ДАГЕР • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. Н. Лаврентьев
Л. Ж. М. Дагер. «Ателье художника». Дагеротип. 1837.
ДАГЕ́Р (Daguerre) Луи Жак Манде (18.11.1787, Кормей-ан-Паризи – 10.7.1851, Бри-сюр-Марн), франц. живописец, сценограф, изобретатель первого практич. фотографич. процесса (дагеротипии). Посещал рисовальную школу в Орлеане (до 1803), с 1803 жил в Париже. В 1816–1822 работал в театрах «Амбигю-Комик», «Опера-Комик» и «Одеон», оформлял преим. мелодрамы. В 1822 Д. (вместе с П. Л. Ш. Сисери) впервые в Парижской опере использовал газовое освещение на сцене. Писал картины (преим. интерьеры церквей), занимался литографией (серия иллюстраций «Живописные и романтические путешествия по старой Франции», 1820–33, и др.). В 1822 открыл (вместе с худ. Ш. М. Бутоном) первую диораму в Париже, для которой спроектировал спец. здание; демонстрировал альпийские пейзажи, церковные интерьеры, сцены извержения вулканов и т.
Дагеротип. Портрет писательницы Э. Дикинсон. 1847–48.
С 1840 жил в Бри-сюр-Марн, где исполнил иллюзорную алтарную роспись в церкви. Награждён орденом Почётного легиона (1824).
Библиография
Соч.: Historique et description des procédés du daguerréotype et du diorama. P., 1839; Description des nouveaux daguerréotypes perfectionnés… P., 1841.
Лит.: Potonniée G. Daguerre, peintre et décorateur. P., 1935; Документы по истории изобретения фотографии. Переписка Ж. Н. Ньепса, Ж. М. Дагера и др. лиц. М., 1949; Gernsheim A., Gernsheim H. L. J. M. Daguerre. The history of the diorama and daguerréotype. L., 1968; Hommage à Daguerre, magicien de l’image / Éd. J. Robbin. Bry-sur-Marne, 1976; Szilágy G. Daguerre… Bdpst, 1987; Paris et le daguerréotype. (Cat.). P., 1989; Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003.
Иллюстрации
Дагеротип. Портрет писательницы Э. Дикинсон.
1847–48.
prev next
Вернуться к началу
Дагер | это… Что такое Дагер?
Луи́ Жак Манде́ Даге́р (фр. Louis Jacques Mandé Daguerre, встречается вариант транслитерации Дагерр; 1787—1851) — французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографии.
Биография
Луи Дагер родился 18 ноября 1787 г. в городке Кормейз-ан-Паризи близ Парижа. Школьного образования практически не получил, в тринадцать лет отец отдал его в ученики к архитектору. В 1804 году, когда Луи Дагеру исполнилось 16 лет, отец отвез его в Париж и устроил учеником в мастерскую театрального декоратора «Гранд Опера» Деготти.
Дагерр был также известен как танцор, канатоходец, театральный художник. К моменту прихода к Деготти он уже знал законы перспективы, поэтому декоратор и взял его в ученики. Природный дар художника сразу выделил постановки Дагера, его стали отмечать критики.
Чтобы упростить себе работу при создании таких огромных картин, Дагер использовал камеру обскуру, однако никак не мог закрепить изображение на экране. Дагер провел огромное количество опытов, экспериментируя с химическими веществами, а потом узнал о Нисефоре Ньепсе, который занимался примерно такими же опытами. Дагер пишет ему письмо, и Ньепс предлагает заключить договор о сотрудничестве. В конце 1820-х вместе с Жозефом Ньепсом работал над созданием метода фотографии. В 1833 г. Ньепс скончался. Дагерротипия была изобретена уже после этого, практически случайно, как следствие очередного опыта.
Дагер сделал все, чтобы превратить изобретение Ньепса в реально применимую технологию, правда, с использованием химических веществ, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать изображение с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света.
В 1839 году Дагер представил процесс получения дагерротипа Французской академии наук. После этого его имя и его технология стали известны во всем мире. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Ньепса было практически забыто.
Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.
Оригинальная камера Дагера, сделанная Альфонсом Жиру
Дагер скончался 10 июля 1851 г. в Бри-сюр-Марн. Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.
Библиография
- Сочинение Дагера: Historique et description des precedes du daguerreotype et du diorama. P., 1839.
- Лит.:
- Евгенов С. В., Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии, М., 1938;
- Документы по истории изобретения фотографии. Переписка Ж. Н. Ньепса, Ж. М. Дагера и др. лиц, М., 1949.
Ссылки
- История развития фотографии: Дагер и дагеротип (рус.)
Дагерротип | фотография | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Читать Далее
- 10 изобретений, которые изменили ваш мир
Дагер, Луи | Encyclopedia.

ДАГЕР, ЛУИ (1787–1851), французский художник и изобретатель дагерротипа.
Луи-Жак-Манде Дагер родился 18 ноября 1787 года в Кормей-ан-Паризи, Франция, и посещал государственную школу в Орлеане, прежде чем переехать в Париж примерно в 1803 году. В 1808 году он фигурирует в официальных отчетах живописной студии Опера, где он занимал различные должности до 1816 года, когда он был назначен главным декоратором театра Амбигу-Комик. Он ненадолго вернулся в Оперную студию в качестве одного из главных художников с Пьером-Люком Чичери с 1820 по 1822 год.0128
Параллельно с работой в качестве сценического художника Дагер также выставлялся в официальном парижском Салоне, где он дебютировал в 1814 году. Его ранние работы имеют много общего со стилем трубадура, своего рода средневековым возрождением живописи. исторические жанровые сцены Пьера Ревуаля и Флери-Франсуа Ришара, а также готические интерьеры, популяризированные Франсуа-Мариусом Гране. Дагер также был одним из первых французских художников, экспериментировавших с литографией, создав гравюры для двух важных иллюстрированных работ: «9 графа Огюста де Форбина». 0154 Voyage dans le Levant (1819) и несколько томов книги Шарля Нодье и барона Исидора-Жюстина-Северина Тейлора Voyages pittoresques et romantiques dans l’ancienne France (1820–1878).
Дагер также был организатором популярного зрелища, известного как Диорама, которую он организовал как акционерное общество в 1821 году вместе со своим партнером, художником Шарлем-Мари Бутоном. Диорама представляла собой здание, спроектированное Дагером, в котором размещались две большие полупрозрачные картины, освещенные естественным светом. Дагер и Бутон использовали жалюзи и цветные экраны, чтобы представить естественные эффекты времени, света и движения в нарисованных интерьерах и экстерьерах. Публика, сидящая в центральном зале, перемещалась от одной сцены к другой с помощью вращающейся смотровой площадки. Талант Дагера к световым эффектам и иллюзионизму, а также его глубокое понимание техники гравюры привели его к изобретению дагерротипа (впервые публично объявленного в 1839 г. ).), который стал первым коммерчески успешным фотографическим процессом.
Дагерротип представляет собой фотографическое изображение с зеркальной поверхностью на серебряной или покрытой серебром медной пластине. В отличие от большинства бумажных фотографий, дагерротип не создается с негатива, и конечное изображение может выглядеть как позитивным, так и негативным в зависимости от угла отражения света. Дагерротипы удивительно ярки и способны воспроизводить тонкую градацию тона и необычайную детализацию. Эти качества очевидны в собственных дагерротипах архитектурных сцен и натюрмортов гипсовых слепков Дагера. Процесс дагерротипа в конечном итоге использовался в основном для портретной живописи, но собственный ранний интерес Дагера к созданию портретов до сих пор является обсуждаемой темой, как и его деловые отношения с Жозефом-Нисефором Ньепсом, который изобрел более ранний фотографический процесс, отличный от дагерротипа.
К январю 1826 года, когда Дагер написал Ньепсу о возможности фиксации изображений камерой-обскурой, последний уже разработал основы своего фотографического процесса, который он назвал гелиографией . Ньепс начал экспериментировать с фотохимическими процессами еще в 1816 году, добился заметных результатов к 1824 году и произвел самое раннее из сохранившихся в мире стабилизированных изображений с камеры где-то в 1826–1827 годах. В конце концов Ньепс посетил Дагера в диораме в августе 1827 года, и 14 декабря 1829 года двое мужчин сформировали компанию.чтобы использовать как изобретение Ньепса, основанное на светочувствительности битума Иудеи, асфальтового остатка, используемого при травлении, так и усовершенствование Дагером камеры-обскуры. После смерти Ньепса (5 июля 1833 г.) Дагер 9 мая 1835 г. подписал новый контракт с сыном Ньепса, Исидором. В новом контракте название товарищества было изменено с «Ньепс-Дагер» на «Дагер и Исидор Ньепс» в свете признания Дагером химических основ дагерротипа — йода и ртути. Окончательный контракт был подписан 13 июня 1837 года, в котором Дагер был назван единственным изобретателем нового процесса, о котором политик и ученый Франсуа Араго объявил 7 января 1839 года.
. Араго официально обнародовал процесс на совместном собрании Академии наук и Академии изящных искусств 19 августа 1839 года после покупки процесса французским правительством. После объявления Араго Дагер отправил дагерротипы Людовику I Баварскому, Фердинанду I Австрийскому, Николаю I Русскому, Фридриху Вильгельму III Прусскому, австрийскому канцлеру Клеменсу фон Меттерниху и послу Австрии во Франции А. Г. Аппони. Дагер также предложил дагерротипы Араго и Альфонсу де Кайе, хранителю древностей в Лувре.
В 1840 году Дагер удалился в деревню Бри-сюр-Марн, недалеко от Парижа. Пока он продолжал работать над дагерротипом, периодически присылая Араго новости об улучшениях, фотография перестала быть его делом. Он написал свою последнюю диораму для церкви Сен-Жерве-Сен. Проте в Бри в 1842 году. В 1848 году он построил естественный грот в парке в Брай, вернувшись к источнику своего первоначального вдохновения — пейзажу. Он умер 10 июля 1851 года, в том же году он планировал еще одну религиозную диораму, кавалерию, для церкви в Перре, в соседнем городе Ножан-сюр-Марн.