Лучшие пейзажисты: Великие художники пейзажисты

Содержание

Самые известные русские художники-пейзажисты и их картины — «Лермонтов»

Самые лучшие русские художники-пейзажисты
Самые известные пейзажи русских художников с названиями

  • Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

  • Картина Саврасова «Грачи прилетели»

  • Картина Дубовского «Притихло»

  • Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

  • Картина Поленова «Московский дворик»

Пейзажная живопись была широко распространена в России, так как многие через нее постигали природу и создавали свой образ Родины. Если рассмотреть самых известных русских художников, то практически все они в большей или меньшей степени работали с пейзажами. Однако в этой статье мы рассмотрим наиболее известных пейзажистов, для которых пейзаж стал одним из основных жанров живописи.

Самые лучшие русские художники-пейзажисты

Во второй половине XIX века в России наступил так называемый золотой век пейзажа.

В этот период творили великие русские художники, имена которых припомнит каждый. И начнем мы рассмотрение этого списка с человека, которого называли поэтом русского леса. Наверняка вы догадались, что речь идет об Иване Шишкине. Именно он относится к числу основоположников реалистического русского пейзажа и считается одним из самых сильных русских пейзажистов. Художник был настолько одухотворен родной природой, что долгими часами и днями изучал самые разные породы растений, подмечал мельчайшие детали леса, чувствовал в нем незначительные перемены. И все эти тонкие наблюдения затем с филигранной точностью отражались в его пейзажах.

Шишкин воспевал просторы родной земли и умел передать свои глубокие чувства к родине и зрителям, которые могли часами рассматривать его картины. Это и изобильная земля в картине «Рожь», и узнаваемое всеми чувство одиночества в работе «На севере диком», и безграничная мощь русского леса на холсте «Дубовая роща»…

И. Шишкин. «Дубовая роща».

1887 г.

Вторым мэтром в становлении реалистического русского пейзажа является Василий Поленов. Как и Шишкин, Поленов любил уходить из города на природу и любоваться ее безграничными плодами. Хотя многие считали русскую природу слишком скудною, чтобы изображать ее на холстах, Поленов быстро пришел к пониманию того, что именно люди искали в его картинах. А искали они милые сердцу уголки родной природы и вместе с автором снова и снова переживали душевный подъем при встрече с ней даже на картинах. Одной из его значительных заслуг стали попытки соединить пейзажный жанр с бытовым. Это привело к появлению единого художественного образа человека и окружающей его природы.

Девизом Поленова было даже в самые трудные минуты дарить людям радость, и неспроста он получил звание народного художника. Среди его лучших работ назовем «Золотую осень», «Бабушкин сад», «Московский дворик».

В. Поленов. «Золотая осень». 1893 г.

Не меньший вклад в становление русского реалистического пейзажа внес и Алексей Саврасов, причем он стал родоначальником лирического пейзажа. Предпосылками для появления такого направления стали мрачные предреволюционные настроения в обществе. Угнетенные люди хотели переживать свою печаль, тоску, тревогу через искусство, и Саврасову в полной мере удалось реализовать эту потребность через пейзажи с нотками лирики.

В его картинах зрители находили, например, удивительное сочетание хмурого неба и пробивающихся сквозь него солнечных лучей. Сам художник пришел к пониманию, что в любой картине важен душевный отклик, который она вызывает. Возможно, именно поэтому его умение тонко чувствовать природу и душевные переживания при создании пейзажей так глубоко передавалось и зрителям, созерцающим его работы. Среди его известных полотен «Радуга», «Грачи прилетели», «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и многие другие.

А. Саврасов. «Радуга». 1875 г.

Саврасов оказал большое влияние на другого известного пейзажиста Исаака Левитана, которого называли мастером русского пейзажа настроения и считали основателем неброского русского пейзажа. Как и Поленов, Левитан не стремился искать в природе эффектные виды, а сосредоточился на передаче настроения. И в этом ему помогало не только изучение русской природы, но и увлечение музыкой, литературой, что формировало его тонкий эстетический вкус. Его картины помогали зрителям забыть все невзгоды и переживания тех непростых времен и каждой клеточкой тела ощутить гармонию природы. Они нередко уходили из выставочных залов одухотворенными и от души благодарили художника. К числу его лучших работ можно отнести «Март», «Вечерний звон», «Над вечным покоем» и многие другие прекрасные пейзажи.

И.И. Левитан. Картина «Март». 1895 г.

Как мы видим, в жанре пейзажа появилось множество поджанров, так как каждый художник имел свои взгляды и предпочтения. Для Ивана Айвазовского любимым объектом, который он изображал тысячи раз, стало море. В плане поджанра морских пейзажей (марины) это сильнейший русский художник-маринист, полотна которого завораживают зрителей всех возрастов. Такое живое, такое настоящее море со светящимися изнутри волнами мог изобразить только Айвазовский. Многие знают его знаменитые баталии «Чесменский бой» и «Наваринский бой», сопереживают морякам с картины «Девятый вал», восхищаются «Радугой» и многими другими удивительными работами мастера. Прожив долгую жизнь, Айвазовский оказал значительное влияние на многих других художников, среди которых плеяда русских маринистов вроде Льва Лагорио и Архипа Куинджи.

И. Айвазовский. «Радуга». 1873 г.

В поджанр пейзажной живописи выделился и эпический пейзаж, ярким представителем которого считается Михаил Клодт. Во время путешествий по Европе художник раз и навсегда сделал выбор в пользу отображения на полотнах родных природных видов. И эта концентрация на одном направлении помогла ему не только стать настоящим виртуозом пейзажей, но построить в своих картинах цельный образ Родины. Фактически Клодт стал первым, кто не просто перешел к масштабному изображению природы, но и добавил к нему некий сюжет. Так, в картинах «Лесная даль в полдень» или «Большая дорога осенью» зритель может почувствовать, насколько широк и грандиозен мир, окружающий человека.

М.К. Клодт. Холст «Лесная даль в полдень». 1876 г.

Не менее ярким представителем эпического пейзажа и всей русской пейзажной школы своего периода был и Николай Дубовской. Он настолько филигранно умел воссоздавать в своих картинах русскую природу, что неизменно получал самые высокие награды на выставках. Широкий кругозор помогал художнику с размахом и глубиной отражать свои переживания на картинах. Любые уголки природы, будь то леса, морская стихия, горы или поля, мастер изображал с таким размахом, что у зрителей захватывало дух.

Еще один известный русский пейзажист Архип Куинджи внес большой вклад в колористическое решение пейзажа. Его даже назвали кудесником света за удивительную передачу оттенков и света на полотне. Этому во многом способствовала природная высочайшая чувствительность глаз художника к самым тонким оттенкам, что было зафиксировано на измерительном приборе.

Такая цветовая восприимчивость помогла ему находить и использовать дополнительные цвета, которые усиливали друг друга или создавали нужный контраст, а также создавали у зрителя иллюзию вибрирующего света.

Его свет в картинах был так хорош, что зрители терпеливо выстаивали километровые очереди ради его выставок. Завистники даже подозревали художника в тайном размещении за картинами источников света. Зрителей восхищала картина «Лунная ночь на Днепре», они любовались «Березовой рощей», зачаровано разглядывали холст «После дождя» и многие другие известные произведения Куинджи.

А. Куинджи. «После дождя». 1879 г.

Самые известные пейзажи русских художников с названиями

Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу»

С одной из самых узнаваемых работ Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» связано несколько историй. Идею масштабной картины, на которой был бы изображен лес во всей его красоте и могуществе и семейство медведей, Шишкин вынашивал долго.

Когда он изобразил сам лес, то сразу написал письмо своему другу Константину Савицкому с приглашением посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Савицкий пришел в восторг и согласился на просьбу друга изобразить на картине медведей. Многих до сих пор удивляет этот шаг, так как Шишкин в свое время учился у анималиста Р. Коллера и вполне реалистично изображал на других своих картинах животных или птиц. Возможно, тем самым он хотел помочь приятелю поправить его сложное материальное положение. В результате одну четверть гонорара получил Савицкий. Но их совместное творчество оказалось весьма удачным, так как на выставке сразу несколько коллекционеров выразили желание купить «Утро в сосновом лесу».

И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

Любопытно, что Савицкий поставил на картине свою подпись уже после того, как ее купил с выставки П. Третьяков. Увидев два автографа на доставленной ему картине, коллекционер вскипел от возмущения и немедленно стер ее скипидаром.

Так Савицкий надолго исчез из числа авторов картины. А другая история связана с тем, что картина попала на обертку шоколадных конфет «Мишка косолапый», затем в школьные учебники, висела в качестве репродукции во многих культурных заведениях и стала столь узнаваемой, что сегодня ее может припомнить каждый.

Картина «Утро в сосновом лесу» на обертке конфет «Мишка косолапый»

Картина Саврасова «Грачи прилетели»

При взгляде на картину «Грачи прилетели» с невзрачным сюжетом многие испытывают недоумение по поводу того, что сделало ее такой популярной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться во времена ее написания. В XIX веке было принято изображать природу красиво. Если рисовали деревья, то это обязательно были мощные ровные стволы с пышной листвой, если писалась растительность, то художники старательно выписывали кудрявый мох, красивые полевые цветы, избегая изображения серости или увядания. И поэтому представленная на выставке Московского общества любителей художеств картина «Грачи прилетели» произвела самые глубокие впечатления на зрителей.

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 г.

Оказалось, что зритель может увидеть красоту и пережить глубокие чувства при виде самых простых видов: березок с кривыми стволами, тающего снега, простых построек и стаи галдящих грачей. Особенно трогательным оказался контраст ветхих построек и мрачного серого пейзажа с пробивающимися на снег лучами солнца и галдящей стаей грачей. Этот контраст символизирует обновление, которое неизбежно наступает вслед за застоем и безнадежностью. В жизни самого художника ощущение безысходности было вызвано пережитой им смертью третьего подряд новорожденного ребенка. Отзывы о картине были самые восторженные, а Саврасова даже прозвали Королем неба. Заметим, что у этого холста есть авторская копия, так как императрица Мария Александровна пожелала видеть картину в царской семье.

Картина Дубовского «Притихло»

Картина «Притихло» считается одной из самых известных работ Николая Дубовского и была по достоинству оценена его современниками. Художник написал ее в 1890 году, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже был удостоен за этот шедевр Большой серебряной медалью. Когда Павел Третьяков узнал о продаже картины самому Александру III, он уговорил художника написать для его галереи копию. Дубовской согласился, поэтому сегодня второй экземпляр картины находится в знаменитой Третьяковской галерее.

Н. Дубовской. «Притихло». 1890 г. Третьяковская галерея

Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Работа «Лунная ночь на Днепре» поистине произвела фурор в тот год, когда была создана. Слух о том, что Куинджи пишет картину небывалой красоты, разнесся по всему Санкт-Петербургу. Желающие увидеть необычный холст стали осаждать мастерскую художника задолго до того, как ему удалось завершить работу. Более того, пришедший в гости к Куинджи Иван Тургенев восторженно рассказал о картине великому князю Константину Константиновичу Романову. Буквально влюбившись в работу еще до того, как был полностью раскрыт замысел Куинджи, князь выкупил картину и в дальнейшем постоянно с ней путешествовал.

А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре». 1880 г.

Интересно, что «Лунная ночь на Днепре» стала первой в России художественной работой, представленной на так называемой выставке одной картины. Для этих целей в Обществе поощрения художников был выделен отдельный зал. Но и одной картины оказалось достаточно для того, чтобы собрались километровые очереди. Люди часами ждали у входа на выставку, чтобы иметь возможность самим оценить живописный шедевр. И не жалели об этом, потому что при входе в зал они испытывали настоящее потрясение от света картины. До такой степени был живописным изображенный художником лунный свет, падающий на Днепр и заставляющий его причудливо светиться. Сложно было поверить, что такой свет мог исходить от нарисованного изображения, поэтому некоторые невольно пытались найти рядом с картиной спрятанные источники света. Но причина необычного сияния заключалась в умении Куинджи очень тонко подбирать дополнительные цвета, о чем мы писали выше. Отчасти дело было и в красках, однако фосфора в них эксперты не обнаружили.

К сожалению, сегодня мы не можем оценить всю красоту светящейся картины, так как со временем она потемнела. Причина этого неприятного явления связана с тем, что купивший ее князь Романов брал ее с собой во все свои многочисленные путешествия, а морской воздух в конце концов испортил краски.


Картина Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» стала первой в работах Василия Поленова, которую он отправил на выставку передвижников. По его словам, холст он написал на скорую руку и на тот момент не имел более значительной работы, которую счел бы достойной выставки. Однако картина произвела большое впечатление на участников выставки и тронула их своей простотой и душевностью. Картина так понравилась известному меценату Павлу Третьякову, что он купил ее после выставки. Интересно, что сам Поленов критично относился к своему искусству и уже после размещения картины в Третьяковской галерее попросил у Третьякова разрешения внести в нее изменения.

В. Поленов. «Московский дворик». 1878 г.

Так появилась новая версия картины, что подтвердили эксперты при тщательном ее изучении. При этом в новом варианте холст не только из вертикального превратился в горизонтальный, но из чистого пейзажа перешел в пейзаж с элементами жанра. То есть художник наполнил свое произведение персонажами, и теперь обычный вид двора превратился в один из эпизодов пережитого автором события. Сегодня искусствоведы называют эту картину шедевром пейзажного искусства, жемчужиной русской живописи, а самого художника мастером поджанра интимного пейзажа.

В. Поленов. «Московский дворик». Первая версия картины. 1877 г.

Мы рассмотрели лишь некоторые имена и картины известных русских художников-пейзажистов, что не умаляет имен других знаменитых художников. Вы можете самостоятельно познакомиться с тонкими пейзажами А. Боголюбова, насладиться поэтическими картинами Е. Волкова, погрузиться в индустриальные пейзажи А. Куприна и Г. Нисского, изучить работы С. Герасимова, К. Крыжицкого и многих других русских художников.


Русские художники-пейзажисты — 5 самых известных пейзажистов в России

Великие русские художники-пейзажисты. Рассказываю о наиболее известных русских пейзажистах, картины которых вы точно видели.

Российский жанр пейзажа и его традиции начали формироваться в конце XVIII века. До этого, художники писали отталкиваясь от опыта французских и итальянских мастеров, соблюдая каноны академической живописи того времени.

Жанр пейзажа был очень популярен у художников, так как многие из них узнавали и постигали природу и создавали образ любимого края именно через свои произведения.

Наиболее известные русские художники-пейзажисты, знаменитые картины которых вы точно видели и без труда сможете назвать автора:

  • Иван Шишкин (1832-1898)
  • Василий Поленов (1844-1927)
  • Алексей Саврасов (1830-1897)
  • Исаак Левитан (1860-1900)
  • Иван Айвазовский (1817-1900)

Ниже в статье вы найдете небольшой рассказ о жизни художников, которые рисовали пейзажи (список фамилий выше) и некоторые самые известные их картины. Кстати, посмотреть произведения знаменитых пейзажистов можно не только в Москве или Санкт-Петербурге. В большинстве регионов в столицах есть картины кисти русских пейзажистов, находящихся в постоянной экспозиции в художественных музеях.

Так, в Новосибирске, например, можно посмотреть работы Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина и других художников-пейзажистов.

Иван Шишкин

Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году, в семье с древним и богатым родом Шишкиных. Его отец был представителем зажиточного купечества, который хотел дать своему сыну самое лучшее образование.

Сначала Шишкин обучался в казанской гимназии, а в 20 лет отправился учиться в Московское училище живописи. После его окончания, поступил в Императорскую Академию художеств. Уже тогда Шишкин обнаружил свою любовь к пейзажу. Его многочисленные путешествия по окрестностям Петербурга и красота северной природы навсегда заняли место в его сердце.

В 31 год он отправляется за границу, за счет Академии – обучаться там художественному мастерству. Там он знакомится с творчеством других художников и совершенствует свое мастерство. Поездка продлилась 5 лет, а на родине его ждало звание академика.

По возвращении, он продолжает создавать пейзажи, много путешествует по России, выставляет свои работы в Академии, принимает участие в работе выставок передвижников. У него была безупречная репутация и несравненный талант. К 1873 году Шишкин становится профессором Академии художеств.

Что касается личной жизни, то Иван Иванович был жена дважды, на сестре художника Васильева, и, второй раз, на своей ученице. У него было четверо детей, но до зрелого возраста дожили только две дочери.

«Утро в сосновом лесу», 1889 год

Сам художник умер, внезапно, в 1898 году.

Он был хорошим натуралистом, поэтому его работы такие живые, словно фотографии. Он прекрасно знал русскую природу, и лес, в частности.

«Сумерки», 1896 год, самая дорогая картина Шишкина. В 2013 году была продана на аукционе за 3,3 млн долларов

Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» была написана совместно с Константином Савицким. Незадолго до ее написания, была создана другая картина –«Туман в сосновом бору». Эта картина так понравилась художникам, что они решили переписать ее, но добавить небольшую жанровую сцену. Вдохновением на этот пейзаж послужила поездка по чистым и нетронутым вологодским лесам.

«Рожь», 1878, первая картина, которую написал художник после тяжелых трагических событий, произошедших в жизни

Коллекцию работ Ивана Шишкина сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее, а также в Русском музее. Многие рисунки и картины находятся в частных коллекциях. Кстати, и в региональных художественных музеях тоже могут быть картины Ивана Шишкина, конечно, не такие известные, но все же, кисти мастера.

Василий Поленов

Еще один яркий представитель русской живописи и пейзажистов 19 века.

Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в дворянской семье в Санкт-Петербурге. Его отец был очень образованным человеком, увлекался литературой, археологией, переводами. Мать Поленова была тоже творческим человеком – увлекалась живописью, историей, была детским писателем. Она обучала детей урокам рисования, в дополнение к тем учителям, что приходили к детям из Академии художеств.

Но в университет Василий Поленов, несмотря на любовь к живописи, поступает учиться физике и математике. В этот период ему многое интересно. Он берет свободные уроки живописи в Академии. В конце концов, оставляет университет, чтобы посвятить себя живописи.

В 1867 году едет во Францию, на всемирную выставку, где представлен весь цвет европейской живописи того времени.

«Бабушкин сад», 1878 год

Вернувшись, в 1868 году он снова поступает в университет, на этот раз, изучать юриспруденцию.

Он очень усердно занимается живописью, чтобы получить золотую медаль в Академии. И в конце концов получает награду, хотя это было не просто, ведь с ним соперничал сам Илья Репин.

Эта и последующие победы позволили художнику поехать в Европу изучать живопись. Германия, Италия, Франция – Поленов впитывает культуру и опыт европейских художников, колорит, знания. Ходит по музеям и галереям, общается с зарубежными коллегами.

«Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888 год

В последствии он сам станет академиком, и будет преподавать живопись в московском училище. Коровин, Левитан, Архипов – многие художники под его началом станут известными.

Живя в Москве, он подмечает все ее детали, улочки, интересные городские пейзажи и передает все это в своих работах с особой любовью и теплотой.

В 1879 году примыкает к передвижникам и проводит свои собственные выставки.

«Московский дворик», 1878 год

В 1881 году вместе с другими художниками едет на Ближний Восток. Вдохновляясь местным колоритом, пишет новые картины. В 1885 году проходит выставка передвижников, где Василий Поленов выставляет эти работы. Ими очаровывается Павел Третьяков – известный коллекционер и ценитель искусства.

Насытившись московской жизнь, в 1890-х годах, художник вместе с семьей уезжает в Тульскую область. Там он покупает дом на берегу реки Оки, которую не раз изобразит на своих полотнах.

Там же он строит дом с мастерскими, в которых с местными художниками обучает детей живописи и рисунку. Он очень много работает и создает ряд картин с прекрасными русскими пейзажами.

«Золотая осень», 1893 год

Помимо живописи он очень много работает с театром – декорациями, сценариями, художественными решениями.

Последние годы жизни художник провёл в усадьбе Борок, где организовал музей художественных и научных коллекций. Умер в 1927 году.

«Заросший пруд», 1879 год

Работы Василия Дмитриевича Поленова можно увидеть в Третьяковской галерее и в Русском музее.

Алексей Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в купеческой семье, в Москве. С раннего детства увлекался рисованием и перерисовывал картины известных художников. Его первым заработком были как раз картины-копии, которые он продавал. 

Портрет Алексея Саврасова кисти Василия Перова, 1878 год

В 14 лет Саврасов поступает в Московское училище живописи. Через 10 лет он заканчивает его в звании академика, получив его за картину «Пейзаж в окрестностях Ораниенбаума».

Но, самая его, конечно, известная картина, это «Грачи прилетели». Пейзаж русской земли, которая пробуждается от зимней спячки. Он, как и предыдущие художники, выставлялся на передвижнической выставке, где его работу приобрел Третьяков для своей коллекции.

В 1870-х годах Саврасов работал и преподавал в своей альма-матер – Московском училище живописи. Он был очень талантливым педагогом. Так, под его крылом выросли такие известные художники, как Исаак Левитан и Константин Коровин.

«Грачи прилетели», 1871 год

Но, в этот же период у него возникают проблемы в личной жизни. Наступает творческий кризис, брак распадается, здоровье становится хуже. Все это усугубляется пристрастием к алкоголю.

В 1882 году новый удар – не стало его друга и коллеги, художника Перова. Он постоянно выгораживал Саврасова перед начальством училища, а с его смертью Саврасова уволили – так он лишился квартиры и денег.

Он умер в 1897 году, оставив после себя большое наследие – картины и своих учеников.

«Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду», 1851 год «Пейзаж с радугой», 1881 год

Исаак Левитан

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в семье еврейских интеллигентов. Через 10 лет его семья перебирается в Москву, и, через 3 года, Исаак поступает в Московское училище живописи. Там его учителями станут такие известные художники, как Перов, Саврасов, Поленов.

В 15 лет он теряет мать, а через 2 года – отца. Материальное положение в семье было очень шатким, поэтому, в училище семье художника помогали материально. А разглядев его талант, перевели на бесплатное обучение.

После смерти отца, Левитан переходит в класс пейзажа, к Саврасову. Перебравшись в Подмосковье, он пишет картину «Вечер после дождя». После продажи этого полотна, он снимает меблированную комнату в Москве. 

Закончив свое обучение в 1885 году, Левитан начинает свой путь становления известным художником. Он подружился с Чеховым, хотя эта дружба, порой, и напоминала соперничество.

«Над вечным покоем», 1894 год

Наконец, финансовая сторона дел Исаака Левитана стала стабильной, и он смог полностью погрузиться в творчество. Но отголоски тяжелого детства и трудной юности сказались на здоровье – начались проблемы с сердцем. Художник принимает решение уехать в Крым, поправить здоровье. После этой поездки он организовывает выставку с 50 своими работами.

В 1888 году Левитан отправляется в путешествие на Волгу. Ему очень нравится место под названием плес. Там он проводит летние сезоны и очень много пишет. Это был плодотворный период в творчестве – более 200 пейзажей, в том числе и «Над вечным покоем». 

Его работы, «Золотая осень» и «Март» были куплены известным коллекционером Третьяковым. Также, художнику предлагают преподавать в том же училище, в котором он сам учился.

«Осенний день. Сокольники», 1879 год

В 1896 году художник второй раз болеет тифом, после чего у него обостряется аневризма сердца. Через 3 года по предписанию врача, он едет в Ялту, поправить здоровье. Но, лечение не помогло, и через год Левитан умирает. 

300 этюдов и 40 картин художник так и не закончил. Уже после его смерти, в Москве состоялась его посмертная выставка. Самые известные его картины, это «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга», «Осенний день».

«Берёзовая роща», 1885—1889 годы «Свежий ветер. Волга», 1895 год

Иван Айвазовский

Пожалуй, один из самых знаменитых маринистов, которых можно выделить из художников.

Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году, прожив долгих и насыщенных 82 года.

Его отец был торговцем, но из-за чумы 1812 года разорился. Несмотря на это, Иван Константинович был очень увлекающимся ребенком и проявлял свои способности не только в живописи, но и в музыке.

Вскоре у него появился наставник — архитектор Яков Христианович Кох, который помогал ему раскрыть талант художника, и даже дарил ему первые материалы, краски и бумагу. Можно сказать, что Яков Христианович посодействовал карьере молодого художника, обратив на него внимание градоначальника Феодосии, который в свою очередь, помог ему поступить в симферопольскую гимназию.

«Девятый вал», 1850 год

Так Айвазовский знакомится со своим вторым учителем, Иоганн-Людвиг ом Гроссом. Гросс порекомендовал молодого художника в Императорскую Академию художеств. Так Айвазовский оказался в столице — Санкт-Петербурге.

Поступив в Академию он начал учиться пейзажам, вскоре его работы стали отмечать на конкурсах. После он был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учитель запрещал Айвазовскому писать самостоятельно, но несмотря на запрет, художник продолжил работу, и его пейзажи были хорошо приняты на выставке в Академии.

В ответ на это, Филипп Таннер пожаловался императору Николаю I на Айвазовского, и его картины были сняты с выставки. И только через 6 месяцев художнику разрешили вернуться к занятиям живописью и определили в класс батальной живописи. Здесь он тоже начинает делать успехи, и в Академии решают дать ему диплом на 2 года раньше положенного, чтобы он продолжил работу самостоятельно у себя в Крыму, а потом и заграницей.

«Буря на море ночью», 1849 год

В Крыму художник пишет и морские пейзажи, и батальные сражения. Императору нравятся его работы, и он снова приглашает Айвазовского в Петербург, для того чтобы художник запечатлел силу и мощь российского флота.

В 1840 году художник отправляется в Европу. Он некоторое время живет в Риме, останавливается в Венеции и Флоренции, гостит у своего брата в монастыре на острове. Повсюду его окружает вода и он не теряет ни минуты времени — творит и пишет.

Долгое время Айвазовский живет на юге Италии. Там начала формироваться характерная для него манера письма — небольшая часть с натуры, а все остальное, в своей мастерской, по памяти. Именно так, в дальнейшем и будет творить известный маринист, отдавая большую роль импровизации.

Через 2 года он начинает еще одно свое путешествие по другим странам Европы — Швейцарии, Голландии, Франции, Испании, Португалии. Спустя 2 года, в 27 лет он возвращается в Россию, чуть не утонув на парижском корабле.

Его карьера растет и развивается. Годы, проведенные в Европе дали свои плоды на родине — в 1844 году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств.

«Среди волн», 1898 год

Кроме морских пейзажей и сражений, он также писал картины с пейзажами городов, на библейские и исторические темы. Писал Айвазовский и портреты, но, не считая себя отличным портретистом, художник брался писать лишь близких ему людей.

Он очень любил путешествовать, посещал не только страны Европы, но и Ближний Восток, а также в возрасте 75 лет посетил США и написал картину «Ниагарский водопад».

Но несмотря на свою страсть к путешествиям, Иван Константинович очень любил свою родину, а именно, Феодосию. Там же он построил свой дом, прямо на набережной, который сейчас имеет статус дома-музея и содержит многие его картины и художественные принадлежности.

Он очень много сделал для этого города. Открыл школу искусств и картинную галерею, а также концертный зал и первую библиотеку. Помимо культурных ценностей, он также привнес в город и более практичные вещи — железную дорогу «Феодосия-Джанкой» и водопровод.

Он умер в 1900 году, в пожилом возрасте, в 82 года. В общей сложности за свою жизнь Айвазовский написал больше 6000 картин и устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом.

Это были известные пейзажисты 19 века, но что же с веком 20? Как советские художники-пейзажисты передавали красоту родной природы?

Новый, XX век со всеми своими потрясениями и переворотами, внес изменения и в художественной сфере. Перед художниками стояла задача новыми средствами выразительности передать новую реальность и окружающий мир.

Из живописцев 1920-1930-х годов можно выделить Аркадия Александровича Рылова, Петра Петровича Кончаловского, Василия Васильевича Рождественского, а также, Александра Александровича Дейнека, Александра Михайловича Герасимова.

Ниже прикрепляю некоторые работы этих живописцев. 

Аркадий Рылов, «Закат», 1917 год Петр Кончаловский, «Пейзаж», 1911 год Александр Дейнека, «Крымский пейзаж», 1930 год Александр Дейнека, «Дорога на юг», 1930

Пишите в комментариях, чьи работы вам нравятся больше всего, буду рада обсудить творчество знаменитых живописцев!

18 знаменитых пейзажей, которые должен знать каждый любитель искусства

На протяжении всей истории художники выражали глубокую связь с природой. Этот интерес к миру природы лучше всего проявляется в жанре пейзажной живописи , в которой в качестве сюжета основное внимание уделяется природным условиям, таким как горы, леса и реки. Самые известные пейзажные картины включают работы из Китая, Европы и других стран, которые оказали неизгладимое влияние на ход истории искусства.

Некоторые из этих изображений сделали свое вдохновение бессмертным, например, в случае с 9 Винсента Ван Гога.0007 Звездная ночь , действие которой происходит недалеко от французского городка Сен-Реми-де-Прованс. Другие, такие как The Hay Wain Джона Констебла, демонстрируют реалистичные способы запечатления природы и помогли разработать стиль.

Прокрутите вниз, чтобы узнать о 18 известных пейзажных картинах из истории искусства.

Откройте для себя 18 знаменитых пейзажей.

Фан Куан, Путешественники среди гор и ручьев , династия Северная Сун, ок. 1000

Фан Куан, «Путешественники среди гор и ручьев», ок. 1000 (Фото: Национальный дворец-музей через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Созданная на семифутовом свитке, работа Фань Куана Путешественники среди гор и ручьев является одним из наиболее влиятельных образцов ранней китайской пейзажной живописи и представителем школы Северной Сун. Он имеет трехплановую перспективу ближнего, среднего и дальнего, что типично для искусства того времени. Хотя в композиции присутствуют человеческие фигуры, в них преобладает грандиозный характер.

 

Гио Си, Ранняя весна , подписано и датировано 1072

Го Си, «Ранняя весна», 1072 г. (Фото: Национальный дворец-музей, Wikimedia Commons, общественное достояние)

Родом из провинции Хэнань, китайский художник Го Си был еще одним влиятельным художником-пейзажистом. Ранняя весна — одна из его самых известных картин, демонстрирующая способность художника объединять несколько точек зрения в одну композицию.

 

Джорджоне, Буря , c. 1505

Джорджоне, «Буря», ок. 1505 (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Джорджоне был одним из первых художников венецианской школы живописи, а Буря остается одним из его самых любимых и неоднозначных произведений искусства. На правом переднем плане изображена анонимная женщина, кормящая грудью своего ребенка, и солдат с длинным посохом, стоящий слева. Здесь зеленый пейзаж не только декоративный, но и заметная часть композиции. Благодаря этому Буря считается влиятельной в развитии пейзажей и одной из самых известных картин эпохи Возрождения.

 

Питер Брейгель Старший, Охотники на снегу , 1565

Питер Брейгель Старший, «Снежные охотники», 1565 г. (Фото: Художественно-исторический музей через Викисклад, общественное достояние)

Питер Брейгель Старший был одним из ведущих художников Северного Возрождения. Его картина Охотники на снегу был частью серии, посвященной изображению разных времен года. На этой работе изображена сцена зимой, в которой пара охотников ведет своих собак по заснеженному ландшафту. В то время как фигуры спрятаны в левый угол картины, остальная часть полотна посвящена виду далекой деревни и замерзших озер.

 

Annibale Carracci, Fishing , до 1596

Аннибале Карраччи, «Рыбалка», 1585–1588 (Фото: Лувр, Wikimedia Commons, общественное достояние)

Художник эпохи барокко Аннибале Карраччи был всесторонним итальянским художником, которого часто сравнивают с его мятежным современником Караваджо. Большой пейзаж Рыбалка , который должен был быть выставлен вместе с другим произведением под названием Охота , был подарен королю Франции покровителем Карраччи Камилло Памфили. Эти работы демонстрируют глубокий интерес к пейзажной живописи, исследуя некоторые способы, которыми художник может разделить пространство для создания повествований.

 

Эль Греко, Вид на Толедо, c. 1596–1600

Эль Греко, «Вид на Толедо», ок. 1596–1600 (Фото: The Met через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Между поздним ренессансом и зарождающимся художественным движением маньеризма находится желанная работа Эль Греко. Его уникально радикальный стиль оставил неизгладимое влияние на ход истории искусства. Наиболее заметным среди его произведений является его картина Вид на Толедо , которая является одним из двух сохранившихся пейзажей греческого художника. Он отличается поразительным сине-черным небом, которое, кажется, находится на грани шторма. Его называют одним из самых известных изображений неба.

 

Клод Лоррен, Пасторальный пейзаж , ок. 1639

Клод Лоррен, «Пасторальный пейзаж: Римская Кампанья», ок. 1639 (Фото: The Met через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Художник эпохи барокко Клод Лоррен известен своими идиллическими изображениями аллегорических сцен, уходящих корнями либо в Библию, либо в классическую мифологию. Пасторальный пейзаж — работа, точно передающая этот интерес, с мягким изображением сельской местности с домашним скотом, пастухом и классической архитектурой на далеком горизонте.

 

Николя Пуссен, Весна (Земной рай) , 1660–1664

Николя Пуссен, «Весна», 1660–1664 (Фото: Лувр, Wikimedia Commons, общественное достояние)

Родившийся в Риме художник Николя Пуссен создал изысканные картины, характерные для классического стиля барокко. Весна является частью серии, изображающей четыре времени года и изображающей пышный лесной пейзаж, в котором Адам и Ева сидят на траве.

 

Канал Джованни Антонио (Каналетто), Большой канал у церкви Ла Салюте , c. 1738–1742

Каналетто, «Большой канал и Санта-Мария-делла-Салюте», 1738–1742 гг. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)

Итальянский художник 18-го века Джованни Антонио Канал, более известный как Каналетто, был известен своими видами крупных городов, включая Венецию, Рим и Лондон. Гранд-канал и Санта-Мария-де-ла-Салюте является символом его работы, изображающей подробную панораму Венеции.

 

Каспар Давид Фридрих, Странник над морем тумана , c. 1817

Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана», ок. 1817 г. (Фото: Hamburger Kunsthalle через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Ключевая работа немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, Странник над морем тумана передает впечатляющие и возвышенные характеристики природы. Сквозь густой туман вдалеке проступают зубчатые утесы и скалистые горы, увенчанные деревьями. В то время как фигура изображена в центре холста, она стоит спиной к зрителю, перенаправляя его или ее взгляд на фон.

 

Джон Констебл, Телега для сена , 1821

Джон Констебл, «Телега с сеном», 1821 г. (Фото: Национальная галерея через Викисклад, общественное достояние)

Британский художник Джон Констебл отверг идеализированные пейзажи того периода и предпочел реалистичные изображения мира природы. На своей картине 1821 года Телега для сена Констебл изображает Флэтфордскую мельницу, участок земли, принадлежащий его отцу, Голдингу Констеблу. Констебл сказал об этом пейзаже: «Я ассоциирую «моё беззаботное детство» со всем, что лежит на берегу Стаура; эти сцены сделали меня художником».

 

Томас Коул, Старица , 1836

Томас Коул, «Вид с горы Холиок, Нортгемптон, Массачусетс, после грозы — старица», 1836 г. (Фото: The Met via Wikimedia Commons, общественное достояние)

Британо-американский художник Томас Коул известен тем, что запечатлел красоту американских пейзажей и основал Школу реки Гудзон, художественное движение середины XIX века, возглавляемое группой художников-пейзажистов, которые изображали долину реки Гудзон и прилегающие районы. The Oxbow предлагает потрясающий вид на долину реки Коннектикут, прославляющий просторы дикой природы после шторма.

 

Дж. М. У. Тернер, Дождь, пар и скорость — Великая западная железная дорога , 1844

J.M.W. Тернер, «Дождь, пар и скорость — Великая западная железная дорога», 1844 г. (Фото: Национальная галерея через Викисклад, общественное достояние)

Живя и работая в Лондоне 19 века, английский художник Дж.М.В. Тернер известен своим интересом к мощным предметам, что проявляется как в его возвышенных пейзажах, так и в исследованиях современной техники. Эти два интереса синтезированы в его картине Дождь, пар и скорость — Великая западная железная дорога , на которой изображен поезд, мчащийся по сумрачному ландшафту, где облачное небо сливается с архитектурой города на горизонте.

 

Альберт Бирштадт, Вид на долину Йосемити , 1865

Альберт Бирштадт, «Взгляд вниз на долину Йосемити, Калифорния», 1865 г. (Фото: Музей искусств Бирмингема через Викисклад, общественное достояние)

Альберт Бирштадт, немец по происхождению, принадлежит ко второму поколению великих американских художников. Он известен своими крупномасштабными картинами американского Запада, которые показали многим на Восточном побережье и в Европе, как выглядели новые районы Соединенных Штатов. Его работа, Глядя на долину Йосемити, Калифорния , вы получаете великолепное изображение нетронутого ландшафта.

 

Клод Моне, Впечатление, Восход солнца , 1872

Клод Моне, «Впечатление, восход солнца», 1872 г. (Фото: Musée Marmottan Monet через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Impression, Sunrise  изображает туманный голубой морской пейзаж, усеянный маленькими лодками и ярко-оранжевым солнцем. Фактически, его радикальное использование выразительных мазков для изображения восхода солнца — это то, что зажгло импрессионистское художественное движение и назвало его создателя, Клода Моне, «отцом импрессионизма».

 

Поль Сезанн, Мон-Сент-Виктуар , ок. 1887

Поль Сезанн, «Мон Сент-Виктуар с большой сосной», ок. 1887 г. (Фото: Институт искусств Курто через Wikimedia Commons, общественное достояние)

Сент-Виктуар, гора на юге Франции, долгие годы оставалась излюбленным сюжетом художника-постимпрессиониста Поля Сезанна. В своей серии картин маслом, изображающих форму рельефа, он экспериментирует с различными видами, цветовыми палитрами и перспективами, чтобы получить всесторонний взгляд на гору и окружающий ее ландшафт. В Мон Сент-Виктуар с большой сосной , он обрамляет сцену деревьями на переднем плане и деревней вдалеке.

 

Винсент Ван Гог, Звездная ночь , 1889

Винсент Ван Гог, «Звездная ночь», 1889 г. (Фото: MoMA через Wikimedia Commons, общественное достояние)

В то время как импрессионисты были озабочены изображением света в своих картинах, постимпрессионисты сосредоточились на цвете. И немногие художники так же известны своим использованием цвета, как Винсент Ван Гог. «Звездная ночь» был создан в конце короткой карьеры голландского художника и изображает вид из его окна в приюте в Сен-Реми-де-Прованс с волнистыми кипарисами, вырисовывающимися на фоне голубого, кружащегося ночного неба, освещенного полумесяц и звезды.

 

Эндрю Уайет, Мир Кристины , 1948

Художник Эндрю Уайет был одним из самых известных американских художников 20-го века, которого больше всего помнят за работу в стиле реализма и регионалиста. Его самая любимая работа под названием Мир Кристины , изображает женщину с дегенеративным мышечным заболеванием, растянувшуюся на поле и с тоской смотрящую на горизонт, усеянный маленькими серыми домиками.

 

Статьи по теме:

9 известных художников эпохи Возрождения, чьи работы изменили мир искусства

Вот где сейчас находятся 20 самых известных шедевров истории искусства

Откройте для себя 10 самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире

15 знаменитых картин импрессионистов, которые заставят вас влюбиться в стиль

10 известных пейзажных картин, которые вы должны знать

Каспар Давид Фридрих, Монах у моря (1808-10)

Пейзажная живопись была жанром, который давно искал официального признания. Только в 17 веке эта тема стала самостоятельным жанром живописи, наряду с исторической живописью, портретной живописью и натюрмортом. В 19 веке пейзажи получили значительное развитие, с рождением Барбизонской школы в 1830 году. С тех пор пленэрная живопись стала более демократичной, а природа оказалась самым вдохновляющим сюжетом. Зеленые леса, скалистые утесы и вспаханные поля становятся сценами предсказаний некоторых живописцев. Эти полотна входят в число величайших картин в истории искусства. Artsper выбрал 10 знаменитых пейзажей, которые вы должны знать… смена обстановки гарантирована!

1. Николя Пуссен: Научный пейзаж

Николя Пуссен, Le printemps (1660-64)

Художник-классик Николя Пуссен (1594-1665) создал глубоко эрудированную и глубокую картину, фундаментальную в истории искусства. В частности, он является изобретателем «идеального пейзажа», в котором человек тесно связан с природой, изображенной величественно и грандиозно. Призывая к наслаждению, он предлагает глубокое размышление о месте сына Адама в божественной необъятности.

Между 1660 и 1664 годами он создал Цикл 4 сезонов. Написанная в конце жизни для герцога Ришелье, эта серия представляет собой зарисовки из Ветхого Завета, в которых главенствующее место занимает пейзаж. Именно с Весны он начал выполнять заказ. Здесь художник изображает Адама и Еву обнаженными. Они находятся посреди луга, усеянного деревьями, в том числе знаменитой яблоней, описанной в Книге Бытия. Но если от работы исходят теплые тона и приятный свет, то это действительно драматический исход, предложенный художником. Неизбежный первородный грех особенно подчеркивается присутствием Бога в правом верхнем углу, убегающего с места происшествия, чтобы подготовить наказание.

Сцены с несколькими прочтениями

Во всех картинах «Времена года» Николя Пуссен допускает две интерпретации сцен. В первом, называемом линейным и христианским, Бог выступает как точка соединения всех вещей. Жизнь понимается как совокупность событий, предсказанных и организованных Христом, который имеет власть наказать или благословить нас в зависимости от нашего поведения. В циклическом и естественном чтении, унаследованном от древности, действия повторяются при каждом новом начале цикла. Однако некоторые элементы также перекомпоновываются и перерождаются: вечное возвращение определенных событий становится неизбежным.

2. Канал Джованни Антонио (он же Каналетто): Городской пейзаж

Канал Джованни Антонио (он же Каналетто), Большой канал в церкви Ла Салют (1727)

Большой канал в церкви Ла Салют, роспись венецианского художника Каналетто (1697-1760) — особый вид пейзажной живописи. Это именно Ведута («вид» по-итальянски), для которой характерно точное изображение пейзажа, часто городского. Поскольку они верны восприятию реальности, ведуты в то время создавались с использованием нескольких инструментов, в том числе камеры-обскуры, предка камеры.

Если картина итальянского мастера хочет быть дотошной в изображении топографии, представленный пейзаж не менее поэтичен. Свет, почти прозрачный, окутывает город мягкой и теплой атмосферой и создает атмосферу позднего вечера. Помимо пейзажной живописи, работы Каналетто изображают жизнь жителей Венеции. Рядом с Большим каналом представлены знаменитые гондольеры, а также купцы и дипломаты с Востока.

3. Каспар Давид Фридрих: Духовный пейзаж

Каспар Давид Фридрих, Монах у моря (1808-10)

В какое время суток вы бы поместили эту сцену? Возможно, утром, о чем свидетельствует этот обволакивающий белый туман. Или это будет вечер, как подсказывает этот угасающий свет вдалеке? Присутствие монаха-капуцина, прогуливающегося по этому берегу, не дает нам ответа. Единственное, что несомненно: он кажется задумчивым перед лицом необъятности окружающего пейзажа.

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) идеально вписывается в немецкий романтизм, зародившийся в 1770 году. Полотно является замечательной иллюстрацией забот художника на протяжении всей его карьеры. Действительно, его сцены, вдохновленные аллегорией и философией, приглашают героя его произведения к созерцанию. Так же, как и сам зритель призван созерцать этот необъятный загадочный простор. Почти все здесь сведено к минимуму. Линия, цвет, человеческое присутствие появляются как простая «деталь» в композиции. Этой работой Фридрих как бы посылает нам сообщение: человек не так уж и много стоит перед лицом этой непредсказуемой, порой жестокой природы. Таким образом, «Монах у моря» приглашает нас к размышлению, но, прежде всего, к блужданию ума.

4. Эжен Буден: Морской пейзаж

Эжен Буден, Пляж Трувиль, 1865

Родившийся в Онфлере, Эжен Буден (1824-1898) большую часть своего вдохновения черпает из неба и моря Нормандии. Поклонник природы и большой любитель морских пейзажей, Буден хочет уйти от всего этого. Рожденный в век, когда преобладает академическое искусство, художник тем не менее вступает на другой путь: путь живописи под открытым небом.

Буден обладает твердой волей к воплощению мимолетных впечатлений пейзажа и мимолетности света, что, несомненно, делает его предшественником импрессионизма. Наблюдательный и терпеливый, он внимателен к атмосферным явлениям и старается запечатлеть необъятность неба и берегов Нормандии. Современный, он представляет новую буржуазию своего века, чьи красивые платья и элегантные шляпы он раскрасил мерцающими красками. Самоучка, Буден применяет свою быструю технику, скорее наводящую на размышления, чем описательную, к своим любимым предметам: морскому побережью и портам.

В своих пейзажах художник всегда отводит почетное место небу и его вариациям. Его «метеорологические красоты» тогда проявляются во всех формах: наброски, пастели, акварели, картины маслом… Но всегда с поэтическими штрихами, его живопись так дорога миру!

5. Винсент Ван Гог: Мучительный пейзаж

Винсент Ван Гог, Звездная ночь (1889)

Без сомнения, эта работа является самой известной из известных пейзажных картин! Создатель Винсент Ван Гог переехал в Арль в 1888 году. Тогда для художника начались настоящие духовные поиски, которые пытались бороться со своими демонами. Хотя он представляет собой мягкую звездную ночь, располагающую к задумчивости, некоторые пластические элементы этого пейзажа хорошо иллюстрируют его патологию: острые черты, адские спирали, контрастные цвета.

Изучение архивов художника показало, что, хотя разные звезды вдохновлены вполне реальными туманностями (туманность Венера была особенно яркой в ​​1889 году), деревня вымышлена. Ослепительный, стремительный свет луны никак не освещает темную ночь, опустившуюся на эту деревушку в Провансе. Интенсивные, толстые черные ветви кипариса добавляют мрачности в общую атмосферу. Многочисленные желтые звезды контрастируют с разным синим цветом ночи и делают сцену одновременно грандиозной и ужасающей. Внимание художника особенно приковано к этой центральной арабеске. Может быть, в этом выражается высота его психологических мук? Это также может быть признаком его восхищения японским искусством и гравюрами, которые мы находим в 19 веке.го века много спиралей и сплошных цветов.

6. Поль Сезанн: навязчивый пейзаж

Поль Сезанн, Сент-Виктуар, вид из карьера Бибемюс Карьер (1897)

Находясь в Провансе-Альпах-Лазурном берегу, художник Поль Сезанн постепенно решил уйти на пенсию. Солнце, цикады, фруктовые деревья… но прежде всего гора Сент-Виктуар была главным источником вдохновения для художника. Этот горный массив вдохновляет художника не менее чем на восемьдесят его картин. Одержимость, говоришь?

Как художник, работающий на открытом воздухе, он ценит пейзажи с тысячей цветов и ароматов. В отличие от импрессионистов, Сезанн не растворяет цвета между ними, а твердо сжимает очертания, которые он часто подчеркивает черным, создавая отчетливые объемы. Свет ложится импасто, как охристо-желтый цвет камней и яркая зелень сосен, контрастирующих с голубизной неба.

Он не изображает реальность так, как он ее видит, а хочет создать свою собственную вселенную, где слегка геометрические формы ландшафта предвещают движение кубизма. Если женщин обычно считали музами художников, то Сезанна, без сомнения, больше всего очаровала гора Сент-Виктуар. Он пишет: «Долгое время я оставался без сил, не умея писать Сент-Виктуар (…). Вместо того, чтобы оседать, он испаряется, становится жидким. Он участвует весь голубоватый в окружающем дыхании воздуха».

7. Андре Дерен: красочный пейзаж

Андре Дерен, Л’Эстак , 1906 

Как и Сент-Виктуар, Л’Эстак также является известным источником вдохновения для художников, особенно для известного художника-фовиста Андре Дерена. L’Estaque стал символическим местом для художников этого движения. Они были вдохновлены мерцающими яркими красками юга Франции. Здесь художник отдыхает вместе с Жоржем Браком, Анри Матиссом и Раулем Даффи, также вдохновленным особой яркостью этого географического района.

Отвергая натурализм, Андре Дерен предлагает новую реальность, в которой цвет важнее рисунка. Его хроматические исследования привели его к рисованию красных, желтых, оранжевых, а иногда и синих оттенков. Используя как горячие, так и холодные цвета, композиция мастерски сбалансирована. Изображение представляет собой деревенскую сцену, состоящую из деревьев, домов и различных маленьких фигурок. Художник тщательно облегчил чтение изображения, подчеркнув очертания различных элементов композиции.


8. Дуанье Руссо: Мечтательный пейзаж

Анри Руссо, Сон (1910)

В самом конце XIX века Анри Руссо был одной из доминирующих фигур наивного движения (1885-1930). Течение, характеризующееся добровольным игнорированием перспективы и реальности измерений, вызывает детскую и очень графическую вселенную.

На этой картине Дуанье Руссо переносит нас в самое сердце пышных джунглей, где прячутся различные виды животных (львы, слоны, птицы). В центре растительности женщина сидит на переднем плане и слушает мелодию, которую играет заклинатель флейты. Это Ядвига, подруга Руссо, с которой он познакомился в Польше. Его поза напоминает одно из классических изображений обнаженной натуры в истории искусства, которое мы находим, например, в «Олимпии» Эдуарда Мане. Ее поза загадочна и эротична, что делает ее символом желания. Во время работы над психоанализом Фрейд интерпретировал этот пейзаж как аллегорию подавленных желаний художника.

Многочисленные посещения художника Акклиматизационного сада и Музея естественной истории в Париже, несомненно, вдохновили последнего, известного поклонника и большого знатока растительности. Множество вариаций зеленого цвета — не менее 20 — контрастируют с яркими цветами гигантских лотосов, окружающих Ядвигу. Гармония цветов делает этот декор гармоничным и сказочным пейзажем, манящим в путешествие.

9. Эдвард Хоппер: одинокий пейзаж

Эдвард Хоппер, Холм с маяком , 1927

Работы Эдварда Хоппера (1882-1967) имеют пленительную сторону, несомненно связанную с их таинственностью. В частности, этот пейзаж 1927 года вызывает противоречивые интерпретации. Прикрепленный к пейзажам атлантического побережья Америки и, в частности, Новой Англии, Хоппер изображает сцену, в которой появляются извилистая долина, дом и маяк.

 В то время как картина купается в обнадеживающем свете, перед лицом этой заброшенной, почти безлюдной сцены неизбежно чувство тоски. Грань между цивилизацией и природой трудно установить. За этой открыточной обстановкой как бы скрыто какое-то лицо, располагающее к тревоге и скуке. Художник известен своим увлечением вертикальной архитектурой маяков. Настоящие ориентиры в пейзаже, маяки также являются отсылками к одиночеству и бурям. Отсутствие моря еще больше превращает сцену в пузырь, почти создавая ощущение клаустрофобии!

У Хоппера есть привычка выбирать сельские пейзажи, хотя в его самых известных работах изображены мыслящие фигуры в барах гламурной Америки.

10. Николя де Сталь: Абстрактный пейзаж

Николя де Сталь, Сицилия (Вид на Агридженто) , 1954

Художник Николя де Сталь (1914-1955) присваивал пейзажную живопись совсем другим способом, чем художники, изучавшие до этого . Его геометрические композиции, густой импасто и гамма ярких цветов делают его работы в высшей степени абстрактными творениями. Позже в своей карьере художник предлагает картину, которая немного больше воссоединяется с реальностью и, как следствие, глубоко ставит под сомнение оппозицию между абстракцией и фигурацией. Дотошный художник, он создал некоторые из своих величайших пейзажных картин после тщательных исследований карандашом и тушью.

Предоставив себе большую свободу в изображении действительности, он создал несколько работ, посвященных пейзажам Сицилии, в которые он влюбился во время поездки в Италию в 1953 году. Он никогда не предлагал пейзажную картину, идентичную этой. предыдущего. Свет, как и выбранные материалы или формы, систематически различны.

Через яркие области Сталь пытается зафиксировать на холсте сущность пейзажа, который он представляет, используя чистые линии и резкие цвета. Фиолетовый и зеленый пытаются найти баланс с охристыми тонами и красным. Линия горизонта позволяет очень четко различать небо и землю. Такие краски могут удивить, если знать, что ее поездка на Сицилию происходит в середине августа, в то время, когда пейзажи засушливые, сухие, выжженные солнечным зноем. Но произвольность красок у этого живописца прямо указывает на его стремление запечатлеть полученное ощущение.

Какой пейзаж будет вашим любимым?

Это изучение десяти известных пейзажей позволяет нам открыть или заново открыть для себя места, которыми дорожат художники.

Лучшие пейзажисты: Великие художники пейзажисты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх