

Освещение при облачном небе. Свет и освещение

Освещение при облачном небе

В облачный день бывает подчас трудно определить на глаз, является ли свет направленным или нет. Иногда это очевидно, поскольку одна половина неба темно-серого цвета, а другая — совершенно светлая. Когда визуальная оценка не удается, это не означает, что освещение непременно равномерное. Чтобы это проверить, воспользуйтесь экспонометром.

Держа экспонометр направленным на горизонт, сделайте ряд замеров с интервалом по углу в 90° (север, юг, восток и запад) и каждый раз фиксируйте уровни освещенности. В данном случае вы будете измерять падающий свет, но точно так же можно измерять и отраженный свет. Если экспонометр встроен в камеру, производите замеры в таком ее положении, чтобы линия горизонта располагалась посередине видоискателя. Цель состоит не в измерении абсолютного уровня освещенности, а в сравнении относительных яркостей. Сохраняя положение горизонта, следует учитывать такие преграды, как дома, лес, холмы. Они делают дневной свет более направленным и определенным, когда дело касается объемных объектов.

Преобладание темных тонов, даже на коже людей, выявляет фактуру при солнечном свете.

На плоские объекты, фотографируемые на земле, они почти не оказывают влияния; такие объекты получают большую часть освещения непосредственно сверху.

Таким способом вы быстро определите наиболее яркую часть неба. Чтобы получить наиболее рассеянное освещение, объект следует обратить к более яркому участку неба. При этом обычно реализуется очень ровное фронтальное освещение с ослабленным моделирующим эффектом. Объемно пространственные свойства объекта не выявляются, основными средствами передачи формы и очертаний служат цвет и психологическое восприятие объекта (вы знаете, что лицо не плоское, и воспринимаете его объемно).

Небо за объектом, освещенным таким образом, часто бывает несколько темнее, чем светлая часть последнего. Это помогает различить светлые детали объекта на фоне неба и избежать обычной опасности слияния светлых оттенков объекта с фоном в пасмурную погоду. При таких условиях большое значение имеет правильная экспозиция, поскольку небольшая передержка может стереть тональные различия светлых частей объекта и неба.

Боковое освещение при пасмурной погоде, когда объект расположен таким образом, что основная часть направленного света падает в поперечном направлении, обеспечивает очень хорошее моделирование и выявление очертаний. При этом предпочтительнее, чтобы свет падал на объект не строго под углом 90°, а был несколько смещен к его передней части, однако рассеянный характер освещения при пасмурной погоде очень усложняет выбор точки съемки. Будут выделены ярко освещенные и теневые стороны, особенно у пространственных объектов типа строений. При таком освещении очень хорошо фотографировать лица и модели одежды. Единственная проблема, связанная с боковым освещением в пасмурную погоду, состоит в том, что одна часть неба (если оно включено в кадр) будет несколько светлее другой; постепенное затемнение неба от одного края изображения к другому может затруднить задачу передачи ровного тона неба. Это бывает не всегда, но, как правило, изменение тона неба в направлении только одной стороны изображения отрицательно сказывается на его восприятии.

Посредством изменения экспозиции можно изменить характер бокового освещения при пасмурной погоде. Увеличивая экспозицию, можно добиться даже эффекта солнечного освещения, особенно если применить фильтр «теплого тона», придающий розовый или желтоватый оттенок изображению. Уменьшая экспозицию, можно сделать изображение мрачным и напряженным. В черно-белой фотографии при использовании высококонтрастной печати изображений при рассмотренном типе освещения можно получить изображения, напоминающие графику. Высококонтрастная печать изображений, снятых при солнечном освещении, используется крайне редко, поскольку результат получается скорее грубый, чем впечатляющий. При фронтальном освещении в пасмурную погоду высокий контраст часто необходим для использования всех возможностей одноцветного изображения, поскольку для нормального восприятия ограниченный узкий диапазон тонов нуждается в расширении.

Слабое боковое освещение с левой стороны дает контрастное изображение в пасмурную погоду.

Контровое освещение при пасмурной погоде, когда наиболее яркая часть неба находится позади объекта, создает совершенно иной эффект. Если экспозиция определена правильно по яркости самого объекта, а не композиции в целом, на фотографии небо будет светлым и, возможно, окажется совсем белесым. Трава, улицы, кровли крыш или поверхность воды будут иметь сильный отражённый блеск. Полупрозрачные элементы типа листьев могут оказаться светлее. Контраст всей композиции, вероятно выше нормального, причем весьма густые тени будут обращены к камере. Степень контраста будет зависеть от соотношения между светлой и темной частями неба.

Слабое контровое освещение в сочетании с высококонтрастной печатью обеспечило получение изображения со всеми тональными переходами Шерли Килпатрик.

Освещение поверхностей, обращенных к камере, хотя они и находятся в тени, будет ровным. При правильно выбранной степени передержки можно получить «эффект свечения». Все ворсистые поверхности особенно мех, волосы и листва, будут подчеркивать контровое освещение.

Блестящие объекты вроде автомобилей выглядят глянцевитыми, поскольку светлое небо отражается в полированной поверхности.

Таким Образом, съемка в контровом свете при пасмурной погоде позволяет получить наиболее привлекательные изображения на натуре. Однако при таком способе съемки существуют и свои трудности. Большинство из них связано с наличием крупного источника рассеянного света, который частично входит в кадр. Полное размывание тонов неба может и не потребоваться. При правильно установленной экспозиции некоторые детали типа ветвей деревьев могут полностью пропасть в льющемся свете, особенно при использовании дифференциальной фокусировки. А в случае телевизионных систем автоматическая настройка чувствительности может дать отрицательный результат: при панорамировании камеры вслед за объектом, перемещающимся из зоны фронтального освещения в зону контрового освещения в пасмурный день, изображение затемняется.

Эту проблему можно решить, хотя и частично, используя оттененный светофильтр. Оптическая плотность такого светофильтра серого или другого (например, небесно-голубого) цвета постепенно возрастает от полной прозрачности в его нижней части до максимального значения в верхней части. Смысл применения такого фильтра состоит в том, что нижняя часть кадра (земля) снимается сквозь прозрачную часть фильтра, а верхняя (небо) — сквозь окрашенную часть фильтра. Плавный переход оптической плотности, достигаемый путем контролируемого погружения заготовки в ванночку с красителем, позволяет избежать резких изменений тона. Созданное таким искусственным путем голубое небо иногда выглядит вполне натурально. Когда по условиям съемки можно заранее предугадать неестественность изображения неба, некоторые фотографы прибегают к использованию коричневых или окрашенных в цвет сепии фильтров, которые усиливают яркость красок. Оттененные светофильтры выпускаются с различной оптической плотностью и почти всех цветов, что обеспечивает возможность творческого поиска.

Моделирование, выявление фактуры поверхности и достижение пластичности изображения при съемке в пасмурную погоду в значительной степени зависят от качества используемых фотопленок и объективов. Видео изображения обычно очень плохо передают объемность и фактуру предметов из-за низкой разрешающей способности. Объективы и пленки крупноформатных камер (5×4 дюйма и более), напротив преобразуют пасмурное освещение в средство отображения мельчайших деталей поверхности и объемной структуры предметов. При использовании 35-миллиметровых и широких рулонных пленок высококачественные объективы и низко чувствительные пленки всегда будут иметь преимущества перед дешевыми объективами и высокочувствительными пленками.

К сожалению, одним из наиболее неприятных эффектов сильного контрового освещения, исходящего от большого пространства яркого неба, является потеря деталей изображения. Рассеяние света отраженного в оптической системе камеры, создает общую засветку. Эта засветка явно не выражена в отличие от блика, создаваемого одиночным источником яркого света, в виде цветных точек или пятен засветка от неба рассеяна по всей площади изображения. Она снижает контраст, вуалирует тонкие детали в наиболее светлых частях изображения и делает фотографию невыразительной. Чтобы избежать такой засветки, следует применять глубокую бленду, устанавливаемую на объектив, и избегать включения в кадр большого пространства неба. Выбирайте возвышенную точку съемки, с тем, чтобы смотреть на объект несколько сверху, и ограничивайте площадь, занимаемую небом, четвертью кадра. Оттененный фильтр, конечно, помогает уменьшить засветку за счет ослабления уровня рассеяния, однако применение фильтра любого цвета, кроме серого, приводит к некоторым цветовым потерям изображения.

Рассеянный солнечный свет, направленный прямо в объектив, придает яркий блеск плоским сланцевым плитам на острове Сейл в западной Шотландии. Применение объектива с фокусным расстоянием 20 мм позволило воспроизвести детали крупным планом и широкий простор неба.

Рассеянный солнечный свет, направленный прямо в объектив, придает яркий блеск плоским сланцевым плитам на острове Сейл в западной Шотландии. Применение объектива с фокусным расстоянием 20 мм позволило воспроизвести детали крупным планом и широкий простор неба.

Рассеянное контровое освещение на улице является идеальным для съемок даров природы и часто используется фото корреспондентами фото журналов.

Дополнительное освещение

Дополнительное освещение Когда применение рефлекторов, черных панелей и диффузоров не дает желаемого эффекта или их слишком трудно разместить, прибегают к дополнительному искусственному освещению. Преимуществом непрерывного освещения является возможность его

Прямое освещение от вспышки и заполняющее освещение

Прямое освещение от вспышки и заполняющее освещение При съемке мужских портретов очень мягкие тени от источника рассеянного излучения не приносят вреда, но недостаточно выразительны. Для волевого мужского лица более уместна жесткая, четкая тень, создаваемая

Освещение основным одиночным источником и фоновое освещение

Освещение основным одиночным источником и фоновое освещение Переместив одиночный источник рассеянного света в положение непосредственно над камерой, можно эффективно устранить тени. Моделирование пространственной формы и глубины не вполне удовлетворительное,

Акцентирующее освещение

Акцентирующее освещение Так же как и при схеме обрамляющего освещения с боков в портретной съемке, некоторые натюрморты «выигрывают» от дополнительного акцентирующего освещения, выявляющего отражающие или текстурированные наклонные поверхности.Можно

Освещение снизу

Освещение снизу Подобная схема может применяться при съемке предметов, у которых важно подсветить нижнюю сторону. Иногда бывает достаточно лишь фона из белой бумаги, который отражает достаточно света для подсветки теней. Для объектов более сложной формы, имеющих

Освещение интерьеров

Освещение интерьеров Помещения, в которых производятся рекламные фотосъемки, часто представляют собой не настоящие комнаты, а сцены, собранные в студии из плоских панелей, дверей, окон, обоев и ковра. Они не имеют потолка, кроме случаев, когда он необходим по замыслу

«На нашем месте в небе должна быть звезда…»

«На нашем месте в небе должна быть звезда…» В наше время сплошь и рядом фильмы снимают далеко не те люди, которые на это действительно способны (хотя иногда удача улыбается и им), а те, кто достает деньги или умеет убеждать правительство в том, что именно его картина

Подсветка Равномерное освещение | Светодиодная подсветка

Подсветка обеспечивает область равномерного освещения, ориентированную позади интересующего объекта, в первую очередь для создания силуэта детали мгновенного контраста между темным и светлым. Это наиболее полезно для обнаружения краев, расположения/ориентации детали или наличия/отсутствия, обнаружения отверстий и измерения объектов. Линейную подсветку также можно развернуть за движущейся паутиной материала при использовании в сочетании с камерами с линейным сканированием, когда интенсивности достаточно, чтобы заморозить движение.