Ман рэй фото: Ман Рэй — 84 произведения

Автопортрет Ман Рэя в перспективе и в ракурсе

Книги

№81

Материал из газеты

Повествуя о себе, знаменитый сюрреалист не только подробно описывает свои работы, но и в мельчайших деталях дает увлекательную панораму эпохи

Валерий Леденев

20.03.2020

Ман Рэй. «Черное и белое». 1926.

Фото: MAN RAY TRUST

Автобиография Ман Рэя (1890–1976), фотографа и художника, близкого к дада и сюрреалистам, увидела свет в 1963 году и не переиздавалась до конца 1990-х. Ее русский перевод впервые опубликован в издательстве «Клаудберри» вслед за воспоминаниями Надара, похожими на сборник авантюрно-мистической прозы, и Роберта Капы, писавшего о Второй мировой войне.

В ряду мемуарных публикаций, относящихся к первой половине ХХ века, «Автопортрет» выделяется тем, что сочетает в себе субъективное и историческое измерения. Книга пестрит фактами из истории модернизма, ман-рэевские трактовки которых, что удивительно, не отличаются от принятых искусствоведами, а также случаями из частной жизни художника и его окружения. Все это ловко перемешано на 500 страницах и способно увлечь читателей с самыми разными запросами и ожиданиями.

При этом Ман Рэй признается, что выстроить целостную канву истории не входило в его задачи, и факты он порой излагает частично и по верхам. Не упоминая дат, перепрыгивая через десятилетия и, увы, упуская подробности, о которых хотелось бы узнать именно от него. Например, как его имя Эммануэль Радницкий сократилось до емкого Ман Рэй. Зато описывает посещение Арсенальной выставки — Armory Show (1913), открывшей Америке европейский модернизм, рассказывает историю «Фонтана» Марселя Дюшана, не принятого как экспонат на Салон независимых (1917), а еще комментирует экспозицию Международной сюрреалистической выставки в Париже (1938) со множеством решений, не уступавших современным кураторским практикам.

Ман Рэй. Автопортрет. СПб.: Клаудберри, 2020. 504 с.

Почти половина книги посвящена встречам с людьми: писателями, художниками, богемой тех лет. Портретная галерея Ман Рэя — панорама характеров, местами гоголевского типа. Он восхищается всеми, о ком пишет, отзывается о них с уважением и ценит их работы. Однако наделяет героев долей странности, представляя их как талантливых, но часто нелепых чудаков. Бранкузи — романтичный затворник, живущий взаперти в мастерской в самом центре Парижа, стилизовавший себя под дикаря и страдающий перфекционизмом во всем. Дюшан — молчаливый нонконформист, замкнутый эрудит, увлеченный шахматами больше, чем миром вокруг, и ради очередной партии манкирующий супругой в первую брачную ночь. Пикабиа — талантливый неумеха, не вписывающийся в действительность и не умеющий нравиться людям.

По-настоящему объемно автор передает атмосферу и быт времени: затхлый и консервативный Нью-Йорк начала века; бушующий Париж эпохи кубизма и сюрреализма; жизнь Франции, поделенной нацистами на оккупированную и неоккупированную зоны, откуда ему чудом удается бежать; послевоенный Голливуд, где он на время обосновался, и особенности нравов его обитателей. В этих пассажах Ман Рэй не гнушается самыми мелкими деталями и дает возможность буквально подышать воздухом того времени.

Чего Ман Рэй не замечает, так это возникновения нового витка современности, связанного с американским модернизмом в лице Поллока со товарищи. Об их существовании он, кажется, не подозревает и живет мыслями о Париже, куда все-таки возвращается после войны.

Факты, им сообщаемые, не всегда полны, но справедлива ли такая критика в адрес книги, главным героем которой остается сам художник (это определение ему намного ближе, чем фотограф)? На ее страницах он подробно описывает свои картины и задумки к ним: живопись для него важнее фотографии, по поводу которой он жалуется, что коммерческие заказы отвлекают от занятий искусством, хотя и позволяют безбедно существовать. Подробно пересказывает сюжеты фильмов, снятых им и его друзьями в период увлечения кино, историю возникновения и содержание работ в технике соляризации и рэйограммы, сделавших его известным. Наконец, излагает содержание собственных статей, мало кому сегодня известных и посвященных по большей части борьбе с предрассудками вокруг современного искусства.

Текст, написанный Ман Рэем как художником, воскрешает в памяти десятки изображений. И после прочтения автобиографии остается ощущение, что побывал на виртуальной выставке, которую никогда не видел в реальности. 

Подписаться на новости

Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи

Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»

09.11.2022

Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь

На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ

21.11.2022

Конец Московской биеннале?

IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта

07.11.2022

Ереван: современные ценности на древней земле

В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев

11.11.2022

Игорь Грабарь: управляющий искусством

В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений

17.11.2022

Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника

Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания

23.11.2022

Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность

По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве

09. 11.2022

Ман Рэй — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, картины

Биография

Американский художник Ман Рэй был формально связан с сюрреализмом и дадаизмом и создавал произведения искусства в жанрах живописи, фотографии и коллажа. Он также стал автором ряда фильмов, принадлежавших к стилю киноавангарда, и статичных работ в таких техниках, как аэрография и ассамбляж.

Детство и юность

Ман Рэй родился в Пенсильвании 27 августа 1890 года в семье еврейских эмигрантов из России, поселившихся в местечке Уильямсбург. Родители, имевшие фамилию Радницкие, сначала назвали сына Эммануэлем, но он сократил его до Мана, пройдя ряд формальных процедур.

Отец и мать владели швейным бизнесом и привлекали старших детей к работе, поэтому мальчик с братом и сестрами много времени проводил в мастерской. Он овладел техникой коллажа, собирая картинки из лоскутков ткани, и со временем этот вид творчества перестал быть забавной игрой.

Стараясь отделиться от родственников, Рэй отказался остаться на предприятии, но предметы, связанные с моделированием одежды, активно использовал до конца дней. На фото, в инсталляциях и живописных произведениях появлялись утюги, иголки, булавки, манекены и другие вещи, связанные со швейной индустрией.

Embed from Getty ImagesСальвадор Дали и Ман Рэй

В общеобразовательной средней школе Рэй продемонстрировал способности к черчению и увлекся изучением художественных стилей мастеров прошлых веков. Он решил связать биографию с искусством, к разочарованию отца и матери, которые хотели, чтобы он занимался раскроем одежды и шитьем.

Тем не менее на семейном совете было решено выделить сыну студию, чтобы создавать иллюстрации для нью-йоркских журналов и газет. Параллельно парень брал уроки живописи в Национальной академии дизайна, а затем примкнул к колонии Франсеска Феррера и оставался там в течение 2,5 лет.

Под началом мастеров-авангардистов Ман заинтересовался прогрессивными течениями и познакомился с художниками, обитавшими в манхэттенской галерее «291». Наиболее притягательными творческими новинками юноша посчитал картины Марселя Дюшана, который представлял в то время кубизм и дадаизм.

Личная жизнь

Поскольку Ман был фотографом, работавшим с красивыми натурщицами, в его личной жизни было много связанных с искусством дам. Первой женой стала поэтесса, но брак быстро распался, сменившись страстными и длительными отношениями с французской моделью Кики де Монпарнас.

Второй и любимой супругой Рэя стала американка Джулиет Браунер, которая родила дочь Анну и организовала именной фонд. После смерти художника туда попали архивные документы, снимки, фильмы, воспоминания и большинство живописных работ.

Творчество

В ранний период Рэй создавал декоративные произведения, целью которых была передача образов движущихся абстрактных тел. Он рисовал геометрические фигуры, снимая процесс на фотопленку, и в конечном итоге добивался того эффекта, какого хотел.

В 1918 году Ман отказался от живописи и увлекся кинетическими инсталляциями, которые впоследствии положили начало американской галерее современных искусств. Его работы Gift Readymade и Aerograph, представлявшие собой объект и снимок, вызвали у зрителей и критиков море эмоций и противоречивых чувств.

Отсутствие единогласного одобрения заставило Мана перебраться в Европу и в 1920-х годах поселиться в парижском квартале Монпарнас. Там он представил серию фотопортретов выдающихся художников и писателей, которая приобрела популярность и завладела сознанием культурных масс.

Embed from Getty ImagesХудожник Ман Рэй

Своеобразными натюрмортами и инсталляциями стали работы сюрреалистического направления под названием «Объект для уничтожения», Untitled Rayograph и Lampshade. В них сопоставление разрозненных элементов формировало единое целое и гармонично дополняло изображение одетых и обнаженных людей.

Фотографии, отнесенные к течению, известному как новое видение, стали вершиной творчества Рэя и позже использовались в документальном кино. В короткометражных авангардных фильмах, где художник выступил в роли режиссера, были применены спецэффекты, имитировавшие взгляд сквозь несуществующее окно.

В 1940–1950-х годах Ман вернулся к изобразительному искусству и написал серию «Уравнения Шекспира», включавшую несколько художественных пазлов в стиле сюрреалистических картин. А в последующее десятилетие он работал над изготовлением копий, которые разошлись по Европе и стали украшением музейных витрин.

Смерть

Причиной смерти Мана Рэя стала легочная инфекция, с которой он не смог справиться, находясь в возрасте 86 лет. После похорон семья американца сделала его персональную художественную выставку и опубликовала литературную автобиографию под названием «Автопортрет».

Картины

  • 1916 – «Веревочная танцовщица сопровождает себя своими тенями»
  • 1920 – «Загадка Изидора Дюкасса»
  • 1921 – «Подарок»
  • 1922 – «Рэйография» («Поцелуй»)
  • 1923 – «Объект для уничтожения»
  • 1924 – «Скрипка Энгра»
  • 1926 – «Черное и белое»
  • 1932 – «Стеклянные слезы»
  • 1936 – «Обсерватория времени – Любовники»

Фильмы

  • 1923 – «Возвращение к разуму»
  • 1924 – «О чем мечтают юные фильмы»
  • 1924 – «Антракт»
  • 1928 – «Морская звезда»
  • 1929 – «Мистерии Замка Костей»
  • 1947 – «Сны, которые можно купить за деньги»

Художественные репродукции и фотографии Man Ray

Введение

В середине 1920-х годов в США активно обсуждалась роль фотографии. Был поставлен вопрос, может ли фотография быть чем-то большим, чем просто техническим средством для более точного воспроизведения реальности. До сих пор фотография пользовалась преимущественно научным, а вовсе не художественным приемом. Именно в этот момент Ман Рэй, переехавший в Париж в 1921 года начал использовать фотографию в радикально сюрреалистическом ключе. Для Ман Рэя фотография всегда была чем-то большим, чем просто техническим репродукционным материалом, хотя он впервые познакомился с ней как таковой. В ней он открыл многослойные, художественные выразительные средства. Важно добавить, что изначально он был художником, рисовальщиком и художником по объектам, которым он оставался до конца своей жизни, хотя фотография заняла видное место в его творчестве. Европейский авангард и их ультрасовременные техники презентации очаровывали его вместе с Марселем Дюшаном еще до отъезда из Нью-Йорка. Опытный во всех технических вопросах и счастливый попробовать что-то новое, он работал с аэрографом и раздражал нью-йоркский мир искусства картинами, которые больше нельзя было классифицировать.

Никто иной, как Андре Бретон, назвал его предсюрреалистом вскоре после его прибытия во Францию. От дедушки сюрреализма нельзя было получить более высокого комплимента. Изначально очень дадаистский, Ман Рэй порвал с приписываемыми ему одномерными ролями и предпочитал изобретать свои собственные. Среди его новых художественных форм выражения были Рентгенография, особая техника фотограммы, наряду с фотографическим процессом соляризации, который он разработал в XIX веке.30-х годов и долгое время держался в секрете. Ман Рэй был и оставался в своей собственной категории. Он отдавал предпочтение кросс-жанровым проектам. В фотографии, как и в кино, он видел новую возможность для художественного самовыражения. Импульс от его многослойной, увлекательной работы продолжает вдохновлять многих фотографов и художников и по сей день. Особенно показательно, что такие модные журналы, как «Harper’s Bazaar» или «Vu», в его время, уделяли Ман Рэю больше внимания, чем критики традиционно определяемой арт-сцены с жесткими категориями того времени.
В Париже его регулярно приглашали в качестве экспериментального фэшн-фотографа. Но он также научился делать серьезные портреты художников и авторов, таких как Гертруда Стайн, Джеймс Джойс или Эрнест Хемингуэй. Особое место в его творчестве ставших бессмертными фоторабот занимал не только он сам, но и две женщины, которые часто позировали для него: Кики и Ли Миллер. Ман Рэй превратил темноволосую, эротически чувственную Кики в женщину-скрипку в пьесе на мотив Энгра. Блондинка, классически строгая Ли Миллер, по сравнению с ней, часто изображалась как классическая красавица в виде статуи соляризации. Никогда нельзя забывать: эти образы, которые сегодня уже давно считаются классикой модернизма, когда-то приводили в ярость некоторых искусствоведов и намного опередили свое время. Не все еще понимали, в чем может заключаться выразительный потенциал фотографии. Чувство Ман Рэя к новаторскому композиционному решению и сюрреалистическим аналогиям между предметами нашло особое художественное выражение в его работах, в которых он брал мотив головы и умело выделял его на картине в сочетании с масками или другими предметами искусства.
Тем самым он довел контраст художественного и естественного до пика. Каплевидное изображение Кики также известно во всем мире. Он функционирует как фотогеничный, сюрреалистический рефлекс из глубин человеческого подсознания, реализованный на простейшем техническом материале, но с великолепно раздражающей и нарочитой искусственностью. Глаза Кики, которые можно в деталях увидеть на крупных гравюрах, сливаются со стеклянными слезами и искусственными ресницами в третий элемент, стоящий сам по себе. Приходится признать: творчество Ман Рэя принадлежит к великим и грандиозным моментам, запечатлевшим эстетический модернизм.

Стефан Рейснер

Био

27.08.1890 Родился как Эммануэль Рудницкий в Филадельфии, Пенсильвания, США
1897 Переезд в Вильямсбург, Бруклин, США
1908 г. Изучение искусства в Национальной академии дизайна и Лиге студентов-художников, Нью-Йорк, США
1912 Начало занятий искусством в Современной школе Нью-Йорка Центр Феррера, Нью-Йорк, США
1913 Вышла замуж за бельгийского поэта Адона Лакруа. 0011 1915 г. Первая встреча с Марселем Дюшаном в галерее New Yorker Daniel Gallery, Нью-Йорк
. 1919 Развод
1920 Основание Société Anonyme Inc. с помощью Марселя Дюшана и Кэтрин Дрейер, Ассоциации продвижения современного искусства в Америке
1921 Публикация New York Dada с Марселем Дюшаном
1921 Переезд в Париж, Hôtel des Ecoles, Монпарнас, Франция
1922 Первые портретные работы, в том числе Пикассо, Жорж Брак, Хуан Гри, Анри Матисс и др.

1922 Первая собственная студия, Париж, Франция
1922 Первые встречи с Кики де Монпарнас, моделью, музой и партнером
1930 Начало сотрудничества с Vogue и Harper’s Bazaar
1932 Возвращение в Нью-Йорк
1934 Первая встреча с Мерет Оппенгейм
1940 — 1951 Американский изгнанник
1946 Свадьба Джульет Браун
1951 Возвращение в свою студию в Париже после изгнания, Франция
1976 Умер в возрасте 86 лет в Париже, Франция.0005

Награды

Золотая медаль за фотографию, Биеннале, Венеция, Италия

Коллекции

Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, США
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Музей Людвига, Кельн, Германия
Коллекция Музея Орсе, Париж, США
Государственный музей, Амстердам, Нидерланды
Международный центр фотографии, Нью-Йорк, США

Галерея Тейт, Лондон, США
Museum Boijmans Van Beuningen, Роттердам, Нидерланды
Fonds Regional d’Art Contemporain (FRAC) Bourgogne, Дижон, Франция
Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия

Выставки

1974 Ман Рэй Изобретатель – Художник – Поэт, Культурный центр, Нью-Йорк, США
1973 Combattimento per un´Immagine, Galleria Civica d´Arte Moderna, Турин, Италия
1971 Autour du Bain Turc d´Ingres, Лувр, Париж, Франция
1964 Le Surréalisme, Галерея Шарпантье, Париж, Франция
Дада, Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
1958 Дада, Dokumente einer Bewegung, Kunstverein, Дюссельдорф, Германия
1951 Абстрактные картины и скульптуры в Америке, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
. 1948 Картины и скульптуры директоров Société 1920–1948, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США

1944 г. «Образы шахмат» , Галерея Жюльена Леви, Нью-Йорк, США 9.0011 1938 Международная выставка сюрреализма, Галерея изящных искусств, Париж, Франция
1936 Objets surréalistes, Galerie Charles Ratton, Париж, Франция
1935 Galerie Adlan, Барселона, Испания
Galerie des Cahiers d`Arts, Париж, Франция
1934 Лунд, Хамфрис и Ко, Лондон, Англия
1933 Exposition des Surréalistes, Galerie Pierre Colle, Париж, Франция
1933 Выставка зарубежной фотографии, Центр искусств, Нью-Йорк, США
1932 Выставка сюрреалистов, Галерея Жюльена Леви, Нью-Йорк, США
1931 Фотографии Ман Рэя, Канны, Франция
1929 Фотографические композиции, Центр искусств, Чикаго, США
1925 Галерея Гольц, Мюнхен, Германия
1925 г. Художник-сюрреалист, Galerie Pierre, Париж, Франция
. 1922 Салон Независимых, Париж, Франция
1920 Выставка картин американских модернистов, Загородный музей истории, науки и искусства, Лос-Анджелес, США
1919 Gallery Daniel, Нью-Йорк, США
1916 Черная вдова, Форум-выставка современных художников, Galerie Anderson, Нью-Йорк, США
1915 New Yorker Daniel Gallery, Нью-Йорк, США

Ретроспективы

2010 Беспристрастность, но не безразличие, Национальный центр искусств, Токио, Япония
2010 Псевдоним Ман Рэй: Искусство переосмысления, Еврейский музей, Нью-Йорк, США
2008 Беззаботный, но не равнодушный, Пинакотека, Париж, Франция
2008 Unbekümmert, aber nicht gleichgültig, Мартин Групиус Бау, Берлин, Германия
2008 Марсель Дюшан, Ман Рэй, Фрэнсис Пикабиа, Тейт Модерн, Лондон, США
2006 Дадаизм, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
2006 Мужские мужчины: портреты Ман Рэя, Галерея Забриски, Нью-Йорк, США
2006 Ман Рэй в эпоху электричества, Хантингтон, Нью-Йорк, США
2003 Портреты Ман Рэя, 1921–1939, Carosso Fine Art, Нью-Йорк, США

2002 Сюрреализм: Безграничное желание, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Ман Рэй | Американский фотограф и художник

Ман Рэй

Смотреть все медиа

Год рождения:
27 августа 1890 г. Филадельфия Пенсильвания
Умер:
18 ноября 1976 г. (86 лет) Париж Франция
Учредитель:
Societe Anonyme
Известные работы:
«Анемическое кино» «Виолон д’Энгрес» «Объект, подлежащий уничтожению» «Вернуться к разуму» «Подарок»
Механизм/стиль:
Дада Сюрреализм готовый

Просмотреть весь связанный контент →

Ман Рэй , настоящее имя Эммануэль Радницкий , (родился 27 августа 1890 г., Филадельфия, Пенсильвания, США — умер 18 ноября 1976 г., Париж, Франция), фотограф, художник и режиссер, который был единственным американцем, сыгравшим важную роль как в дадаистском, так и в сюрреалистическом движениях.

Сын еврейских иммигрантов — его отец был портным, а мать швеей — Радницкий вырос в Нью-Йорке, где изучал архитектуру, инженерное дело и искусство и стал художником. Уже в 1911 году он взял себе псевдоним Ман Рэй. В молодости он был постоянным посетителем галереи Альфреда Штиглица «291», где он знакомился с современными тенденциями в искусстве и рано получил признание в области фотографии. В 1915 году Ман Рэй познакомился с французским художником Марселем Дюшаном, и вместе они совместно работали над многими изобретениями и сформировали нью-йоркскую группу художников дадаизма. Как и Дюшан, Ман Рэй начал производить готовые коммерческие объекты, которые он называл произведениями искусства. Среди его самых известных реди-мейдов Дар (1921 г.), утюг с рядом кнопок, приклеенных к основанию.

В 1921 году Ман Рэй переехал в Париж и стал ассоциироваться с парижскими дадаистскими и сюрреалистическими кругами художников и писателей. Вдохновленный освобождением, продвигаемым этими группами, он экспериментировал со многими средствами массовой информации. Его эксперименты с фотографией включали в себя открытие того, как делать «бескамерные» снимки, или фотограммы, которые он назвал rayographs . Он делал их, помещая предметы прямо на светочувствительную бумагу, которую подвергал воздействию света и проявлял. В 1922 была опубликована книга его собранных рентгенограмм, Les Champs délicieux («Восхитительные поля»), с предисловием влиятельного дадаистского художника Тристана Цара, который восхищался загадочным качеством изображений Ман Рэя. В 1929 году со своей возлюбленной, фотографом и моделью Ли Миллер Ман Рэй также экспериментировал с техникой, называемой соляризацией, которая делает часть фотографического изображения негативной, а часть позитивной, подвергая отпечаток или негатив вспышке света во время проявления. Он и Миллер были одними из первых художников, которые использовали процесс, известный с 1840-х годов, в эстетических целях.

Ман Рэй также занимался модной и портретной фотографией и сделал практически полный фотоотчет о знаменитостях парижской культурной жизни 1920-х и 30-х годов. Многие из его фотографий были опубликованы в таких журналах, как Harper’s Bazaar , Vu и Vogue .

Ман рэй фото: Ман Рэй — 84 произведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх