Ман рэй художник: Ман Рэй — 84 произведения

Кто такой Ман Рэй и что такое Рэйография

В конце августа одному из самых влиятельных художников XX века Ману Рэю исполнилось бы 132 года. На примере пяти работ показываем, как он изменил фотографию и искусство.

Теги:

искусство

художники

Первого человечка на бумаге Ман Рэй нарисовал в три года. Поначалу его судьба складывалась довольно типично для художника — родители не принимали творческого начала в сыне и, хотя даже гордились его достижениями, не видели в этом будущего. «Некоторые родительские опасения передались и мне, но, несмотря ни на что, мое желание рисовать только росло», — вспоминает Ман Рэй в автобиографии.

Творческие эксперименты сделали Мана Рэя причастным к разным видам изобразительного искусства: фотограф, художник, режиссер, создатель объектов — он не ограничивался узкими рамками одной профессии и поражал многогранностью таланта.

В 1999 году журнал ARTnews включил Мана Рэя в список 25 самых влиятельных художников ХХ века, подчеркнув новаторство в области фотографии, визуального языка живописи, скульптуры, коллажа и редимейдов. Эксперты отметили, что Рэй во многом определил перформанс и концептуальное искусство.

«Объект для уничтожения», или «Неуничтожимый объект»

Важнейшие работы Мана Рэя относятся к 1920–1930-м годам: тогда Рэй жил в Париже и набирался идей кубизма, сюрреализма и дадаизма (не без помощи своего друга Марселя Дюшана). 

Так в 1923 году Ман придумал прикрепить маленькую фотографию женского глаза к маятнику готового метро­нома. И не абы какого глаза, а Ли Миллер — фотографа и возлюб­ленной, с которой художник расстался в 1932 году. Объект сопровождался инструкцией: «Вырежьте глаз из фотографии того, кого любили, но кого больше не видите. Прикрепите глаз к маятнику метронома и отрегулируйте его так, чтобы достичь нужного вам темпа. Дождитесь остановки маятника. Взяв в руки молоток, хорошенько прицельтесь и попробуйте разрушить конструкцию одним ударом». 

Спустя 34 года студенты похитили «Объект для уничтожения» с выставки в Париже и, отчасти следуя инструкции автора, уничтожили посредством выстрела. Выставка была застрахована, и автору предложили возместить стоимость метронома, на что Ман Рэй возразил: «…Заменить произведение искусства не так просто — страховщик же не будет предлагать холст, кисти и краски взамен картины». Художнику выплатили полную стоимость страховки. На эти деньги Ман Рэй сделал несколько авторских повторений работы, изменив название. Теперь это называлось «Неуничтожимый объект». «Я был доволен — с тем, что раньше не считалось искусством, теперь обращались как с любой другой настоящей картиной или скульптурой», — вспоминал Ман Рэй.

«Скрипка Энгра» 

Идиома «Скрипка Энгра» означает «непрофессиональное занятие», а точнее, бессмысленное растрачивание таланта. История связана с Жаном Огюстом Домиником Энгром — французским художником, живописцем и графиком. Получив художественное и музыкальное образование в раннем возрасте, он играл вторую скрипку в оркестре. Став знаменитым художником, Энгр не бросил это увлечение. Со временем выражение «скрипка Энгра» вышло за пределы Франции. 

Ман Рэй был поклонником творчества Энгра, и, помимо отсылки к идиоме, в фотографии прослеживается влияние картины Энгра «Купальщица Вальпинсона» (1808). Натурщицей выступила одна из самых известных моделей и муз художников «парижской школы» 1920-х годов Кики с Монпарнаса, с которой Рэй встречался несколько лет.

В мае 2022 года фоторабота «Скрипка Энгра» ушла с молотка за $12,4 млн на торгах Christie’s. Она побила все рекорды для фотообъекта и аукционные рекорды Мана Рэя.

Рэйография, или фотография без фотоаппарата 

Авторское направление фотографии, при котором предметы экспонируются на высокочувствительной бумаге, Ман Рэй придумал случайно. «…При свете красного фонаря накладывал стеклянный негатив на лист светочувствительной бумаги на столе, потом на несколько секунд включал свисавшую с потолка лампочку, а затем проявлял отпечатки», — вспоминал художник.  

На следующий день к нему заглянул поэт-дадаист Тристан Тцара и пришел в восторг от увиденных изображений. Он назвал их чистым образцом дада-творений. С помощью рэйографии Ман Рэй добился того же результата, которого добиваются художники, — снимки перестали восприниматься прямым отпечатком реальности, хотя, по сути, оставались им. Роль кисти и красок играли свет и химикаты. «…Эти изображения — зафиксированный химическими элементами окисляющийся осадок впечатления, авантюры, а не эксперимента. Они являются результатом любопытства, вдохновения, и эти работы не претендуют на то, чтобы передавать какую-либо информацию», — писал Ман Рэй. 

Через десять лет рэйография впервые проявилась во всей красе благодаря компании La Compagnie Parisiene de Distribution d’Électricité, которая пригласила Мана Рэя собрать рекламный буклет Electricité. В него вошли десять уникальных рэйографий. «Было решено приготовить особый подарок клиентам, интересующимся искусством, которые смогли бы наглядно оценить маркетинговые усилия компании», — вспоминала в одном из интервью Ли Миллер. Коллаборация показала, что имя приглашенного художника влияет на продвижение бренда.

«Черное и белое»

Переехав из Нью-Йорка в Париж в 1921 году, он сотрудничал с Lanvin, Chanel and Schiaparelli, просто чтобы финансировать свою студию, но даже на коммерческих проектах работал в полную силу. 

Первый заказ пришел от Поля Пуаре, одного из ведущих дизайнеров города, — Ман Рэй сделал знаменитые портреты молодой Пегги Гуггенхайм в сверкающем платье. Затем художник перенес в коммерческие проекты собственные художественные методы: в историю вошел снимок 1935 года, на котором при помощи соляризации Рэй запечатлел модель в вечернем платье Schiaparelli из сатина. 

В 1999 году Жан Поль Готье сделал реверанс художнику в кампейне аромата Classique — прямой отсылке к работе Мана Рэя «Черное и белое», где муза автора Кики де Монпарнас наклонила голову с африканской маской в руках. 

Проекты Мана Рэя во многом предопределили вектор развития фэшн-фотографии — он не отказывался от художественных амбиций в угоду форме (и тем более пожеланиям заказчика). Используя принципы и визуальные приемы высокого искусства в коммерческой съемке, Ман Рэй стал одним из нескольких мостиков, соединивших искусство с модной индустрией, и остался в фэшне благодаря обложкам Vogue, Vanity Fair, Harper’s Bazaar. 

Ман Рэй — портретист 

Отношение к фотографии художник описывал так: «Я фотографирую не натуру, а свое воображение. Вместо обычного пейзажа предпочитаю взять свой носовой платок, повертеть его, как захочу, и сфотографировать так, как нравится». Дюшан, Пикассо, Дали, Джойс, Хемингуэй — лишь некоторые из героев его фотографий (и по совместительству друзья). 

Первые портреты Мана Рэя — он фотографировал отца европейского дадаизма Тристана Тцара — в 1922 году появились в Vanity Fair. Вскоре редакция стала включать работы нашего героя в постоянную колонку «Номинанты Зала славы». Так, на полосах журнала оказались портреты Пабло Пикассо, Джеймса Джойса и Гертруды Стайн, для которого она позировала в своем знаменитом салоне, но мы остановимся на самом любопытном снимке.

Знакомьтесь — Рроз Селяви, альтер эго Марселя Дюшана, от имени которой он писал стихи и всячески эпатировал публику. Многие ошибочно приписывают идею женского образа дадаисту — на деле именно Ман Рэй предложил другу надеть платье и снял три портрета трех совершенно разных Рроз. 

На этом снимке мы видим женщину в небольшой модной шляпке с графическим орнаментом, без украшений, в пальто с кокетливо приподнятым меховым воротником. Эта игривая поза — стандарт рекламных постеров и глянцевых журналов. Дадаисты любили делать пародии на поп-культурных героев и явления, как бы отнекиваясь от высокого искусства и высмеивая клишированность массового.

Мотив метаморфоз Дюшана — Рроз демонстрирует в том числе изменения, происходящие в сфере публичной культуры и рекламы, создающих новую визуальность ХХ века, основанную на чувственной эстетике. Именно женский образ займет ключевую позицию в сюрреализме и зарождающейся культуре потребления. 

Аналогов работ Мана Рэя не найти даже в рамках многоликого модернизма: он использовал обычные вещи в необычных комбинациях, превратил обычную фотографию в предмет сюрреалистического искусства и мимоходом вывел фэшн-съемки на новый уровень. Главным препятствием фотографа всегда была неподатливая реальность, но Ману Рэю удалось ее укротить и придумать особый мир, образы из которого до сих пор работают в моде и рекламе.

Выставка Ман Рей. Портреты – Афиша-Музеи

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курганинск,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Цитаты Ман Рэя

Оригинал — это творение, движимое желанием. Любое воспроизведение оригиналов мотивировано необходимостью. Удивительно, что мы единственный вид, который создает беспричинные формы. Творить — божественно, воспроизводить — человечно».
— Ман Рэй

У меня никогда не было цели записывать свои мечты, только решимость воплотить их в жизнь.
— Мэн Рэй

Творцу нужен только один энтузиаст, чтобы оправдать его».
— Ман Рэй

Конечно, всегда найдутся те, кто смотрит только на технику, кто спрашивает «как», а другие, более любопытные, будут спрашивать «почему». Лично я всегда предпочитал вдохновение информации».

— Ман Рэй

Я рисую то, что нельзя сфотографировать, то, что исходит из воображения, или из сновидений, или из бессознательного влечения».
— Мэн Рэй

Я фотографирую то, что не хочу рисовать, то, что уже существует».
— Ман Рэй

Одно из удовольствий гения — его сила воли и упрямство.
— Ман Рэй

Все критики должны быть убиты. ”
— Мэн Рэй

Не называйте это моим именем. Это просто документы, которые я делаю».
— Ман Рэй

Для меня художник если не самый полезный, то наименее вредный член нашего общества.
— Ман Рэй

  • Время обсерватории: Влюбленные

  • Загадка Исидора Дюкасса

  • Черно-белый

  • Поцелуй

  • Стеклянные слезы

  • Подарок

  • Пять фигурок

  • Эмак Бакиа

  • Вольер

  • Я не вижу (Женщину), спрятанную в лесу

  • Отъезд лета

  • Космическое письмо (Автопортрет)

  • Уравнение Шекспира

  • Электричество

  • Отъезд лета

  • Скрипка Энгра

  • Электричество

  • Молитва

  • Нью-Йорк

  • Объект для уничтожения

Ман Рэй | Американский фотограф и художник

Man Ray

Смотреть все медиа

Дата рождения:
27 августа 1890 г.
Филадельфия Пенсильвания
Умер:
18 ноября 1976 г. (86 лет) Париж Франция
Основатель:
Анонимное общество
Известные работы:
«Анемическое кино» «Виолон д’Энгрес» «Объект, подлежащий уничтожению» «Вернуться к разуму» «Подарок»
Механизм/стиль:
Дада Сюрреализм готовый

Просмотреть весь связанный контент →

Man Ray , настоящее имя Эммануэль Радницкий (родился 27 августа 1890, Филадельфия, Пенсильвания, США — умер 18 ноября 1976, Париж, Франция), фотограф, художник и кинорежиссёр, единственный американец, сыгравший главную роль в как дадаизм, так и сюрреалистическое движение.

Сын еврейских иммигрантов — его отец был портным, а мать швеей — Радницкий вырос в Нью-Йорке, где изучал архитектуру, инженерное дело и искусство и стал художником. Уже в 1911 году он взял себе псевдоним Ман Рэй. В молодости он был постоянным посетителем «29 лет» Альфреда Штиглица.

1», где он познакомился с современными тенденциями в искусстве и рано получил признание в области фотографии. В 1915 году Ман Рэй познакомился с французским художником Марселем Дюшаном, и вместе они совместно работали над многими изобретениями и сформировали нью-йоркскую группу художников дадаизма. Как и Дюшан, Ман Рэй начал производить готовые коммерческие объекты, которые он называл произведениями искусства. Среди его самых известных реди-мейдов — The Gift (1921), утюг с рядом кнопок, приклеенных к основанию.

Викторина «Британника»

Сможете ли вы сопоставить эти малоизвестные картины с их художниками?

В 1921 году Ман Рэй переехал в Париж и стал ассоциироваться с парижскими дадаистскими и сюрреалистическими кругами художников и писателей. Вдохновленный освобождением, продвигаемым этими группами, он экспериментировал со многими средствами массовой информации. Его эксперименты с фотографией включали в себя открытие того, как делать «бескамерные» снимки, или фотограммы, которые он назвал

rayographs . Он делал их, помещая предметы прямо на светочувствительную бумагу, которую подвергал воздействию света и проявлял. В 1922 была опубликована книга его собранных рентгенограмм, Les Champs délicieux («Восхитительные поля»), с предисловием влиятельного дадаистского художника Тристана Цара, который восхищался загадочным качеством изображений Ман Рэя. В 1929 году со своей возлюбленной, фотографом и моделью Ли Миллер Ман Рэй также экспериментировал с техникой, называемой соляризацией, которая делает часть фотографического изображения негативной, а часть позитивной, подвергая отпечаток или негатив вспышке света во время проявления. Он и Миллер были одними из первых художников, которые использовали процесс, известный с 1840-х годов, в эстетических целях.

Ман Рэй также занимался модной и портретной фотографией и сделал практически полный фотоотчет о знаменитостях парижской культурной жизни 1920-х и 30-х годов. Многие из его фотографий были опубликованы в таких журналах, как Harper’s Bazaar , Vu и Vogue .

Ман рэй художник: Ман Рэй — 84 произведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх