Биография Лени Рифеншталь — РИА Новости, 21.08.2012
22 августа исполняется 110 лет со дня рождения немецкого кинорежиссера и фотографа Лени Рифеншталь.
Немецкий кинорежиссёр, фотограф, актриса и танцовщица Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl, полное имя Хелена Берта Амалия Рифеншталь) родилась 22 августа 1902 года в Берлине.
Отец Лени был состоятельным бизнесменом, владевшим фирмой по производству вентиляционного и отопительного оборудования.
В детстве Лени Рифеншталь отдали в русскую балетную школу.
В танцах она добилась первых больших успехов. В двадцать один год выступала с сольной программой, гастролировала в Берлине, Мюнхене, Праге, Цюрихе. Но полученная травма колена не позволила ей танцевать дальше.
В начале 1920-х годов в Германии был популярен жанр так называемого «горного фильма». Его основателем являлся геолог и альпинист Арнольд Фанк. Лени Рифеншталь отправилась к Фанку в Швейцарию и вскоре стала его ведущей актрисой. Она играла романтических, наивных и смелых героинь. Самым заметным «горным» фильмом с ее участием стал «Белый ад Питц-Палю» (1929).
В 1932 году состоялся режиссерский дебют Лени Рифеншталь — она поставила фильм «Голубой свет», причем сама сыграла в нем главную роль, была его продюсером, монтажером и соавтором сценария.
Всемирную известность ей как режиссеру принесли документальные картины, созданные в нацистской Германии в 1930-х годах.
Поворотным пунктом в судьбе Лени Рифеншталь стало посещение берлинского Дворца спорта, в котором выступал Адольф Гитлер. Речь лидера настолько поразила ее, что она написала Гитлеру восторженное письмо. При встрече выяснилось, что фюрер — давний поклонник таланта Рифеншталь. Он предложил ей снять документальный фильм о съезде нацистской партии. Так возникла лента «Победа веры» (1933).
В 1934 году Лени Рифеншталь было поручено снять фильм об очередном съезде нацистской партии в Нюрнберге. В ее распоряжение было предоставлено 30 камер, 36 операторов, около 80 помощников. Лени сама монтировала материал в течение пяти месяцев. «Триумф воли» принес ей скандальную известность и стал самым популярным пропагандистским фильмом в истории. Картина получила приз на венецианском фестивале (1936) и с успехом демонстрировалась в рамках Всемирной выставки в Париже (1937).
Позже был снят другой документальный фильм Рифеншталь, занявший заметное место в истории кинематографа: «Олимпия» (1938) — картина о Берлинской Олимпиаде 1936 года. Одновременно с фильмом она выпустила иллюстрированную книгу «Красота в Олимпийской борьбе».
В 1938 году Рифеншталь сняла вторую серию «Олимпии» — «Праздник красоты». В том же году на Международном кинофестивале в Венеции «Олимпия» получила Гран-при. Позже Рифеншталь поехала представлять фильм в США. Но пока она плыла на пароходе, в Германии прошли массовые еврейские погромы. По этой причине в Америке «Олимпии» был устроен один-единственный частный просмотр. Фильм всем понравился, но приобретать его прокатчики побоялись.
Когда началась Вторая мировая война, Рифеншталь отправилась на фронт, чтобы запечатлеть триумфальный поход Гитлера. В польском городе Коньске (Konskie) она стала свидетельницей расстрела евреев и даже попыталась вмешаться, но ее протест не был услышан. Работу над фильмом Лени решила прекратить.
Свой следующий художественный фильм, «Долина» (1943), Лени Рифеншталь сумела завершить только через три года после начала съемок.
После падения рейха, обвиненная в пособничестве фашистскому режиму, она несколько лет провела в заключении. В 1949 году суд снял с Рифеншталь обвинение в пропаганде и поддержке фашистского режима, признав её всего лишь «попутчиком».
В 1956 году Рифеншталь отправилась в Африку, снимать в Кении и Уганде документальный фильм «Черный груз» о современной работорговле, но попала в тяжелую автокатастрофу и работа была прекращена.
В Африку она вернулась в 1961 году — в Судане фотографировала чернокожих нубийцев из племен масаки и као. Так началась ее новая карьера популярного фотографа. Лени Рифеншталь сделала портретные снимки Энди Уорхолла и Мика Джаггера, публиковала фотоальбомы, участвовала в выставках. В 72 года Лени Рифеншталь увлеклась подводным плаванием, совершив впоследствии более двух тысяч погружений. Она опубликовала фотоальбом «Коралловые сады», по материалам подводных съемок смонтировала документальный фильм «Впечатления под водой».
Время от времени её приглашали читать лекции в киноинституты, награждали на фестивалях, проходили выставки её фоторабот.
В канун своего 99-летия Рифеншталь впервые прилетела в Россию, став почетной гостьей XI Международного кинофестиваля «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге. За день до закрытия фестиваля ей был вручен почетный приз «Золотой кентавр» — «за неоценимый вклад в мировой кинематограф».
В 1999 году Рифеншталь чудом осталась жива после того, как вертолёт, на котором она летела, потерпел катастрофу в Судане. Ей сделали несколько операций.
Лени Рифеншталь ушла из жизни в ночь с 8 на 9 сентября 2003 года. Она умерла в своем особняке в городе Пёккинг на берегу Штарнбергского озера в Баварии.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) — биография, новости, личная жизнь, фото
Возраст: 120
Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl), настоящее имя — Хелена Берта Амалия Рифеншталь (Helene Berta Amalie Riefenstahl). Родилась 22 августа 1902 года в Берлине — умерла 8 сентября 2003 года в Пеккинге (Бавария). Немецкий кинорежиссер фотограф, сценарист, актриса, танцовщица, оператор, продюсер, автор мемуаров. Создатель пропагандистских фильмов Третьего рейха «Триумф воли» и «Олимпия».
Хелена Берта Амалия Рифеншталь, получившая мировую известность как Лени Рифеншталь, родилась 22 августа 1902 года в Берлине.
Отец — Альфред Рифеншталь, родом из Бранденбургской Марки, коммерсант, владел крупной фирмой по продаже и монтажу вентиляционных и отопительных устройств.
Мать — Берта Ида (урожденная Шерлах), родом из Западной Пруссии, дочь строителя.
Имела младшего брата Хайнца.
Семья Лени проживала в рабочем районе Берлина — Веддинге.
С ранних лет родители пытались приобщить свою дочь к искусству. Она занималась музыкой, танцами и живописью, причем, везде демонстрировала наличие недюжинного таланта. В детские годы она с успехом выступала в Берлинской филармонии с сонатами Бетховена. А итальянский музыкант Бузони, увидев танцующую Лени под его музыку, написал специально для нее вальс-каприз, который позже стал одним из ее коронных номеров на сцене.
Когда ей исполнилось двенадцать, она начала заниматься плаванием в клубе «Русалка», участвовала в соревнованиях и получала призы. Однако после падения с пятиметровой вышки плавание пришлось оставить. Но дальше она стала членом гимнастического союза, который также оставила после травмы. Известно, что она хороша каталась на коньках.
Танцовщица
В 1918 году окончила Кольморгенский лицей в Берлине, далее стала брать уроки танцев. Это занятие в штыки воспринял отец и под угрозой отправки в закрытый интернат для девушек, Лени Рифеншталь согласилась поступить в государственное художественное училище в Берлине, где изучала живопись.
В 1919 году отец все-таки отправил Лени в пансион в Тале. Там она тайно занималась танцами, играла в театральных постановках и посещала представления местного театра на сцене под открытым небом.
В 1920 году Рифеншталь стала секретарем на предприятии своего отца, училась машинописи, стенографии и бухгалтерскому учету и могла открыто брать уроки танцев и выступать на публике. Кроме того, она играла в теннис. После очередной ссоры, приведшей к уходу Лени из родительского дома, отец перестал сопротивляться желаниям дочери, мечтающей о сцене.
В 1921-1923 годах Рифеншталь обучалась классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин, и дополнительно изучала хара́ктерный танец в школе Ютты Кламт. В 1923 году на полгода она уехала в Дрезден, чтобы брать уроки танца в школе Мэри Вигман. Ее первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Затем последовали выступления в камерных постановках Немецкого театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кельне, Киле, Штеттине, Цюрихе, Инсбруке и Праге, однако разрыв связок поставил крест на дальнейшей карьере танцовщицы.
Лени Рифеншталь в молодости
Актриса
В 1924 году Лени Рифеншталь переехала в свою первую собственную квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она в кинотеатре на Ноллендорфплац она посмотрела фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы». Фильм произвел на нее такое впечатление, что она отправилась в горы, чтобы увидеть все своими глазами. Рифеншталь также встретилась с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и режиссером Арнольдом Фанком, который проявил к ней большой интерес.
Во время, когда она после разрыва мениска она легла в больницу на операцию, Арнольд Фанк написал для нее сценарий фильма «Священная гора». И после ее выздоровления в Доломитовых Альпах начались съемки фильма, премьера которого состоялась 17 декабря 1926 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине. Танцовщица стала знаменитой актрисой. Чтобы соответствовать требованиям Фанка к актерам в «горных фильмах», Рифеншталь научилась кататься на лыжах и лазать по скалам.
Далее она сыграла главные роли в фильмах «Большой прыжок», «Белый ад Пиц-Палю», «Бури над Монбланом» и «Белое безумие».
В 1928 году Рифеншталь посетила зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В этом же году появилась ее первая статья в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». С этого момента она регулярно публиковала репортажи о съемках своих фильмов. В 1928 году снялась также в фильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов».
Съемки фильма «Белый ад Пиц Палю» в Энгадине вели Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст. Лени Рифеншталь участвовала в монтаже французской версии.
Режиссер
В 1932 году Лени Рифеншталь сняла свой дебютный фильм «Голубой свет» — мистико-романтическую легенду об итальянских доломитах. По сюжету в полнолуние на вершине горы рядом с тихой деревушкой сверкает голубой свет, играющий роковую роль в судьбе местных юношей: они стремятся к чудесному сиянию, но разбиваются, не достигнув вершины. Рядом с деревней живет юродивая Юнта (ее сыграла сама Лени). Оказавшийся в деревне немецкий художник влюбляется в нее и узнает тайну: Юнте известна тропа к вершине, к сверкающему гроту из горного хрусталя. Сам побывав там, художник сообщает крестьянам о находке, и они разоряют грот. Народ ликует, а лишенная своего света Юнта срывается со скалы. Рифеншталь отмечала: «В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся ее идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез»
Основав собственную фирму «L.R. Studiofilm», она убедила продюсера Харри Сокала вложить в производство «Голубого света» 50 000 марок. Наряду с режиссурой, сценарием и главной ролью Рифеншталь также отвечала за производство.
Премьера фильма состоялась 24 марта 1932 года в Берлине. На биеннале в Венеции «Голубой свет» получил серебряную медаль. Рифеншталь совершила поездку в Лондон, где ее фильму был оказан восторженный прием. Фильм стал приносить прибыль, и в октябре 1933 года Бела Балаж как соавтор сценария предъявил к Лени Рифеншталь денежные претензии. Рифеншталь, в свою очередь, обратилась к гауляйтеру Франконии, а также главному редактору известной антисемитской газеты «Штурмовик» Юлиусу Штрайхеру с просьбой представлять ее интересы по вопросам претензий со стороны «еврея Белы Балажа».
В феврале 1932 года Рифеншталь впервые побывала на выступлении Гитлера в берлинском Дворце спорта и в мае написала ему письмо. Вскоре они встретились. Затем Рифеншталь отправилась вместе с летчиком Эрнстом Удетом в Гренландию на съемки фильма Арнольда Фанка «SOS — айсберг». Премьера фильма состоялась 30 августа 1933 года в берлинском кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо». Из серии статей о поездке в Гренландию для журнала «Tempo» и лекций перед показом фильма в кинотеатрах сложилась книга, опубликованная в 1933 году.
Рифеншталь снова встретилась с Гитлером, а также познакомилась с Йозефом Геббельсом и его супругой. «Единственная из всех звезд, кто нас понимает», — напишет о ней Геббельс. После Второй мировой войны Рифеншталь будет утверждать, что между ней и министром пропаганды возникла и сохранялась глубокая взаимная антипатия.
В мае 1933 года Рифеншталь приняла предложение Гитлера снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге, «партсъезде победы». Она работала с известными операторами Зеппом Альгайером, Францем Ваймайром и Вальтером Френцем и сама занималась монтажом.
Фильм «Победа веры» стал для Рифеншталь своеобразной «пробой пера». Отснятый материал все еще отчетливо носил характер репортажа, содержал достаточно много случайного и несистематизированного материала и стал, таким образом, недостаточно зрелой презентацией НСДАП как политической партии, продемонстрировав в то же время неопытность Рифеншталь в качестве режиссера документального кино. И Рифеншталь, и НСДАП еще предстояло поработать над собой.
В апреле 1934 года Гитлер поручил Лени Рифеншталь съемки картины «Триумф воли», еще одного фильма о съезде НСДАП, «съезде единства и силы». Для этого она основала производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», фильм финансировался самой НСДАП. Рифеншталь осталась недовольна прологом, снятым Вальтером Руттманом, и взяла в свои руки руководство съемками, которые проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. В ее распоряжении находилась группа из 170 помощников, 35 операторов и 30 камер, которые закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях и позволяли вести съемку всех мероприятий съезда одновременно с нескольких точек. Было отснято несколько сотен часов материала. Фильм рождался за монтажным столом. На монтаж ушло семь месяцев. В результате хронометраж фильма составил 114 минут. Музыку к нему написал композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь. Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине.
О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать «художественный фильм», а не хроникальный репортаж: «Он не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Их должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение… Еще нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нем самого себя». Эти слова были для Рифеншталь также программой монтажа фильма. В нем она создала кинематографическую симфонию движения, в которой вездесущий Гитлер являлся главным исполнителем даже в том случае, когда его не было на месте событий. Ритм и движение использовались при этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и впечатление личного непосредственного участия в партийном съезде. Рифеншталь всегда подчеркивала документальный характер фильма, то есть объективное изображение реального события. Однако ее работа с документальным материалом привела к драматизации партийного съезда, который изначально был отрепетирован и инсценирован для киносъемок.
«Триумф воли» наилучшим образом соответствовал представлениям национал-социалистов о самих себе, и партийное руководство объявило его образцом удачной национал-социалистической пропаганды и официально придало ему пропагандистский статус. Рифеншталь получила государственный приз 1934-1935 года, приз за лучший документальный фильм на Международном кинофестивале в Венеции 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вслед за фильмом в свет вышла книга Лени Рифеншталь «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии».
В «Триумфе воли» не нашел полного отражения вермахт, который в 1934 году после смерти Пауля фон Гинденбурга впервые принял участие в съезде НСДАП. Поэтому следующей работой Рифеншталь стал 26-минутный короткометражный фильм «День свободы! — Наш вермахт!». Он был снят на очередном съезде НСДАП в сентябре 1935 года. Фильм создавал настроение чрезвычайно лирическим началом с изображением ночной стражи и рассвета в палаточном городке, игрой теней и съемками против солнечного света. Затем следовали командно-штабные учения вермахта под командованием Гитлера. Изобразительные средства этой кинокартины были стереотипными, а композиция предстала неубедительной. Премьера состоялась 30 декабря 1935 года.
Впоследствии Лени Рифеншталь называла свои пропагандистские постановки чисто документальными работами, причем она понимала под документальным фильмом такой фильм, который отражал дух и атмосферу мероприятия.
В 1935 году Лени Рифеншталь встретилась с Карлом Димом, генеральным секретарем организационного комитета Летних Олимпийских игр в Берлине 1936 года. 9 декабря 1935 года была учреждена фирма «Olympia-Film GmbH», владельцами которой стали Рифеншталь и ее брат Хайнц. На следующий день Геббельс официально объявил о том, что министерство пропаганды заказало Рифеншталь фильм об Олимпийских играх в Берлине. Министерство пропаганды выступило также и в качестве финансиста фильма.
В 1936 году в ходе подготовки к фильму Рифеншталь посетила IV зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а также встретилась с Бенито Муссолини в Риме.
Премьера фильма «Олимпия» (1-я часть «Праздник народов», 2-я часть «Праздник красоты») состоялась в берлинском кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» 20 апреля 1938 года. 1 мая 1938 года Рифеншталь получила за него государственную премию. 10 мая 1938 года в Цюрихе состоялся первый зарубежный показ фильма. 31 августа 1938 года «Олимпия» была удостоена приза за лучший фильм на Международном кинофестивале в Венеции.
Ориентированные на формально-эстетические признаки поклонники Лени Рифеншталь до сих пор подчеркивают международный успех фильма в силу блестящей операторской работы и тонкой интуитивной организации отснятого материала.
Рифеншталь, которая не обошла стороной выдающийся успех американских, причем даже чернокожих атлетов, надеялась на кассовый успех «Олимпии» в Соединенных Штатах. Кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила ее посетить США. 4 ноября 1938 года режиссер приехала с фильмом в Нью-Йорк. Однако вскоре из Германии пришло известие о еврейских погромах в течение так называемой «Хрустальной ночи» с 9 на 10 ноября 1938 года. Реакция американской общественности последовала незамедлительно — «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гвардия и Комитет киноактеров (Motion Picture Artists Committee) призвали к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь.
24 ноября 1938 года Рифеншталь приехала в Голливуд, где она встретилась с режиссерами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, а также с отцом американского автомобилестроения Генри Фордом, известным также по своей книге антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Соединенных Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Однако позже — в 1956 году — голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти лучших фильмов мира. Он стал образцом для многих спортивных фильмов и репортажей.
В ноябре 1957 года в ограниченный повторный прокат в Бремене и Гамбурге вышла подготовленная Рифеншталь новая редакция фильма. Вторая часть «Олимпии» (первоначально — «Праздник красоты») была переименована в «Богов стадиона». Однако проект не пользовался успехом. В 1967 году Рифеншталь сделала англоязычную версию фильма, предназначенную для показа по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.
После краха нацистского режима Рифеншталь утверждала, что всегда была аполитичным художником, который в то время не осознавал всей чудовищности нацистского режима: «Я никогда не отрицала, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нем демоническое, несомненно является виной или ослеплением».
Вернувшись в Европу, Рифеншталь выступила в Париже с лекцией «Является ли кино искусством?». В 1939 году для съемок экранизации трагедии Генриха фон Клейста «Пентесилея» она основала собственную фирму «Leni Riefenstahl Film GmbH», работала над сценарием и также занималась подготовкой съемок. Однако работа прервалась 1 сентября 1939 года из-за начала Второй мировой войны. Рифеншталь и ее сотрудники поступили в действующую армию в качестве военных корреспондентов для освещения военных действий в Польше. Жестокие убийства солдатами вермахта мирных жителей в городе Коньске 12 сентября 1939 года привели ее в ужас, и она отказалась от дальнейшей работы. По утверждению самой Рифеншталь, она также написала жалобу на действия военных в соответствующую инстанцию.
Лени Рифеншталь начала переговоры с кинокомпанией «Tobis» о производстве фильма «Долина» и вместе с Харальдом Райнлем работала над сценарием фильма. В основе сюжета — конфликт крестьян-горцев с крупным землевладельцем из долины. Съемки начались 6 августа 1940 года в Испании, а затем были перенесены в Баварию. Чтобы воссоздать испанский колорит в Баварских Альпах, Лени озаботилась поисками «южных типажей». В качестве статистов были привлечены 68 цыган из пересыльного лагеря Максглан, под Зальцбургом. Впоследствии почти все «неарийские» статисты «Долины» погибли от непосильного труда в лагерях или были расстреляны. После войны это стало причиной многих судебных процессов против Рифеншталь.
В «Долине» Рифеншталь выступала не только как режиссер, но и как исполнительница главной роли — танцовщицы фламенко. Однако работа над фильмом была заморожена из-за ее болезни. Летом 1943 года съемки были продолжены в Испании. По личному распоряжению Гитлера финансирование фильма осуществляло министерство экономики. В ноябре 1943 года Рифеншталь переехала из Берлина в тирольский Кицбюэль и перевезла сюда большую часть отснятого материала. Последние съемки состоялись в сентябре 1944 года на студии Баррандов в Праге. Работа над фильмом продолжалась вплоть до окончания войны.
В новой гитлеровской столице мира — Германии — было запланировано строительство киностудии Рифеншталь площадью 26 000 м².
30 марта 1944 года Рифеншталь в последний раз встретилась с Адольфом Гитлером в его резиденции Бергхоф.
Летом 1944 года умер ее отец, на восточном фронте погиб ее брат Хайнц, который по доносу был обвинен в покупке мяса на черном рынке и пораженческих высказываниях, лишен брони и отправлен в штрафной батальон. Незадолго до конца войны к ней в Кицбюэль приехала мать.
6 июня 1945 года арестованная с целью допроса Лени Рифеншталь была выпущена на свободу 7-й американской армией. В июне 1947 года она легла в психиатрическую клинику во Фрайбурге.
1 декабря 1948 года в Виллингене Рифеншталь прошла процесс денацификации. В том же году задним числом ее фильм «Олимпия» получил Золотую медаль Международного олимпийского комитета.
1 мая 1949 года журнал «Ревю» опубликовал статью с упреками в адрес Рифеншталь в связи с привлечением цыган из лагеря Максглан на съемки фильма «Долина». 6 июля 1949 года состоялся повторный процесс денацификации, вновь оправдавший Рифеншталь.
23 ноября 1949 года состоялся процесс против журнала «Ревю», опубликовавшего статью о съемках фильма «Долина».
В начале 1950 года в ходе третьего процесса денацификации Рифеншталь была признана «попутчиком».
21 ноября 1951 года в Риме состоялась премьера новой монтажной и звуковой версии фильма «Голубой свет».
Новые проекты, которые Лени Рифеншталь готовила в Италии и Испании, реализовать не удалось отчасти по причине их высокого бюджета и нехватки денег. Это привело к тому, что она прекратила заниматься кино и увлеклась фотографией.
Фотограф
В апреле 1956 года в возрасте 53 лет она впервые совершила поездку в Африку. Ее путевые впечатления, выраженные в снимках, были опубликованы в ведущих глянцевых журналах — «Stern», «The Sunday Times», «Paris Match», «L’Europeo», «Newsweek», «The Sun». Позже, в период между 1962 и 1977 годами она с фотоаппаратом несколько раз пересекла нубийскую пустыню, запечатлевая на пленку жизнь нубийских племен. По сути дела Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики — после ее фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки.
В 1973 году в свет вышел фотоальбом «Нуба — люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году следующий фотоальбом «Нуба из племени Кау».
Некоторые критики увидели в ее фотоснимках выражение «фашистской эстетики». В своей статье «Магический фашизм» Сьюзен Зонтаг писала: «Хотя нуба не являются арийцами, их портрет, созданный Лени Рифеншталь, возрождает некоторые большие темы нацистской идеологии: противопоставление чистого и нечистого, неподкупного и продажного, физического и духовного, светлого и темного».
В 1974 году на Мальдивах в возрасте 71 года Рифеншталь впервые погрузилась в Индийский океан с аквалангом и с камерой для подводной съемки. За последние три десятилетия своей жизни она совершила более двух тысяч погружений. Так начался новый этап в творчестве Рифеншталь-фотографа — съемки подводного мира. Результатом ее многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Коралловый рай» («Подводные впечатления»).
В августе 1987 года вышли ее воспоминания, которые были изданы в 13 странах, а в Америке и Японии стали бестселлером.
В 1993 году Лени Рифеншталь дала большое интервью в посвященном ей фильме «Сила образов». Фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии.
В октябре 1995 года на Международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге состоялась ретроспектива фильмов Рифеншталь. 3 декабря 1998 года в киномузее в Потсдаме открылась посвященная ей выставка.
В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне вручил ей Золотую медаль Международного олимпийского комитета (хотя медаль и была присуждена ей еще в 1948 году, получить ее она долгое время не могла). В том же году Рифеншталь впервые посетила Россию.
Лени Рифеншталь в старости
В 2002 году Лени Рифеншталь отпраздновала свой столетний юбилей в кругу друзей и поклонников.
8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 22:50 в своем доме в городке Пеккинге на Штарнбергском озере. 12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище Вальдфридхоф.
Личная жизнь Лени Рифеншталь:
В 1924 году Лени Рифеншталь обручилась с известным теннисистом Отто Фройцхаймом, но когда ей предложили роль в фильме «Священная гора» (а Отто был против ее съемок), она расторгла помолвку.
На съемках фильма «Священная гора» у нее начался роман с актером Луисом Тренкером. Спустя два года они расстались.
Луис Тренкер — любовник Лени Рифеншталь
В 1927 году на съемках фильма «Большой прыжок» Рифеншталь познакомилась с Гансом Шнеебергером, кинооператором и исполнителем главной роли, они три года жили вместе.
В 1940 году на съемках фильма «Долина» Лени Рифеншталь познакомилась с Петером Якобом (Peter Jacob). Лейтенант альпийских стрелков Якоб находился в Австрии на отдыхе после ранения и снимался в кино в качестве каскадера. Впоследствии он воевал на восточном фронте (за Полярным кругом) и в Италии. Рифеншталь и Якоб поженились 21 марта 1944 года в Кицбюеле. Летом 1947 года она развелась с Якобом.
Лени Рифеншталь и муж Петер Якоб
Последним ее спутником жизни был кинооператор Хорст Кеттнер (1944-2016), на 42 года младше Лени. Он был с ней до самой смерти.
Лени Рифеншталь и Хорст Кеттнер
Детей у Лени Рифеншталь не было, в фильме «Мечта об Африке» она высказала сожаление по этому поводу.
Фильмография Лени Рифеншталь:
1925 — Путь к силе и красоте (Ways to Strength and Beauty) (документальный) — танцовщица
1926 — Священная гора (Der heilige Berg) — танцовщица Диотима
1927 — Большой прыжок (Der große Sprung) — Гита
1928 — Судьба Габсбургов (Das Schicksal derer von Habsburg) — Мария Ветсера
1929 — Белый ад Пиц-Палю (Die Weiße Hölle vom Piz Palü)
1930 — Бури над Монтбланом (Stürme über dem Mont Blanc) — Хелла Армстронг
1932 — Голубой свет (Blue Light, The) — Юнта
1933 — S. O.S. Айсберг (S.O.S. Eisberg)
1954 — Низина (Tiefland)
1993 — Власть образов (Die Macht der Bilder) (документальный)
2003 — Лени Рифеншталь — мечта об Африке (Leni Riefenstahl — Ein Traum von Afrika) (документальный)
Режиссерские работы Лени Рифеншталь:
1932 — Голубой свет (Blue Light, The / Das Blaue Licht)
1933 — Победа веры (Der Sieg des Glaubens)
1935 — Триумф воли (Triumph des Willens) (документальный)
1935 — День свободы! — Наш вермахт! (Tag der Freiheit! — Unsere Wehrmacht!)
1936-1938 — Олимпия (Olympia) (документальный)
1954 — Низина (Tiefland)
2002 — Коралловый рай (Impressionen unter Wasser)
Сценарии Лени Рифеншталь:
1932 — Голубой свет (Blue Light, The / Das Blaue Licht)
1935 — Триумф воли (Triumph des Willens) (документальный)
1936-1938 — Олимпия (Olympia) (документальный)
1954 — Низина (Tiefland)
Работы Лени Рифеншталь как оператора:
1954 — Низина (Tiefland)
Продюсерские работы Лени Рифеншталь:
1932 — Голубой свет (Das blaue Licht)
1933 — Победа веры (Der Sieg des Glaubens)
1934 — Триумф воли (Triumph des Willens)
1938 — Олимпия (Olympia)
1954 — Долина (Tiefland)
2002 — Подводные впечатления (Impressionen unter Wasser)
Библиография Лени Рифеншталь:
1933 — Борьба в снегах и во льду (Kampf in Schnee und Eis)
1935 — То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии (Hinter den Kulissen des Reichsparteitags-Films)
1937 — Красота олимпийской борьбы (Schönheit im olympischen Kampf)
1973 — Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды (Die Nuba — Menschen wie von einem anderen Stern)
1975 — Нубийцы из племени Кау (Die Nuba von Kau)
1978 — Коралловые сады (Korallengärten)
1982 — Моя Африка (Mein Afrika)
1987 — Мемуары (Memoiren)
1990 — Чудо под водой (Wunder unter Wasser)
последнее обновление информации: 14. 02.2020
Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) — биография, личная жизнь, фото
Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl), настоящее имя — Хелена Берта Амалия Рифеншталь (Helene Berta Amalie Riefenstahl). Родилась 22 августа 1902 года в Берлине — умерла 8 сентября 2003 года в Пёккинге (Бавария). Немецкий кинорежиссер фотограф, сценарист, актриса, танцовщица, оператор, продюсер, автор мемуаров. Создатель пропагандистских фильмов Третьего рейха «Триумф воли» и «Олимпия».
Хелена Берта Амалия Рифеншталь, получившая мировую известность как Лени Рифеншталь, родилась 22 августа 1902 года в Берлине.
Отец — Альфред Рифеншталь, родом из Бранденбургской Марки, коммерсант, владел крупной фирмой по продаже и монтажу вентиляционных и отопительных устройств.
Мать — Берта Ида (урождённая Шерлах), родом из Западной Пруссии, дочь строителя.
Имела младшего брата Хайнца.
Семья Лени проживала в рабочем районе Берлина — Веддинге.
С ранних лет родители пытались приобщить свою дочь к искусству. Она занималась музыкой, танцами и живописью, причем, везде демонстрировала наличие недюжинного таланта. В детские годы она с успехом выступала в Берлинской филармонии с сонатами Бетховена. А итальянский музыкант Бузони, увидев танцующую Лени под его музыку, написал специально для неё вальс-каприз, который позже стал одним из ее коронных номеров на сцене.
Когда ей исполнилось двенадцать, она начала заниматься плаванием в клубе «Русалка», участвовала в соревнованиях и получала призы. Однако после падения с пятиметровой вышки плавание пришлось оставить. Но дальше она стала членом гимнастического союза, который также оставила после травмы. Известно, что она хороша каталась на коньках.
Танцовщица
В 1918 году окончила Кольморгенский лицей в Берлине, далее стала брать уроки танцев. Это занятие в штыки воспринял отец и под угрозой отправки в закрытый интернат для девушек, Лени Рифеншталь согласилась поступить в государственное художественное училище в Берлине, где изучала живопись.
В 1919 году отец все-таки отправил Лени в пансион в Тале. Там она тайно занималась танцами, играла в театральных постановках и посещала представления местного театра на сцене под открытым небом.
В 1920 году Рифеншталь стала секретарём на предприятии своего отца, училась машинописи, стенографии и бухгалтерскому учёту и могла открыто брать уроки танцев и выступать на публике. Кроме того, она играла в теннис. После очередной ссоры, приведшей к уходу Лени из родительского дома, отец перестал сопротивляться желаниям дочери, мечтающей о сцене.
В 1921-1923 годах Рифеншталь обучалась классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин, и дополнительно изучала хара́ктерный танец в школе Ютты Кламт. В 1923 году на полгода она уехала в Дрезден, чтобы брать уроки танца в школе Мэри Вигман. Её первое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Затем последовали выступления в камерных постановках Немецкого театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Киле, Штеттине, Цюрихе, Инсбруке и Праге, однако разрыв связок поставил крест на дальнейшей карьере танцовщицы.
Лени Рифеншталь в молодости
Актриса
В 1924 году Лени Рифеншталь переехала в свою первую собственную квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она в кинотеатре на Ноллендорфплац она посмотрела фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы». Фильм произвёл на неё такое впечатление, что она отправилась в горы, чтобы увидеть все своими глазами. Рифеншталь также встретилась с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и режиссёром Арнольдом Фанком, который проявил к ней большой интерес.
Во время, когда она после разрыва мениска она легла в больницу на операцию, Арнольд Фанк написал для неё сценарий фильма «Священная гора». И после её выздоровления в Доломитовых Альпах начались съёмки фильма, премьера которого состоялась 17 декабря 1926 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине. Танцовщица стала знаменитой актрисой. Чтобы соответствовать требованиям Фанка к актёрам в «горных фильмах», Рифеншталь научилась кататься на лыжах и лазать по скалам.
Далее она сыграла главные роли в фильмах «Большой прыжок», «Белый ад Пиц-Палю», «Бури над Монбланом» и «Белое безумие».
В 1928 году Рифеншталь посетила зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В этом же году появилась её первая статья в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». С этого момента она регулярно публиковала репортажи о съёмках своих фильмов. В 1928 году снялась также в фильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов».
Съёмки фильма «Белый ад Пиц Палю» в Энгадине вели Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст. Лени Рифеншталь участвовала в монтаже французской версии.
Режиссер
В 1932 году Лени Рифеншталь сняла свой дебютный фильм «Голубой свет» — мистико-романтическую легенду об итальянских доломитах. По сюжету в полнолуние на вершине горы рядом с тихой деревушкой сверкает голубой свет, играющий роковую роль в судьбе местных юношей: они стремятся к чудесному сиянию, но разбиваются, не достигнув вершины. Рядом с деревней живёт юродивая Юнта (ее сыграла сама Лени). Оказавшийся в деревне немецкий художник влюбляется в неё и узнаёт тайну: Юнте известна тропа к вершине, к сверкающему гроту из горного хрусталя. Сам побывав там, художник сообщает крестьянам о находке, и они разоряют грот. Народ ликует, а лишённая своего света Юнта срывается со скалы. Рифеншталь отмечала: «В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся её идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез».
Основав собственную фирму «L.R. Studiofilm», она убедила продюсера Харри Сокала вложить в производство «Голубого света» 50 000 марок. Наряду с режиссурой, сценарием и главной ролью Рифеншталь также отвечала за производство.
Премьера фильма состоялась 24 марта 1932 года в Берлине. На биеннале в Венеции «Голубой свет» получил серебряную медаль. Рифеншталь совершила поездку в Лондон, где её фильму был оказан восторженный приём. Фильм стал приносить прибыль, и в октябре 1933 года Бела Балаж как соавтор сценария предъявил к Лени Рифеншталь денежные претензии. Рифеншталь, в свою очередь, обратилась к гауляйтеру Франконии, а также главному редактору известной антисемитской газеты «Штурмовик» Юлиусу Штрайхеру с просьбой представлять ее интересы по вопросам претензий со стороны «еврея Белы Балажа».
В феврале 1932 года Рифеншталь впервые побывала на выступлении Гитлера в берлинском Дворце спорта и в мае написала ему письмо. Вскоре они встретились. Затем Рифеншталь отправилась вместе с лётчиком Эрнстом Удетом в Гренландию на съёмки фильма Арнольда Фанка «SOS — айсберг». Премьера фильма состоялась 30 августа 1933 года в берлинском кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо». Из серии статей о поездке в Гренландию для журнала «Tempo» и лекций перед показом фильма в кинотеатрах сложилась книга, опубликованная в 1933 году.
Рифеншталь снова встретилась с Гитлером, а также познакомилась с Йозефом Геббельсом и его супругой. «Единственная из всех звезд, кто нас понимает», — напишет о ней Геббельс. После Второй мировой войны Рифеншталь будет утверждать, что между ней и министром пропаганды возникла и сохранялась глубокая взаимная антипатия.
В мае 1933 года Рифеншталь приняла предложение Гитлера снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге, «партсъезде победы». Она работала с известными операторами Зеппом Альгайером, Францем Ваймайром и Вальтером Френцем и сама занималась монтажом. Продюсером выступило министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера фильма «Победа веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Однако после уничтожения верхушки СА в «ночь длинных ножей» фильм исчез с экранов, так как в нём наряду с Гитлером большое место было отведено начальнику штаба штурмовых отрядов Эрнсту Рёму.
Фильм «Победа веры» стал для Рифеншталь своеобразной «пробой пера». Отснятый материал всё ещё отчётливо носил характер репортажа, содержал достаточно много случайного и несистематизированного материала и стал, таким образом, недостаточно зрелой презентацией НСДАП как политической партии, продемонстрировав в то же время неопытность Рифеншталь в качестве режиссёра документального кино. И Рифеншталь, и НСДАП ещё предстояло поработать над собой.
В апреле 1934 года Гитлер поручил Лени Рифеншталь съёмки картины «Триумф воли», ещё одного фильма о съезде НСДАП, «съезде единства и силы». Для этого она основала производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», фильм финансировался самой НСДАП. Рифеншталь осталась недовольна прологом, снятым Вальтером Руттманом, и взяла в свои руки руководство съёмками, которые проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. В её распоряжении находилась группа из 170 помощников, 35 операторов и 30 камер, которые закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях и позволяли вести съёмку всех мероприятий съезда одновременно с нескольких точек. Было отснято несколько сотен часов материала. Фильм рождался за монтажным столом. На монтаж ушло семь месяцев. В результате хронометраж фильма составил 114 минут. Музыку к нему написал композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь. Премьера «Триумфа воли» состоялась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине.
О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что она хотела создать «художественный фильм», а не хроникальный репортаж: «Он не отвечает ни героическому стилю, ни внутреннему ритму реального события. Их должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение… Ещё нигде в мире государство не занималось в такой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь народ узнает в нём самого себя». Эти слова были для Рифеншталь также программой монтажа фильма. В нём она создала кинематографическую симфонию движения, в которой вездесущий Гитлер являлся главным исполнителем даже в том случае, когда его не было на месте событий. Ритм и движение использовались при этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и впечатление личного непосредственного участия в партийном съезде. Рифеншталь всегда подчеркивала документальный характер фильма, то есть объективное изображение реального события. Однако её работа с документальным материалом привела к драматизации партийного съезда, который изначально был отрепетирован и инсценирован для киносъёмок.
«Триумф воли» наилучшим образом соответствовал представлениям национал-социалистов о самих себе, и партийное руководство объявило его образцом удачной национал-социалистической пропаганды и официально придало ему пропагандистский статус. Рифеншталь получила государственный приз 1934-1935 года, приз за лучший документальный фильм на Международном кинофестивале в Венеции 1935 года и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вслед за фильмом в свет вышла книга Лени Рифеншталь «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии».
В «Триумфе воли» не нашёл полного отражения вермахт, который в 1934 году после смерти Пауля фон Гинденбурга впервые принял участие в съезде НСДАП. Поэтому следующей работой Рифеншталь стал 26-минутный короткометражный фильм «День свободы! — Наш вермахт!». Он был снят на очередном съезде НСДАП в сентябре 1935 года. Фильм создавал настроение чрезвычайно лирическим началом с изображением ночной стражи и рассвета в палаточном городке, игрой теней и съёмками против солнечного света. Затем следовали командно-штабные учения вермахта под командованием Гитлера. Изобразительные средства этой кинокартины были стереотипными, а композиция предстала неубедительной. Премьера состоялась 30 декабря 1935 года.
Впоследствии Лени Рифеншталь называла свои пропагандистские постановки чисто документальными работами, причём она понимала под документальным фильмом такой фильм, который отражал дух и атмосферу мероприятия.
В 1935 году Лени Рифеншталь встретилась с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета Летних Олимпийских игр в Берлине 1936 года. 9 декабря 1935 года была учреждена фирма «Olympia-Film GmbH», владельцами которой стали Рифеншталь и её брат Хайнц. На следующий день Геббельс официально объявил о том, что министерство пропаганды заказало Рифеншталь фильм об Олимпийских играх в Берлине. Министерство пропаганды выступило также и в качестве финансиста фильма.
В 1936 году в ходе подготовки к фильму Рифеншталь посетила IV зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, а также встретилась с Бенито Муссолини в Риме. В мае 1936 года начались кинопробы для фильма «Олимпия». К работе над фильмом были привлечены известные кинооператоры, такие как Вальтер Френтц, Вилли Цильке, Гуцци Ланчнер, Ханс Эртль. Совместно с Рифеншталь они создали и применили много новых кинотехнических приёмов (например, камеру для подводной съёмки, рельсовый операторский кран). Число членов съёмочной группы составило 170 человек. Сразу же после съёмок в июле и августе 1936 года начался монтаж, который длился почти два года. Лейтмотивами обеих частей фильма стали состязание, красота и гармония. Его эстетика соответствовала фильмам о партийных съездах. Патетический голос диктора, героизация спортсменов, общий пафос и монументальная символика работали на тот образ Германии, который её национал-социалистические руководители хотели создать у мировой общественности по случаю Олимпийских игр.
Премьера фильма «Олимпия» (1-я часть «Праздник народов», 2-я часть «Праздник красоты») состоялась в берлинском кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» 20 апреля 1938 года. 1 мая 1938 года Рифеншталь получила за него государственную премию. 10 мая 1938 года в Цюрихе состоялся первый зарубежный показ фильма. 31 августа 1938 года «Олимпия» была удостоена приза за лучший фильм на Международном кинофестивале в Венеции.
Ориентированные на формально-эстетические признаки поклонники Лени Рифеншталь до сих пор подчеркивают международный успех фильма в силу блестящей операторской работы и тонкой интуитивной организации отснятого материала.
Рифеншталь, которая не обошла стороной выдающийся успех американских, причём даже чернокожих атлетов, надеялась на кассовый успех «Олимпии» в Соединённых Штатах. Кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила её посетить США. 4 ноября 1938 года режиссёр приехала с фильмом в Нью-Йорк. Однако вскоре из Германии пришло известие о еврейских погромах в течение так называемой «Хрустальной ночи» с 9 на 10 ноября 1938 года. Реакция американской общественности последовала незамедлительно — «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гвардия и Комитет киноактёров (Motion Picture Artists Committee) призвали к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь.
24 ноября 1938 года Рифеншталь приехала в Голливуд, где она встретилась с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, а также с отцом американского автомобилестроения Генри Фордом, известным также по своей книге антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Соединенных Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Однако позже — в 1956 году — голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из десяти лучших фильмов мира. Он стал образцом для многих спортивных фильмов и репортажей.
В ноябре 1957 года в ограниченный повторный прокат в Бремене и Гамбурге вышла подготовленная Рифеншталь новая редакция фильма. Вторая часть «Олимпии» (первоначально — «Праздник красоты») была переименована в «Богов стадиона». Однако проект не пользовался успехом. В 1967 году Рифеншталь сделала англоязычную версию фильма, предназначенную для показа по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.
После краха нацистского режима Рифеншталь утверждала, что всегда была аполитичным художником, который в то время не осознавал всей чудовищности нацистского режима: «Я никогда не отрицала, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно является виной или ослеплением».
Вернувшись в Европу, Рифеншталь выступила в Париже с лекцией «Является ли кино искусством?». В 1939 году для съёмок экранизации трагедии Генриха фон Клейста «Пентесилея» она основала собственную фирму «Leni Riefenstahl Film GmbH», работала над сценарием и также занималась подготовкой съёмок. Однако работа прервалась 1 сентября 1939 года из-за начала Второй мировой войны. Рифеншталь и её сотрудники поступили в действующую армию в качестве военных корреспондентов для освещения военных действий в Польше. Жестокие убийства солдатами вермахта мирных жителей в городе Коньске 12 сентября 1939 года привели её в ужас, и она отказалась от дальнейшей работы. По утверждению самой Рифеншталь, она также написала жалобу на действия военных в соответствующую инстанцию.
Лени Рифеншталь начала переговоры с кинокомпанией «Tobis» о производстве фильма «Долина» и вместе с Харальдом Райнлем работала над сценарием фильма. В основе сюжета — конфликт крестьян-горцев с крупным землевладельцем из долины. Съёмки начались 6 августа 1940 года в Испании, а затем были перенесены в Баварию. Чтобы воссоздать испанский колорит в Баварских Альпах, Лени озаботилась поисками «южных типажей». В качестве статистов были привлечены 68 цыган из пересыльного лагеря Максглан, под Зальцбургом. Впоследствии почти все «неарийские» статисты «Долины» погибли от непосильного труда в лагерях или были расстреляны. После войны это стало причиной многих судебных процессов против Рифеншталь.
В «Долине» Рифеншталь выступала не только как режиссёр, но и как исполнительница главной роли — танцовщицы фламенко. Однако работа над фильмом была заморожена из-за её болезни. Летом 1943 года съёмки были продолжены в Испании. По личному распоряжению Гитлера финансирование фильма осуществляло министерство экономики. В ноябре 1943 года Рифеншталь переехала из Берлина в тирольский Кицбюэль и перевезла сюда большую часть отснятого материала. Последние съёмки состоялись в сентябре 1944 года на студии Баррандов в Праге. Работа над фильмом продолжалась вплоть до окончания войны.
В новой гитлеровской столице мира — Германии — было запланировано строительство киностудии Рифеншталь площадью 26 000 м².
30 марта 1944 года Рифеншталь в последний раз встретилась с Адольфом Гитлером в его резиденции Бергхоф.
Летом 1944 года умер её отец, на восточном фронте погиб её брат Хайнц, который по доносу был обвинён в покупке мяса на чёрном рынке и пораженческих высказываниях, лишён брони и отправлен в штрафной батальон. Незадолго до конца войны к ней в Кицбюэль приехала мать.
6 июня 1945 года арестованная с целью допроса Лени Рифеншталь была выпущена на свободу 7-й американской армией. В июне 1947 года она легла в психиатрическую клинику во Фрайбурге.
1 декабря 1948 года в Виллингене Рифеншталь прошла процесс денацификации. В том же году задним числом её фильм «Олимпия» получил Золотую медаль Международного олимпийского комитета.
1 мая 1949 года журнал «Ревю» опубликовал статью с упрёками в адрес Рифеншталь в связи с привлечением цыган из лагеря Максглан на съёмки фильма «Долина». 6 июля 1949 года состоялся повторный процесс денацификации, вновь оправдавший Рифеншталь. 23 ноября 1949 года состоялся процесс против журнала «Ревю», опубликовавшего статью о съёмках фильма «Долина».
В начале 1950 года в ходе третьего процесса денацификации Рифеншталь была признана «попутчиком».
21 ноября 1951 года в Риме состоялась премьера новой монтажной и звуковой версии фильма «Голубой свет».
Новые проекты, которые Лени Рифеншталь готовила в Италии и Испании, реализовать не удалось отчасти по причине их высокого бюджета и нехватки денег. Это привело к тому, что она прекратила заниматься кино и увлеклась фотографией.
Фотограф
В апреле 1956 года в возрасте 53 лет она впервые совершила поездку в Африку. Её путевые впечатления, выраженные в снимках, были опубликованы в ведущих глянцевых журналах — «Stern», «The Sunday Times», «Paris Match», «L’Europeo», «Newsweek», «The Sun». Позже, в период между 1962 и 1977 годами она с фотоаппаратом несколько раз пересекла нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь нубийских племён. По сути дела Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики — после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только журналисты, но и антропологи и историки.
В 1973 году в свет вышел фотоальбом «Нуба — люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году следующий фотоальбом «Нуба из племени Кау».
Некоторые критики увидели в её фотоснимках выражение «фашистской эстетики». В своей статье «Магический фашизм» Сьюзен Зонтаг писала: «Хотя нуба не являются арийцами, их портрет, созданный Лени Рифеншталь, возрождает некоторые большие темы нацистской идеологии: противопоставление чистого и нечистого, неподкупного и продажного, физического и духовного, светлого и темного».
В 1974 году на Мальдивах в возрасте 71 года Рифеншталь впервые погрузилась в Индийский океан с аквалангом и с камерой для подводной съёмки. За последние три десятилетия своей жизни она совершила более двух тысяч погружений. Так начался новый этап в творчестве Рифеншталь-фотографа — съёмки подводного мира. Результатом её многолетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Коралловый рай» («Подводные впечатления»).
В августе 1987 года вышли её воспоминания, которые были изданы в 13 странах, а в Америке и Японии стали бестселлером.
В 1993 году Лени Рифеншталь дала большое интервью в посвящённом ей фильме «Сила образов». Фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии.
В октябре 1995 года на Международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге состоялась ретроспектива фильмов Рифеншталь. 3 декабря 1998 года в киномузее в Потсдаме открылась посвящённая ей выставка.
В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне вручил ей Золотую медаль Международного олимпийского комитета (хотя медаль и была присуждена ей ещё в 1948 году, получить её она долгое время не могла). В том же году Рифеншталь впервые посетила Россию.
Лени Рифеншталь в старости
В 2002 году Лени Рифеншталь отпраздновала свой столетний юбилей в кругу друзей и поклонников.
8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 22:50 в своём доме в городке Пёккинге на Штарнбергском озере. 12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище Вальдфридхоф.
Личная жизнь Лени Рифеншталь:
В 1924 году Лени Рифеншталь обручилась с известным теннисистом Отто Фройцхаймом, но когда ей предложили роль в фильме «Священная гора» (а Отто был против ее съемок), она расторгла помолвку.
На съемках фильма «Священная гора» у нее начался роман с актером Луисом Тренкером. Спустя два года они расстались.
Луис Тренкер — любовник Лени Рифеншталь
В 1927 году на съёмках фильма «Большой прыжок» Рифеншталь познакомилась с Гансом Шнеебергером, кинооператором и исполнителем главной роли, они три года жили вместе.
В 1940 году на съёмках фильма «Долина» Лени Рифеншталь познакомилась с Петером Якобом (Peter Jacob). Лейтенант альпийских стрелков Якоб находился в Австрии на отдыхе после ранения и снимался в кино в качестве каскадёра. Впоследствии он воевал на восточном фронте (за Полярным кругом) и в Италии. Рифеншталь и Якоб поженились 21 марта 1944 года в Кицбюеле. Летом 1947 года она развелась с Якобом.
Лени Рифеншталь и муж Петер Якоб
Последним ее спутником жизни был кинооператор Хорст Кеттнер (1944-2016), на 42 года младше Лени. Он был с ней до самой смерти.
Лени Рифеншталь и Хорст Кеттнер
Детей у Лени Рифеншталь не было, в фильме «Мечта об Африке» она высказала сожаление по этому поводу.
Фильмография Лени Рифеншталь:
1925 — Путь к силе и красоте (Ways to Strength and Beauty) (документальный) — танцовщица
1926 — Священная гора (Der heilige Berg) — танцовщица Диотима
1927 — Большой прыжок (Der große Sprung) — Гита
1928 — Судьба Габсбургов (Das Schicksal derer von Habsburg) — Мария Ветсера
1929 — Белый ад Пиц-Палю (Die Weiße Hölle vom Piz Palü)
1930 — Бури над Монтбланом (Stürme über dem Mont Blanc) — Хелла Армстронг
1932 — Голубой свет (Blue Light, The) — Юнта
1933 — S.O.S. Айсберг (S.O.S. Eisberg)
1954 — Низина (Tiefland)
1993 — Власть образов (Die Macht der Bilder) (документальный)
2003 — Лени Рифеншталь — мечта об Африке (Leni Riefenstahl — Ein Traum von Afrika) (документальный)
Режиссерские работы Лени Рифеншталь:
1932 — Голубой свет (Blue Light, The / Das Blaue Licht)
1933 — Победа веры (Der Sieg des Glaubens)
1935 — Триумф воли (Triumph des Willens) (документальный)
1935 — День свободы! — Наш вермахт! (Tag der Freiheit! — Unsere Wehrmacht!)
1936-1938 — Олимпия (Olympia) (документальный)
1954 — Низина (Tiefland)
2002 — Коралловый рай (Impressionen unter Wasser)
Сценарии Лени Рифеншталь:
1932 — Голубой свет (Blue Light, The / Das Blaue Licht)
1935 — Триумф воли (Triumph des Willens) (документальный)
1936-1938 — Олимпия (Olympia) (документальный)
1954 — Низина (Tiefland)
Работы Лени Рифеншталь как оператора:
1954 — Низина (Tiefland)
Продюсерские работы Лени Рифеншталь:
1932 — Голубой свет (Das blaue Licht)
1933 — Победа веры (Der Sieg des Glaubens)
1934 — Триумф воли (Triumph des Willens)
1938 — Олимпия (Olympia)
1954 — Долина (Tiefland)
2002 — Подводные впечатления (Impressionen unter Wasser)
Библиография Лени Рифеншталь:
1933 — Борьба в снегах и во льду (Kampf in Schnee und Eis)
1935 — То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии (Hinter den Kulissen des Reichsparteitags-Films)
1937 — Красота олимпийской борьбы (Schönheit im olympischen Kampf)
1973 — Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды (Die Nuba — Menschen wie von einem anderen Stern)
1975 — Нубийцы из племени Кау (Die Nuba von Kau)
1978 — Коралловые сады (Korallengärten)
1982 — Моя Африка (Mein Afrika)
1987 — Мемуары (Memoiren)
1990 — Чудо под водой (Wunder unter Wasser)
Германия | Факты, география, карты и история
флаг Германии
Аудиофайл: Гимн Германии (см. статью)
Смотреть все СМИ
- Глава правительства:
- Канцлер: Олаф Шольц
- Капитал:
- Берлин 3
- Население:
- (оценка 2022 г.) 83 200 000
- Курс обмена валюты:
- 1 доллар США равен 1,024 евро
- Глава государства:
- Президент: Франк-Вальтер Штайнмайер
Посмотреть все факты и статистику →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Германия , официально Федеративная Республика Германия , немецкий Deutschland или Bundesrepublik Deutschland , страна северо-центральной Европы, пересекающая основные физические подразделения континента, от внешних хребтов Альп на север через разнообразный ландшафт Центрально-Германской возвышенности, а затем через Северо-Германскую равнину.
Германия, одна из крупнейших стран Европы, отличается разнообразием ландшафтов: высокие, отвесные горы на юге; песчаные холмистые равнины севера; лесистые холмы урбанизированного запада; и равнины сельскохозяйственного востока. В духовном сердце страны находится великолепный восточно-центральный город Берлин, который, подобно фениксу, восстал из пепла Второй мировой войны и теперь, после десятилетий разделов, является столицей воссоединенной Германии, и река Рейн, которая течет к северу от Швейцарии и прославляется в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре и песнях. Вдоль его берегов и берегов его основных притоков, среди которых Неккар, Майн, Мозель и Рур, стоят сотни средневековых замков, церквей, живописных деревень, рыночных городов и центров обучения и культуры, включая Гейдельберг, место одного из старейших университетов Европы (основан в 1386 г.) и Майнц, исторически один из самых важных издательских центров Европы. Все они являются центральными элементами процветающей туристической экономики Германии, которая ежегодно привлекает в страну миллионы посетителей, привлеченных ее природной красотой, историей, культурой и кухней (включая ее знаменитые вина и пиво).
Название «Германия» долгое время описывало не какое-то конкретное место, а свободное, изменчивое государство германоязычных народов, которое на протяжении тысячелетий господствовало над большей частью Западной Европы к северу от Альп. Хотя Германия в этом смысле является древним образованием, немецкая нация в более или менее ее нынешнем виде возникла только в XIX веке, когда премьер-министр Пруссии Отто фон Бисмарк объединил десятки немецкоязычных королевств, княжеств, вольных городов, епископства и герцогства образовали Германскую империю в 1871 году. Этот так называемый Второй рейх быстро стал ведущей державой Европы и приобрел колонии в Африке, Азии и на Тихом океане. Эта заморская империя была разрушена после поражения Германии в Первой мировой войне и отречения императора Вильгельма II. За этим последовала экономическая депрессия, повсеместная безработица и политическая борьба, граничащая с гражданской войной, что привело к краху прогрессивной Веймарской республики и подъему нацистской партии под руководством Адольфа Гитлера. После прихода к власти в 1933 года Гитлер основал Третий рейх и вскоре после этого предпринял разрушительный крестовый поход по завоеванию Европы и уничтожению евреев, рома (цыган), гомосексуалистов и других.
Третий рейх распался в 1945 году под натиском союзных армий США, Великобритании, Советского Союза, Франции и других стран. Державы-победительницы разделили Германию на четыре зоны оккупации, а затем на две страны: Федеративную Республику Германии (Западная Германия) и Германскую Демократическую Республику (Восточная Германия), разделенные более 40 лет протяженной границей. В Восточной Германии эта граница была до падения ее коммунистического правительства в 19 г.89, отмечены защитными сооружениями, предназначенными для предотвращения побега. 185 квадратных миль (480 квадратных километров) «острова» Западного Берлина были точно так же окружены с 1961 по 1989 год Берлинской стеной, проходящей через город, и хорошо охраняемым забором из проволочной сетки в районах, примыкающих к сельской местности Восточной Германии. Хотя Берлин был точкой воспламенения между Соединенными Штатами и Советским Союзом во время холодной войны, город утратил свое национальное и международное значение до 1989–1990 годов, когда народное и мирное восстание свергло правительство Восточной Германии и вскоре после этого восстановил единый Берлин как столица объединенной Германии.
Тест «Британника»
Какая страна больше по площади? Тест
Этот тест покажет вам две страны. Выберите тот, который больше по общей площади.
Опыт превращения Берлина в современный и космополитический город после падения Берлинской стены
Посмотреть все видео к этой статье После Второй мировой войны Германия приложила огромные усилия, чтобы почтить память жертв и возместить ущерб преступлениям Холокоста, оказание сильной материальной и политической поддержки государству Израиль и активное преследование преступлений на почве ненависти и распространение неонацистской доктрины; последний стал проблемой в 1990-е годы с появлением в Германии антииммигрантских групп скинхедов и доступностью в Интернете книги Гитлера «Майн кампф ». Очевидно, что современная Германия изо всех сил пытается сбалансировать свои национальные интересы с интересами притока политических и экономических беженцев из дальних стран, особенно из Северной Африки, Турции и Южной Азии, притока, который разжигает этническую напряженность и пополняет ряды националистических политических партий. особенно в восточной Германии, где безработица была вдвое выше, чем на западе. Напряженность особенно обострилась во втором десятилетии 21 века, когда в результате революций Арабской весны и гражданской войны в Сирии в Германию прибыло более миллиона мигрантов.
Знайте об истории превращения Берлина, а не Бонна, в столицу воссоединенной Германии
Просмотреть все видео к этой статьеКонституция республики, принятая в 1949 году Западной Германией, создала федеральную систему, дающую значительные полномочия правительству в состав Länder (штаты). До объединения было 11 западногерманских земель Länder (включая Западный Берлин, имевший особый статус земли без права голоса), но с присоединением Восточной Германии их теперь 16 Länder в объединенной республике. Самая большая из земель — Бавария (Bayern), самая богатая — Баден-Вюртемберг, самая густонаселенная — Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Вопросы государственной важности, такие как оборона и иностранные дела, остаются за федеральным правительством. Как на уровне штатов, так и на федеральном уровне преобладает парламентская демократия. Федеративная Республика является членом Организации Североатлантического договора (НАТО) с 1955 и был одним из основателей Европейского экономического сообщества ( см. Европейский Союз). В течение четырех десятилетий раздела Федеративная Республика заключила ряд соглашений с Советским Союзом и Восточной Германией, которые она в некоторой степени поддерживала экономически в обмен на различные уступки в отношении гуманитарных вопросов и доступа в Берлин. Быстрое экономическое восстановление Западной Германии в 1950-х годах ( Wirtschaftswunder , или «экономическое чудо») вывело ее на лидирующие позиции среди мировых экономических держав, и эта позиция сохраняется.
Во многом успех Германии после Второй мировой войны стал результатом известного трудолюбия и самопожертвования ее народа, о чем писатель Гюнтер Грасс, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года, заметил: «Быть немцем состоит в том, чтобы сделать невозможное возможным». Он добавил более критично:
Потому что в нашей стране все направлено на рост. Мы никогда не удовлетворены. Для нас всегда недостаточно. Мы всегда хотим большего. Если это на бумаге, мы превращаем это в реальность. Даже во сне мы продуктивны.
Эта преданность тяжелой работе в сочетании с поведением на публике, одновременно сдержанным и напористым, породила стереотип о немцах как о отчужденном и отчужденном. Тем не менее, немцы ценят как свою личную дружбу, так и дружеские отношения с соседями и гостями, высоко ценят досуг и культуру и наслаждаются преимуществами жизни в либеральной демократии, которая стала еще более интегрированной в объединенную Европу и занимает центральное место в ней.
Лени Рифеншталь | Энциклопедия Холокоста
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
Ранняя жизнь и карьера
Родившаяся в Берлине 22 августа 1902 года, Рифеншталь начала свою долгую и выдающуюся карьеру в качестве танцовщицы-исполнительницы. После того, как травма колена временно остановила ее призвание, Рифеншталь увлеклась возможностями кино, особенно фильмов о природе. Она стала звездой ряда немых фильмов немецкого режиссера Арнольда Фанка, действие которых обычно происходит в Альпах (т.н. Bergfilme ), в котором юная Рифеншталь сыграла спортивную и смелую главную героиню.
Популярная как актриса у немецкой публики в эпоху немого кино, Рифеншталь сняла свой первый крупный полнометражный фильм « Das blaue Licht » (« Голубой свет ») в 1932 году. Фильм был хорошо принят и, что более важно, привлек внимание публики. восходящий политик, гордившийся своими художественными амбициями, Адольф Гитлер. В том же году Рифеншталь услышала выступление Гитлера на публичном митинге и была очарована его ораторским стилем и способностью гипнотизировать аудиторию.
Пропаганда нацистской партии
Гитлер видел в Лени Рифеншталь режиссера, умеющего с помощью эстетики создать образ сильной Германии, пронизанный вагнеровскими мотивами силы и красоты. В 1933 году он попросил Рифеншталь снять короткометражный фильм « Der Sieg des Glaubens » («Победа веры»), снятый на съезде нацистской партии в Нюрнберге в том же году. Этот фильм стал образцом для ее более известной работы « Triumph des Willens » («Триумф воли»), снятой на Нюрнбергском ралли в следующем году, в 1919 году.34. Рифеншталь изначально отказала Гитлеру в заказе фильма, но уступила, когда получила неограниченные ресурсы и полную художественную лицензию на картину . «Триумф воли» с его вызывающими воспоминания образами и новаторской техникой кино считается эпическим произведением документального кино и широко известен как один из самых мастерских пропагандистских фильмов, когда-либо созданных. Он получил несколько наград, но навсегда связал тему фильма, национал-социализм, с его художником Рифеншталь.
Столь же ошеломляющими были режиссерские усилия Рифеншталь в фильмах « Олимпия, », в которых с поразительной эффективностью запечатлены образы летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Именно для Олимпия Рифеншталь впервые применила многочисленные кинематографические приемы, такие как съемка с помощью камер, установленных на рельсах (сегодня это широко известно как отслеживание кадров). Мощное сочетание эстетики, спорта и пропаганды в «Олимпии» снова завоевало Рифеншталь похвалы и награды, в том числе награду за лучший иностранный фильм на Венецианском кинофестивале и специальную награду Международного олимпийского комитета (МОК) за изображение радости спорта.
Вторая мировая война
По ее собственным словам, начало Второй мировой войны и быстрая эскалация насилия при нацистском режиме оказали неблагоприятное влияние как на Рифеншталь, так и на ее карьеру. В начале польской кампании один инцидент, казалось, поколебал уверенность Рифеншталь в движении, которое она прославляла в кинематографических образах. Сопровождая немецкие войска под Конским, режиссер стал свидетелем казни польских мирных жителей, расстрелянных в отместку за нападение партизан на немецкие войска. Рифеншталь, по-видимому, оставила свои съемки в тот день, чтобы лично обратиться к Гитлеру против такого произвольного насилия. Инцидент, возможно, посеял зерно сомнения в сознании Рифеншталь, но это не помешало ей всего несколько недель спустя снять триумфальный парад Гитлера в Варшаве.
После Второй мировой войны
После войны Рифеншталь попыталась отделить себя от преступной природы нацистского режима, предполагая, что ее долг был связан с ее ремеслом, а не обязательно с нацистскими властями, заказавшими ее фильмы. Позже она и другие утверждали, что это была попытка избежать дальнейших пропагандистских усилий. Рифеншталь начала снимать Tiefland ( Lowlands ) в 1940 году . История, действие которой происходит в испанских Пиренеях, Тифланд был проектом, который она ранее отложила, когда решительный Гитлер убедил его взяться за Триумф воли . Снятый на месте недалеко от Китцбюля, Австрия, съемки растянулись почти на четыре года. Чтобы усилить «цыганский» колорит истории, помощники Рифеншталь договорились «одолжить» около 51 молодого заключенного рома из близлежащего трудового лагеря Максглан-Леопольдскрон в качестве статистов. Для внутренних сцен, снятых в Берлине-Бабельсберге в 1942 году, Рифеншталь использовала в качестве статистов не менее 66 заключенных рома и синти, практически все мужчины, из лагеря для цыган Берлин-Марцан. Утверждения о том, что немецкая криминальная полиция вернула цыган после выполнения своего «обязательства» в цыганские лагеря Максглан и Марцан ( Zigeunerlager ), а затем депортировали их на смерть в Освенцим, были достаточно серьезными, чтобы привлечь Рифеншталь к гражданскому иску. Этот иск был снят в 2002 году только после того, как ее продюсерская компания отказалась от публичного заявления Рифеншталь, в котором она утверждала, что все статисты пережили войну. Tiefland Премьера состоялась в 1954 году, через восемь лет после того, как французские власти, оккупировавшие Тироль, арестовали Рифеншталь и конфисковали ее киноматериалы в январе 1946 года.
В послевоенные годы Лени Рифеншталь стала фигурантом четырех дел о денацификации, которые, наконец, объявили ее сторонником нацистов ( Mitläufer ). Хотя Рифеншталь никогда не была членом нацистской партии, ей было трудно преодолеть свою связь с пропагандистскими фильмами, которые она снимала в ранний нацистский период, и она столкнулась с трудностями при восстановлении своего положения в немецком кинематографическом сообществе. Ее опыт был совсем не похож на опыт ее коллеги Вейта Харлана, руководившего такими основополагающими нацистскими пропагандистскими работами, как 9.0073 Jüd Süss и Kolberg , но которые вернулись к процветающей режиссерской карьере в 1950-х годах. Рифеншталь обратилась к фотосъемке, опубликовав в 1970-х годах иллюстрированный том о первобытном племени нуба в Судане; когда ей было далеко за семьдесят, она снова увлеклась подводной кинематографией.
На протяжении своей долгой карьеры Лени Рифеншталь достигла новой эстетики в кино и представила новаторские кинематографические приемы, но она никогда не могла избежать своей прошлой ассоциации с нацистским пропагандистом и до конца своей жизни оставалась неоднозначной фигурой. Она умерла от рака в Покинге, Германия, 8 сентября 2003 года, через несколько недель после своего 101-летия.
Автор(ы): Мемориальный музей Холокоста США, Вашингтон, округ Колумбия
|