Мартин мункачи три мальчика на озере танганьика – Три мальчика на озере Таганьика

Три мальчика на озере Таганьика

Мартин Мукачи: Люсиль Броко, Harper’s Bazaar, 1933

«Думай, когда снимаешь», — так озаглавит свою выставку в Harper’s Bazaar Мартин Мукачи. Его умный подход к гламурной фотографии произвел революцию в фотоискусстве. В работах Мартина сочетались неожиданные места, непривычные ракурсы съемки и нестандартные ситуации. Фотографии Люсиль Броко, бегущей по пляжу, и фотография Лени Рифеншталь на горнолыжной трассе укрепили его репутацию «фотографа в движении». Свое видение работы фотожурналиста Мартин Мукачи изложил еще в самом начале карьеры: «Суметь увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди не замечают — это теория фоторепортажа. А суметь в следующую тысячную секунды сфотографировать увиденное — это уже практическая сторона фоторепортажа». В 1940-м году Мартин Мукачи подписал контракт с Harper’s Bazaar на 100 000 USD (≈ 1 500 000 USD сегодня) и стал самым высокооплачиваемым фотографом того времени.

Мартин Мукачи: Лени Рифеншталь, Vanity Fair, 1934

Свой знаменитый снимок «Три мальчика на озере Танганьика» Мартин Мункачи сделал в 1930-м году. Эта работа произвела неизгладимое впечатление на молодого французского художника Анри Картье-Брессона. «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени», — писал Картье-Брессон много лет спустя, — «И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».

История снимка запутана. Мункачи якобы сфотографировал сцену на озере Танганьика в 1930-м году во время выполнения задания в Африке для немецкого журнала BIZ. Тем не менее, его редакционным заданием была съемка в Либерии, что в 6 000 километров от озера. Чтобы добавить путаницы, фотографию иногда называли «Либерия, 1930», а в переводах даже «Таганьика, Либерия, 1930». Поскольку этот снимок не вписывался в остальную серию, в BIZ он не был опубликован. Фотография увидела свет позднее, в 1931-м году, во французском журнале Arts et Métiers Graphiques.

После смерти фотографа в 1963 году его имя оказалось почти забытым. Этому способствовал отказ американских музеев принять коллекцию его снимков. В итоге многие из его ранних фотографий были утеряны.

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

iconicphotos.ru

Мартин Мункачи (Martin Munkácsi) | Блогер alfa-omega на сайте SPLETNIK.RU 24 марта 2014

Имя Мартина Мункачи / Martin Munkacsi, безусловно, занимает весьма существенную главу в истории мировой фотографии по причине его колоссального вклада в фотографию Европы и Америки. Мункачи является одним из самых великих фотографов XX столетия. Благодаря ему были сформированы основные черты современной фотожурналистики. Он объединил журналистскую точность с эстетическими стандартами. В фэшн-фотографии он произвел революцию. Освободил фотографов от студийных границ, а моделей — от фиксированных поз. Он реализовал свежие идеи и создал новые образы. В фотографию, которая до него была статичной, он привнес жизнь. Он оказал существенное влияние на последующие поколения фотографов, и среди них такие имена, как Анри Картье-Брессон и Ричард Аведон.  

Мартин Мункачи (Мартон Мермельштейн) родился в 1896 году Колошваре (Австро-Венгрия) в небогатой семье. Отец Мартина работал маляром и подрабатывал фокусником. Уже в 16 лет Мункачи оставил родительский дом и уехал в Будапешт, где начал работать репортером. Публиковал интервью и очерки о людях. Однажды, как он сам вспоминает, ему потребовалась иллюстрация для заметки о похоронах. Так он начал заниматься фотографией. И спустя некоторое время Мартин Мункачи становится весьма популярным фоторепортером и спортивным фотографом.  В то время фотографии спортивных мероприятий  можно было сделать только при ярком свете на открытом воздухе. Инновацией Мункачи было то, что он делал спортивные фотографии из нескольких снимков. Мункачи признавался, что на его конечных фотографиях иногда видно лишь часть оригинального снимка. Все это требовало как художественного, так и технического мастерства.

Вратарь, 1928

Вратарь, 1928

Вратарь, 1928

Берлин, 1928

Большим легендарным прорывом Мункачи была случайная фотография уличной драки. Эти фотографии повлияли на исход судебного процесса над обвиняемым убийцей, что прославило Мункачи. Известность помогла ему устроиться на работу в Берлине в 1928 году в Berliner Zeitung Illustrirte , где впервые был опубликован известный снимок гоночного мотоцикла, проезжающего с брызгами через лужу. Он также работал для модного журнала Die Dame .

Мужчина на мотоцикле, 1929

1930-е

1928

Лени Рифеншталь, 1931

Больше, чем спорт и моду, он фотографировал берлинцев, богатых и бедных, которые занимались разнообразной деятельностью.

1929

Летний лагерь, 1929

1930

Карштадт, Германия

Веселье на пляже, Берлин, 1930

Прыжок терьера, 1930

«Опереточная субретка Рози Барсони в своем восхитительном гротескном танце», около 1932

«Танцевальный дуэт Тибора вон Хэлмея и Евы Зильт», около 1931

«Прекрасная осень: последние теплые лучи солнца», около 1929

1930

Лицо, 1930

1929

Отражение в зеркале мотоцикла, Берлин, 1930

1929

Веселье во время перерыва на кофе 

Ванная комната

Фотография фигуристки

Германия, 1929

Он побывал в Турции, Сицилии, Египте, Лондоне, Нью-Йорке, Либерии и других странах, фото которых публиковалось в Berliner Zeitung Illustrirte . В объектив его камеры попадали люди разных социальных слоев и национальностей, он снимал на улицах, пляжах, фермах, аэропортах.

Париж

Турция, 1929

«Каирский бедуин скачет галопом возле египетских пирамид», около 1929 

Танцующие в Севилье, 1930

Грета Гарбо на отдыхе, 1932

Палермо, Сицилия, 1927

Рио де Жанейро, 1932

Рабочие на кофейной плантации, Бразилия, 1932

Мадрид, 1931

Свой самый знаменитый снимок «Три мальчика на озере Танганьика» он сделал во время одного из путешествий по Ливии. На фото видны изящные силуэты трех черных мальчиков на фоне белого прибоя в то время, когда они бегут к воде. Снимок передает чувство волнения и свободы.

Именно это фото произвело неизгладимое впечатление на Картье-Брессона: «Внезапно я осознал, что фотография позволяет в одном мгновении запечатлеть вечность. Этот снимок – единственный, который повлиял на меня. Здесь так много напряжения, спонтанности, радости жизни, удивления, что даже сегодня он все ещё продолжает шокировать меня. Я не мог поверить, что такая вещь могла быть поймана камерой. Я сказал: "Черт побери!", взял свою камеру и вышел на улицу».

Ричард Аведон под впечатлением от произведений Мукачи создал знаменитый снимок «Женщина с зонтиком». И это не единственный пример вдохновения, подаренного Мункачи другим фотографам.

Мартин Мункачи, 1934

Ричард Аведон

В 1934 году из-за распространения нацизма Мункачи иммигрировал в США, где получил должность главного редактора журнала «Harper’s Bazaar». С тех пор Мункачи начал работать в жанре фэшн-фотографии. Среди его моделей были такие знаменитости как Кэтрин Хепберн, Лесли Ховард, Джин Харлоу, Джоан Кроуфорд, Джейн Расселл, Луи Армстронг и многие другие.

Фрэд Астор, 1936

Джин Харлоу, 1938

Дорис Дюк и ее муж Джеймс Кромвел, 1939

Ключевым моментом в творчестве Мартина Мункачи является движение. Движение во всех его проявлениях. Наверное, именно любовь к движению и — безусловно! — понимание его сущности и сделали его талантливым спортивным фоторепортером. Над темой движения он продолжал работать и тогда, когда занялся фэшн-фотографией. Во время съемки он предпочитал фотографировать естественное положение моделей, а не стационарные, искусственные позы; вынуждал моделей много двигаться, чтобы найти и поймать нужное мгновение, наиболее выразительное, ту самую «тысячную долю секунды», то мгновение, которое для обычных людей незаметно, но фотограф обязан увидеть. Однако мастерство фотографа не исчерпывается только этим. Сначала увидеть, а «в следующую тысячную секунды — запечатлеть это мгновение». 

Однако, к большому сожалению, к концу своей жизни фотограф стал невостребованным и был забыт обществом. Он умер в бедности в Нью-Йорке 13 июля 1963 года.

После смерти Мартина Мункачи  основные американские музеи по непонятной причине отказались принять в дар его творческое наследие, и в результате имя фотографа оказалось неоправданно забытым на несколько десятилетий. Работы разошлись по всему миру, и большая часть архива оказалась утерянной. И в настоящее время существует лишь два места, где сосредоточено наибольшее количество его фоторабот — архив Ullstein в Берлине и коллекция профессора F.C. Gundlach, которая хранится в Доме фотографии/Haus der Photographie в Гамбурге. 

В последние годы интерес к творчеству Мартина Мункачи возрос, выставки-ретроспективы проходят во многих странах мира, а мастера считают одним из самых великих фотомастеров XX века.

Женщина с велосипедом, 1938

Harper’s Bazaar, 1935

В воздухе, Harper's Bazaar, 1935.

1936

Фото для Harper’s Bazaar, 1936

Harper's Bazaar, 1935

Фрида Кало и Диего Ривера

Париж, 1961

"New Look" Cristian Dior, Площадь Согласия, Париж, август 1947 г.

Парашютист, 1935-45

Люсиль Брокау на Лонг-Айленд, Harper’s Bazaar, 1933

1930

www.spletnik.ru

фотограф Мартин Мункачи - Martin Munkacsi

Родился Мартин Мункачи - Martin Munkacsi 18 мая 1896 г. в Венгрии.
В 16 лет Мартин покинул отчий дом, перебрался в Будапешт и начал там свою карьеру как поэт и пишущий журналист. Публиковал интервью и очерки о людях. Однажды, как он сам вспоминает, ему потребовалась иллюстрация для заметки о похоронах. Так он начал заниматься фотографией. И спустя некоторое время Мартин Мункачи становится весьма популярным фоторепортером и спортивным фотографом.




Имя Мартина Мункачи / Martin Munkacsi, безусловно, занимает весьма существенную главу в истории мировой фотографии по причине его колоссального вклада в фотографию Европы и Америки. Мункачи является одним из самых великих фотографов XX столетия. Благодаря ему были сформированы основные черты современной фотожурналистики. Он объединил журналистскую точность с эстетическими стандартами. В фэшн-фотографии он произвел революцию. Освободил фотографов от студийных границ, а моделей — от фиксированных поз.


В 1930 году Мартин сделал знаменитый снимок «Три мальчика на озере Танганьика», который произвел неизгладимое впечатление на молодого французского художника Анри Картье-Брессона. «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени», — писал Картье-Брессон много лет спустя, — «И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».

Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика 1930

Ключевым моментом в творчестве Мартина Мункачи является движение. Движение во всех его проявлениях. Наверное, именно любовь к движению и — безусловно! — понимание его сущности и сделали его талантливым спортивным фоторепортером. Над темой движения он продолжал работать и тогда, когда занялся фэшн-фотографией. Во время съемки он предпочитал фотографировать естественное положение моделей, а не стационарные, искусственные позы; вынуждал моделей много двигаться, чтобы найти и поймать нужное мгновение, наиболее выразительное, ту самую «тысячную долю секунды», то мгновение, которое для обычных людей незаметно, но фотограф обязан увидеть. Однако мастерство фотографа не исчерпывается только этим. Сначала увидеть, а «в следующую тысячную секунды — запечатлеть это мгновение».









Fred Astaire on his Toes, 1936




«Опереточная субретка Рози Барсони в своем восхитительном гротескном танце»,1932












Frida Kahlo & Diego Rivera by Martin Munkacsi






Greta Garbo on vacation,1932










Люсиль Брокау на пляже. Лонг-Айленд,Harper’s Bazaar, декабрь 1933
























«День Потсдама». Выстуление немецкой армии. Потсдам 21 марта 1933


katia-lexx.livejournal.com

Мартин Мункачи - Великие и известные фотографы - ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА и ФОТОГРАФИИ - Каталог статей - Media-Shoot - кино и фото искусство

ОТ АВТОРА САЙТА

Мартин Мункачи - это один из самых высокооплачиваемых фотографов по репортажной и спортивной съёмке. В движение он вводит понятие эмоциональности. Его слова: "Думай в то время, как снимаешь", - были оплодом его успеха. Про его знаменитую фотографию «Три мальчика на озере Танганьика» Картье-Брессон сказал: "Вечность в одно мгновение". В основном фотографировал на открытом воздухе

PHOTOISLAND.NET

Один из самых талантливых фотографов XX века Мартин Мункачи (Martin Munkacsi, 1896-1963) начал заниматься фотографией в Будапеште начале 1920-х годов. В 1928 году он переехал в Германию, где работал фотографом для крупных берлинских изданий. Свое видение работы фотожурналиста он изложил в самом начале своей карьеры: «Суметь увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди не замечают — это теория фоторепортажа. А суметь в следующую тысячную секунды сфотографировать увиденное — это уже практическая сторона фоторепортажа». И этот теоретический постулат он претворял в жизнь в течение всей своей карьеры.

Около 1930 года Мартин Мункачи сделал знаменитый снимок «Три мальчика на озере Танганьика», который произвел неизгладимое впечатление на молодого французского художника Анри Картье-Брессона. «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени», — писал Картье-Брессон много лет спустя, — «И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».

После прихода к власти Гитлера Мункачи эмигрирует в США. Он много работает, его фотографии печатаются в ведущих американских журналах. Его любимая тема — движение во всевозможных видах. Даже работая на журналы мод, он заставлял своих моделей постоянно двигаться, наблюдая за ними, ловя свою «тысячную долю секунды». Так, например, снимая пляжный костюм, он совсем замучил модель, заставив ее бегать взад-вперед по пляжу. Он оказал большое влияние на многих американских фотографов — в частности Ричард Аведон и Юджин Смит писали, что работы Мункачи служили для них вдохновением.

После смерти фотографа в 1963 году его имя оказалось почти забытым. Этому способствовал абсолютно непонятный отказ американских музеев принять коллекцию его снимков. В итоге многие из его ранних фотографий были утеряны. В последнее время интерес к работам Мартина Мункачи возрастает, по всему миру проходят ретроспективные выставки этого талантливого венгерского фотографа.

МАРТИН МУНКАШИ

Виртуозно владел искусством отображения движения. Оживил статичную фотографию начала двадцатого века. Во многом определил основные принципы современной фотожурналистики и фэшн-фотографии.

Имя Мартина Мункаши/Martin Munkacsi, безусловно, занимает весьма существенную главу в истории мировой фотографии по причине его колоссального вклада в фотографию Европы и Америки. Мункаши является одним из самых великих фотографов XX столетия. Благодаря ему были сформированы основные черты современной фотожурналистики. Он объединил журналистскую точность с эстетическими стандартами. В фэшн-фотографии он произвел революцию. Освободил фотографов от студийных границ, а моделей — от фиксированных поз. Он реализовал свежие идеи и создал новые образы. В фотографию, которая до него была статичной, он привнес жизнь. Он оказал существенное влияние на последующие поколения фотографов, и среди них такие имена, как Анри Картье-Брессон и Ричард Аведон.

Родился Мартин Мункаши (Marton Mermelstein) 18 мая 1896 г. в Венгрии, в г. Колошвар/Клаузенбург в небогатой семье. Его отец был маляром, иногда подрабатывал как фокусник. Фамилию Mermelstein семья сменила на Мункаши по причине усиления антисемитизма в обществе. В 16 лет Мартин покинул отчий дом, перебрался в Будапешт и начал там свою карьеру как поэт и пишущий журналист. Публиковал интервью и очерки о людях. Однажды, как он сам вспоминает, ему потребовалась иллюстрация для заметки о похоронах. Так он начал заниматься фотографией. И спустя некоторое время Мартин Мункаши становится весьма популярным фоторепортером и спортивным фотографом.

В 1927 г. Мартин отправляется в Берлин, который в то время являлся европейским издательским центром. Там фотограф стремительно достигает популярности и в последующие годы создает множество серий и обложек для таких изданий, как Berliner Illustrirte Zeitung (BIZ, уже тогда тираж достигал 1 млн экз.), Koralle и Die Dame (немецкое издание моды), Uhu, Vu, Modern Photography.

После прихода к власти Гитлера Мартин Мункаши покидает Берлин и эмигрирует в США. В 1934 г. он прибывает в Нью-Йорк и получает приглашение от Кармель Сноу, главного редактора журнала Harper’s Bazaar. Она предложила ему попробовать себя в фэшн-фотографии. И это открыло новую главу в его творчестве.

После смерти Мартина Мункаши 13 июля 1963 г. основные американские музеи по непонятной причине отказались принять в дар его творческое наследие, и в результате имя фотографа оказалось неоправданно забытым на несколько десятилетий. Работы разошлись по всему миру, и большая часть архива оказалась утерянной. И в настоящее время существует лишь два места, где сосредоточено наибольшее количество его фоторабот — архив Ullstein в Берлине и коллекция профессора F.C. Gundlach, которая хранится в Доме фотографии/Haus der Photographie в Гамбурге.

 В творчестве Мартина Мункаши особо следует отметить фотографию «Мальчики, бегущие к прибою на озере Танганьика», сделанную около 1930 г. во время его командировки в Либерию (также встречается немного упрощенное и неточное название — «Три мальчика на озере Танганьика»). Она уже давно выступает в роли знаковой, поскольку постоянно цитируется в различных источниках. Причина достаточно уникальна.

Именно эта фотография произвела глубокое впечатление на молодого Анри Картье-Брессона. Именно в ней можно увидеть его будущий стиль. Вот как сам Картье-Брессон вспоминает о своих впечатлениях: «Внезапно я осознал, что фотография позволяет в одном мгновении запечатлеть вечность. Этот снимок — единственный, который повлиял на меня. Здесь так много напряжения, спонтанности, радости жизни, удивления, что даже сегодня он все еще продолжает шокировать меня». Эти слова были сказаны в 1977 г. Более того, Картье-Брессон полагает, что именно этот снимок положил начало его карьере как фотографа: снимок был «как искра, из которой возгорелось пламя».

Фотография «Три мальчика» не оставила равнодушным и Ричарда Аведона. Она поразила его так, что в 1950 г. вдохновила на создание известного снимка молодой женщины с зонтиком, перепрыгивающей через лужу. Творчество Мартина Мункаши вдохновляло и другого известного фотографа — Юджина Смита. Некоторые стилистические мотивы можно обнаружить в работах Брюса Вебера и Херба Ритца.

Ключевым моментом в творчестве Мартина Мункаши является движение. Движение во всех его проявлениях. Наверное, именно любовь к движению и — безусловно! — понимание его сущности и сделали его талантливым спортивным фоторепортером. Над темой движения он продолжал работать и тогда, когда занялся фэшн-фотографией. Во время съемки он предпочитал фотографировать естественное положение моделей, а не стационарные, искусственные позы; вынуждал моделей много двигаться, чтобы найти и поймать нужное мгновение, наиболее выразительное, ту самую «тысячную долю секунды», то мгновение, которое для обычных людей незаметно, но фотограф обязан увидеть. Однако мастерство фотографа не исчерпывается только этим. Сначала увидеть, а «в следующую тысячную секунды — запечатлеть это мгновение».

 Мартин Мункаши много работал и обращался к самым различным тематическим областям. Для своего времени он был одним из самых высокооплачиваемых фотографов. Так, например, журнал Ladies’ Home Journal заключил с ним один самый выгодный на тот момент фотографический контакт на создание серии «How America Lives». В период 1940–1946 гг. он запечатлел повседневную жизнь различных слоев общества Америки в период Второй мировой войны.

Безусловно, слагаемые успеха — различны. Но самое важное для создания хорошей фотографии, по мнению самого фотографа, заключается в том, что нужно «обладать идеей — духовной и интеллектуальной концепцией, понимать, что в этой фотографии вы хотите сказать». Более того, свое жизненное кредо, творческие принципы он выразил в лаконичном девизе — «Думай, пока снимаешь!» (Think while you shoot!). Для фотографов многих поколений эта фраза стала хрестоматийной. И такой она останется навсегда.

(Владимир НЕСКОРОМНЫЙ, главный редактор журнала Foto&Video. Портфолио Мартина Мункаши опубликовано в Foto&Video №3, 2007.)

Источник: http://www.foto-video.ru/search/?q=%E0%ED%F0%E8

media-shoot.ru

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) | Блогер alfa-omega на сайте SPLETNIK.RU 22 марта 2014

«Я, как и многие другие дети, попал в мир фотографии с камерой Brownie-box, которую использовал для сохранения воспоминаний о летних каникулах. ... Но постепенно передо мной открывались все новые и новые стороны фотографии. Когда я начал думать о том что фотографирую, глупым картинкам с выходных и фотографиям друзей пришел конец. Я стал серьезным. Я чувствовал, что в моей жизни что-то вот-вот должно произойти и старался понять что именно».

Так начинает свою коротенькую автобиографию самый знаменитый фотограф XX века Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson). В начале его жизненного пути не было ничего необычного. Будущий великий фотограф родился 22 августа 1908 года в небольшом городке Шантлу недалеко от Парижа. Когда ему было пять лет, он познакомился со своим дядей Луи, одаренным художником. В рождественские каникулы 1913 года дядя привел Анри в свою студию. «Здесь я ощутил атмосферу живописи; казалось даже воздух пропитан полотнами», - вспоминал он свои детские ощущения. И хотя два года спустя дядя Луи погиб, его уроки определили всю дальнейшую жизнь мальчика – он решил стать художником.

В 1927 году 19-летний Картье-Брессон поступил в частную школу скульптора и художника-кубиста Андре Лота. У молодого человека были противоречивые воспоминания о своем учителе. С одной стороны он говорил что Лот, сам того не ведая, научил его «фотографировать без фотоаппарата» и заразил «вирусом геометрии». С другой стороны, слишком строгий и требовательный учитель раздражал упрямого ученика и после службы в армии он решил не возвращаться: «Я покинул студию Лота потому что не хотел пропитаться этим школярским духом», - говорил он, - «Я хотел быть собой. Передо мной стояли весьма важные цели: заняться живописью и изменить мир».

Дьепп, Франция, 1927

Видимо стремясь поскорее выполнить свою миссию, в 1931 году Картье-Брессон уезжает в Африку в Кот-д’Ивуар (другое, более романтичное название - Берег Слоновой Кости). Поездку трудно назвать успешной: с живописью не ладилось, первые фотографические опыты тоже ничего хорошего не предвещали; вдобавок ко всему он заболел лихорадкой едва не стоившей ему жизни. Анри даже написал инструкцию о своих похоронах и послал ее своему деду. Молодой художник пожелал быть похороненным в Нормандии, на опушке леса, под звуки музыки струнного квартета Дебюсси. В ответ он получил письмо от дяди: «Твой дед сказал, что все это чересчур дорого. Лучше бы ты сначала вернулся во Францию». На этот раз внук решил послушаться.

Во Франции Картье-Брессон некоторое время проходил курс лечения в Марселе. Он продолжил заниматься фотографией, впервые стал задумываться о ней как о профессии. Последней каплей оказался знаменитый снимок венгерского фотожурналиста Мартина Мункачи «Три мальчика на озере Танганьика».

«Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени», — писал Картье-Брессон много лет спустя, — «И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».

Там же в Марселе молодой фотограф впервые взял в руки фотоаппарат Лейка, с тех пор на сорок с лишним лет ставший «продолжением его глаза». Он бродил по марсельским улицам, выискивая достойные снимка сцены. «Это не были спокойные прогулки, это была напряженная работа», - писал он, - «Моим главным желанием было поймать в одном изображении основной смысл возникшей сцены. Мне тогда даже в голову не приходила мысль делать фоторепортажи, то есть рассказывать истории в нескольких фотографиях. Только позже, глядя на работы моих друзей по профессии, на иллюстрированные журналы, и работая для них, я понемногу научился их снимать».

Марсель, 1932

Франция, Йер, 1932

Париж, 1932

Вылечившись Картье-Брессон отправился в путешествие по странам Европы, а позднее побывал в Мексике и США. Уже в 1932 году состоялась первая выставка его фотографий в Нью-Йорке, несколько позднее в Мадриде, а в 1934– в Мехико. 

Марокко, 1933

Испания, Севилья, 1933

Испания, Аликанте, 1933

Испания, Мадрид, 1933

Салерно, Италия, 1933

Сиена, Италия, 1933

Флоренция, Италия, 1933

Италия, 1933

 

Мексика, 1934

Мексика, 1934-1935

Мексика, 1934

В 1935 году в США он с треском провалил задание журнала "Harper's Bazaar» снять коллекцию модной одежды: гений фоторепортажа обнаружил полную неспособность руководить моделями. В это же время он пробует свои силы в кинематографе, сначала в США в сотрудничестве с фотографом Полем Стрэндом, потом во Франции под руководством знаменитого кинорежиссера Жана Ренуара. Картье-Брессон продолжает фотографировать, но особого успеха на этом поприще не добивается. Тем не менее, его стиль начинает вырисовываться. В 1937 году был опубликован его первый фоторепортаж, сделанный в Великобритании во время коронации Георга VI. Интересный факт: этот репортаж не содержал ни одной фотографии августейшей особы!

Лондон, Гайд Парк, 1937

Лондон, коронация Георга IV, 1937

С началом Второй Мировой Войны Картье-Брессон вступает в армию, а в июне 1940 года попадает в плен. Следующие 35 месяцев он проводит в лагере для военнопленных, где выполнял «тридцать два вида грязной, неквалифицированной работы», делая это «насколько возможно плохо и медленно». Он бежал с третьей попытки, по фальшивым документам пробрался в Париж и стал участником Сопротивления. Он фиксировал события времен оккупации и освобождения Франции от фашистских захватчиков, суды над предателями, возвращение французских солдат и военнопленных. О военнопленных он рассказал также в фильме «Возвращение» («Le Retour») который снял по заданию американской службы военной информации.

Франция, Эльзас, Мост около Страсбурга,  1944

Германия, Дассау 1945

В 1947 году Картье-Брессон стал одним из основателей фотоагентства «Магнум» («Magnum Photos»). Самым деятельным, предприимчивым и целеустремленным (да и самым знаменитым) из первых членов был Роберт Капа, ставший его первым директором. Картье-Брессон на всю жизнь запомнил отповедь, которую Капа ему устроил, когда он попробовал подражать Ман Рею: «Тебе не место среди сюрреалистов. Будь фотожурналистом. Иначе ударишься в маньеризм. Оставь сюрреализм в сердце, приятель. Прекрати скулить и принимайся за работу».

США, Нью-Йорк, Брукли, 1946

США, Луизиана, писатель, 1946

США, Нью-Йорк, Бруклин,  кафе, 1947

Нью-Йорк, Манхэттен, 1947

США, Нью-Джерси, 1947

США, Лос-Анджелес, 1947

США, Миссисипи, 1947

США, Нью-ЙОРК, Гарлем, 1947

США, Масачусетс, Бостон, 1947

Трудно себе представить, что такое преуспевающие объединение фотографов-документалистов, каковым является «Магнум» в наши дни, в конце 1940-х годов едва сводило концы с концами. Чего только не делали его основатели, чтобы помочь своему детищу – чтобы добыть денег на зарплату секретаршам Роберт Капа даже играл на скачках. Но благодаря реальной помощи, которую агентство оказывало своим членам, а также громким именам и таланту основателей, «Магнум» развивался необычайно быстро и эффективно и вскоре достиг финансовой независимости.

Фотографы агентства разделили земной шар на «сферы влияния» и Картье-Брессону досталась Азия. Репортажи сделанные им в странах получивших или борющихся за независимость - Индии, Китае, Индонезии – сделали его фотожурналистом мирового масштаба. Всеобщая слава пришла к маэстро после ряда выставок в Европе и Америке в начале 1950-х годов; в 1955 году состоялась первая персональная выставка Картье-Брессона в Париже и не где-нибудь, а в Лувре, до тех пор остававшихся одним из немногих музеев закрытых для фотографии.

Кашмир, 1947

Пекин, 1948

Индия, 1947

Индия, 1949

Индия,1950

Индия, 1966

Индонезия, 1949

В 1952 году вышла в свет первая книга фотографа «Решающий момент». Книга включала 126 фотографий отобранных мастером из уже достаточно большого архива, но, может быть, самым главным было предисловие, в котором он рассказывал о себе и своей работе. В качестве эпиграфа он взял фразу кардинала Ретца жившего в XVII веке: «В этом мире нет ничего, что бы не имело своего решающего момента». Это понятие стало ключевым в его теории фотографии, практически синонимом его имени. «Фотографирование», - писал он, - «это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении».

Картье-Брессон дважды был в СССР – в 1954 и 1972 годах. Результатами стали фотоальбомы «Москвичи» (1955) и «О России» (1974). Его российские работы встретили довольно спокойные отзывы: «Эта вполне доброжелательная книга состоит совсем не из одних шедевров, но все снимки, опубликованные на ее страницах, отражают фотографическое кредо автора», - писал о «Москвичах» Валерий Генде-Роте. Сам фотограф выразил свое отношение еще более определенно: отбирая в начале XXI века снимки для своего официального портфолио он не оставил ни одной фотографии из России.

Москва, 1954

Россия, Владимировская область, 1972

Баку, 1972

Иркутск, 1972

Москва, 1972

Ленинград, 1973

В конце 1960-х, начале 1970-х годов в жизни Картье-Брессона происходят большие перемены. Он выходит из состава «Магнум», разводится со своей первой женой и женится на Мартине Франк (Martine Franck), талантливом фотографе, одной из немногих женщин в составе «Магнума». В 1972 году Мартина, которая была на 30 лет моложе мужа, родила ему дочь Мелани. Но самым важным стало решение маэстро оставить фотографию. Существует легенда, что около 1968 года его друг, известный художественный критик и издатель Эжен Териад сказал фотографу: «В фотографии ты сделал все, что мог. Сказал все, что должен был сказать, и тебе более нечего доказывать. Пойти дальше того чего достиг ты бы не смог, затем споткнулся бы, стал повторяться и превратился в окаменелость. Тебе нужно вернуться к живописи и рисунку». Послушался ли фотограф своего издателя или, что более вероятно, пришел к этому самостоятельно мы, скорее всего, никогда не узнаем. Так или иначе, к середине 1970-х годов его верная «Лейка» оказалась запертой в сейфе, а сам маэстро с тех пор занимался живописью и графикой.

Лишь изредка хозяин открывал сейф и «выводил» камеру на прогулку. Его друг Хельмут Ньютон – видимо самый знаменитый фотограф в жанре модной и эротической фотографии – любил рассказывать, как во время их совместной прогулки Анри вдруг неожиданно достал фотоаппарат и стал снимать что-то совершенно непонятное. Из-за возраста его рука была слаба и дрожала; было очевидно, что снимки получатся нерезкими. «Резкость - буржуазный предрассудок», - проворчал Картье-Брессон в ответ на замечание товарища. «Буржуазный предрассудок. … Божественно!» - умилялся Ньютон.

В 2003 году фотограф вместе с женой и дочерью создал «Фонд Анри Картье-Брессона», главная задача которого – сохранение и распространение его наследия. Он умер менее чем год после этого, 3 августа 2004 года, не дожив трех недель до своего 96-летия. После смерти его имя обрастает все новыми и новыми легендами, его называют гением, величайшим фотографом XX века, а сам XX век – эрой Брессона. На его фотографиях, книгах, идеях выросло несколько поколений фотографов – и сколько их еще впереди!

Париж,  воскресенье на лодке на реке Марне,1938

Жан-Поль Сартр, 1946

Анри Матис, 1951

Италия, Абруццо, 1951

Турция, Стамбул, 1964

Торчелло, 1953

Париж, Сена, Понт-Неф, 1951

Франция, Сена, 1955

Париж, Сена, 1953

Париж, Сена,  1956

США, Миссури, Железнодорожная станция, 1957

Италия, Неаполь, 1960

Мерилин Монро, 1961

Греция, 1961

Франция, Прованс, 1951

Франция, 1954

Франция, Бургундия, 1955

Франция, Британь, 1956

Франция, Прованс, 1962

Франция, Бри, 1968

Коко Шанель, 1964

Мадам Ланвин, 1945

Кристиан Диор, Париж, 1953

Кристобаль Баленсиага,  1968

Сан-Франциско, 1960

Париж, 1969

Ноги Мартины, 1967

Нидерланды, 1956

Ирландия, 1952

Ирландия, 1962

Испания, 1953

Мексика, 1962

Венгрия, 1964

США, Нью Джерси, 1964

Матера, Италия 1973

США, Нью-Джерси, 1975

Франция, Париж, Сад Тюильри, 1976

www.spletnik.ru

Творчество Анри Картье-Брессона. Часть 1: humus — LiveJournal


Анри́ Картье́-Брессо́н (фр. Henri Cartier-Bresson) (22 августа 1908 — 3 августа 2004) — французский фотограф, один из выдающихся фотографов XX века, фотохудожник, отец фоторепортажа и фотожурналистики.
Армения. Гости в деревне на озере Севан. 1972


Матерью Анри была Марта Ле Вердьер (девичья фамилия), а отцом — Андре Картье-Брессон.
Альберто Джакометти (итал. Alberto Giacometti, 10 октября 1901, Боргоново, Стампа, Швейцария — 11 января 1966, Кур, Швейцария, похоронен в Боргоново) — швейцарский скульптор, живописец и график, сын художника, один из крупнейших мастеров XX века.

Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье, родом из департамента Уаза, и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити.
На гонках Ле Манн. 1966

Взаимоотношения начались, когда городская семья Брессонов поручила уход за своими детьми членам сельской семьи Картье. Позже два сына Картье (одного из них звали Анри) поступили учениками к Брессону — и, в конце концов, женившись на дочерях своего шефа, вошли в долю предприятия. Совместный бизнес двух семей процветал, и имя «Картье—Брессон» стало в начале XX-го века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток.
Танец баронг, Батубулан, Бали, Индонезия 1949

22 августа 1908 года у Марты и Андре Картье-Брессонов рождается первенец. В память о дедушке с отцовской стороны, Анри Картье, мальчику (старшему из пяти детей) дают имя Анри.
Брюссель, 1932

Живописью он интересовался с юности. В декабре 1913 года Анри познакомился со своим дядей Луи, художником, который ввел его в мир искусства. К сожалению, дядя умер в 1915 году, но Анри продолжал следовать его советам. Он учился в ателье художника Андре Лота. Выдающаяся фотография Картье-Брессона во многом обязана его образованию как художника и графика.
Каир, 1950

В 1930 году, после начала обучения живописи и графике, он отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решил посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили несколько снимков, сделанных Эженом Атже и Андре Кертесом, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи в 1929-м или 1930 году, на котором изображены трое чернокожих людей, голышом бросающиеся в волны озера Танганьики (Танзания).
Кристиан Диор, Париж, 1953

Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно писал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!». В том же году в Марселе он приобрел новинку тогдашнего рынка, фотоаппарат фирмы Leica — лёгкую 35-миллиметровую камеру, позволившую наконец ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность.
Конни-Айленд 1946

В 1947 году Картье-Брессон со своими коллегами Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром (англ.), Джорджем Роджером (англ.), Марией Айснер (англ.), Биллом Вандивартом и Ритой Андиверт основывает содружество фотожурналистов — агентство «Магнум фото» (Magnum Photos).
Коронация Георга VI, Лондон, 1937

В 1954 году музей Лувр организовал свою первую выставку фотографий, и это были работы Картье-Брессона. Он выставлял свои работы в самых известных галереях и музеях мира. Издано множество книг, в которых опубликованы его фотографии, в основном сопровождаемые анализом их художественных достоинств.
Дессау, Германия, апрель1945

Женат Анри Картье-Брессон был дважды:
с 1937 по 1967 годы на Ратне Мохини, танцовщице, приехавшей из Джакарты
с 1970 года на фотографе Мартине Франк, которая родила ему дочь Мелани.
Вперед, Китай 1958


Умер 3 августа 2004 года в Montjustin (Альпы Верхнего Прованса, Франция).
Нью Йорк, 1947.

Уильям Фолкнер

Парикмахерская, Рим, 1951

День Бастилии, Париж, 1936

Севилья, Испания,1944

Париж,1954

Гринфилд, Индиана. 1960

Италия, 1951

Без подписи



humus.livejournal.com

предвосхитив Анри Картье-Брессона — Российское фото

Продолжаем публикацию авторских колонок и представляем первый материал автора колонки об уличной фотографии Екатерины Елизаровой.

Каждый, кто хоть немного интересуется историей фотографии, знает имя великого Анри Картье-Брессона. Его именуют основоположником репортажа и автором парадигмы «честной фотографии», его «Воображаемую реальность» перечитывают снова и снова, им восхищаются, ему пытаются подражать. Но мало кто знает, что в свое время вдохновило Брессона. Речь идет о снимке фотографа Мартина Мункачи, сделанном в 1930 году.


Мартина Мункачи называли виртуозом движения. Считается, что именно он оживил статичную фотографию начала ХХ века.

«Три мальчика на озере Танганьика» — так называется один из самых известных снимков Мартина Мункачи и это именно тот кадр, который поразил молодого художника Брессона.

— Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени, — вспоминал Анри Картье-Брессон много лет спустя, — И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него.

Помимо Мартина Мункачи, Брессон признавал влияние Андре Кертеша и Эжена Атже. Но именно данная работа Мункачи действительно несет в себе предпосылки будущего стиля Брессона. Та же четкость композиции, та же искренность момента, пойманного в миг своей кульминации...

На мой взгляд, это удивительная история о живом и открытом воображении творческого человека, для которого всего один кадр стал толчком к блестящему будущему. Расскажите, были ли в вашей жизни снимки, которые когда-то вдохновили вас или стали прообразом вашего собственного стиля? Как вы думаете: мир узнал бы великого фотографа Брессона, если бы молодому художнику Анри не попался бы кадр Мартина Мункачи?

rosphoto.com

Мартин мункачи три мальчика на озере танганьика – Три мальчика на озере Таганьика

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх